Крушение галантного века
Революции губительны для общества, но одно их достоинство не вызывает сомнений – они дают социальный лифт талантливым выходцам из низов. Не только Наполеон сделал головокружительную карьеру, став генералом в 23 года, но и многие из его маршалов. Упомянем лишь Бернадота. Этот сын беарнского адвоката не имел даже дворянского достоинства. Наполеон сделал его маршалом, а потом отпустил в Швецию царствовать. Супругой Бернадота была девушка, за которой когда-то ухаживал сам Наполеон, а ее сестра вышла замуж за Жозефа Бонапарта, ставшего королем Испании. Каково было бы удивление торговца шелком из Марселя, если бы ему сказали, что обе его дочери станут королевами? Не меньшее удивление у придворных вызвала татуировка на теле покойного короля Швеции Карла XIV Юхана– «Смерть королям».
Анти французские коалиции создаются одна за другой. Внутри страны зреют заговоры и вспыхивают восстания. Революционная Франция нуждается в талантливых полководцах. В 1792 Бонапарт уже подполковник Национальной Гвардии. Он еще ничем не проявил себя, однако уже успел составить мнение о революционном народе. Присутствуя при очередном бесчинстве толпы в королевском дворце, он с горечью сказал своему товарищу Бурьену, что эту сволочь следовало бы просто расстрелять из пушки. Сотни четыре или пять положили бы на месте, а остальные обратились бы в бегство.
В сентябре 1793 года Бонапарт оказывается в республиканской армии, осаждающей Тулон. Начальник осадной артиллерии Доммартен тяжело ранен, а генерал Карто ничего не смыслит в военном деле.Он вынужден воспользоваться услугами заезжего артиллериста. Проведя блестящую операцию по освобождению неприступной крепости, Бонапарт получает чин бригадного генерала и начинает свой путь к славе.
5 октября 1795 года он подавляет роялистский мятеж, оказывая услугу термидорианскому правительству Барраса. Торгаши, сменившие фанатиков революции, пытаются удержать в своих руках награбленное. Положение народа их заботит также мало, как и претензии бывшей аристократии. Страна погружается в хаос и ждет своего избавителя.
Лекция: Война в понимании и изображении Л.Н. Толстого.
Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: «Все хорошо, что хорошо кончается». Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: «Война и мир». Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова «мир». «Мир» — это и состояние «без войны», и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная).
Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.
Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: «для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?» Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война «есть противное человеческому разуму явление». Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью
Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких… Но У всех этих смертей была праведная цель — освобождение Отечества. И потому в 1812 году «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…». И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь «ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить». Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.
1 стр., 446 слов
Как война влияет на жизни людей? По тексту Б. Л. Васильева
… разрушений. Болконский осознал, как сильно заблуждался и какой неправильный путь он выбрал. В произведении Шолохова «Судьба человека» говорится об Андрее Соколове – человеке, который потерял на войне свою семью. … наверное, самое сложное испытание в жизни любого человека. В литературных произведениях нередко встречается данная проблема. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, до …
«Война и мир» – Отечественная война 1812 г.
изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти.
Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, парки, артиллерию… со всех сторон, позади и впереди, покуда хватал слух, слышались звуки колес, громыхание кузовов, телег и лафетов, лошадиный топот, удары кнутом, крики понуканий, ругательство солдат, денщиков и офицеров…Солдаты, утопая по колено в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры…» Читая описание, мы чувствуем огромное напряжение человеческих сил, тяжесть труда, доходящую до предела усталость.
А вот сложная и многокрасочная картина Шенграбенского сражения: «Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами…» Ощущается хаотичность побега русской армии, «…но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад… и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина… Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы были… оттеснены».
люди здесь просто выполняли свой долг, не помышляя о том, что они герои
Как характеризуют Наполеона герои романа «Война и мир»
В начале романа Андрей Болконский считает военного деятеля перспективным. На упомянутом вечере молодой князь вспоминает благородные поступки полководца, вызывающие уважение: посещение госпиталей, общение с инфицированными чумой солдатами.
После Бородинской битвы, когда русскому офицеру пришлось умирать среди множества убитых солдат, он услышал над собой Наполеона. Тот говорил о картине смерти, развернувшейся перед глазами, восхищаясь, с восторгом, вдохновенно. Князь Андрей осознал, что слышит слова больного человека, одержимого чужими страданиями, подлого и приземленного нездоровыми инстинктами.
Аналогично разочаровался в образе французского военачальника Пьер Безухов. Молодой граф подчеркивал государственный профессионализм деятеля, сумевшего отделить злоупотребления революции, принявшего равенство граждан, как основу нового политического правления. Особенно старательно Пьер старался объяснить русской знати положительное значение свободы слова, зародившейся в юной Франции.
На пепелище Москвы Безухов поменял свое мнение на противоположное. Под театральным величием души Наполеона Пьер увидел масштаб беззакония, творимого единолично императором. Следствием действия человека, стоявшего у власти, стала нечеловеческая жестокость. Массовое бесправие было результатом алчности и ничтожности.
Николай Ростов в силу молодости и прямоты считал Наполеона преступником, а как эмоционально зрелый представитель молодежи ненавидел полководца вражеской армии всей силой юношеской души.
Государственный русский деятель граф Растопчин сравнивает деятельность злого гения с пиратскими традициями, имевшими место на захваченных ими судах.
Отношение Толстого к Наполеону
Для Л. Н. Толстого Бонапарт — «палач народов», жестокий завоеватель. Он зациклен на своей военной славе, поэтому является ограниченным человеком, лишённым простоты, интереса и сочувствия к людям. Толстой своё отношение к Наполеону подробно изложил в 3 главе 1 части эпилога. Он подчёркивает, что Бонапарту дали власть «миллионы случайностей», случайности сопутствовали его успеху как военачальника.
По мнению Толстого, «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). Писатель считал, что Бородинское сражение было дано не потому, что этого хотел Наполеон, а потому что солдаты его армии, измученные походом, хотели «найти пищу и отдых победителей в Москве».
Толстой уверен, что ходом этого сражения Наполеон не распоряжался, так как ничего из его диспозиции не было исполнено, и он не знал, что происходило в сражении впереди него. «Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его». Он просто «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).
5 фактов о Наполеоне
Из второго тома
Безухов и Болконский обсуждают философский вопрос субъективного восприятия справедливости. То, что один человек считает справедливым, с точки зрения его оппонента выглядит совершенно противоположно, порой, бесчеловечно.
Болконский объясняет Безухову свою новую жизненную позицию. Андрей старается смягчить поведение своего жесткого отца, назначенного на должность командующего ополчением, чтобы старику не пришлось мучиться от последствий своих властных решений. Например, казнь вора.
Болконский мудро размышляет о сложной создавшейся ситуации — император Александр осуждает князя за отказ от военной карьеры, поэтому не хочет рассматривать законы, составленные им.
Пьер Безухов пытается объяснить членам масонского братства планы развития тайного общества. Начинается дискуссия, граф убеждается, что сложно склонить большое количество оппонентов к единому мнению.
Описание персонажа
Характеристика Наполеона в романе Льва Николаевича Толстого весьма неоднозначна. С одной стороны, он представляется величественным полководцем и повелителем мира, а с другой — ничтожным французом.
Внешность императора
Наполеон Бонапарт не мог похвастаться привлекательной внешностью. Тело его выглядело некрасивым и толстым. В своём произведении автор делает акцент на том, что ещё в 1805 году он был намного стройнее, а лицо его и вовсе казалось худощавым. Спустя семь лет, у него появился выпирающий живот, который Толстой назвал «сорокалетним брюшком». Помимо полноты, портрет императора можно описать следующим образом:
- маленькие пухлые руки;
- располневшее лицо, но черты его были довольно молодыми;
- выразительные глаза;
- широкий лоб;
- невысокий рост;
- резкий голос.
Сюда же можно добавить и следующую цитатную характеристику: «…Твёрдые, решительные шаги», «Круглый живот… Жирные ляжки коротких ног… Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… Выражение милостивого и величественного императорского приветствия».
Характеристика личности
Главной чертой французского императора была самовлюблённость — герой считал себя лучше других. Толстой в своём романе не стал отрицать, что Наполеон был хорошим полководцем, но при этом уточнил — ему просто везло. К окружающим людям герой относился пренебрежительно. Он, как обычный человек, добившийся самостоятельно таких вершин, считал людей, не сделавших подобное, недостойными его внимания.
Кроме того, Наполеон был жутким эгоистом. Автор показывает его читателю избалованным человеком, любившим находиться в комфортных условиях. Несмотря на это, он не один раз оказывался на полях сражения и не всегда в роли великого полководца.
Когда император только начинал строить свою карьеру, он очень часто довольствовался малым, поэтому беды простых солдат ему были не чужды. Спустя время, Наполеон отдалился от своего войска и погрузился в атмосферу роскоши и комфорта.
Толстой также описал желание правителя быть значимее всех, для него не было мнения других людей — он слушал только себя. Герой считал, раз ему удалось столько добиться — рядом с ним нет равных. Для Бонапарта война была родной стихией. Он не считал себя виноватым в бедах, которые причинял другим людям. По его мнению, правители других государств должны винить во всех несчастьях лишь себя, так как они сами выступали в роли провокаторов.
Отношение Толстого к французскому императору
Наполеон в произведении «Война и мир» изображен Толстым следующим образом:
- Ограниченный человек. Он слишком уверен в своей военной славе.
- Приписанная людьми гениальность. В сражениях он не щадил свою армию.
- Шулер, действия которого нельзя назвать великими.
- Выскочка и личность без убеждений.
- Глупое поведение Бонапарта после взятия Москвы.
- Подлый человек.
Какую концепцию жизни Наполеона показал Лев Николаевич? Французский император отрицал целесообразность исторической воли. За основу истории он берет единичные интересы, поэтому она видится ему беспорядочным столкновением чьих-то желаний. Наполеоном одолевает культ личности, он не верит во внутреннюю мудрость бытия. Чтобы достичь своих собственных целей, он использует интриги и авантюры. Его военный поход в Россию — это утверждение авантюры в качестве мирового закона. В попытке навязать миру свою волю он бессилен, поэтому терпит поражение.
Лев Толстой изумлен самодовольством, ложным рыцарством, высокомерием, фальшивой галантностью, раздражительностью, властностью, актерством, манией величия французского правителя, который угрожает стереть Пруссию с европейской карты. Толстому очень хотелось доказать, что все великие правители являются злой игрушкой в руках истории. Ведь Наполеон — очень хороший полководец, почему же он проиграл? Писатель считает, что он не видел боль других людей, не интересовался внутренним миром других, не имел милосердия. Образом Наполеона в романе «Война и мир» Толстой показал нравственно бездарного человека.
Лев Николаевич не видит в Бонапарте гения, потому что в нем больше злодейского. Изображая личность Наполеона в романе «Война и мир», Толстой применил гуманистический нравственный принцип. Власть наделила императора эгоцентризмом, который развился в нем до крайних пределов. Победы Наполеона опирались на тактику и стратегию, но он не учел дух российского войска. По мнению Толстого, ход истории вершит народ.
Сравнение образа Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»
Роман Толстого Война и мир — гениальное произведение, где писатель описал в деталях военные события таких годов как 1805, 1809 и 1812. При этом автор ставил перед собой цель изобразить не войну, а народ в военное время. Толстой стремился раскрыть характеры людей, в том числе таких значимых исторических фигур, как Наполеон и Кутузов. В романе через призму всех событий раскрывались образы этих военачальников, их стратегии, поведение, отношение к своим подопечным. Так какими же видит читатель Наполеона и Кутузова? Ответить на вопрос поможет их сравнительная характеристика.
Образ Кутузова
Когда читаешь роман, то Кутузова видишь не сразу. О нем молчат первые главы романа, в отличие от Наполеона, которого обсуждают на вечере уже с первых строк. Кутузова высшее общество тоже обсуждает. О нем отзываются насмешливо, порой даже забывают, но вместе с тем, на него надеется вся страна и весь народ.
Кутузов в сравнении с Наполеоном больше похож на уставшего старика, который может уснуть на военных советах. Но это не помешало называть солдатам Кутузова отцом. Да, никакие стратегии он не навязывает другим, он просто действует. Он не восхваляется своими званиями, не кричит об этом, и не идет на поле после сражения, как это делал Бонапарт. Он брал оружие и воевал рядом с другими солдатами, ведь в борьбе за свободу все были едины. Не было здесь простых мужиков, рядовых, не было генералов. Поле боя сравняло всех.
Кутузов не бесчувственный человек, поэтому он часто протирал глаза от слез, так как переживал за своих людей. Для него солдат не мясо, а личность. Он болезненно воспринимает информацию о смертях и поражениях. К каждому бою относится ответственно, просчитывает и попусту не рискует жизнью солдат. Его же вера была очень сильной, и эту веру он сумел передать каждому человеку. Это и стало решающим в битве с французами.
Образ Наполеона
С образом Наполеона Бонапарта — французского императора мы знакомимся с парвых строк романа Война и мир. Люди из высшего общества обсуждали личность Наполеона на вечерах. Несмотря на то, что многие восхищались императором, окунувшись в летопись романа, мы узнаем насколько это был жестокий и циничный человек. Для него человеческая жизнь была ничто, важен был лишь холодный расчет и хитрость, с помощью которой он хотел завоевать весь мир. Армия для него лишь орудие, которое должно быть всегда готово выполнить любой приказ. Был Наполеон и самоуверенной личностью, которой не удалось разглядеть великую мощь русского народа, что объединил свои силы и разгромил такую непобедимую французскую армию. Бородинская битва стала для Наполеона постыдной, как и постыдно было его поражение, что не дало осуществиться его великим планам.
Толстой в романе Война и мир показал нам двух полководцев, которые были очень непохожи. Имея цель разгромить противника, они идут к ней разными путями, тем самым помогая читателю нарисовать истинные образы и увидеть истинные лица.
Как выглядит император Франции
Военная натренированная осанка позволяла Бонапарту до последних дней выглядеть величественно. Он отличался маленьким ростом, коренастой фигурой и невольно выпяченным животом, постоянно носил ботфорты – жизнь проходила верхом на коне. Мужчина прославился ухоженным франтом с белыми красивыми руками, любил парфюм, его тело постоянно окутывал густой аромат одеколона.
Военную кампанию против России Наполеон затеял в сорокалетнем возрасте. Сноровка и движения стали менее проворными, чем в молодости, но шаг оставался твердым и быстрым. Голос императора звучал громко, он старался четко выговаривать каждую букву, особенно красиво договаривал последний слог в словах.
Смысл названия
Отношение Толстого к Наполеону
Лев Николаевич видит предводителя французской армии «палачом», жестким завоевателем и агрессором. Для писателя герой не представляет из себя ничего значимого и великого, поскольку власть ему досталась из «миллиона случайностей», т.е. его усилий было заложено по-минимуму. А высокое положение он явно не заслужил, по мнению автора. У военачальника отсутствуют сопереживание, широта кругозора и взглядов, нет простоты в общении.
Толстой считает, что французы проиграли в Бородино из-за истощенности ресурсов. Они нуждались в отдыхе и пище. А лидер попросту не следил за ходом событий и не командовал, а лишь создавал такую видимость, ничего не контролируя.
Первая идея
История создания романа Толстого «Война и мир» свидетельствует о том, что первоначальным замыслом писателя было создание книги о нелегкой судьбе декабриста, вернувшегося в 1865 году (время отмены крепостного права) на родину после долгие годы ссылки в Сибири. Однако вскоре Лев Николаевич пересмотрел свою идею и обратился к историческим событиям 1825 года, времени восстания декабристов. В итоге от этой идеи отказались: юность главного героя прошла на фоне Отечественной войны 1912 года, грозного и славного момента для всего русского народа, который, в свою очередь, был еще одним звеном в неразрывной цепи События 1805 года. Толстой решил начать рассказ с самого начала — начала XIX века — и возродил полувековую историю государства Российского с помощью не одного главного героя, а множества ярких образов.
Отношение к солдатам
Кутузов близок к простым людям, он знает и понимает их чувства. На смотре под Браунау, проходя по рядам, Кутузов говорил «по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам». Он проявлял заботу о солдатах, на смотре сразу заметил, что у многих плохая обувь
После смотра солдаты говорили, что хоть у Кутузова один глаз, он глазастый, «и сапоги и подвёртки, всё оглядел…» Кутузов понимает важность не только снабжения солдат хорошей обувью, одеждой и оружием, но и важность поддержки нравственного духа воинов. В этом проявляется его мудрость и талант полководца. Если его что-то раздражает в действиях командиров, он не переносит своего раздражения на их подчинённых или своих адъютантов
Если его что-то раздражает в действиях командиров, он не переносит своего раздражения на их подчинённых или своих адъютантов.
Наполеон относился к своим солдатам равнодушно, без заботы и сочувствия, ему были безразличны их судьбы. Его мало волновала судьба вообще всей его армии, главное для него — собственное величие. Проиграв войну 1812 года, он бежал из России впереди своей армии: «Впереди всех бежал император, потом короли, потом герцоги». Наполеон ехал от своих гибнущих солдат в тёплой шубе, «и душа его была покойна».
Вариант 2
Может показаться, что Лев Толстой специально изобразил в своём романе Наполеона точно не гениальным. И это понятно для писателя из державы, которую пытались завоевать, но которая героически выстояла… Вот и к побежденному завоевателю ироническое отношение! Но если навести справки в Сети, то окажется – Лев Николаевич был не так далёк от истины.
Голос автора говорит читателю, что «император» совершал поступки, которые не назовешь историческими. Иногда он ведёт себя просто глупо! Но ещё хуже, что ещё чаще – подло. Примером его бегство от его же отступающей армии. В сражениях он не ценил свои войска, не показывал себя блестящим полководцем. Уничтожающе характеризует писатель Наполеона как человека «без»: имени, убеждений, привычек… Называет его избалованным эгоистом.
Герои романа тоже говорят, что Наполеон – выскочка, шулер в политике, что «миллион случайностей» дали ему власть. Он будто боится взять на себя ответственность даже за начало войны, которую он развязал, а сваливает всё на Александра (нашего императора). Как бы Наполеона заставила воевать!
В описании Наполеона автор подчеркивает самодовольное лицо, самоуверенность, притворство. Например, он вроде интересуется жизнью простых солдат, как и должны делать хорошие полководцы, но делает это неискренне и вроде как от скуки.
У Бонапарта, конечно, есть и хорошие (полезные) качества. К примеру, целеустремленность! Он исполнил свою мечту – стал Императором. Нужно добавить, что он любит красоту, роскошь и комфорт. Еще, в принципе, это не столько храбрый, сколько дерзкий человек. Ради своей цели он готов на многое.
Наполеон напоминает мне теперь звезду, которую сейчас бы «раскрутили» ещё проще и быстрей. Величие и прочие хорошие качества ему приписывались, а он только стремился к своей цели. Он ведь считал, что всегда прав, что может играть судьбами и жизнями людей. Получается, что роман Толстого развенчивает его. Хорошо, что книга эта известна во всём мире, а то, думаю, о Наполеоне много хвалебных произведений. Во Франции, конечно, в первую очередь.
Бонапарта показали в романе как среднего человека, но с огромной самоуверенностью, которая помогла ем добиться целей – стать известным, почти великим, хотя таким он вовсе не был. Мне Наполеон совсем не понравился здесь, его жаль, скорей. Опять же хорошо, что Толстой написал о нём правду, а не критику, а не злую шутку.
Причины войны в романе «Война и мир»
Л.Н.Толстой в эпилоге повествует нам об «этом человеке», «без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз…», который и есть Наполеон Бонапарт, желавший завоевать весь мир. Главным противником на его пути была Россия – огромная, сильная. Разными обманными путями, жестокими сражениями, захватами территорий Наполеон двигался потихоньку с своей цели. Ни Тильзитский мир, ни союзники России, ни Кутузов не могли остановить его. Хотя Толстой говорит, что «чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в природе, тем они становятся для нас неразумнее, непонятнее», все же в романе «Война и мир» причина войны – это Наполеон. Стоя у власти Франции, подчинив себе часть Европы, ему не хватало великой России. Но Наполеон ошибся, он не рассчитал силы и проиграл эту войну.
Обстоятельства смерти
Смерть императора стала загадкой на несколько веков. Существовало две основные версии: естественная смерть и отравление мышьяком.
Бонапарт обладал отменным здоровьем: до ссылки на остров Святой Елены он не страдал от заболеваний и не нуждался в медицинской помощи. Но во время заключения он начал вести малоподвижный образ жизни, и почувствовал ухудшение. Ещё через пару лет стало понятно, что надежд на освобождение нет, от чего началась депрессия и частые болезни.
Поставить точку в этом споре смогли только лабораторные анализы, которые стали возможны в 2000-х годах. Версия об отравлении была решительно отвергнута в пользу версии о естественной смерти.
Ещё в XIX веке тело было подвержено процедуре вскрытия, и результатом стало письменное подтверждение рака желудка семью врачами. Сам Наполеон во время болезни предполагал, что страдает именно от этого заболевания, так как в роду многие скончались от рака: дед, отец, родной брат и три сестры. Не обошла фамильная участь и Бонапарта.
Образ Наполеона
Духовный мир Наполеона
В понимании Толстого духовный мир предводителя французов — это «искусственный мир», населенный «призраками какого-то величия» (том третий, часть вторая, глава 38). На самом же деле Наполеон представляет собой живое доказательство одной старой истины о том, что «царь есть раб истории» (том третий, часть первая, глава 1). Считая, что он исполняет собственную волю, этот исторический деятель всего лишь играл «тяжелую», «печальную» и «жестокую» «нечеловеческую роль», которая ему предназначалась. Едва ли он смог бы вынести ее, если бы у этого человека не были помрачены совесть и ум (том третий, часть вторая, глава 38). Писатель видит помрачение ума этого главнокомандующего в том, что он сознательно в себе воспитывал душевную черствость, которую принимал за истинное величие и мужество.
Так, например, в третьем томе (часть вторая, глава 38) говорится, что он любил рассматривать раненых и убитых, испытывая тем самым свою душевную силу (как считал сам Наполеон)
В эпизоде, когда переплывал эскадрон польских улан и адъютант на его глазах позволил себе обратить на преданность поляков внимание императора, Наполеон подозвал Бертье к себе и начал ходить с ним по берегу, отдавая тому приказания и недовольно изредка посматривая на утонувших улан, которые развлекали его внимание. Для него смерть — надоевшее и привычное зрелище
Наполеон воспринимает как должное беззаветную преданность собственных солдат.
Причины победы в войне 1812 года
В романе Л.Н.Толстой высказывает мысли о причинах победы России в Отечественной войне: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу вглубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе». Для русского народа победа в Отечественной войне явилась победой русского духа, русской силы, русской веры в любых обстоятельствах. Тяжелы были последствия войны 1812 года для французской стороны, а именно для Наполеона. Это был крах его империи, крах его надежд, крах его величия. Наполеон не только не завладел всем миром, он не смог остаться в Москве, а бежал впереди своей армии, отступая с позором и провалом всей военной кампании.
Мое сочинение на тему «Изображение войны в романе «Война и мир» очень кратко рассказывает о войне в романе Толстого. Только после внимательного прочтения всего романа можно оценить все мастерство писателя и откроете для себя интересные страницы военной истории России.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Война и мир»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Война и мир»
для самых компанейских —
Главные герои «Война и мир»
для самых занятых —
Читательский дневник «Война и мир»
для самых любопытных —
Анализ «Война и мир» Толстой
Тест по произведению
-
/31
Вопрос 1 из 31
Самые популярные материалы апреля для 10 класса:
Болконский и дуб
Характеристика Пьера Безухова
История создания романа «Война и мир»
Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь
Герои романа «Преступление и наказание»
Почему Раскольников совершил преступление?
«Дама с собачкой» главные герои
Вера Ростова (Война и мир)
Краткое содержание «Живые и мёртвые»
Характеристика Раскольникова
Характеристика Наполеона
Неоднозначная характеристика Наполеона в романе Толстого «Война и мир» представляется читателю. С одной стороны он – великий полководец, властелин, с другой – «ничтожный французишка», «холопский император». Внешние черты опускают Наполеона на землю, он не так высок, не так красив, он толст и неприятен, как нам хотелось бы его видеть. Это была «потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью». Описание Наполеона присутствует в разных частях романа. Вот он перед Аустерлицким сражением: «…худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место…Он стоял неподвижно… и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика». Кстати, этот день для него был особенно торжественен, так как это был день годовщины его коронования. А вот мы видим его при встрече с генералом Балашевым, приехавшего с письмом от государя Александра: «…твердые, решительные шаги», «круглый живот…жирные ляжки коротких ног…Белая пухлая шея… На моложавом полном лице… выражение милостивого и величественного императорского приветствия». Интересна и сцена награждения Наполеоном самого храброго русского солдата орденом. Что хотел показать Наполеон? Свое величие, унижение русской армии и самого императора, или преклонение перед храбростью и стойкостью солдат?
Как продвигалась работа
Критикам известно 15 вариантов начала романа. Толстой во многих письмах говорит, что он потерял надежду высказать свое мнение о людях, а затем, что он набрался сил, чтобы возобновить сочинение романа-эпопеи. Автору пришлось месяцами изучать исторические материалы о Бородинском сражении и партизанском движении.
Писатель очень подробно изучил биографические данные исторических деятелей Кутузова, Александра I и Наполеона. Сам он написал в статье, что любит очень подробно воссоздавать реальные ситуации, показанные в найденных документах. За годы работы над романом в семье Толстых была создана настоящая библиотека книг, посвященных периоду Отечественной войны 1812 года.
Идея романа — освободительное движение русского народа. Поэтому автор не использовал приказы, письма, документы и книги, рассказывающие о войне как о битве двух императоров. Автор рисовал воспоминания с объективной оценкой событий тех времен. Это были записи Жихарева, Петровского, Ермолова. Толстой работал с газетами и журналами 1812 года.
Изображение Наполеона и Кутузова
Созданные в романе образы Наполеона и Кутузова — яркое воплощение принципов, используемых Толстым в изображении деятелей истории. Далеко не во всем герои совпадают с реальными прототипами. Лев Николаевич не стремился к тому, чтобы нарисовать достоверные документально портреты этих деятелей, создавая роман «Война и мир». Наполеон, Кутузов и другие герои выступают прежде всего как носители идей. Опущены в произведении многие известные факты. Преувеличены некоторые качества того и другого полководца (например, пассивность и дряхлость Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона). Оценивая французского и русского главнокомандующего, как и остальных исторических лиц, Лев Николаевич применяет к ним жесткие нравственные критерии. Образ Наполеона в романе «Война и мир» — тема данной статьи.
Французский император является антитезой Кутузову. Если Михаила Илларионовича можно считать положительным героем того времени, то в изображении Толстого Наполеон является главным антигероем в произведении «Война и мир».
Портрет Наполеона
Бонапарт очень ценил себя: «Бог дал мне корону. Горе тому, кто её тронет». Эти слова были произнесены им во время коронации в Милане. Наполеон в «Войне и мире» выступает для кого кумиром, для кого врагом. «Дрожание моей левой икры есть великий признак», – говорил Наполеон о себе. Он гордился собой, он любил себя, он восславлял свое величие над всем миром. Россия стояла на его пути. Победив Россию, ему не стоило уже труда подмять под себя всю Европу. Наполеон вел себя надменно. В сцене разговора с русским генералом Балашевым Бонапарт позволил себе дернуть его за ухо, сказав при этом, что это великая честь – быть вздернутым за ухо императором. Описание Наполеона содержит много слов, содержащих негативную окраску, особенно ярко Толстой характеризует речь императора: «снисходительно», «насмешливо», «злобно», «гневно», «сухо» и т.д. Дерзко высказывается Бонапарт и о русском императоре Александре: «Война – мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?»
Раскрытый в этом сочинении образ Наполеона в «Войне и мире» позволяет нам сделать вывод: ошибка Бонапарта в переоценке своих возможностей и излишней самоуверенности. Желая стать властелином мира, Наполеон не смог победить Россию. Это поражение сломило его дух и уверенность в своей силе.
Тест по произведению
Многие писатели обращаются в своем творчестве к историческим личностям. XIX век был насыщен различными событиями, в которых участвовали выдающиеся персоны. Одним из ведущих лейтмотивов для создания литературных произведений стало изображение Наполеона и наполеонизма. Некоторые писатели романтизировали эту личность, наделив ее мощью, величием и свободолюбием. Другие видели в этой фигуре эгоизм, индивидуализм, желание господства над людьми.
Ключевым стал образ Наполеона в романе «Война и мир» Толстого Льва Николаевича. Писатель в этой эпопее развеял миф о величии Бонапарта. Толстой отрицает концепцию «великого человека», потому что она связана с насилием, злом, подлостью, трусостью, ложью и предательством. Лев Николаевич считает, что только человек, обретший мир в своей душе, нашедший путь к умиротворению, может познать истинную жизнь.