Нравственно-философская проблематика повести «Белые ночи». Актуальность повести
В повести «Белые ночи» нашли отражение важнейшие вопросы, волновавшие общество 40-х годов XIX в., а именно противоречия между идеалом и реальностью, мечтой и действительностью. В эти годы мечтатель стал весьма распространенным общественным типом. Эпоха реакционного правления Николая I принуждала смириться с действительностью, порождала стремление исключить себя из общественной жизни. Люди передовых взглядов того времени не могли мириться с подобными проявлениями гражданской пассивности. Белинский еще в 1840 г. записал: «Что такое мечта? Призрак, форма без содержания, порождение расстроенного воображения, праздной головы…». Критик называет современный ему XIX век врагом мечтательности, которая «смешна, пошла и приторна».
Критическое отношение к мечтательности сложилось у Достоевского под влиянием Белинского. Тем не менее, осуждая своих героев за бездеятельность и оторванность от жизни, писатель не прячет своего сочувствия к ним, понимая униженное и забитое положение жертв социальной несправедливости. Добролюбов писал, что в произведениях раннего периода Достоевского слышна «боль о человеке», который понимает, что «не в силах … быть человеком настоящим».
Повесть «Белые ночи» не теряет актуальности и в наше время, являясь неким предостережением об опасности погружения в мир заманчивых, но бесплодных иллюзий, которые рано или поздно рассеиваются. В XX в. подобное явление в психологии получило название «эскапизм».
Волшебный мир фантазий помогает обманчиво забыться, уйти от реальных забот. В этом выдуманном мире человек чувствует себя защищенным от обид, тревог, неудач, потерь. Он перестает беспокоиться об улучшении качества своего реального существования, думать, как решить насущные проблемы. Современные технологии и технический прогресс предоставляют человеку множество способов убежать от реальности и ее трудностей: виртуальное пространство, СМИ, вредные и даже смертоносные зависимости. Иногда слабые люди, погрузившись в иллюзорный мир, уже не в состоянии вернуться к нормальной повседневной жизни, чтобы сделать ее более увлекательной и интересной.
Словарь
1. Топонимика – раздел лексики, занимающийся изучением географических названий, их происхождением и значением
2. Оксюморон – словосочетание из противоречивых по смыслу слов.
Вариант 1
Мой любимый автор — это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, «Сорочинской ярмарке», «Пропала грамота», «Ночи перед Рождеством», соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды.
Рядом с людьми у Гоголя действует нечистая сила, но она забавная. Черти даже ведут себя, как люди: один пропивает в кабаке свитку, другой ухаживает за ведьмой Солохой, а та прячет по мешкам своих кавалеров. Добро и смекалка в итоге побеждают нечистую силу. Гоголь создает очень интересные образы людей: веселых казаков, задорных девчат и смелых парубков, хитрых баб, которые подколдовывают на досуге.
С народом происходят веселые истории: свинья в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» крадет бумагу, толпа храбрецов на ярмарке убегает от одной свиной рожи. В мешках с наколядованным добром оказываются люди, в огороде дед обнаруживает заколдованное место, а потом его обливает там помоями собственная жена.
Есть у Гоголя и страшные рассказы, при чтении которых дух захватывает. Это «Майская ночь или утопленница», где русалка мстит злой мачехе, «Басаврюк или вечер накануне Ивана Купала». Гоголь как бы предупреждает: тот, кто хочет получить выгоду на нечистых делах, потерпит поражение.
Но обычно Гоголь по-доброму смеется над недостатками людей: жадностью, глупостью, трусостью, сплетнями: «Утопился кузнец! А я говорю, повесился!». А еще над мелкой обидчивостью, бюрократией (в повести об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче). Читать Гоголя одно удовольствие. Его герои говорят таким живым, колоритным языком, что не захочешь, а усмехнешься.
Сочинение Мечты героев комедии Гоголя Ревизор для 8 класса
Все мечтают и о многом… Главный герой «ревизор» Хлестаков так беден, что мечтает, конечно, о богатстве. Ещё как молодой и гордый человек он мечтает о почёте, чтобы его все уважали. Собственно, он так и назвался героем своей мечты. Вот только думаю, что, побыв ревизором, он не очень обрадовался этой роли. Ведь вокруг оказались одни дураки. А зачем от дурака даже уважение? Он с этим «хорошим отношением» тебе только хуже по своей глупости сделает! Вокруг только глупая лесть. И по-моему, «ревизору» было противно её слушать. А эта генеральская дочка, которую ему в невесты отправляли? (И ещё жена Анна!) Такая неприятная, хоть и наивная. Она может разве что жалость вызвать. Не общество мечты это – явно.
Окружающие, понятно, мечтают о вполне понятных вещах. Вот та же губернаторская дочь Мария мечтает замуж выйти удачно, чтоб родители довольны были, чтобы человек значимый. О любви она не думает.
Губернатор мечтает не о счастье жителей своей области (у него перед ними никакой ответственности), а о том, чтобы его «похвалил» ревизор. В первую очередь, чтоб не уволил! А если хорошее мнение о нём в столице, так, может, подняться по карьерной лестнице можно. Переехать в столицу, стать совсем знатным и богатым. Его «свита» (Ляпкин-Тяпкин Добчинский и Бобчинский) мечтает так за ним хвостом и поехать. Мелкие их мечты – это чтоб не заметили их всех недочётов, а крупные – это подняться по той самой карьерной лестнице, чтобы получить больше богатств и уважения. Никаких сомнений в том, что они достойны этого, у них просто нет!
Конечно, есть там совсем простые персонажи, которые мечтают лишь плотно покушать. И кстати, может, это не так-то плохо. Зато они никому не мешают, никому жизнь не портят.
Гибнер (главный врач) и не мечтает выучить русский язык. Вдова Иванова мечтает, чтобы её жалобы услышали. (Но что она будет дальше делать, если жаловаться станет не на что?) Почмейстер Иван Кузьмич желал бы официально читать все письма, быть в курсе любой мелочи. Мечтают они все, чтобы их оставили в покое. Они бы хотели и дальше делать всё, что им захочется, чтобы их никто не контролировал. И вообще, чтобы никаких ревизоров больше никогда не было. А то постоянное ведь напряжение!
И ещё вариант. В том самом немом финале они бы все хотели, чтобы это оказалось шуткой. Мол, никакой ревизор не едет, а тот обманщик – это и был ревизор, которого они все обманули. Вот тогда бы был для героев комедии счастливый финал.
Вариант 2
В романе Михаила Лермонтова представлено несколько проблем. Самая главная из них – поиск главным героем смысла жизни. Печорин всё время спрашивает себя об этом и не может найти ответа. Он представляет собой незаурядную личность. Это умный и сильный человек. В то же время Григорий не может найти применения своим способностям. В душе молодого человека разлад. Его постоянно преследует скука и хандра. У героя нет цели в жизни. Он непостоянен в своих стремлениях и делах: ему быстро всё надоедает. От неудовлетворения в жизни, Печорин тратит свою энергию на интриги и бессмысленные поступки. Он циничен и жесток, относится ко всему скептически.
Ещё одна проблема – одиночество героя. У Печорина, практически, нет друзей. С теми же, кто к нему тянется, он холоден и безучастен. Своим равнодушием Григорий наносит обиду Максим Максимычу, который любит его, как родного сына. Наиболее близок ему по духу доктор Вернер, с которым он состоит в приятельских отношениях. В то же время, Печорин не хочет назвать его своим другом, потому что предпочитает независимость в отношениях. Из-за своего честолюбия убивает на дуэли бывшего сослуживца Грушницкого.
Несчастлив Григорий и в любви, хотя красивая внешность и уверенность в себе привлекают к нему женское внимание. Он знает, как завладеть сердцем девушки и успешно применяет эту тактику в жизни
Многие красавицы влюблены в него, но Печорин не любит – никого. Он не считается с чувствами девушек, безжалостно играет их судьбами. Подчинив волю красавицы себе, Григорий быстро теряет к ней интерес. Он доводит Мэри до нервного истощения, вносит разлад в семью Веры, а Бэлла по его вине трагически погибает. Всё потому, что Печорин – чёрствый эгоист, притягивающий любовь к себе и ничего не отдающий взамен. Свободу он понимает, как вседозволенность. Печорин не способен ни любить, ни быть верным другом. Он всё время находится в поиске счастья, но в его душе так и не наступает гармонии.
Другая проблема героя – самобичевание, не приносящее плоды. Печорин смотрит на себя, как бы со стороны, всё понимает и осуждает свои поступки. Это доставляет ему невыносимые страдания. Однако работать над своими ошибками Григорий не собирается и не прислушивается к добрым советам окружающих. Иногда у него возникают добрые порывы, но ненадолго.
Следующая проблема – вера и безверие. Печорин пытается найти ответы о судьбе человека: предопределена она свыше или каждый сам может управлять ей. Эксперименты над жизнью, поставленные им с приятелями, доказывают, что от человека ничего не зависит. Однако Печорин по-прежнему сомневается в истине. Он авантюрист и постоянно испытывает судьбу, не желая быть игрушкой в её руках. Безверие является причиной оскудения его души, неумения любить людей.
Проблемы главного героя характерны для целого поколения того времени. Общество влияет на формирование мировоззрения человека. После декабрьских событий нововведения в стране были запрещены и подавлялись властью. Молодые люди из дворян не могли найти применения своим знаниям, способностям, энергии.
Роман не потерял актуальности и сегодня.
Композиция
Особенность композиции романа заключается в интересном построении сюжета: первые четыре из пяти глав посвящены петербургским ночам, в то время как последняя глава называется «Утро».
Это как нельзя более точно отражает динамику развития сюжетной линии – от сна к пробуждению.
Построение носит символически характер. На фоне романтических белых ночей Петербурга читателю открываются все стадии влюбленности главного героя в Настеньку, все его мечты и душевные переживания. Но, в итоге, неизбежно наступает «утро» – момент прозрения, которое становится для Мечтателя личной драмой. Он уже обрел любовь, пусть и неразделенную, но такую сладостную. И теперь он вынужден распрощаться с ней навеки – безжалостное утро рассеивает пустые фантазии, но вместе с тем дарит надежду на светлое будущее.
Произведение наполнено различными художественными приемами и средствами. Так, Федор Михайлович искусно использует метод параллелизма: практически каждая глава начинается с детального описания природы, которое дает невольную подсказку на то, как закончится данная глава – весело или печально.
Помимо двух главных героев – Мечтателя и Настеньки, в произведении незримо присутствует третий персонаж, создающий особую атмосферу. Это – Петербург, выступающий в роли собеседника и старого приятеля рассказчика. Город чутко отзывается на внутренние переживания Мечтателя, создавая непередаваемо прекрасный антураж к его романтическому настроению и оправдывая смысл названия произведения – «Белые ночи».
Вариант 2
Литература, как и любой другой объект искусства всегда будет наполнен множеством различных образов, метафор, афоризмов, и прочих вещей связанных с образностью. Образы могут быть самыми разнообразными. Как слишком идеализированными, чересчур добротными, или же отвратительными, отталкивающими, а могут быть нейтральные, не плохие не хорошие
Однако все образы, так или иначе, объединяет главный признак — на них акцентируется внимание, дабы дать читателю своеобразный маяк, на который он может направить свой фрегат мысли и размышлений. Одним из таких образов является образ мечтателя, который наиболее часто встречается в русской литературе
Данный образ очень часто можно видеть во множестве произведений различных отечественных авторов, которые используют его, дабы привнести в произведения некоего меланхоличного романтизма, и, давая читателю также проникнуться этой волшебной атмосферой. Всё-таки любому человеку приятно впадать в размышления вместе с персонажем в произведении, которое он читает. Это также является прекрасным способом донести до читателя мысли автора, так как, создавая образ мечтателя, автор может проецировать на него если не свою личность, то уж точно свои мысли, убеждения, и переживания. Таким образом, создания психотипа персонажа как мечтатель способно привнести в произведение множество новых красок, тем самым оживив его, и сделав его более читабельным для среднестатистического читателя.
Часто образ мечтателя сопрягают с революционными мыслями, которые идут наперекос установленным порядкам, что также создаёт некую романтичность повествования произведения. Герой, которому присвоен образ мечтателя, чаще прислушивается к своему сердцу, нежели к разуму, руководствуясь им при выборе каких либо решений, что и делает его весьма близким простым читателям. Он часто размышляет о любви, о человеческой натуре, о смысле человека в мире, и часто, его мысли совпадают с мыслями читателя, что создаёт отклик между читателем и автором, что позволяет автору проще достичь ума читателя и дать ему свою мысль, посвятить его в свои размышления, дабы он также могу проникнуться ими и получить удовлетворение от прочитанного материала.
В заключении можно сказать, что хоть образ читателя розниться в различной литературе, в зависимости от этнического признака, но всё равно, так или иначе, они в большинстве своём будут схожи, так как даже люди с различных уголков земного шара чаще всего мечтают об одном и том же, что позволяет создавать автором более или менее единый образ мечтателя, который так близок любому человеку.
11 класс
Анализ сказки Дюймовочка Андерсена
Ганс Христиан Андерсон написал волшебную сказку «Дюймовочка». Главной героиней произведения является девочка маленького оста, которая жила в бутоне тюльпана. Она была безумно красивой, изящной и нежной. У нее было много ухажёров, все хотели насильно женить ее на себе. Но, она выбрала себе в мужья эльфа, он был красивый и маленький. Они идеально подходили друг другу. У Дюймовочки была мама, она была скромной и тихой женщиной. Недалеко от них проживала жаба с сыном, они были мерзкие и противные. Еще одним интересным персонажем в сказке был майский жук. Он был самоуверенным и важным. Старенькая полевая мышь – это добрый герой сказки. По ее мнению Дюймовочка должна была выйти замуж за богатого крота. Крот, будущий супруг Дюймовочки. Он глупый, слепой, не любит бывать на улице и птиц. Несмотря на это он сказочно богат. Ласточка попала в беду, ее спасла Дюймовочка. За это птичка помогла сбежать девочке от крота. Король эльфов приятный и красивый молодой человек, который искренне влюбился в Дюймовочку.
Основной мыслью сказки «Дюймовочка» является то, что красоту нужно уважать, ценить и лелеять. Красота очень хрупкая и нежная «вещь». Нельзя позволять грубости и уродству находится рядом с прекрасным.
Читая сказку Ганса Христиана Андерсона, мы учимся верить в то, что не может быть всегда плохо, обязательно настанет хороший и светлый момент. Так же мы видим, что добрые поступки всегда ценятся. Делая другим, добро и помогая им, мы в ответ получаем добро. Нельзя быть равнодушным к чужой беде. Иногда нам помогает тот, от которого мы совершенно ничего не ожидаем. Мы видим, что Дюймовочка так и не смогла полюбить глупого и экономного крота. Даже его деньги не сделали его любим. Это говорит о том, что достойные и добрые люди должны общаться только с себе подобными. Дюймовочка была доброй, нежной и чистой, поэтому она не смогла общаться и строить отношения с ужасными и мерзкими персонажами (жаба, крот и так далее). Она смогла стать счастливой только с прекрасным эльфом с красивой душой и внешностью.
Сказка переполнена чудесными событиями. Жизнь Дюймовочки в цветке, эльфы, говорящие птицы, полет верхом на ласточке все эти события придают произведению волшебство.
Несмотря на то, что Дюймовочка маленькая и хрупкая она смогла пережить много ужасных событий. Но, каждый раз она не унывала и не опускала руки. Она верила, что будет счастливой. Благодаря своей доброте и искренности она обзавелась верными и преданными друзьями и нашла свою любовь.
Кто такая Настенька?
Настенька – молодая девушка, с которой знакомится Мечтатель. Это единственная девушка, с которой он попытался познакомится. Насте 17 лет, и ей приходится жить с бабушкой. Именно эта героиня подарила Мечтателю кусочек реального мира, доказав, что реальная жизнь лучше призрачных грез. Настя – скромная и очень милая девушка. Переживая за чувства Мечтателя, она соглашается с ним общаться, только если между ними будет исключительно дружба, но никак не любовь. Она рассказывает, что влюблена и очень хочет, чтобы возлюбленный забрал ее с собой.
Мечтатель и Настенька виделись всего четыре раза, четыре белые ночи. Потом девушка покинула его с любимым человеком, оставив в душе Мечтателя огромное чувство настоящей, а не выдуманной любви.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Мечтатель “Белые ночи”. В статье дается краткая характеристика образа главного героя и его возлюбленной, а также приводятся размышления на тему, правильно ли жить только мечтами.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Белые ночи»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Белые ночи»
для самых компанейских —
Главные герои «Белые ночи»
для самых занятых —
Читательский дневник «Белые ночи»
для самых любопытных —
Анализ «Белые ночи» Достоевский
для самых крутых —
Читать «Белые ночи» полностью
Тест по произведению
-
/10
Вопрос 1 из 10
Самые популярные материалы апреля для 9 класса:
Краткое содержание «Смерть чиновника»
Краткое содержание «Завтра была война»
«Матренин двор» очень краткое содержание
Жизненный путь Чичикова
Отношение Чичикова к помещикам
Образ дороги в поэме «Мертвые души»
Любовь к Родине
Швондер
Отношение Манилова к окружающим
Характеристика Собакевича
Преступление и наказание
Одним из известнейших романов Достоевского является «Преступление и наказание». Произведение было написано за два года и опубликовано в 1866 году. В нём повествуется о Родионе Раскольникове, бедном студенте, которого нехватка денег вынуждает уйти из университета. Поправить своё положение он решается с помощью убийства процентщицы.
Страшный замысел парень оправдывает в своей душе тем, что так он не только изменит к лучшему свою жизнь, но и избавит сестру от необходимости выходить замуж за нелюбимого мужчину. Родион воплощает в жизнь задуманное, но всё идёт не по плану, поэтому ему приходится совершить двойное убийство из-за не вовремя появившейся у процентщицы гостьи.
Параллельно рассказана история семьи Мармеладовых, с которой знакомится Раскольников. Мармеладовы находятся в состоянии крайней нищеты, и спасти их решается дочь Соня, решившая работать проституткой. Искренность и доброта девушки сподвигают Родиона открыть ей своё страшное преступление. Когда Раскольников оказывается осуждён за него и отправлен в Сибирь, Соня следует за ним, чтобы поддержать героя в сложной ситуации.
Сходство Раскольникова с мечтателем из «Петербургских летописей» неочевидно, однако его прообраз всё же прослеживается. Это выражается в отсутствии стремления главного героя добраться до своего места назначения и вытекающих из этого бесцельных скитаниях по городу. В этом произведении образ Петербурга вовсе не представляется мечтательным и лёгким, он монументальный, даже трущобный. В романе можно найти подробные описания трактиров, грязных улиц, бедняков.
Отдельность и исключительность Раскольникова раскрывают его как мечтателя. Такое направление писателем было взято ещё в «Белых ночах», но в «Преступлении и наказании» мечтатель трансформировался в героя-идеолога. Это превращение обусловлено тем, что впервые такой персонаж решился на практическое осуществление своих желаний, претворение их в жизнь.
https://youtube.com/watch?v=Dlh9LI6_riE
Без ума от них: 6 литературных героев, завоевавших женские сердца
Не совсем ясно, что в Эдварде Каллене привлекает девушек больше всего – его чувствительное нерешительное сердце (Уйти или остаться? Укусить или поцеловать?) или загадочная внешность и томный взгляд. Одно ясно точно: Эдвард Каллен вдохновляет многих на великие дела.
Кристиан Грей, трилогия «Пятьдесят оттенков серого»
Как отличить в толпе: красив, богат и молод – совершенный экземпляр с формальной точки зрения. Но стоит познакомиться с ним поближе, и оказывается, что в этой голове тараканов больше, чем в сыром подвале. Несмотря на внутреннюю ранимость, из-за детских травм романтическим отношениям он предпочитает садомазохистские развлечения в спальне, так что либо подчиняйся, либо уходи. Впрочем, можно схитрить и попробовать-таки перевоспитать такого мужчину – правда, в обмен придется получить немало плетей.
«Молодой, высокий и очень симпатичный. В великолепном сером костюме и белой рубашке с черным галстуком. У него непослушные темно-медные волосы и проницательные серые глаза, которые внимательно меня разглядывают. Проходит какое-то время, прежде чем я вновь обретаю дар речи».
27-летний искушенный красавец-бизнесмен Кристиан Грей ворвался в жизнь 22-летней неопытной студентки Анастейши Стил – и в наши жизни соответственно — с выходом в 2011 году романа Э. Л. Джеймс. Как известно, писательница была и остается большой поклонницей «Сумерек» Стефани Майер и изначально промышляла интернет-фанфиками (произведениями, написанными фанатами на основе оригинального сюжета или с использованием персонажей того или иного произведения), где отношения Эдварда и Беллы, наконец-то, переходили из разряда сопливо-платонических в сексуально-раскрепощенные. Чуть позже Эдвард превратился в Кристиана и стал героем отдельного произведения, которое с момента появления разлетается с полок магазинов как горячие пирожки. Литературный мужчина мечты нового поколения словно вобрал в себя черты предшественников – этакий мистер Биг с таинственностью Рочестера и холодной отстраненностью Каллена. На каждой второй странице автор не устает воспевать неотразимость своего героя и довольно однообразно описывать впечатление, которое он производит на по уши влюбленную Анастейшу, которая раз за разом «разлетается на тысячи осколков» от одного его прикосновения.
Вполне банальная история любви принца и Золушки и картинно совершенные герои не произвели бы на читателей должного эффекта, не будь изюминки в виде темного и до поры до времени тщательно скрываемого прошлого Грея и, конечно, весьма подробного описания его сексуальных предпочтений и их с Анастейшей утех – настоящая садомазохистская энциклопедия с терминами и понятиями. Сама Джеймс призналась, что писала роман, разросшийся до трилогии, как учебное пособие для мужа, в процессе работы над которым она повеселилась и утомила супруга. Негодование борцов за нравственность и феминисток, сетующих на роман как на унижающий достоинство женщин, разбивается о как весьма прагматичные – кому не нужен властелин мира с внешностью Аполлона и вертолетом – так и о тайные и смелые фантазии миллионов женщин, мечтающих хоть раз попробовать «что-то этакое». А чем больше проясняются подробности тяжелого детства героя, так пагубно сказавшиеся на его характере, тем больше хочется приласкать и обогреть. Одним словом, беспроигрышный авторский ход – роман на стыке эротики и мелодраматической сказки, и герой, воплотивший чаяния всех домохозяек.
Мировое значение
Проблематика, прослеживающаяся на страницах книг Ф. М. Достоевского, не потеряла своей актуальности в современном мире, поэтому его произведения продолжают пробуждать живой читательский интерес. Оценка его творчества является высокой и в России, и за рубежом. Критики отмечают проницательность прозаика, великолепные описания внутренней жизни людей, философичность сюжетов.
Достоевского именуют величайшим художником всемирной литературы, знатоком и исследователем человеческих душ. Образ мечтателя — одна из многих тем, которую можно выделить в его творчестве, поэтому исследованием его библиографии активно занимаются литературоведы, психоаналитики и другие специалисты.