План
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов. Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель. Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».
Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:
- Внешность. Татары. В плену.
Пример 1
Все люди абсолютно разные. Одни — китайцы, другие – русские. Одни живут на севере, другие – на юге. Но какое чувство может объединить их всех и каждого по отдельности? Конечно — дружба!
Дружить может каждый человек независимо от пола, возраста и даже языка, на котором он говорит. Но настоящая дружба – какая она? Ответом на этот вопрос всерьёз озадачился Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник».
Сюжет произведения лихо закручивается вокруг главного героя, которого автор называет по фамилии – Жилин. Персонаж является одним из двух офицеров, попавших в плен к татарам. Именно в этом, казалось бы, гиблом месте произошло зарождение светлого чувства, объединившего маленькую девочку по имени Дина и взрослого пленника.
Дина – ребёнок, выросший в дикой среде татарского аула. Не удивительно, что при первой её встрече с героем у последнего сложилось ощущение, будто девочка видит в персонаже опасного животного. Всё разрешает момент, в котором Жилин решает наградить малышку за заботу глиняной куклой.
Что происходило дальше? А дальше случилось то, что люди всего мира называют дружбой. Дина, понимающая, что перед ней вовсе не враг, начинает заботиться о пленнике. Она приносит офицеру молоко, лепёшки и мясо, хотя это идёт вразрез с правилами аула
Но настоящая доброта девочки, исходящая из самого сердца, не знает слово «нельзя» — для малышки становится важно спасти друга, так внезапно свалившегося на её голову
Дина – это настоящий герой. Её не страшит гнев жителей аула. Она с уверенностью в своих действиях помогает Жилину выбраться из ямы, ставшей местом пленения офицера. Последний за этот благородный поступок спасает девочку от возможных последствий, дав ей несколько ценных советов.
Удивительно, как непредсказуемо могут вести себя люди в различных обстоятельствах. Взрослый мужчина и маленькая девочка – кто они друг для друга? Враги, находящиеся по разные стороны баррикад. Тем не менее, это не помешало им стать настоящими друзьями. Разве Жилин сделал куклу и отдал её девочке из корыстных целей? Нет. Разве Дина помогала несчастному человеку ради того, чтобы получать от него призы и подарки? Тоже нет. Каждый из этих двух людей не думал о себе, когда делал добро другому – что это, если не настоящая дружба?
Я считаю, что отношения Дины и Жилина являются примером настоящей дружбы, которая могла бы стать идеалом для многих современных людей. Так давайте жить дружно!
Имена главных героев
Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии
Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер «хромает», а Жилин — мужчина крепкий, «жилистый», с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин — грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя.
Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших.В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.
Фамилии героев находятся как бы в паре, даже рифмуются. Что они означают?
Учащийся, выполнявший индивидуальное домашнее задание, сообщает:
Жила – прочное основание мышц, отсюда слово «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Костылина фамилия характеризует как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре героя.
III. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы». СЛАЙД №2.
Оба героя — офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?
(Высказывания учащихся).
Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу».
А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?
IV. Проверка домашнего задания
: СЛАЙД №3
Знакомство Жилина с Костылиным.
-
- Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый перерсказ)
- Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
- Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).
V. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики.
Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов, работа в группах.
1. Группа №1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
Группа №2.
Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?
Группа №3.
Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин.
Беседа по итогам групповой работы.
Запись в тетради основных кратких выводов. СЛАЙДЫ № 4, 5, 6.
2. Первый побег
(чтение по ролям)
Вывод. Слайд №7
- Знает дорогу, ведет за собой товарища.
- Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».
Костылин
- Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
- Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).
Второй побег — результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.(аналитический пересказ)
Жилин. Слайд №8
- постоянно думает о вольном житье;
- уговаривает Дину помочь ему;
- шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
- не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
Костылин
- отказывается от побега
- не может превозмочь свою боль
- прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти».
VI. Выводы по уроку.
Почему так по-разному сложились судьбы героев? СЛАЙД № 9.
- Разница в характерах в сцене нападения татар;
- «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа;
- Активная жизнь Жилина и Костылина в плену;
- Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега;
- Побег Жилина- результат жизнестойкости и жизнелюбия героя;
- Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.
Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.
Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по- разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.
Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.
VII. Рефлексия
- Попробуйте выразить свое отношение к героям повести при помощи синквейна (слайд №10)
- Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
Д/з:
подготовить сравнительную характеристику героев
Сочинение про Дину
Недавно мне довелось прочитать замечательный рассказ русского писателя Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Он произвёл на меня очень сильное впечатление. Что же тронуло меня, кроме интересного, захватывающего сюжета?
На страницах рассказа раскрывается проблема того, что некоторые люди могут возвышать себя над другими. Они присваивают себе право распоряжаться чужими судьбами. С болью в душе читаешь страницы с описанием продажи людей! Это недопустимая дикость!
Но какой гордостью и радостью наполняется сердце, когда на страницах рассказа появляется Дина! Это тринадцатилетняя дочь горца Абдула, который купил русского пленного офицера Жилина.
Дина – необычайно добрая и смелая девочка. Она скромна и стеснительна, как и положено всем горянкам. Она постепенно идёт на контакт с Жилиным, который с нежностью и завидным мастерством лепит из глины кукол для детей аула. Эти фигурки очень заинтересовали девочку. Однако она, проявляя к ним большой интерес, всё же не берёт их поначалу. Для неё Жилин был чужим.
Но вскоре всё меняется. Девочка чувствует доброту и заботу со стороны русского офицера. Постепенно между ними завязывается большая дружба, такая же скромная, как и сама Дина.
Доброта Дины особенная. Не так трудно быть добрым в обычной обстановке. Куда труднее проявлять это качество по отношению к врагу. В том-то и заключается особенность характера этой смышленой девчушки.
Какой силой воли, храбростью нужно обладать, чтобы проявлять великодушие и милосердие к противнику!
Доброта Дины опасна для неё. Только очень смелый и отчаянный человек станет рисковать своим благополучием ради незнакомого человека. Дина идёт на этот риск. Причём делает это осознанно, понимая то, чем для неё может обернуться помощь пленнику.
В начале рассказа она рискует, принося русскому офицеру лепёшки, молоко, кусочки баранины. В конце произведения её помощь Жилину приобретает более серьёзные масштабы. Одно дело — накормить человека, и другое — снабдить его лестницей, при помощи которой он совершит побег из сарая отца.
Детское сердце более чутко относится к боли и горю человека, против которого ополчились все в ауле. Дина не может бросить друга в беде. Она оказывается выше взрослого Костылина, который в начале рассказа бросает Жилина при виде «татар». И даже если бы побег героя не удался, поступок девчушки приравнивается к подвигу.
Дина – человек, которым можно восхищаться бесконечно!
Вариант 2
Дружба Жилина и Дины – это одна из главных тем рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Дина – это двое детей, которые живут в горной деревне. Они дружат с детства и неразлучны. Однажды, когда Жилин отправился на охоту, его поймали горцы и отвели в плен. Дина не могла жить без своего друга и решила отправиться на поиски. Она нашла Жилина в горах и помогла ему бежать. Вместе они прошли много трудностей и опасностей, но благодаря своей дружбе они смогли вернуться домой.
Дружба Жилина и Дины – это пример настоящей дружбы, которая не знает границ и препятствий. Они готовы были рисковать своей жизнью ради друг друга и не бросали друг друга в трудную минуту. Эта история показывает, что настоящая дружба может возникнуть даже между детьми, которые живут в трудных условиях. Она может помочь преодолеть любые трудности и препятствия.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как дети могут быть сильными и умными. Дина не боялась отправиться на поиски своего друга, хотя это было очень опасно. Она использовала свой ум и находчивость, чтобы найти Жилина и помочь ему бежать. Жилин, в свою очередь, был сильным и не сдался в плену. Он нашел способ бежать и не боялся рисковать своей жизнью.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно помогать другим. Дина не могла жить без своего друга и решила помочь ему
Она не думала о своей безопасности, а думала только о том, как вернуть Жилина домой. Эта история показывает, что помощь другим может быть очень важной и что мы должны быть готовы помогать другим в трудные моменты.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно верить в своих друзей. Дина верила в то, что Жилин жив и что она сможет его найти
Она не сомневалась в своей дружбе и не боялась рисковать ради нее. Эта история показывает, что вера в своих друзей может помочь преодолеть любые трудности.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно быть честным и открытым со своими друзьями. Жилин и Дина всегда говорили друг другу правду и не скрывали своих чувств
Они были открыты друг перед другом и могли полностью доверять друг другу. Эта история показывает, что честность и открытость могут помочь укрепить дружбу.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно быть терпеливым и настойчивым. Дина не сразу нашла Жилина, но она не сдавалась и продолжала искать его
Она была терпеливой и настойчивой, и это помогло ей найти своего друга. Эта история показывает, что терпение и настойчивость могут помочь достичь цели.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно быть сильным духом. Жилин и Дина прошли много трудностей и опасностей, но они не сдались
Они были сильными духом и готовыми бороться за свою дружбу. Эта история показывает, что сила духа может помочь преодолеть любые трудности.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно быть отважным и смелым. Дина отправилась на поиски своего друга, хотя это было очень опасно
Она была отважной и смелой, и это помогло ей найти Жилина. Эта история показывает, что отвага и смелость могут помочь преодолеть любые трудности.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно быть добрым и заботливым. Жилин и Дина всегда заботились друг о друге и были добры друг к другу
Они были готовы помочь друг другу и делиться своими радостями и горестями. Эта история показывает, что доброта и забота могут помочь укрепить дружбу.
Дружба Жилина и Дины – это также пример того, как важно быть верным своим принципам. Жилин и Дина верили в свою дружбу и не сдались, когда им было трудно
Они были верны своим принципам и не нарушали своей дружбы. Эта история показывает, что верность своим принципам может помочь укрепить дружбу.
Популярные сегодня темы
Данная повествовательная история рассказывает о жизни человека, который оказался в крайне непростой ситуации, и тем не менее, свой выбор он сделал достаточно очевидно, приняв сторону добра
Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»
Творческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств
Безусловно, поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты. Она очень добра и отзывчива по отношению к мальчику, понимает, насколько тяжело ему приходится. Неоднократно учительница предлагает ему продукты и финансовую помощь
Ромео – молодой человек из семейства Монтекки. Ромео очень открытый, дружелюбный и доброжелательный юноша. Правда, у него есть один большой минус, герой отличается легкомысленностью
Источник
Дружба Жилина и Дины в рассказе Толстого Кавказский пленник
Жилин служил на Кавказе офицером. Однажды он получил из дома письмо, в котором его старуха мать просила Жилина приехать домой, чтоб увидеть его перед смертью.
Жилин выправил отпуск и отправился домой. А в то время на Кавказе шла война, и в одиночку нельзя было передвигаться ни днем, ни ночью, поэтому и ходили провожатые солдаты. Так и Жилин поехал верхом, а вещи его на телеге в обозе.
Так как обоз двигался очень медленно, Жилин и другой офицер, Костылин, решили ехать одни. В дороге они напоролись на татар, и те захватили их в плен.
Его взял в плен Кази – Мугамет и отдал Абдул – Мурату, отцу Дины, маленькой тринадцатилетней девочки, которую Жилин впервые увидел еще когда сидел в сарае Кази – Мугамета. В этот раз, по велению отца, Дина принесла Жилину воды и хлеба.
Костылина также взяли в плен. Им надели колодки и посадили в сарай. Костылин целыми днями сидел в сарае, а Жилин ходил по аулу, высматривал, как отсюда выбраться, или сидел и занимался рукоделием – плел плетенки, лепил кукол.
Однажды он слепил татарскую куклу и посадил ее на крышу. Дина увидела, схватила куклу и убежала.
Нарядила куклу в лоскутки, стала играть, но ее увидела старуха, отругала, отобрала и разбила куклу.
Тогда Жилин смастерил куклу лучше прежней и отдал ее Дине. С этого момента и началась их дружба. Жилин делал Дине разные игрушки, а она втайне от всех приносила ему молоко, лепешки, однажды принесла кусок мяса.
После того, как Жилин вместе с товарищем попытались совершить побег, татары вновь их поймали и посадили в глубокую яму.
Дина и в яму к Жилину продолжала носить еду, а Жилин опять наделал ей игрушек, и решил попросить Дину о помощи, чтоб она помогла выбраться из ямы.
Сначала Дина отказывалась, объясняя это тем, что все дома увидят, но ночью все – таки пришла и принесла длинный шест, и помогла Жилину вылезти из ямы. Вместе они попытались сбить с ноги колодку, но у них ничего не получилось. Дина расстроилась до слез, засунула Жилину за пазуху лепешек на дорогу, и вся в слезах убежала домой.
Дина очень привязалась к этому простому русскому офицеру, который отнесся к ней по – человечески. Попав в плен, он не озлобился, не затаил в себе чувство мести, всем, чем мог, помогал жителям аула, в котором находился в плену, а больше всего подружился с дочкой своего хозяина, с Диной. Жилин мастерил ей различные игрушки, относился к ней с отцовской нежностью и любовью, и это простое человеческое отношение передалось и Дине, она также полюбила его. Поэтому, несмотря на страшный гнев отца, на злобу старейшин аула, она и помогла Жилину бежать из плена, что является доказательством верной и бескорыстной дружбы.
Вариант 2
Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» небольшой по объему. Сюжет в нем тоже несложный. Героев немного. Но короткий промежуток жизни этих героев, их взаимоотношения, описанные в рассказе могут многому научить. Здесь и судьбы двух разных людей ‒ офицеров Жилина и Костылина. Здесь и трогательная дружба русского офицера Жилина и кавказской девочки Дины. Эта история подкупает своей искренностью и добротой. И все это на фоне кровопролитной войны на Кавказе и жестокости горцев к пленникам.
Первая встреча Жилина и юной татарки не была приятной. Его только привезли в аул, заковали в колодки. Он провел тяжелую, бессонную ночь. Попросив пить, герой получает воду из рук юной хозяйской дочери. Абдул-Мурат велит Дине принести пленнику кувшин с водой. Дина ‒ тоненькая, хрупкая, худенькая девочка. Ей около тринадцати лет. У нее красивое лицо и одета она красиво. Девочка еще не носит платок. А на шее у нее монисто из русских монет и лента в волосах с серебряным рублем. Девчонка активная, проворная и заботливая. Она из своих рук напоила пленника, хотя очень боялась его.
Дина никогда не видела прежде людей другой национальности. Когда Жилин подал ей обратно кувшин, она от него отпрыгнула «как горная козочка». Иван постепенно завоевывает доверие и дружбу татарской девочки. У народов Кавказа девочкам приходится взрослеть рано. Через год или два Дину уже выдадут замуж. Отец найдет ей жениха, и придется навсегда расстаться с детством. Уже сейчас ее к этому готовят. Она не сидит без дела, занимается хозяйством. Жилин ненадолго дарит девочке настоящее детство, смастерив ей куклу из глины. Иван делает куклу, похожую на татарку, лепит ей татарский наряд. Дина в восторге, но не торопится брать ее в руки. Она зовет других девушек посмотреть. А когда все расходятся робко и резко забирает игрушку. Она убирает ее яркими лоскутками, делая красивый наряд. Но старуха, увидев это, куклу разбивает. Ведь девушке надо готовиться к замужеству, да и материнство не за горами. А не в куклы играть. Тем более нельзя ничего юной татарке брать из рук пленного русского офицера. Дина проникается глубокой симпатией к Ивану.
Она тайком носит ему пищу повкуснее ‒ молоко да сырные лепешки вместо сырого пресного теста. А он в благодарность мастерит ей разные игрушки. Только после его побега, когда условия ужесточились, она эти игрушки больше не берет. Ей хочется взять и Жилина жалко, но нельзя. Иван просит ее помочь ему с побегом. Она долго не решается, боится, ждет удобного момента. Все-таки она спускает ему шест и пытается помочь сбить колодку.
Дина отпускает Жилина, рискуя собственной безопасностью. Ведь она могла навлечь на себя суровый гнев отца и старейшин. А для юной мусульманки ‒ это жестокая смерть. Но Дина смелая девочка. Ей жалко расставаться с Жилиным, она привязалась к нему и даже полюбила по-своему. Я думаю, Дина совершила очень смелый поступок. Не каждый взрослый человек решиться на подобное. Многие люди предпочитают поступиться своей совестью, оставить человека в беде, чем самим пойти на риск.
Другие сочинения:
Очень краткий пересказ
Произведение Льва Толстого «Кавказский пленник» начинается с того, что некий офицер Жилин, который нес службу вдали от родины на Кавказе, получает письмо от своей престарелой матери. Она просит его приехать на побывку, поскольку совсем слаба и опасается, что больше не увидит сына.
Жилин отпрашивается в отпуск. С ним едет еще один офицер. По дороге они принимают решение ехать через опасную вражескую местность самостоятельно, без сопровождения, поскольку так значительно быстрее. Проскакав на лошадях некоторое время, их настигают горцы.
Костылин, испугавшись, бросился от них, оставив Жилина одного в беде. Через какое-то время его настигли, заковали в колодку ноги и бросили в сарай. Там же оказался и Костылин.
Их хозяин, Абдул-Мурат, заставил своих пленников писать письма домой, в надежде, что за них дадут хороший выкуп. Костылин так и поступил, а Жилин указал неверный адрес. Он не терял надежды сбежать.
Жилину помогла бежать Дина, спустив ему в яму палку
Подговорив напарника, они сбегают, однако их очень быстро ловят и кидают в глубокую яму. Второй побег увенчался успехом. Дина, дочь хозяина, сжалилась над ним и помогла бежать. Костылин сильно натер ногу и остался в яме. Впрочем, и он скоро оказался на службе, поскольку за него прислали требуемый выкуп.
В плену
Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега
В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры
Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.
Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина». Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу. И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).
Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.
К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.
Неудавшийся побег
Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.
Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.
Статьи по теме
Кавказский пленник сочинение по плану 5 класс 1 вариант План 1. Жилин и Костылин 2. Характеристика военнопленных 3. Мое мнение Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.
Дина образ и характеристика героини произведения Кавказский пленник 1. Введение. Дина — персонаж рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Это дочь Абдула Мурата, у которого в плену находятся Жилин и Костылин. В образе Дины раскрываются
План 1. Введение 2.Служба Жилина и обстоятельства пленения 3.Поведение в плену 4.Первый побег 5.Второй побег 6.Итоги Жилин — главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Этот образ символизирует собой настоящего русского
>Сочинения по произведению Кавказский пленник
Заключение
Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один — человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй — трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении «Кавказский пленник». Жилин и Костылин — разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.
Самуил Маршак отметил, что произведение «Кавказский пленник» (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.
В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.
Впервые рассказ был напечатан во втором номере журнала «Заря» 1872 года. Сюжет в некоторой степени основан на реальном случае, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1853 году. Писатель вместе со своим другом и сослуживцем, чеченцем Садо, оказались в опасности. Их нагнали противники и намеревались взять в плен. Хотя у писателя был сильный и молодой конь, на котором он мог с легкостью оторваться от погони, он не стал бросать друга одного в беде. У Садо было ружье, но оно оказалось не заряжено. Он все равно не растерялся и грозно целился во врагов, пытаясь запугать их. Кавказцы же не стреляли в русских солдат, так как хотели взять их живыми. Им удалось приблизиться к крепости, где их увидели казаки и примчались на подмогу.
В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.