Факты
- «Идиот» — второй роман из так называемого «великого пятикнижия Достоевского». Кроме данного романа в него также включены романы «Преступление и наказание», «Игрок», «Бесы» и «Братья Карамазовы».
- На идею романа сильно повлияло впечатление Достоевского от картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу». На полотне изображено тело мертвого Спасителя после снятия с Креста. В таком изображении Христа нет ничего священного, а по легенде Гольбейн и вовсе писал эту картину с утонувшего человека. Приехав в Швейцарию, Достоевский захотел увидеть эту картину лично. Но писатель был так шокирован, что сказал своей супруге: «От такой картины веру можно потерять«. Трагический сюжет романа, в котором подавляющее большинство персонажей живут без веры, во многом проистекает из размышлений Достоевского об этой картине. Неслучайно копия картины «Мертвый Христос» висит в темном доме Парфена Рогозина, который позже совершает страшное преступление-убийство.
- В романе «Идиот» мы можем встретить всем известную фразу «мир спасет красота». В тексте эта фраза произносится в печальном, ироничном и почти издевательском тоне двумя героями — Аглаей Епанчиной и смертельно больным Ипполитом Терентьевым. Сам Достоевский никогда не верил, что мир спасёт абстрактная красота. В его дневнике формула спасения звучит так — «мир станет красота Христова». Романом «Идиот» Достоевский доказывает, что красоте присуща не только одушевляющая, но и губительная сила. Трагическая судьба Настасьи Филипповны, женщины необычайной красоты, указывает на мысль о том, что красота может причинять невыносимые страдания и даже погубить человека.
- Достоевский считал страшную сцену в рогожинском доме в финальной части «Идиота» самой главной в романе, а также сценой «такой силы, которая не повторялась в литературе».
- На площади перед Палаццо Питти во Флоренции на одном из домов висит мемориальная табличка, на которой сообщается, что здесь Достоевский написал роман «Идиот».
- Роман «Идиот», по версии Норвежского книжного клуба в 2002 году, включен в список 100 лучших книг.
Критика
Писатель Федор Достоевский всегда считал свой роман «Идиот» самым реалистичным из всех своих произведений, поэтому негодовал, когда некоторые современники называли его фантастическим. Однако, на протяжении многих лет с момента создания книги до наших дней, множество исследователей пыталось дать свое определение этому произведению. Владимир Иванов и Константин Мочульский называли его романом-трагедией, Юрий Иваск охарактеризовал его как евангельский реализм, а Лев Гроссман считал это произведение романом-поэмой. Исследователь Михаил Бахтин, в свою очередь, изучал в творчестве Достоевского явление полифонизма и называл «Идиот» полифоническим романом, где параллельно развиваются различные идеи и звучат разные голоса героев.
Интерес к роману Достоевского простирается не только на русских исследователей, но и на зарубежных. Особенно заметен интерес к его творчеству в Японии
Критик Такаши Киносита, например, отмечает значительное влияние прозы Достоевского на японскую литературу, и японские писатели охотно следовали его примеру, уделяя внимание внутреннему миру человека. Даже легендарный писатель Кобо Абэ признавал Федора Михайловича своим любимым литератором.
История создания
Роман «Идиот» является отражением нравственной позиции Ф. М. Достоевского и ставит своей главной целью правдивое изображение «положительно прекрасного человека». Автор хотел показать идеал, который пока не существует ни в России, ни в Европе.
Идиот. Части 1 и 2
Главный герой, князь Мышкин, обладает чертами Иисуса Христа — он гуманный, всепрощающий, внутренне красивый и неконфликтный. Он наивно доверчив и готов любить весь мир. Однако его окружение не способно понять его и отказывается принять его таким, какой он есть. Вместо этого, они считают его «идиотом», вместо того чтобы подняться на его уровень моральных качеств.
Начало работы над романом совпало с трагическими событиями в жизни Достоевского. Потеря трехмесячной дочери Сони сильно потрясла его и его жену. Частично для того, чтобы отвлечься от горя, Достоевский получил крупный аванс от журнала «Русский вестник» и отправился за границу в 1867 году. Финансовые трудности также стали мотивацией для написания романа. В одном из писем, отправленных из Дрездена, он признался, что у него не будет денег до нового года, поэтому ему нужно писать.
Он переехал из Германии в Женеву с черновыми набросками романа и признавался в письмах, что с наслаждением будет писать эту большую и, возможно, недурную вещь. Находясь в Берлине, Дрездене, Гамбурге, Достоевский внимательно следил за событиями происходившими в России. Он нашел вдохновение в историях, описываемых в российских газетах. Особенно его воображение возбудили факты о семье Умецких, где дочь-подросток восстала против произвола родителей и совершила преступление. Эти события сильно изменились и отразились в семейных скандалах Иволгиных. Таким образом, роман «Идиот» не только отражает нравственные устремления Достоевского, но и вдохновлен реальными событиями и наблюдениями автора. Он стремился создать идеального человека, который сталкивается с непониманием и отвержением со стороны окружающих его людей. Это произведение стало важным вкладом в русскую литературу, и оно до сих пор остается актуальным, вызывая вопросы о нравственности и идеалах человека.
Персонажи
- Князь Лев Николаевич Мышкин — русский дворянин, который возвращается в Россию после длительного лечения за границей. Мышкин страдает от эпилепсии и считается идиотом, но на самом деле он обладает чистой и доброй душой. Он стремится к любви и взаимопониманию, но встречает только боль и разочарование.
- Настасья Филипповна Барашкова — красивая женщина из знатной семьи. Содержанка А. И. Тоцкого, который её обольстил в подростковом возрасте, будучи её опекуном. Женщина, которую держат в Тоцуки. Она вызывает сострадание и симпатию князя Мышкина, который многим пожертвовал, чтобы помочь ей. Любима Рогожиным.
- Парфён Семёнович Рогожин — сероглазый молодой человек из купеческой семьи. Страстно влюбившись в Настасью Филипповну и получив большое наследство, кутит вместе с ней.
Семья Епанчиных:
- Лизавета Прокофьевна Епанчина — дальняя родственница князя Мышкина. Мать трёх красавиц Епанчиных. Имеет весьма склочный характер, но в душе очень ранимая и чувствительная.
- Иван Фёдорович Епанчин — богатый и уважаемый в Петербурге человек, генерал Епанчин.
- Александра Ивановна Епанчина — старшая сестра Аглаи, 25 лет.
- Аделаида Ивановна Епанчина — средняя из сестёр Епанчиных, 23 года. Увлекается живописью. Помолвлена с князем Щ.
- Аглая Ивановна Епанчина — самая младшая, самая любимая и самая красивая из сестёр Епанчиных. Язвительная, избалованная, но абсолютный ребёнок. За ней ухаживает Евгений Павлович Радомский. Впоследствии вышла замуж за польского графа.
Семейство Иволгиных:
- Ардалион Александрович Иволгин — генерал в отставке, отец семейства. Лгун и пьяница.
- Нина Александровна Иволгина — жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари и Коли.
- Гаврила (Ганя) Ардалионович Иволгин — амбициозный чиновник среднего класса. Он влюблён в Аглаю Ивановну.
- Николай (Коля) Ардалионович Иволгин — младший брат Гани, которому в начале произведения — 13 лет, а в конце романа — 16.
- Варвара Ардалионовна Птицына — сестра Гани Иволгина. Решительно выступает против женитьбы брата на Настасье Филипповне. Умелая интриганка, вхожа в дом Епанчиных, для того, чтобы свести вместе Аглаю с Ганей.
- Иван Петрович Птицын — ростовщик, муж Варвары Ардалионовны.
Другие значимые лица:
- Фердыщенко — снимает комнату у Иволгиных. Сознательно играет роль клоуна.
- Афанасий Иванович Тоцкий — обеспеченный человек. Растлил, а затем содержал Настасью Филипповну после смерти её отца. Даёт за ней приданое 75 тысяч. Хочет жениться на Александре Ивановне Епанчиной и выдать замуж Настасью Филипповну за Ганю Иволгина.
- Ипполит — чахоточник, друг Коли. Считает себя великим человеком. Не может дождаться смерти, ожидаемой им уже два месяца.
- Келлер — боксёр, «автор знакомой читателю статьи», «действительный член прежней рогожинской компании», поручик в отставке. Шафер на несостоявшейся свадьбе Мышкина.
- Лукьян Тимофеевич Лебедев — чиновник, «дурно одетый господин», «сорока лет, крепкого телосложения, с красным носом и угреватым лицом», отец большого семейства, сильно пьющий и подобострастный. Он всегда признаёт, что он «низок, низок», и тем не менее от своих повадок не отступающийся.
- Князь Щ — общественник, земский деятель, корреспондент нескольких русских учёных обществ, первоначально состоял на службе. Родственник Евгения Павловича Радомского, помолвлен с Аделаидой Ивановной Епанчиной.