История создания
Осенью 1830 года Пушкину пришлось задержаться в Болдине по причине эпидемии холеры. В этот период, один из самых плодотворных в его творчестве, были созданы также некоторые главы «Евгения Онегина» и «Маленькие трагедии». В окончательном варианте белкинского цикла — 5 повестей: «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». Написанные для цикла «Записки пожилого» и «Самоубийца» в финальную редакцию не вошли, также не была закончена повесть «История села Горюхина».
«Повести Белкина» стали первым прозаическим произведением, напечатанным при жизни Пушкина.
История создания цикла «Повести Белкина» и особенности композиции
Герои произведения
В цикле повестей имеются как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них по-своему важен. Основные герои:
- Сильвио — вспыльчивый молодой человек. Хороший стрелок, в прошлом гусар. Герой был очень благородным.
- Марья Гавриловна — богатая и знатная невеста. Девушка сильно пострадала от своего легкомыслия.
- Андриан Прохоров — мужчина, который ранее работал гробовщиком и часто обманывал клиентов.
- Самсон Вырин — хороший отец, станционный смотритель.
- Лиза Муромская — юная выдумщица и проказница.
- Алексей Берестов — довольно умный и образованный молодой человек. Людей он уважал за их простоту и честность.
Не стоит недооценивать роль второстепенных персонажей в произведениях. Каждый из них делает сюжет более захватывающим и интересным. Список других героев:
- Граф — обидчик Сильвио, мужчина очень уважительно относился к своему противнику.
- Владимир — небогатый прапорщик, хотел быть женихом Марьи Гавриловны.
- Шульц — весёлый мужчина. Сосед Прохорова, очень трудолюбивый человек.
- Бурмин — полковник, муж Марьи Гавриловны.
- Дуня — хозяйственная и красивая девушка, дочь Вырина.
- Иван Петрович Берестов — умный землевладелец.
- Минский — гусар, похитивший дочь Самсона Вырина.
- Григорий Иванович Муромский — мужчина, живший по соседству с Берестовым.
Образ рассказчика
Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне
История Самсона Вырина была рассказана Белкину титулярным советником А.Г.Н. Он чиновник, двадцать лет по долгу службы провел в разъездах. А.Г.Н
производит впечатление человека неравнодушного к судьбам людей, внимательного, обращающего внимание на детали. Рассказчик дважды описывает «скромную обитель» смотрителя
В первый его приезд обставленная просто комната выглядела опрятно. Уют скромному убранству помещения придавали бальзамины в горшках и иллюстрации истории о блудном сыне. Во второй приезд, спустя несколько лет, рассказчик заметил перемены в обстановке: исчезли цветы с подоконников, во всем ощущалась заброшенность и обветшалость. В описаниях обстановки комнаты станционного смотрителя прослеживается, как переменился образ жизни ее обитателя. Чувствовалось отсутствие хозяйки в доме, а о судьбе Дуни напоминали картинки, висевшие на прежнем месте.
В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.
Как и в других повестях Пушкина, в повести «Станционный смотритель» ломается ожидаемое развитие истории. Сюжет назидательной библейской притчи – это своеобразная заготовка сценария судьбы ребенка, оторванного от родительского дома, сбившегося с нравственного пути. Спасение для такого неразумного чада только в возвращении в родной дом, где его всегда примут, простят и защитят. Вырин уверен, что Дуню ожидает постыдная участь, и даже помышляет о смерти для дочери, как об избавлении от позора. Он верит, что свою «заблудшую овечку» может спасти только он сам. В его голове разыгрывается страшная трагедия с ужасным финалом.Отчасти смотритель прав, подобные романтические истории с похищениями заканчивались, как правило, печально.
Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.
Дуня в финале
Вариант 2
История создания повести “Выстрел” Пушкина начинается в 1828 году, когда поэт возвращается из ссылки в Михайловское. Он привез с собой множество впечатлений и идей, которые стали основой для его нового произведения. Главным прототипом героя стала личность Петра Ивановича Шушарина, который был знаком с Пушкиным еще со школьных лет. Он был описан как человек, который не умел жить без приключений и риска, что в конечном итоге привело к его гибели.
Еще одним прототипом героя стал Александр Пушкин сам. Он был известен своими любовными приключениями и склонностью к опасным играм. В повести “Выстрел” он описал свои собственные чувства и переживания, которые он испытал во время своих приключений. Кроме того, в повести были использованы реальные события, произошедшие в жизни Пушкина и его друзей.
Интересным фактом является то, что повесть “Выстрел” была написана Пушкиным в течение нескольких дней. Он работал над ней с таким же энтузиазмом, как и над своими стихотворениями. В результате получилась увлекательная история, которая до сих пор остается одним из самых популярных произведений русской литературы.
Одним из интересных фактов является то, что Пушкин использовал в повести реальные имена своих друзей и знакомых. Например, герой повести, князь Н., был на самом деле князем Николаем Михайловичем Юсуповым. Кроме того, в повести упоминаются другие известные личности того времени, такие как Александр Грибоедов и Михаил Лермонтов.
Еще одним интересным фактом является то, что повесть “Выстрел” была написана в жанре “повести-рассказа”. Этот жанр был популярен в России в XIX веке и представлял собой короткое произведение, которое рассказывало о каком-то событии или эпизоде из жизни героя.
В повести “Выстрел” Пушкин использовал множество литературных приемов, таких как описание природы, пейзажей и внутреннего мира героев. Он также использовал множество символов и аллегорий, которые помогли ему передать свои мысли и идеи.
Одним из ключевых моментов в повести является сцена дуэли, которая была описана очень детально и реалистично. Пушкин использовал свой опыт участия в дуэлях, чтобы передать атмосферу боя и чувства героев.
В целом, повесть “Выстрел” Пушкина является одним из самых известных произведений русской литературы. Она остается популярной до сих пор благодаря своей увлекательной истории, интересным персонажам и множеству литературных приемов, которые использовал автор.
Проблематика
В повести нашли отражение нравственно-социальные проблемы общества.
Проблема морали
Великий А. С. Пушкин не считал моральные устои христианского общества предрассудками, он понимал их непреложность. Поступок Дуни многие наши современники считают смелым: она действовала вопреки предрассудкам отца об обязательности церковного брака. Мораль, принятая в обществе, для Пушкина незыблема при любых условиях, даже если она неудобна чем-то. Согласно моральным устоям церковный брак нерушим, даже если в него вступили без радости. Остальное — грех, даже если в нем есть любовь.
Поэтому Марья Кириловна («Дубровский»), обвенчавшись с нелюбимым князем Верейским, говорит запоздавшему Дубровскому: «Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского… Я ждала вас до последней минуты».
Дуня, ступив на путь беззакония, разрушила жизнь отца и свою сделала некрасивой, безрадостной, отягченной сознанием вины.
Проблема социального неравенства
Социальное неравенство — проблема неистребимая. Даже в эпоху социализма она существовала под прикрытием лозунга о равенстве и братстве. Безусловно, в эпоху крепостного права социальное неравенство проявлялось намного острее. У Пушкина в «Станционном смотрителе» речь скорее о другом — о нравственной стороне этой проблемы.
Человека, в каких бы чинах он ни был, следует уважать. Уважать его человеческое достоинство, его преклонные лета, честный труд, заслуги старого солдата и прочее. Безнравственно вел себя бравый ротсмистр Минский, замахиваясь на пожилого смотрителя нагайкой. Ни Самсон Вырин, ни Дуня не удивились такому поведению и не возмутились им — оно в порядке вещей. Дуня такого типа еще и полюбила. И с ней он поступил безнравственно.
Этому та же причина — социальное неравенство. Между Минским и Дуней пропасть. Его родители ни за что бы не согласились на брак со сбежавшей из дому простолюдинкой. Оптимистичные предположения о ее состоявшемся венчании Дуни с Минским у Пушкина ничем не подтверждены. Карета с шестью лошадьми и моська еще не свидетельство того, что она богата и знатна. Все это, кроме моськи и детей, могло ей не принадлежать.
Упование на то, что Минский сдержал слово, данное Самсону Вырину при первой встрече в Петербурге, сделать Дуню счастливой, пожалуй, наивно. Да и обещал он скорее из страха, что смотритель обратится в полицию.
Были случаи, когда дворяне женились на купеческих дочерях, у которых очень богатое приданое, но мещанки-бесприданницы дальше содержанок не продвигались. Если в первые дни своей влюбленности он не отважился жениться на Дуне, то позднее, когда пылкость пошла на убыль, эта мысль его вряд ли посещала.
Примечания
- ↑ . «ПОЛКА». Дата обращения: 11 июня 2023.
- ↑ . Gallerix — Гигантский музей онлайн (раздел «Книги»). Дата обращения: 15 июня 2023.
- Московский телеграф. Ч. 42. № 22.. — 1831.
- . Literaturus.ru. Мир русской литературы. Дата обращения: 18 июня 2023.
- . КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 21 июня 2023.
- ↑ . РУСТЬЮТОРС. Дата обращения: 17 июня 2023.
- . КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 21 июня 2023.
- . ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». Дата обращения: 19 июня 2023.
- . ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». Дата обращения: 19 июня 2023.
- . «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.. Дата обращения: 17 июня 2023.
История создания
Сборник «Повести Белкина», в состав которого вошло и данное произведение «Выстрел», был написан в самый продуктивный период творчества Александра Сергеевича — Болдинскую осень в 1830 году. В данный период времени Пушкин вел затворнический образ жизни в имении Большое Болдино. Причиной тому стал карантин из-за распространяющейся холеры. Писатель на тот момент времени активно готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой, что также повлияло на его творческий порыв. При создании данного цикла, автор, в первую очередь, руководствовался точностью и краткостью.
Если обратиться к дневникам и черновикам писателя, то становится ясно, что изначально произведение должно было состоять лишь из первой главы. Пушкин написал ее 12 октября и она заканчивалась словами «окончание потеряно». Такой прием автор использовал для того, чтобы сохранить тайну развязки, давая читателю возможность самостоятельно ее додумать. Но через два дня писатель пишет продолжение «Выстрела»
Как говорят современники, да и сам автор это не отрицал, повесть носит полностью автобиографический характер. Данное произведение связано с дуэлью, которая произошла между Пушкиным и офицером Зубовым, которая случилась в 1822 году в Кишиневе. Это была очень интересная дуэль. На нее Александр Сергеевич явился с черешней, которую начал демонстративно есть, пока его соперник стрелял.
С самого начала произведение не вошло в сборник, поскольку Пушкин собирался издать его отдельной книгой. Но, позже он передумал, и при первом издании она занимает четвертое место среди пяти рассказов.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Время ночь Петрушевская
Это произведение своего рода дневник. В нем главная героиня описывает всю свою жизнь. В основном, она размышляет и пишет в ночное время. Героиня мама двоих детей
- Краткое содержание Островский Доходное место
Москва. Годы правления царя Александра II. Аристарх Владимирович, фамилия которого Вышневский – чиновник, который как оказывается, очень важен в своем деле. Но он же старый, и если ему везет в деловых делах,
- Краткое содержание Распутин Дочь Ивана, мать Ивана
Беда пришла, откуда не ждали. Тамара Ивановна стояла у окна, на сердце было тревожно. Стояла глубокая ночь, а ее дочери Светланы, все еще не было дома. Девочке было шестнадцать лет
- Краткое содержание Чехов Хамелеон
- Краткое содержание Сандро из Чегема Искандер
Книга «Сандро из Чегема» состоит из 32 повестей и была написана в начале 20 века. Главным героем эпопеи является Сандро Чегемба. Ему недавно исполнилось 80 лет.
Стрелялись мы.
Баратынский.
Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел).
Вечер на бивуаке.
Суть
Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.
И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.
На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.
Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.
Анализ 3
Данная работа была создана в 1830 году. Повесть делится на две части. Примечательно, что Александр Сергеевич изначально не собирался писать вторую главу. Но спустя два дня все изменилось, и автор принялся писать вторую часть. Основой данной работы является настоящий случай из жизни поэта. Пример с черешнями взят именно оттуда.
Данная работа написана в жанре повести. Основано на направлении реализма. Примечательно, что герой произведение проходит путь от романтизма до реализма. На первый взгляд можно подумать, что герой смотрит на все сквозь розовые очки. Однако, не все так просто. Сильвио очень резок в принятии решений, моментами даже проявляет дерзость. Герой очень пылкого и холерического склада характера.
В процессе прочтения мы видим коренное изменение героя. Теперь это не романтик, а самый настоящий реалист. Он теперь объективно оценивает происходящее вокруг. Теперь герой не боится поставить обидчика на место. Если это необходимо, он сделает это правильным образом. В итоге, Сильвио погиб в одном из сражений. Пал смертью храбрых.
Александр Сергеевич поднимает очень серьезные темы, которые касаются таких понятий, как благородство, месть и сострадание. Темой работы является месть и методы ее преодоления. Автор обличает месть, показывая ее истинную сущность. Это неправильный путь.
Далее поднимается тема защиты собственной чести и попытки восстановить доброе имя после того, как его нагло опорочили. Обиженный считает, что через совершение убийства сможет отстоять себя.
Автор хочет донести, что не стоит быть таким жестоким и кровожадным. Это не является единственным показателем того, что ты являешься смелым и настоящим офицером
Всегда важно поступать честно, нигде не запятнать собственную честь, тогда все будет в порядке. Благородство очень ценное качество, нужно знать, когда уместно оставить обидчика на суд его собственной совести
Она может замучить его, куда сильнее, чем что-либо другое.
Сильвио не может смиряться. Однако, ему помогла высокая цель, которая заключалась в освобождении греков. Высокая цель рождает обновление духовности и оживляет личность. Месть уходит на задний план, вместо нее впереди великодушие. Вот в чем заключается смысл произведения.
Данная повесть воспитывает благородство. Учит тому, что хладнокровие сохраняет от многих неправильных поступков. Порой люди часто поступают сгоряча, а потом очень жалеют о совершённом.
Месть лишает человека способности логически мыслить. У него как бы появляется пелена перед глазами, она способен думать только об одном. О том, как отомстить и поставить обидчика на место. Обиженный готов положить на алтарь жизнь другого человека, только бы утешить раненое самолюбие. Уязвленный человек становится очень злым и не способным на сострадание. Хладнокровие же помогает расставить все по местам и объективно оценить ситуацию.
6, 7 класс
Вариант 2
История создания
Повесть «Выстрел» является четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». Произведение, состоящее из двух частей было написано на основе реального случая из жизни автора. Однажды А.С. Пушкина вызвал на дуэль товарищ, обвинив его в нечестной игре в карты. Когда противник целился, писатель спокойно ел черешню (этот момент отражается в тексте повести).
Стоит отметить тот факт, что изначально, написанное в 1830 году произведение не предполагало наличие второй части, а в конце первой главы даже была приписка: «Окончание потеряно». Однако через пару дней все же у автора созрело продолжение и произведение приобрело окончательный вид, 14 октября 1830 года.
Сюжет и тема
В произведение поднимается очень важная тема – ценность жизни человека.
События произведения развиваются в России в начале двадцатого века, временной промежуток растягивается на несколько лет.
Главным рассказчиком является один из молодых офицеров, которые так тяготели к обществу отставного военного Сильвио. Герой любит проводить время с бывшим офицером, но чувствует, что у того есть какая – то тайна.
Однажды Сильвио решается покинуть место своего обитания и перед отъездом решается поведать товарищу одну историю. Как – то он поспорил с молодым графом и получил от него пощечину, что очень унизило и оскорбило офицера, он вызвал обидчика на дуэль. Однако, во время поединка ему пришло осознание того, что молодой человек совсем не дорожит своей жизнью. Будучи отменным стрелком Сильвио, дождавшись выстрела соперника так и не спустил курок. Граф же промахнулся.
Несколько лет отставной военный вынашивает мысли о мести, когда он сможет вызвать в обидчике страдания и испуг. Слухи о намеренье молодого графа жениться побуждают в нем мысли о том, что наконец настал час расплаты.
Спустя несколько лет рассказчик случайно оказывается в доме графа и узнает продолжение старой истории. Сильвио встретился со своим обидчиком, жребий первого выстрела достался сопернику, но он промахнулся, на шум выстрела прибежала молодая жена графа. Увидев смятение и робость на лице обидчика, Сильвио не стал разрушать его семейное счастье, а выстрелив в место, куда угодила хозяйская пуля покинул поместье и больше его никто не видел. Позже рассказчик узнает, что герой погиб в одном из сражений.
Главные герои
В повести выделены три главных героя, выступающими рассказчиками.
Офицер Сильвио – представлен добрым и порядочным человеком, со своими тайнами, которые словно тяжелый груз лежат на его душе. Но все его положительные качества очернены злобой и мстительностью к человеку, который превзошел его.
Граф – соперник Сильвио, молодой человек из богатой и знатной семьи. Веселый и остроумный, храбрый и успешный. Поспорил с Сильвио и дал ему пощечину.
Рассказчик – офицер, которому участники событий рассказывают свои истории. Хороший знакомый Сильвио, с уважением относящийся к старшему товарищу.
Композиция
Произведение делится на две части, в которых описываются события, произошедшие с разницей в пять лет. Офицер – рассказчик намекает читателю на некую историю, скрывающуюся за поведением его знакомого. История раскрывается в конце первой главы, но обрывается и продолжение начинается спустя несколько лет, когда рассказчик встречается со вторым участником конфликта.
История создания
Повесть «Выстрел» была написана в 1830 году в селе Болдино. Произведение состоит из двух частей. Интересно отметить, что первоначально Пушкин не хотел писать вторую главу – закончив писать первую, он сделал приписку: «Окончание потеряно». Однако через два дня писатель создает продолжение повести, и свой окончательный вид произведение приобретает 14 октября 1830 года.
Повесть «Выстрел» стала четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». В основу ее лег реальный случай из жизни А. С. Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты. Во время сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни (впоследствии этот момент отразится и в тексте повести).
Выстрел
Кратко Подробно Оригинал
Офицеры армейского полка, расквартированного в провинциальном местечке, познакомились с таинственным человеком по имени Сильвио.
- Сильвио
- — 35 лет, угрюмый, с крутым нравом, злым языком и таинственным прошлым.
Когда-то он служил в гусарском полку и очень метко стрелял, но участия в дуэлях не принимал. Больше о нём ничего не было неизвестно.
Однажды Сильвио собрался уезжать. Перед отъездом он рассказал одному из офицеров, как в годы службы позавидовал молодому графу и вызвал его на дуэль. Во время дуэли граф показал, что совершенно не боится и не дорожит своей жизнью. Взбешённый Сильвио не стал стрелять и оставил за собой право воспользоваться этим выстрелом, когда ему вздумается. Теперь Сильвио узнал, что граф собрался жениться, и решил продолжить дуэль, ведь его врагу было что терять.
Несколько лет спустя вышедший в отставку офицер познакомился с графом и его молодой женой. В их гостиной он увидел картину, простреленную «двумя пулями, всаженными одна в другую». Этот меткий выстрел напомнил ему о Сильвио. Оказалось, что граф — его враг.
Пять лет назад Сильвио явился к графу и принудил его тянуть жребий. Первый выстрел снова достался графу, но от волнения тот промахнулся и попал в картину. Тут появилась испуганная графиня, граф тоже пришёл в смятение, и Сильвио не стал стрелять. Ему хватило того, что граф испугался. Выходя из комнаты, Сильвио почти не целясь выстрелил в картину и попал в простреленное графом место.
Позже офицер узнал, что Сильвио погиб, участвуя в греческом восстании.
Заключение
В «Выстреле», как и в остальных произведениях цикла «Повести Белкина», Пушкин подымает тему роли судьбы, случая в жизни человека. Автор размышляет над тем, может ли кто-то распоряжаться судьбой другого человека и действительно ли важным является личное удовлетворение от победы, если на кону счастье другого человека. Герой повести Сильвио в решающий момент понимает, что граф – обычный человек, способный бояться смерти, поэтому, в конце концов, прощает своего врага, оставив ситуацию «на его совести».
Краткий пересказ «Выстрела» Пушкина будет полезен школьникам, студентам и всем, кто увлекается классической русской литературой.