Кратко «сотников» в. быков

Анализ повести быкова сотников сочинение

Краткое содержание повести

Пехотинца Рыбака и артиллериста Сотникова отправили в ближайшую деревеньку для поиска провизии. Путь их проходил через полностью покрытый снегом лес. Сотников был болен, и Рыбак заботился о нем всю дорогу, он практически тащил на себе напарника. Из-за этого шли товарищи очень медленно.

Тот хутор, к которому партизаны направлялись, был сожжен. Однако без провизии они не хотели возвращаться, поэтому решили последовать в соседнюю деревушку под названием Лясины. Герои понимали, что в селе могли быть немцы, но это их не остановило.

Товарищи зашли в крайний двор. В нем жила женщина, которая, отправила партизан к Петру Качану — старосте поселения. Войдя в дом старика, Рыбак с порога начал ругать его за работу на фашистов и говорить, что тот позорит своего сына фронтовика. Потом супруга старосты накормила героя, Сотников отказался от пищи, ссылаясь на плохое самочувствие.

Вскоре Рыбаку удалось взять у Петра овцу, и товарищи отправились в обратный путь. Идя через поле, они увидели впереди себя сани. Немцы застали их врасплох. Завязалась перестрелка. Рыбак хотел спасти провизию и оставил своего товарища одного в борьбе с противником. Но вскоре понял, как это низко, и не смог бросить подстреленного Сотникова одного умирать в поле, потому вернулся за ним.

В этот раз напарникам удалось отбиться. Направляясь домой, они были так измождены, что решили сделать привал. Пока Сотников отдыхал, Рыбак направился в ближайшую деревеньку, потом вернулся и за товарищем. Они зашли в один из домов, рассчитывая, что он пуст. Однако выяснилось, что там проживает женщина — Дымчиха. Хозяйка приютила партизан и оказала Сотникову помощь, обработала его раны.

Основная тема

Быков, говоря об основных темах повести, вспоминал, что его в первую очередь интересовало описание двух моральных проблем. Их можно сформулировать следующим образом:

  1. Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств?
  2. На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?

Именно ответы на эти вопросы искал автор в своем произведении. Действительно, в истории повествуется о двух товарищах-партизанах, которых отправили за пропитанием для отряда. Обстоятельства, в которых оказываются персонажи, кажется, становятся все сложнее с каждой минутой: болезнь, раны, голод — все это выбивает их из колеи. Но и настоящее лицо человека и друга познается в беде. И поэтому Быков берет за основу ситуацию, где не могло быть третьего решения: живой предатель или погибший герой.

Рыбак решает, что во всем, что относится вопроса жизни «каждый сам за себя «и этим он оправдывает свое мнение. Желание жить, моральная незрелость или инстинкт самосохранения, но что-то не дало персонажу сделать последний шаг, умереть, но не чувствовать мук совести. Писатель так детально выстроил ситуацию, что желания осуждать Рыбака за предательство не возникает. Читатель невольно начинает думать, а как бы он поступил на его месте. Повесть не учит осуждению или оценки действия. Наоборот, она показывает, что любой человек заслуживает доброты и сочувствия.

Суть и идея произведения заключается в том, что, сделав выбор, приходится нести ответственность за его последствия. Погибнуть или перешагнуть грань морали, потеряв себя — это выбор каждого.

Писатель описывает двух молодых мужчин, которые в одних условиях воспитывались, жили, росли и учились всему, пока формировались их характеры и ценности.

Но при этом в плену Сотников сумел остаться преданным родине, стойко выдержал все пытки и принял смерть, а его друг поддался искушению и наслал смерть на своих товарищей. Писателя всегда интересовало психология и поведение человека в условиях войны, в жестоких условиях.

Глава 9: Захват пленных

Товарищи остались в доме и ждали хозяйку. Сотников спал, а Рыбак сидел и окна и следил за тропинкой. Рыбак хотел оставить Сотникова в этом доме, он сделал для Сотникова все, что смог. Партизан хотел поскорее вернуться к своему отряду. Когда Демчиха вернулась, она была очень недовольна присутствием гостей. Она сначала приняла их за немцев. Однако она смягчилась, когда увидела в каком состоянии находится Сотников. Женщина дала больному партизану старый тулуп и даже нашла ткань для перевязки раны.

Но женщина почти не успела поговорить с гостями, пришли немцы. Товарищи спрятались на чердаке, однако больной мужчина не смог сдержать кашель и выдал свое местоположение. Рыбак осознал, что все пропало. Перед партизанами стоял выбор: или их расстреляют, или они сдаются. Рыбак хотел жить, он не был готов умереть. Товарищам пришлось сдаться.

Два партизана

Рыбак родился и вырос в крестьянской семье. Чувство долга для него характерно, но непрочно и стихийно. Положительные начала этого героя существуют только на чувственном уровне и не стали частью его индивидуальной этики. Соединяясь с его жизнелюбием, они и предопределяют возможность предательства. Сознание Рыбака недостаточно развито для того, чтобы осмыслить опыт и поведение людей, с которыми он сталкивался на жизненном пути. И он неспособен совершить жизненный выбор.

Главный герой Сотников — учитель, интеллигент. Он отличается от Рыбака тем, что обладает более развитым сознанием, способен самостоятельно анализировать различные ситуации и поведение людей. Духовно Сотников более сильный и стойкий. В экстремальной ситуации эта разница должна проявиться. Поэтому автор и ставит героев в условия, в которых раскроется их сущность, и им придется сделать

Анализ произведения Василь Быков «Сотников»

Василь Быков

«Сотников»

9-11 класс

Жанр — повесть

Написана в 1969 году. В это время увеличивается интерес современников к событиям Великой Отечественной войны. Но на первый план выходит не проблема подвига, как было в сороковые годы, а нравственные проблемы. Повесть сначала называлась «Ликвидация». Замысел и сюжет произведения подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, считавшимся погибшим.

В повести Быкова «Сотников» поднимается проблема нравственного выбора, связанная с образами главных героев: Сотникова и Рыбака.

Оба – партизаны. Именно они должны выполнить задание – добыть продовольствие для отряда. Что происходит с героями во время выполнения этого задания — это основа сюжета. Но автора волнуют не внешние события, это лишь канва для того, чтобы показать, насколько герои сильны внутренне.

Вначале нам нравится Рыбак.

Он явно описан с симпатией. Сильный, здоровый, помогает товарищу. Кажется, что именно в нем заключается авторский идеал. А Сотников? Нет, думаем мы, он не герой: слабый, больной, вначале нас даже раздражает: зачем пошел на задание, если даже идет с трудом, постоянно кашляет и сдерживает своего напарника. Но это первое впечатление о героях.

Наше мнение о них меняется, когда они натолкнулись на немцев. Рыбак сразу бежит, надеясь на свою физическую силу. Сотников же бежать не может, он отстреливается, давая возможность уйти своему товарищу. Нас начинает восхищать его смелость: герой готовится к смерти, если немцы будут рядом, но живым он не сдастся.

В этот раз они спаслись, но неудачи преследуют их. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Они останавливаются на отдых в избе Демчихи, и вдруг неожиданно появляются полицаи. Герои прячутся на чердаке, но Сотников кашлем выдал обоих. Так они оказались в плену. Именно здесь становится понятно, кто настоящий герой. Сотников, несмотря на физическую слабость, силен внутренне. Он берет всю вину на себя, выдерживает все пытки. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем».

А Рыбак становится предателем, чтобы спасти свою жизнь. И он постепенно «сдает» местоположение партизанского отряда, пусть даже и не своего, потом Демчиху, потом выбивает табуретку из-под ног своего товарища во время казни. Это уже было настоящее падение. Правда, он еще тешит себя иллюзиями, что сможет сбежать, что он нужен в отряде, но мы понимаем: назад пути нет. Так Рыбак фактически становится врагом.

Сотников же умирает, но остается человеком в страшных условиях войны. И в этом, по мнению писателя, его подвиг.

Мне понравилась повесть Василя Быкова. Здесь нет картин больших сражений, но писатель психологически тонко показал, как трудно было на войне не просто воевать, но оставаться людьми. Как трудно было не предать, не выдать, не сломиться. Трудно, но возможно. К сожалению, как мне кажется, в последние годы все больше молодых людей больше похожих на Рыбка

Для них важно внешнее: сильное тело, накаченные мускулы, а о принципах они не задумываются. Таких же, как Сотников, совсем мало

Это люди чести и слова, люди, готовые на смерть во имя жизни других. Именно о таких будут помнить потомки.

Полезный материал по теме:

  1. «Обелиск» В.Быков
  2. «Пойти и не вернуться» В.В. Быков

Главная мысль и мораль

Конечно же, далеко не каждому человеку под силу сделать правильный выбор, опираясь на общепринятые нравственные ценности, тем более что у каждого есть свои приоритеты. Не стоит осуждать кого-то за его решение, лучше следить за собственными действиями. Поэтому позицию Быкова почти незаметно.

Автор описывает конкретную ситуацию, демонстрирует различные пути решения, но окончательный выбор остается за читателем. Однако чтобы впоследствии не сожалеть о сделанном, нужно правильно расставлять приоритеты. Василий Владимирович на практике демонстрирует, что духовная сила намного важнее физической, поэтому в сложных ситуациях человек должен полагаться только на нее. Сделать выбор можно, только если доступно два пути, но самопожертвование малодушным личностям не по плечу.

Автор заложил в повести важную мораль — превосходство нравственности над земными потребностями

Каждый человек хочет жить, однако для высокоморальных личностей важно, «как» именно. Можно унижаться, выпрашивая возможность существовать, однако назвать это нормой нельзя. Утратив возможность делать самостоятельный выбор, Сотников решает отказаться от жизни, ведь то, что предлагает Рыбак, кажется ему настоящей пыткой

Анализируя повесть Быкова, напрашивается следующий вывод: нужно жить по собственным моральным принципам, вопреки возможным отрицательным последствиям. В случае отказа от них человек может полностью разочароваться во всем

Утратив возможность делать самостоятельный выбор, Сотников решает отказаться от жизни, ведь то, что предлагает Рыбак, кажется ему настоящей пыткой. Анализируя повесть Быкова, напрашивается следующий вывод: нужно жить по собственным моральным принципам, вопреки возможным отрицательным последствиям. В случае отказа от них человек может полностью разочароваться во всем.

Образы главных героев, их жизненные позиции

Дилемма нравственного выбора: гибель или предательство

Проблема нравственного выбора стоит перед многими героями произведений Быкова. Основной темой повести «Сотников» является судьбоносный выбор Сотникова и Рыбака, выбор между гибелью за идеалы и предательством, верностью присяге и изменой Родине. Быков описал чрезвычайную ситуацию обреченных на смерть людей, в которой каждый избирает свою стезю

Писатель дал глубокий психологический анализ поведения героев, уделяя внимание их мыслям, жестам, репликам, мимолетным деталям. Быков показал моральную сторону человеческого поведения на грани жизни и смерти

Отсутствует авторская оценка героев, это право предоставляется читателю.

Сотников в мирное время был учителем, на войне стал офицером, командиром гаубичной батареи. При отступлении в неравном бою с немецкими танками попал в плен. Ему удалось сбежать из лагеря военнопленных, так он попал к партизанам. Рыбак был местным уроженцем, на фронте служил старшиной стрелковой роты, после разгрома своей воинской части подался в родные места и ушел в партизанский отряд. Напарники по-разному воспринимают опасность. Смекалистый, сильный и простодушный Рыбак производит впечатление человека более склонного к героическому поступку, нежели тщедушный, болезненный, интеллигентный Сотников.

Перед лицом смерти проявляется истинная сущность героев. Сотников остался верен человеческому и гражданскому долгу, раскрыл свою мужественную и волевую натуру. Он принял свою участь с достоинством, примирение с мыслью о неизбежности смерти нейтрализовало у него чувство страха, придало силы в независимости перед сильным врагом. Страх за собственную жизнь заставил Рыбака не только предать, но и убить.

Николай Рыбак обладал многими достоинствами: ему было присуще чувство товарищества, он делил наравне со всеми тяготы партизанской жизни, искренне сочувствовал больному Сотникову, не бросил его раненого. Рыбак был отличным парнем, бывалым и не трусливым партизаном, рисковавшим в самых сложных операциях. Но оказалось, что рисковать жизнью и жертвовать жизнью не одно и то же. Столкнувшись с бесчеловечными обстоятельствами, он проявил себя как человек со слабым духом. Рыбак решил во что бы то ни стало вырваться из западни и вернуться к прежней жизни, не понимая, что это невозможно. Писатель показал, как под давлением обстоятельств человек может оступиться, поддавшись мимолетному малодушию, делает неверный шаг и падает в духовную пропасть.

После ареста простоватый Рыбак пытается вести сложную игру с хитрым следователем, рассказывая запутанную полуправду. Но опасная игра оказалась для него роковой ловушкой. Он не хотел становиться предателем, он просто хотел любой ценой выжить. Рыбак утешал себя низменной мыслью, что его смерть будет бессмысленной, а живой он может еще быть полезен партизанам. Он всегда ухитрялся найти выход из сложных ситуаций, потому внутренне был уже готов к предательству в качестве одного из вариантов к спасению. Но бывают в жизни ситуации, когда невозможен компромисс. Живой Рыбак был использован полицаями в качестве палача, и только после казни он понимает, что назад пути уже нет. Он потерял самое главное – человека в себе.

Пристальный взгляд мальчика в старой буденовке, олицетворявшего будущее поколение, оценивает героев. Буденовка среди полицаев и немцев уже молчаливый вызов врагам, это символ памяти и веры в победу. Сотников понимает, что этот мальчик – посланная ему надежда, его взгляд помогает стойко принять смерть. Оттого улыбнулся партизан глазами в последнюю минуту своей жизни мальчику, передавая ему силу своего духа. Рыбака взгляд ребенка обжигал презрением, поставил несмываемое клеймо предателя. Рыбак попытался спрятаться от взгляда мальчика среди полицаев, убегает в уборную, чтобы повеситься. Сотников, погибая, остался в детской памяти героем, а Рыбак страшной ценой сохранил потерявшую всякий смысл жизнь, от которой захотел избавиться, как библейский Иуда.

Кадры из фильма «Восхождение»

Основные персонажи

Левша — талантливый русский мастеровой, оружейник. Атаман Платов — казачий атаман, генерал от кавалерии. Александр I — русский царь. Николай I — русский царь.

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он де только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Повесть «Левша» это пример русского сказа, традиции которого была заложена ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор незнакомый с иностранными словами коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: Нимфозория, Мелкоскоп, Клеветон и другие.

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске, в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

Атаман Платов, 4 который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил что русские мастера своё дело знают не хуже.

09.10.2017 11:37:19

2017-10-09 11:37:19

Образ и характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце»

Сатирическая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была написана под влиянием собственных впечатлений автора от нового общественного устройства, зародившегося в России после 1917. В своем произведении автор жестко раскритиковал многие изменения в социуме, появление новых явлений, типа мышления и поведения человека «общественного», не чувствующего личной ответственности за то, что его окружает, зачастую даже не понимающего те принципы, которые он поддерживает.

В образе Шарикова Булгаков мастерски вывел трагедию неумелого «социального эксперимента», проводимого на безграмотных, «темных» людях. Идея профессора Преображенского, олицетворяющего исчезающий класс думающей, развитой интеллигенции, изначально правильная, оборачивается настоящей трагедией. Он проводит невероятную по своей сложности операцию, помещая в тело собаки гипофиз человека. За этим следует фантастическая трансформация: животное обретает внешние черты человека, превращаясь в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. В своем журнале наблюдений профессор отмечает:

При этом, делая характеристику Шарикова, следует отметить, что он сохраняет анималистические черты, и вызывает неприятное ощущение своей наружностью. Кроме того, совершенно не имеет вкуса, одевая на себя яркую, не сочетающуюся между собой одежду, к которой относится неопрятно, и потому часто имеет неряшливый, несуразный вид.

В личности Шарикова сохранились худшие черты пса и человека. От первого он сохранил привычки животного, как, например, вычесывание блох и нелюбовь к кошкам, от второго — тягу к алкоголю и скандалам. Дворняга, ставшая невольным участником рискового замысла профессора, в сравнении с человеческим существом начинает казаться более разумной, нравственной и более симпатична читателю. Гражданин Шариков хамоват, не воспитан и неоправданно нагл. Найдя поддержку в лице мелкого представителя власти, домоуправляющего Швондера, Шариков становится агрессивен и распущен по отношению к тем, кто может от него зависеть. Его покровитель и наставник старается передать Шарикову идеи, которые сам не вполне понимает, и находит прилежного ученика. Булгаков великолепно демонстрирует, как отсутствие образования и элементарного умственного развития может привести к тому, что лучшие побуждения будут извращены и не реализованы так, как это предполагалось.

«Низкое» происхождение имеет не только животная часть Шарикова, его человеческая часть также относится к самым маргинальным социальным слоям. Он неспособен соблюдать самые простые правила приличия, о чем ему регулярно напоминает профессор:

Но, наученный Швондером, Шариков, осознав наличие у себя прав, постоянно заявляет о них и требует к себе уважения, руководствуясь совершенно смехотворными аргументами. Так, он по умолчанию считает себя принадлежащим к «пролетариату», хотя не является даже, в полном смысле этого слова, гражданином. Чтобы исправить это, он обзаводится документом, позволяющим считать себя полноправным членом общества:

В конце концов, Преображенский признается в том, что его идея обернулась крахом и проводит обратную операцию, превращая Шарикова обратно в дворнягу.

История создания[править | править код]

Василь Быков в 1944 году

В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных немцев человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там — временно, как ему казалось, — согласился сотрудничать с власовцами и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать. Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств».

В письме к Алесю Адамовичу Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)».

Композиция произведения

Композиция повести двухчастная: она поделилась на «до» и «после» того, как два партизана попали в плен. Она строится на противопоставлении двух центральных персонажей — Рыбака и Сотникова .

Проблематика произведения построена на это же: как себя чувствует человек перед самым важным выбором в своей жизни.

Диалоги между персонажами, их воспоминания и раздумья были вставлены, чтобы раскрыть, казалось бы, два похожих мировоззрения, но с совершенно разными нравственными убеждениями. Повествование описывает события только двух дней, но содержание выглядит более объемным и насыщенным событиями за счет того, что автор вставил:

  • отрывки сознания;
  • диалоги героев с совестью;
  • сцены из прошлого;
  • описал сны персонажей.

Василий Быков правдиво раскрывает персонажей с разных сторон, не тая правды он то приближает, то отдаляет каждого из героев, давая читателю сильнее понять их характер и взгляды на жизнь. Сначала сам Рыбак предстает душевным человеком, он помогает больному Сотникову, делиться с ним последней едой и даже не оставляет раненым умирать в лесу. Но последнее герой уже делал с мыслями о том, что же о нем подумают другие партизаны, брось он его тут в лесу. После погони он впервые почувствовал страх за свою жизнь.

Когда героев нашли на чердаке у Демчихи, Рыбак хотел, чтобы первым встал Сотников. Но тому стоило слишком больших усилий подняться на ноги и он встал первым. На допросе трусость героя дает о себе знать все сильнее. Он говорит полицаям только правду и тем самым выдает немцам все тайны и предает боевых товарищей. Но герой, несмотря на то что потом убил Сотникова, так и не стал очередным слепым предателем. Его мучила совесть, он мечтал про побег и месть оккупантам.

Иным представлялся Сотников, он с самого начала был упрямым и своевольным. Но он пошел на опасное задание, так как другие не хотели. Мужчина выдержал все трудности с гордостью и до последнего не сдавал однополчан и хотел спасти Демчиху. Он был способен умереть во имя подвига. Ведь если ты не можешь достойно принять смерть, зачем тогда вообще жизнь.

При этом в повести совершенно отсутствует оценка автором героем, его отношение к ним и описываемым событиям. Он рассказывает о них, раскрывая сущность персонажей, но не приводя свои аргументы в чью-либо пользу. Перед читателем открываются тонкие и психологически точные картины, у Быкова дар создавать героев близкими, родными и страшно несчастными. Эта относится ко всем работам писателя на военную тематику.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны. Анализ произведения поможет в составлении сочинения по повести, конспекта или же стихотворения на основе своих впечатлений.

Вариант 2

Сотников — интеллигентный и образованный, очень честный, порядочный молодой человек, обладает невероятной силой воли. Ему двадцать шесть лет, с детских лет имел частые проблемы со здоровьем, связанные с заболеванием легких. До войны он трудился в деревенской школе учителем, когда началась война, принял решение отправиться на фронт, из-за своих идейных соображений. Сотников всегда считал, что фашизм нужно уничтожать на корню, потому, что это зло.

В самом начале войны ему довелось сражаться в бою, подбить несколько немецких танков. Сотников командовал батареей, но в самом первом бою немцы ее уничтожили, а он был взят в плен. Сотникову  удалось бежать, позже он присоединился в партизанский отряд. Быть хорошим бойцом Сотникову помогли такие качества в характере, как невероятная решительность, непоколебимая сила воли и огромнейшее упорство.

Сотников и его товарищ Рыбак отправились в поисках еды для отряда в деревеньку. Сотников на тот момент сильно заболел, у него был жар и постоянные приступы кашля, но он все равно отправился. Попав в плен к немцам, Сотников старается все взять на себя, чтоб огородить своих друзей от смерти, но это не помогло. Сотников погиб, но он очень достойно себя повел, как настоящий герой.

Рыбак – сослуживец и товарищ Сотникова, он деревенский парень, имеет крепкое здоровье, физически силен и вынослив. Рыбак, как человек полная противоположность Сотникову.

В самом начале войны Рыбак занимал должность старшины роты, через время он получил ранение, а после выздоровления перешел в партизанский отряд. Рыбак был ответственный и надежный человек, но в ходе произошедших с ним событий, он превратился в предателя, который помог убить своего товарища. Рыбак до последнего пытался найти лазейку, но именно желание выжить заставили его пойти на предательство и перейти на сторону врага. Позже он осознает свою ошибку, да он остался живой физически, но умер он безвозвратно духовно.

Демчиха – русская женщина, среднего возраста, которая не бросила свой дом и осталась жить на оккупированной территории, вместе с детьми. Партизаны Сотников и Рыбак случайно попали к ней в дом, чтоб временно укрыться. Демчиха в начале их встречи была настроена против партизан, но все, же помогает ребятам, а сама идет на верную смерть. Сложившиеся обстоятельства поставили перед женщиной выбор на нравственность, она могла выдать партизан, зато уберечь себя и детей. Но Демчиха, как истинная русская женщина не смогла выдать своих ребят, а попыталась спасти всех. Демчиха пошла спокойно на смерть, не пытаясь врать и изворачиваться, она мужественно выдержала пытки, не выдала, кто скрывал девочку Басю.

Староста Петр – был выбран старостой, согласился быть старостой, только ради своих односельчан, чтобы им в тяжелый период оккупации жилось терпимо. Очень мудрый мужчина, читает Библию. Скрывал девочку Басю, пытался спасти ее от немецких захватчиков.

Девочка Бася – девочка тринадцати лет, по национальности еврейка, обречена на смерть из-за своей национальности.

Тема душевной стой­кости и предательства в повести В. Быкова «Сотников»

Обсуждение вопроса:

Военное прошлое не отпускало известного белорусского писателя Василя Быкова еще долгое время. Быков неоднократно возвращался в своем творчестве к теме Великой Отечественной войны, создавая впечатляющие произведения, в которых не просто показывал истинное лицо войны, но и пытался решать множество философских вопросов, поднимая важные и глубокие проблемы нравственного выбора в условиях чрезвычайных ситуаций.

Самым значительным в идейном плане произведением Быкова стала небольшая повесть «Сотников», написанная в 1969 г.

В этой повести автор заострил проблемы истинного и ложного героизма, верности и предательства, которые стали основой для сюжета.

В повести оказываются вовлечены в общее дело два человека – Сотников и Рыбак. В военное время они смогли каждый по-своему показать свое истинное лицо, которое при обычной жизни, возможно так и не представился бы случай продемонстрировать. Война открывает души людей заставляя их вставать именно на тот путь, какой они выбирают самостоятельно. Сотников показал себя честным человеком, который с достоинством прошел через нечеловеческие испытания и даже перед лицом неминуемой смерти не отрекся от своих убеждений, чтобы спасти свою жизнь. Рыбак же, который вначале был показан знающим, опытным и сильным человеком, оказался слаб душой и предал Родину, боясь смерти. Он спасает свою жизнь ценой предательства и этим обесценил ее полностью. Он стал врагом, ушел в иную плоскость бытия, где ради собственной жизни можно встать на путь убийств и предательства. Быков изучает старую истину, гласящую, что на пороге смерти человек показывает себя таким, какой он есть в реальности, без лживых и удобных масок, которые он носил в обычной жизни. Только в ситуации тяжелого морального выбора можно увидеть, что есть у человека за душой, насколько крепки его убеждения и гражданская позиция.

Когда герои пошли выполнять задание, то поначалу кажется, что более подготовленный и смекалистый Рыбак – образец настоящего советского солдата, способного на подвиг. Сотников показан хилым, болезненным, однако и их внутренний мир совершенно противоположен. Рыбак, который всегда мог отыскать выход из опасной ситуации, в моральном отношении может пойти на предательство, а Сотников до последнего вздоха стоит на своем, оставаясь верным высшему долгу – перед Родиной, своим народом, перед самим собой: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь?».

Рыбак не хочет погибать и соглашается на условия полицаев, а Сотников, теряя сознание от изуверских пыток, не сказал ни слова. Он не просто не страшился смерти, он смирился с ней. Да, его гибель не будет смертью героя, но это будет честная смерть честного человека, который не сломался. Сотников понимает, что может хоть чем-то помочь и другим жертвам полицаев, поэтому перед казнью он сказал следователю: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Рыбак пошел на сделку с совестью, однако оставил небольшую лазейку, решив, что при первой же возможности сбежит.

Что Сотников чувствует по отношению к своему бывшему боевому товарищу? Незадолго до смерти он понимает, что не может требовать от другого человека того, же, что требует от самого себя

Он переоценил мнение о Рыбаке, посчитав, что он — простой человек с недостатком важного в душу Однако он дал волю эмоциям, когда в ответ на неловкое извинение Рыбака не сдержался и послал его к черту

Рыбак не смог превозмочь себя, когда судьба поставила перед ним жесткий выбор. Да, в порыве отчаяния он был готов повеситься, но потом появился призрачная возможность выжить, чем Рыбак не преминул воспользоваться. Выбор Сотникова, которого он не очень-то сильно уважал за хилость и болезненность, буквально поразил его. Рыбак выбрал путь предателя, хотя и оправдывал себя перспективами сбежать при удобном случае.

Можно ли простить предательство? Есть в мире вещи, которые прощать нельзя. Предательство Родины, своего народа, самого себя – это не просто тяжелый моральный выбор и вечный крест, это замаранная навсегда душа, исковерканная жизнь, в которой больше нет ничего от того человека, которым был предатель ранее. Понять можно, простить – нельзя.

Повесть Быкова «Сотников» наполнена глубокими мыслями о вечных проблемах – жизнь, смерть, долг, гуманизм, верность, предательство. Автор мастерски рисует психологические портреты героев с помощью жестов, мимики, коротких реплик, создавая яркую, сильную и цельную картину, повествующую об общечеловеческих, нравственных и моральных темах. Это невероятно эмоциональное произведение заставляет нас задуматься о собственной жизни, дает толчок к переоценке своих ценностей и убеждений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: