Темы
Основной темой рассказа «О чем плачут лошади» является плохое отношение к лошадям
Автор заостряет на этом внимание, сопоставляя прошлое и будущее деревни: когда-то животных холили и лелеяли, но когда они стали общими, их значение упало, и люди сбросили личную ответственность на колхоз. Стало хуже — таков его вывод
Тематика произведения сгруппирована в списке:
- Значение лошади в жизни человека и хозяйстве. Автор перечисляет все заслуги животного: издревле конь кормил семью, а его подкова стала символом счастья. Помогают лошади и на фронте, жертвуя жизнями. Писатель рассказывает о трагичном уделе его коня, которого люди эксплуатировали всю жизнь, а потом просто съели. Отсюда и отсылка к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”, где воевода тоже предал своего коня, отказавшись от него из-за суеверия.
- Значение искусства и истории. Многие лошади не помнили своего прошлого, потому что не прислушивались к песням Забавы. А ведь эти сведения были им доступны и сохранились в песнях, которые пела лошадь. Эта память помогла бы лошадям разобраться в том, что их окружает.
- Сострадание. Герой искренне сочувствует лошадям, кормит их хлебом. Он следит за их состоянием и видит все накопившиеся проблемы: «В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть». Если бы все в деревне относились так к животным, у них не было бы стольких бед. Но ужас деревенской жизни состоит в том, что она притупляет чувства и нагружает человека так, что он и свое бремя нести не может.
- Колхозная жизнь. Автор показывает, что в деревне многие люди работают для галочки, но не выполняют свои обязанности в должной мере. Видимо, коллективная ответственность развращает человека. Он уже прикрывается спинами других, а сам ничего не делает, чтобы было лучше.
Текст вызывает сочувствие. Люди стали злыми и черствыми. Человек не видит смысла в том, чтобы заботиться о лошадях, и это ужасно. Но еще хуже, что Миколки спиваются не просто так — они тоже перегружены работой и явно пьют не от хорошей жизни.
Конфликт
Конфликт в рассказе «О чем плачут лошади» можно рассматривать с двух сторон:
- Сюжетный. Спор между Рыжухой и другими лошадьми. Рыжуха верит в то, что когда-то давно их “называли кормилицами, холили и ласкали”. Она узнала это из песен, которые пела старая кобылка. Но Рыжуха начинает сомневаться в этом. В ответ на ее напевы о счастливой лошадиной жизни ее подруги и товарищи называют это “брехней”. Конфликт остается открытым. Рассказчик не смог стать судьей в этом споре, хотя знал, что его любимая лошадь права.
- Подтекстный. В тексте затронута одна из основных проблем, возникших в ходе коллективизации. Теперь лошади — это общая рабочая сила, которая никому не принадлежит, а значит, уход за ней становится бюрократической формальностью, за которую наемному работнику колхоз платит деньги. У человека нет личной заинтересованности в этом деле, он лишь отсиживает часы за зарплату. С «боготворения» животных дошло до «равнодушия» по отношению к ним, что, конечно, возмутило героя. Если раньше люди за свое хозяйство горой стояли и были кровно заинтересованы в результате (умрет лошадь — новую никто не купит), то теперь они прятались за коллективной ответственностью и знали, что колхоз все равно уровняет всех крестьян, и нет мотивации делать больше и лучше. Это и есть результат сравнения старых времен с новыми.
Взяточничество
Н. В
Гоголь посвящает проблеме взяточничества большое внимание. Наибольший пик проявления этого порока наблюдается в сцене посещения Хлестакова
Чиновники привыкли за все свои проступки платить деньгами. Как они считают, легче дать взятку, чем вести свои служебные дела по-честному.
Однако взятки персонажи дают не только ревизору. Для чиновничьего мира этот процесс является чуть ли не каждодневным. Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками, городничий считает, что «послужить» таким образом человеку – дело обязательное. Сквозник-Дмухановский позволяет себе приходить к купцам и брать у них различные подношения, что также можно отнести к взяточничеству. Для персонажей это явление обычно, они считают, что чиновники в каждом городе поступают именно так. Герои «Ревизора» настолько часто берут и дают взятки, что научились наилучшими способами их отдавать значительным лицам.
Тема
Центральная тема рассказа «О чем плачут лошади» – недобросовестное отношение к домашним животным
Абрамов акцентирует на этом внимание общества, сравнивая прошлую и настоящую жизнь деревни: в старину лошадей холили, жалели, заботились о них, а когда они были отданы в колхоз, то непосредственная зависимость от лошадей у колхозников исчезла, и значимость животных уменьшилась. Теперь люди лично не отвечали за состояние лошадей, за их комфорт и уход, а нес ответственность колхоз. Писатель считает, что настоящая жизнь лошадей стала намного хуже, чем была раньше
- Роль коней в жизни людей и хозяйстве. Абрамов рассказывает о заслугах этих благородных животных: еще с древних времен конь был семейным кормильцем, его подкова символизирует счастье. Неоценима помощь коней и в военное время, как в тылу, так и на фронте, где наравне с людьми животные рисковали жизнью. Автор поведал историю трагической судьбы своего коня, который до старости работал на людей, а потом был попросту ими съеден. Писатель также упоминает произведение Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в котором князь Олег также предает своего любимца, коня, отказывается от своего верного друга из-за того, что суеверен и верит предсказанию.
- Жизнь колхозников. Абрамов демонстрирует колхозную жизнь с негативной стороны, что люди трудятся в деревне, лишь бы получить галочку, халтурят, относятся к своим обязанностям халатно, недобросовестно, выполняя их как-нибудь. Вероятно, совместная ответственность расслабляет человека и развращает его. Он не чувствует свою прямую ответственность, скрывается за спинами других, таких же колхозников, и не старается стремиться к лучшему.
- Сострадание. Центральный персонаж испытывает совершенно искреннее сочувствие к коням, подкармливает животных хлебом. Он наблюдает за состоянием лошадей, за их условиями жизни, замечает образовавшиеся проблемы: В возрасте четырех-пяти лет они уже были со сбитой спиной под седлом, имели отвисшее брюхо, у них вспучивались в паху вены. Если бы к колхозному имуществу относились бережливо и ответственно, то у скотины бы не было так много бед. Вся суть сельской жизни заключается в том, что она приглушает чувства и давит на сознание человека настолько сильно, что тот и собственное бремя не в силах нести.
- Роль истории и искусства. Большинству лошадей неизвестно их прошлое, потому что они не слушали песен старой Забавы, в которых содержалась эта важная для них информация, а ведь она была доступной. Память о прошлом дала бы коням возможность правильно понять и осознать то, что находится вокруг них.
Рассказ Федора Абрамова проникнут сочувствием и к людям, и к животным. От колхозной жизни люди превратились в бездушных и злых, они не видят смысл в заботе о лошадях, и от этого животные страдают. Сами же люди, не выдерживают такой плохой жизни и, как Миколка, становятся алкоголиками.
Очень краткий пересказ рассказа «О чем плачут лошади»
Рассказчик повествует о том, как во время одной из прогулок по деревне он заглянул на выгон, где паслись колхозные лошади. Конюх Миколка, чьим заботам были вверены животные, практически не ухаживал за ними: они были всегда голодные и томились от жажды. Грустные чувства вызывали колхозные лошади. Рассказчик, жалея животных, подкармливал их хлебом.
Среди лошадей была у него любимица –«выносливая и неприхотливая» Рыжуха (второе имя, которое ей дали в колхозе, — Клара). Но рассказчик называл ее Рыжухой – по-простому, с любовью.
Рыжуха, вопреки обыкновению, не стала его встречать, нисколько не обрадовалась и не взяла угощение. Приглядевшись, рассказчик заметил в глазах лошади слезы. Она плакала. И на его настойчивые расспросы поведала, что между лошадьми завязался спор: было ли время, когда с ними обращались ласково и бережно, ценили, лелеяли, отдавали последний кусок хлеба? Она узнала об этом от старой кобылы Забавы. А остальные лошади не поверили ей, закричали, что она врет про счастливые лошадиные времена.
И вспомнил рассказчик: да, такие времена были. До того, как появились колхозы, каждый хозяин берег своего конька пуще глаза. И в колхозе каждый прибегал смотреть за своей лошадкой, пенял конюху за не вовремя поданную воду и корм, за плохой уход. Завязывались даже драки.
Но шло время, в колхозах появилась техника, а лошади – общие, «ничьи» — стали уже особо и не нужны. И их поручали надзору какого-нибудь забулдыги-конюха, гнали на тяжелые работы, не жалея.
Но не мог рассказчик честно сказать обо всем этом лошадям. Он попытался ответить весело и беспечно, перевести все в шутку. Торопливо оделив Рыжуху и других хлебом, он ушел. Тоска навалилась на рассказчика, «тяжелая лошадиная тоска». Он обманул Рыжуху и понимал, что искренности в отношениях с кобылой больше не будет. И сам себе он стал казаться таким же «нелепым, отжившим существом», как пасущиеся на сухом изглоданном лугу лошади-доходяги.
Популярные сегодня темы
- Отзыв о рассказе О чем плачут лошади Абрамова Произведение Абрамова рассказывает о тяжелой жизни лошадей. Вначале автор трогательно описывает свои детские воспоминания о деревенской природе и о прогулках на луг, где паслись животные.
- Сочинение по произведению Реквием Ахматовой Жизнь А.А.Ахматовой (Горенко) — удивительной поэтессы серебряного века — насыщенна трагическими событиями. Революции, войны, блокадный Ленинград, болезнь, реабилитация, незаслуженная
- Хронологическая таблица жизни и творчества Шуберта Франц Шуберт — австрийский композитор. За свою недолгую жизнь им было создано множество произведений, однако, известности музыкант смог добиться только после своей смерти.
- Сочинение рассуждение Разлука Каждый человек всегда пребывает в разлуке с кем-то или чем-то, ведь человек ограничен. Первая разлука настигает при рождении, когда люди остаются без своего уютного «жилища» и оказываются во внешнем мире.
- Сочинение Ульяновск — мой любимый город Ульяновск – мой любимый город, где всегда тепло и уютно, красочно и загадочно-старинно, масштабно и современно. Здесь прекрасные люди, добрые, вежливые и отзывчивые
Мораль, основная мысль.
Писатель выражает в книге свои личные тревоги, волнения. В ее финале Абрамов говорит, что «лошадиная тоска навалилась на него». Автор-герой пытается довести до сознания людей, что они неотделимы от природы. Эта мысль является центральной идеей рассматриваемого произведения. От домашних животных мы целиком и полностью зависимы. Кони, коровы, быки в крестьянском хозяйстве – это и наша пища, и транспорт, и тягловая сила. Ведь на них держится вся деревенская работа в поле и на лугу. Нам нужно с благодарностью относиться к лошадям, потому что они ее заслужили.
Любому животному, особенно домашнему, требуются наши помощь и забота, добросовестный уход. Только такой вид хозяйствования, в основе которого лежит коллективная ответственность, не обеспечивает коням должного уважения и комфорта. Автор заставляет нас поразмышлять о судьбах лошадей, о том, что если бы люди все также находились в прямой зависимости собственного хозяйства и кормились результатами своего труда, если бы все также были ответственны за них, а не хоронились за чужой спиной, как безответственный пьяница Миколка, то судьба лошадей была бы иной, более счастливой. Эту мысль доносит Абрамов своим читателям в рассказе «О чем плачут лошади».
Рыжуха
О чем же поведала кобылка? Краткий пересказ «О чем плачут лошади» продолжится описанием ее диалога с главным героем. Рыжуха от старой знакомой лошади Забавы узнала, что раньше они жили гораздо лучше. Оказывается, коней холили и лелеяли. Каждый считал своим долгом в первую очередь накормить своего труженика — лошадь. Сам хозяин мог и поголодать, но конь — никогда. Ведь именно они помогали кормиться всей мужицкой семье. А после тяжелого трудового дня своих любимцев встречали всей семьей, чистили, кормили и поили.
Рассказав эту историю другим лошадям, Рыжуха была высмеяна. Никто не поверил ей, поскольку не видели такой жизни и посчитали все сказанное обманом. Теперь все ждут правды от рассказчика: было ли на самом деле такое светлое время? Ответ на этот вопрос даст дальнейший краткий пересказ.
Горький финал
Все это главный герой вспоминал, пока другие кони ждали ответа на волнующий их вопрос. А наш рассказчик не знал, что поведать им. С одной стороны, да, жизнь была совсем иной, лошадей ценили и любили. А теперь все изменилось. Любовь и уважение к коням заменила бездушная техника. Краткий пересказ рассказа «О чем плачут лошади», несомненно, должен содержать этот ключевой момент. Машину не нужно жалеть и кормить. Сломалась — починил. Никакой духовности. Теперь коням нашлась замена, и про них забыли. Они сейчас не так нужны, как раньше.
Мы подошли к моменту, который завершит краткий пересказ «О чем плачут лошади». Не решаясь сказать всей правды, герой делает равнодушный вид, как бы успокаивая животных, и отшучивается, что в этом деле без банки не разобраться.
Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
Ниже приводится школьное сочинение «Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.
II. Основанная часть
2. Кто главные герои.
4. Наиболее запомнившийся эпизод.
III. Заключение. Чем меня обогатило это произведение, совет прочитать.
Федор Александрович Абрамов (1920-1983) в своем творчестве часто обращался к деревенской тематике, поскольку сам родился в крестьянской семье. Рассказ «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году.
Сюжет рассказа – повествование от первого лица, в котором автор разговаривает с любимой лошадью Рыжухой. Во время этого разговора автор пытается утешить лошадь, которая опечалена неверием других лошадей в то, что в прежние времена лошадям жилось хорошо. Автор стоит перед моральной проблемой: утешить лошадей и соврать или расстроить их, сказав правду. Он выбирает уйти от прямого ответа, но понимает, что тем самым потерял доверие животных. От этого ему становится тоскливо, он испытывает угрызения совести.
Главный герой рассказа – уроженец деревни, которые любит лошадей, жалеет их, подкармливает хлебом, разговаривает с ними. В рассказе описан разговор с кобылой Кларой, которую чаще называли Рыжухой. Автор пишет, что, несмотря на почтенный для лошадей возраст она сохранила весёлый, неунывающий характер, радовалась приходу автора – подавала звонкий голос, обегала вокруг кола.
Мне кажется, что писатель старается вызвать сочувствие читателя к героям рассказа – и к измученным лошадям, и к доброму человеку, не способному им помочь. То, что лошадь разговаривает, преподносится как нечто естественное, не вызывает удивления героя рассказа. Это олицетворение наводит на мысль, что в образе лошади писатель представляет крестьянина, загруженного тяжелым трудом, не имеющего свободы, зависящего от прихоти других.
Мне было особенно интересно читать заключительную часть рассказа, в которой описывается, как автор понимает, что, попытавшись обмануть близких ему существ, он навсегда лишился прежнего их доверия. Автор кратко, но емко, ярко описывает свои переживания.
Рассказ Ф. А. Абрамова написан в духе гуманизма, учит с любовью относиться к тем, кто честен и добр к нам, быть честным перед самим собой, уметь признавать свои ошибки, не считать других глупее себя. Особенно если это искренне любящие тебя люди. Я считаю, что человек, прочитавший этот рассказ, захочет стать лучше и добрее. Поэтому, конечно, советую всем познакомиться с этим произведением.
Мораль
Умение сострадать и помогать ближнему — именно этому учит рассказ «О чем плачут лошади». Мы должны уметь бережно относиться к тем, кто есть в нашей жизни. Нашей заботы достойны те, кто делают нашу жизнь проще, что трудится ради нас. Этого требует простая благодарность. Да и расчеты на стороне Абрамова: если к животному хорошо относиться, оно прослужит дольше и сделает больше.
Рассказ «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о том, что изменения в обществе не всегда ведут к лучшему. Порой мы теряем мудрость и доброту предков в погоне за иллюзиями. Так и колхоз проигрывает индивидуальному хозяйству в долгосрочной перспективе. Если заставлять людей работать ради показателей, не жалея себя и других, никакого толка, кроме повышенных надоев на бумаге, не будет.
О чем плачут лошади
Жанр этого произведения четко не выражен. Нет четкой грани: сказка ли это, легенда, притча. Используя прием олицетворения, автор передает страдания лошади, помогает глубже понять героя, смысл происходящих событий. Сострадая лошадям, герой рассказа понимает единство, родство всего живого в мире. Поэтому он не способен на жестокость.
Рассказ начинается с воспоминаний автора о детских годах, когда он брал с собой хлеб и подкармливал лошадей. Они трогали, радовали его крестьянское сердце. В один из дней рассказчик бежал к лошадям, потому что среди них была его любимица Клара, или Рыжуха. Завидев рассказчика, она подавала свой звонкий голос. Но в этот день Рыжуха никак не прореагировала на появление автора-рассказчика рядом с ней. Автор забеспокоился: что же с ней случилось?! Он знал, что Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.
Автор кормил Рыжуху хлебом, но она не брала его. Слезы, большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы лились из ее глаз.
Здесь Абрамов, применяя элемент фантастики (сказки), включает в рассказ диалог лошади с рассказчиком.
Рыжуха рассказала, что она поспорила с лошадьми о жизни. Она вспоминала добрые времена, когда их, лошадей, жалели, берегли, а другие лошади подняли ее на смех, стали издеваться над нею. И тут Рыжуха опять расплакалась.
Оказывается, на дальнем покосе Рыжуха познакомилась с такой же старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке.
Когда им было невмоготу, старая кобыла стала ее подбадривать песнями. Слушая песни, Рыжуха забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой лупил их мужик.
Рыжуха спросила Забаву (так звали ту кобылку), не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье. Она отвечала, что эти песни певала еще ее мать и они передавались из поколения в поколение в их роду. И вот утром Рыжуха эти песни стала петь своим товаркам и товарищам, а они в один голос закричали, что это все вранье, брехня!
Правильно говорила старая кобылка, ничего не соврала. Да, были времена, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, последнюю краюху хлеба. А по вечерам вся семья выбегала встречать ее. Ласкали, холили ее. Ночью по нескольку раз хозяева проверяли свое сокровище.
Вдруг автор-рассказчик восклицает: – Ну-ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше хлеб грызть, пока грызется. Бросив торопливо на луг кусочки хлеба перед Рыжухой, а потом накормив хлебом других лошадей, автор ушел с этой лужайки восвояси. Он отправился к реке.
Что мог он ответить этим лошадям? Сказать, что старая кобыла была права, что были у лошадей счастливые времена?
И тяжелая тоска, лошадиная тоска, навалилась на него, пригнула к земле…
План произведения
1. Автор вспоминает свои детские годы и размышляет о судьбе лошади.
2. Рассказчик описывает свою любимицу – лошадь Клару (ее он также зовет Рыжухой).
3. Диалог лошади с рассказчиком.
4. Автор печалится, так как безвозвратно ушло то время, когда без лошади было немыслимо существование человека.
5. Автор кормит лошадей хлебом и думает о том, что ему нечего сказать им в утешение.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Пересказ произведения «О чем плачут лошади» Абрамова
План пересказа
- Автор вспоминает свои детские годы и размышляет о судьбе лошади.
- Рассказчик описывает свою любимицу — лошадь Клару (ее он также зовет Рыжухой).
- Диалог лошади с рассказчиком.
- Автор печалится, так как безвозвратно ушло то время, когда без лошади было немыслимо существование человека.
- Автор кормит лошадей хлебом и думает о том, что ему нечего сказать им в утешение.
Пересказ
Рассказ начинается с воспоминаний автора о детских годах, когда он брал с собой хлеб и подкармливал лошадей. Самые сложные и противоречивые чувства вызывали у него лошади. Они волновали, радовали его крестьянское сердце.
Автор часами мог смотреть на этих добрых и умных животных. Но очень часто лошади вызывали чувство жалости и непонятной какой-то вины перед ними. Ему жаль было лошадей, когда конюх Миколка иногда не кормил их, не поил вовремя.
И вот в один из дней рассказчик не шел, а бежал к лошадям, потому что среди них была его любимица Клара, или Рыжуха. Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, приспособленных к условиям Севера.
Тот забеспокоился: что же с ней случилось?! Он знал, что Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.
Он кормил Рыжуху хлебом, но она не брала его. Слезы, большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы лились из ее глаз. И лошадь вдруг заговорила (автор использует элемент сказки, фантастики). Рыжуха рассказала, что она поспорила с лошадьми о жизни.
Она вспоминала добрые времена, когда их, лошадей, жалели, берегли, а другие лошади подняли ее на смех, стали издеваться над нею. И тут Рыжуха опять расплакалась. Рассказчик ее успокоил. И вот что лошадь рассказала ему.
Оказывается, на дальнем покосе Рыжуха познакомилась с такой же старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. Когда им было невмоготу, старая кобыла стала ее подбадривать песнями. Слушая песни, Рыжуха забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой лупил их мужик.
Рыжуха спросила Забаву (так звали другую кобылку), не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье. Она отвечала, что эти песни певала еще ее мать, и они передавались из поколения в поколение.
И вот утром Рыжуха эти песни стала петь другим лошадям, а они в один голос закричали, что это все вранье. Рыжуха с надеждой, что мальчик поймет и поможет ей, посмотрела на него. Он, не выдержав прямого вопрошающего взгляда лошади, отвел в сторону глаза и задумался: неужели то, о чем спрашивала его Рыжуха, занимало и других лошадей?
Правильно говорила старая кобылка: были времена, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, последнюю краюху хлеба. А по вечерам вся семья выбегала встречать ее, и ласкали, и вычищали ее. Ночью по нескольку раз хозяева проверяли свое сокровище. Действительно, все люди тогда знали, что лошадь была главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни.
Именно конь смотрел с крыши отцовского дома, про коня-богатыря, про Сивку-Бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросший, прялку для своей суженой!.. Во время походов, за каждого коня спрашивали строго.
Если кто-то не напоил, вовремя не накормил, или же большой воз навалил на коня… Тогда держись — кулаком могли заехать.
Став студентом, автор не мог забыть тех мест, где паслись лошади. Даже война не вытравила в нем память о родном крае.
Вернувшись в послевоенном сорок седьмом году в родные места, рассказчик вспоминает о Карько (так звали коня). Старик-конюх рассказал, что Карька на лесном фронте не стало. Не только люди воевали в ту войну.
Лошади тоже ковали победу! Рассказчик попытался отыскать останки своего коня, но не нашел их.
Рыжуха и другие лошади смотрели все так же с мольбой и надеждой. Грустное настроение прерывается восклицанием:
— Ну, ну хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше хлеб грызть, пока грызется.
Бросив торопливо на луг кусочки хлеба перед Рыжухой, а потом накормив хлебом других лошадей, герой отправился к реке.
И тяжелая тоска, лошадиная тоска, навалилась на него, пригнула к земле …
Проблемы
Писатель выделяет несколько проблем в произведении «О чем плачут лошади»:
Черствость людей. Это показано на примере Миколки, который забывал о лошадях и пил целыми днями. На его примере автор показывает, как изменилось отношение к животным. Миколка не чистил, не пас и не расчесывал лошадей, поэтому они служили меньше, чем могли бы, болели и страдали по его вине. И никто, видно, на это не реагировал.
Ложь во благо. Повествователь не хотел обижать Рыжуху. Он не рассказал ей о хорошей жизни, которая была раньше у лошадей. Герой не хотел, чтобы его друг еще больше расстроился. Он выбирает сладкую ложь, при этом чувствуя, что поступил неправильно. Но что он мог поделать? Горькая правда была бы еще больнее.
Судьбы крестьян. Так как жизнь лошадей проецируется на человека, то, можно сказать, что и у крестьян была нелегкая судьба. Много людей погибало из-за тяжелой работы, спивалось от отчаяния, жило в полной нищете. Слезы Рыжули — слезы человека, который также должен нести тяготы своего бремени.
Прошлое и будущее
Показывая разное отношение к лошадям, автор пытается сказать, что человек нравственно опустился:”В общем, что говорить, — нелегко жилось беднягам.” Он называет животное “сокровищем”, что подчеркивает важность его участия в деревенской жизни.
Такова проблематика произведения «О чем плачут лошади».
Лицемерие
Каждый чиновник ведет себя как настоящий лицемер. С простым народом герои общаются презрительно, даже к помещикам у них пренебрежительное отношение.
Земляника совершенно незаинтересован в том, как живут люди. По его мнению, если человеку суждено выздороветь, он выздоровеет, а если суждено умереть – он умрет.
Шпекин читает чужие письма, совершенно не задумываясь о том, что в них содержится личная информация.
Чиновники считают, что им все дозволено, однако перед людьми, стоящими выше, они лебезят и стараются всячески им угодить. Приезд Хлестакова, которого посчитали за ревизора, раскрывает этот порок с огромной силой. Чиновники стараются сделать так, что герой, от которого зависит их дальнейшее положение, не заметил всех недочетов их службы. Для этого они угождают ему и дают взятки.
Анализ рассказа О чем плачут лошади Абрамова
Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в рассказе, основной тематикой которого являются авторские воспоминания о прошлой жизни.
Повествовательная композиция рассказа осуществляется от лица рассказчика, являющегося человеком, который помнит прежнюю жизнь лошадей, когда люди относились к ним более тепло и дружелюбно.
Сюжетная линия рассказа является простой и состоит в рассказе о былом времени, в период которого человек заботится о лошадях и относится к ним с теплотой и бережливостью, поскольку тогда отсутствует различная техника и машины.
Отличительной особенностью произведения является раскрытие автором существующих проблем в экологической сфере, а также нравственной стороне общества, заставляя читательскую аудиторию задуматься о необходимости проявления заботливого отношения к окружающей природе.
Композиционная структура рассказа представляется изображением картин из жизни деревни, при этом в завязке произведения повествуется об отношении деревенских жителей к лошадям. Развитие сюжетной линии происходит в момент рассказа старой кобылы молодой кобылице Рыжухе о прежних временах. Кульминация представляется в виде постановки автором животрепещущего вопроса о возможности возвращения теплого и доброго отношения человека к животным.
Система образов в рассказе представляется в виде двух главных героев в лице повествователя, способного выполнить сравнение прошлой и настоящей жизни, а также лошади Рыжухе, являющейся в произведении олицетворением всей окружающей природы.
В качестве художественных средств выразительности писатель применяет в рассказе многочисленные сравнения и олицетворения, позволяющие более ярко и красочно передавать чувства и переживания лошадей, которые имеют схожесть с душевным состоянием людей. Использование данных приемов наделяет рассказ сказочными мотивами, выражающими единство природного и человеческого мира.
Своеобразием произведения является мастерское изображение писателем зарисовок окружающей природы, которые позволяют читателям в прямом смысле вдыхать ароматы цветов и трав, слышать звуки птичьего пения, порхания насекомых.
Смысловая нагрузка рассказа наполняется тоской и грустью о безвозвратно ушедшей прошлой жизни, в которой люди и окружающая природа ощущают более тесную взаимосвязь и взаимоотношения.