Краткое содержание
Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова «многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой «бедняжка Неточка не спала целую ночь».
Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.
Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: «такая тихая, такая молчаливая» Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.
Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое
На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла «в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора
С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что «того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс», и она не успеет сообщить подруге тайну.
Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — «какое-то бесчувственное, холодное существо». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.
Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — «совсем, совсем скверные стихи». Но, что хуже всего, учитель «с плохо замаскированной иронией» прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она «внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов».
Популярные сегодня пересказы
Мальчик на каникулы приехал в деревню, погостить, к бабушке и дедушке. Он всегда с большим удовольствием приезжал к бабушке, ее вкусная сдоба и душевные рассказы всегда нравились мальчугану.
Однажды, поздним вечером, домой к Уотсонам приходит нежданный гость. Это оказывается Кэт Уитни, старая школьная подруга жены доктора. Женщина жалуется на двухдневное отсутствие мужа Айзы
По жанровой направленности произведение является историческим романом, основная тема которого заключается в изображении жизненного пути известного римского гладиатора, под руководством которого происходит восстание рабов.
Мистер Бигелоу — гном, работающий на карнавале. Каждую ночь после того, как клиенты уходят, он посещает зеркальный лабиринт, где он стоит перед одним зеркалом, которое увеличивает его изображение в много-много раз.
-
Краткое содержание рассказа белая медведица саша черный
-
Медвежонок невежа краткое содержание
-
Снять квартиру в чите на длительный срок от собственника школа 17
-
Платье весны на утренник в детском саду
- Софья аверичева дневник разведчицы краткое содержание
Главные герои
1. Лена Иконина – добрая и жертвенная девочка девяти лет. Горько пережила смерть матери. Терпела издевательства и оскорбления со стороны тёти, кузенов, Матильды Францевны и одноклассниц.
2. Иконин Михаил Васильевич – дядя Лены, генерал. Добрый персонаж, проявлял любовь по отношению ко всем детям. Но из-за частых разъездов ему некогда было проводить время со своей семьёй.
3. Нелли Иконина – жена Михаила Васильевича. Строгая женщина. Не проявляла никакой любви и снисходительности по отношению к Лене и Жюли.
4. Нина Иконина – дочь Нелли и Михаила. Ровесница Лены. Задиристая и капризная девочка. Любимица матери.
5. Жорж – сын четы Икониных, брат Нины и Толи. Самоуверен и придирчив.
6. Толька – младший сын. Добрый и отважный мальчик. Полюбил Лену и стал её «Пятницей».
7. Жюли (Юлия) – самый старший ребёнок семьи Икониных. Злая и жестокая девочка. Подвергалась нападкам со стороны своих кузенов и матери из-за своих физических недостатков. Благодаря Лене стала добрее.
8. Матильда Францевна – гувернантка. Строгая и придирчивая. В начале повести недолюбливала главную героиню.
9. Анна Симолинь – 15-летняя графиня. Заботливая и сердобольная девушка. Стала другом главной героини.
Начало учебы
На следующий день гувернантка отвела Лену в гимназию. Директором заведения была Анна Владимировна Чирикова. Матильда Францевна описала девочку как злобного и непослушного ребенка. Но Анна Владимировна была опытным педагогом и не поверила словам гувернантки. Директор поручила Жюли познакомить Лену со всем классом. Но горбунья оболгала ее. Поэтому сироту сразу начали травить.
Позже в гимназии дети снова жестоко избили Лену. Но неожиданно за нее заступилась красавица графиня Анна Симолинь. Они стали подругами. Потом дядя объявил, что в доме будет бал. На него приглашена всего одна гостья. Толя, Жорик и Нина позвали одноклассников, а Лена только Нюру — дочь проводника. Они стали объектом насмешек, но все изменилось, когда на бал пришла Симолинь. Графиня провела вечер с Нюрой и Леной.
Главные герои
В произведении Астафьева несколько героев, но в роли главной выступает Люда — девушка, приехавшая из маленького населенного пункта, чтобы устроить свою жизнь в городе. Она трудолюбива, добра и ответственна, всеми силами старается постичь парикмахерское мастерство, но не брезгует заработать копейку в должности уборщицы.
Девушка, попав в трудную ситуацию, пытается найти помощь и сопереживание у близких людей, но те заняты собственной жизнью и делами дочери не интересуются.
Стоит дать характеристику и остальным действующим лицам трагической истории, среди них можно выделить следующих персонажей:
- Отчим — новый ухажер матери, мужчина большую часть жизни провел в ссылках и лагерях, в конце он отомстил за смерть падчерицы.
- Гавриловна — старая парикмахерша, у которой проживала и работала Людочка, когда находилась в городе.
- Мать Люды — сорокапятилетняя женщина, от которой ушел первый муж, она была занята собственной жизнью, поэтому не откликнулась на просьбу дочери о помощи, позднее она об этом очень пожалела.
- Стрекач — уголовник и главарь банды, он изнасиловал главную героиню и стал виновником ее последующего самоубийства.
Сюжет
Книга «Семь подземных королей» начинается с длинного экскурса в историю Волшебной страны, в особенности Подземелья, где и происходят основные события этой книги. Повествуется об основании тысячу лет назад Страны Подземных рудокопов, о трудных годах становления подземного государства в суровых условиях Пещеры, без солнечного света, среди Шестилапых и драконов.
Ситуация осложняется тем, что в Стране Подземных рудокопов одновременно царствуют семь королей, правящих по очереди (срок правления каждого — один месяц), а значит, народу нужно кормить сразу семь королевских дворов, из которых в каждый момент правит один, а остальные только пируют и развлекаются, ожидая своей очереди. Всё изменяется после открытия волшебной Усыпительной воды, которая позволяет усыплять королей на время междуцарствия. После этого жизнь в подземном королевстве идёт почти без перемен — до тех пор, пока через семьсот лет Руф Билан, первый министр Урфина Джюса, скрывающийся в подземном лабиринте после разгрома своего покровителя, случайно не разрушает источник Усыпительной воды. Короли просыпаются один за другим, и экономика Страны Подземных рудокопов уже не может выдержать увеличившееся в семь раз количество нахлебников. Над страной нависает угроза голода.
Тем временем вернувшаяся в Большой мир Элли едет на каникулы к родственникам в Айову. Там Элли и её троюродный брат Фред в сопровождении пёсика Тотошки — верного спутника Элли во всех её путешествиях — отправляются исследовать малоизвестную пещеру и оказываются отрезаны обвалом. После долгих странствий в подземном мире Элли, Фред и Тотошка оказываются в Стране Подземных рудокопов. Короли, узнав от Руфа Билана, что появившаяся в их стране девочка из Большого мира — знаменитая «фея Элли», требуют, чтобы Элли восстановила разрушенный источник, и отказываются отпускать её наверх, в Изумрудный город, пока она не выполнит это условие.
Элли удаётся передать письмо своим друзьям в Изумрудном городе. Сначала чуть было не начинается война между жителями верхнего мира и подземными рудокопами, но потом находится способ разрешить проблему миром. Мастера Фиолетовой страны бурят на месте пересохшего источника скважину, позволяющую добывать ещё больше Усыпительной воды, чем раньше. При этом каждый из семи королей, отношение которых к традиции поочерёдного царствования несколько изменилось со времени разрушения источника, рассчитывает после возвращения Усыпительной воды избавиться от остальных шести и править страной единолично. Однако вместо этого, по плану Страшилы и Хранителя времени Ружеро, во время торжественного открытия восстановленного источника засыпают все семь дворов. Поскольку человек, пробудившийся после волшебного сна, подобен младенцу и не помнит ничего о своем прошлом, проснувшимся королям и придворным удаётся внушить, что на самом деле они люди рабочих профессий. (Что же касается Руфа Билана, то его в наказание за предательство усыпляют и оставляют в пещере на десять лет, чтобы потом перевоспитать.) Избавившись от власти семи королей, подземные рудокопы решают переселиться обратно на поверхность земли. Элли и Фред возвращаются домой на ручном драконе Ойххо. Незадолго до отлёта королева полевых мышей Рамина предсказывает Элли, что она больше никогда не вернется в Волшебную страну.
Месть Жюли
Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в собственном стиле отдала приказ девченке идти «разбирать свои вещи» перед школой, та побежала в гостиную. Но вещи уже перенесли в крошечную комнатушку с одним окном, узенькой кроватью, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот кислый уголок Лидия Чарская. Книжки ее нередко как будто обрисовывают сложное детство и молодость самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась мамы. Мачеху же Лидия терпеть не могла, потому несколько раз сбегала из дому. С 15 лет она вела ежедневник.
Но вернемся к сюжету повести «Записки малеханькой гимназистки». Короткое содержание последующих событий заключается в злостной шалости Жюли и Ниночки. Сначала 1-ая, а потом 2-ая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, потом сломали стол. А позже Жюли обвинила злосчастную сироту, что та стукнула Ниночку.
Белая ворона
Однажды черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили «затравить» учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна лишь Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.
Такой вспышки ненависти к себе Леночка еще никогда не видела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девочка плакала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова вернуться в Рыбинск.
И тут произошло второе чудо в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь. Она, будучи сама кроткой и доброй, поняла, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и искренне предложила несчастной девочке свою дружбу. Иконина-вторая после этого буквально «восстала из пепла», она была готова учиться дальше в этой гимназии.
Елена мучается за поступок Жюли. 1-ое волшебство
На 5-ый денек пребывания в доме у дяди на Леночку обвалилось очередное несчастье. Жюли, обозленная на Жоржа за то, что тот доложил отцу о приобретенной ею единице на уроке закона Божьего, закрыла его бедную сову в ящике.
Жорж был привязан к птице, которую дрессировал и кормил. Жюли, не удержавшись от ликования, выдала себя в присутствии Леночки. Но Матильда Францевна уже отыскала тельце бедного Фильки и по-своему обусловила его убийцу.
Ее поддержала супруга генерала, и Леночку должны были высечь. Беспощадные характеры в этом доме демонстрируют «Записки малеханькой гимназистки». Главные герои часто не только лишь нещадны, да и несправедливы.
Но тут и вышло 1-ое волшебство, открылась Добру 1-ая душа. Когда Бавария Ивановна внесла над бедной девченкой розгу, расправу оборвал истошный вопль: «Не смейте сечь!» Его издал ворвавшийся в комнату бледноватый, трясущийся, с большими слезами на лице младший брат Толя «Она сирота, она не повинна! Ее жалеть нужно». Отныне он и Елена стали дружны.
Материнское поле
День поминовения (конец лета, начало осени). Постаревшая Толгонай приходит к полю, чтобы излить душу. Этой сильной женщине некому жаловаться на свою жизнь.
В детстве, во время жатвы, Толгонай приводили на поле за руку и сажали в тень под копной. Девочке оставляли ломоть хлеба, чтобы она не плакала. Позже, когда Толгонай подросла, она прибегала оберегать посевы от скота, которого весной гнали мимо полей в горы. В то время она была быстроногой косматой девчонкой. Это было взбалмошное и беззаботное время.
Продолжение после рекламы:
Толгонай никогда не носила шёлковых платьев, но всё равно выросла приметной девушкой. Лет в семнадцать она встретила на жатве молодого Суванкула, и между ними вспыхнула любовь. Совместным трудом они построили свою жизнь. Суванкул выучился на тракториста, затем стал бригадиром колхоза. Их семью все уважали.
Автор Лидия Алексеевна Чарская
Лидия Чарская
Записки институтки
Моим дорогим подругам, бывшим воспитанницам Павловского института выпуска 1893 года, этот скромный труд посвящаю.
Автор
Когда веселой чередоюМелькает в мыслях предо мноюСчастливых лет веселый рой,Я точно снова оживаю,Невзгоды жизни забываюИ вновь мирюсь с своей судьбой…Я вспоминаю дни ученья,Горячей дружбы увлеченья,Проказы милых школьных лет,Надежды силы молодыеИ грезы светлые, живыеИ чистой юности рассвет…
ГЛАВА I
Отъезд
В моих ушах еще звучит пронзительный свисток локомотива, шумят колеса поезда — и весь этот шум и грохот покрывают дорогие моему сердцу слова:
— Христос с тобой, деточка!
Эти слова сказала мама, прощаясь со мною на станции.
Бедная, дорогая мама! Как она горько плакала! Ей было так тяжело расставаться со мною!
Брат Вася не верил, что я уезжаю, до тех пор пока няня и наш кучер Андрей не принесли из кладовой старый чемоданчик покойного папы, а мама стала укладывать в него мое белье, книги и любимую мою куклу Лушу, с которой я никак не решилась расстаться. Няня туда же сунула мешок вкусных деревенских коржиков, которые она так мастерски стряпала, и пакетик малиновой смоквы, тоже собственного ее приготовления. Тут только, при виде всех этих сборов, горько заплакал Вася.
— Не уезжай, не уезжай, Люда, — просил он меня, обливаясь слезами и пряча на моих коленях свою курчавую головенку.
— Люде надо ехать учиться, крошка, — уговаривала его мама, стараясь утешить. — Люда приедет на лето, да и мы съездим к ней, может быть, если удастся хорошо продать пшеницу.
Добрая мамочка! Она знала, что приехать ей не удастся — наши средства, слишком ограниченные, не позволят этого, — но ей так жаль было огорчать нас с братишкой, все наше детство не расстававшихся друг с другом!..
Наступил час отъезда. Ни я, ни мама с Васей ничего не ели за ранним завтраком. У крыльца стояла линейка; запряженный в нее Гнедко умильно моргал своими добрыми глазами, когда я в последний раз подала ему кусок сахару. Около линейки собралась наша немногочисленная дворня: стряпка Катря с дочуркой Гапкой, Ивась — молодой садовник, младший брат кучера Андрея, собака Милка — моя любимица, верный товарищ наших игр — и, наконец, моя милая старушка няня, с громкими рыданиями провожающая свое «дорогое дитятко».
Я видела сквозь слезы эти простодушные, любящие лица, слышала искренние пожелания «доброй панночке» и, боясь сама разрыдаться навзрыд, поспешно села в бричку с мамой и Васей.
Минута, другая, взмах кнута — и родимый хутор, тонувший в целой роще фруктовых деревьев, исчез из виду. Потянулись поля, поля бесконечные, милые, родные поля близкой моему сердцу Украины. А день, сухой, солнечный, улыбался мне голубым небом, как бы прощаясь со мною…
На станции меня ждала наша соседка по хуторам, бывшая институтка, взявшая на себя обязанность отвезти меня в тот самый институт, в котором она когда-то воспитывалась.
Недолго пришлось мне побыть с моими в ожидании поезда. Скоро подползло ненавистное чудовище, увозившее меня от них. Я не плакала. Что-то тяжелое надавило мне грудь и клокотало в горле, когда мама дрожащими руками перекрестила меня и, благословив снятым ею с себя образком, повесила его мне на шею.
…
Лидия Чарская
Любимица всех маленьких дореволюционных читателей (и особенно читательниц) родилась в 1875 году. В 23 года Лидия поступила в Александринский театр, прослужив актрисой эпизодических ролей в общей сложности 26 лет. Однако уже на третий год работы девушка взялась за перо — от нужды, ведь жалованье простой актрисы было очень маленьким. Она переработала свои школьные дневники в формат повести и издала под названием «Записки институтки». Успех был ошеломительным! Вынужденная писательница вдруг стала всеобщей любимицей. Фото Лидии Чарской представлено ниже.
Ее следующие книги также принимались читателями очень благосклонно, фамилия Чарской стала буквальным синонимом детской литературы.
Все повести, главными героями которой в большинстве своем становились маленькие девочки, потерянные или осиротевшие, но с большим сердцем, смелые и отзывчивые, написаны простым и нежным языком. Сюжеты книг незатейливые, но все они учат самопожертвованию, дружбе и доброте.
После революции книги Чарской запретили, назвав «мещанской литературой для маленьких барчат» и изъяли из всех библиотек. Писательница умерла в 1937 году, в нищете и одиночестве.
Языки, домоводство и закон Божий: что и как преподавали в институтах благородных девиц
Если Екатерина II действительно мечтала, чтобы институты воспитывали «новую породу отцов и матерей», и соответствующим образом строила учебную программу, то уже при ее невестке Марии Федоровне, взявшей всё женское образование России в свои руки на много десятилетий, произошел откат назад. Екатерина пыталась сделать женское образование частью общей школьной системы; жена Павла I, напротив, видела его отраслью, никак с этой системой не связанной.
«При императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план», — утверждал историк педагогики П. Ф. Каптерев.
Настольным пособием у директрис женских учебных заведений в те годы была книга И.-Г. Кампе «Отеческие советы моей дочери»: именно она, по утверждению Днепрова и Усачевой, определила воспитательное кредо женского образования в России. Кампе (а вслед за ним руководительницы женских институтов) считал, что назначение женщин — быть «супругами для щастия мужей, матерьми для образования детей и мудрыми расположительницами домашнего хозяйства».
Ученость для женщины, по мнению Кампе, зло, «подлинная язва душевная»:
Именно по такому принципу строилась учебная программа всех женских институтов того времени. В учебном плане, составленном Марией Федоровной в 1787 году собственноручно (а она вообще вникала во все сферы работы женских школ — от программы уроков до закупочных цен на еду и найма сотрудников), на первом месте стояли иностранные языки и закон Божий.
В старшем возрасте воспитанницам дополнительно преподавались логика, геометрия, натуральная история и опытная физика. (Это программа для «дворянских» отделений институтов; в «мещанских» программа была проще и утилитарнее.)
Многочисленные наставления, составленные императрицей и директрисами заведений, проливают свет на то, как именно преподавались эти предметы. Так, при изучении истории надо было учитывать, что «чувствительной женщине мало дела до того, сколько человек погибло в том или ином сражении, и им следует знать только то, что повлияло на домашнюю жизнь». А преподавая физику, следовало ограничиться «некоторыми свойствами тел и явлениями в природе, которые могут пригодиться в обыденной жизни или будут полезны для воспитания будущих детей: сведениями о дожде, снеге, граде и т. п.».
Не лучше преподавалась и литература: как вспоминает Елизавета Водовозова, при встрече с братом она «с гордостью отвечала ему, что Лермонтов изложен у нас на восемнадцати страницах, а Пушкин даже на тридцати двух».
Основным предметом обучения был французский: более того, Мария Федоровна требовала, чтобы другие предметы — например, география или история — преподавались по-французски. Доходило до смешного.
Пересказ
Главная героиня произведения — Леночка. Ее мать заболевает и умирает. Перед своей смертью она попросила своего брата присмотреть за дочерью. Она отправила Леночку на поезде в Санкт-Петербург и просит кондуктора Никифора Матвеевича присмотреть за дочерью.
Елену приняли не гостеприимно. Она познакомилась с Ниной, Жоржем и Толей. Ребята обзывали ее. Лена толкнула Толю, когда он обозвал ее маму. При падении мальчик разбил дорогую вазу.
В разговоре с гувернанткой Матильдой Францевной они обвинили в случившемся Леночку. Та сразу невзлюбила девочку.
За обедом Елена познакомилась с Жюли, старшей дочерью семейства Икониных. Она была обезображена горбатостью. Леночку поселили в ее комнату, поэтому Юлия попыталась напакостить ей. Девочка обвинила сестру в том, что она ударила Нину.
Гувернантка закрыла Елену в нежилом помещении. Матильда Францевна не знала, что там живет филин Жоржа. В скором времени испуганную Лену гувернантка освободила.
Матильда Францевна представила Леночку директору гимназии Анна Владимировне. Девочка должна была учиться в одном классе с Жюли. Юлию называли Иконина-первая, а Лену — Иконина-вторая.
Жюли рассказала одноклассникам много неприятного о Лене. Они начали ее травить.
Жорж рассказал о плохих отметках сестры Юлии, тогда сестра решила отомстить ему, закрыв его сову в ящике. Мальчик был к ней сильно привязан.
Гувернантка решила, что птицу убила Лена и хотела ее высечь. За девочку вступился Толя, сказав что она сирота и ее нужно защищать.
В классе Лена не поддержала одноклассников в пакости учителю литературы. Ее поддержала старшекурсница Анна Симолинь. Они стали подругами.
В доме Икониных устраивался бал. Михаил Иконин пригласил лишь одну гостью, дочь министра. Жорж и Нина пригласили одноклассников. Лена пригласила свою подругу Нюру, дочь Никифора Матвеевича.
На мероприятии все смеялись над девочками. Потом приехала главная гостья — дочь министра. Ею оказалась Анна Симолинь. Она весь вечер провела с Леной и Нюрочкой.
В гимназии Юлия сожгла диктанты по немецкому языку. Леночка взяла вину на себя. Ее подруга-старшекурсница не верила ей. В доме тетушка Нелли обзывала Леночку. Вечером Жюли во всем призналась матери.
Леночка узнала страшную новость. Будто бы поезд Никифора Матвеевича попал в аварию, а он заболел. Елена хотела навестить его, но Иконины ей запретили. Девочке пришлось провиниться в школе, чтобы ее оставили после уроков. В это время она сбежала к кондуктору, но по дороге упала в сугроб. Министр подобрал ее и лечил в своем доме.
Когда Лена выздоровела, Анна предложила ей остаться у них навсегда. Но вдруг Леночка помирилась со всеми Икониными. Жюли, Нина, Жорж, Толик не хотели отпускать сестру. Нелли и Михаил поняли насколько прекрасна Леночка. Все кошмары остались в прошлом. Теперь Лена счастливо жила в доме дядюшки.
В этом произведении Лидия Чарская изображает девочку, которая отвечает добром на зло и тем самым преображает окружающий мир.
Лена нашла новых друзей и общий язык с кузенами. Нелли и Михаил изменили свое мнение о племяннице. Они решили, что такая прекрасная девочка должна жить в их семье, развиваться и развивать других.
Елена в переводе с греческого означает «светлая». Лена действительно в своих поступках несет свет и доброту.
Читательский дневник.
Маленькая победа
Вскоре дядюшка девочки объявил детям, что в доме будет бал, и предложил им написать приглашение своим друзьям. Как сказал генерал, будет всего лишь одна гостья от него — дочь начальника. О том, как Жорж и Ниночка пригласили школьных друзей, а Леночка же — Нюрочку (дочь кондуктора Никифора Матвеевича), писательница Лидия Чарская ведет свой дальнейший рассказ. «Записки маленькой гимназистки» представляют для Леночки и Нюрочки первую часть бала провальной: они оказались объектом насмешек со стороны детей, воспитанных в презрении к «мужикам». Однако ситуация диаметрально изменилась, когда приехала гостья от дядюшки.
Каково же было удивление Леночки, когда ею оказалась Анна Симолинь! К «дочери министра» пытались льнуть маленькие великосветские снобы, но Анна провела весь вечер лишь с Леной и Нюрочкой.
А когда она сплясала с Нюрой вальс, все замерли. Девушки плясали столь пластично и выразительно, что даже Матильда Францевна, танцующая, как автомат, засмотревшись, сделала две ошибки. Зато потом мальчики-дворяне наперебой приглашали «простолюдинку» Нюру на танец. Это была маленькая победа.
Белоснежная ворона
В один прекрасный момент черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили «затравить» учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна только Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.
Таковой вспышки ненависти к для себя Леночка еще никогда не лицезрела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девченка рыдала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова возвратиться в Рыбинск.
И здесь вышло 2-ое волшебство в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь. Она, будучи сама смиренной и хорошей, сообразила, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и от всей души предложила злосчастной девченке свою дружбу. Иконина-вторая после чего практически «восстала из пепла», она была готова обучаться далее в этой гимназии.
Месть Жюли
Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в своем стиле приказала девочке идти «разбирать свои вещи» перед школой, та побежала в гостиную. Однако вещи уже перенесли в крохотную комнатушку с одним окном, узкой кроваткой, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот скучный уголок Лидия Чарская. Книги ее часто словно описывают непростое детство и юность самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась матери. Мачеху же Лидия ненавидела, поэтому пару раз сбегала из дому. С 15 лет она вела дневник.
Однако вернемся к сюжету повести «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание дальнейших событий заключается в злобной шалости Жюли и Ниночки. Вначале первая, а затем вторая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, затем сломали стол. А потом Жюли обвинила несчастную сироту, что та ударила Ниночку.
Начало учебы
На следующий день гувернантка отвела Лену в гимназию. Директором заведения была Анна Владимировна Чирикова. Матильда Францевна описала девочку как злобного и непослушного ребенка. Но Анна Владимировна была опытным педагогом и не поверила словам гувернантки. Директор поручила Жюли познакомить Лену со всем классом. Но горбунья оболгала ее. Поэтому сироту сразу начали травить.
Девочка красиво и чисто пишет диктант, за что ее хвалит учитель. А дети потом избили ее. Позже Жорж рассказал отцу, что Жюли получила единицу на уроке. В злости горбунья убила филина, который жил в чулане. В гибели птицы обвинили Лену. Девочку должны были высечь, но Толя не позволило это сделать. С этого момента сирота начала дружить с мальчиком.
Позже в гимназии дети снова жестоко избили Лену. Но неожиданно за нее заступилась красавица графиня Анна Симолинь. Они стали подругами. Потом дядя объявил, что в доме будет бал. На него приглашена всего одна гостья. Толя, Жорик и Нина позвали одноклассников, а Лена только Нюру — дочь проводника. Они стали объектом насмешек, но все изменилось, когда на бал пришла Симолинь. Графиня провела вечер с Нюрой и Леной.
Но на этом испытания сироты не закончились. Жюли сожгла книжку учительницы. Лена взяла вину на себя, и ее наказали. Она в коридоре стояла с бумажкой «Воровка».
Диктант. Травля
«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Инсинуация сделала свое дело. В классе, где первую скрипку игрались две-три эгоистичных, на физическом уровне крепких нахальных девченки, скорых на экзекуцию и травлю, была сотворена атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.
Учитель Василий Васильевич опешил таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку около Жебелевой, а потом начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее именовал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила 20 ошибок. Последующие действия в классе, где все страшились возражать обнаглевшей Ивиной, мы опишем коротко.
«Записки малеханькой гимназистки» содержат сцену беспощадной травли новейшей ученицы всем классом. Ее окружили, со всех боков толкали, дергали. Сплетничала в ее адресок завистная Жебелева и Жюли. Но этим двум было далековато до узнаваемых в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.
Для чего же Ивина и другие инициировали этот прессинг? Чтоб «сломать» новую, лишить воли, вынудить быть послушливой. Вышло ли это у молодых хулиганок? Нет.
Семья Икониных
Несчастья Ленуши начинаются с ее прибытия в новую семью — ее кузены Жоржик, Нина и Толя не хотят принимать девочку, смеются и издеваются над ней. Ленуша терпит издевки, но, когда младший кузен Толя оскорбляет ее маму, она вне себя начинает трясти мальчика за плечи. Тот пытается удержаться на месте, но падает, уронив вместе с собой японскую вазу. Обвиняют в этом, конечно же, бедную сиротку. Это является одним из классических вводных сюжетов у Чарской — несчастья главной героини начинаются с несправедливого обвинения, а заступиться за нее некому. Иллюстрация этого эпизода из дореволюционного издания представлена ниже.
Сразу после этого случая происходит первая встреча Ленуши с дядей и тетей: дядя старается проявить радушие к родной племяннице, но его жена, как и дети, не рада «навязанной родственнице».
За обедом Ленуша знакомится со своей старшей кузиной — горбатой Жюли, которая злится на новую сестру за то, что она займет ее комнату. Позже, издеваясь над Ленушей, Жюли нечаянно ранит Нину, и эту вину дети снова сваливают на сироту. Это событие окончательно ухудшает и без того ужасное положение девочки в новом доме — ее наказывают, запирают на темном холодном чердаке.
Несмотря на эти события, добрая Ленуша проникается сочувствием и жалостью к горбатой кузине и решает непременно с ней подружиться.
Ответ от эксперта
1. В чужой город, к чужим людям
Лена ехала в поезде и не могла поверить, что ей пришлось покинуть родной дом. Кондуктор Никифор Матвеевич угощал ее чаем и дал адрес в Петербурге, где жила его жена и дочь Нюра, такого же возраста, что и Лена.
Показался Петербург, поезд остановился и кондуктор помог Лене выйти из вагона.
2. Моя мамочка
Лена жила с мамой в небольшом городе на берегу Волги. Мама хотела накопить денег и прокатить Лену до Астрахани, но заболела а осенью умерла. Лена осталась круглой сиротой.
Перед смертью мать сказала ей, что она должна ехать в Петербург к своему дяде. Лена не хотела, но выбора не было.
3. Клетчатая дама
На вокзале Лена отчаянно искала кого-нибудь похожего на дядю, которого она едва помнила, и зацепилась за клетчатую даму. Тау упала и стала кричать, звать полицию. Но узнав, что Лена ищет дядю, генерала Иконина, засмеялась и грубо потащила девочку за собой. Она посадила Лену в пролетку и кондуктор попрощался с девочкой, которую сопровождал всю дорогу.
4. Семейство Икониных. Первые невзгоды
Клетчатая дама оказалась Матильдой Францевной, гувернанткой, она привезла Лену в дом Икониных. Девочку сразу окружили дети, Жоржик, Нина и Толя, дети ее дяди. Они стали смеяться над Леной и называть ее мокрицей, правда думая, что это цветок.
Младший Толик стал называть Лену нищенкой и девочка сорвалась. Она толкнула брата и тот упал, опрокинув вазу со стола. Ваза разбилась.
5. Разбитая ваза. Тетя Нелли и дядя Мишель
Дети привели Матильду и та стала ругать Лену, называя ее драчуньей. В этот момент вернулись родители.
Лена не узнала дядю Мишу без орденов, но тот рассмеялся и поцеловал девочку. Но тут Матильда стала жаловаться на Лену и дядя нахмурился. Его жена, Нелли, сказала что в следующий раз Лену накажут, а дядя сказал, что ему жаль, что Лена не похожа на кроткую мать.
6. Горбунья. Новый враг
За обедом Лена увидела еще одного члена семьи — маленькую горбунью Жюли, которая была наказана. Жюли со злостью посмотрела на Лену.
После обеда Лена пошла искать свою комнату, но обнаружила в ней Жюли. Та бесцеремонно рылась в ее чемоданах. Жюли вытащила портрет матери Лены и стала кричать, что она ненавидит девочку, потому что из-за нее Жюли переселили к Нине.
В это время пришла Нина и стала бороться с Жюли за портрет. Девочки залезли на стол, тот подломился и девочки упали. У Нины из носа пошла кровь.
Когда прибежала Матильда, Жюли во всем обвинила Лену и гувернантка потащила девочку прочь.
7. Страшная комната. Черная птица
Матильда запихала Лену в темную комнату и заперла. Лена услышала шум крыльев и что-то ударило ее по голове. Она упала и тут появилась Матильда. Она включила свет и показала ручную сову Жоржа, которая напугала Лену. Потом Матильда отвела Лену в ее комнату и велела спать, обещая высечь девочку, если он еще раз тронет детей.
Лена поняла, что веселую и живую Нину в доме все любят, а горбунью Жюли ненавидят.
Институты строгого режима
Порядки в российских женских институтах не слишком отличались от того, что описывала Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» — разве что кормили девушек получше и телесных наказаний к ним не применяли. Подробное описание режима смолянок оставила Елизавета Водовозова:
Еда была довольно скудной.
Девочкам, имевшим родных неподалеку, везло больше: их подкармливали родители.
Учеба занимала почти всё время воспитанниц; досуга почти не было.
Иногда, впрочем, в суровых буднях воспитанниц случались праздники: балы, концерты, визиты членов императорской фамилии, которые посещали подведомственные учреждения довольно часто.
На что времени всегда хватало — так это на религиозное воспитание. По воспоминаниям бывших институток, во все воскресные, праздничные дни, а особенно в Великий пост, воспитанницы посещали церковь — иногда по два раза в день.