«настасья филипповна и аглая

«настасья филипповна и аглая — особенность женских характеров в романе ф.м. достоевского «идиот»»

Другие персонажи

Александра Ивановна Епанчина – минуло 25 лет, «музыкантша», с «твердым характером, добрая, разумная».

Аделаида Ивановна Епанчина – 23 года, «замечательный живописец».

Аглая Ивановна Епанчина – 20 лет, очень хороша собой, но избалована, напоминает своим поведением «сущее дитя»; была влюблена в Мышкина.

Иван Федорович Епанчин – мужчина лет 56-ти, генерал, слыл «человеком с большими деньгами, с большими занятиями и с большими связями», «происходил из солдатских детей».

Лизавета Прокофьевна Епанчина – дальняя родственница Мышкина. Мать Александры, Аделаиды, Аглаи. Одних лет с мужем.

Ардалион Александрович Иволгин – отставной генерал, отец Гани и Вари, пьяница, рассказывал выдуманные истории.

Нина Александровна Иволгина – жена генерала Иволгина, мать Гани, Вари, Коли.

Гаврила Ардалионыч Иволгин (Ганя) – красивый молодой человек 28 лет, чиновник, влюбленный в Аглаю.

Варвара Ардалионовна Птицына – сестра Гани.

Николай Ардалионыч Иволгин (Коля) – младший брат Гани.

Фердыщенко – «господин лет тридцати», арендовал комнату у Иволгиных.

Афанасий Иванович Тоцкий – миллионер, «лет пятидесяти пяти, изящного характера», содержавший Настасью Филипповну.

Лебедев – «закорузлый в подьячестве чиновник, лет сорока».

Ипполит – племянник Лебедева, друг Коли.

Настасья Филипповна

О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.

Популярные сегодня темы

  • 1898 году издание «Русская мысль» опубликовало рассказ Антона Чехова «Крыжовник». Эта книга представляет собой трилогию, в которую вошли и другие истории «Человек в футляре» и «О любви». Чехов рассказывает о Чимше-Гималайском

  • После приезда в город N Павел Иванович Чичиков нанес визиты всем высокопоставленным лицам города. После таких знакомств Чичикова стали приглашать на званые обеды и ужины. На одном из таких вечеров у губернатора Чичиков

  • В 1842 году в Украине, в славном городе Мариуполь, родился будущий талантливый художник Архип Иванович Куинджи. Необычная фамилия Куинджи, досталась от деда татара, который носил данное прозвище.

  • Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё ,что будет написано здесь – это моё личное мнение.

    20 стр., 9603 слов

    Любимая героиня толстого в романе “война и мир”

    … силы и практически перестаёт бывать в высшем обществе. Сочинение на тему Наташа Ростова – любимая героиня Льва Толстого Почему именно Наташу … героем какого-то мультфильма Образ и характеристика Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение Мышкин выступает главным героем произведения, который … на лице! Она так непосредственно и искренне радуется жизни. В её мыслях и поступках нет ни грамма фальши. …

  • В комедии «Ревизор» главным героем является Хлестаков Иван Александрович – высокий и худой молодой человек, выходец из дворянской семьи. С самого начала автор описывает его как глупого и бесполезного человека

Вариант 3

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» – легендарное литературное произведение, имеющее высокую популярность и в настоящее время. По роману ставятся множество пьес из года в год, снимаются фильмы. Одним из самых занимательных персонажей произведения является Настасья Филипповна.

Настасья Филипповна – молодая женщина, вмещающая в себе два характера: гордой, эгоистичной и жестокой натуры и оскорбленной когда-то, несчастной девушки. Читателям она представляется распутной, безнравственной девицей, с поражающей красотой лица и тела. Она сводит с ума многих мужчин, пользуясь их чувствами. Девушка имеет весьма своенравный характер, и многие даже боятся увидеть Настасью Филипповну в гневе.

9 стр., 4362 слов

Образ князя Мышкина в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского

… Настасьи Филипповны, обликом и речами Рогожина, грубовато-снисходительной фамильярностью генерала Епанчина, «подлым» угодничаньем Лебедева. Достоевский сразу же вводит своего идеального героя в жизнь России. Князь … братство. Лев Николаевич Мышкин — главный герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В черновиках Достоевский несколько раз называет его «Князь Христос». Но Мышкин не живая проповедь, а …

В том, как сложилась ее судьба, героиня обвиняет помещика Тоцкого. Девушка воспитывалась у богатого развратника с малых лет после потери родителей. И тот, вместо родительской любви, испытывал к Настасье похоть, украв ее невинность. С тех пор она горит местью и злобой, все ее поступки вызываются негативными чувствами и помыслами. С головы до ног она пропитана ненавистью.

Все окружающие Настасью Филипповну видят в ней злую, жестокую, развратную девушку, но с ослепительной красотой. Многие мужчины относятся к ней как к товару, предлагая за ее выбор в пользу того или иного любовника различные цены. И только лишь один князь Мышкин смог разглядеть в героине глубоко несчастную, страдающую девушку.

Вместе с любовным чувством Мышкин испытывает к красавице жалость. Он предлагает ей выйти за него замуж. Настасья, сама не ровно дышащая в сторону князя, мечется от положительного решения к отрицательному, не зная, как поступить. Глубоко в душе она ненавидит себя, считает, что не заслуживает статуса княгини, что ей самое место там, где она есть. Настасья Филипповна беспокоится за судьбу Мышкина, не желая ему в жену беспутную девицу, которая отравит ему жизнь и честь.

Героиня знает, насколько она падшая. Ее душевной силы и энергии хватило бы на то, чтобы поменять свою жизнь на новый лад, но она этого не делает. Неволей девушка выбрала свою участь. Судьба ее складывается очень трагично. Героиня погибает. Любовь, которая могла бы спасти жизнь несчастной красавицы, напротив, загоняет ее в могилу. Разумеется, Мышкин понимает, что он – тоже причина ее смерти. До конца своих дней князь испытывает к несчастной Настасье Филипповне глубокое сострадание и жалость.

Настасья Филипповна

Главный женский персонаж, «роковая женщина». В день начала действия в романе – 27 ноября – ей исполняется 25 лет.

Когда-то еще юную героиню взял в любовницы богатый аристократ Тоцкий, на всю жизнь заклеймив её статусом «падшей женщины» – худшее, что могло случиться с репутацией в то время. 

Настасья Филипповна пытается найти для себя выход из злополучного, незаконного положения. Таким выходом для нее могло бы стать замужество. Кандидатов в мужья трое: честолюбивый Ганя Иволгин, безудержный Рогожин или почти святой Мышкин.

На поверхностный взгляд, Настасья Филипповна – типичная роковая женщина, к ногам которой падают все окружающие её мужчины. Но это и образ глубоко несчастной грешницы, много страдавшей. Двойственную природу героини понимает только князь Мышкин, едва увидев её портрет:

Он целует портрет, как икону, тем самым как бы приравнивая эту «падшую женщину» к святой.

Можно сказать, что эта женщина – физическое воплощение той самой «красоты, которая спасёт мир»; зеркало, отражающее того, кто на неё смотрит. Таким образом, для Тоцкого она – объект похоти, для Гани – средство наживы, для Рогожина – недосягаемая мечта, и только для Мышкина – раскаявшаяся грешница, достойная сочувствия.

Прообразом для Настасьи Филипповны послужила возлюбленная Достоевского – Полина Суслова, капризная и вспыльчивая особа. Что характерно, в романе героиня всегда фигурирует под полным именем: Настасья Филипповна, а не Настя, например. Анастасия означает «возвращенная к жизни».

Настасья Филипповна и князь Мышкин

В водоворот этих событий попадает только что прибывший из Швейцарии . Один лишь раз увидев портрет Настасьи Филипповны, не зная её лично, он поражается смешением гордости, страдания и неземной красоты в её утончённых чертах. Князю становится страшно за дальнейшую судьбу этой прелестной и несчастной женщины. А Тоцкий боится её саму — обновлённую, высокомерную, искушённую. Его создание, дерзкое и безжалостное, теперь уже никому не остановить. Терять Настасье Филипповне нечего, и она может в любой момент погубить себя самым ужасным из способов. Вдобавок, его содержанка становится объектом торгов — её возжелал богач Рогожин, нисколько не стесняющийся в этом признаться.

Князь Мышкин уверен, что из ада, в который заключена эта женщина, её может вытащить только искренняя любовь. Он делает ей публичное предложение руки и сердца, объясняя свой поступок тем, что она из водоворота похоти и грязи вышла чистой и с честью. Для него она образец невиновности и невинности. Мышкин жаждет спасти Настасью Филипповну. Но демоническую гордость этой женщины не сломить, она не желает такого спасения и не готова принять высокого чувства князя. Её влечёт свет любви, но она выбирает мрак. Её личная драма в том, что она не способна поверить в свою чистоту перед миром. Решившись после мучительных раздумий на брак с князем Мышкиным, Настасья Филипповна бежит из-под венца и находит позорный конец своей позорной жизни от руки убийцы —

Настасья Филипповна — один из центральных персонажей бессмертного произведения Достоевского «Идиот». Вокруг Настасьи завязаны основные сюжетные линии романа. Образ героини противоречив и трагичен.

В детстве героиня осталась сиротой. Девушка росла и воспитывалась у помещика по фамилии Тоцкий. В шестнадцать лет Настасья становится любовницей помещика. Но романтическая идиллия Тоцкого и героини длится не долго. Однажды, он уезжает в Петерург, где находит себе особу из знатного рода, оставив не у дел свою малолетнюю содержанку.

Настасья очень красивая и женственная: волосы темно-русые, фигура статная. У неё бледное лицо, темные глаза, высокомерный и в то же время добродушный взгляд. Эталонная внешность героини производит неизгладимое впечатление на представителей сильного пола. Настасья — объект мужского сладострастия, желания и любви. Она словно магнитом притягивает взгляды офицеров, князей и прочей интеллигенции.

Покоренные неземной красотой Настасьи, мужчины, все как один, стараются добиться её расположения. Некоторые, пытаются купить любовь героини за определенную сумму. Автор подчеркивает надменность героини и гордость. Характер у Настасьи непростой, своенравный, вызывающий противоречивые чувства. Она умна, образованна и благородна, но в то же время кажется совершенно сумасшедшей женщиной. Несмотря на непростой характер героини, поклонники готовы броситься к её ногам, а один из мужчин даже предлагает руку и сердце. Изначально, героиня не смогла сделать выбор в чью-то пользу, но в итоге, решила выйти замуж за князя Мышкина, от которого потом сбежала.

Судьба Настасьи трагична. Героиня много страдала. Страдала от потери родителей в семилетнем возрасте, от своей нерешительности и сумасшедшего характера. Интимная связь с помещиком в юном возрасте, его потребительское отношение к ней — всё это также негативно отразилось на её психологическом состоянии. Героиня не видела счастливого будущего в своей жизни, не верила в простое женское счастье. Настасья погибает от рук своего воздыхателя Рогожина, после того, как сбегает со свадьбы, бросив жениха.

Образ Настасьи — воплощение женской красоты и печальной судьбы человека, который совершенно не нашел себя в жизни.

Сочинение 2

Настасья Филипповна ― сложный противоречивый персонаж в романе. Ей отведена ключевая роль в произведении. Ее образ стал катализатором, своеобразным лейтмотивом, вокруг которого разворачивается весь сюжет, судьбы других героев.

Еще в детстве Настасья Филипповна перенесла серьезную травму: осталась сиротой. Ее приютил и занялся воспитанием помещик Тоцкий. Когда ей было шестнадцать лет он совершает гнусный поступок: совращает невинную девушку и делает ее своей любовницей. Настасья Филипповна рано познает горечь, одиночество и разочарование в людях. Особенно в мужчинах. Именно им она начинает мстить в последствие, пользуясь своей красотой.

Ее душевные раны сделали ее злой и высокомерной. Красивая и утонченная она соблазняет мужчин, вызывая у них порывы сладострастия, но сама остается к ним холодной. Она лишь играет ими, но сама же мучается от этого. В ее душе борются две силы: та, которая хочет мстить, и та, которая хочет выйти из замкнутого круга порока и обрести счастье.

Своим появлением в Санкт-Петербурге она как бы бросает вызов Тоцкому, тому, кто развратил ее в юности, и буржуазному обществу, погрязшему в пошлости и лицемерии. Однако ей приходится мириться с их нравами, быть в их окружении. Поэтому она не может разрешить внутреннего конфликта: обличить их грехи или смириться и стать частью этого общества.

Трагизм Настасьи Филипповны заключается еще в том, что она не готова увидеть в себе светлое и чистое, что в ней разглядел князь Мышкин. Он уверен, что она добрая женщина, которой досталась нелегкая судьба: она познала много мук и страданий. Но никакие доводы князя не убеждают Настасью в том, что она может выбрать другой путь. Сначала героиня соглашается выйти за него замуж, чтобы восстановить свою репутацию, изменить свою жизнь к лучшему, но в день венчания сбегает. Она не может принять в себе хорошую сторону, предпочитая темную, все больше углубляясь в собственные пороки. Ее душа настолько травмирована, а разочарование так сильно, что ей теперь сложно поверить в светлое будущее, чтобы обрести простое женское счастье. Ей сложно поверить в любовь и открыться этим чувствам.

Настасья Филипповна исполняет плохую роль для князя Мышкина. Она не принимает его жертву, тем самым погубив ее. Однако до самого конца он жалеет ее, не понимая, что она является его духовной и психической погибелью. Настасья Филипповна погибает от руки ревнивого поклонника.

Образ героини в романе становится своеобразным символом поруганной женской красоты и разрушенной личности. Настасья Филипповна стала жертвой общества, которое отрицает истинное прекрасное и благородное и безжалостно растаптывает хрупкую светлую душу человека.

Смерть героини как важный смысловой элемент

Ф. М. Достоевский не говорит, за что Рогожин убил Настасью Филипповну. Однако поступок героя был необходим для общего сюжетного замысла. Настасья Филипповна поняла, что любовь Мышкина, которая строилась на сострадании, не может приносить им радость. Сбегая с Парфеном Семеновичем, она сознательно идет на смерть, чтобы принести себя в жертву.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Почему Рогожин убил Настасью Филипповну?», рассмотрит возможные причины убийства Парфеном Семеновичем своей возлюбленной, которые явно не раскрывает Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот».

Любовный треугольник

В одной из сцен князь Мышкин делает Настасье Филипповне предложение. Она отвечает ему отказом и произносит длинную речь, полную горечи и страдания. Когда-то, будучи содержанкой Тоцкого, она мечтала о таком, как Мышкин —
добром, честном, »
глупеньком»
. Но потом общество навязало ей шаблон, которому пришлось следовать.

Настасья Филипповна понимает, как страшно на судьбе Мышкина может отразиться женитьба на »
падшей женщине»
. А потому выходит замуж за Парфена Рогожина, который уважает князя, но неизменно видит в нём соперника. Настасья Филипповна губит и себя, и тех, кто любит ее
. Рогожин в припадке ревности убивает ее
, затем сходит с ума. Не менее печальна и участь князя Мышкина.

Другие сочинения по этому произведению

Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»).В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?Идеальные герои Ф. М. ДостоевскогоКаково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского «Идиот»)Настасья Филипповна — «гордая красавица» и «оскорбленное сердце»Образ князя МышкинаОбраз князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского «Идиот»Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»Отзыв о романе Ф. Достоевского «Идиот»Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот»)Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).Ф.М. Достоевский. «Идиот». (1868)Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)Трагический итог жизни князя МышкинаНастасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)Сцена венчания Настасьи Филипповны с РогожинымВ чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот»Описание действующих лиц в романе «Идиот»Сцена чтения пушкинского стихотворенияНастасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеровВ романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и НастасьяКаково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)Сочинение по роману Достоевского «Идиот»Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот»Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот»Образ главного героя в романе «Идиот»Полифония и композиция романа «Идиот»Утопический идеал в романах Достоевского«Некоторые последствия нигилизма»Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот»Роман о “положительно-прекрасном” человеке«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»ИдиотСтрасти и пороки в романе Достоевского «Идиот»Жажда красоты и идеала (по роману «Идиот»)Трагичная любовь князя МышкинаНесостоятельность Ставрогина в романе «Идиот»Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот»Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот»Этический идеал автора и его герояАнализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот»«Положительно прекрасный человек»Трагедия индивидуализма в романе «Идиот»Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот»В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского «Идиот»Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа «Идиот»)Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот»Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот»)Предыстория князя МышкинаВ романе «Идиот» (1868) два главных лицаКнязь Мышкин — новый ХристосРоман о «положительно прекрасном»Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)Рогожин — характеристика литературного герояОбзор романа Достоевского «Идиот»Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»

Настасья Филипповна

1) Инфернально притягательный образ, она всегда находится в эпицентре мужского внимания и становится предметом «купли». Лишь Мышкин замечает в ней мятущуюся, страдающую, пораненную душу. Манипуляция Настасьи Филипповны происходит на уровне подсознательном, не за счет слов, а за счет действий, взглядов, прикосновений. Её ослепительная красота, гордость, непреклонность, максимализм и острый ум играют ей лишь на руку. Будучи главной жертвой романа, обманутой и брошенной, она сама формирует вокруг себя общество «жертв» её манипуляций. Это и Ганя, и Епанчин, и Рогожин, и Тоцкий, и Мышкин. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. И с одними из них она расправляется уже в первой части романа — Тоцкий, Епанчин и Ганя, а с другими ей придется не только жить, но и умирать в одной комнате.

2) Категория манипуляций, лежащий в основе, пожалуй, всегда одинаковая — положительное подкрепление — обещание чего-либо. Но методы абсолютно разные — для Гани женитьба может принести большую денежную сумму, для Епанчина же женитьба Гани и Барашковой может стать причиной налаженных отношений с красивой дамой. Тоцким Настасья манипулирует немного иначе — это угрозы.

3) Причина любой манипуляции Настасьи Филипповны опять же кроется в детстве — это своеобразная месть за то, что теперь она считает себя униженной, оскорбленной, недостойной и продажной. Настасья Филипповна стремится унизить каждого и прилюдно — Ганю, бросив деньги в огонь у всех на глазах, Епанчина — прилюдно отдав жемчужное ожерелье. Для неё любая манипуляция является игрой с человеком, как с куклой. И при этом иногда она не может контролировать эти манипуляции — поступки начинают всё больше и больше зависеть от её психологического состояния.

Главная манипуляция за весь роман происходит над Мышкиным вкупе с Рогожиным. Это идея устроить общую свадьбу — Мышкина с Аглаей и Рогожина с ней. Она начинает вмешиваться в жизни людей, с которыми до этого не общалась — письма к Аглае про любовь Мышкина к дому Епанчиных и ей в отдельности. Пожалуй, основным методом является шантаж — «если не будет по-моему, не будет никак». Для того, чтобы стать мужем Настасьи Филипповны, Рогожин обязан убедить Мышкина в необходимости его свадьбы — любое желание будет выполнено только по достижению поставленной цели.

4) В отношении Льва Николаевича манипуляция своеобразна. В действительности её нет со стороны Настасьи Филипповны, но она существует иллюзорно для самого князя. Это тот случай, когда манипуляция Настасьи Филипповны над человеком происходит против её воли — именно из-за её состояния и из-за того, что князь может видеть человека гораздо глубже, чем кто-либо другой, он никогда не сможет освободиться от её власти. Потому что перед ним стоит миссия — озарить любой человеческий разум и душу. И здесь его задача — спасти душу Настасьи Филипповны и защитить её, сделать счастливой. Но цель не будет достигнута.

5) Мышкин сам является одним из грандиознейших манипуляторов романа. По или против своего желания, любой человек, находящийся рядом с ним, становится чуть добрее. В способах такой манипуляции он чем-то схож с Порфирием Петровичем — уважительное отношение и искренность, порой ирония над самим собой.

Но причина гибели Настасьи Филипповны и Льва Николаевича для меня лично остается таковой: на земле не могут жить люди из других пространств. Пространство Настасьи — инфернальное, Мышкина же — небесное. Они являются двумя полюсами одного шара, по экватору которого находится мир земной, исполненный злобы, бесчестия и низости. Именно это и губит двух героев.

О том, кто
такая Настасья Филипповна Барашкова, знает каждый, кто
читал »
Идиота»
. Это героиня, вокруг которой и завязаны главные сюжетные узлы. Монолог Настасьи Филипповны можно считать кульминацией романа Достоевского. В словах, которые она адресует то ли себе, то ли князю Мышкину, сквозит невероятное отчаяние, неверие в счастливый исход собственной жизни. В чём же трагедия Настасьи Филипповны? Есть ли прототипы у этого персонажа?

Женщина-загадка и её стержневая роль в сюжете романа

25-летней Настасьей Филипповной Барашкиной, содержанке богача Тоцкого, было бы впору претендовать на роль главной героини романа Ф. М. Достоевского «Идиот», поскольку она является платонической возлюбленной и даже, с переменным успехом, невестой главного героя – князя Льва Николаевича Мышкина. К тому же мотивы её поведения часто не совсем понятны не только читателю (так и должно быть, в этом и загадка), но и всем остальным персонажам, включая Льва Николаевича Мышкина, и даже ей самой, и, кажется, даже самому автору. По выражению одного из персонажей, а именно генерала Епанчина, её остаётся лишь признать сумасшедшей «в точном, медицинском смысле». И в этом отношении она вполне гармонирует с главным героем, которому все другие персонажи также норовят поставить именно медицинский диагноз, причём автор (иронически?) выносит этот диагноз и в само заглавие романа.

Но поскольку 26-летний князь Мышкин буквально разрывается между 25-летней Настасьей Филипповной Барашкиной и 20-летней генеральской дочкой (младшей) Аглаей Ивановной Епанчиной, постольку Настасье так и не удаётся встать в центр романа, стать его смысловым ядром (на что, как персонаж «с загадкой», она вроде бы и претендует), но приходится быть лишь одной из сторон сюжетного треугольника. А между тем именно с образом Настасьи Филипповны в восприятии многих поколений читателей и критиков накрепко связался некий особый комплекс идей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: