«ещё земли печален вид…» ф. тютчев

Анализ стихотворения «Ещё земли печален вид» Тютчева 3 вариант

Стихотворение “Ещё земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна.

Краткий анализ

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы.Композиция – двухчастная, сам автор явно разделяет произведение на две равные части, каждая из которых состоит из двух строф. Он рисует две разные картины, показывая родство человека с окружающим миром.Жанр – лирическое стихотворение.Стихотворный размер – ямб.Эпитеты – “мёртвый стебль”, “редеющий сон”, “весенняя нега”.Метафоры – “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.Олицетворение – “земли печален вид”, “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.
Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.
История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. В период написания стихотворения Федор Иванович находился под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Тема

Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Ещё земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция

Стихотворение чётко разделено на две равные части – композиционно и тематически.Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна ещё только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “ещё”. Земля ещё печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно так же просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.
В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.
Стихотворение написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передаёт сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором звучат мысли и чувства лирического героя, навеянные приходом весны. Как известно, поэт искренне считал природу одушевлённой, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Ещё земли печален вид”.

Средства выразительности

Для лирики Тютчева характерны олицетворения, которые используются для описания природы, и другие классические тропы. Они же использованы и в “Ещё земли печален вид”:

Эпитеты – “мёртвый стебль”, “редеющий сон”, “весенняя нега”.Метафоры – “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.Олицетворение – “земли печален вид”, “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

Все они работают на то, чтобы выразить философские идеи автора о любви, одушевлённости природы и её непознаваемости и донести их до читателя.

Аня: Осенью в природе происходит так много интересного!Ваня: А мне кажется, ничего особенного: было всё зелёное — стало жёлтое.

Изменение окраски листьев и листопад — главные осенние явления в жизни деревьев и кустарников. А ещё главный  источник неповторимой красоты этого времени года. Солнце поднимается в небе уже не так высоко. В сентябре появляются первые заморозки. Часто льют мелкие, моросящие, затяжные дожди. Воздух становится влажным, над водой стелются густые туманы. Трава буреет и увядает, но радуют глаз своим цветением гладиолусы, хризантемы, астры, георгины, бархатцы. В осеннем лесу появляется много грибов. Насекомые прячутся на зиму в почву, в трещинки на коре деревьев, под опавшие листья. Каждую осень многие птицы до весны улетают из наших краёв. Животные готовятся к зиме.

Стр. 14 — 15

Учимся наблюдать

Знаешь ли ты произведение Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

  • Прочитай строки из этого замечательного рассказа.
  • Составь план, опираясь на выделенные в тексте фразы.
  • Подготовься пересказать текст.

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнет от разных случайностей, – вообще было о чём серьёзно подумать.
Серьёзная большая птица — лебеди, гуси и утки, собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички — кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уж собирались стайками и переносились с одного берега на другой, по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху…
А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и сама река казалась больше, потому что берега оголели, – береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы…
Лес стоял тёмный и молчаливый, потому что главные певцы улетели, не дожидаясь холода.

1. Серьёзная подготовка к дальнему перелёту. 2. Холодные утренники.3. Осеннее небо с тяжёлыми облаками.

Стр. 23 — 25

  • Прочитай строки из рассказа Н. Носова о том, как Незнайка сочинял стихи и что в результате у него получилось.
  • Обсуди с другом, можно ли назвать стихами то, что сочинил Незнайка.

То, что сочинил Незнайка, можно назвать дразнилками.

Объясни, почему друзья обиделись на Незнайку.

Друзья обиделись на Незнайку, потому, что ради рифмы, он сочинял неправду, у него получились обидные дразнилки.

  • Попробуй и ты сочинить небольшое стихотворение о дружбе. Можешь посвятить его своим друзьям.
  • Придумай заголовок стихотворения.
  • Не повторяй ошибок героя рассказа Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».

Дружба

Дружат пчёлы и цветок,
Дружит лист и ветерок,
Дружат в поле колоски,
И с тобою дружим мы.

Стр. 17

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Пишем рассказ

Подбери нужные слова на тему «Краски осеннего леса». Справиться с заданием тебе поможет «Словарная коробочка»

Краски осеннего леса

Наступила осень. Листья на деревьях изменили свой цвет и стали золотыми. Небо часто хмурилось, сдвигая низкие, серые тучи, словно брови. Иногда шёл мелкий дождь. Лес ещё радовал последними красками осени, но птицы уже собирались в стаи, готовясь улететь в тёплые края. В лесу появилось много грибов. То тут, то там можно было увидеть их блестящие коричневые и рыжие шляпки. На краю поляны, будто костёр, ярко краснела алыми гроздьями рябина. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: