Сочинение 2
Поэзия Александра Твардовского занимает одну из ярких страниц русской литературы XX века. В произведениях военных лет поэта мы видим, как показано осмысление человеческой судьбы с философской точки зрения во время народного горя. Одной из самых знаменитых работ является поэма «Василий Теркин», где герой символизировал русского солдата в обобщенном, собирательном виде.
В самом начале произведения отчетливо показано, что Василий Теркин был рядовым пехотинцем из смоленских крестьян. Да и сама поэма построена с цепью эпизодов из жизни главного героя. Персонаж с юмором рассказывает однополчанам о том, как он воевал, как три раза находился в окружении и имел ранения. Судьба рядового бойца становится символом русского солдата, кто с неимоверными трудностями и мужеством вынес тяготы войны. Солдат несколько раз переплывает холодную реку для восстановления связи с подразделением и занимает один блиндаж неприятеля, однако тут же попадает под обстрел нашей артиллерии. По дороге на фронт боец заходит в гости к старикам и оказывает помощь по хозяйству. Сам того не ведая, солдат сбивает самолет фашистов и вступает с врагом в рукопашный бой. Видя гибель командира, Василий смело берет на себя командование и вступает в бой с немцами, врываясь в деревню. В этом сражении его вновь ранят. Лежа в поле с раной, Теркин ведет разговор со Смертью, уговаривающей не цепляться за жизнь.
Одной из главных качеств Теркина –это любовь к стране. Ведь мысли его заняты воспоминаниями об отчем крае, в котором родился и который ему так дорог. Наш герой обладает милосердием, ведь даже поверженный немец вызывает у него жалость. Парень скромный, но порой может и похвастаться, бравируя тем, что ему можно и медаль повесить за его боевые заслуги. Помимо того Василий – трудолюбивый парень. Он даже в военных условиях может и часы починить и отремонтировать старую пилу. Парень – прекрасный гармонист, бескорыстно развлекает однополчан великолепной игрой на музыкальном инструменте, даря им минуты радости.
Не случайно конец и начало поэмы отмечен лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем показывает картину причастности к событиям. Концовка произведения посвящена павшим героям.
Тема, основная мысль и композиция
Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.
Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.
В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.
Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.
Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.
Описание военной повседневности
На страницах произведения Теркин с юмором делится с молодыми солдатами повседневными буднями войны; говорит о том, что с самого начала военных действий принимает в них участие. Три раза Теркин был в окружении врага, один раз ранен. Тяжелая судьба простого солдата олицетворяет собой силу духа, непреодолимую волю к жизни и победе.
Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин» показывает, что сюжетную канву произведения проследить трудно, ведь каждая из глав представляет собой отдельный эпизод. Например, два раза Теркин переплывает холодную реку ради восстановления связи с наступающими подразделениями. Отправляясь на фронт, Теркин приходит в дом престарелых крестьян, помогает им по хозяйству. Пришлось главному герою и вступить в рукопашный бой с немцем. Теркин, с трудом одолев врага, берет его в плен.
Лежа раненным, Василий Теркин беседует со Смертью. Та уговаривает его не хвататься за жизнь. А когда его, наконец, обнаруживают солдаты, то Теркин говорит им:
Произведение открывают и завершают лирические размышления поэта. Разговор с читателем позволяет приблизиться к общему миру поэмы «Василий Теркин», анализ которой проводится в данной статье. Заканчивается произведение посвящением павшим.
Поэма отличается совершенно особым историзмом. Условно выделенные в ней три части совпадают с началом, серединой и окончанием военных действий. Поэтическое осмысление позволяет сделать из сухой хроники лирическую летопись событий. Ощущение горести пропитывает первую часть, стойкая вера в победу – вторую. А лейтмотивом заключительной части является радость победы.
Композиция
В структуре поэмы 30 глав, пролог и эпилог
. Она не подчинена географическим или определённым историческим датам. Время действия – Великая отечественная война, место – фронтовые дороги – именно эта универсальность и обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. “У войны сюжета нету” – говорил сам автор поэмы.
Именно эта особенность свойственна композиции произведения – оно собрало воедино несколько историй, объединив их образом главного героя. Ещё одной особенностью построения художественного текста является диалог самого автора со своим персонажем – они однополчане, земляки. Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем. Каждая глава поэмы может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют слабую связь, относительную автономность. Это обусловлено тем, что поэма печаталась отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей.
Рецензии на произведение «Василий Тёркин младший»
Что сказать: жизнь она такая жизнь. Обидно, когда без цели или приходит понимание, что зря.
Зря ничего не бывает, какой-то результат всегда есть. И иногда лучше сделать ошибку, чем ничего не сделать.
Не попробуешь – не узнаешь:)
Спасибо, Леонид! Так Вы не только “Железный”, но ещё, оказывается, и Твардовский. На одном дыхании прочитала Вашу поэму и могу сказать, что написана она очень талантливо, читается легко, и события в ней изображены очень мастерски! Трагические страницы нашей истории, которым ныне живущие были свидетелями, так перевираются в школьных учебниках, что только диву даёшься, насколько изолгалась нынешняя власть, чтобы прочнее обосноваться на троне! Наблюдаешь всё это беззаконие и так и хочется спросить самого себя, а не снится ли мне страшный сон, которому нет конца. Хочешь проснуться, а не получается. :((( С горечью,
Спасибо, Оля, за такую высокую оценку! Но те годы даже нынешняя лживая власть вынуждена была признать “лихими девяностыми”. Хотя и сейчас не лучше. Взаимно с горечью.
Обалденно! Современно, актуально, на сцену. Эта поэма нашла свою славу?
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! СЛОВ НЕТ!
Макс. Просто великолепное изложение событий! Нам бы Тёркиных поболе, Да уменье передать, Чтобы жить всегда на воле, И учиться выживать.
Спасибо, Лора! Отличный экспромт! С дружбой и уважением.
Могучий труд и очень честный. Все названы по именам, и все акценты расставлены беспощадно точно. При этом и как стихи труд очень профессиональный ,отточенный , благородный. Благо Дарю от всей души. Боезар.
Монументальный труд, Лёня!Вчера написал Вам большую рецензию, а отправить не удалось, так как сайт отключился. Вот с утра пишу заново. Пока читал – не один раз прослезился. Жив дух А.Твардовского и Василия Тёркина! У одной моей хорошей знакомой из Приднестровья, во время описываемых Вами событий, младший брат только дембельнувшись пошёл защищать Приднестровскую Республику и погиб. А было ему чуть больше двадцати. В свете последних событий(встреча президентов Молдавии и Приднестровья) Ваша поэма приобретает большую актуальность. Хочется верить, что здоровый прагматизм и бережное отношение к человеческим жизням победят и в других “горячих точках”.
Спасибо, Аркадий! Очень рад, что Вам понравлось
Я тоже обратил внимание на встречу президентов Молдавии и Приднестровья и их взаимное стремление к налаживанию отношений. Будем надеяться на лучшее
С Рождеством!
Макс, так у вас тут прямо шедевр. И когда Горбатого поперли, и “путч”, когда Ельцин расстрелял парламент, и Приднестровье. И драматично, и стиль Василия Теркина здорово выдержан. Не слабо! Настоящая хроника первой половины 90х, где ЕБНу весьма дана суровая оценка. Видно что с сердцем пишете, для вас это все свежо и как вчера произошло.
“И вечный бой; покой нам и только сниться”. И Вам пришлось повоевать У модераторов страницы С трудом и боем отбивать. Живёт ещё Василий Тёркин, И ратные его дела, Как русский дух,к невзгодам стойкий, Как вечный бой добра и зла.
Замечательное произведение,Макс.Я прекрасно помню,как по приказу Бори “с поросячьими глазками”-расстреливали из танковых орудий наш “Белый Дом”. Как Гайдар-свиное рыло,ограбил моих покойных родителей,меня и моих детей- своими,так называемыми,реформами. Много чего было. Говорят,что про покойных нельзя плохо говорить.Так что теперь мне Hitlera похваливать-ах,он не нарочно 27миллионов моих соотечественников угробил. Удачи,жму руку,Геннадий.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Ход событий
Твардовский писал свою поэму в течение всей войны. Как менялось настроение в народе и армии, так менялся и ход сюжетной линии и настроения поэмы. Теркин предстает перед нами разным, события поэмы и ее эмоциональный настрой предполагают то грусть, то решимость, то радость от свершившихся побед.
Начало поэмы «Василий Теркин» было опубликовано в 1942 году. Это было сложное время для русской армии, все в напряжении ожидали развития событий на фронте. Народ был охвачен большой тревогой, и несмотря на то, что чтение не являлось приоритетом в то время, Василий вселял в народ боевой дух и веру в лучшее, откликаясь на самые тонкие позывы человеческой души, совпадая с русским человеком по мироощущению и самоотдаче.
В начале, вплоть до 1946 года поэма публиковалась по частям. После войны Твардовский пересмотрел структуру произведения, сделал ее более легкой, отменил жесткое деление на главы. «Василий Теркин» остается без четкого сюжетного финала – читатель прощается с персонажем не за долго до окончания военных действий.
Поэма «Василий Теркин» стала настоящей поддержкой героев на фронтах войны. По сей день читатель может узнать о войне в легкой повествовательной форме. Образ Васи Теркина преобразился, но остался в сердцах людей с ощущением близкого человека, героя, который вышел из народа и близок каждому по духу.
Данная статья поможет написать сочинение «История создания «Василия Теркина», указав особенности процесса написания уникального произведения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Василий Теркин»
для самых компанейских —
Главные герои «Василий Теркин»
для самых занятых —
Читательский дневник «Василий Тёркин»
для самых любопытных —
Анализ «Василий Тёркин» Твардовский
Тест по произведению
-
/12
Вопрос 1 из 12
Самые популярные материалы апреля для 8 класса:
Анализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Заболоцкого
Краткое содержание «Фотография, на которой меня нет»
Русский солдат в поэме «Василий Теркин»
Анализ поэмы «За далью даль» Твардовского
Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой
Анализ стихотворения «Некрасивая девочка» Заболоцкого
Краткое содержание «Василий Теркин»
Анализ стихотворения «Мужество» Ахматова
Краткое содержание «Кабала святош»
Характеристика Василия Теркина
История создания персонажа
Образ советского солдата создан за несколько лет до Великой Отечественной войны. Продумывая характер персонажа, Твардовский наделил Теркина находчивостью, неиссякаемым позитивом и чувством юмора. Авторство образа принадлежит коллективу журналистов, в состав которого входил Александр Трифонович.
В 1939 году было издано два фельетона о Василии Теркине. В представлении публицистов он был удачливым и сильным представителем простого народа. Твардовский начал прорабатывать характер главного действующего лица будущей книги в годы Советско-финляндской войны. Добродушный и смелый герой фельетонов получил популярность у читательской аудитории. Это убедило писателя, что тему необходимо развивать в более крупной литературной форме.
Автор задался целью создать стихотворную поэму, но начало Великой Отечественной войны изменило творческие планы. Только в 1942 году были написаны первые строки произведения, которое Александр Трифонович первоначально назвал «Книга про бойца». Образ Василия Теркина не имеет прототипа. Однако писатель, находясь на полях сражений в качестве военного корреспондента, сумел придать образу «живость» и реалистичность, что позволило читателям воспринимать героя поэмы как реальную личность.
Первые главы книги издавались во фронтовой газете. Затем ее стали публиковать такие печатные издания, как «Правда», «Известия» и другие. Читатели вдохновлялись образом труженика, спасающего родные земли. Главы доходили и до фронтовиков, и до граждан, оставшихся в тылу. «Книга про бойца» пользовалась любовью публики.
1943 году, попав в военный госпиталь после ранения, писатель решил, что приблизился к финалу поэмы. Впоследствии ему пришлось продолжить работу вплоть до 1945 года. Книга получила продолжение благодаря просьбам читателей. Завершая работу над произведением, Александр Трифонович начинает писать следующую поэму с необычным названием «Теркин на том свете». Первоначально планировалось, что это будет последняя глава сочинения о русском солдате. Однако идея переросла в отдельную книгу. Новое произведение стало антисталинским памфлетом.
По жанру поэма Твардовского напомнила фольклорные сказания о народных героях. Поэтому в тексте писатель сознательно отказался от идеологического начала. Александр Трифонович отмечал, что обращение к партийной тематике, образу Иосифа Сталина нарушило бы замысел и «образный строй поэмы о народной войне». Этот факт позднее создал для писателя сложности при публикации поэмы — произведение подверглось многочисленным правкам и корректуре.
Книга Твардовского за годы войны стала очень популярной. Произведение не только печаталось в газетах, но и зачитывалось по радио такими дикторами, как Дмитрий Орлов и Юрий Левитан. Художник Орест Верейский создал замечательные иллюстрации к поэме о Теркине. Сам автор сочинения посещал госпитали и трудовые коллективы, где знакомил публику с историей советского солдата.
Фразы из поэмы стали известными цитатами. В строках о бое, который идет не ради славы, а ради жизни на Земле, выражается главная мысль и тема произведения. Образ главного героя позднее был запечатлен в скульптуре — в Смоленске, Орехово-Зуеве, Гвардейске установлены памятники яркому персонажу русской литературы.
Образ главного героя
Проводя анализ стихотворения «Василий Теркин», учащемуся необходимо описать главного персонажа поэмы. Основное действующее лицо произведения – вымышленный персонаж Василий Теркин. Несмотря на все тяготы военной жизни, он сохраняет жизнерадостность, искренность. Образ Теркина является собирательным. В нем есть все то, что характерно для многих простых солдат:
Однако в Теркине все это воплотилось ярче, самобытнее. Герою свойственна и мудрость, и светлый взгляд в будущее, и выносливость, и терпение, и жизненная смекалка. Основная же черта героя – любовь к своей стране.
Он постоянно вспоминает о своих родных местах, столь дорогих каждому сердцу. Не может не привлекать читателя в Теркине и величие его духа. На поле боя он оказывается не ради удовлетворения воинского инстинкта, а ради сохранения жизни на земле. Все, что вызывает у героя поверженный враг, – это чувство жалости.
Теркин скромен, хотя иногда может и немного прихвастнуть. Читатель имеет возможность наблюдать за Василием в различных ситуациях. И везде можно отметить положительные качества героя. В компании товарищей он веселится, старается поднять дух побратимов. Когда же он идет в атаку, то становится примером для других бойцов, проявляет смелость и находчивость.
Литературное направление и жанр
Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.
Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.
Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».
Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» — энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» — хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».
История создания поэмы «Василий Теркин»
Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией1. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: «Человек он сам собой / Необыкновенный… / Богатырь, сажень в плечах… / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы» и т.п.
Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате «Васе Теркине». Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы «Страна Муравия») – крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: «Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь», – писал поэт2. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.
После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.
С началом войны Твардовский был назначен на должность «писателя» в газету «Красная Армия» Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о «Теркине» поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не «Вася Теркин«, а «Василий Теркин«. Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – «Василий Теркин».
Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было «до литературы», «до поэзии». Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно – задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.
Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения3. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.
►