Краткое содержание добродетели и пороки салтыкова-щедрина точный пересказ сюжета за 5 минут

Дурак (м.е. салтыков-щедрин). очень краткое содержание

«Либерал» за 4 минуты. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Сказки, рассказы, стихи для детей. Детское творчество: раскраски и поделки

Читать сказки Салтыкова-Щедрина: “Добродетели и пороки”:

Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: “Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!” Да, признаться сказать, под шумок и обделывали.

Трудно сказать, с чего у них первоначально распря пошла и кто первый задрал. Кажется, что Добродетели первые начали. Порок-то шустрый был и на выдумки гораздый.

Как пошел он, словно конь борзый, пространство ногами забирать, да в парчах, да в шелках по белу свету щеголять – Добродетели-то за ним и не поспели. И не поспевши, – огорчились.

“Ладно, говорят, щеголяй, нахал, в шелках! Мы и в рубище от всех почтены будем!” А Пороки им в ответ: “И будьте почтены с богом!”

Пробовали Добродетели и к городовым за содействием обращаться. “Вы чего смотрите? совсем публику распустили! ведь она, того и гляди, по уши в пороках погрязнет!” Но городовые знай себе стоят да Порокам под козырек делают.

Так и остались Добродетели ни при чем, только пригрозили с досады: “Вот погодите! ушлют вас ужо за ваши дела на каторгу!”

А Пороки между тем всё вперед да вперед бегут, да еще и похваляются. “Нашли, говорят, чем стращать – каторгой! Для нас-то еще либо будет каторга, либо нет, а вы с самого рожденья в ней по уши сидите! Ишь, злецы! кости да кожа, а глаза, посмотри, как горят! Щелкают на пирог зубами, а как к нему приступиться – не знают!”

В одну из таких баталий шел мимо Иванушка-Дурачок, остановился и говорит сражающимся:

– Глупые вы, глупые! из-за чего только вы друг друга увечите! ведь первоначально-то вы все одинаково свойствами были, а это уж потом, от безалаберности да от каверзы людской, добродетели да пороки пошли.

Одни свойства понажали, другим вольный ход дали – колесики-то в машине и поиспортились. И воцарились на свете смута, свара, скорбь…

А вы вот что сделайте: обратитесь к первоначальному источнику – может быть, на чем-нибудь и сойдетесь!

Сказал это и пошел путем-дорогой в казначейство подать вносить.

Подействовали ли на сражающихся Иванушкины слова, или пороху для продолжения битвы недостало, только вложили бойцы мечи в ножны и задумались.

– Хорошо ему про “свойства” говорить! – первое молвило Смиренномудрие, – мы и сами не плоше его эти “свойства” знаем! Да вот одни свойства в бархате щеголяют и на золоте едят, а другие в затрапезе ходят да по целым дням не евши сидят. Иванушке-то с пола-горя: он набил мамон мякиной – и прав; а нас ведь на мякине не проведешь – мы знаем, где раки зимуют!

Жанр и направление

Жанр «Дикого помещика» — сказка, но она написала особым языком. Произведение рассчитано на взрослую аудиторию, оно не волшебное и не добродушное, а едкое и сатирическое. Основная идея — показать несовершенство социально-политического строя в царской России.

Сказка Салтыкова-Щедрина отражает уважительное отношение автора к простым крестьянам, которых он называет мужиками. Недаром он назвал помещика «диким». Писателю удалось показать, что без рабочих людей знати придётся тяжело, ведь помещики не могут содержать себя и обслуживать в быту. Элементы, присущие фольклору, которые Михаил Евграфович использовал в тексте:

  • гипербола;
  • фантастичность;
  • сказочный зачин.

Направление произведения — эпос. Автор показывает проблемы и даёт характеристику отношениям между классами князей и крестьян, но делает это так, что сюжет выглядит фантастичным. Гротескное изображение существующих пороков позволяет не навлечь на себя гнев правящего класса.

Паника! At The Disco: Vices & Virtues

Видео американского автора песен

Видео американского автора песен

Panic! At The Disco: Vices & Virtues (Decaydance)

Vices & Virtues — долгожданный третий альбом авангардных альт-рокеров Panic! на дискотеке.

Pretty.Odd

Как оказалось, уход бывших участников группы не был таким пагубным, как опасались фанаты. Vices & Virtues сочетает в себе лучшие и самые запоминающиеся элементы Panic! на двух предыдущих полноформатных релизах Disco, и конечный результат — их самая запоминающаяся и доступная работа на сегодняшний день. Тема альбома вращается вокруг хорошего и плохого, в то время как каждый из 10 треков содержит по крайней мере один из множества пороков (включая похоть, жадность и гнев) и исследует контраст между тьмой и светом на протяжении всего своего существования.

Продюсеры: Бутч Уокер (All-American Rejects, The Academy Is, Weezer) и Джон Фельдман (Goldfinger, The Used, Story of the Year), Vices & Virtues наполнен пышными струнными аранжировками, различными музыкальными интермедиями и несколькими слоями бэк-вокала, что в конечном итоге делает это очень театральным и драматическим произведением музыкального поп-арта.

Фронтмен Брендан Ури успешно и уверенно берет на себя лирические обязанности. Привычно надуманная вычурность умных, но часто недовольных загадками-лимериками Райана Росса заметно отсутствует, но это не значит, что остроумной лирики здесь не найти. Урие демонстрирует собственное умение писать хитрые фразы, такие как «Мона Лиза утомила меня, я рад доставить вам удовольствие/Я бы заплатил, чтобы увидеть, как вы хмуритесь/Нет ничего плохого в том, чтобы просто попробовать то, за что вы заплатили», которые он демонстрирует динамичную вокальную каденцию в популярном заглавном сингле «Баллада о Моне Лизе». Безумно напевный припев оптимистичной «Memories» может быть самой захватывающей мелодией группы на сегодняшний день, и звучит так, как будто у него есть потенциал для пересечения музыкальных жанров и представления Panic! к новой аудитории. «О, воспоминания, куда ты ушел/Ты был всем, что я когда-либо знал/Как я скучаю по вчерашнему дню и как позволил ему исчезнуть», – поет Урие с непреодолимой комбинацией раскаяния и жизнерадостности.

Вторая половина программы начинается с танцевального ритма «Ready To Go (Get Me Out of My Mind»), который звучит так, как будто он заимствовал страницу из каталога хитов The Killers, после чего музыкальная передача резко переключается и переходящая в акустическую балладу «Always», которая исполняется в скудно спродюсированном стиле «Hey There Delilah» группы Plain White T. И, конечно же, ни один альбом Panic! Smiles», — песню, которую Ури написал, чтобы произвести впечатление на свою девушку, — «Я был в порядке, просто парень, живущий сам по себе/ Жду, когда небо упадет/ Потом ты позвонила, все изменила, кукла/ Бархатные губы, глаза, чтобы притянуть меня к себе. /Мы оба знаем, что ты уже победил/О, ты — первородный грех», — сокрушается Урие в этом личном любовном письме.0005

Альбом завершается навязчиво-странной песней «Nearly Witches», включающей странно запоминающуюся строчку «С тех пор, как мы встретились, меня возбуждает только твой парфюм/Это единственное, что заставляет меня чувствовать себя так же хорошо, как и ты», завершает с детским хором.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание повести На графских развалинах Гайдара Автором повести «На графских развалинах» является Гайдар. Повесть посвящена мальчишкам — Яшка и Валька. Проживают они в сельской местности. Летом на каникулах они занимаются мальчишескими делами
  • Иметь и не иметь — краткое содержание романа Хемингуэя История рассказывает о контрабандисте по имени Гарри. Довольно много прямо или косвенно в этой книге Хэмингуэй говорил о социальном неравенстве и борьбе за справедливость в обществе
  • Житков Писатель появился на свет 30 августа 1882 года в городе Новгород. Папа работал учителем математики, а мама была музыкантом. Ранние годы Житкова прошли в Одессе, там он получил среднее образование в 5 гимназии
  • Левиафан — краткое содержание произведения Гоббс В центре внимания философского исследования «Левиафан» Гобсса находятся политические и религиозные аспекты современного для исследователя общества.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Политическая сатира в сказках писателя

Источник

И.С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова:

Всё это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич, серый волк), художественные приёмы (фантастика, устойчивые обороты, присказки, устойчивые эпитеты, антитеза). Сказки Салтыкова-Щедрина имеют фольклорную основу — сказки о животных, но это только форма. По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио «Роман о Лисе». Лис в этой истории — мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников — волка, медведя, льва, и тогда читатель сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых — кур, зайца, он получает заслуженное наказание.

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), в них отсутствует образ положительного героя.

При этом сказки не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII века, но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX века. Сам Салтыков-Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорил:

Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались «премудрые пескари», жестокие хищные волки. Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную уже нам, живущим столько лет спустя, действительность. Рассмотрим некоторые сказки более подробно.

Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Вариант №2

Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.

В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.

Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.

Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.

Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.

Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.

Совесть и справедливость — основа Мировоззрения Человека

Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны ещё и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.

Моральных проблем Щедрин так или иначе касается во всех своих сказках. И среди последних есть такие, которые посвящены осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов нравственности. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак» и другие. Эти сказки — ядовитые памфлеты на моральные принципы привилегированных социальных групп (тех, кого зовут «элита»). Сатирик показывает извращение нравственности в паразитическом обществе. Здесь совесть — «негодная тряпица», от которой каждый старается избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь высокие человеческие достоинства признаются ненормальными («Дурак»).

Мультфильм по сказке «Пропала совесть»

Кадр из мультфильма по сказке «Пропала совесть»

Остановимся на сказке «Пропала совесть».

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Её выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Совесть говорит своему последнему владельцу:

В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги

Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром.

Таким образом, писатель говорит, что надо с рождения воспитывать Человека и прививать ему общепризнанные каноны моральных ценностей, в том числе — Совесть и Справедливость.

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Премудрый пискарь”

“Премудрый пискарь” – это эпическое произведение, сказка для взрослых. Однако она входит в число школьных программных произведений вполне оправданно, потому что “сказка ложь”, но, ясно, “в ней намек”.

В данном случае это намек на общечеловеческие пороки – общественные и личные, которые так или иначе могут быть понятны и молодому поколению читателей.

И поскольку произведение небольшое по объему, автор раскрывает по большей части два взаимосвязанных порока – боязнь любых опасностей и полное бездействие ради выживания. Главный герой – пискарь, иносказательный образ. Это и рыба, и живое существо одновременно.

Композиция сказки бесхитростная: от зачина “жил-был” через рассказ о наставничестве со стороны родителей и описание образа жизни пискаря – к описанию его кончины.

Данная фраза не оставляет сомнений в том, что текст имеет и связь с современными автору реалиями.

О чем же рассказывает нам сюжет сказки? Перед читателем проносится жизнь пискаря, несложная по своему устройству, которая основана на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью.

А перед тем, как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой момент могут его погубить. Юный пискарь так хорошо усвоил науку своих родителей, что буквально заточил себя в подводной норе.

Но сбылась и другая его мечта – прожить так, чтобы никто не заметил. Все сбылось в точности: никто так…и не узнал о существовании премудрого пискаря.

Перед смертью герой начинает задумываться о том, что бы было, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пискарей прекратился бы вовсе! Мимо него прошли все возможности – завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт.

Ясно осознает он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем видит сон про то, как он выиграл 200 000 рублей, вырос в размерах и стал сам глотать врагов своих – щук. Расслабившись, пискарь невольно нарушает границы своей норы, и “рыло его” из норы показывается наружу.

Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пискарем, но и “сверхзадача” – так же незаметно исчезнуть.

За всем этим “эзоповым языком” читатель без труда угадывает характерную манеру Салтыкова-Щедрина через гиперболические образы и гротескные ситуации изображать неприглядную сторону жизни современности.

Это жесткая сатира на действительность 1882-1883 годов – период, когда в политической жизни России лидирующим стало консервативное направление, активно поощряемое императором Александром III. Началось увеличение льгот, прав и всевозможных привилегий дворянства. Под видом пискаря Щедрин показал либеральную интеллигенцию России, которую волновало только выживание.

Россия узнала новую сказку писателя благодаря прогрессивному журналу “Отечественные записки”. Но важнее всего то, что произведение пережило свое время и обрело характер сатиры на вечные пороки людей-перестраховщиков.

(1

Суть: о чем сказка?

Иван родился в нормальной семье, но сам сильно выделялся и не походил на отца и мать. С детства он вел себя странно: помогал нуждающимся, защищал обездоленных, не мог научиться полезным качествам — лицемерию и хитрости. Например, однажды он отнял петуха у повара и отпустил на волю, потому что петух — свой собственный. Родители не знали, что делать с ним: сын вел себя не плохо, а не так, как и все, но выходило не лучше. Поведение Ивана для семьи — сплошное разорение и позор.

Иван с таким складом ума не мог устроиться на учебу и на работу. Решили дурака женить. Но он заявил богатой и знатной невесте, что любить можно только всех вместе, а не кого-то и по наущению. Ушла и невеста, не вытерпела холодности. И Иван так и продолжил водить домой нищих и спасать людей из пожаров.

Вскоре Иван и вовсе пропал надолго. А вернулся домой худой, изможденный, молчаливый. Так и закрепилось за ним до старости прозвище «Дурак».

Подробности найдете в кратком содержании сказки «Дурак».

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

История создания

В течение многих лет Салтыков-Щедрин делал наброски, записывал свои идеи в виде черновиков и создавал законченные произведения. Но пока не было отменено крепостное право, цензура не допускала рассказа, сказки и повести этого автора к печати.

В то время запрещалось открыто затрагивать тему угнетения крестьян. С возрастом писатель нашёл выход: он стал творить в особом жанре.

Сказка — безобидное литературное направление, в котором лишь при большом желании можно разглядеть нападки на существующий строй. У цензуры такие произведения не вызывали подозрений.

Писатель зло и остро высмеивал каждый порок помещиков, используя такие методы и приёмы:

  • яркий язык;
  • мудрые афоризмы;
  • метафоры;
  • традиционные фольклорные элементы;
  • сочетание реальности и фантастики.

Произведение под названием «Дикий помещик» — соединение фольклорного, фантастического и реального. Даже зверь считает, что крестьяне нужны, чтобы их есть. Сказочные сюжеты, за которыми писатель умело скрывал социальные проблемы, позволяли выразить всё, что тревожило умы и души не только самого Михаила Евграфовича, но и его современников.

Целью автора было не просто заинтересовать широкие читательские массы, но и донести до сознания людей необходимость масштабных перемен. Ведь даже после отмены крепостного права положение крестьян оставалось бедственным.

После написания сказки прошло несколько лет, прежде чем она была опубликована. В 1869 году российский литературный журнал «Отечественные записки» напечатал произведение.

Исторический анализ произведения

История об Иванушке-дурачке в интерпретации Салтыкова-Щедрина может быть вполне соотнесена с хождением в народ студенческой молодежи, начало которому положили волнения 1861 года и массовые исключения их участников из учебных заведений.

Первый этап носил исключительно просветительский характер. Недоучившиеся студенты становились сельскими фельдшерами и учителями, чтобы быть ближе к простому народу. К началу семидесятых годов к движению подключились революционеры-народники, пытавшиеся донести до крестьянских масс революционные идеи.

Народ принимал «служение» себе неоднозначно, в большинстве случаев не переставая считать искренне расположенных к ним образованных людей «господами», тешащими свои причуды, то есть дураками

Революционная агитация с призывами к борьбе потерпела фиаско, так как не нашла отклика в крестьянской среде, но обратила на себя внимание правительственных институтов власти

К концу 1870-х гг. народническое движение в результате жестких репрессий сошло на нет, а вместе с ним и идеализация народных масс как источника чистоты и добра. Многие из прошедших тернистый путь каторги и ссылки были морально и физически сломлены, поэтому отошли от просветительской и революционной деятельности.

Дурак.

(ИСТОРИЯ БАКАЛАЛА)

Прохор Петрович почесал затылок, понюхал табак и продолжал:

«Они бросили в меня две бутылки хереса. Сижу, пью и чувствую: вокруг меня ходят, строят ехидные улыбки и поздравляют. Рядом со мной сидит хозяйская дочка, а я, пьяный дурак, чувствую, что говорю глупости. Я про семейную жизнь, про утюги и кастрюли…

После каждого слова теплый поцелуй… Тьфу! И больно вспоминать. Просыпаюсь утром, костер потрескивает, во рту свинарник, но я чувствую и понимаю, что я уже не подлец, не малявка, а жених, настоящий — с кольцом на Палец! Иду к умершему отцу: такой-то, мол, милый папа, слово дал. замуж хочу. Отец — знаете, в смех… Не верит.

«Где, говорит, ты, молокосос, женишься? Ведь тебе еще и двадцати нет!»

«Но я была тогда очень молода. Моложе первого снега… Белокурые кудри на голове, светящееся сердце в груди, вместо этого шарообразного живота — тонкая, женственная талия…

«Живи, а потом женись», — говорит отец.

— Я в минусе… Известно, по своей воле, меня испортили. Я стою на своем.

«На ком ты хочешь жениться?» он спрашивает. — «На Марьяшку Крыткину»…

«Отец в ужасе.

«В таком темпе? Да ты сумасшедший! Ведь ее отец — мазурич, весь в долгах, как в шелках… Обманывают вас! В сети вас заманят! Дурак!»

— Право, я был дурак. Баран есть баран… Иногда по голове стукнешься — в другой комнате слышно. Звенит! До тридцати лет он ни одного глупого слова не сказал. Дурак, как известно, всегда в беде, Я тоже… Я никогда не выхожу из беды: то одно, то другое… И правильно, не глупи… Меня бьют, потом гонят меня из домов и кабаков… Меня семь раз выгоняли из гимназии… Выдают замуж… Ну-с… Отец ругает, кричит, чуть ли не дерется, но я стою на своем.

— Я хочу жениться и заключить договор! Какая разница? Никакой отец не может мне помешать, если у меня есть свои домыслы! Не маленький!

Не красавица, но я действительно так думала. Я хотел, чтобы так казалось, я вбил себе в голову глупую мысль… Она горбатая, скошенная, худая… И дура при том… Чучело из-за границы, одним словом. Семья Крыткиных заметила интерес к моему браку. Они были бедны, ну а у меня были средства. У моего отца было большое состояние. Отец пошел к властям:

«Отец, ваше превосходительство! Не приказывай моему жереху жениться! Служи Богу! Мальчик умрет!»

— К сожалению для меня, мой босс был вонючим. Либеральная мода только начиналась, этот дух…

«Я не могу, — говорит он, — вмешиваться во внутреннюю жизнь моих подчиненных». И не советую вам вмешиваться в свободу вашего сына…» — «Он дурак, ваше превосходительство!»

— Начальство стучит кулаками по столу!

— Кто бы он ни был, милостивый государь, он имеет право распоряжаться собой, как ему заблагорассудится! Он свободный человек, сэр! Когда же вы, варвары, научитесь понимать жизнь?! Пришли мне своего сына!»

— Меня зовут. Нажимаю все кнопки и еду.

— Что вам нужно, сэр? — Вот так, молодой человек! Ваши родители мешают вам действовать согласно желаниям вашего сердца. Это жестоко и жестоко с их стороны. Поверьте, молодой человек, что симпатии порядочных людей всегда будут на вашей стороне. Если любишь, то иди туда, куда ведет тебя сердце. А если твои родители по незнанию будут тебе мешать, скажи мне. Я разберусь с ними по-своему… Я… Я покажу им!»

— И чтобы показать, что в нем есть этот настоящий дух, он добавил:

«Я буду на вашей свадьбе. Я даже могу быть посаженным отцом. Завтра я навещу вашу невесту».

— На следующий день он ушел посмотреть на невесту. Мне нравится.

«Он тонкий», — говорит он, но на его лице читается сочувствие. Доброта, говорит он, написана на его лице. Много благодати. Вы счастливы, молодой человек!»

Через три дня я принес невесте подарки.

«Прими, — говорит, — от старика, который желает тебе счастья».

— И даже прослезилась… На пятый день был заговор. Он во взаимодействии

я выпил пунша и выпил два бокала шампанского. Доброта!

«Замечательно, — говорит она, — у вас есть женщина!» Худенькая, скошенная, но что-то французское в ней есть! Какой-то огонь!»

— За три дня до свадьбы я прихожу к невесте. С букетом, знаете ли…

— Где Марьяша? — «Меня нет дома…» — «Где она?»

— Мой будущий тесть молчит и усмехается. Свекровь тут же садится и пьет кофе. (Я всегда пил раньше.)

«Да, где она? Почему ты молчишь? «Какой вы следователь? Иди туда, откедова давай! Ворота глухие!»

— Я смотрю внимательно и вижу: мой тесть, как зюзя… Его выпороли, сволочь…

«Нет! – говорит он и улыбается. – Ищи другую невесту, а Марьяшка… Она поднялась! Хе-хе-хе! Я пошел к благодетелю! один… К твоему тонкому, превосходству, тогда… Хе-хе-хе… Лучше бы его не приносили!»

Прохор Петрович громко высморкался, усмехнулся и добавил:

— ахнул он и поумнел с тех пор…

Пустоплясы

В кратком содержании «Коняги» Салтыкова-Щедрина нельзя не показать и коней-пустоплясов. Считают себя избранными. Прелая солома — это для коняг, а для них лишь овес. И обосновать это грамотно сумеют, и убедить, что это — норма. И подковы у них, наверное, золоченые и гривы шелковистые. Резвятся на раздолье, создав для всех миф, что батюшка-конь так и задумал: одним все, другим лишь минимум, чтобы не померли трудовые единицы. И вдруг открывается им, что они пена наносная, а мужичок с конягой, которые кормят весь мир, — бессмертные. «Как так?» — закудахчут пустоплясы, удивятся. Как могут быть коняга с мужичком вечными? Откуда у них добродетель? Каждый пустопляс свое вставляет. Как же обосновать для мира такой казус?

«Да он же глупый, этот мужик, всю жизнь пашет на поле, откуда ум?» — примерно так говорит один. В современном изложении: «Если такой умный, почему без денег?» Да причем здесь ум? Сила духа громадна в этом тщедушном теле. «Труд дает ему счастье и покой», — успокаивает себя другой. «Да он по-другому и жить-то не сможет, привык к кнуту, отними его — пропадет», — развивает третий. И успокоившись, радостно желают, как бы добра болезной: «…Вот у кого учиться надо! Вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!»

Будни

В кратком содержании «Коняги» прежде всего необходимо рассказать, как жеребец круглый год монотонно делает свою работу. Изо дня в день одно и то же, борозду за бороздой, из последних сил. Поле не кончается, пахать не перепахать. Для кого-то поле
— простор, для коняги же — кабала. Как «головоног», присосалась и давит, отнимая силы. Труден хлеб. Но и его нет. Как вода в сухой песок: была и нет ее.

И наверное, было время, когда коняга жеребенком резвился на травке, играл с ветерком и думал, как прекрасна, интересна, глубока жизнь, как сверкает она разными красками. А теперь лежит на солнцепеке худой, с торчащими ребрами, с облезлой шерстью и кровоточащими ранами. Из глаз и носа течет слизь. Перед глазами морок и огни. А вокруг мухи, оводы, облепили, пьют кровь, залазят в уши, глаза. И подняться надо, поле не допахано, и нет возможности встать. Поешь, говорят ему, работать не сможешь. А и к еде уже сил нет дотянуться, даже ухом не пошевелит.

Михаил Салтыков-Щедрин. Добродетели и пороки

* * *

Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: «Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!» Да, признаться сказать, под шумок и обделывали.

Трудно сказать, с чего у них первоначально распря пошла и кто первый задрал. Кажется, что Добродетели первые начали. Порок?то шустрый был и на выдумки гораздый. Как пошел он, словно конь борзый, пространство ногами забирать, да в парчах, да в шелках по белу свету щеголять – Добродетели?то за ним и не поспели. И не поспевши, – огорчились. «Ладно, говорят, щеголяй, нахал, в шелках! Мы и в рубище от всех почтены будем!» А Пороки им в ответ: «И будьте почтены с богом!»

Не стерпели Добродетели насмешки и стали Пороки на всех перекрестках костить. Выйдут в рубищах на распутие и пристают к прохожим: «Не правда ли, господа честные, что мы вам и в рубище милы?» А прохожие в ответ: «Ишь вас, салопниц, сколько развелось! проходите, не задерживайте! бог подаст!»

Пробовали Добродетели и к городовым за содействием обращаться. «Вы чего смотрите? совсем публику распустили! ведь она, того и гляди, по уши в пороках погрязнет!» Но городовые знай себе стоят да Порокам под козырек делают.

Так и остались Добродетели ни при чем, только пригрозили с досады: «Вот погодите! ушлют вас ужо за ваши дела на каторгу!»

А Пороки между тем всё вперед да вперед бегут, да еще и похваляются. «Нашли, говорят, чем стращать – каторгой! Для нас?то еще либо будет каторга, либо нет, а вы с самого рожденья в ней по уши сидите! Ишь, злецы! кости да кожа, а глаза, посмотри, как горят! Щелкают на пирог зубами, а как к нему приступиться – не знают!»

Словом сказать, разгоралась распря с каждым днем больше и больше. Сколько раз даже до открытого боя дело доходило, но и тут фортуна почти всегда Добродетелям изменяла. Одолеют Пороки и закуют Добродетели в кандалы: «Сидите, злоумышленники, смирно!» И сидят, покуда начальство не вступится да на волю не выпустит.

В одну из таких баталий шел мимо Иванушка?Дурачок, остановился и говорит сражающимся:

– Глупые вы, глупые! из?за чего только вы друг друга увечите! ведь первоначально?то вы все одинаково свойствами были, а это уж потом, от безалаберности да от каверзы людской, добродетели да пороки пошли. Одни свойства понажали, другим вольный ход дали – колесики?то в машине и поиспортились. И воцарились на свете смута, свара, скорбь… А вы вот что сделайте: обратитесь к первоначальному источнику – может быть, на чем?нибудь и сойдетесь!

Сказал это и пошел путем?дорогой в казначейство подать вносить.

Подействовали ли на сражающихся Иванушкины слова, или пороху для продолжения битвы недостало, только вложили бойцы мечи в ножны и задумались.

Думали, впрочем, больше Добродетели, потому что у них с голоду животы подвело, а Пороки, как протрубили трубы отбой, так сейчас же по своим прежним канальским делам разбрелись и опять на славу зажили.

– Хорошо ему про «свойства» говорить! – первое молвило Смиренномудрие, – мы и сами не плоше его эти «свойства» знаем! Да вот одни свойства в бархате щеголяют и на золоте едят, а другие в затрапезе ходят да по целым дням не евши сидят. Иванушке?то с полагоря: он набил мамон мякиной – и прав; а нас ведь на мякине не проведешь – мы знаем, где раки зимуют!

– Да и что за «свойства» такие проявились! – встревожилось Благочиние, – нет ли тут порухи какой? Всегда были Добродетели и были Пороки, сотни тысяч лет это дело ведется и сотни тысяч томов об этом написано, а он на?тко, сразу решил: «свойства»! Нет, ты попробуй, приступись?ка к этим сотням тысяч томов, так и увидишь, какая от них пыль столбом полетит!

Судили, рядили и наконец рассудили: Благочиние правду сказало.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: