О чем заставляет задуматься рассказ недоросль

Проблемы воспитания и образования в комедии недоросль фонвизина

В.И.Белов: рассказ «Скворцы». Краткое содержание? Чему учит рассказ?

Происхождение названия

Название произведения Куприна непосредственно связано с главными героями рассказа – скворцами. Эти певучие птицы распространены практически по всему земному шару. В холодных странах они предпочитают проводить летние, осенние и весенние месяца, в то время, как перед зимой мигрируют даже к солнцу. С виду скворцы похожи на дроздов, но в отличие от первых, они передвигаются уверенным шагом, избегая прыжков.
Название рассказа не хранит никакой тайны. Автор в одном слове смог отразить все содержание книги. Во время чтения произведения можно узнать о самых интересных повадках скворцов: их местах обитания, процесс рождения и взросления, момента перелета.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого — служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения

Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Недоросль»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Недоросль»

для самых компанейских —

Главные герои «Недоросль»

для самых занятых —

Читательский дневник «Недоросль»

для самых любопытных —

Анализ «Недоросль» Фонвизин

для самых крутых —

Читать «Недоросль» полностью

Тест по произведению

  1. /18

    Вопрос 1 из 18

    Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:

    • Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;
    • Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
    • События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;
    • Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.

Самые популярные материалы апреля для вашего класса:

Сочинение «Нравственный выбор»

Характеристика главных героев произведения «Мёртвые души»

Роль в поэме Повести о капитане Копейкине

Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина

Краткое содержание «Мертвые души»

Что такое подвиг?

Смысл названия «Мёртвые души»

История души человеческой в романе «Герой нашего времени»

Проблематика романа «Герой нашего времени»

Краткое содержание «Обелиск»

Сюжет

Мальчик так тяжело болел, что не посещал школу несколько месяц. Фельдшер не знал, что за проблема у ребенка с ногами и советовал родителям ехать в город к врачу. А тем временем Павлик мог только лежать и смотреть в окно на прилетавших в огород скворцов.

Он их очень полюбил и мог часами наблюдать за их кропотливой работой. Отец, жалея больного сына, смастерил скворечник и приладил к дереву. Но однажды сильный ветер так раскачал ветви, что скворечник упал. Тут Павлик не выдержал и, не обращая внимания на боль в ногах, выбежал, чтобы спасти яички в гнезде у скворцов. Но это было бесполезно- все яйца разбились. Мальчик был очень огорчен этим, но мама его успокоила, сказав, что птицы снесут новые яйца и обязательно выведут птенцов.

Вариант 8

Образование и воспитание являются ключевыми моментами в жизни любого человека, определяя его моральные ценности и облик. Комедия «Недоросль» Д. И

Фонвизина высмеивает пороки и недостатки российского общества XVIII века, акцентируя внимание на проблеме правильного воспитания и образования

В комедии «Недоросль» Фонвизин показывает Митрофана, молодого помещика, который не обременен знаниями и культурой. Этот персонаж становится живым воплощением неграмотности и варварства. Его отец, Простаков, решает: «Ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Эта реплика иллюстрирует трагическую реальность того времени, когда образование становилось просто «для виду», не принося настоящих плодов.

Более того, комедия высвечивает и социальные проблемы того времени. Простаков утверждает: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Эта фраза резко осуждает жестокость помещиков по отношению к своим крепостным, подчеркивая неравенство и социальное угнетение.

Фонвизин подчеркивает важность воспитания. Отношение родителей к своему ребенку, их стремление воспитать его правильно, играют ключевую роль в формировании личности

Отсутствие должного внимания и интереса к воспитанию ребенка может привести к таким печальным последствиям, какими мы видим в комедии. Это отражено в словах одного из персонажей: «Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека». Это заявление актуально и для современного общества, где воспитание и образование часто становятся второстепенными.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина — не просто комедия о неграмотном помещике, но и глубокий анализ социальных и культурных проблем российского общества XVIII века

Этот произведение заставляет задуматься о важности правильного воспитания и образования, о роли семьи и общества в формировании личности. Надеюсь, что каждый, кто прочитает эту комедию, найдет в ней что-то для себя, что-то, что заставит задуматься о себе, своих детях и будущем нашего общества

Мне нравится64Не нравится43

Рейтинг сочинений

155

107

57

40

36

24

21

16

Сочинение Над чем меня заставила задуматься комедия Недоросль Фонвизина

Фонвизин Д.И. в комедии «Недоросль» раскрыл тему воспитания молодого поколения в дворянских семьях в восемнадцатом веке. В те времена детям давали домашнее начальное образование и далеко не во всех семьях считали обучение необходимостью.

Молодых людей обязывали выдержать испытание на получение документа подтверждающего прохождение образовательного курса. Отсутствие такого диплома лишало их не только возможности получить хорошее место службы в учреждении, но не позволяло даже жениться. Поэтому самые ярые противники просвещения вынуждены были нанимать учителей для своих обожаемых отпрысков.

На примере семьи Простаковых автор показал, как в богатой дворянской семье вырастили глуповатого, невежественного дурня Митрофанушку. Его матушка сама была женщиной отсталой и необразованной. Она с опаской относилась к наукам, считала, что от книг одно зло, что от учения ее ненаглядному сыночку будет только вред.

Учителей Митрофанушке нанимали, но исключительно потому, что того требовал указ государя. Родители искренне недоумевали, зачем обучать сына, если у него достаточно средств для того, чтобы он мог ни в чем себе не отказывать.

Митрофанушка рос с твердым убеждением, что учить географию незачем, ведь есть же извозчики, которые привезут в нужное место по первому требованию. Ограниченный молодой человек, привыкший, что любое его желание беспрекословно выполняется, грубый, избалованный барчук, от которого не раз доставалось крепостным, точная копия своей властной, деспотичной мамочки.

Известие о том, что сыну грозит военная служба вместо женитьбы на разбогатевшей Софье, разбило сердце Простаковой. Сын же бездушный, черствый эгоист, грубо отмахивается от убитой горем матери. Такой Митрофанушка не способен испытывать сострадания или привязанности, и, конечно, ему неведомо чувство сыновней любви.

Напротив Стародум и Правдин представляют противоположный лагерь людей просвещенных. Их образы олицетворяют порядочность, эти герои честно исполняют свои должностные обязанности, видят свое призвание в служении обществу, порицают несправедливость, жестокость и невежество.

Произведение актуально и сегодня, несмотря на то, что описанные в нем события происходили два века назад. И в наши дни проблема воспитания подрастающего поколения остро волнует граждан. Повсеместно встречаются бездари вроде Митрофанушки и его вздорной мамаши.

Заставляет задуматься комедия и над вопросами пагубного влияния родителей на формирование личности детей. Вопрос, как оградить невинную детскую психику от эгоистичной материнской любви, губительной, разрушающей, еще не найден. Не редкость, когда родители во всем потакая, все, позволяя своему чаду, не замечают, как у них вырастает бездушное, безответственное, эгоистичное создание, которое только требует и ничего не может предложить полезного обществу, родине.

Люди прогрессивные, как и двести лет назад видят свое будущее в молодежи умной, мыслящей, целеустремленной.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ Александр Иванович начинает с описания природы в весенний период. Лирический герой и все люди, его окружающие, ждут появления своих «старых знакомых».

Так как зимой скворцы находятся в южной части Европы, в Малой Азии и в северной части Африки, им необходимо преодолеть довольно тяжелый путь, где они когда-то проклюнулись на свет. Но так приказывает природа, так что Куприну остается только описать этот нелегкий путь, этот подвиг, что они совершают каждый год, и призвать уважать его.

Для автора скворцы – желанные гости, он любуется ими, удивляется их грациозному, и в то же время смелому поведению. В его описаниях сквозят отеческая гордость и забота.

После преодоления всех трудностей миграции, скворцов ждет не меньше работы, хоть уже и менее опасной. Они вьют гнезда, самки высиживают потомство, после появления небольшого кладки из примерно пяти яиц и из вылупления, они охраняют выводок, таким образом наблюдатели видят в скворцах образцовых родителей.

Лирический герой советует устраивать наблюдение за ними рано утром, когда первые лучи солнца только стали освещать сонную землю, а главное – заглядывать в скворечники, что всегда повернуты на восток.

Отношение этих птиц к людям напрямую зависит от человека, хоть писатель в самом начале и говорит, что мы – «вечные враги» скворцов. Завоевать доверие их — задача очень непростая, но в общем и целом вполне выполнимая, если знать к ним подход и не предавать их доверия, даже через год, после своего возвращения, они возобновят с Вами теплую дружбу.

Композиция

Начало рассказа говорит читателям о периоде ранней весны, когда природа готова принять птиц-путешественников, а люди с нетерпением ждут первых вестников конца зимы. Сперва в произведении отражен очень волнительный момент: появляются первые свидетели весны – маленькие черные скворцы.
Завязка происходит далеко не в начале рассказа. Сперва читатель знакомится с долгим и опасным путем перелета пернатых, чувством трепетного ожидания и обновления природы. В рассказе описаны первые лучи теплого солнца, а затем сложные птичьи жизни. Автор описывает, как между хозяином жилища и чужаками в виде воробьев происходят состязания. Скворцы делают гнезда уютными, находят себе пропитание. Кульминация произведения наступает, когда у пары скворцов появляются птенцы. Родителей ждет тяжелое испытание. Малышей надо выкормить и защитить от враждебного внешнего мира. Автор в красках описывает погоню за тремя галками, которые пытаются спрятаться от смышлёных героев рассказа.
Кажется, что произведение только началось, а птенцы уже подросли и становятся на крыло. Малыши уже реже появляются в гнездах, готовясь к главному испытанию своей жизни – перелету в теплые края. Развязка рассказа происходит очень быстро и неожиданно – птицы улетают на юг.

План рассказа Скворцы Куприна

Пересказ по плану

В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы. Мы ждали прилета скворцов. Много километров приходится им преодолевать. Прилетая с юга Европы, Азии, Африки им придется преодолевать моря и можно встретить на пути множество опасностей. Природные явления и непогода, хищники или охотники могут стать непреодолимым препятствием для этих маленьких птах. Ведь вес у скворца всего 25 золотников.

Скворцы летят в то место, где впервые вылупились из яйца на свет. Птицы очень чувствительны к перемене погоды, но иногда пролетая над огромным морем, их может застигнуть внезапный ураган. До берега далеко и сил добраться уже не остается. Иногда может погибнуть целая стая, уцелеют сильнейшие. Если в этот момент на море будет судно, то стая скворцов опускается на палубу, что бы переждать непогоду. И моряки на корабле никогда не обидят их. Они понимают, птицам нужна помощь. По поверью, если обидеть попавшую в беду птицу, то грозит несчастье.

Преодолев большую преграду, скворцы отдыхают в постоянном месте. Однажды автор увидел такое место – это был дом, полностью облепленный скворцами. Дом и все вокруг него, как будто стало живым и шевелилось.

Скворцы во время перелетов летят очень быстро. На короткую ночевку они останавливаются, подкрепляются и опять летят дальше, делая в течение дня еще пару остановок.

Дети сделали 12 скворечников. Но воробьи быстро заняли эти домики. Эти птицы очень драчливы и юркие. Только кричат «жив-жив-жив».

Наконец, скворцы прилетели. Они покачивались на ветвях деревьев, были тихими и отдыхали от перелета. Но дня через два начали выселять воробьев. И пока воробьи вылетали из скворечников на пропитание, скворцы заняли их жилье. Один скворец сидит в гнезде, а другой летает за кормом.

Заселившись, скворцы начинают обустраивать гнездо, строя его поглубже, чтобы кошка не могла достать его лапой.

Скворец уничтожает множество вредных для огорода насекомых. Склевывает их с земли. Забавно прохаживаясь между грядками.

Можно легко приручить скворца, подкармливая его крошками. И даже на следующий год прилетая, он запомнит это.

Утром прекрасно будет послушать музыкальные песни скворцов. И среди трелей, он будет подражать звукам других животных.

К середине мая скворчихи начинают высиживать яйца, а папаша приносит пищу. Через пару недель появляются птенцы, которые очень прожорливы. Открывая свой клюв, они требуют корма.

Для защиты от галок и кошек среди скворцов появляется сторож, который внимательно наблюдает и предупреждает других об опасности. А потом вся стая прогоняет хищников.

К концу июля скворцы покидают свои жилища и перебираются в лес, они начинают готовиться к дальнему перелету.

К осени вожак подает сигнал, и вся стая улетает на юг.

Популярные сегодня темы

Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший

Сюжет речи поднимает тему воспитания даже в нашем современном мире. Хотя между нами больше двух веков, образы актуальны и сегодня, об этом нам рассказывает Д.И. Фонвизин в своей комедии.

Дядя Хвост – один из персонажей в произведении Тургенева Муму, которое автор написал со своей уникальной эмоциональной окраской и стилем написания. Дядя Хвост – крепостной

Можно сказать, что в творении своем Распутин говорит о «малой» Родине, которая останется в сердце каждой настоящей, живой личностей. Писатель считает, что эта самая земля способна дать человеку куда большее, чем он может представить.

Семья стариков живет счастливо. У Пульхерии пропала кошка.

Образования и воспитания в комедии Недоросль

В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин поднимает много проблем, волновавших общество в то время. Своей задачей автор поставил обличить пороки дворянства, т.к., по мнению Фонвизина, именно этот класс нес ответственное положение в стране, при этом осознавая, что большинство представителей этого сословия не достойны такой высокой роли.

Такое положение дел возникло во время правления Екатерины Второй, довольно неоднозначный период в истории России. Имея на то определенные причины, императрица решила приблизить к себе класс дворянства, обеспечив их нужными почестями и закрывая глаза на недостойное поведение многих особ. В итоге, страна получила множество эгоистичных и глупых людей, которые нередко занимали высокие должности.

По мнению Фонвизина, одной из причин является низкий уровень образования, плохое образование, которое давали детям в дворянских кругах. Безусловно, это не относится ко всей знати сразу, однако, большая часть ее, как отмечал автор, отличалась своей невежественностью.

Тема воспитания и образования раскрывается в комедии на примере семьи Простаковых, которая состоит из господина и госпожи Простаковых, их сына — Митрофанушки.  Эти герои представляют собой типичных мелких дворян второй половины 18 века.

Госпожа Простакова — грубая и деспотичная женщина, держащая в ежовых рукавицах весь дом, включая собственного мужа. Простаков — наименее раскрытый персонаж комедии, чаще всего он молчит или выслушивает ругань и оскорбления от собственной жены. Мужчина действительно боится ее, в их отношениях дело часто доходит до рукоприкладства со стороны женщины.

Такие черты характера госпожа Простакова унаследовала от своих родителей. Как становится известно из слов самой героини, отец ее служил всю жизнь воеводой, был необразованным человеком, однако, каким-то образом все же смог нажить себе приличное состояние. В их семье всего было 18 детей, но в живых остались только двое, остальные погибли из-за наплевательского отношения родителей.

Таким образом, все отрицательные черты характера госпожа Простакова унаследовала от своих родителей и в таких же традициях воспитывает своего сына, Митрофана. Юноша растет  самовлюбленным и эгоистичным, так как привык, что мать и кормилица Еремеевна исполнят любое его желание.

В доме Простаковых образование считается чем-то бесполезным и ненужным, они считают, что жизнь их сама всему научит. Тем не менее, хозяйка дома все же нанимает Митрофану учителей. Делается это для того, чтобы сыну выдали документ»венечную память». Только после его получения молодой человек дворянского происхождения мог вступать в брак. А именно успешную женитьбу Простакова считает главной целью в жизни, т.к. главная ценность для нее — это деньги.

В противовес Простаковым Фонвизин выдвигает положительных героев: Милона, Правдина, Стародума и Софью. Все эти персонажи хорошо воспитаны и образованы, являются умными и добрыми людьми.

Софья — молодая девушка, примерно одного возраста с Митрофаном. В отличии от него, она жаждет знаний, старается найти в книгах нравственные ориентиры. Стародум поддерживает интересы своей племянницы, при этом ему не все равно, как думает девушка, что она читает. В отличии от госпожи Простаковой, которая нанимает первых попавшихся учителей. Так, в ее дом попадает Вральман — бывший кучер, который смог обмануть хозяйку, представившись коренным немцем, учителем истории.

Так, на примере семьи Простаковых и поставленных им в противовес Стародуму и Софье, Д.И

Фонвизин показывает, как важно дать детям хорошее образование, настроить их на правильные моральные ориентиры

Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Сочинение 2

Центральной фигурой произведения, вокруг которой разворачивается вся комедия, является сын типичного русского дворянина — Митрофанушка. Мальчик олицетворяет собой распространённый образ подростка, принадлежащего к высшему сословию. Жизнь Митрофана наполнена бездельем и ленью. Подросток создаёт видимость какой-либо деятельности, делает вид что учится. А на самом деле его не интересует ничего и занят он ни чем.

Львиную долю своих пороков Митрофан перенял у родной мамы. Простакова не только ухитрилась взрастить в себе все дворянские пороки, но и успешно передать их сыну. Жадность, наглость, невежество, деспотичность и неблагодарность — всё это черты её характера. Не уметь писать и читать — это славная традиция её семьи, признак истинного дворянства. Зачем человеку высокого происхождения быть грамотным? Ведь, при ненадобности, можно подчинённому дать поручение прочитать необходимое письмо. Подобный ход мыслей не чужд и её брату, дяде Митрофана — Простакову.

Получение подростком достойного образования, в доме Простаковых, является всего лишь фикцией, формальностью. Учителя наняты семьёй не для обогащения головы Митрофанушки знаниями, а для соблюдения сложившейся моды на получение образования. Кутейкин пытается обучить мальчика искусству словесности. Математик Цыфиркин учит арифметике. Они оба честно стараются привить Митрофану любовь к наукам. А учитель французского, Вральман, напротив, полностью потакает капризам нерадивого ученика. Свои действия он объясняет тем, что много учиться якобы крайне вредно для неокрепшего ума.

У Митрофана есть няня Еремеевна, которая когда-то была его кормилицей. В её основные обязанности входит защищать воспитанника от всех ударов судьбы и следить за своевременным питанием Митрофанушки. Несмотря на то что Еремеевна много лет самозабвенно служит семейству Простаковых, она неизменно получает от них регулярные выговоры и побои. Благодарность несвойственна обитателям дома Простаковых.

Свое эффективное решение проблемы воспитания автор озвучивает словами Стародума, считающего что хорошее воспитание является неотъемлемым атрибутом благополучного государства. Стародум жёстко делит всех людей на добропорядочных и порочных. Он выступает за строгость и борьбу с дурными наклонностями. В конце пьесы бессовестные помещики получают заслуженные наказания, а Митрофан поступает на службу в армию.

Проблемы

Также у рассказа «Скворцы» глубокая нравственная проблематика:

  1. Жестокое отношение людей к своим братьям меньшим. Как уже говорилось выше, некоторые охотники не брезгуют трусливым и бесчестным способом: стрелять скворцов, что слишком измучены миграцией, чтобы вовремя уйти от смертельного выстрела.
  2. Глупость и неумение скооперировать свои действия других птиц. Воробьям не только не приходит в голову работать вместе, чтобы оставить за собой скворечник, но они ещё и после его потери борются друг с другом. Галки в сравнении с главными героями вообще выглядят неуклюже и трусливо, не говоря уже о воронах, которые не могут достать гнезда, потому что скворцы строят их слишком глубоко.
  3. Тоска по родине. Несмотря на то, что каждый год скворцы улетают зимовать на юга, они также каждый год возвращаются. Инстинкт по какой-то причине всегда гонит их к знакомым местам, где они когда-то делали свои первые взмахи крыльями.

2 вариант

В комедии под названием «Недоросль», написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781 году, поднимается целый ряд злободневных для соответствующей эпохи проблем, которые остаются актуальными и сегодня

В первую очередь автор обращает внимание читателей на крайнее невежество, корыстолюбие, грубость и даже жестокость по отношению к крепостным крестьянам многих тогдашних дворян. Воплощением этих негативных качеств в пьесе выступают помещица Простакова, мать главного героя комедии Митрофанушки, и ее брат Скотинин

Госпожа Простакова нисколько не стесняется признаваться в том, что она постоянно бранит своих слуг и даже поднимает на них руку. Чрезвычайно ограниченной женщине даже не приходит в голову, что с крестьянами возможно обращаться иначе, она не представляет себе никаких других способов управления домом и имением. Более того, Простакова весьма бесцеремонно общается и с другими людьми, делая исключение лишь для горячо любимого сына.

Поведение помещицы вызывает глубокое возмущение, к тому же она сама абсолютно не понимает недопустимости своих поступков. С помощью образа госпожи Простаковой Фонвизин подчеркивает, что русские провинциальные дворяне-крепостники, пользуясь собственной безнаказанностью, все более развращаются и утрачивают всякие моральные принципы

В комедии уделяется значительное внимание вопросам воспитания юных представителей «благородных семейств», автора весьма интересует, каким образом сделать из недоросля Митрофана и его ровесников достойную опору для государства. 

16-летний наследник Простаковых относится к крестьянам с таким же пренебрежением, как и его мать. При этом Митрофанушка нисколько не уважает и родителей, все его интересы ограничиваются только самыми примитивными рассуждениями. Госпожа Простакова неохотно нанимает для сына учителей, поскольку в соответствии с новым распоряжением императрицы дворяне обязаны получить образование, без которого юноши не будут приняты на службу.

Однако Митрофан не испытывает ни малейшего интереса к наукам, парень не усваивает даже тех весьма незначительных знаний, имеющихся у так называемых «педагогов», которых действительно никак нельзя считать настоящими преподавателями. Сам отпрыск Простаковых откровенно объявляет о том, что он не желает учиться, а стремится жениться. Сцены занятий Митрофанушки с учителем Вральманом, семинаристом Кутейкиным и бывшим сержантом Цыфиркиным вызывают искреннюю улыбку. Однако автор, описывая соответствующие эпизоды, явно испытывает глубокую горечь в связи с тем, что именно таким недорослям предстоит создавать будущее страны.

Взгляды драматурга на вопросы просвещения и воспитания молодежи во многом отражаются в образе порядочного и умудренного жизнью Стародума, старающегося передать свое мировоззрение племяннице Софье. Девушка прислушивается к его словам и действительно намеревается всегда существовать достойно, как и ее избранник Милон.

Несмотря на многочисленные забавные моменты, присутствующие в комедии Фонвизина, произведение заставляет сделать определенные выводы. При чтении пьесы становится ясно, что лишь просвещенный и грамотный во всех отношениях человек сможет принести пользу Отечеству. Для невежественных и беспринципных людей, подобных Простаковым и Скотининым, не существует будущего. Нет сомнений и в том, что любого ребенка необходимо правильно воспитывать с самых ранних лет, прививая ему привычку учиться и трудиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: