Сказание о граде китеже и деве февронии — краткое содержание оперы римского-корсакова

Сказание о граде китеже и деве февронии - краткое содержание оперы римского-корсакова

Нашествие монголо-татар

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

А теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь и его дружина. Шествие монголо-татар.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

Рассказ о гибели Малого Китежа. Палехская лаковая миниатюра.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.

Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Святой Георгий Победоносец собственной персоной. Георгий Победоносец на фреске Ферапонтова монастыря.
Другой вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил.

А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж.

Возможно, именно так вы можете увидеть Китеж в наши дни.

Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Верхом на белом коне

В Китеж также можно попасть на белом коне — древнем славянском жертвенном животном, которое, по поверьям, переносит души умерших в их обитель. Но встречаются и легенды (здесь и далее приводятся сказания из сборников «Град Китеж» и «Христианские сказания Нижегородской земли»), что китежане сами выходят в этот мир, чтобы купить белых скакунов — на других они не передвигаются.

Пришедшим из Китежа также нужен хлеб (зерно) — поминальная пища. Они могут сами покупать его у живых. Но, интересная деталь, торговать они предпочитают не с православными славянами, а с язычниками черемисами (марийцами), чтобы свои «их не опознали».

О том, что китежский хлеб именно хлеб поминальный, могильный, говорится в одной легенде. В ней рассказывается, как в город случайно попал мальчик. Его там накормили, и предложенный хлеб показался ему таким вкусным, что он спрятал за пазуху кусочек. Когда же мальчик снова очутился на поверхности, вместо кусочка хлеба была гнилушка. Вообще, обряды, связанные с кормлением покойников, проводились на озере Светлояр еще с древних времен: поминальную пищу пускали по воде со свечами или прятали в дуплах деревьев. На Светлояре в XIX веке летом справляли русалии: проводы русалок (душ умерших) обратно в загробный мир (считали, что на Троицын день — 50-й день после Пасхи — русалки выходят из воды и пребывают на земле), сопровождавшиеся поднесением поминальной пищи.

Русская утопия

Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира

Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни. Китеж — это русская утопия

Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость

Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость

Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую. Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира

Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж

Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

Константин Горбатов «Потонувший город»

Синопсис

Время : Лето 6751-го года сотворения мира.
Место : Местоположение не указано, за Волгой.

Акт 1

Керженский лес
Эти дикие леса с густыми зарослями и болотами — дом Февронии (и ее «брата», ползучего дерева), которая живет в хижине. Она одержима мечтами и поэтическими фантазиями, дочь природы, дружная с птицами и дикими животными и знающая все тайны леса. Однажды она встречает в лесу молодого принца, который на охоте заблудился. Он Всеволод, сын князя Юрия Китежского, влюбляется в ее красоту, духовную целостность и любовь к людям и природе. Они поют любовный дуэт, в котором он надевает кольцо ей на палец, но это издалека прерывается звуками охоты. Он прощается с ней и идет на поиски вечеринки, а она узнает, с кем она стала суженой.

Акт 2

Маленький Китеж

Маленький Китеж на Волге
На рыночной площади здесь проходят праздничные гуляния, ведь ожидается свадебное шествие княгини Февронии. Народ толпится вокруг шута и смеется над выходками медведя. Приходит старый гитарист и поет торжественную песню. Богатые горожане, считающие, что князь Всеволод должен был жениться на девушке с лучшими семейными связями, уговаривают Гришку Кутерму (местного пьяницу) издеваться над принцессой. Процессия приближается к звона колоколов, и (по старинному обычаю) гости свадьбы бросают в толпу медовые лепешки, ленты и монеты в качестве «выкупа» невесты. Народ прогоняет Гришку, и процессия подает свадебную песню.

Внезапно веселье прерывается, так как город окружает армия вторгшихся татар. Слышится скорбный причитающий хор народа. Феврония попадает в плен к татарам и терзается тревогой за судьбу своего жениха и за город Большой Китеж, на который татары нападут в следующий раз. Гришка соглашается предать Россию и привести татар к городу, а Феврония молится, чтобы он стал невидимым.

Акт 3

Сцена 1 — Великий Китеж
Услышав о нашествии, жители Большого Китежа собираются с оружием в руках на главной площади посреди ночи. Ослепленный татарами егерь князя Федор Поярок рассказывает им о зверствах, совершенных в Малом Китеже. Мальчик объявляет о приближении татар. Народ готовится к битве, и князь ведет батальон, который поет хором решимости сражаться до конца. Затем золотой туман поднимается над озером и окутывает город, укрывая его от врага: только церковные колокола слабо гудят. На берегу реки Херженец разгорается ожесточенный бой. Симфоническая интерлюдия, составленная на тему боевой песни и другая, представляющая татарские орды, изображает мрачную сцену и вводит:

Сцена 2 — У озера Светлый Яр
После долгого перехода по пустыне Гришка привел татар к берегу озера. Не видя города из-за тумана, татары обвиняют его в предательстве и привязывают к дереву, намереваясь убить его утром. Они разводят костры и делятся добычей. Два вождя татар, Бурундай и Бедяй, ссорятся из-за Февронии, и Бедяй убит. Татары, готовясь к ночи, поют мрачную песню о воронах, стекающихся на бойню. Они спят, и слышно, как Феврония оплакивает Всеволода, павшего в битве. Гришка, мучимый страхом и раскаянием, умоляет ее освободить его, и она делает это, веря, что доброта исцелит его душу. Но его преследуют кошмары, в которых перезвон китежских колоколов искажается в его мозгу. Он спешит утопиться, но останавливается на берегу, поскольку рассвет показывает, что, хотя город остается невидимым, отражение города можно увидеть в воде, а колокола звенят все громче. Татары устрашаются видом и расходятся.

Акт 4

Сцена 1 — Керженский лес
В кромешной тьме Феврония и Гришка, измученные, борются через пустыню. Гришка в бреду, спев песню про дьявола и бешено танцуя, с криком убегает. Февронию убаюкивают звуки леса. В ее сне сцена преображается с фантастическими распускающимися цветами, свечами на деревьях и сказочными певчими птицами. Мифическая птица печали, Алконост, кажется, говорит ей, что она должна умереть. Она приветствует смерть, и ее князь, кажется, ведет ее в Китеж. Вторая птица, Сирин, сулит бессмертие. Очарование неотразимо проявляется в симфонической интерлюдии, ведущей к:

Сцена 2 — Город-невидимка
Сцена в легендарном городе красивых людей с добрыми сердцами. Вновь появляются Феврония и Всеволод, князь Юрий и Федор Поярок. Феврония посылает Гришке послание надежды, говоря ему, что однажды он тоже найдет путь в Невидимый город. Всеволод ведет свою невесту к алтарю с свадебными песнями, и гимн радости, как торжественный хор, завершает оперу. Добро, Любовь и Справедливость побеждают.

Действие 2

В городе ждут появления невесты князя.Народ дивиться выступлением медведчика с живым зверем, поет песни музыкант. Из кабака выходит пьяный Гришка Кутерьма , который по научению богатых людей хочет опозорить юную деву. Не хорошо, что князь собирается жениться на простушке, да еще и лесной отшельнице.

Появляется свадебный кортеж. Гришка при людях оскорбляет Февронию, называя болотной невестой. Та не обижается и просит его помолиться Богу от избавления от своего недуга- пьянства. Она просит людей не судить его за его поведение. Начинаются приготовления к свадьбе, хор девушек поет песню. Прибегают люди, которые сообщают, что на город напали недруги. Татары врываются в город и расправляются с народом. Живыми оставляют Гришку, который обещал им показать дорогу на Китяж, и Февронию, поразившую их своей красотой.

Действие 3

В Китяже князь Юрий с сыном Всеволодом собирают народ для защиты города от врага. В это время появляется слуга Федор Поярка, который присутствовал при нападении татар во время свадьбы и сообщает, что врага на город ведет Феврония. Сам же слуга держится за руку Отрака, поскольку враги ослепили Федора. Князь отправляет Отрака на колокольню Успенского собора, что бы тот находился в дозоре и сообщил о наступлении неприятеля.Вот и татары у стен града. Всеволод просит благословения отца и выступает навстречу врагу. Начинается кровавая битва, зрелищная, сопровождаемая звуками многоголосного симфонического оркестра.

Полночь. Лес. У озера повозки татар с награбленным добром и юной пленницей. Два богатыря Бурундай и Бедяй вместе с Гришкой пробираются сквозь непролазный лес и выходят на поляну. Подозревая Кутерьму в нечестности , они привязывают его к дереву. Между богатырями разгорается спор о правах на Февронию. В разгаре ссоры Бурундай убивает Бедяя топором. Татары пьют, веселятся и скоро засыпают. Бурундай берет свой трофей и приглашает Февронию сесть на ковер. Он пытается приблизить ее к себе, но будучи сильно пьян засыпает. Лагерь татар спит.

Феврония оплакивает смерть жениха. Гришка просит освободить его. Он рассказывает девушки, что именно ее обвинили в нападение на Китеж. Феврония освобождает Кутерьму от дерева, чтобы тот смог за молить свои грехи перед Богом за клевету и предательство. Негодяй пытается бежать, но го словно подкашивает и он падает не в силах двигаться.

Восход солнца, первые яркие лучи помогают Гришке подняться на ноги и он хватает Февронию и они убегают в глубь леса. Татары просыпаются и на озере появляются страшные виденья, приводящие их в ужас.Они убегают с лесной поляны.

Вновь лес погружается в ночную мглу. Феврония пробирается в растрепанной одежде по кусам и болотам, за ней еле-еле передвигая ногами следует Григорий. Он лишен разума и постоянно то ноет, то ругает девушку. Стыдясь своих грехов, Гриша убегает от Февронии, которая подает от усталости. Она в родной стихии. Птицы поют с ней красивую песню. Девушка видит призрак Всеволода. Она бежит ему навстречу, их сердца соединяются.

Красивый град Китеж. Раздается пение райских птиц Алконоста и Сирина , у княжеского крыльца единорог с серебристой шерстью и лев охраняют покои. Здесь Федор,который все видит и его помощник Отрок. Княгиню и князя приветствует народ. Князь Юрий благословляет молодых. Феврония вспоминает о несчастном Гришке, который так и остался в страшном лесу. Она пишет ему грамотку.

Произведение показывает силу русского духа, преданность своей Родине и безграничную человеческую любовь. Опера учит людей быть добрее и прощать своих недоброжелателей.

Читательский дневник.

Беловодье

Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест — волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 — начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.

В России существуют реальные «Китежи» — города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото — Крохино в Вологодской области

Источник

Легенда о Китеж-граде

Светлоя́р — озеро, с которым связана легенда о затонувшем городе Китеже. Находится в Нижегородском Заволжье примерно в 130 км к северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района. Памятник природы федерального значения. Расположен на территории природного парка Воскресенского Поветлужья.

Легенды гласят, что во времена монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж — весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт — древний город Китеж.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Материалы взяты из интернета.

Китеж современный

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.

Озеро Светлояр в наши дни

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз. Бурение у берегов озера ничего не дало

Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала — одно и то же место.

Николай Рерих «Песнь о Шамбале»

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.

Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

Записи

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Издатель и каталожный номер Текст заголовка
1955 Хор и оркестр Всесоюзного радио Самуил Самосуд Князь Юрий — Александр Ведерников, Княжич Всеволод — Владимир Ивановский, Феврония — Наталья Рождественская, Гришка Кутерьма — Дмитрий Тархов, Фёдор Поярок — Илья Богданов, Отрок — Лидия Мельникова, Гусляр — Борис Добрин, Медведчик — Павел Понтрягин, Бедяй — Леонид Ктиторов, Бурундай — Сергей Красовский, Алконост — Нина Кулагина Не издавалась?
1956 Хор и оркестр Большого театра Василий Небольсин Князь Юрий — Иван Петров, Княжич Всеволод — Владимир Ивановский, Феврония — Наталья Рождественская, Гришка Кутерьма — Дмитрий Тархов, Фёдор Поярок — Илья Богданов, Отрок — Лидия Мельникова, Лучшие люди — Вениамин Шевцов и Сергей Колтыпин, Гусляр — Борис Добрин, Медведчик — Тихон Черняков, Запевала — Михаил Сказин, Бедяй — Леонид Ктиторов, Бурундай — Геннадий Троицкий, Сирин — Мария Звездина, Алконост — Нина Кулагина Д 06489-96 (1960)
1983 Хор и оркестр Большого театра Евгений Светланов Князь Юрий — Александр Ведерников, Княжич Всеволод — Евгений Райков, Феврония — Галина Калинина, Гришка Кутерьма — Владислав Пьявко, Фёдор Поярок — Михаил Маслов, Отрок — Галина Борисова, Лучшие люди — Константин Пустовой и Михаил Крутиков, Гусляр — Лев Вернигора, Медведчик — Константин Басков, Запевала — Владимир Букин, Бедяй — Николай Низиенко, Бурундай — Валерий Ярославцев, Сирин — Ирина Журина, Алконост — Нина Григорьева Мелодия

С10 23807-008 (1986)

запись спектакля 25 декабря 1983
1983 Хор и оркестр Большого театра Евгений Светланов Князь Юрий — Юрий Статник, Княжич Всеволод — Павел Кудрявченко, Феврония — Маквала Касрашвили, Гришка Кутерьма — Алексей Масленников, Фёдор Поярок — Юрий Григорьев, Отрок — Татьяна Ерастова, Лучшие люди — Константин Пустовой и Михаил Крутиков, Гусляр — Лев Вернигора, Медведчик — Константин Басков, Запевала — Владимир Букин, Бедяй — Николай Низиенко, Бурундай — Валерий Ярославцев, Сирин — Ирина Журина, Алконост — Раиса Котова Мелодия

С10 29809 002 (1990)

запись спектакля 27 декабря 1983
1994 Хор и оркестр Мариинского театра Валерий Гергиев Князь Юрий — Николай Охотников, Княжич Всеволод — Юрий Марусин, Феврония — Галина Горчакова, Гришка Кутерьма — Владимир Галузин, Фёдор Поярок — Николай Путилин, Отрок — Ольга Корженская, Лучшие люди — Евгений Бойцов и Евгений Федотов, Гусляр — Михаил Кит, Медведчик — Николай Гассиев, Бедяй —Булат Минжелкиев, Бурундай — Владимир Огновенко, Сирин — Татьяна Кравцова, Алконост —Лариса Дядькова Philips

462 225-2 (1999)

1995 Венский Симфонический оркестр Владимир Федосеев Князь Юрий — Павел Данилюк, Княжич Всеволод — Сергей Найда, Феврония — Елена Прокина, Гришка Кутерьма — Владимир Галузин, Фёдор Поярок — Самсон Изюмов, Отрок — Нина Романова, Лучшие люди — Алексей Шестов и Михаил Никифоров, Гусляр — Олег Жданов, Бедяй — Мовсар Минцаев, Бурундай — Владимир Ванеев, Сирин — Виктория Лукьянец, Алконост — Александра Дурсенева Koch Schwann 3-1144-2
1995 Хор и оркестр Екатеринбургского театра оперы и балета Евгений Бражник Князь Юрий — Виталий Могилин, Княжич Всеволод — Виталий Петров, Феврония — Елена Борисевич, Гришка Кутерьма — Анатолий Борисевич, Фёдор Поярок — Андрей Вылегжанин, Отрок — Светлана Пастухова, Лучшие люди — Иосиф Росновский и Станислав Боровков, Гусляр — Михаил Никифоров, Медведчик — Владимир Рыжков, Бедяй — Герман Куклин, Бурундай — Сергей Вялков, Сирин — Людмила Шилова, Алконост — Надежда Шляпникова Не издавалась?
2008 Teatro Lirico di Cagliari Александр Ведерников Князь Юрий — Михаил Казаков, Княжич Всеволод — Виталий Панфилов, Феврония — Татьяна Моногарова, Гришка Кутерьма — Михаил Губский, Фёдор Поярок — Геворк Хакобян, Отрок — Валерий Гулордава, Лучшие люди — Джанкула Флорис и Марек Кальбус, Гусляр — Рикардо Феррари, Медведчик — Стефано Консолини, Бедяй — Валерий Гильманов, Бурундай — Александр Науменко, Сирин — Розанна Савоя, Алконост — Елена Манистина Premiere Opera Ltd. CDNO 3027-3

Видеозаписи

Годка Организация Дирижёр Солисты Производитель Текст заголовка
1985 Гостелерадио СССР
1992 Останкино (телерадиокомпания)

Популярные сегодня пересказы

  • Учитель словесности — краткое содержание рассказа Чехова Никитин Сергей Васильевич молодой учитель двадцати шести лет. Он преподаёт уроки русского языка в городской гимназии. Никитин не в восторге от своей работы и не любит своих учеников, а они в свою очередь не считаются с учителем
  • Жизнь Гнора — краткое содержание рассказа Александра Грина Главный герой – Гнор, юноша двадцати лет, который сильно влюблен в девушку по имени Кармен. В нее же влюблен еще один юноша – Энниок, но она игнорирует его, отвечает на его признания отказом, так как тоже влюблена в Гнора.
  • Улицкая Людмила Улицкая – уроженка Башкирской АССР. Будущая известная писательница появилась на свет в 1943 году. После окончания военных действий семья Улицких переехала в Москву. Деятельность Марианны Гинзбург — матери Людмилы
  • Жизнь и судьба — краткое содержание романа Гроссмана События произведения разворачиваются в период Великой Отечественной войны. Действие романа начинается на территории концлагеря в Западной Германии

КИТЕЖ-ГРАД. Версии перевода. О чём не знает ВИКИПЕДИЯ

Да, именно так – перевести. Так как слово «китеж» нерусское и выводится исследователями из названия пригорода Суздаля – Кидекши. А Кидекша в свою очередь своими корнями уходит в якобы исчезнувший мерянский язык.

Есть, правда, славянская версия, согласно которой Китеж – это сочетание имён кентавра Китовраса и бога веселья Квасура. Как-то у современных русских язычников эти два персонажа умудрились соединиться.

Но вернёмся к мерянскому языку и мерянам. Меряне — летописный народ, по мнению историков, исчезнувший в славянском колонизационном потоке. Ну, а раз исчез народ, значит исчез язык. Поэтому тысячи нерусских названий на огромной территории России приписанные мерянам назначены непереводимыми. Правда последнее время мерянские топонимы и гидронимы пытаются перевести с помощью марийского языка, предполагая, что современные мари – есть потомки летописной мери. Хотя археологи считают, что культура мери похожа на культуру Поволжских финнов, то есть – мордвы, муромы и мещёры. Кстати, ещё в XVIII веке многие историки считали, что меря никуда не исчезла. Она, эта самая меря, сама себя называет мори, а русские её называют… мордвой.


Церковь Иконы Божией Матери Казанская на озере Светлояр

Так почему бы нам не перевести слово «китеж» с помощью одного из мордовских языков. Например, с помощью эрзянского языка. Ну, во-первых, основатель советского финно-угроведения Дмитрий Бубрих называл эрзянский язык «финно-угорским санскритом», прародителем. Во-вторых, есть мнение, что летописные племена меря, мещёра и мурома разговаривали на различных диалектах именно эрзянского языка. В-третьих, озеро Светлояр на берегах которого, якобы стоял Китеж находится в Нижегородской области, которая издревле была заселена именно-мордвой-эрзя. И большинство топонимов и гидронимов нижегородчины легко и без затей переводятся именно с помощью эрзянского языка. Например, название реки Керженец на берегах которой русские рати, вышедшие на защиту Китежа, потерпели поражения от войск Батыя произошло от эрзянского слова КЕРШ, то есть ЛЕВЫЙ. И действительно, Керженец – это ЛЕВЫЙ приток Волги.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: