В чем смысл поэмы?
Александру Сергеевичу удалось написать весьма неоднозначное произведение, которое вызывало немало пересудов в литературной среде первой половины XIX столетия. Поэт осмелился продемонстрировать противостояние личности и государства, однако некоторые критики считали, что в основе конфликта Евгения и Медного всадника лежит ни что иное, как соперничество христианства и язычества. Петра Первого нередко сравнивали с антихристом, и в этом случае Евгений становится его антиподом, то есть, олицетворением истинного православия и чистой веры. Не менее популярна была версия и о том, что в лице Евгения автор показал протест против самодержавия и насилия, поскольку и сам поддерживал мятежные идеи декабристов. Однако он понимал, что все попытки повлиять на власть изначально обречены на провал, и постарался это описать в поэме в аллегорической форме.
Система образов
Основная тематика поэмы — противостояние народа и беспощадного самодержавия. Ведь получается так, что если бы Петр Первый не построил Петербург именно на берегах Невы, то и главный действующий персонаж был бы живым.
Такую глубокую и при этом парадоксальную мысль Пушкин воплотил особой системой образов, которые описаны в произведении. Поскольку, не случайно потеряв рассудок, герой увидел своего врага в виде скульптуры, и не просто так всадник погнался за ним по городским улицам и после убил Евгения.
С помощью этого образа автор описывает абсолютно очевидную мысль о том, что невозможно противостояние интересов конкретной личности и заинтересованности того государства, где он проживает. Правительство все время думает масштабно и не берет в учет то, какая судьба ожидает в дальнейшем народ.
Нельзя точно сказать, на какой стороне непосредственно Пушкин.
Поскольку именно в этом литературном шедевре звучит вдохновенный гимн Санкт-Петербургу. Своим величием этот город воплотил идею о создании великого Российского государства (а это получилось сделать только с помощью Петра Первого).
Пушкин не ставил основной цели заклеймить страну либо, напротив, возвысить ее. Писатель сохранил человечность, описывая одного конкретно взятого человека, и испытывал к нему сочувствие, поскольку образ Евгения все же является главным в произведении. При этом он понимал, что великое государство — тоже немаловажная ценность. И не давая ответ на вопрос об отношениях между властями и народом, автор описал неизбежное их дальнейшее противостояние.
Тема
В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем
– власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.
Сам смысл названия
– «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.
В данной поэме, конфликт маленького человека с властью
не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».
По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.
Азартный и бездушный Петербург
В основе «Пиковой дамы» А. С. Пушкина лежит мистический сюжет. Главный герой – Герман – заядлый картежник. Он захвачен безумным страстным желанием узнать тайну трех карт, которую хранит старая графиня. Пушкин ярко и подробно описывает бессмысленную и бесполезную жизнь игроков, которые проводят все время за картами. Все высшее общество — от молодых до стариков — подвержено этой болезни. Образ Петербурга становится символом столицы, которая погружена в абсурд и мистицизм. Городом, извращающим людей, стирающим личности, обезображивающим суждения и идеалы. Пушкин объясняет столь губительное действие социальными причинами. Высшее сословие этого времени не представляло своей жизни без карточных игр, тратило на это занятие все свое время и средства
Карты возводятся на пьедестал наивысшей ценности и важности. Были случаи, когда дворянин проигрывал свою жену
Одновременно с этим в моде были размышления о роли фатума, случая в судьбе человека. Такая философия прекрасно сочеталась с процветающими азартными играми. Это явно видно на примере Германа, который считает появившуюся возможность узнать тайну карт волею провидения, а наивысшей ценностью считает богатство и положение в обществе. Вот каким предстает Петербург в «Пиковой даме».
Похожий образ столицы рисует Пушкин в «Станционном смотрителе». Представитель высшего общества Петербурга – офицер Минский — предстает эгоистичным, лживым и жестоким человеком. В то время как Вырин – бедный и беззащитный, но нравственный человек, оказывается простым станционным смотрителем, который попадает в столицу единственно за тем, чтобы вернуть дочь.
Пушкин особенно акцентирует внимание на лживости Петербурга. Так, прилично одетый молодой человек забирает деньги Вырина
Создается образ города, где все не то, чем кажется, города с двойным дном.
В этих произведениях образ пушкинского Петербурга приобретает такие черты, как лживость, жестокость, бездушность.
Главные герои
Евгений
Главный герой, молодой бедный чиновник.
Когда-то принадлежал к знатному роду. Живёт мечтами, заботами о будущем. Хочет поскорее встретиться со своей возлюбленной, живущей на другом берегу Невы. Из-за непогоды Нева выходит из берегов, что омрачает Евгения, он томится без возлюбленной. Засыпая, герой мечтает о семье, доме и детях. Добравшись до дома любимой девушки, Евгений видит развалины и трупы, сходит с ума. Много дней он бродит, ночует на улицах, живёт подаянием. Однажды повторяется непогода, он снова находится возле памятника Петру, вспоминает всё, грозит ему. В забытьи Евгению кажется, что владыка разгневан и преследует его.
Медный всадник
Образ Петра I.
Олицетворение Петра I, его величия, его заслуг и ошибок. Этот образ у Пушкина двойственен. В первом случае – мудрый правитель, справедливый и всевидящий владыка, родоначальник реформ, нововведений, защитник слабых, “отец” просвещения. С другой стороны – обычный человек, недальновидный, грубый, самодурство которого принесло немало бед. Медный всадник преследует несчастного сумасшедшего, это очень символичный, многозначный образ. Петра Первого многие видели не разумным правителем, а деспотичным тираном.
Мечты невыездного
Дальше Кронштадта Пушкина не отпускали. Для поэта, который знал французский язык и французскую литературу лучше многих французов, свободно читал на итальянском, немецком и английском — эта невозможность побывать в Европе была унизительна. А для русского дворянина — и оскорбительна. За сто лет до того, как все российское население оказалось за железным занавесом, он опустился для Пушкина. Николай I испробовал на Пушкине все методы давления на мыслящего человека, которые потом возьмет на вооружение и усовершенствует сталинский режим: запрет на выезд за границу, негласный надзор, цензура, психологические манипуляции, интриги, шантаж и провокации.
И все-таки Пушкина не оставляла мечта о путешествии!
Неважно куда — в Европу, Америку или Африку. Важно плыть, плыть, плыть
Видеть другое небо и другие земли. Открывать для себя не человека, а человечество, которому сам Пушкин уже открылся как гений, как поэт вселенский, а не только лишь русский.
В мае 1830 года Пушкин берется за прозу, которая не будет окончена, так и останется в рабочей тетради. Герой собирается сделать предложение своей избраннице, но не решается, мучительно раздумывая , что же предпринять, если она откажет.
«Если мне откажут, думал я, поеду в чужие края, — и уже воображал себя на пироскафе. Около меня суетятся, прощаются, носят чемоданы, смотрят на часы. Пироскаф тронулся — морской, свежий воздух веет мне в лицо; я долго смотрю на убегающий берег — My native land, adieu. Подле меня молодую женщину начинает тошнить — это придает ее бледному лицу выражение томной нежности. Она просит у меня воды — слава Богу, до Кронштадта есть для меня занятие…»
Пироскаф стал для Пушкина сокровенным образом личной свободы, и он пользовался каждой возможностью ступить на его борт, оставить гранитные невские берега.
Противопоставление Петру
Продолжая давать характеристику Евгению из «Медного всадника», стоит отметить противопоставление героя императору. В сцене наводнения читатель видит Евгения сидящим за Медным всадником. Он сложил руки крест-накрест (здесь поэт проводит параллель с Наполеоном), однако у него нет шляпы. Евгений и всадник смотрят в одном направлении. Но их мысли заняты совершенно разными вещами. Петр вглядывается в историю — его не интересуют жизни отдельно взятых людей. А взгляд Евгения устремлен на дом его возлюбленной.
В характеристике Евгения из «Медного всадника» можно указать, что в лице Петра и Евгения великий русский поэт олицетворил два начала — безграничной человеческой слабости и точно такой же беспредельной мощи. В этом споре сам Пушкин становится на сторону Евгения. Ведь мятеж «маленького человека» против вмешательства в его жизнь вполне правомерен. И именно в этом мятеже читатель видит духовное пробуждение главного героя. Бунт является тем, что заставляет прозреть Евгения. Вина же «кумира» перед такими людьми трагична и не может быть искуплена. Ведь он покусился на самое ценное — свободу.
Вариант 2
Поэма «Медный всадник» написана в 1833 г. во время пребывания А. Пушкина в Болдинском имении. В ней писатель, взяв за основу сюжета реальные исторические события, раскрывает психологическую и философскую проблематики, а также показывает конфликт жизни маленького человека и самодержавной власти.
В поэме «Медный всадник» два главных героя:
Петр Первый – император Российской империи. Пушкин трактует его образ двояко. Во вступлении поэмы самодержавец изображен мудрым правителем, реформатором, основавшим город Петербург, «младшую столицу» всей империи. Этим самым он «прорубил окно в Европу для России». Красочное описание самого города также составляет большую часть вступления поэмы, как возвеличивание заслуг императора. Однако в двух частях самого произведения, Петр Первый, представленный в виде статуи Медного всадника, показан обычным недальновидным человеком, желание самоутвердиться которого принесло немало бед и трагедий для «маленьких людей». Символичной становится кульминация поэмы – сцена преследования Медным всадником бедного сумасшедшего, что характеризует Петра Первого как деспотичного тирана, презирающего простых людей и не терпящего иного мнения, кроме своего.
Евгений – молодой юноша знатного рода, который, однако, на момент событий поэмы живет без поддержки родных и бедствует. Второй год служит чиновником низшего ранга. Назван также как и главный герой романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» (о чем сам поэт и упоминает в поэме), что подчеркивает глубокий психологизм образа. Герой думает лишь о счастливом будущем со своей возлюбленной Парашей, которая живет на другом берегу Невы, мечтает об их совместной жизни и детях. Во время наводнения все помыслы Евгения, спасающегося от бедствия на мраморной фигуре льва, обращены к любимой. Его душевное состояние в этот момент по своей силе, значительности и эмоциональности очень сходно с самим природным бедствием в Петербурге. Однако параллельно всей этой трагической ситуации показан непоколебимый образ «кумира на бронзовом коне» (Медный всадник), символ самодержавия.
На следующий день после трагедии, Евгений, с трудом добравшись на другую сторону залива, видит развалины и мертвые тела. Однако он не находит дома Параши и её матери и понимает, что его просто снесло бурным течение реки. Потеряв любимую и вместе с ней смысл своего существования, Евгений сходит с ума. С тех пор он не возвращался домой, жил и ночевал на улицах. Питался Евгений подаянием, терпеливо снося и насмешки детей, и удары «кучерских плетей». Однажды при повторении грозы, герой, бродя в испуге по городу, оказывается возле памятника Петру Первому. Там он впервые после пережитого горя проявляет свои эмоции – он грозит памятнику за неудачное «основание города под морем», винит его в случившейся трагедии и равнодушию к людям. Однако после, испугавшись, Евгений впадает в забытье и стремительно убегает, так как ему кажется, что за эту дерзость памятник императора гневно преследует его верхом на коне. После этого случая он обходил памятник с большим смущением. А через несколько месяцев его труп находят на одном из маленьких пустынных островов возле занесенного наводнением заброшенного дома.
Второстепенными персонажами в поэме являются:
Перевозчик – на следующий день после наводнения за один гривенник перевозит на лодке Евгения к дому возлюбленной на другую сторону залива.
Параша – любимая девушка Евгения. Она живёт на одном из берегов Невы в маленьком домике вместе с матерью-вдовой. Обе они погибают во время наводнения. В целом, героиня присутствует в поэме как образ идеальной возлюбленной и смысла жизни для Евгения. Её смерть становится катализатором его безумия и дальнейшей трагической концовки.
Образ Прекрасной Дамы в лирике А. Блока
(369 слов) Прекрасная дама играет важную роль в лирике Александра Блока. Это сквозной образ, проходящий через десятки стихотворений и являющийся смысловой доминантой в творчестве поэта. Его понимание обеспечит читателю наиболее полное представление о лирике автора.
Главная черта прекрасной дамы — это таинственность. Женщина лишена подробного и точного портрета, она всегда недосягаема и овеяна дымкой неразгаданности. Она проходит мимо, но никогда не оборачивается, что делает женщину по-настоящему желанной. Ее образ лишен конкретики: то она сидит в ресторане и едва заметно наполняет комнату своим очарованием, то проходит на улице и поет в церковном хоре. Она всегда девушка или женщина, и другого имени у нее нет — подчеркивается только ее принадлежность к слабому полу. Героиня неспроста имеет лишь смазанный портрет, высказанный намеками, ведь ее задача — отражение женственности, всеобщего женского начала, которое само по себе притягивает мужчин. Его сердце не принадлежит одной музе, а всему женскому полу в целом, и у каждого читателя возникает индивидуальный образ прекрасной дамы — его собственный идеал. В этом скрыта вся притягательность любовной лирики Блока — она не о его женщине, а той, что волнует именно Ваше воображение.
Образ дамы противопоставлен суете и пошлости окружающего мира, которую тонко подмечал автор. Например, в стихотворении «Незнакомка» героиня приходит в набитый до отказа ресторан. Там люди пьяны и противны, там сереет рутина и чернеет тоска, но вот между столиками проходит ОНА. Ее упругие шелка «веют древними поверьями», ее синие очи цветут, сама же она дышит не только духами, но и туманами. Ее грациозный образ контрастирует с тем обывательским и уродливым миром, где пребывает лирический герой. Она, таинственная и далекая, всегда «на дальнем берегу», всегда одинока. Он не может дотянуться до нее, схватить узкое запястье в кольцах браслетов. Она далека и иллюзорна, как идеал, по которому можно только томиться. Это роднит символиста Блока с его предшественниками — поэтами-романтиками.
Наконец, прекрасная дама — это всегда незнакомка. Герой впервые видит ее и не знает даже ее имени. Именно такое видение легче всего любить безумно и слепо, ведь оно так прекрасно издали, так таинственно на расстоянии. В ее образе можно представить все, что угодно. Именно это отличает поэзию Блока: он любит то, чего меньше всего знает. Его идеал ненастоящий, ведь рассыпается после знакомства. Таким образом, данный образ характеризует все символистское течение, которое было далеко от реальности, которое воспевало сферу подсознательного и воображаемого мира. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Характеристика главных героев
- Евгений – молодой человек, скромный, совершенно не амбициозный, порядочный. Занимает скромную чиновничью должность, живет в Коломне. Несмотря на свою бедность, сохраняет в себе человеческие качества. На первый взгляд кажется совершенно обычным, ничем не примечательным человеком. Евгения согревает мечта – жениться на любимой девушке Параше, создать с ней большую счастливую семью. Однако его мечтам не суждено сбыться из-за сильного наводнения 1824 года, во время которого погибает Параша вместе с матерью. Не сумев справиться со страшной потерей, Евгений сходит с ума. На фоне монументальной фигуры Петра Первого личность героя кажется жалкой и ничтожной, однако автор показывает, что даже «маленький» человек способен иметь чистую и возвышенную цель, которая ни в чем не уступает масштабным планам правителя.
- Петр Первый – великий император России, прославившийся своими значительными реформами и нововведениями. Пушкин демонстрирует его неукротимую волю, амбициозность и деспотизм. Для Петра Первого проблемы «маленьких» людей ничего не значили, и зачастую простой народ становился жертвой глобальных реформ правителя. Однако автор напоминает, что только железная воля и тирания способны подтолкнуть страну к масштабным переменам: мягкость и толерантность в этом вопросе недопустимы.
Сочинения-рассуждения по литературе по произведению «Медный всадник» — 7, 8, 10 класс: варианты, кратко
«Медный всадник»
Сочинения по русскому языку и литературе по поэмам Пушкина ученики пишут, начиная с 7 класса. В каждом классе свои требования к содержанию и отличаются рассуждения и знания учащихся. Вот сочинения-рассуждения по произведению «Медный всадник» — варианты, кратко:
7 класс:
Поэма принадлежит выдающемуся русскому поэту А.С. Пушкину. Конечно же, его талант не вызывает сомнений, но я несколько расстроился, когда узнал, что главных героев всего двое. Мало того, один из них памятник.
Но это были напрасные опасения. Произведение очень интересное. Во-первых, оно имеет историческую ценность. Показывает, как царь создал Петербург. Достаточно хорошо Александр Сергеевич описал жизнь нового города, а также страшную трагедию в виде наводнения.
Однако это не столько стихия, сколько гнев мира на поступки царя. Это осуждение. Если Петр ассоциируется с государством, с его неправильной политикой, то Евгений – образ страдающего от несправедливости простого народа
На самом деле, героя очень жаль – ведь он еще молод, а уже потерял близких людей и не может без них жить. Но «оживший» Петр не только проделки его больного рассудка. Поэт изображает ситуацию в переносном смысле. Это конфликт властей, которые никогда не поймут интересы простого народа.
8 класс:
Пушкин написал «Медного Всадника» в 1 половине XIX века. Это одно из моих любимых его произведений. Образ Петра неоднозначен – он одновременно уважаем и порицаем. Но нельзя сказать, что поэт не считает его умным человеком. Да и надежды у царя были объяснимые. Он желал получить мощное государство, которого все будут бояться.
И невозможно сказать, что это у него не получилось. Ведь Россия – великая держава. Однако главной ошибкой правителя было то, что он не считался с простым народом, который страдал от его действий.
Петр монументален — как в образе человека, так и в образе памятника. Гениальны описания Петербурга и наводнения, а также внутренняя картина мира обезумевшего от горя Евгения.
Мечты последнего разрушены. Он мечтал о семье, детях, личном счастье. Но теперь этого нет. Герой один на всем свете. Именно поэтому он обвиняет памятник во всех своих бедах. Рассвирепевший царь пускается за ним в погоню.
10 класс:
Творение начинается со вступления. Примечательно, что Пушкин говорит о монументе, как об одухотворенном, живом существе – словно, Петр настолько велик, что даже будучи работой скульптора, способен мыслить, анализировать, гневаться и принимать решения.
Интересна также структура – ведь поэт имеет несколько сегментов. Вначале «град заложен», после он «пышно вознесся», а в третьей составной доле уже начинается воспевание Петербурга. Поэт признается ему в любви, описывает все его великолепие. Также произведение имеет огромную историческую ценность. Ведь оно освещает достаточно реалистичные исторические события. А именно – как царь основал город, как рубил в Европу окно и т.д.
Описания достаточно реалистичны. Литератор оперирует причастиями и прилагательными: «убогий чухонец», «неведомый лес», «топкие берега». Понятное дело, что это совершается для усиления впечатления и полноты раскрытия темы. Петербург словно поделен на два социальных слоя – и для одних это великий город, пристанище аристократии, а для других – топкое болото, в котором они погибают, медленно разлагаются изнутри.
Именно таким является Евгений. Его мечты были достаточно просты, он не хотел сверхъестественного. Но гнев природы на царя лишил жизни его возлюбленную. Теперь парень не знает, как жить дальше. И переживания за героя отводят овации по поводу красоты города на второй план. Собственно, встает вопрос: «Зачем вообще нужна красота, если она приносит страдания?».
Питер обычного труженика, и город представителя знатного сословия – два разных населенных пункта. И автор словно подчеркивает это. Конечно же, о «медном всаднике» нельзя говорить как о живом. Петр не мог ожить, но он символизирует когтистую лапу власти и реформу того времени. Кстати, вполне возможно, что монумент преследовал Евгения и после смерти (если параллельные миры существуют) – это словно некое проклятие, которое никогда не закончится.
Второстепенные персонажи
Параша
Возлюбленная Евгения.
Живёт вместе с матерью на берегу Невы с обратной стороны залива в маленьком домишке. Это всё, что известно о героине. Она погибает во время наводнения. Параша – главный смысл существования Евгения, потеряв её, он теряет будущее. Проходит время, и Евгения находят мёртвым – он утонул в Неве и выброшен на островок.
Поэма — это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь — ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю страны. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека — ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых многозначных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура сначала запретила публикацию “Медного всадника”. Смелая и по-философски тонкая, поэма вышла в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение без определённых знаний об истории России может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Медный всадник»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Медный всадник»
для самых компанейских —
Главные герои «Медный всадник»
для самых занятых —
Читательский дневник «Медный всадник»
для самых любопытных —
Анализ «Медный всадник» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Медный всадник» полностью
Тест по произведению
-
/11
Вопрос 1 из 11
Самые популярные материалы апреля для 7 класса:
Горький «Детство» главные герои
Анализ стихотворения «Жди меня и я вернусь» Симонова
Краткое содержание «Тринадцать лет»
Анализ стихотворения «Можжевеловый куст» Заболоцкого
Краткое содержание «В прекрасном и яростном мире»
Характеристика Алёши
Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого
«Кукла» очень краткое содержание
Краткое содержание «Похвала глупости»
История создания «Ромео и Джульетта»
Анализ произведения
«Медный всадник» при своих небольших масштабах (около 500 стихов) соединяет сразу несколько планов повествования. Здесь встречаются история и современность, реальность и выдумка, подробности частной жизни и документальной хроники.
Поэму нельзя назвать исторической. Изображение Петра I далеко от изображения исторической фигуры. Более того, Пушкин видит в петровской эпохе не столько время царствования Петра, сколько ее продолжение в будущее и итоги в современном для него мире. Поэт рассматривает первого русского императора сквозь призму недавнего наводнения ноября 1824 года.
Наводнение и события, описанные в его связи, составляют основной план повествования, который можно назвать историческим. Он основан на документальных материалах, что Пушкин обговаривает в Предисловии к поэме. Собственно наводнение становится и главной завязкой конфликта в поэме.
Сам конфликт можно разделить на два плана. Первый из них фактический — это гибель в снесенном водами доме невесты главного героя, вследствие чего он сходит с ума. В более широком плане конфликт задействует две стороны, такие как город и стихия. Во вступлении Петр своей волей сковывает стихии, возводя город Петербург на болотах. В основной части поэмы стихия вырывается и сметает город.
В историческом контексте существует вымышленная история, центром которой является простой петербургский житель Евгений. Остальные жители города неразличимы: они ходят по улицам, тонут в наводнении, равнодушны к страданиям Евгения во второй части поэмы. Описание жителей Петербурга и обыкновенного течения его жизни, равно как и описание наводнения, очень детально и образно. Здесь Пушкин демонстрирует подлинное мастерство своего поэтического слога и владения языком.
События вокруг Евгения описаны Пушкиным с документальной площадью. Поэт точно упоминает, где находится герой в различные моменты действия: Сенатская площадь, Площадь Петрова, окраина Петербурга. Такая точность в отношении деталей городского пейзажа позволяет назвать сочинение Пушкина одной из первых городских поэм русской литературы.
В сочинении есть еще один важный план, который можно назвать мифологическим. В ее центре господствует статуя Петра, которую Евгений клянет за произошедшее наводнение и которая гонится за героем по улицам города. В последнем эпизоде город перемещается из реального пространства в условное, выходит на пределы реальности.
Интересная мысль проскальзывает в поэме в момент появления на балконе «покойного императора», который не в силах совладать со стихией, разрушающей город. Пушкин здесь размышляет о сфере власти монархов и тех средах, которые ей не подвластны.
Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина представляет особое посвящение поэта Петербургу. На фоне города, ее истории и современности, разворачиваются основные события реальной части поэмы, которые сплетаются с мифологическими сценами творения города и образом Медного всадника.
Евгений — главный герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», мелкий петербургский чиновник, бедный столичный гражданин. В поэму не упоминаются ни фамилия, ни возраст, ни место работы героя. Облик его также расплывчат и теряется в серой, безликой массе ему подобных граждан. Есть лишь одно упоминание о его былом аристократическом происхождении, но сейчас он и сам сторонится знати, так как беден. Евгений живет в Коломне и часто бывает на противоположном берегу реки Нева. Его мечты и надежды связаны с такой же бедной девушкой Парашей, с которой он хочет создать семью, завести детишек и мирно жить. Однако его мечтам не суждено осуществиться.
Параша с матерью погибают после сильной бури с наводнением. Обветшалый домик, в котором жила Параша был снесен, и от него осталась только ива, растущая рядом. Такого горя Евгений не смог перенести и сошел с ума. С потерей Параши, он потерял все мечты и смысл жизни. После этого он начинает все время скитаться, жить на подаяния, спать на улице. Нередко злые люди его бьют, но ему все равно. Такой образ Евгения вызывает жалость и тоску у читателя. В один ненастный вечер он решает пойти и взглянуть в глаза величавому истукану, некогда построившему этот город на берегу Невы. Впоследствии он в этом кается. Вскоре город переживает еще одну разрушительную бурю, в которой Евгений погибает.
В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений — один из центральных персонажей. Этот герой является своеобразным обобщением, порождением «петербургской» эпохи в отечественной истории. Его можно назвать «маленьким человеком» — ведь жизненные смыслы Евгения заключаются в простом человеческом счастье. Он желает обрести уютный дом, семью, благополучие.