Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»
1937 год.
Страшная страница нашей истории. Вспоминаются имена: О. Мандельштам, В.
Шаламов, А. Солженицын… Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбы,
безысходное горе, страх, отчаяние, забвение. Но память человека странно
устроена. Она хранит самое сокровенное, дорогое. И страшное…
«Белые
одежды» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «По праву
памяти» А. Твардовского, «Проблема хлеба» В. Подмогильного,
«Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына — эти и другие произведения о
трагических 30—40-х гг. XX века стали достоянием нашего поколения, совсем
недавно перевернули наше сознание, наше понимание истории и современности.
Поэма А.
Ахматовой «Реквием» — особое произведение в этом ряду. Поэтесса
смогла в нем талантливо, ярко отразить трагедию личности, семьи, народа. Сама
она прошла через ужасы сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев
провел в сталинских застенках сын Лев, г-~д арестом находился и муж Н. Пунин;
погибли близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б. Пильняк; с 1925 г. ни единой
ахматовской строчки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни.
Эти события и
легли в основу поэмы «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не
под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с
моим народом,
Там, где мой
народ, к несчастью, был…
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя
домой…
Ты сын и ужас
мой.
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век
выглядывает страх,
Как клинописи
жесткие страницы
Страдание
выводит на щеках…
Меня поражает
глубина и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной
художественное произведение. Я вижу надломленную горем женщину, мать, жену,
которая сама не верит в возможность пережить такое: Нет, это не я, это кто-то
другой страдает. Я бы так не могла… А ведь когда-то была «насмешницей и
любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей…» Был любимый
муж, сын, радость творчества. Была обычная человеческая жизнь с минутами
счастья и огорчений. А теперь? Разве те огорчения могут сравниться с
происходящим сейчас?!
Картины, одна
страшнее другой, возникают при чтении поэмы. Вот «уводили тебя на
рассвете, за тобой, как на выносе, шла…» А вот «трехсотая, с
передачею, под Крестами» стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою.
Вот «кидалась в ноги палачу» и ждала казни. А когда «упало
каменное слово», училась убивать в себе память, душу, училась жить снова.
Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы. Но, несмотря на
личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя
горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой «гнутся
горы». И снова страшные картины. Ленинград, болтающийся «ненужным
привеском», «осужденных полки», «песня разлуки». А
«высокие звезды с душами милых» стали теперь звездами смерти, смотрят
«ястребиным жарким оком».
Поэтесса
размышляет о любимой родине, о России, которая безвинно корчилась в страданиях,
о своих подругах по несчастью, которые седели и старились в бесконечных
очередях. Ей бы хотелось всех вспомнить, назвать поименно. Даже в новом горе и
накануне смерти не забудет она о них. И памятник себе она хотела бы иметь не у
моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той
страшной стены, где стояла триста часов.
Устами
лирической героини поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников
и будущих поколений. Поэма Анны Ахматовой «Реквием» — это осуждение
насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется
на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа.
Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить
от имени пострадавшего многомиллионного народа. Передать свою боль,
выстраданные в несчастье мысли помогли Ахматовой ее многогранный талант
художника слова, ее умение вести диалог с читателем, доносить до него самое
сокровенное. Поэтому поэма «Реквием» волнует читателей, заставляет их
задуматься о происходящем вокруг. Это не только надгробный плач, но и сурово
предостережение человечеству.
Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием»
Трагическая судьба поколения, пережившего революцию, Гражданскую и Отечественную войны, коллективизацию, репрессии и другие социальные катаклизмы, нашла свое поэтическое выражение в стихах русской поэтессы А.А. Ахматовой. В поэме «Реквием» в разделе «Вместо предисловия» Анна Андреевна описала случай, происшедший с ней, когда она стояла в «тюремной очереди» в 1937 году. Тогда соседка по очереди спросила поэтессу:
– А это вы можете описать?
– Могу.
«Реквием» в то время уже сложился и ждал только времени, чтобы появиться на свет.
Поэт Ахматова прожила долгую и трудную жизнь вместе со своим народом, ее судьба даже для нашего жестокого века особенно трагична. В 1921 году был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. Ее сыну Льву по ложному обвинению был вынесен смертный приговор, замененный потом лагерями. Это к сыну на свиданье или с передачей стояла Анна Андреевна в длинных «тюремных очередях». Почти двадцать лет провел Лев Николаевич в сталинских лагерях.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Поэма «Реквием» – выражение беспредельного народного горя. Страдания народа и лирической героини сливаются. Жестокие репрессии коснулись почти каждой семьи в стране. Тюрьма стала символом того времени.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Сопереживание человеческому горю, гнев и тоска охватывают при чтении поэмы. Поэма написана ясным простым языком с использованием большого арсенала художественных средств. Интересно, что Ахматова практически не пользуется гиперболой. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Эпитеты вызывают ужас и отвращение перед насилием: «Тоска смертельная», шаги солдат – «тяжелы», «Русь безвинная», «черные маруси» – арестантские машины, иначе их называли «черный ворон». Часто употребляется эпитет «каменный»: «каменное слово», «окаменелое страдание», «душа окаменела». Многие эпитеты близки к народным: привет «прощальный», око «ястребиное». Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини со своими современниками особая:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял за мною
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
(Символ красного слепого и яростного террора.)
Страдания всех матерей выражены через образ матери Христа, молча переносящей горе. Некоторые стихи поражают своей простотой и одновременно силой производимого впечатления:
Приговор… и сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделены,
Словно с болью жизнь из сердца вынут…
Много в поэме метафор. «Перед этим горем гнутся горы», «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». В поэме использовано много и других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Удивительны комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.
При несомненных художественных достоинствах поэмы в ней выразилась высокая гражданственность А.А. Ахматовой, ее сопричастность судьбе родины и судьбе «стомиллионного» народа.
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
…
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них я соткала широкий покров
Из бедных у них же подслушанных слов.