Сочинение егэ по произведению антона чехова «размазня»

Краткое содержание

Повествование ведётся от первого лица: рассказчик одновременно является и персонажем — хозяином дома. Он собирается вызвать к себе в кабинет кроткую и тихую гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, чтобы с ней посчитаться. Интересно, что слово «посчитаться» в итоге принимает и второе значение.

Когда она приходит и садится, хозяин начинает высчитывать ей жалованье за 2 месяца. Он говорит, что она такая церемонная, что за это время даже не попросила свои деньги сама. Сначала он утверждает, что они договорились по 30 рублей в месяц, так записано у него в книжке, хотя на самом деле — по 40. Гувернантка не перечит ему. Затем он заявляет, что она прожила у них ровно 2 месяца, у него так записано, хотя она прожила у них ещё 5 дней, и вновь она не говорит ни слова протеста.

После этого рассказчик вычитывает 9 воскресений, 3 праздника, а также дни, в которые гувернантка не занималась с детьми из-за их болезни. А затем он начинает вычитывать из жалования девушки сумму за суммой, придираясь по любому поводу: за разбитую чашку, за порванный сюртучок своего сына… В итоге остаётся всего 11 рублей. На глазах Юлии Васильевны выступают слёзы, но, к его удивлению, она берёт деньги и даже говорит «мерси».

Тогда хозяина охватывает злость. Он рассказывает, что на самом деле провёл над ней психологический эксперимент, решив проучить её и показать, что нельзя на свете быть такой мямлей и размазнёй, нужно отстаивать свои права и быть «зубастой». Он нарочно вычитывал деньги из её жалования по любому пустяку, ожидая, что она будет протестовать, но она только поблагодарила его, ведь в других местах ей денег и вовсе не давали.

Таким образом, можно выделить проблемы, затронутые в произведении:

  1. Духовное рабство личности: люди привыкают к унижениям и сносят любые обиды, только бы получить хоть какие-то деньги. Они отказываются бороться, считая, что это всё равно бесполезно, но это позволяет сильным использовать их.
  2. Социальное неравенство: слабохарактерность человека зачастую находится в прямой зависимости от его материального состояния и положения в обществе.
  3. Отчаяние и бессилие: возможно, гувернантка не всегда была размазнёй, а к этому привели постоянные жизненные неудачи и унижения, из-за чего она отчаялась и перестала бороться.

Все эти проблемы актуальны и по сей день: в настоящее время некоторые люди тоже боятся отстаивать свои права перед кем-либо, кто имеет большее влияние и силу, чем они сами.

Произведение заканчивается восклицанием рассказчика: «Легко на этом свете быть сильным!». Но, если посмотреть с другой стороны, сильный никогда не будет потешаться над слабым, не станет своими экспериментами и суровыми нравоучениями ставить себя выше других.

Кроме того, хозяину дома легко порицать героиню и принуждать её быть сильной, ведь сам он, будучи состоятельным, вряд ли сталкивался с такими жизненными трудностями, с какими сталкивалась она.

Главная идея произведения — нужно уметь отстаивать свои права, не молчать, не сносить обиды, а иметь характер и чувство собственного достоинства. Если «маленький человек» не будет этого делать, то только внесёт свою лепту в произвол этого мира, основанный на безнаказанности.

Краткое содержание. Чехов, «Размазня»: заключение

Конечная фраза, риторический вопрос, который главный герой задает себе, и вместе с тем всем читателям, наводит на более глубокие размышления. Конечно, необходимо быть смелым, решительным, сильным и Уметь отстаивать свои права и ценности. Но существуют ли эти качества в чистом виде или же они возможны благодаря каким-то внешним факторам и обстоятельствам? Краткое содержание (Чехов, «Размазня»), конечно, не может передать всю тонкость и глубину сюжета, поэтому настоятельно рекомендуется прочтение оригинала.

Год издания рассказа: 1883

Рассказ Чехова «Размазня» совсем небольшое произведение. Своей популярностью оно обязано в первую очередь наличие в школьной программе. Тем не менее во многом именно благодаря таким небольшим и «Размазня» писатель занимает одно из верхних мест в нашем рейтинге .

Смысл рассказа Чехова «Размазня»

Мимо А.П. Чехова не проходит ни одна ситуация, в которой ему удавалось бы разглядеть пример человеческого порока. Он цепляется за эту ситуацию, выворачивает ее наизнанку и формирует свой рассказ, чтобы еще раз призвать читателей убедиться воочию, насколько мы бываем глупы, слабы и бездеятельны. Так и в рассказе «Размазня» Чехов на примере обыденной ситуации показывает слабохарактерность героини, которая не смогла дать отпор властным людям.

Эта история была записана в 1888 году, который был переломным в творчестве писателя и он понемногу отходил от жанра порицательной юморески и обращал свою мысль к более сложным рассказам с психологическими тонкостями.

Неизвестно были ли образы героев рассказа «Размазня» списаны с кого-то конкретно, но по большому счету на их месте мог быть абсолютно каждый. Скорее это образы собирательные. Женщины на тот период времени еще не отдавали себе отчета в том, что у них есть права, не только как человека, но и как трудящейся единицы. Они не умели отстаивать свои взгляды и принципы. Несправедливость господ девушки воспринимали как данность и не смели им перечить.

А.П.Чехов всегда старался дать своему произведению емкое название, которое бы сразу отражало суть. Изначально рассказ мог быть назван «Жестокий урок», далее «Гувернантка», но то название, которое осталось с нами на века, действительно самое «говорящее» и лучшее.

Повествование так устроено, что рассказчик это одновременно и хозяин дома, который решает «посчитаться» с гувернанткой за отработанное ею время. Хозяин начинает вести расчет, негодуя, что она сама за прошедшие 2 месяца не подошла и не попросила оплату. Вместо оговоренной месячной платы он занижает ее и по ходу начинает вычитать деньги за разную мелочь: за порванный сюртучок сына, за разбитую чашку, а также за праздничные и воскресные дни. Сумма тает на глазах. И вместо 80 обещанных гувернантка получает 11 рублей. Хотя на ее глаза и наворачиваются слезы, но она покорно принимает их и благодарит. Отчего даже барину становится гневно, что она такая размазня, и он призывает ее быть «зубастей». Хозяин объясняет девушке, что он провел с ней психологический эксперимент и в итоге отдает ей всю кровно заработанную сумму, не переставая говорить о том, чтобы она не боялась требовать то, что должно принадлежать ей по праву.

С помощью этой провокации хозяин хотел расшевелить служанку, в надежде на то, что ее внутренняя рохля решит воспротивиться вопиющей несправедливости, но его эксперимент провалился. Гувернантка не обладает стержнем, ее растили так, чтобы она не роптала, не противоречила, не высказывала свое собственное мнение. Ее внутренний голос был способен лишь на то, чтобы внушать самой же себе, что хозяину видней насколько хорошо она работала и он вправе вычесть из жалованья столько, сколько посчитает нужным.

Хотя рассказ и был написан в далеком 1888 году, но эта проблема робости перед более влиятельными и состоятельными людьми актуальна и по сей день. Идея рассказа проста — не стоит сносить оскорбления со стороны, особенно ничем не обоснованные. Нужно иметь чувство собственного достоинства, быть сильным и суметь побороть страх перед лицом противника, который с высоты своего пьедестала силы и власти открыто потешается и глумится. Если «маленький человек» не будет так поступать, то он сам будет содействовать произволу этого общества, которое остается безнаказанным. Человек, позволивший превратить себя в жертву, будет в равной степени виновен вместе с тем, который пытается это сделать, т.е. обиженный и обидчик окажутся на одном стуле.

Если взглянуть с другой стороны на ситуацию, описанную в рассказе, то действительно нравственно сильный человек, никогда не будет глумиться над более слабым. В данном же контексте подразумевается сила, подкрепленная финансовой стабильностью. Поэтому барину и легко порицать свою гувернантку и призывать не быть мямлей, потому что для него вся сила заключена во обладании деньгами.

Смысл произведения во многом направлен на осуждение культа жертвы, который часто романтизировали и популяризировали в русской литературе. Многие писатели поощряли эту слабость и никчемную жертвенность, а потом пребывали в недоумении, отчего же так трудна и жестока судьба «маленьких» людей.

Сочинение ЕГЭ по произведению Антона Чехова «Размазня»

Антон Чехов в своем произведении «Размазня» поднимает вечную тему сильных и слабых. Мир так устроен, что сильный всегда старается прищемить слабого, либо же его просто уничтожить. Четкое определение этого явления дал еще Чарльз Дарвин в своей работе «борьба видов», в которой отмечает желание сильного притеснять слабого.

В современном мире подобное животное отношение в социуме не признается, потому что «сильная» и агрессивная особь может нанести существенный вред человеку, как в физическом, так и в моральном плане. На подобную проблему

Повествование ведется от первого лица. Автора рассказывает случай в офисе, когда за зарплатой пришла тихая и робкая женщина, обычная «серая мышка». По сюжету босс начинает высчитывать с зарплаты деньги за малейшую провинность. Бедная женщина настолько растерялась, что впала в отчаяние и совершенно потеряла дар речи. Жестокой «учитель жизни» сжалился и признался, что просто хотел научить ее защищать свою позицию и бороться за теплое место под солнцем.

После признания гувернантке была возвращена полная зарплата.

Сочинение получилось довольно неординарное, потому что

По моему убеждению, Антон Павлович Чехов хотел показать типичную ситуацию, в которой надменные люди утверждаются за счет слабохарактерных. Критикуя гувернантку за ее «бесхарактерность», не стоит забывать, что она занимает более низкую позицию в обществе и, по сути, не имеет право голоса на работе, потому что ее в любой момент могут уволить.

Анализируя поведение хозяина, невольно приходишь к выводу, что он еще более жалкая личность, чем гувернантка, потому что сильный человек не станет унижать и оскорблять слабого для «урока на будущее». Так поступают только безнравственные люди, неспособные понять закомплексованность других и, вместо того, чтобы им помогать, они всячески пытаются унизить, оскорбить и подстроить под себя слабую личность.

Таким образом, тема, раскрытая Антоном Чеховым, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Хотя бы раз в жизни, человек сталкивается с безнравственными боссами или хозяевами, которые пытаются воспользоваться своим положением в собственных эгоистичных целях.

Изучение рассказа на уроке

При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:

  1. Почему так названо произведение?
  2. О чем оно должно быть?

На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:

  1. «Мерси», — прошептала она.
  2. «По сорока».
  3. «Два месяца и пять дней».
  4. Левый глаз ее стал влажным, но не было произнесено ни слова в ответ.
  5. Оба глаза наполнились слезами.

Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью

Размазня (Чехов А. П., 1883)

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

— Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите… Ну-с… Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц…

— По сорока…

— Нет, по тридцати… У меня записано… Я всегда платил гувернанткам по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца…

— Два месяца и пять дней…

— Ровно два месяца… У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей… Вычесть девять воскресений… вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только… да три праздника…

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..

— Три праздника… Долой, следовательно, двенадцать рублей… Четыре дня Коля был болен и не было занятий… Вы занимались с одной только Варей… Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда… Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть… останется… гм… сорок один рубль… Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

— Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля… Чашка стоит дороже, она фамильная, но… бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок… Долой десять… Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять… Десятого января вы взяли у меня десять рублей…

— Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна.

— Но у меня записано!

— Ну, пусть… хорошо.

— Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать…

Оба глаза наполнились слезами… На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

— Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля… Больше не брала…

— Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать… Вот вам ваши деньги, милейшая! Три… три, три… один и один… Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

— Merci, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

— За что же merci? — спросил я.

— За деньги…

— Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали…

— Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам… Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла… Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

Анализ рассказа А.П. Чехова «Размазня»

Рассказ А.П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году – в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза». Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных и социальных вопросов. Сюжет рассказа прост и основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Он вызывает милую, безропотную Юлию Владимировну для того, чтобы «посчитаться»

Важно, что это слово в контексте рассказа приобретает несколько значений. Итак, рассказчик хочет выдать гувернантке жалованье

Но сначала нужно посчитать, сколько он ей должен за два месяца, пока та у него работала. С самых первых фраз хозяин-рассказчик начинает издеваться над бедной девушкой. Он «снижает» ей жалованье на десять рублей, и говорит, что готов платить всего лишь тридцать вместо сорока рублей. Затем этот человек «сокращает» количество дней, которые Юлия Владимировна проработала у него. Чем дальше, тем наглее и циничнее становится рассказчик. И на все, очень робкие, возражения гувернантки у него есть один, «железный», аргумент – «У меня записано. » А как же ведет себя Юлия Владимировна, видя, что хозяин поступает с ней несправедливо и жестоко? Поначалу девушка пыталась возражать рассказчику: она уточняет, что соглашалась работать за сорок рублей; что она проработала уже два месяца и пять дней и тому подобное. Но хозяин непреклонен – у него «так записано». Далее, когда рассказчик начинает переходить всякие границы – начинает вычитать из жалованья гувернантки выходные дни, дни ее болезни, праздники и другие «мелочи», Юлия Владимировна совершенно сникает – она видит, что ее и без того жалкая заработная плата тает на глазах. Казалось бы, она должна возмутиться, как-то мобилизоваться и начать отстаивать свои права. Но не тут-то было! Не только мы, но и рассказчик пристально наблюдает за девушкой: «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но. ни слова. », «Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова. » Только один раз героиня пыталась восстановить истину. Когда хозяин сказал, что она брала у него десять рублей, которые он непременно вычтет из ее оставшихся «крох», Юлия Владимировна шепотом воспротивилась: «Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна». Однако «убийственный» довод «у меня все записано» снова «закрыл ей рот». По мере развития этого поистине страшного диалога напряжение все усиливается. Рассказчик пытается понять, до каких пор эта девушка будет терпеть, видя, как работодатель ее обворовывает, что еще она готова вынести, чтобы не лишиться работы. Он все больше «наглеет и наглеет», доводит девушку практически до слез, но она молчит! Мало того, когда от восьмидесяти рублей, положенных ей по праву, хозяин оставляет лишь одиннадцать, гувернантка принимает их не ропща: «И я подал ей одиннадцать рублей. Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман». Больше того, Юлия Владимировна благодарит хозяина: «— Merci, — прошептала она». Вот тут нервы рассказчика не выдерживают. Разозленный такой безропотностью, он вскакивает и почти набрасывается на гувернантку: «…ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?» Но получает страшный ответ – «в других местах мне и вовсе не давали…» Герой винит Юлию Владимировну, ее характер («Разве можно быть такой размазней?»), ее психологию жертвы. Он говорит, что преподнес этой девочке жестокий урок, чтобы она была на этом свете «позубастей», и отдает все ее жалованье сполна. Однако выражение лица героини наводит рассказчика на более глубокие размышления. Он понимает, что не только, и, может быть, не столько виновата сама Юлия Владимировна, сколько несправедливое социальное устройство, жестокие законы российского общества. Девушки, не имеющие средств, вынуждены зарабатывать себе на хлеб собственным трудом. Но права их на защищены российским законом, а душа их и сердце не защищены от развращенных богатством и безнаказанностью «состоятельных господ». Таким образом, в этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В «Размазне» он говорит не только о гувернантках, русских женщинах, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню». Финальные строки рассказа, как нельзя лучше, подтверждают эту мысль: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

Проблемы

  1. Духовное рабство личности — это основная проблема рассказа «Размазня». Люди настолько привыкли к унижению, что уже перестали бороться за свои права. Они готовы сносить любые обиды, лишь бы получить хоть какие-то деньги. С одной стороны, это не их вина, но с другое такая приниженность развязывает руки сильным мира сего.
  2. Социальная несправедливость — еще одна проблема, затронутая в книге. девушки могут найти работу, но никто не поручится, что там с ними обойдутся честно. Судебная практика по таким делам была не развита, профсоюзов не было, да и денег у гувернанток было в обрез, и никакие судебные тяжбы они бы себе не позволили.
  3. Отчаяние и бессилие . Юлия не всегда была такой приниженной и бессловесной. Просто суровые условия жизни научили ее терпеть несправедливость, а не восставать против нее. Она привыкла к подлости и отчаялась побороть ее. С этого и началось ее внутреннее рабство.
  4. Сила и слабость . Завершающая фраза рассказа — «Легко на этом свете быть сильным». Данное утверждение, которое произносит сам повествователь, отражает проблематику текста. Такой ли он сильный, как кажется на первый взгляд? Да и так ли слаба Юлия? Если разбираться со всех сторон, то сильный человек никогда не будет потешаться над слабым. И несмотря на то, что хозяин все же вернул деньги, он мог бы не использовать в качестве эксперимента злую шутку. Хозяин показал гувернантке, кто из них сильнее в этом мире. Но сильный человек и так это знает без всяких доказательств. По-настоящему силен тот, кто не слаб духом и может выдержать все испытания. Он никогда не будет ставить себя выше других, а тем более показывать это на публику. Он скорее поможет слабому собеседнику тайно, чем поставит его в неловкое положение. Вот и получается, что на самом деле, хозяин не такой уж и сильный человек, каким кажется на первый взгляд. А вот Юлия имеет все характеристики, чтобы претендовать на место сильного, только характера ей не хватает.

Возмущение

Продолжаем краткое содержание (Чехов, «Размазня»). Безропотность, жалкая, по мнению главного героя, покорность и смирение вызывают у него бурю негодования. Он вскакивает, и практически набрасывается на нее. Неужто возможно покорно сносить издевательства, ведь он наглым образом обобрал ее, украл честно заработанные ею деньги. Почему она молчала? Почему не отстаивала себя? «Разве можно быть такой размазней!» Можно — говорит выражение ее лица. В других местах ей могли и вовсе не дать.

Он отдает ей заранее приготовленный конверт с восьмьюдесятью рублями. Она вновь благодарит его, и быстро уходит. Довольство собой, той шуткой, тем жестоким уроком, который он преподнес молодой девице, и, который, возможно, поможет ей впредь быть «позубастей», быстро проходит, и сменяется другим вопросом: легко ли в жизни быть смелым?

“Размазня” Чехова – легко ли быть сильным?

Антон Павлович Чехов знаток человеческих душ. Рассказанные им простые и, казалось бы, незамысловатые истории из жизни обычных людей всегда заставляют задуматься о морально-этических проблемах общества.

Одну из таких историй можно прочитать в рассказе «Размазня». Этот короткий рассказ поднимает очень важный вопрос, который звучит следующим образом: «Легко ли быть сильным?»

Рассказ был написан в 1888 году. В этот период своего творчества Антон Павлович начал переходить от работы над легкими юмористическими рассказами к созданию произведений с более серьезными темами.

Короткий рассказ «Размазня» первый раз был вышел в свет в юмористическом журнале «Осколки». История эта совсем не смешная, несмотря на то, что в ее основе лежит шутка.

Правда, шутка не добрая, а злая.

Краткое содержание рассказа «Размазня»

В рассказе описывается обычная бытовая сцена – выплата жалованья гувернантке.

Повествование начинается с того, что строгий и уверенный в себе хозяин дома вызывает в свой кабинет гувернантку, чтобы выплатить ей жалованье за два месяца. Однако он не отдает деньги сразу, а начинает долгие подсчеты, причем, не в пользу гувернантки.

Сначала он снижает ее жалованье с сорока до тридцати рублей в месяц. Гувернантка пытается слабо протестовать, но быстро соглашается с его безапелляционным аргументом: «У меня так записано».

Потом хозяин под разными предлогами вычитает из жалованья все больше и больше. Он изобретательно находит всевозможные причины для уменьшения выплаты.

Стоимость случайно разбитой ею чашки тоже безжалостно вычитается из мизерного жалованья.

Гувернантка безропотно терпит издевательства – лишь выражение лица и нервный кашель выдают ее чувства.

Однако хозяину этого мало. Он удерживает деньги за праздники и выходные, потом приписывает гувернантке несуществующий долг и безжалостно вычитает и его. Гувернантка шепотом отказывается: «Я не брала». И на невозмутимое утверждение хозяина: «Но у меня записано!», сразу же соглашается: «Ну, пусть… хорошо».

Важно

В итоге, и без того маленькое жалованье, превращается в крохотное. И вместо восьмидесяти рублей хозяин выдает одиннадцать.

Растерянная гувернантка не возражает, берет деньги и даже вежливо благодарит за эти крохи.

Такое поведение очень злит хозяина. Он не выдерживает и начинает возмущаться тем, что его жертва так покорно принимает несправедливость. «Отчего вы не протестуете? … Разве можно быть такой размазней?» – восклицает он.

Не получив ответа на свой риторический вопрос, хозяин просит прощения за свою жестокую шутку и выплачивает жалованье полностью.

Гувернантка, не ожидая такой развязки, тихо благодарит и уходит. А хозяин, уверенный в том, что преподал своей подопечной важный жизненный урок, мысленно убеждает сам себя: «Легко на этом свете быть сильным!»

Герои рассказа «Размазня» – две противоположности

В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.

Хозяин жизни

Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.

Сюжет рассказа «Размазня» кратко

В рассказе «Размазня» Чехова читать можно о истории рассказанной от первого лица. Пригласил как-то наш рассказчик посчитаться гувернантку своих детей – Юлию Васильевну. Разговор он начал с того, что за месяц он обещал платить ей тридцать рублей. Юлия Васильевна попробовала возразить что сорок, но рассказчик сказал, что всегда платил только тридцать. Затем он посчитал, что она отработала ровно два месяца. На робкое дополнение гувернантки, что прошло два месяца и пять дней рассказчик ответил, что у него все записано. Из полученных шестидесяти рублей он вычел девять воскресений и три праздника, затем отнял половину за те четыре дня пока гувернантка занималась только с Варей, ведь Коля был болен. Затем отнял половину за те три дня, когда Юлия Васильевна работала только пол дня из-за того, что у нее болели зубы. Затем отнял два рубля за чашку с блюдцем, которую она разбила под Новый Год. За порванный по недосмотру Колей сюртучок еще минус десять, за украденные горничной у Вари ботинки еще минус пять.

Но на этом главный герой и рассказчик в одном лице рассказа Чехова «Размазня» не остановился. Он заявил, что десятого января Юлия Васильевна брала у него десять рублей. На ее робкое не брала, он опять заявил, что у него все записано. В итоге остается четырнадцать рублей. Глаза гувернантки наполнились слезами. Она опять заявила, что брала только три рубля у его жены. На это рассказчик заявил, что нечего не знал об этом. Значит еще минус три рубля. И вот ваши 11 рублей. Дрожащей рукой она забрала деньги и прошептала: «Мерси». Тут то нашего рассказчика и проняло: «За что же «Мерси», ведь я вас обобрал? Как можно быть такой размазней?». Но кислая улыбка на ее лице сказала, что можно. Наш главный герой рассказа «Размазня» Чехова извинился за жестокий урок и отдал все восемьдесят рублей. А когда она ушла, то подумал, как легко на этом свете быть сильным.

Идея и проблематика произведения

Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.

Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:

  1. Рабство личности — одна из самых важных проблем, стоящих перед обществом.
  2. Социальная несправедливость. Женщина из низов в России XIX века имела возможность получить работу, но в случае несправедливого отношения или проблем с оплатой не могла защитить себя.
  3. Бессилие и смирение. Унижение женщины появилось в результате сложившихся условий. Это явление стало для нее постоянным, она устала бороться и примирилась, что привело ее к духовному рабству.
  4. Сила и слабость. Хозяин в чеховском рассказе считает себя сильным, так как с помощью денег решает все проблемы. На самом деле на истинную силу может претендовать гувернантка Юлия Васильевна, которой для этого не хватает характера.

Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: