Упражнение 195 — гдз русский язык 3 класс. канакина, горецкий. учебник часть 1

Упражнение 195 - гдз русский язык 3 класс канакина учебник часть 1

Родственные слова к слову «соль»

Однокоренные существительные

С помощью суффиксов образуем новые слова, обозначающие предмет:

  • солёность
  • солонина
  • солонка
  • солончак
  • солонец (засоленная почва; озеро или ключ с соленой водой);
  • солянка
  • солоноватость.

Некоторые имена существительные имеют отглагольное происхождение и образуются по схеме:

соль →  солить → засолить →- засол →  засолка.

Перечислим отглагольные существительные:

  • соление (процесс засолки);
  • соленье (пищевой продукт);
  • недосол
  • пересол
  • посол
  • просол
  • засолка
  • рассол
  • рассольник

Множество слов этой части речи связаны с добычей соли из недр земли и дальнейшей очисткой от примесей. Они имеют сложный морфемный состав:

  • соледобыча
  • соледобытчик
  • солевар
  • солеварение
  • солепромышленность

и пр.

Однокоренные прилагательные

Однокоренные слова этой части речи образуем суффиксальным способом от существительных и прилагательных:

  • солёный
  • несоленый
  • солёненький
  • соляной
  • солоноватый
  • солевой
  • бессолевой
  • солончаковый
  • засолочный
  • рассольный

В морфемном составе сложных прилагательных укажем корень -сол-:

  • слабосоленый
  • солянокислый
  • солено-сладкий
  • горько-соленый
  • малосольный
  • солеваренный

Однокоренные глаголы

Процесс посола пищи называет глагол «солить», от которого с помощью приставок образуем множество однокоренных глаголов:

  • засолить
  • посолить
  • досолить
  • просолить
  • пересолить
  • насолить
  • недосолить
  • присолить.

Рубинчик Людмила Ивановна

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№195 учебника 2011-2022 (стр. 105):

Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов — это однокоренные слова.

о? а?

   С..лить, с..лёный; к..рмить, к..рмушка; б..льной, заб..леть; д..лёкий, д..леко; м..лчать, м..лчун; в..рить, в..ренье; ск..зать, переск..зать; с..сновый, с..сна.

е? и? я?

   Св..тить, св..тильник; п..сьмо, зап..сать; пч..линый, пч..ла; уд..влять, уд..вительный; з..рно, з..рновой; пл..сать, пл..сунья.

  • Подберите для каждого однокоренного слова проверочное.
  • Запишите однокоренные слова так: сначала проверочное, затем проверяемые слова. Выделите в них корень.

О б р а з е ц. (Соль) солить, солёный.

№195 учебника 2023-2024 (стр. 99):

Прочитайте. Озаглавьте текст.

  Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха1 быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

В. Бианки

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Выделите в тексте три части соответственно плану:
  1. Одинокий скворечник.
  2. Прощальная песенка.
  3. В далёкий путь.

Напишите изложение текста по плану.

№195 учебника 2011-2022 (стр. 105):

Слова являются однокоренными, если у них общий корень по буквам и смыслу.

Ответ

№195 учебника 2011-2022 (стр. 105):

Все пары слов являются однокоренными, поскольку у них  общий корень по буквам и смыслу.

(Корм) кормить, кормушка; (боль) больной, заболеть; (дальний) далёкий, далеко; (молча) молчать, молчун; (вар) варить, варенье; (сказка) сказать, пересказать; (сосны) сосновый, сосна.

(Свет) светить, светильник; (письма) письмо, записать; (пчёлы) пчелиный, пчела; (диво) удивлять, удивительный; (зёрна) зерно, зерновой; (пляска) плясать, плясунья.

№195 учебника 2023-2024 (стр. 99):

Заголовок: Прощальная песня.

Тема: скворцы перед перелётом.

Главная мысль: Скворцы прощаются с родным домом.

Выделим три части:

Одинокий скворечник.

   Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.

Прощальная песенка.

   Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха1 быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.

В далёкий путь.

   Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.

Скворчи́ха — 3 слога, 9 букв, 9 звуков.

  с  — звук согл., глухой парный, твёрдый парный;

  к  — звук согл., глухой парный, твёрдый парный;

  в  — звук согл., звонкий парный, твёрдый парный;

  о  — звук гласный, безударный;

  р  — звук согл., звонкий непарн., твёрдый парный;

  ч  — звук согл., глухой непарн., мягкий непарный;

  и  — звук гласный, ударный;

  х  — звук согл., глухой непарн., твёрдый парный;

  а  — звук гласный, безударный.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Корень слова «соль»

Чтобы определить, какой корень в слове «соль», сначала выясним часть речи, к которой оно принадлежит.

Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?

Оно сочетается с местоимениями и прилагательными:

  • она, моя соль;
  • поваренная соль.

Выявленные грамматические признаки покажут, что это неодушевленное существительное женского рода. Сначала выясним его словоизменительную морфему — окончание:

  • щепотка (чего?) соли;
  • еда (с чем?) с солью;
  • узнать (о чём?) о соли.

Сравнив грамматические формы существительного, определим, что оно имеет нулевое окончание в начальной форме именительного падежа единственного числа. Все слово представляет собой корень. В этой значимой части заключён общий смысл однокоренных слов.

Соль — это белое вещество в виде кристаллов, которое является пищевой добавкой с характерным острым вкусом. 

Итак, в морфемном составе этого слова имеются всего две значимые части:

соль — корень/окончание.

В русском языке с этим корнем существуют слова разных частей речи.

Проверь себя

Номер 1.

Прочитайте. Объясните, как найти в данных словах указанные в скобках части слова.

Позвонит (приставка). Снежок (корень). Медвежонок (суффикс). Гроза (окончание).

Ответ:

Чтобы найти в слове ПОЗВОНИТ приставку, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: позвоню, позвонил, значит, окончание –ит-.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: звоню, звонишь: корень –ЗВОН-.3. Оставшаяся часть слова, стоящая перед корнем – приставка.

Чтобы найти в слове СНЕЖОК корень, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: снежка, снежку, окончание нулевое.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: снег, снежный: корень –СНЕГ-.

Чтобы найти в слове МЕДВЕЖОНОК суффикс, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: медвежонку, медвежонка, окончание нулевое.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: медведь, медвежий, медведица: корень –МЕДВЕЖ-.3. Оставшаяся часть слова, следующая за корнем — суффикс.

Чтобы найти в слове ГРОЗА окончание, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: грозы, гроз, грозе, окончание –а-.

Номер 2.

Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.

Ответ:

Родственные слова — слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Данные слова имеют только одинаковые корни, но значение у них различное.Вязать — соединять вместе, связывать.Вязкий — липкий, склизкий, клейкий.
Значит, у этих слов только один признак родственных слов. Поэтому они не являются однокоренными.

Номер 3.

Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

1. Берег, берега, береговой, побережье.
2. Дальний, синий, зимний, соседний.
3. Солнце, пальто, облако, весна.

Ответ:

1. Лишнее слово — береговой, потому что это имя прилагательное, а остальные слова — имена существительные.
2. Лишнее слово — синий, потому что не имеет суффикса, как другие слова: дальний, синий, зимний, соседний.
3. Лишнее слово — пальто, потому что оно не изменяемое.

Номер 4.

Прочитайте. В какие группы по составу можно объединить данные слова? Объясните выбор каждой группы слов.

    Белый, побелеть, белизна, голубенький, покраснеть, желтизна, беленький, жёлтый.

Ответ:

Нарисуйте схему состава выделенного слова и подберите другое слово с таким же составом.

Ответ:

: синенький.

Номер 5.

Объясните, в каком порядке вы будете разбирать по составу слова подоконник, снежинки, пришкольный.

Ответ:

1.Определить часть речи, чтобы понять – изменяемое слово или нет.
2.Найти окончание через подбор форм слова.
3.Выделить основу – это часть слова без окончания.
4.Подобрать однокоренные слова, чтобы найти корень.
5.Часть слова перед корнем будет приставкой.
6.Часть слова после корня будет суффиксом.Подоконник, снежинки, пришкольный.

Номер 6.

Прочитайте. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями.

а) «маленькая узкая дорога»;
б) «тот, кто строит дороги»;
в) прилагательное к слову дорога;
г) «трава, растущая вдоль дороги».

Ответ:

а) дорожка;
б) дорожник;
в) дорожный;
г) подорожник.

Номер 7.

Прочитайте. Назовите слово.

    Приставка, суффикс и окончание те же, что и в слове подберёзовик, корень — как в слове осинник.

Ответ:

Под + осин + ов + ик + = подосиновик.

Конец страницы

Переход на другие страницы

Информация на этой странице была полезной?

3.9

5
(
31

голос
)

Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: