Капалуха — астафьев в.п

Определи основную мысль произведения капалуха какая пословица

В. Астафьев. Капалуха (стр. 70-72) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке – тепло, при матушке – добро.

Мать высоко руку подымет, да не больно опустит.

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Птица рада весне, а младенец – матери.

-Встреча мальчиков с капалухой закончилась тем, что ребята поняли, что не стоит беспокоить птицу, отошли от гнезда, капалуха смогла вернуться к гнезду и продолжить высиживание птенцов.

— Почему ребята отошли от гнезда?

— Они поняли, как важны для капалухи ее птенцы, как она их любит и беспокоиться о них, как заботливо она относиться к своим будущим птенцам, как бесстрашно птица способна защищать свое гнездо. Капалуха сама выщипала себе перья на животе, чтобы согревать будущих птенцов своим теплом, неподвижно сидела на яйцах так что у нее затекли крылья – все это она делала ради своих птенцов. Их приход напугал птицу. Ребята почувствовали сострадание к разгневанной, испуганной и отчаявшейся матери.

— Что ребята вынесли после этой встречи?

— После этой встречи и объяснения учителя, ребята поняли, что надо бережно относиться к природе. Нельзя подходить близко к гнездам, пугать и беспокоить птиц, нельзя мешать им высиживать потомство. Каждое живое существо любит свое потомство, заботится о нем.

— Верно говорит народная мудрость, материнская молитва со дна моря вынимает.

План рассказа о моем любимце.

У меня дома живет кошка Мурка. Мурка – мой любимец и мой друг. Ей уже 6 лет, она взрослая кошка, у нее уже были котята.

Мурка серая короткошерстная кошка, британской породы, шерсть очень густая. Глаза у моей кошки голубые, мордочка широкая, ушки маленькие. Когда она смотрит на меня снизу вверх, кажется, что она улыбается. Мурка очень ласковая кошка, любит забраться ко мне на колени и поурчать.

Однажды Мурка потерялась, мы оставили дверь машины приоткрытой, когда возвращались с дачи, а Мурка выбежала. Ее не было целый день, мы уже развесили объявления по району, очень переживали. На следующее утро Мурка вернулась, она сидела у подъезда, как ни в чем не бывало. Когда увидела меня, подняла хвостик и заурчала, как будто извинялась за свое отсутствие. Через пару месяцев у Мурки родились 4 котят. Мы были очень рады. Оказывается, известны случаи в истории, что самое большое количество котят, родившееся у кошки — 14.

Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие – к рассказам?

М.Пришвин «Моя Родина» — воспоминания о реальных событиях. И.Соколов-Микитов «Листопадничек» и В.Бианки «Мышонок Пик» — сказки. В.Белов – «Малька провинилась», «Еще про Мальку» — рассказы. Б.Житков «Про обезьянку» — рассказ. В.Астафьев «Капалуха» — рассказ. В.Драгунский – «Он живой и светится» — рассказ. Рассказы могут быть основаны на реальных событиях, а также в них может присутствовать вымысел автора. произведения раздела «Люби живое?» объединяет любовь к природе и к животным.

К. Паустовский «Заячьи лапы»,

В.Бианки «Лесные разведчики», «Лесная газета»

Эрнест Сетон-Томпсон «Лобо», «Чинк», «Виннипегский волк»,

М.Пришвин «Курица на столбах», «Синий лапоть», «Сметливый беляк», «Выскочка», «Ребята и утята»,

В.Чаплина «Фомка – белый медвежонок»

Л.Толстой «Лебеди», «Как волки учат своих детей», «Птичка», «О муравьях»,

Г.Скребицкий «Длиннохвостые разбойники», «Заботливая мамаша», Ф.Залтон «Бемби»,

Дж. Даррелл «Моя семья и другие животные».

Источник

пятница, 22 января 2021 г.

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 101-102.

Капалухой называют самочку глухаря. Это название могло появиться потому, что свои гнёзда капалухи роют в земле, под корнями. То есть, копают их.

Ребята нашли гнездо капалухи на просеке, возле небольшого бугорка, поросшего черничником. Оно пряталось под корнями. Ребята захотели поесть вкусных ягод и наткнулись на гнездо.

Рассказчик почувствовал испуг, ведь он знал, что капалуха высиживает кладку, и он боялся, как бы ребята её не разорили. Он не сразу заметил гнездо, и чуть не наступил на него.

Выражения помогают чётко понять чувства рассказчика, от удивления до растерянности и испуга.

Мальчик бесцельно предложил взять яйца из кладки. Рассказчик попытался заставить мальчика понять, что так поступать нельзя.

Мальчик совершенно не думал об окружающей среде и птице, а рассказчик относился к ней как к живому, и старался сберечь.

Птицу переполняли разные чувства. Она, естественно, боялась людей, потревоживших её. Но и гневалась на незваных гостей. А больше всего переживала за будущих птенцов. И это переживание заставляло её забыть о страхе.

О самоотверженной любви капалухи говорят строки об её голом животе, с которого она выщипала пух, чтобы всё тепло доставалось яйцам.

Капалуха, точно также как Малька, была готова пожертвовать всем и даже жизнью ради детей. Она такая же мать.

Мальчики не стали трогать птичье гнездо. Они весело убежали прочь. Кажется, что ребята поняли, почему нельзя трогать птиц и других диких животных, беззащитных перед человеком. Их отношение к природе изменилось.

Рассказ заканчивается счастливо. Капалуха успокаивается, её гнездо осталось целым. Она затихает, но остается готовой вновь встать на защиту птенцов.

Автор хотел этими строками подчеркнуть силу материнской любви.

Главная мысль рассказа: Мы в ответе за сохранность природы, окружающего мира, всех живых существ на планете.

Источник

Ответы

«душа печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…». действительно, душу печорина можно назвать «засохшей». безусловно, были причины для того, что­бы душа героя очерствела, стала нечувствительна к чужим страданиям. более того, печорин в ряде случаев, где-то вольно, где-то невольно, стал причи­ной несчастий других людей. попробуем разобраться в поведении героя и в причинах, заставляющих его совершать то, что он совершает.

он разжалован, снова отправляется на кавказ, за­тем некоторое время путешествует и, возвращаясь из персии домой, умирает. вот такая судьба. но за это время он много пережил сам и повлиял на жизнь многих людей. надо сказать, влияние это бы­ло не из лучших: он разрушил много человеческих судеб — княжны мери лиговской, веры, бэлы, грушницкого… возникает вопрос: делает ли печо­рин это специально, или это у него выходит произ­вольно?

печорин — человек неординарный, умный, обра­зованный, сильный волей, храбрый. кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, печо­рин не может удержаться на одном месте, в одной об­становке, в одном окружении. не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть да­же с той, в которую влюблен? через некоторое время его одолевает скука, и он начинает искать чего-то но­вого.

его поиски часто оканчиваются плачевно для дру­гих. печорин записывает в своем дневнике: «… тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше дей­ствует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума…».

печорина не прельщает такая судьба, и он дей­ствует. действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. то есть поступает как эгоист. и в этом его трагедия. но печорин не один виноват в этом. печорин, объяс­няясь с мери, рассказывает: «…такова была моя участь с самого детства. все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились…».

«все» — это общество, которое мешало онегину и ленскому, которое ненавидело чацкого, а теперь пе­чорина. так печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он «хоронил лучшие свои чувства в глу­бине сердца, там они и умерли».

итак, с одной стороны, неординарный, умный чело­век, с другой стороны, эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни. он — «злой гений» и в то же время жертва общества. в дневнике печорина мы чи­таем: «…первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чув­ство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». так вот что для него любовь — всего лишь удовлетворение соб­ственного честолюбия! а как же его любовь к вере — она такая же? отчасти да, между печориным и ве­рой стояла преграда — вера была замужем, и это привлекало печорина, который стремился, как ис­тинный борец, преодолевать все препятствия. неиз­вестно, как повел бы себя печорин, если бы этой пре­грады не было…

но эта любовь к вере, однако, больше, чем просто игра. вера была единственной женщиной, которую печорин любил по-настоящему, а вера знала и люби­ла печорина не вымышленного, а печорина настоя­щего, реального, со всеми его достоинствами и недос­татками, со всеми его пороками. «я бы тебя должна ненавидеть… ты ничего не дал мне, кроме страда­ний», — говорит она печорину. но она не может его ненавидеть. следовательно, печорин способен на глу­бокое чувство. однако эгоизм берет свое: все люди, находящиеся вокруг печорина, отворачиваются от него. в разговоре он как-то признается своему другу вернеру: «думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе». вот она, его трагедия, траге­дия его судьбы, его жизни.

надо сказать, в своем дневнике печорин это призна­ет. анализируя свою жизнь, он пишет: «.. я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…».

и как результат — его одиночество: «…и не оста­нется на земле ни одного существа, которое бы поня­ло меня совершенно».

таким образом, мы видим, что печорин отчасти под влиянием общества очерствел, и его «засохшая» душа принесла ему самому страданий не меньше, чем тем, людям, с которыми он столкнулся.

Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

Так зовут птицу, что является самкой глухаря.

Такое слово пришло с карельского языка от «копала», которое означает «глухо».

2. Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

Гнездо птицы было обнаружено ребятами случайно.

Мальчики гнали скот на пастбище, дорога к которому проходила сквозь лесной просек.

Там они обнаружили бугорок с кустом черники.

А прямо на просеке, в корнях дети увидели гнездо.

Рассказчик от испуга чуть не наступил на него.

Но, к счастью, этого не произошло.

Ребята увидели, что в гнезде лежит четыре яйца.

Они хотели забрать их, но заметили, что птица начала сильно волноваться.

Мальчики узнали, что отчаянная мать даже пожертвовала пухом на своём животике, чтоб согреть будущих детей.

Это вызвало у них сожаление и уважение к капалухе.

Поэтому они отказались от своей затеи.

А птицу сравнили со своей мамой, которая тоже всегда о них заботится.

Следующая пословица

В произведении «Капалуха» говорится о том, как ребята нашли гнездо глухарки.

Я составила следующие вопросы по произведению Астафьева В. «Капалуха»:

1) Как охотники называют самку глухаря (глухарку)?

2) Как выглядело гнездо глухарей?

3) Сколько яиц было в гнезде?

4) Каким цветом были яйца глухарей, какой их размер?

5) Как вела себя капалуха, когда ребята подошли к гнезду?

6) Почему у капалухи был голый живот и выщипан пух?

7) Чему вас научил рассказ «Капалуха»?

Почему мальчики ушли от гнезда, не тронув яйца глухарки?

9) Как бы вы поступили, увидев гнездо птицы в лесу?

10) Как повела себя капалуха, когда ребята ушли.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
angre­ n
более года назад

В рассказе Виктора Астафьева «Капалуха» простая история о том, как деревенские мальчишки пошли в лес и увидели гнездо глухарки, в Сибири их зовут капалухами. Они согнали птицу и хотели ради забавы забрать яйца, но потом увидели, что птица выщипала на брюшке пух, видна была кожа. Все для того, чтобы яйцам было теплее. Один мальчишка сравнил птицу со своей мамой, которая отдаёт своим детям все, да капельки. Они не тронули гнездо, птица вернулась высиживать яйца.

  1. Как в Сибири называют глухарку?
  2. Где дети нашли гнездо?
  3. Как повела себя птица?
  4. Почему у Капалухи было голое брюшко?
  5. С кем сравнили дети птицу?
  6. Почему они не забрали яйца?
  7. Чему учит этот рассказ?
  8. Как бы ты поступил, найдя гнездо птицы?

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Илта
более года назад

К этому трогательному и в тоже время интересному рассказу Виктора Астафьева я бы задала такие допустим вопросы:

Почему автор назвал свое произведение именно «Капалуха»?

Что значит слово «Капалуха»?

Где все происходит?

Куда шёл учитель с ребятами?

Куда гнали скот?

Что нашли дети и хотели сделать с этим?

Сколько яиц было в гнезде и какого цвета?

Что сказал учитель детям?

Как выглядела птица и почему у неё был живот без перьев?

Какой урок из всего вынесли школьники?

Чему учит данное произведение Астафьева?

Как бы вы поступили на месте учителя и ребят?

Почему самка глухаря называется не глухарка, а капалуха?

комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Пучег­ лазик
более года назад

«Капалуха» — рассказ сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева. Как всегда, в своих рассказах Виктор Петрович пишет о себе, своём детстве и свой нелёгкой жизни. Юность Астафьева прошло в период Великой Отечественной войны, он видел и испытал на себе всю тягость тех дней. Все произведения Виктора Астафьева наполнены жизненной мудростью, добром и верой. И рассказ «Капалуха» не стал исключением. Он повествует о том, как деревенские мальчишки нашли гнездо Капалухи — самки глухаря и размышляли над роли мамы в жизни людей и птиц. Я бы задал следующие вопросы:

Сербские поговорки с матом

Пословицы о воспитанности на татарском

Пословицы о хлебе презентация

Илья пророк в воду пописал пословица

Пословицы к лисичкин хлеб

Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.

Я думаю, что главная мысль, которую автор хотел донести читателю это то, что материнская любовь – самая крепкая и искренняя на свете.

Ведь настоящая мать готова жертвовать собой ради благополучия ребёнка.

Она всем сердцем и душой переживает за его судьбу.

Только мама может прочувствовать своё дитя на расстоянии.

Мама всегда оберегает и заботится о детях всеми своими силами и возможными методами.

В данном случае такой самоотверженной матерью выступает капалуха.

Страшно представить, какие эмоции она испытала, когда увидела опасность в лицах людей.

Её сердце чуть ли не выскочило из груди.

Этот рассказ учит ценить животный мир, их чувства и переживания.

А также осознавать, что его нужно оберегать и заботиться о его благополучии.

Делать добро всегда приятно!

Литературное чтение

Капалуха

(в сокращении) В. Астафьев

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки, да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников. У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.

— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

— Зачем?

— Да так!

— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!

Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель…

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

  1. Какую птицу охотники называют капалухой? Подумай, откуда появилось такое название.

  2. Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них эта находка?

  3. Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Как ты думаешь, помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга»?

  4. Прочитайте с другом беседу рассказчика с мальчиком и сравните их реплики.

    Мальчик: «Возьмём!», «Да так!».

    Рассказчик: «Зачем?», «А что будет с капалухой?».

    Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

  5. Найди эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как ты понимаешь смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»? Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитай их внимательно. Чем капалуха напоминает тебе Мальку из рассказа Белова?

  6. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
  7. Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир». Найди информацию о птицах в нём. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».

  8. Перечитай последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев? Что этим хотел сказать автор?

  9. Определи основную мысль произведения. Обоснуй своё мнение.

Советы маленьким школьникам

1) Подумайте, о чём бы вы хотели рассказать.

Какова тема вашего произведения (о маме, весне, зиме, каникулах, празднике, поездке в лес, купании в речке)?

2) Определите героев вашего рассказа.

3) Подумайте, какой случай произошёл с вашими героями.

4) Какие поступки они совершили? Объясните их поступки и поведение.

5) Выскажи ваше мнение: кто из героев понравился и почему?

Пример рассказа для 2 класса

Мы с моими двумя друзьями очень ждали наступлением зимних каникул.

Петя и Вася рассказали мне, что хотят построить настоящую крепость из снега и играть в снежки.

Как раз выпало много снега и мы решили, что это будет в субботу.

Мы оделись потеплее и начали строить крепость.

Прошло много времени и мы очень устали, но всё-таки достроили крепость.

Но тут, откуда не ждали, пришла беда.

Злой старшеклассник Миша, с которым никто не дружит, пришёл, всё испортил и разломал.

Как же нам было обидно.

Петя начал плакать и сказал, что пожалуется маме.

Вася просто решил пойти и разобраться с кулаками.

Но я был с ними не согласен, и мой план был другой.

Я решил, что лучшим решением будет просто поговорить с обидчиком и решить всё мирным путём.

Мои предложения были верны, мы поговорили, Миша извинился и пообещал больше так не делать.

На следующий день мы играли уже вчетвером.

Всего в рассказе 4 главных героя: рассказчик, Петя, Вася и Миша.

Петя и Вася не совсем правильно отреагировали на проступок Миши.

А рассказчик решил всё наилучшим образом.

Я считаю, что с рассказчика нужно брать пример не только героям рассказа, но и читателям.

Вариант 1

Однажды со мной произошёл такой случай.

Дело было летом на каникулах.

С моим другом Петей я договорился пойти в кино.

Я купил билеты на выбранный фильм и ждал премьеры.

Но накануне мне позвонил Петя и сказал, что он уезжает к бабушке в деревню и не сможет пойти со мной в кино.

Я очень расстроился и хотел уже выкинуть билеты.

Но тут пришла мама и предложила пойти со мной.

Как же я сам не догадался до этого.

На следующий день мы замечательно погуляли и сходили в кино.

Я был очень рад, что провёл время с мамой.

Вариант 2

Однажды со мной произошёл такой случай: я катался на роликах, наехал на камень, упал и сломал ногу.

Мне пришлось месяц пролежать в больнице.

Сначала меня ходили навещать друзья и одноклассники.

Мы обсуждали школьные новости, домашние задания.

Они меня веселили и бодрили.

Благодаря им, я отвлекался и забывал о боли.

Но уже спустя неделю ребятам надоело, и они вовсе перестали приходить.

Прошёл день, другой, а никого с ребят так и не было.

Моя мама каждый день работает, поэтому приходила только по вечерам.

Но, когда она узнала, что «друзья» меня бросили, то отложила все дела.

Мама спасла меня от одиночества.

Она узнавала в школе домашние задания и помогала мне разбирать новые темы.

Поэтому, когда я вернулся в школу, то знал весь материал, что пропустил.

Она приносила мне детские журналы, вместе со мной их читала и искренне смеялась с проказ героев произведений.

А также мы с мамой играли в игры, я даже забывал, что болею и нахожусь в больнице.

Мне было весело и интересно. Когда меня уже выписали, мама вернулась на работу, но всегда приходила пораньше, чтоб помочь мне расхаживать ногу.

Каждое утро я просыпался от запаха какао и свежих булочек.

Я обиделся на своих товарищей, ведь они бросили меня в беде.

А настоящие друзья так не поступают.

Поэтому я сделал вывод: «Нет лучшего дружка, чем родная матушка».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: