Краткое содержание
Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.
Действующие лица оперы:
- Князь Северский Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас),
- Ярославна жена Игоря (исполняет сопрано),
- Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор),
- Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон),
- Кончак – хан половецкий (бас),
- Кончаковна – дочь хана (контральто),
- Гзак – хан половецкий (бас),
- Овлур – крещеный половчанин (тенор),
- Скула (бас),
- Ерошка (тенор).
Краткое содержание оперы таково: Игорь собирается в поход на половцев. С ним едет старший сын Владимир. Внезапно в небе все видят затмение солнца. По некоторым свидетельствам историков – это было предзнаменование того, что Игорь задумал не совсем добрый поступок и предостережение. Ведь этот поход предпринимался ради собственной славы.
Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.
Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур крещеный половчанин.
Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.
Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.
Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.
Популярные сегодня темы
- Любовь в рассказе После бала Толстого сочинение Конечно же любовь, можно назвать самым прекрасным, искренним и чудесным чувством на свете. Все люди сами по себе, понимают любовь по-разному. Для кого-то это возвышенные искренние и прекрасные чувства
- Идея и смысл рассказа Кавказский пленник Толстого Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» написан в 1872 году и впервые опубликован в журнале «Зоря». Этот рассказ можно смело считать повестью, поскольку он описывает исторические факты, в которых учувствовал сам автор.
- Интересные факты о Грибоедове Грибоедов прославился при помощи замечательного произведения – «Горе от ума». Комедия написана замечательно, поэтому становится ясно, что автор – талантливый человек. Такой человек, не мог прожить простую жизнь
- Жизнь и творчество Валентина Распутина Валентин Распутин родился 15 марта в 1937 году в Иркутской области. Был активным общественным деятелем, писал книги и публицистику. В двухлетнем возрасте переехал с семьей в деревню Аталанк.
- Сочинение Зимнее утро (описание зимнего утра) Зима — прекрасное время года, самое волшебное и сказочное. Деревья за окном покрыты инеем, и утром, когда солнце поднимается из-за горизонта, ветви переливаются всеми цветами радуги.
Смысл оперы
«Князь Игорь» стремится продемонстрировать сплоченность и силу русского народа, его способности к отстаиванию своих территорий и патриотизм. Написанная в преддверии Первой Мировой войны и революции опера, в которой автор блестяще отразил и смутные настроения общества того времени, и готовность объединиться ради общей цели, послужила отражением происходящего в стране в конце девятнадцатого века. В то же время «Князь Игорь» с его основанным на древнерусской литературе сюжетом можно считать определенной данью истинно русским традициям и искусству, обращением к национальному духовному началу.
Опера “Князь Игорь” Бородина
Опера “Князь Игорь” много значит для театралов постсоветского пространства, да и всего мира. Мне же посчастливилось познакомиться с этим великим произведением в Минске в Большом театре Беларуси. Это первое знакомство с оперой, как одним из видов искусства, с театром Беларуси, и то, и другое не разочаровали.
Многие театры считают за честь иметь в своем репертуаре оперу “Князь Игорь”. Сто с лишним лет звучала она в редакции от 1890 года, за последнее десятилетие появился новый взгляд на авторскую версию А.Бородина.
Творческая команда Большого театра Беларуси, используя все современные научные исследования, а также историю создания произведения и собственный постановочный опыт, подготовила свою музыкальную редакцию оперы “Князь Игорь” и 15 сентября 2019 года состоялась премьера.
Автор оперы “Князь Игорь”
Александр Порфирьевич Бородин, годы жизни 1833 — 1887, был не только великим композитором, но и ученым-химиком. Всю жизнь, он умело лавировал между этими двумя талантами. Когда-то ученый выходил на первое место, а когда-то музыкант.
Его современники – ученые упрекали Александра, за напрасную трату времени на музыку, а музыканты – за то, что растрачивает себя понапрасну в науке. В контексте статьи, нам интересен А.П. Бородин, как музыкант. Композитор А. Бородин создал произведения для ценителей “высокой” музыки, а также для дилетантов.
Для оркестра было написано 3 симфонии, принятые и полюбившиеся слушателям. Свыше десятка произведений для камерного инструментального оркестра, для фортепиано и романсы. Опера “Князь Игорь” до конца дней занимала в жизни музыканта особое место. Теперь подробнее, как она создавалась.
История создания оперы “Князь Игорь”
Создание оперы “Князь Игорь” Александром Бородиным проходило долго и мучительно, началась история в апреле 1869 года. По совету критика В.В. Стасова, который был дружен с Александром и знал его музыкальные способности, Бородин использовал древнерусское произведение “Слово о полку Игореве”, как основу для своей оперы. Эта тема настолько была близка и интересна ему, что за 6 месяцев были написаны почти все разделы будущего спектакля.
Затем другие дела и события в жизни, отрывают музыканта от этого проекта. Прошло долгих пять лет, прежде чем А. Бородин вернулся к “Князю Игорю”, но полностью отдаться работе над ней музыкант не мог, из-за необходимости дорабатывать другие свои композиторские замыслы.
В 1874 -1880 годы были написаны многие сцены оперы, и с этого времени некоторые отдельные оперные партии исполняются на концертах. Опера “Князь Игорь” писалась восемнадцать лет, до самой смерти композитора в феврале 1887 года. К этому времени, судя по последним исследованиям, произведение было фактически закончено.
Последние штрихи были поставлены друзьями и соратниками Бородина по “Могучей кучке”, композиторами А.К. Глазуновым и Н.А. Римским-Корсаковым. Близкое знакомство и тесное общение позволило им доработать произведение так, что сохранилась его целостность. Мариинский театр Санкт-Петербурга представил зрителю премьерную постановку оперы “Князь Игорь” 4 ноября 1890 года.
По своему жанру эту постановку относят к эпической. То есть основанной на эпосе, повествующей о героическом прошлом, о подвигах и силе духа, как отдельной личности, так и народа в целом.
И вот, новый взгляд на всемирно известное произведение, в постановке Большого театра Беларуси, надеюсь он еще более приблизил его к авторской версии.
Короткое знакомство с оперой “Князь Игорь” Бородина, оставило след в душе. Захотелось узнать больше об авторе, о творческом коллективе Большого театра Беларуси, и поделиться информацией.
Постановка
Впервые опера прозвучала на сцене Мариинского театра, расположенного в Петербурге. Это произошло 23 октября 1890 года. Впоследствии было поставлено еще много оперных спектаклей. К наиболее значимым постановкам стоит отнести следующие:
- 1892 год – Русское оперное товарищество под управлением Прянишникова, Москва.
- 1898 год – Большой театр. Также постановки тут проходили в 1904 и в 1914 году.
- 1915 год – Мариинский театр.
За рубежом премьера «Князя Игоря» состоялась в Праге, в Национальном театре. Это произошло в 1899 году. В 1909 году в парижском театре «Шатле» была представлена сокращенная версия оперного спектакля. Партию князя Галицкого исполнял Федор Шаляпин. В мае 1914 года прошла премьера в Королевском театре Друри-Лейн, расположенном в Лондоне.
Несколько слов о создателе
Александр Бородин появился на свет 12 ноября (по новому стилю) 1833 года. Он был внебрачным княжеским сыном, поэтому его записали как ребенка крепостных крестьян. Из-за своего происхождения мальчик не мог учиться в гимназии, потому получал домашнее образование.
Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.
Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.
Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.
В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.
Он написал множество симфонических произведений, романсов, концертов. В творчестве появилась народно-эпическая тематика. Самым выдающимся творением композитора является опера «Князь Игорь».
Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.
Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.
Особенности музыкального сопровождения
Литературное произведение, положенное в основу оперы, повествует о походе князя Игоря Святославовича на половцев. Он хотел добиться победы без помощи других князей, но потерпел поражение. Автор «Слова» призывал русских правителей к прекращению кровопролитных междоусобных войн и объединению земель для борьбы с общим врагом.
Композитор не акцентирует внимание на политическом подтексте
Для него важно эпическое содержание. Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям
Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц.
Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям. Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц.
Очень часто оперу называют народной. По духу она близка к произведению Глинки «Руслан». Эпичность образа северского князя складывается в неторопливом былинном действии, масштабных формах, богатырском музыкальном образе.
Особое внимание следует уделить развитию музыкального сопровождения сюжета. Главная увертюра, в основе которой лежат мелодии всей оперы, противопоставляет характеры русских и половцев.. Хор пролога напоминает древние песнопения
Он обрамляет оркестровое исполнение в сцене затмения и делает образы испуганных бояр, встревоженной Ярославны, сильного и мужественного Игоря более яркими.
Хор пролога напоминает древние песнопения. Он обрамляет оркестровое исполнение в сцене затмения и делает образы испуганных бояр, встревоженной Ярославны, сильного и мужественного Игоря более яркими.
С ним контрастирует ария Галицкого и хор разгулявшейся челяди. В этом действии музыка похожа на русскую пляску и песни скоморохов, а песни девушек схожи с жалобными причитаниями.
Картины, посвященные половецкому стану, наполнены призывами Кончаковны и любовной неги. Исполнение партии Владимира передает очарование юношеской любовью и прелесть южной ночи.
Хан Кончак предстает перед зрителем властным и великодушным. При изображении половцев автор на первое место ставит их жесткость и воинственность.
В заключительном действии музыка развивается от трагически-скорбной к глубокой и ликующей. Народный плач в песне поселян сменяется торжественным финальным хором.
Кратко анализ музыкальных особенностей произведения можно использовать для доклада о творчестве композитора.
Сюжет «Князя Игоря»
Опера начинается с отправления Князя Игоря на войну с половцами. Его жена, Ярославна, и народ Путивля, в котором сидит Князь Игорь, после солнечного затмения, которое считается дурным знаком, уговаривают князя отложить поход, но тот не соглашается и уезжает, оставив вместо себя брата жены править городом.
Когда князь Игорь уезжает, власть в городе временно остается у князя Владимира, брата Ярославны, который начинает творить в Путивле бесчинства. Ярославна старается вразумить его, но не слишком успешно. Князь Игорь же вместе с сыном попадают в половецкий плен.
Половецкое войско идет на Путивль, и Ярославна получает вести о поражении мужа и о том, что он в плену. Княгиня боится, и бояре успокаиваю ее тем, что город выстоит. В это время в половецком стане Князь Игорь получает предложение от крещеного половчанина о побеге, но сразу не соглашается, говоря, что не может нарушить обещание, данное хану Колчаку. Хан же предлагает отпустить Игоря и признает в нем достойного противника, в обмен на обещание не мешать половцам завоевывать Русь. Князь же отказывается и признается, что, если обретет свободу, снова соберет войско против захватчиков. В конечном итоге Колчак покидает князя.
В то же время в половецком стане дочь Колчака влюбляется в сына Игоря, и тот отвечает ей взаимностью. Проблема лишь в том, что юноша находится в плену, и его отец, узнав об этих чувствах, обвиняет сына в предательстве. Встречи юных влюбленных проходят в тайне от родителей обоих.
Князь Игорь под уговорами половчанина все же решается бежать, но его сын не может выбрать, хочет ли он остаться с возлюбленной или вернуться домой. В итоге он выбирает побег, и Колчаковна поднимает тревогу. За ними начинается погоня.
Девушка просит отца пожалеть Владимира, сына Игоря, и хан Колчак дает уйти Игорю, а Владимира ловит, но не убивает. Он объявляет княжеского сына своим зятем и собирается в поход на русские земли.
Игорь возвращается в Путивль к Ярославне. Опера заканчивается приветствием и прославлением князя Игоря народом.
Краткое описание сюжета
В начале оперы звучит увертюра, которую записал по памяти Глазунов. Она обладает значительными размерами и разнообразным музыкальным материалом. В этой части произведения противопоставляются образы русских и половцев. В среднем эпизоде присутствует описание ожесточенного сражения.
Первое действие
Путивль находится под управлением князя Галицкого. Он пользуется своей властью в удовольствие и пирует. При этом Ярославну планируется отправить в монастырь. Однако княгиня возмущена. Тем не менее, брат ведет себя вызывающе и ни в чем не раскаивается. Он говорит сестре, что планирует захватить власть в Путивле. Бояре приходят к Ярославне с плохими новостями. Дружина разбита, князь и его сын попали к половцам в плен, а на Русь надвигается войско врагов.
Действие второе
Сын князя Владимир полюбил дочь хана Кончака. При этом князь Игорь страдает в плену. Он хочет искупить позор, возвратив себе былую славу. Самолюбие бывшего правителя глубокого уязвлено. Игорь хочет убежать. Для этого он обращается за помощью к Овлуру. Хан Кончак хорошо обращается с князем и предлагает ему дружить. Однако Игорь категорически отказывается от этого.
История написания
Однажды на одном из музыкальных вечеров Бородину предложили идею написания оперы. Сюжет ее изложен в произведении 12-го века «Слово о полку Игореве». Содержание оперы, как и самого литературного произведения, известно многим.
Драматургия оперы раскрывает героизм русского народа, стремление к свободе, победе над врагами. Эпическая тема так близка была композитору, что он с большим воодушевлением взялся писать эту оперу. Говорят, что автор перед началом написания оперы отправился специально в Путивль с целью изучить быт простых людей, местный говор, манеры и обычаи. Материалы легли в основу сюжета произведения.
Работа над произведением длилась около девятнадцати лет. Были написаны почти все действия, композитор не раз демонстрировал фрагменты перед своими коллегами. Но внезапно жизнь оборвалась.
Встал вопрос: кто же закончит такой великий труд. Коллеги и друзья не смогли допустить, чтобы единственное крупное произведение рано ушедшего композитора, труд почти всей его жизни, пропал даром.
Многие знали содержание, основных действующих лиц, кроме того, сохранился черновик.
Выяснилось, что некоторые сцены не были оркестрованы. Тогда русские композиторы Глазунов и Римский-Корсаков принялись за дело. С их помощью произведение было закончено, полностью оркестровано, была дописана партитура, завершены некоторые сцены.
Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.
Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают люди, далекие от искусства.
Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.
Камерная музыка А.П.Бородина
Композитор считал, что
Приобретя технические навыки путем освоения западно-европейских традиций в области камерного письма, музыкант, кроме того, овладевает глинкинской традицией, сформировав собственный индивидуальный стиль, который проявляется уже в ранних произведениях.
К образцам камерной музыки относятся, например:
Также «Маленькая сюита» для фортепиано (была оркестрована А. Глазуновым), «Парафразы» (музыкальная шутка, созданная композиторами «Могучей кучки», вызвавшая восхищение Листа и послужившая поводом для нападок со стороны враждебных «кучкистскому» направлению музыкантов, – отмечает В. Яковлев). Среди вокальных произведений – «Песнь темного леса» (нередко исполнялась как хоровое произведение), романсы «Для берегов отчизны дальней», «Фальшивая нота», баллада «Море» и многие другие.
И именно поэтому постижение «монументального Бородина» пролегает через его камерные «зарисовки», «акварели», «этюды».
Все творчество композитора содержит и в той или иной мере всегда сочетает в себе два начала: эпическое и лирическое. В сравнении с музыкой других композиторов, стиль Бородина отличается спокойствием, возвышенностью, благородством, уравновешенностью.
Продолжая развивать пути, намеченные М. Глинкой, Бородин тем не менее сказал свое слово в истории развития русской музыкальной культуры:
- Чайковским, он – создатель жанра русского квартета.
- России и Востока. Интерес к восточному миру был актуален и ранее, но именно у этого композитора возникает тема дружбы (ярко демонстрирует симфоническая картина «В Средней Азии», где развиваются русская и восточная темы, объединяющиеся в итоге).
Опера “Князь Игорь” в постановке Большого театра Беларуси
Дирижер-постановщик Александр Анисимов, народный артист Беларуси, проведя кропотливые исследования истории написания оперы и ее сценической судьбы, а также версии музыкантов последнего времени, пришел к новому, собственному взгляду на это произведение. Создается оригинальная музыкальная редакция, которая становится основой спектакля-оперы в 2-х действиях с прологом и эпилогом “Князь Игорь”.
Режиссер-постановщик Галина Галковская, считает для себя важным в театральной постановке, передать историческую правду. Поэтому еще до начала работы над спектаклем размышляла о главном герое князе Игоре с точки зрения А.Бородина, а также исторических летописей.
Свое сложившееся мнение об Игоре, как о сильном человеке, с большой ответственностью за свой народ, режиссер отразила в постановке. Плененный, но не предавший свои идеалы, свое достоинство не потерявший князь, может и сегодня служить примером, как для молодежи, так и для зрелых людей.
Галина считает, что данный спектакль о людях, как и Игорь, сильных духом, умеющих нести ответственность за свои ошибки, а еще о тех, кто может прощать, любить и ненавидеть предательство и коварство. Все это хорошо читается в постановке.
Предательство князя Владимира Галицкого, гуляки и развратника, в тяжелое время осады Путивля. Мужество и смелость Ярославны, жены Игоря, возглавившей оборону города. Бегство Игоря из плена с мыслью отстоять свободу родной земли…
Как не сказать о такой важной личности в постановки оперы, как хормейстер. В данном случае хормейстер-постановщик Нина Ломанович, которая, как сама признается, уже не впервые ставит оперу “Князь Игорь”
Но, новая версия оперы, считает Нина, стала более эмоционально насыщенной, стремительной.
Что касается хоров, то здесь можно услышать, и роскошь женских хоров, силу и мощь только мужских, и вообще в данной опере много хоровых сцен. А как в эпилоге мощно народ славит князя Игоря и защитников города. Это проникает в душу, благодаря хоровому исполнению.
Половецкие пляски, в основу положена хореография великого Михаила Фокина. Более 100 лет существует данная хореография, но она все также современна и хорошо вписалась в новую оперную версию. Балетмейстер-постановщик Юрий Троян народный артист Беларуси сохранил всю прелесть хореографии Фокина. Без трепета не возможно смотреть на эти танцы, они завораживают и ты не можешь глаз оторвать.
Над постановкой оперы “Князь Игорь” в Большом театре Беларуси работал огромный коллектив замечательных людей, это и свет, и декорации, и костюмы. Ведущие исполнители, хор, оркестр, огромное спасибо всем этим артистам и музыкантам за доставленное наслаждение.
Большой театр Беларуси: адрес, цена билетов
Здание национального академического театра оперы и балета располагается в Минске на площади Парижской Коммуны, 1. От фасада здания вниз идет аллея, само здание окружено дорожками с местами отдыха.
Жалею, что мы перед спектаклем не запланировали ранний выход из дома, и поэтому не смогли в полной мере оценить красоту места расположения здания театра, а после спектакля, это уже было около 23 часов, в феврале темно, даже если горят фонари.
А еще хотелось не расплескать, то ощущение возвышенности и красоты, которой было наполнено сердце и гулять не было желания.
Перед спектаклем успели зайти в буфет, а как быть в театре и не зайти в буфет. Выпили по чашке чая с бутербродами и побродили в фойе. Красивые колонны, хрустальные люстры, фортепьяно, все торжественно, никакой суеты и беготни.
Внутреннее убранство зала: красный бархат и позолота. Зал, на мой взгляд, небольшой, привыкли, что нам по телевизору все концерты со стадионов показывают, а тут с последнего ряда в бельэтаже, можно было без бинокля увидеть лица актеров.
К началу спектакля зал заполнили зрители самого разного возраста. По соседству заметила семьи с детьми лет 12, а через проход – ухоженные дамы 60+. Ещё поразило, что было много молодежи 20 – 30 лет, это дало повод думать, что театру быть, что серьезное искусство тоже интересует молодежь.
Исходя из этого расчета, понимаешь, что в театр может сходить и не очень обеспеченный человек. Тем более, что никакого фейс-контроля не заметила. Все были одеты аккуратно, немного торжественно. Никакой вычурности в одежде зрителей, в глаза не бросилось.
Стоимость наших билетов была 9 белорусских рублей плюс 2 рубля комиссионных за покупку онлайн на сайте Teatr.by, то есть за, приблизительно, 350 российских рублей мы побывали в Большом театре в столице государства. Это равносильно сходить в кинотеатр в провинциальном городке в России.
Пролог
Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.
Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата князя Галицкого.
Два музыканта Ерошка и Скула изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.
Действие 1
Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.
Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.
Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.
Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.
Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.
Действие 2
В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.
Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно. Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие. Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.
Действие 3
Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.
Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.
Действие 4
Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.
Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.
История возникновения оперы «Князь Игорь» Бородина
Кто написал эту оперу? Произведение «Князь Игорь» создал Бородин по рекомендации критика Владимира Стасова. Композитор подошел к этой прекрасной идее с большим энтузиазмом. С помощью героических образов русской истории ему удавалось лучше понимать современность
Потому в творчестве Бородина подобные мотивы занимали важное место
Чтобы ощутить старину и лучше наполниться ее атмосферой, Бородин ездил под Курск. Его интересовали окрестности Путивля. Там он занимался изучением старинных летописей и повестей. Также Бородина интересовали былины и музыка. Либретто оперы получилось удивительно колоритным. Бородин написал его самостоятельно одновременно с музыкой.
Композитор трудился над этим произведением 18 лет. Но смерть не дала ему завершить работу. Это сделали друзья Бородина – в частности, Глазунов и Римский-Корсаков. Они использовали материалы Бородина, чтобы создать партитуру оперы и дописать незавершенные сцены. Впервые оперу поставили в 1890 году. Это произошло в Мариинском театре.
Сочинение Опера Князь Игорь Бородина
Опера «Князь Игорь» – уникальное произведение. Его автором был Бородин, достаточно успешный ученый. Сюжет оперы Бородину подсказал Стасов. Основывается музыкальное произведение на знаменитом памятнике древнерусской литературы, найденном в XVIII веке, датированном XII веком.
Бородин проделал огромную работу, изучая древнерусские источники, чтобы лучше понять культуры и быт Древнерусского государства. Он часто заказывал их из-за границы, скрупулёзно выслушивал народные песни. В целом, он подошёл к созданию произведения со свойственной ученому человеку систематикой.
Но, конечно, историческая составляющая оперы – это не главный акцент. На первый план, безусловно, выходит музыка. Ведь в первую очередь опера должна пробуждать чувства. В самом начале мы слышим хор народа, прославляющего своего князя («Славься»). Этот хор отображает силу и мощь русских людей. Оппозиционно звучит диалог Скулы и Ерошки – двух гудошников, скрывающихся от воинской обязанности и очень довольных таким образом собой.
Пугающе звучит ария князя Галицкого, слушатель испытывает некое чувство ненависти и отвращения к нему. Этому способствуют резкие, отрывистые звуки. Мы так же с неудовольствием слушаем и боярский хор, когда мужи высокого ранга приносят недобрые вести княгине, жене Игоря.
Необыкновенно звучит ария Игоря во втором акте. Баритон героя противостоит могучему хору врага. Далее мы слышим лейтмотив Кончака. Идут половецкие пляски, бурные, разбойничьи. Тонко, маняще и даже как-то по-русски звучит хор «Улетай на крыльях ветра». Однако князя сломить никак невозможно, его не устраивают уговоры хана, он готов на побег. В этом ему помогает Овлур. Неожиданна лиричная сцена, в которой отображена любовь Кончковны по отношению к сыну Игоря, «соколику».
Жемчужина оперы – «Плач Ярославны». Тоска княгини захватывает слушателя, мурашки бегут по коже, и хочется вместе с ней упиваться горем. Однако голос Ярославны передают не только её личные страдания, это также и скорбь всей Руси по погибшим воинам.
Опера постепенно подходит к концу, приближается счастливый финал. Народ радостно встречает князя Игоря. Лишь два героя – Скула и Ерошка остаются не у дел. Они нежно называют его «батюшкой», «желанным». Ярославна бросается ему на грудь. Вновь звучит мощный хор. Сильный, как сама Русь. Есть надежда на победу над страшными половецкими силами.
Симфонии А.П.Бородина
Немаловажную роль в творческой биографии Бородина-симфониста сыграла его Первая симфония Es—dur (1867, впервые исполнена в декабре 1868). Благодаря ей композитора узнала вся Европа. Кюи отмечает, что в симфонии
Автором одной из заметок в прессе симфония охарактеризована как «изумительно богатая, чисто бетховенской красоты». Именно она открывает линию русского эпического симфонизма, где намечаются характерные признаки и особенности русской симфонии:
- широта, неторопливость, спокойствие, повествовательность, что подразумевает эпический симфонизм;
- отсутствие прямых конфликтных столкновений;
- картинность.
Также здесь сформировался характерный оркестр композитора.
Именно в его творчестве определяется полный парный состав, медные инструменты становятся хроматическими; оркестр отличается мощью, пышностью, яркостью, колористическим богатством.
Симфония №2 (1869-1876) утверждает традиции, сформированные в симфонии №1, и охарактеризована Стасовым так:
Хотя симфония относится к одному из самых спокойных, повествовательных произведений, сила ее воздействия такова, что Мусоргский назвал ее «Героической славянской симфонией». Рельефность и картинность привели к тому, что за симфонией закрепилось программное название «Богатырская». Кроме того, программное толкование (благодаря Стасову) получили каждая из ее частей:
Симфония №3 a—moll(неоконченная) с ярко выраженным национальным колоритом впервые была исполнена в Москве 1899 г. в Московском немецком клубе под управлением В. С. Терентьева.
Интересные факты
Опера является достоянием национальной классической музыки. С ее созданием связано несколько интересных фактов:
- Александр Порфирьевич Бородин, обладая композиторским талантом, по образованию был врачом и химиком. Он написал более 40 научных работ по химии. Одна из химических реакций носит его имя.
- Партии князя Игоря и хана Кончака неоднократно исполнял великий русский певец Федор Шаляпин. Благодаря своему мастерству он создал уникальные и неповторимые образы.
- Для попевок оперы Бородин переработал русскую народную песню «Горы Воробьевские».
- Записи половецких песен композитор получил от путешественника и исследователя П. Хунвальди. В настоящее время они считаются утраченными.
- «Слово о полку Игореве» не содержит народных сцен, но подразумевает мысль о народе. Бородин выводит на первое место поселян. Для этого он использует большое количество хоровых сцен.
Музыкальное произведение, созданное в народно-эпическом жанре, посвящено страницам русской истории. Его отличает масштабность, красочность и неповторимый национальный колорит. Несмотря на то что опера написана более века лет назад, она интересна зрителю и сегодня.