Хроники личной жизни
В молодые годы автор не считал себя до конца определившимся в жизненных ценностях и убеждениях. Он считал себя борцом за правду, пытался строить собственную систему принципов. К более зрелому возрасту Достоевский уже стал полностью сформировавшейся личностью. После пребывания на каторге он превратился в глубоко религиозного человека, и таким оставался до конца своих дней.
С первой супругой Марией Исаевой Федор Михайлович познакомился после того, как отбыл наказание на каторге. Их брак продлился около 7 лет, но прервался в результате скоропостижной смерти жены
В начале 1860-х во время поездки за границу внимание писателя привлекла очаровательная Аполлинария Суслова. Ее образ как раз был использован в романе «Игрок», с нее писана роль Настасьи Филипповны в «Идиоте»
К сорокалетнему возрасту Достоевский имел два продолжительных романа, но ни одна женщина так и не родила автору ребенка. Ситуация изменилась после знакомства со второй женой — Анной Сниткиной. Женщина стала не просто второй половинкой, но и настоящим верным другом, опорой и поддержкой. Все издательские хлопоты, связанные с публикацией творчества мужа, она взяла на себя. Супруга помогла решить финансовые вопросы, а также сама составила и подготовила к изданию сборник воспоминаний о любимом мужчине.
В браке Достоевского и Анны Сниткиной родилось четверо детей: сыновья Федор и Алексей, дочери Софья и Любовь.
Великий русский писатель скончался 28 января 1881 года в результате продолжительной болезни. После хронического бронхита у него начался туберкулез и развилась эмфизема легких. Жизнь Достоевского прервалась на 60-м году.
На прощание с литературным гением пришли толпы почитателей его творчества. Известность автору принесли не только знаменитые произведения, но и мудрейшие цитаты, кратко и очень точно передающие философское отношение к жизни.
Хроники личной жизни
В молодые годы автор не считал себя до конца определившимся в жизненных ценностях и убеждениях. Он считал себя борцом за правду, пытался строить собственную систему принципов. К более зрелому возрасту Достоевский уже стал полностью сформировавшейся личностью. После пребывания на каторге он превратился в глубоко религиозного человека, и таким оставался до конца своих дней.
С первой супругой Марией Исаевой Федор Михайлович познакомился после того, как отбыл наказание на каторге. Их брак продлился около 7 лет, но прервался в результате скоропостижной смерти жены
В начале 1860-х во время поездки за границу внимание писателя привлекла очаровательная Аполлинария Суслова. Ее образ как раз был использован в романе «Игрок», с нее писана роль Настасьи Филипповны в «Идиоте»
К сорокалетнему возрасту Достоевский имел два продолжительных романа, но ни одна женщина так и не родила автору ребенка. Ситуация изменилась после знакомства со второй женой — Анной Сниткиной. Женщина стала не просто второй половинкой, но и настоящим верным другом, опорой и поддержкой. Все издательские хлопоты, связанные с публикацией творчества мужа, она взяла на себя. Супруга помогла решить финансовые вопросы, а также сама составила и подготовила к изданию сборник воспоминаний о любимом мужчине.
В браке Достоевского и Анны Сниткиной родилось четверо детей: сыновья Федор и Алексей, дочери Софья и Любовь.
Великий русский писатель скончался 28 января 1881 года в результате продолжительной болезни. После хронического бронхита у него начался туберкулез и развилась эмфизема легких. Жизнь Достоевского прервалась на 60-м году.
На прощание с литературным гением пришли толпы почитателей его творчества. Известность автору принесли не только знаменитые произведения, но и мудрейшие цитаты, кратко и очень точно передающие философское отношение к жизни.
Ссылка и каторга
Возросшая известность открыла Достоевскому дорогу к новым знакомствам. В том числе познакомился писатель и с общественным деятелем М.В. Петрашевским, организовывавшим встречи, участники которых, петрашевцы, обсуждали вопросы свободы книгопечатания и отмены крепостного права. Приходя на встречи петрашевцев, Достоевский вскоре стал частью более малочисленного общества, планировавшего заниматься нелегальным книгопечатанием и организовать в России переворот.
Как и многие другие петрашевцы, Достоевский был арестован в 1849 году и несколько месяцев провёл в заключении, после чего, хоть и отрицал все предъявленные ему обвинения в «вольнодумстве», был осуждён на восемь лет каторги. Изначальным приговором Ф.М. Достоевского была смертная казнь, однако позже она была заменена на каторгу из-за несоответствия вины писателя его наказанию.
Замечание 2
Находясь в заключении, Достоевский обратился к религии, прямо как герой написанного после каторги романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Впечатления от ожидания казни писатель выразил словами героя «Идиота» князя Мышкина.
Впечатления от заключения нашли отражение в романе Достоевского «Записки из Мёртвого дома». Ещё до попадания в острог писатель успел написать множество произведений самых разных жанров, в том числе повесть «Белые ночи».
После освобождения писатель отправился на военную службу, в ходе которой был повышен до прапорщика. В день коронации императора Александра II Достоевский, как и другие петрашевцы, был помилован, однако с 1856 года и до самой своей смерти он находился под тайным надзором полиции, хоть и получил возможность вновь печататься.
Жизнь и творчество писателя по датам
1837 год
Эта дата в биографии Достоевского была весьма непростой. Умирает мать, на дуэли погибает Пушкин, чье творчество в судьбе обоих братьев играет на тот момент весьма важную роль. В этот же год Фёдор Михайлович Достоевский переезжает в Санкт-Петербург и поступает в военно-инженерное училище. Через два года отца писателя убивают крепостные крестьяне. В 1843 году автор берется за перевод и издание произведения Бальзака – «Евгения Гранде».
Во время учёбы Достоевский часто читал произведения как зарубежных поэтов – Гомера, Корнеля, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона, так и русских – Державина, Лермонтова, Гоголя и, конечно, Пушкина.
1844 год
Этот год можно считать началом многочисленных этапов творчества Достоевского. Именно в этот год Фёдор Михайлович пишет свое первое произведение – «Бедные люди»(1844–1845 гг.), которое после выхода сразу же приносит автору славу. Роман Достоевского «Бедные люди» был высоко оценен В. Белинским и Николаем Некрасовым. Однако если содержание романа «Бедные люди» было хорошо принято публикой, то уже следующее произведение натыкается на непонимание. Повесть «Двойник» (1845–1846 гг.) не вызывает абсолютно никаких эмоций и даже критикуется.
В январе–феврале 1846 года Достоевский познакомился с Иваном Гончаровым в литературном салоне критика Н. А. Майкова.
1849 год
22 декабря 1849 года – переломная дата в жизни Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, приговор сменяют на более мягкий – каторжные работы. Практически все свои ощущения Достоевский пытается вложить в монолог князя Мышкина из романа «Идиот».
1850–1854 гг.
В этот период творчество Достоевского затихает из-за того, что писатель отбывает наказание в ссылке в Омске. Сразу после отбытия срока, в 1854 году, Достоевского отправляют в седьмой линейный сибирский батальон рядовым солдатом. Здесь он знакомится с Чоканом Валихановым (известный казахский путешественник и этнограф) и Марией Дмитриевной Исаевой (жена бывшего чиновника по особым поручениям), с которой у него начинается роман.
1857 год
После смерти мужа Марии Дмитриевны, Достоевский женится на ней. В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск – и перебирается в Петербург. За ним продолжается неофициальное наблюдение.
1860–1866 гг.
Вместе со своим братом Михаилом работает в журнале «Время», далее в журнале «Эпоха». В этот же период Фёдор Михайлович Достоевский пишет «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях». В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати, роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы.
Вариант 2
Самый известный былинный богатырь, конечно Илья Муромец. Известность его распространяется не только по нашей стране, но и за рубежом. Так в немецких поэмах тринадцатого века, существуют упоминания о могучем богатыре Илье русском.
Будет уместным сказать, что Илья Муромец совсем невыдуманный образ богатыря. Былины складывались вокруг действительно жившего тогда человека, останки которого хранятся в Киево-Печерской Лавре. И по канонам русской православной церкви теперь отмечается день его памяти первого января.
Главные черты и качества героя того времени, это храбрость, мужество, сила, любовь и верность своей родине, своей земле.
Остается открытым вопрос, почему именно в тридцать три года странствующие старцы исцелили Илью и дали ему почувствовать ту богатырскую силу, что дремала в нем все эти годы. Ведь в те времена продолжительность жизни была сильно коре, нежели сейчас, и в тридцать лет человек считался уже практически стариком.
Или, если учесть, что такие факты описывали жизнь реального человека, возможно в этой части почти нет былинного вымысла.
В доказательство этого предположения есть былинное описание внешности героя. Борода с проседью, черные брови (здесь можно предположить густые), русые кудри и могучий рост.
Все сказания об Илье Муромце начинаются с момента его выздоровления, поэтому описание его одежды сводится к ратным латам, кольчуге, шлему. И обязательно наличие при себе оружия – копья, палицы и щита.
Несокрушимым был и дух воина в Илье Муромце. Именно за это князь поставил его старшим над всеми богатырями.
В образ этого богатыря вплетены подвиги и многих других героев, славно защищавших свою землю от врагов.
А самые знаменитые подвиги мы можем прочесть в былинах. Например, в образе Соловья-разбойника слились все бандиты, что промышляли в те времена на дорогах, грабили, убивали. Идолище Поганое и Калин-царь олицетворяли внешних захватчиков земель русских, коих в то время было не мало.
И со всеми легко сражался богатырь.
Верой и правдой служил Илья Муромец своей родине, а по старости, ушел в монастырь, где и закончил дни свои благополучно.
Но слава о подвигах его гремит до сих пор.
Понятие самобытности
Самобытность – основное понятие, характеризующее русскую литературу. Оно обозначает уникальность и оригинальность произведений, которые возникают в результате взаимодействия литературных традиций, национальных особенностей и личностного стиля писателя.
Самобытность русской литературы проявляется в следующих основных чертах:
Национальная история и культура. Русская литература тесно связана с историческими событиями и культурными традициями России. Она отражает особенности русской национальной психологии, духовности, образы жизни и быта.
Широкая палитра тем и жанров. Русская литература на протяжении веков представляет разнообразные жанры и темы, отражая самые разные аспекты человеческой жизни – от исторических событий и политической сатиры до философских рассуждений и личных эмоций.
Индивидуальный стиль. Каждый автор имеет свой уникальный стиль письма, которой позволяет создавать оригинальные и узнаваемые произведения. Благодаря этому, русская литература стала достаточно богатой и разнообразной.
Психологическая глубина
В русской литературе особое внимание уделяется психологическим аспектам и внутреннему миру героев произведений. Большинство произведений поднимают вопросы о смысле жизни, пути к счастью, моральных ценностях и личностном развитии.
Художественная выразительность
Русская литература известна своей мастерской художественной выразительностью, она использует разнообразные средства и стилистику для передачи эмоций, настроения и идей автора.
Самобытность русской литературы проявляется в работах таких известных классиков, как Александр Пушкин, Федор Достоевский, Лев Толстой, Антон Чехов и многих других. Их произведения не только приносят удовлетворение эстетическим чувствам, но и предлагают глубокие мысли и глубинные анализы человеческой природы.
Подросток (1875 г.)
Роман о наболевшей проблеме – последствии социального неравенства в Российской империи, а именно – о незаконнорожденных детях. Дворяне часто пользовались зависимым положением крестьянок и заводили внебрачные связи. Судьба такого ребенка была незавидной: он не был простолюдином, но и полноценным помещиком тоже не являлся. Его не принимали в семье отца, прилагая все усилия, чтобы лишить незаконного претендента положенного наследства. Да и сам претендент чувствовал себя лишним и отчужденным в мире, где его положение было столь шатким и позорным. Аркадий – жертва этого явления, в его характере выразились все те болезненные комплексы, которые формировались у внебрачных детей.
Сюжет
В ожидании мамы Дениска сидел возле песочницы. Она почему-то задерживалась, на небе стали потихоньку зажигаться звёзды, и ребята начали расходиться по домам. Тут к Дениске подошёл его лучший друг Мишка и взял в руки самосвал. Было понятно, что Мишке очень понравилась игрушка, и он попросил поиграть с ней. Однако Дениска отказал, ведь самосвал был ценным папиным подарком.
Тогда Мишка принялся торговаться: он предложил за игрушку редкие марки и даже спасательный круг. Однако все эти вещи совсем не интересовали Дениску. Тогда Мишка, словно решившись на что-то, махнул рукой и достал своё главное сокровище – спичечный коробок, в котором светилась крошечная звездочка. Мишка объяснил, что это живой светлячок, потому и светится в темноте. Дениска, недолго думая, совершил обмен и принялся рассматривать светлячка. Он разглядывал его очень долго, позабыв обо всём на свете.
Наконец, пришла мама и отвела Дениску домой. Она поинтересовалась самосвалом, и Дениска спокойно сказал, что обменял его. Мама хотела узнать, что он получил взамен, и тогда мальчик попросил её выключить свет. Вместе они долго смотрели на светящуюся «звездочку» в спичечном коробке. Мама согласилась, что это, конечно, волшебство, но она никак не могла понять, как Дениска мог обменять на букашку большой дорогой самосвал. Дениска объяснил, что ему было очень скучно, но когда он увидел светлячка, то сразу понял, что он гораздо ценнее любого, даже самого дорогого самосвала. Ведь он живой и светится!
Петрашевцы
В кружок Петрашевского Федор Михайлович попал в начале 1847 года. Он стал регулярно посещать собрания, которые происходили по пятницам. Там говорили о политике, о том, что надо отменять крепостное право, вводить свободу слова и печати
. Общество петрашевцев не было однородным, оно делилось по направлениям, Достоевский посещал в основном литературно-музыкальные встречи. Но в кругу его знакомых были и радикально настроенные личности, вроде Николая Спешнева. Они планировали создать подпольную типографию, а затем и совершить государственный переворот. Подобная деятельность не могла остаться безнаказанной, и 23 апреля 1849 года общество было разгромлено, а многие его члены очутились в Петропавловской крепости.
Рис. 5. Ф. Достоевский и Ч. Валиханов. Фотография снята в Семипалатинске в 1858 г. Под арестом оказался и Достоевский. На следствии он говорил мало и информацию старался не предоставлять. В тюрьме он кратко описал случившееся в рассказе “Маленький герой”.
Зрелые годы
В биографической последовательности событий в жизни писателя наступила белая полоса после того, как в 1856 году все «петрашевцы» (участники литературного кружка Петрашевского) получили помилование от нового императора Александра II. Полная амнистия стала основанием для восстановления прав на публикацию всех произведений.
В хронологии творчества Достоевского появились новые романы и повести. В 1860 году выходит собрание сочинений, куда были включены повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково». Произведения вызвали противоречивые отзывы у публики. Краткие рецензии были похожи на те, которые когда-то давались неудавшемуся роману «Двойник». Спустя некоторое время отдельные литературные критики дали все же высокие оценки, но современники не разделяли их мнение.
Читатели, потерявшие внимание и интерес к творчеству Федора Михайловича, постепенно начали переоценивать его произведения. Вернуть былую славу удалось благодаря публикации «Записок из мертвого дома», которые посвящались жизни заключенных и каторжников и были написаны во время пребывания писателя в ссылке
Произведение шокировало читателей, которым самим не пришлось столкнуться с ужасами каторги. Рассказы автора о буднях тех, кто попал в немилость, ошеломили и вызвали резонанс в обществе, тем более, что подобные темы были вовсе запрещены для русских писателей.
Не прошли бесследно и последующие годы жизни Достоевского:
- в 1861 году он вместе с братом Михаилом основал собственный литературно-политический журнал «Время»;
- в 1863 г. литераторы организовали выпуск другого издания с названием «Эпоха».
Эта деятельность помогла братьям укрепить свои позиции в среде литераторов. Публика познакомилась с такими произведениями как «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные». В 1864 г. ушел из жизни брат Федора Михайловича, а сам писатель увлекся поездками за границу. Путешествия за рубеж стали для него источником вдохновения, он находил темы для новых романов и по порядку выпускал один за другим. В числе наиболее известных шедевров этого периода — повесть «Игрок».
https://youtube.com/watch?v=fy0VJW47GCE
https://youtube.com/watch?v=Sr5U-5puGhg
Достоевский Федор Михайлович
Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) родился в Москве в семье дворян. В 1837 г. умерла его мать, и он был отправлен отцом в Петербург, где поступил в Главное инженерное училище. В 1842 г. Достоевский окончил училище и был зачислен инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив посвятить себя литературе, подал в отставку. В 1845 г. Достоевского, как равного, принимают в кружок Белинского. В 1846 г. выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», высоко оцененное другими членами кружка. Однако уже зимой 1847 г. писатель окончательно разошёлся с Белинским и начал посещать «пятницы» Петрашевского. На этих собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов. Вскоре после публикации «Белых ночей» в 1849 г. Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского». Суд признал его виновным. 22 декабря на Семёновском плацу петрашевцам объявили приговор о смертной казни, но в последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. По пути на каторгу в Тобольске состоялось тайное свидание Достоевского и других заключенных с женами декабристов, которые благословили всех в новый путь и каждому подарили Евангелие. Это Евангелие, сопровождавшее писателя всюду, сыграло решающую роль в духовном перевороте, который произошёл с ним на каторге. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Целью творчества писателя стало в первую очередь миссионерство – проповедь христианства среди своих неверующих современников. Во время ссылки в 1857 г. Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, вдовой чиновника А.И. Исаева. В декабре 1859 г. он вместе с семьёй приехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая редакторскую работу с авторской. В сентябре 1860 года началось печатание «Записок из Мёртвого дома», в начале 1861 г. печатается роман «Униженные и оскорблённые». 15 апреля 1864 г. умерла от чахотки жена Достоевского, и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Из-за тяжёлого финансового положения писатель вынужден был прекратить издание журнала «Эпоха». В 1866 г. он написал сразу два романа – «Игрок» и «Преступление и наказание». В тот же год он женился на Анне Сниткиной, которая взяла в свои руки издание трудов мужа. У них родилось четверо детей, двое из которых умерли в раннем детстве. В 1867–1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот». Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 – «Бесы», 1873 – начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 – «Подросток», 1876 – «Кроткая», 1879–1880 – «Братья Карамазовы», итоговый роман писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. 28 января 1881 г. Ф.М. Достоевский скончался. Похоронен писатель в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Герои Достоевского
Тени героев Достоевского
Федор Михайлович Достоевский написал чуть больше 30 литературных произведений, в 20 из них присутствует Санкт — Петербург. Иногда как фон, чаще в качестве действующего лица.
Мистический ирреальный город, город миражей и обманов, Санкт Петербург — лучшая иллюстрация к романам великого русского писателя. Все места, где страдали, жили и умирали его герои, реальны и узнаваемы. Все времена года и пейзажи достоверны. Достоевский подбирает своим героям маршруты прогулок, измеряет расстояния, находит выразительные дома и предельно подробно описывает все это: улицы, набережные, лестницы, подворотни.
Герои Достоевского блуждают по городу, но обрести покой на его улицах они не в силах. Вот Макар Девушкин, герой повести «Бедные люди», безуспешно пытается развеяться прогулкой: «Чтобы как — нибудь освежиться, вышел я походить по Фонтанке. Вечер был такой темный, сырой… Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головою тоже туман».
По вечерам чаще всего выходит из дома и Родион Раскольников, герой «Преступления и наказания». Роман начинается поблизости от места, где в настоящее время расположен «Ренессанс Санкт — Петербург Балтик Отель» : «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки… В С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешительности, отправился к К-ну мосту». Где это происходит? Да рядом же! С-й, или Столярный, переулок — нынешняя улица Пржевальского, К-н или Кокушкин, мост перекинут через Екатерининский канал рядом с Вознесенским проспектом.
Столярный переулок, где жил Раскольников, и его окрестности — самое «пьяное» место в Петербурге. В конце 19 века в переулке насчитывалось около 18 питейных заведений. А рядом, на Вознесенском проспекте, — целых 50! В одном из трактиров на Вознесенском часами просиживал другой персонаж романа — Свидригайлов. И отсюда, из трактира, он отправился на Конногвардейский бульвар, пролегающей в двух шагах от Почтамтской улицы. На скамейке этого бульвара и произошла его ужасная встреча с молоденькой петербурженкой. А Сонечка Мармеладова жила на Екатерининском канале. «Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета». Это либо дом № 63, либо № 73 — типичные петербургские доходные дома, оба они сейчас желтые, но оба они имеют описанный Достоевским «срезанный угол». За Исаакиевской площадью сразу же выходим на Среднюю Подъяческую улицу. Здесь, в доме № 15, жила старуха — процентщица Алена Ивановна, убитая Раскольниковым. А неподалеку, во дворе дома № 3 по Вознесенскому проспекту, еще в начале 20 века лежал тот самый камень, под которым он спрятал после убийства драгоценности, украденные у старухи.
Из центра города на Неве за 15 — 20 минут неспешной прогулки можно дойти до задумчивого Старо — Никольского моста, где впервые встретились Мечтатель и Настенька, герои «Белых Ночей». И каждый год, в тихие белые ночи с моста виден все тот же городской пейзаж: пять мостов через Крюков и Екатерининский каналы, аркада Никольского рынка по одну сторону Садовой, а по другую — выступающий из крон деревьев величественный и нежный одновременно Никольский собор.
Еще несколько сотен метров — и мы на Гороховой, 33, где жил Парфен Рогожин, хорошо знакомый нам по роману «Идиот». Стоит вглядеться пристальнее, и герои других романов и повестей великого Достоевского выйдут из своих домов, квартир и углов и побредут по Санкт — Петербургу. Где бы вы ни оказались, на Фонтанке или Гороховой, на Васильевском острове или в самом центре, вы увидите их тени, услышите их замирающие шаги. Город — мечта и одновременно город — призрак, город — оборотень, замкнутый и надменный, «злой и сердитый» , Санкт — Петербург живет своей собственной жизнью. Но по нему навечно бредут такие обычные и такие невероятные герои, придуманные гением Достоевского, в нем зреют их безумные идеи и совершаются как преступления, так и духовные подвиги.
В моей библиотеке вы при желании можете посетить страницу посвященную Федору Михайловичу Достоевскому и скачать электронные версии его литературных произведений — Достоевский
Преступление и наказание (1866 г.)
Этот роман впервые вышел в «Русском вестнике» и вызвал бурную реакцию общественности. Сегодня уже каждый школьник знает про старуху-процентщицу и шуточно философствует «тварь ли он дрожащая или право имеющий». Какой бы абсурдной не казалась эта теория, тут есть, над чем задуматься, и понаблюдать за тем, как герой загоняет себя в угол своими же убеждениями. Но, к счастью, тут так же поднимаются темы любви и веры. Именно они дают шанс на исцеление заблудшей душе. Роман будто кричит «у каждого оступившегося есть шанс», что, несомненно, приободряет и даёт надежду.
Автор полемизирует с ницшеанским учением, модным среди его современников, которое стало идеологической основой мировоззрения убийцы, который кровью хотел выкупить право называться сверхчеловеком. Тот же немецкий философ «похоронил Бога», но почвенник Достоевский наглядно доказывает, что безверие губит, а вот стремление к небесному Творцу действительно способно помочь в сложной ситуации.