Характеристика главных героев «мцыри»: описание персонажей, краткое содержание поэмы

Темы

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Старый монах

Это аскет, проживающий в обители, куда привозит Мцыри русский генерал. Монах проникается к мальчику искренними, родственными чувствами, ухаживая за Мцыри во время болезни. В конце, старых монах – единственный, кому Мцыри рассказывает о пережитом на свободе.

Старик воплощает образ слушателя, покорного, молчаливого. В монахе больше не бушует страсть, он усмирил ее. Читатель чувствует контраст между образом монаха и образом Мцыри.

Девушка-грузинка

Во время побега Мцыри встречает в степи, у источника, девушку, набирающую воду в кувшин. Красота грузинки очаровывает юношу. Этот образ является воплощением романтики, страсти и любви, недоступных юноше в монашеской жизни.

Барс

Также в три дня, проведенные на воле, Мцыри сражается с барсом. Гордое и сильное животное – олицетворение дикости жизни, преград, сложностей, из которых юноша выходит победителем.

Характеристика ключевых героев поэмы «Мцыри», между тем, не дает читателю полного представления о фигуре Мцыри, которого автор наделил многими личными чертами. Поэтому необходимо также обратиться к «точке невозврата» главного героя – к побегу.

Побег

Мцыри признается, что жизнь в монастыре не казалась ему настоящей жизнью. В душе юноши – вихрь страсти и буйство красок, желание ощутить остроту жизни, с ее опасностями и неожиданностями. Поэтому Мцыри совершает побег.

На воле юноша проводит всего три дня, однако этого оказывается достаточно, чтобы ощутить тот самый вкус жизни, которого мальчик так жаждал. Когда монахи снова спасают юношу от гибели, Мцыри задает лишь один вопрос: «Зачем?». В этом вопросе выражается вся сущность, истинная природа юноши: горец не способен предпочесть неволю монастырской обители смерти. Смерть оказывается освобождением.

Детство Мцыри не было привычным, ведь он не помнил матери, сестер и братьев. Лишь пребывая в степи, мальчик вспомнил лица родных. Судьба у мальчика – монашеская, а душа – детская, буйная, свободолюбивая. Мальчик жил мечтами снова увидеть родные края, вернуть себе – в воспоминаниях – то, что отняли у него в детстве.

Это объяснение причин, толкнувших Мцыри на побег. Решение мальчика – рискованное и опасное, ведь юноша осознает: за стенами обители он никому не нужен. Читатель замечает, что в степи, на воле Мцыри – не монах и не послушник, но романтик, настоящий горец. У юноши душа поэта.

Природа Кавказа с ее высокими горами, широкими степями, глубокими источниками и синим, ярким небом играет на контрасте с серостью жизни монаха, полной запретов и ограничений. Природа, деревья, трава становятся для Мцыри родственными «душами», ведь дают мальчику ощутить прикосновение к родной культуре, к потерянному детству. Мцыри постепенно вспоминает прошлое, аул, семью.

Романтизм как течение отводит природе ключевую роль: здесь читатель сталкивается не с ухоженными садами, но с заброшенными, дикими, буйными зарослями. Такая природа воплощает внутренний мир романтического героя, душа которого жаждет путешествий.

Михаил Лермонтов описывает Мцыри как персонажа действующего, а не созерцающего.

Испытания для главных героев «Мцыри»

Действующая роль персонажа предполагает, что герой борется с опасностями и препятствиями в жизни, преодолевая все барьеры. Итак, Мцыри в его коротком странствии ожидают три испытания.

Красота девушки

Первое испытание – это встреча Мцыри с грузинкой. Когда герой заглядывает в черные глаза девушки, то полностью забывается. Так читатель наблюдает, как в сердце Мцыри зажигается огонь первой, самой горячей любви, требующей немедленных действий. Девушка живет неподалеку, Мцыри узнает, где находится ее дом. Кажется, юноша мог бы войти в дом девушки и остаться с юной красавицей, однако стремление достичь родины – сильнее. Мцыри продолжает путь.

Сражение с барсом

На этот раз испытание героя – это встреча с дикостью природы, воплотившейся в устрашающем животном.

На первый взгляд, победа барса очевидна, ведь Мцыри – истощенный монашеской жизнью, аскезой, постами и непривычной дорогой хилый юноша. Но судьба распоряжается по-другому: Мцыри побеждает зверя.

Лес

Темнота и непролазная лесная чаща – последнее испытание на пути Мцыри. Юноша теряет путь в лесу: он заблудился. Продолжая дорогу, вдруг Мцыри осознает, что ходит кругами и не продвигается ни на шаг вперед. Отчаяние охватывает героя, и тот падает без сил. Последнее, что остается Мцыри, чтобы доказать право на свободу, – это смерть.

5

5
(
6

голосов
)

Главные герои

Мцыри

Кавказский юноша, невольный послушник монастыря.

В переводе с грузинского «мцыри» означает послушник. Герой — кавказский юноша, который в нежном возрасте оказался пленником русского генерала. Тяжело заболев в дороге и не имея возможности продолжить путешествие, шестилетний мальчик был оставлен генералом в одном из грузинских монастырей.
Оказавшись в чужой среде, среди незнакомых людей, Мцыри замкнулся в себе. Он был вынужден жить по совершенно чуждым для него законам – среди беспрестанных молитв, в условиях послушания и смирения перед Господом. Привыкший к свободе, мальчик, чьё настоящее имя было предано забвению, так и не смог смириться с тем, что оказался пленником.
Вырвавшись на свободу, Мцыри впервые за долгие годы почувствовал вкус к жизни. Его всё восхищало и приводило в трепет: юная грузинка, набирающая воду из реки, стремительный горный поток, хребты Кавказа, напоминающие о родине. И даже встреча с грозным противником – снежным барсом – привела в восторг несчастного юношу.
Мцыри, так страстно желавший отыскать дорогу к родному аулу, заблудился в чужих краях и всё время ходил по кругу. Полностью истощённый, он вновь оказался у стен монастыря, из которого сбежал. Он поделился своими странствиями со стариком-монахом, но не для того, чтобы исповедаться и раскаяться. В своём рассказе он ещё раз пережил те прекрасные ощущения, которые испытал на воле. По сути, самыми счастливыми в его жизни были только эти три дня.
Юный Мцыри оказался живым воплощением безграничной воли, безумной жажды свободы. Его характер не был сломлен в монастырских стенах, однако слабое здоровье и монастырское воспитание не позволили ему воплотить в жизнь свою заветную мечту.
Подробная характеристика Мцыри.

Характеристики второстепенных персонажей

Монах

Старого монаха можно отнести к второстепенному персонажу. Своего имени у него также нет, особенности его внешности и характера неясны. Безмолвный слушатель – свидетель жизни Мцыри и его духовника.

Битва Мцыри с барсом. Иллюстрация Л. П. Зусмана.

Еще в детстве он взял мальчика из гор под свою опеку. На глазах монаха рос парень, томясь в заточении и мечтая вернуться домой. Чернец оказался тем человеком, который выслушал исповедь Мцыри о скитаниях за стенами монастыря.

грузинский

Девушка с восточными чертами лица, которую Мцыри встретил во время своих странствий. Грузинке удалось очаровать юношу своим пением и томным взглядом. Ее образ стал олицетворением чувства любви, которое оказалось для главной героини не столь желанным, как свобода.

Леопард

Отважное молодое животное. Характеристика героя описана с особым романтизмом – подчеркнуты его мощь, гибкость и красота движений

Достойный противник, который не напугал Мцыри и вступил с человеком в бой.

общий

Один из героев поэмы «Мцыри» — старый генерал русской армии, который приводит в монастырь ребенка, плененного на Кавказе. По дороге мальчик начинает заболевать, поэтому воину приходится оставить его в монастыре. Темперамент Екатерины, он обладает резким характером и непримиримостью к непослушным.

Сюжет

Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.

Роль природы

Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.

«Мцыри»: несколько штрихов к общей картине

Нельзя давать характеристику героев поэмы «Мцыри», не обратившись перед этим к сюжету произведения. Основу произведения составляет повествование о горце – юном ребенке, который попал в плен к генералу русской армии.

Генерал решил увезти мальчика с родины. Однако ребенок заболевает, и лечившие юношу монахи оставляют горца в монастыре. Мальчик – Мцыри – воспринимает жизнь в темной монашеской келье как заключение. Ребенок оказывается вдали от родины и от света Солнца, который он так любил.

Мальчик в чем-то похож на птенца кукушки: он тоже подкидыш, попавший в чужое гнездо. Впрочем, со временем врачуются не только физические, но и душевные раны Мцыри. Мальчик постепенно привыкает к чужим традициям, принимает инородные обычаи и становится «своим», приживается к новому обществу, адаптируется к этой культуре.

Дальше мы видим, как юноша взрослеет. И вот Мцыри уже не мальчик, а юный молодой человек семнадцати лет. Что-то в душе юноши ломается, переворачивается и Мцыри решает бежать из обители. Бунтарский дух – черта, которой автор наградил героя, словно отняв ее от себя. Мцыри бежит – в неведомую даль, в неизвестность. Побег и свобода возвращают юноше некогда отнятое чувство – детские воспоминания. Память снова оживает в голове и в сердце Мцыри: юноша вспоминает родную культуру и язык, родных сестер и братьев, место, где он жил мальчиком.

Три дня, проведенные на воле, кажутся Мцыри вечностью. За этот короткий срок юноша успевает вспомнить детство, увидеть природу Кавказа, узреть красоту кавказской женщины, набирающей воду около источника. Также Мцыри переживает сражения с барсом. Дальше читатель не знает, что происходит с юношей, но вскоре монахи находят его – недалеко от монастыря и без сознания.

Горец осознает: попытка побега провалилась, а значит, он больше не увидит свободу, не почувствует дуновение ветра в степи. Юноша выбирает смерть и отказывается от еды, чтобы умереть быстрее.

Мцыри ощущает близость с иеромонахом, от которого юноша принял крещение. Лишь ему горец рассказывает о пережитом.

Ключевые персонажи поэмы «Мцыри»

Безусловно, основной герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри» – это юный горец, именем которого и названо произведение русского писателя. Сперва обратимся к характеристике этого юноши.

Мцыри

Имя этого персонажа намекает читателю на то, что произойдет с героем дальше: с грузинского языка слово «мцыри» переводится, как «монах», «отшельник», «чужестранец», «чужой». Жизнь главного героя поэмы проходит между намеченными векторами.

Повествование начинается событием: юный мальчик, заболевший в дороге, оставляется на попечение монахов русским генералом. Теперь жизнь мальчика проходит здесь, в монашеской обители, вдали от родины. Читатель ничего не узнает из текста поэмы о случившемся с семьей мальчика. Однако автор намекает, что Мцыри мог остаться сиротой, а его родственники погибли в войне с русскими.

Генерал взял мальчика как военный трофей, но юноша заболел – в тоске по родной земле и семье. Мцыри не ел, постепенно слабел, силы оставляли мальчика, он умирал. Оставшись в обители монахов, Мцыри со временем привык к здешним порядкам и обычаям, а один из послушников даже привязался к мальчику. Горец выучил новый язык, адаптировался к жизни аскета, готовился стать монахом.

Читателю кажется, что эта история – одна из многих, а главные персонажи «Мцыри» просто воплощают известные события и сюжеты. Однако случается нечто неожиданное: в одну ночь, страшную, сверкающую молниями, монахи молятся, а Мцыри решается на побег. Юноше уже 17 лет, и он впервые ощутил свободу.

События повторяются: Мцыри проводит три дня в степи, а на третий день монахи находят юношу около обители. Послушник слаб и истощен, но, как в детстве, отказывается от еды, медленно умирая. Говорить о произошедшем Мцыри не хочет.

Но вопреки ожиданиям монаха, исповедь Мцыри полнится отнюдь не покаянием, но страстью. В последних словах юноши проявляются настоящие черты характера горца.

История жизненного пути юноши

Одиночество и изоляция застали его врасплох, как и горячее желание жить в своем доме. Дни, проведенные в его монастыре, были тяжелыми для души и тела, для Мцыри монастырь был настоящей тюрьмой. Сладкий вкус свободы был последней мечтой молодого человека, и однажды ночью мальчик решает бежать.

В художественной биографии героя рассказывается, как Мцыри три дня бродит в надежде найти отцовский дом. Для мальчика голод и опасные хищники не становятся препятствием, он даже вступает в драку с одним из них (леопардом). Жажда свободы переполняет его душу, отбрасывая в сторону весь смертный страх.

Юноша вбирает в себя все очарование и красоту природы, наслаждаясь пением птиц и свежим воздухом. Именно тогда он ощущает вкус настоящей жизни, а не жалкого существования. Мцыри был готов на все, на любые смертельные испытания, лишь бы достичь желанной цели — свободы. Но, с большим сожалением, мечта мальчика разбивается на миллион фрагментов, потому что ему так и не посчастливилось сбыться. Он не находит своего дома, а вместо этого его находят в поле без сознания и забирают обратно в монастырь.

Болезнь поражает юношу и объявляет о его скорой смерти, он решает признаться. В своем признании он говорит, что, не считая всех болезненных испытаний, через которые ему пришлось пройти, он чувствовал себя счастливым в течение этих трех дней. За это время он понимает смысл жизни.

Мцыри нисколько не жалеет о своих радикальных действиях, он был готов жить в постоянных опасностях и невзгодах, но не в плену. В монастыре он задыхается, ему нужно свежее дыхание свободы. Герой просит перенести его в пышный сад, вид из которого так согревал его сердце: его родина. В конце жизни единственным желанием молодого человека было еще раз насладиться эстетикой природы и в последний раз ощутить вкус свободы.

Сочинение Главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова

Мцыри – главный герой известной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова, отображающий мужество и стремление быть свободным

Герой систематически бьётся с жизненными невзгодами, причем не заостряет внимание на препятствия.  Действие поэмы происходит на Кавказе

В поэме преобладает романтический эпизод, когда Мцыри встречает около горной речки молодую грузинку. Причем, несмотря на сердечность, герой отворачивается от личной жизни, радости, страсти, ради истинной любви к отчизне. Его разумом владеет жажда воли, которая стала значимее других моментов в его собственной жизни.

Поэт описал монастырь, охарактеризовав его в виде тюремного заключения. Мцыри видит стены монастыря, монахов, которые сторожат, как большую преграду на своем жизненном пути. Его систематически охватывает мысль « для чего родились мы? Для воли или тюрьмы?» И лишь только смысл он видит в побеге. У героя присутствует глубокая патриотическая любовь к отчизне, который наполнен стремление бороться. Своих сотоварищей и отца главный герой воспринимает как мужественных людей. Ему нередко снятся бои, которые заканчиваются победным триумфом. У него присутствует сильная уверенность, что он станет превосходным заступником своей родины. Но несмотря на убеждения, мечтам и желаниям Мцыри не суждено сбыться. Однако он по натуре боец и настоящий мужественный воин. Лишь единожды, во время своего побега, он дал волю слезам. Но, его нахождение в монастыре, закалило волю главного героя. Поэтому он убегает из тюрьмы в ужасное время, ночью, во время грозы.

Лермонтов описал Мцыри мужественным и стойким, об этом говорит эпизод битвы героя с хищником – барсом. Герой не боится смерти, он мужественно принимает схватку. Он прекрасно понимает, что в монастыре его ожидает уныние, одиночество и прежние мучения.

В своей исповеди он в полной степени раскрыл свой внутренний мир. Читатель глубоко понимает переживания, чувства и мучения главного героя, его несчастное бедное детство и отрочество.

Завершение пьесы повествует о том, что близящаяся кончина Мцыри не ослабевает его в храбрости и смелости. Причем в момент трагической смерти он не раскаивается в своих грехах, а наоборот готов быть свободным. Он побежден, но его сильный дух не сломлен. Автор наделил Мцыри неистовым героизмом и охарактеризовал его мужественным и храбрым человеком. Он сделал акцент на незаурядности его характера, силе и свободолюбии сумрачного и одинокого человека. Он ярко охарактеризовал психологическую сторону, в точности душу и внутренний мир главного героя, стремящегося к свободе и борьбе за свою отчизну.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Мцыри.

Год написания – 1838 – 1839 гг.

История создания – Есть предположения о том, что идею «Мцыри» поэт взял из предания монаха, с которым встретился на грузинских просторах. В истории создания были использованы и фольклорные мотивы.

Тема – Главенствующей темой «Мцыри» является свобода физическая и духовная. Тема одиночества: именно одиночество среди чуждых по духу людей, вынудило героя совершить побег из ненавистных стен монастыря. На втором плане остаются темы войны и любви: сиротой он стал по вине войны, а встреча с молодой девушкой разбудила в нем незнакомые чувства.

Композиция – Поэма разделена на две части. В первых двух главах дана экспозиция – рассказ о том, как Мцыри попал в монастырь, его жизнь в тех стенах. Затем происходит завязка сюжета – побег из плена. Во второй, большей части поэмы, звучит исповедь беглеца о его свободной жизни, продолжавшейся всего лишь несколько дней.

Жанр – Жанр «Мцыри» – поэма.

Направление – Поведение и жизненная цель юноши, его желание приобрести свободу любой ценой, все это относит его к романтическому герою, и направление поэмы – романтизм.

История создания

Михаил Юрьевич начал развиваться как поэт очень рано. Его первые произведения были написаны ещё в раннем возрасте. Творчество автора наполнено грустными мотивами, которые показывают дисгармонию с окружающим миром. Но автор в своих произведениях поднимает не только личные мотивы, которые связанные с его переживаниями и мечтами. Очень часто в лирике поэта можно встретить темы Родины, патриотизма, а так же тех проблем, которые происходят в массах.

Лермонтов был недоволен всем происходящем, поэтому он пытался бороться любыми методами.

Автор затрагивает проблему поэзии как таковой, её роли в жизни простых обывателей. Так же он рассказывает читателю о тягостях безответной любви. Но на первом месте в жизни всегда стояла его Родина, которую он безмерно любил и ценил.

Данное произведение автор написал незадолго до смерти. Когда весной 1841 года Михаил Юрьевич приехал с далекого Кавказа, то в его планы входило уйти в отставку  и полностью погрузиться в мир литературы и творчества. Он делится с читателем своей любовью к родному государству. Михаил Юрьевич дает оценку своей прожитой жизни, творчеству, и, сам того не ведая, прощается с Россией. Он очень раз своему возвращению, что хорошо проглядывается в том, с какой любовью и нежностью поэт описывает родные края. Находясь в горах Кавказа, поэт очень скучал по бескрайним степям и лесам.

Он не мог больше терпеть то, с чем ему пришлось столкнуться на войне. Ему было чуждо воевать ради чьей-то славы, поэтому поэт решает подать в отставку.

Остальные действующие лица

В монастыре живет старый монах. Вот куда русский генерал привозит Мцыри. Старец заботится о нем, когда он болеет, испытывая к нему отеческие чувства. Именно этот человек становится единственным, кому главный герой решает рассказать о своих переживаниях на свободе. Старик — безмолвный и покорный слушатель. Монах давно справился со своими эмоциями, и поэтому ему легко получить абсолютное спокойствие. При чтении произведения особенно чувствуется этот контраст, который возникает между стариком и Мцыри.

Еще один интересный персонаж — грузинка. Главный герой встречает ее во время побега. Он предстает перед ним у источника, расположенного в степи, и очаровывает юношу своей красотой. Этот образ можно охарактеризовать как полный любви и романтики. Именно этих чувств не хватало молодому человеку при исполнении роли монарха.

Кроме того, в течение трех дней, проведенных на свободе, Мцыри борется с леопардом. Это животное отличается силой и гордостью. Через него автор воплотил многочисленные трудности и препятствия, с которыми каждый сталкивается в жизни. Поединок завершается победой юноши. Для лучшего понимания характеристик главных героев можно изучить таблицу:

Главные герои Особенности
Мцыри Он олицетворяет противоречия, жажду свободы, стремление обрести гармонию внутри себя.
Монах Спокойствие, сдержанность и готовность к самопожертвованию передаются через этот образ.
Грузинская девушка Образ олицетворяет любовь, красоту, чистоту.
Леопард Через этого персонажа передаются трудности, без которых не обходится реальная жизнь.

Вариант 2

Главными героями поэмы Мцыри Лермонтова являются Мцыри и Марья. Мцыри – это загадочный юноша, который живет в горах и не знает своего происхождения. Он отличается необычайной красотой и силой, но в то же время скрытен и загадочен. Мцыри не может найти свое место в жизни и ищет свою истинную судьбу. Марья – это девушка, которая живет в деревне и влюблена в Мцыри. Она отличается красотой и нежностью, но также скрыта и загадочна. Марья страдает от неразделенной любви и желает быть с Мцыри.

Мцыри и Марья представляют собой две противоположности: мужское и женское начала, гору и долину, силу и нежность. Они ищут друг друга, но не могут быть вместе из-за общественных норм и предрассудков. Мцыри стремится к свободе и независимости, но не может избежать своей судьбы. Марья же зависит от общественных норм и ожиданий, но желает свободы и любви.

Мцыри и Марья также символизируют свободу и зависимость. Мцыри стремится к свободе и независимости, но не может избежать своей судьбы. Марья же зависит от общественных норм и ожиданий, но желает свободы и любви. Они оба ищут свое место в жизни и свою истинную судьбу.

Мцыри и Марья также символизируют любовь и страдание. Они оба страдают от неразделенной любви и желают быть вместе. Они ищут друг друга, но не могут быть вместе из-за общественных норм и предрассудков. Их любовь символизирует идеалы свободы и независимости.

Мцыри и Марья также символизируют поиск истины и смысла жизни. Они оба ищут свое место в жизни и свою истинную судьбу. Они ищут ответы на вопросы о жизни и смерти, о смысле жизни и о своей роли в мире.

Мцыри и Марья также символизируют противостояние между индивидуальностью и обществом. Мцыри стремится к свободе и независимости, но не может избежать своей судьбы. Марья же зависит от общественных норм и ожиданий, но желает свободы и любви. Они оба сталкиваются с противоречиями между своими желаниями и ожиданиями общества.

В итоге, главные герои поэмы Мцыри Лермонтова представляют собой символы свободы, любви, поиска истины и смысла жизни, а также противостояния между индивидуальностью и обществом.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Сюжет поэмы «Мцыри» с цитатами

Несколько лет назад

Там, где тает, они шумят,

Обнимает как две сестры

Самолеты Арагви и Куры,

Был монастырь…

Теперь старик седой,

Полуживой страж загубили,

Забытый людьми и смертью,

Смести пыль с надгробий

Это говорит надпись

О славе прошлого — и как

Как, огорченный своей короной,

Такой-то король в такой-то год

Он сдал свой народ России.

«Однажды русский генерал ехал с гор в Тифлис…» С ним был умирающий пленник лет шести, отказавшийся от еды. Монах сжалился над ребенком и оставил его в монастыре. Но он рос не очень общительным, одиноким, детские игры были ему чужды… Он тосковал по своей Родине. Однако постепенно он, казалось, привык к заключению, выучил иностранный язык, крестился и собирался принять монашеский постриг, когда внезапно исчез.

Три дня на все исследования

Они были напрасны, но потом

Его нашли без сознания в степи

И снова его забрали в монастырь.

Но юноша тускнеет, его конец уже приближается. К нему подходит духовник, просит поговорить с ним, и Мцыри открывает рот:

Слушайте мое признание

Я пришел сюда, спасибо.

Все лучше на глазах у кого-то

Чтобы облегчить мою грудь словами;

Но я не обидел людей,

И поэтому мои действия

Вам не очень полезно знать, —

Вы можете сказать своей душе?

Я мало жил и жил в неволе.

Такие двое живут в одном,

Но просто полный беспокойства

Я бы торговал, если бы мог…

Мцыри признается старику, что в его душе всегда была единственная горячая страсть: свобода. «Почему ты спас меня?» Упрекни старика. Ведь ему пришлось жить в неволе, он никому не мог сказать священные слова «отец» и «мать». И теперь Мцыри, живший на чужбине, умрет рабом и сиротой.

«Могила меня не пугает… — говорит молодой человек, — но мне жаль, что я расстаюсь со своей жизнью. Я молод, молод… Даже если ты слаб, ты серый… Ты жил, старик! Тебе есть что забыть на свете! Вы жили — с таким же успехом я мог бы жить!”

Мцыри рассказывает о красоте природы, среди которой она водится.

Вдалеке я видел сквозь туман

В снегу, который горит как алмаз

Седовласый непреклонный Кавказ;

И это было для моего сердца

Легко, не знаю почему.

Тайный голос говорил со мной

Что я тоже там жил,

И это стало в моей памяти

Прошлое яснее, яснее…

Он вспоминает дом своего отца, разбросанную в тени деревню, бегущие домой стада, лай знакомых собак. Вспомните старые коричневые цвета, великолепие длинных кинжалов… А вот и отец, как живой, в боевой одежде, молодые сестры и звук их песен на колыбели — Мцыри говорит старику:

Вы хотите знать, что я сделал

В пустыне? Жил — и моя жизнь

« Без этих трех счастливых дней

Было бы печальнее и мрачнее

Ваша беспомощная старость.

Мцыри давно хотел посмотреть на далекие поля, посмотреть на землю, природу, понять, «волей или тюрьмой» родится человек. Ночевать у обрыва, утром спуститься к ручью. И он видит красивую грузинку, подходящую к ручью за водой. Это не нарушает его покоя. У него есть цель: съездить в родную страну, для этого он преодолевает чувство голода.

Мцыри заблудился в лесу и, зная, что он один, позволил себе плакать от отчаяния. Проснулся он на лесной поляне от шума: из рощи выскочил могучий леопард. В схватке с леопардом побеждает Мцыри. Это убеждает его, что «он мог оказаться в стране отцов, а не последних смельчаков». Раненый, он покинул лес и вдруг понял, что эти края ему знакомы: он вернулся с того места, откуда сбежал.

И тогда я смутно понял

Какой след моей родины

Никогда не закладывать.

Мцыри теряет сознание, находится в бреду, в этом состоянии монахи находят его и возвращают в монастырь.

Да, я заслужил свою судьбу!

Конь могучий в чужой степи,

Бросив плохого рыцаря,

Дом издалека

Найдите прямой и короткий путь…

Что я перед ним?..

Твоя тюрьма запечатлена на мне

Левый…

Прощай, отец . протяни руку:

Вы чувствуете, что мой горит…

Вы знали это пламя со времен юности,

Скрываясь, он жил в моей груди;

Но теперь для него нет еды,

И он сжег свою тюрьму

И я вернусь к этому снова

Кому все законное правопреемство

Подари страдания и покой…

Мой дух найдет убежище…

Увы! — через пару минут

Между крутыми и темными скалами

Где я играл в детстве

Я бы променял небеса и вечность…

Мцыри просит похоронить его в монастырском саду, где растут две акации… «Оттуда тоже можно увидеть Кавказ!”

Образ Мцыри

Произведение по своей сути является биографией, исповедью пленника, по воле обстоятельств выросшего в стенах монастыря. Место действия — любимый Лермонтовым Кавказ, красота которого также показана в поэме. Свой рассказ юный герой начинает с описания своего прошлого, одиночества и жгучей жажды свободы. С раннего детства он был гордым, стойким, сильным духом, как и его предки кавказских кровей. Определить список этих качеств помогает цитатный анализ:

  1. Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал.
  2. Без жалоб он томился — даже слабый стон из детских губ не вылетал.
  3. Но в нем мучительный недуг развил тогда могучий дух его отцов.

У персонажа поэмы не было детства, общения. Это ясно видно из цитаты: «Сначала бегал он от всех, бродил безмолвен, одинок». Воспитываясь в неволе, он начинает понимать чужой язык и даже принимает чуждую веру, но жажда жизни, свободы, томление по родным местам и близким людям заставляют его бежать.

Побег в грозу и описание трудностей, с которыми сталкивается главный герой во время своего странствия, говорит о закаленном характере, смелости, любви к родине и близким, о его самоотверженности. Вместе с тем читатель видит его чистую душу, стремление к прекрасному и умение замечать его в окружающем мире, романтические черты натуры.

Тяжелое путешествие, раны, полученные в схватке с хищником, потеря надежды на возвращение домой заставляют его сдаться в борьбе за жизнь. Однако юный беглец нисколько не сожалеет о содеянном, считая три дня на свободе лучшими в своей жизни. Его исповедь вовсе не покаяние, а возможность снова, хоть и в воспоминаниях, окунуться в ощущения, пережитые на свободе. В тексте представлена вся таблица чувств от грусти, тоски и отчаяния до радости, восторга и трепета.

Основная идея

Символичное значение судьбы Мцыри имеет свое истолкование в том, что три дня побега героя аллегорически отражают всю жизнь человека. Весь первый день он наслаждается природой, мыслями о семье и доме, как в раннюю пору детства. Он лежит на траве и вдыхает запах земли. Во второй день он замечает прекрасную грузинку, его сердце пронзает любовь. Это уже пора юности и молодости, когда человек выбирает спутника жизни и создает свою семью. На третий день Мцыри борется с барсом — то есть отвечает на вызовы взрослой и зрелой поры, когда мужчина становится добытчиком и отправляется в бой. В одном из таких столкновений он и находит свою смерть. Так, за три дня свободы герой действительно прожил целую жизнь, во всех смыслах. А вот его прозябание в монастыре — сплошное рабство без начала и конца, без любви и достижений. В этом автор видит превосходство первобытной и естественной жизни над скучным существованием в рамках цивилизации «на всем готовом», где человек лишается своей природной сущности.

Лермонтов противопоставил безопасную, но порочную цивилизацию, превращающую людей в рабов, дикой, но прекрасной природе, которая освобождает человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом и заключается смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.

Столь же важным посылом в книге является идея о национальной самобытности героя и его народа. История Мцыри — наглядное доказательство того, что никакой генерал Ермолов не может навязать свои порядки чужому народу. Мцыри даже в детстве отказывался принять от него пищу и плену предпочитал смерть. Что говорить о взрослом населении? Значит, главная мысль поэмы «Мцыри» заключается в том, войны на Кавказе губительны и бессмысленны.

Сочинение 2

Основным героем в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является юноша, ставший послушником монастыря в одной грузинской долине. Юноша попадает в монастырь, будучи совсем еще маленьким. Там оставляет его один русский генерал, проезжавший эти места. Мцыри, так звали юношу, стал пленником генерала, но по дороге мальчик серьезно заболел.

Мальчик был очень пугливым, нелюдимым и диковатым. Он всего боялся. Однако Мцыри никогда не жаловался на свою судьбу и не доверял никому свои мысли.

Мцыри физически был слаб, он перенес тяжелую болезнь и другие испытания, но уже тогда можно было понять, что сила воли его сильна. Здесь прослеживаются две основные характеристики главного героя: сильный волевой дух и слабое физическое тело.

Местные монахи выходили Мцыри, и мальчишка остался жить в монастыре. Однако его существование в монастырских стенах было наполнено лишь болью и тоской. Юноша совершенно не чувствовал себя счастливым. Монастырь он считал тюрьмой и преградой на пути к своей цели – возвращению на Родину своих предков.

Однажды ночью Мцыри решается на побег, который заканчивается весьма плачевно. Через некоторое время монахи находят юношу в предсмертном состоянии, истощенным и раненным.

Однако пока Мцыри находился за стенами монастыря, это был как будто другой человек, ощутивший величественный дух свободы. Юноша замечает каждую мелочь, каждое природное явление: столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы. В тот момент юноша наслаждался каждым дуновением ветерка. Никогда еще Мцыри не был столь внимательным. Теперь он чувствовал себя счастливым.

В этом эпизоде автор дает понять, что его главный герой не лишен человеческих чувств. Мцыри знакома и любовь к Родине, и любовь к близким. На своем пути он встречает девушку, спустившуюся за водой. Она будоражит внутренние чувства юноши. Однако даже эта девушка не способна заставить Мцыри отказаться от своей мечты.

После нахождения Мцыри монахи изо всех сил пытаются вернуть его к жизни, но юноша не выздоравливает и с каждым днем чувствует себя все хуже. Окружающие делают вывод о том, что Мцыри потерял жизненный смысл. Перед смертью юноша делится своими душевными терзаниями. Этот свободолюбивый юноша так и не смог смириться со своей нынешней жизнью в стенах монастыря. На протяжении всего времени он тосковал по своей далекой Родине. В монастырь вернулось лишь тело Мцыри, а душа его так и осталась за воротами в мире свободы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: