Основная тема рассказа толстого бедные люди. художественное своеобразие рассказа л

Читательский дневник сказка о рыбаке и рыбке а. с. пушкина

Краткое содержание Бедные люди Толстого

Безрадостен быт бедной рыбацкой семьи, где муж основной кормилец, а жена-хозяйка, которая создает уют, чистоту и тепло в семейном очаге. Поздний вечер, хозяйка-ее зовут Жанна перед огнем сидит и ждет мужа штопая старый парус.

С тревогой Жанна ждет мужа домой, ведь сегодня разыгралась страшная буря. Даже за стеной, в хижине было слышно, как бушуют волны, свистит ветер. Муж с утра ушел в море и до поздней ночь его нет. Жанна стала задумываться о том, что скоро осень, а затем и зима. У детишек нет обуви и зимой, и летом бегают босиком. На улице холодно, а дома тепло еще не потух огонь. Пятеро деток уже беззаботно спят. Слыша на улице рев ветра жутко стало Жанне. Где же муж? Когда вернется? Жив ли? Береги его Бог. Жанна набросила на голову платок и вышла на улицу взяв с собой фонарь в надежде увидеть лодку мужа, но на море все так же бушует шторм. Ветер ветками стучит в стены хижины, Жанна вспомнила, что еще недавно хотела проведать соседку, у которой погиб муж.

Соседка была больна и на руках у нее было двое маленьких детей. На стук дверь никто не открыл. Жанна стала звать соседку, но никто не ответил, и Жанна решилась войти в дом. В доме было очень холодно и темно. При помощи фонаря Жанна осмотрела комнату. На кровати она увидела свою соседку Симон. По тому как Симон лежала Жанна поняла, что соседка мертва. Рядом с мертвой матерью спокойно посапывали ее дети, даже не подозревая, что они остались сиротами. Спали ребятишки, прижавшись друг к другу, укрытые старой одеждой. Жанна с бьющимся сердцем забрала детей к себе домой. Неся детей домой сама себе задавала вопрос: зачем? Зачем она это делает? В ведь дома спят свои пятеро малышей. Дома положила двоих малышей рядом со своими и укрыла их.

А мужа все нет. Изводит себя Жанна мыслями, что же скажет муж, ведь самим есть нечего еле сводят концы с концами. Но поступить по-другому не могла. Жанна вскакивала с табуретки на каждый стук, ей казалось, что кто-то пришел. Но никого не было. Жанна долго сидела у кровати, где спали дети. Погода успокоилась, дождь больше не льет, на улице уже рассвет, но ветер все воет.

Неожиданно открылась дверь и по хижине прошелся свежий воздух с моря. И в дом вошел, высокий, загоревший мужчина, который нес за собой порванные сети. У видев жену он стал рассказывать какая ужасная была ночью погода, и что он ничего не поймал, а только порвал сети. Он стал спрашивать Жанну, чем же она занималась, как у нее прошел день и вечер. И вдруг Жанна ответила, что умерла соседка Симон. При этих словах Мужчина нахмурился и сказал, что ничего не поделаешь, детей жалко и нужно их забрать к себе. У Жанны отлегло от сердца, и она показала мужу как все дети мирно посапывали под пологом.

Бедные люди — краткое содержание рассказа Толстого

В центре повествования — семья бедного рыбака. Он ушел на промысел в море, а в уютном домике его ждут жена Жанна и пятеро маленьких детей. Отец целыми днями пропадает в море, мать шьет и чинит сети, а семья живет впроголодь. Даже на одежду и обувь детям денег не хватает и они круглый год бегают босяком. Но Жанна не ропщет и молится о скорейшем возвращении мужа. Прошло уже много времени, а глава семьи все не возвращается, поэтому Жанна беспокоится о его судьбе. К тому же на море разыгралась непогода. Женщина слышит рев ветра и грохот волн.

По соседству живет вдова рыбака Симон с двумя маленькими детьми. Ее муж погиб в море, она болеет, и Жанна вспоминает, что давно хотела навестить бедную женщину. Когда Жанна постучала в дверь, ей никто не ответил. Женщина вошла в дом. Там было темно и холодно и сыро. Симон лежала неподвижно. Жанна поняла, что соседка мертва. Рядом с ней спали маленькие белокурые дети. Спасаясь от холода, они крепко прижимались друг к другу. Умирая, Симон успела заботливо укрыть их своим платком. Не задумываясь, Жанна забрала люльку с малышами к себе в дом. Женщина с тревогой ждет возвращения мужа. Ведь она без его согласия взяла в семью двух ребятишек, а они с мужем с трудом могли прокормить и своих пятерых. Но Жанна не могла поступить иначе. Наступило утро, погода улучшилась. Наконец вернулся муж. Он рассказывает, что ночь была ужасной, рыбы он почти не поймал, порвались сети, но, слава богу, хоть живым вернулся. Пряча глаза, Жанна говорит, что умерла соседка. Остались совсем крошечные дети. Муж хмурится, но говорит, что следует забрать малышей. Он просит жену поскорее пойти в соседский дом и принести осиротевших детей. В ответ Жанна открывает занавеску, и показывает спящих малышей.

Писатель воспевает вечные ценности — доброту, сострадание, готовность помочь ближнему. Несмотря на нищету, семья рыбака без раздумий берет в свою большую семью двух малышей, потерявших родителей.

Читать краткое содержание Паустовский Кот ворюга

Рассказ К. Г. Паустовского “Кот-ворюга”

Анализ художественного произведения – одна из ключевых проблем и филологии, и методики преподавания литературы. Об этом пишут всегда и много, пишут как большие ученые, так и рядовые учителя. Являясь в течение многих лет постоянным читателем методических изданий, сталкиваюсь с мнением, что анализ литературного произведения “отбивает” у учеников желание читать само произведение, что за анализом первичное впечатление от произведения отходит на задний план и его итоговое толкование отличается от первоначального.

Но чтение без анализа

Часто ученик испытывает чувство потрясения, радости не только от открывшегося ему смысла, но и от самого факта открытия

А это, на мой взгляд, очень важно в понимании литературы. Заражаясь авторскими чувствами, ребенок определит для себя свою точку зрения, вступит с писателем в диалог, соглашаясь или не соглашаясь с ним. Это и есть цель литературного образования в школе – воспитание у учеников интереса к художественной литературе и глубокое понимание словесного искусства, где анализ литературного

Это и есть цель литературного образования в школе – воспитание у учеников интереса к художественной литературе и глубокое понимание словесного искусства, где анализ литературного

Рассказ “Кот-ворюга” – благодатный материал для обучения анализу художественного произведения в 5-м классе. Считаю, что на данном этапе не обязательно детально и глубоко исследовать текст всего произведения. Достаточно обратиться к нему избирательно.

Предварительное домашнее задание. Подготовить рассказ о жизни и творчестве К. Г. Паустовского (индивидуально); группе иллюстраторов – нарисовать каждому кота-ворюгу, выбрав любой эпизод рассказа (желательно по сюжету).

Читательский дневник – Паустовский “Дремучий медведь”

Название: Дремучий медведь Жанр: сказка Написано: 1947 год Число страниц: 17

Главные герои

  • Мальчик Петя;
  • бабка Анисья;
  • медведь по прозвищу Дремучий.

Второстепенные герои

  • Бобры;
  • дятел;
  • ворона;
  • шмели и пчелы;
  • куст ежевики;
  • ива;
  • ерш по имени Шипояд;
  • окунь.

Краткое содержание

Жил с бабушкой Анисьей ее внук Петя-маленький. Мальчик был сиротой. Бабка звала его дичок, потому что он необщительный. Но Петя был любознательный, внимательный, добрый и любил природу. Бабушка устроила внучка пастухом телят около Высокой реки, где у него была возможность наблюдать за зверями, насекомыми, птицами и общаться с ними. Петя не обижал живых существ и за это они его любили. Однажды старый медведь хотел съесть одного из телят. Пастушок не мог справиться сам со зверем и попросил помощи у природы. На его просьбу отозвались все: растения, рыбы, звери, птицы, насекомые. Медведь отступил и весь побитый, без хвоста пошел впадать в спячку осенью.

Мое мнение

Эта сказка учит любить природу, не обижать ее. А также просить о помощи, когда тебе грозит опасность. Между мальчиком и обитателями реки сложились дружеские отношения, которые спасли ему жизнь. Дружба – огромное богатство.

Аудиосказка

Если ваш ребенок лучше воспринимает информацию на слух, советую дать ему прослушать аудиосказку через день или два после прочтения. Так текст лучше запомнится.

https://youtube.com/watch?v=uOEqBO16C6w

Кугут

Отойти от обиды Сашуку помогает Бимс. В бараке хозяйничает Игнат, и мальчик просит у него ключ от кладовки — отрезать хлеба себе и Бимсу. Ключ Игнат не даёт, сам выделяет небольшой кусок хлеба и заявляет, что кормить бесполезного щенка — баловство. До обеда мальчик играет с Бимсом и представляет, как тот станет матёрым псом, которого все будут бояться.

Приходит с лова бригада. Рыбаки начинают сортировать рыбу. Бимсу нравится суета на причале. Он радостно мечется и попадает под ноги Игнату. Новый повар зол — над ним все издеваются, называют кухаркой. Он пинает щенка, тот падает с причала в воду и тонет. Щенка вылавливают, но он уже мёртв. Сашука трясёт от ненависти и отчаянья. Он называет Игната «проклятым кугутом». Жорка поднимает руку, чтобы ударить Игната, но бригадир вовремя останавливает парня. Вместе с мальчиком он хоронит бедного Бимса.

За обедом рыбаки замечают, что каша у нового повара получилась невкусной и пресной — в ней мало сала. Игнат заявляет, что сала осталось совсем немного, потому что «кто хотел, тот в кладовку и лазал». Он пытается обвинить Сашука в том, что он кормил салом Бимса. Жорка грозится обыскать сундучок Игната. Тот бледнеет и выдаёт себя: говорит, что сало, лежащее у него в сундуке, он взял из дому. Бригадир Иван Данилович выгоняет Игната из артели.

Рыбаки снова уходят в море. Мальчик остаётся один. Быстро темнеет, на небе загораются звёзды, но Сашук их не видит — он спит.

Толстой Лев. Все произведения

  • Акула
  • Алёша Горшок
  • Альберт
  • Анна Каренина
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
  • Бедные люди
  • Бешеная собака
  • Бородинское сражение в романе Война и мир
  • Булька
  • Власть тьмы
  • Война и мир по томам
  • Воскресение
  • Глава Наталья Савишна из повести Детство
  • Два брата
  • Два гусара
  • Два товарища
  • Детство
  • Дьявол
  • Живой труп
  • Именины у Ростовых в романе Война и мир
  • Исповедь
  • Кавказский пленник
  • Казаки
  • Как гуси Рим спасли
  • Как мужик гусей делил
  • Косточка
  • Котенок
  • Крейцерова соната
  • Лебеди
  • Лев и собачка
  • Липунюшка
  • Люцерн
  • Набег
  • Ореховая ветка
  • Отец Сергий
  • Отрочество
  • Петя Ростов
  • Плоды просвещения
  • Пожар
  • После бала
  • Праведный судья
  • Прыжок
  • Севастополь в декабре месяце
  • Севастопольские рассказы
  • Семейное счастие
  • Смерть Ивана Ильича
  • Старый дед и внучек
  • Три медведя
  • Три смерти
  • Утро помещика
  • Филипок
  • Хаджи-Мурат
  • Холстомер
  • Царь и рубашка
  • Чем люди живы
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир
  • Юность

Изменение отношения героя к деньгам

В рассказе «Бедные люди» Л.Н. Толстой основной герой, герой мечты и символического имени Варенька, заметно меняет свое отношение к деньгам в течение сюжета. Изначально Варенька является человеком бездумным и прожигателем денег. Он использует их для удовлетворения своей пошлой натуры: покупает сомнительные предметы, решает финансовые проблемы других людей, не оставляя средств для себя.

В параллельной истории рассказа мы наблюдаем другой персонаж — героя жизни и символического имени Максим Максимыч. Он заботится о своей семье, бережно экономит каждую копейку и прилагает усилия, чтобы выжить и преуспеть в жизни. Максим Максимыч демонстрирует отличительные черты честного и трудолюбивого человека, совершая даже маленькие дела, чтобы заработать деньги, и стремясь помочь другим.

Главная мысль рассказа заключается в том, что путь к счастью и преуспению лежит в заботе о семье, честности, трудолюбии и правильном отношении к деньгам. Через развитие героев Л.Н. Толстой показывает, что мы должны ценить и умело обращаться с деньгами, чтобы они служили нам, а не мы им.

Литературная игра викторина с ответами, 2 класс. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Кафка и социальная этика

Еще одно интересное прочтение Кафки — прочтение в свете социальной этики. Пионером этого направления был Ханс Иоахим Шёпс, который высказал свою точку зрения еще в 1930-м году, в послесловии к опубликованным им рассказам из наследия Кафки (Hans-Joachim Schoeps. Nachwort zu Aus dem Nachlaß Franz Kafkas. Ein Fragment. Beim Bau der chinesischen Mauer. in: Der Morgen. Zweimonatsschrift, 1930): «В обоих рассказах особенно отчетливо звучит — в неподражаемой, реально-символической манере этого писателя, главная тема жизни и переживаний Кафки: одиночество индивида в мире и его стремление к включению в осмысленную взаимосвязь посредством участия в работе на благо целого. Правда, работа эта оказывается безнадежной, китайская стена — символ атомизации, необозримости и бесцельности современного рабочего процесса и ставшей недостижимой тотальности человеческого бытия, в которой работа и жизнь каждого просто поглощаются без остатка и потому трагическим образом становятся бессмысленными».

Интересно, что отношению Кафки к служению на благо еврейской общности посвятил свою статью «О Китайской стене» японский исследователь Хидео Накацао (Hideo Nakazawa. Über Die Chinesische Mauer. Vortrag im Japanisch-Chinesischen Germanistentreffen Beijing, 1990). Он говорит, что для Кафки была очень важна идея ответственности индивида за общество. И показательно, что сборник «Земский врач», в который вошли обе притчи, Кафка первоначально планировал назвать «Ответственность». И еще Накацао считает, что в «Китайской стене» слово «китайцы» используется просто как шифр для слова «евреи». Стена строилась силами двух армий: восточной и западной, которые определенно намекают на восточное и западное еврейство. К тому же метафорика, сравнивающая иудейскую религию, Тору или Талмуд со стеной или оградой, защищающей от чужих влияний, очень распространена в традиции иудаизма.

Критика

Ажиотаж, начавшийся уже во время первого чтения рукописи романа, со временем только усиливался. Осенью 1845, ещё до публикации, «о „Бедных людях“ говорит уже пол-Петербурга», «Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное». Тогда Достоевский знакомится с Владимиром Одоевским, Владимиром Соллогубом и Иваном Тургеневым.

После выхода «Петербургского сборника» Булгарин, чтобы унизить новое литературное направление, впервые использует термин «натуральная школа». «Бедные люди» были восприняты как программное для этой школы произведение, поэтому надолго стали предметом острой полемики её идеологов, последователей и противников.

Первые отзывы были крайне полярными. Реакционные критики из осмеиваемой в самом романе «Северной пчелы» и «Иллюстрации» говорили о том, что роман лишён формы и содержания.

Но многие признавали выдающийся талант автора и знаковость произведения. Особенно важный момент (не столько для всей натуральной школы, сколько именно для автора) сам Достоевский выделяет в письме брату от 1 февраля 1846 года, в котором рассказывает о том, как приняли публикацию его романа. Среди прочего есть такие строки:

«Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезисом, то есть иду в глубину, и разбирая по атомам, отыскиваю целое, Гоголь же берет прямо целое…»

Также показательно сравнение творчества двух писателей Валерианом Майковым, сделанное по итогам 1846 года (когда у Достоевского кроме «Бедных людей» вышло лишь несколько произведений малых форм):

«…Гоголь поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума…»

Сам Гоголь, прочитав роман, тоже хорошо отзывался о нём и об авторе, но, как и некоторые другие современники, называл недостатком большой объём произведения. Достоевский же считал, что в романе «слова лишнего нет», однако при подготовке романа к отдельному изданию всё-таки немного сократил его.

Чему учит?

Достоевский в каждом своем произведении дает читателю нравственные уроки. Например, в «Бедных людях» автор раскрывает сущность неописуемых и жалких героев в самом выгодном свете и как бы предлагает нам задуматься, насколько мы были бы неправы в этом человеке, делая выводы о нем по внешнему виду.

Недалекий и безвольный Макар способен на подвиг самоотречения ради бескорыстного чувства к Варе, а окружающие коллеги и соседи видят в нем лишь неопрятного и нелепого клоуна. Для всех он лишь посмешище: гнев рвется на него и языки обостряются. Однако он не оцепенел от ударов судьбы и по-прежнему способен помочь всем нуждающимся, отдав последнее.

Например, он отдает все свои деньги Горшкову только потому, что ему нечем кормить семью. Таким образом, писатель учит нас не судить по упаковке, а глубже узнать человека, о котором идет речь, ведь он может быть достоин уважения и поддержки, а не насмешек.

Так же как и единственный положительный образ из высшего света — начальника Девушкина, который дает ему деньги и спасает от бедности.

Добродетель и искреннее желание помочь героям верно служить, чтобы они вместе преодолевали все трудности жизни и оставались при этом честными людьми. Любовь направляет и питает их, дает силы бороться с проблемами. Автор учит нас тому же благородству души.

Нужно сохранять чистоту мысли, теплоту сердца и нравственные принципы, несмотря ни на что, и щедро давать их тем, кто нуждается в поддержке. Это богатство возвышает и облагораживает даже бедняков.

Кратчайшая выжимка из писем

Бедный чиновник Макар Девушкин узнает, что его дальняя родственница попала в беду (ее изнасиловал богач Быков, и она осталась на улице без средств). Он решает поддержать ее, но еле сводит концы с концами. Варенька Доброселова жила в деревне, а потом ее родители переехали в город. Там ее отец умер, и семья обеднела.

Их забрала к себе дальняя родственница, но и Варю забрала с Быковым. Он воспользовался ее невинностью, и Варя, опозоренная и униженная, сбежала от Анны Федоровны — такой же родственницы.

Макар взялся поддержать ее, но окружающие начали распускать сплетни о том, что их отношения никак не связаны. Оба героя озабочены и упорно трудятся, чтобы выбраться из бедности. Варя шьет дома, но постоянно болеет, поэтому мало зарабатывает. У Макара очень низкий доход и на двоих не хватает.

Слабый человек срывается от неудачи и начинает пить. Варя поддерживает его в письмах, но сама подвергается нападкам сутенеров и любителей безумных утех. Ситуация становится все хуже и хуже, но однажды Быков решил жениться на Варе, чтобы племянник не получил от него наследства (он решил завести детей).

Варя не любит его, но принимает предложение, так как Макар не может помочь ей, не жертвуя собой. Макар отговаривает ее, умоляет и просит, но все напрасно: переписка заканчивается замужеством Вари.

Описание сюжета рассказа

Рассказ «Бедные люди» Льва Толстого является историей о маленькой семье, живущей в нищете и отчаянии. Главным героем рассказа является Максимов, юный ученый, который живет в постоянной борьбе с нищетой и старается выжить в этом жестоком мире.

Главная мысль рассказа заключается в том, что бедные люди, несмотря на свои страдания и несправедливость окружающего мира, остаются человеческими существами, способными испытывать чувства и любить друг друга. Через описание их повседневной жизни Толстой передает глубокое состояние их душ и показывает истинные ценности человеческого существования.

Содержание рассказа представляет собой последовательность событий, раскрывающих жизнь главных героев. Максимов изо всех сил пытается выжить и поддержать свою семью. Он беден и голоден, но он сохраняет свою человечность и отказывается от мелких злодейств и мошенничества, какими пытаются обзавестись его соседи.

Рассказ «Бедные люди» Толстого является глубоким и трогательным произведением, пронизанным главной мыслью о ценности и силе человеческого духа. Он заставляет нас задуматься о том, что даже в самых тяжелых условиях мир может быть прекрасным и жизнь — полноценной, если мы сохраняем свое человеческое достоинство и не позволяем нищете определить нашу судьбу.

Основные персонажи

Рассказ Толстого «Бедные люди» содержит несколько главных персонажей, которые играют важную роль в сюжете.

Главным героем является Андрей Петрович Ковригин, талантливый и амбициозный молодой человек. Он стремится к успеху и богатству, но пока остается бедным и неудачливым. Содержание рассказа фокусируется на его внутреннем мире и борьбе с нищетой.

Вторым важным персонажем является Варвара Алексеевна Тоскова, сестра Ковригина. Она также бедна и живет в постоянном страхе нехватки денег. Варвара неразрывно связана с братом и поддерживает его в трудные моменты.

Третий главный персонаж — Николай Трофимович Крестовский, богатый и знатный человек, который становится спонсором Ковригина. Он хочет помочь молодому человеку, но в результате сам оказывается разочарованным.

Рассказ Толстого «Бедные люди» показывает взаимодействие этих трех главных персонажей и их борьбу с нищетой и несправедливостью. Главная мысль рассказа заключается в том, что бедность может быстро разрушить человека, но истинное счастье не зависит от материального богатства.

Основные события

В рассказе «Бедные люди» Л.Н. Толстого главная мысль заключается в том, что материальное благосостояние не является главным показателем счастья и удовлетворенности в жизни. Рассказ описывает жизнь героев, которые живут в нищете, но стараются найти смысл и радость в маленьких радостях и простых жизненных радостях.

Главный герой рассказа, Акакий Акакиевич, работает копистом и мечтает о новом пальто. Он собирает деньги и заказывает пальто, но его радость оказывается омраченной, так как пальто угоняют. Акакию приходится обратиться за помощью, но его просьбы оказываются безуспешными, и он не получает никакой компенсации.

Далее рассказ описывает угнетение и утеснение героя со стороны коллег и начальства. Акакий Акакиевич страдает от неприятностей и отсутствия сострадания со стороны окружающих. В конце рассказа герой заболевает и умирает. Главная мысль рассказа заключается в том, что даже в бедности и безразличии окружающих можно найти некоторые радости и смысл в жизни, но они не смогут компенсировать все страдания и унижения, которые испытывает главный герой.

Сюжет рассказа

Главными героями произведения являются два незнакомых друг другу мальчика. Первый достаточно приспособленный, он неплохо выживает на улицах города. Второй оказался в трудной ситуации случайно, поэтому ему приходится гораздо тяжелее, у него нет защиты, помощи ему ждать не от кого.

Рассказанная в произведении история произошла накануне Рождества. Сюжет начинается в подвале здания. На холодном полу брошен старый тюк, на котором лежит очень слабая и больная женщина. Над ней склонился шестилетний мальчуган. Также в помещении живет ворчливая старуха, которая вечно недовольна ребенком.

Семья оказалась в этом городе из-за бедственного положения, она приехала сюда, чтобы заработать денег. Голод заставил мать с ребенком и старухой покинуть насиженные места. Но после приезда женщина сильно заболела, поэтому не смогла устроиться на работу. Холод и голод лишь осложнили ситуацию, в которой оказалось семейство.

Совсем один

Дальше события развиваются трагически. Мальчик начинает замерзать, его мучает чувство голода и жажды. Он пытается разбудить маму, но та не приходит в сознание, поэтому он начинает ее тормошить. Когда подросток дотрагивается до нее, то чувствует холод. Его охватывает страх, он не понимает, что произошло, но его пугает темный и холодный подвал, в котором нет даже света.

Ребенок решается выйти наружу, улица поражает его многочисленными огоньками и количеством праздношатающегося народа. В родном городе мальчика такой красоты не было, в вечернее время его район освещал один тусклый фонарь, а после захода солнце местные жители и соседские ребятишки укрывались в своих домах.

В одном из окон Петербурга нищий мальчик увидел сказочную картинку. В центре стояла красиво наряженная рождественская елка, которая была украшена:

  • яблоками;
  • мандаринами;
  • хлопушками;
  • конфетами.

Но хозяйка-барыня, увидев попрошайку, начала размахивать руками, дала ему монетку и прогнала. Все это настолько испугало подростка, что он выронил копейку и убежал.

На своих страницах русский писатель хотел показать жестокость людей. Этой мыслью он руководствовался при написании литературного произведения «Мальчик у Христа на елке».

Богатые хозяева и гости видели, что ребенок одет в легкую одежду, когда на улице стоял сильный холод. У него были явные признаки обморожения — покрасневшие пальцы и нос. Взрослые знали, что мальчик голоден, но этот аргумент на них не подействовал, они не дали ему поесть и отогреться.

Безразличие проявил и блюститель порядка, который нарочно отвернулся от нищего ребенка на улице. А ведь он был обязан помочь — сопроводить в участок, детский приют или больницу. Все эти люди и стали виновниками его смерти. Именно эту проблематику хотел показать Федор Михайлович Достоевский своим читателям.

Темы

Тематика, поднимаемая в произведениях Достоевского, во многом актуальна до сих пор. «Бедные люди» не стали исключением:

  1. Тема «маленького человека», раскрыта по-новому, глубже, чем это было описано, например, у Гоголя. Достоевский изучает чувства таких людей. Каково это – каждый день ходить на работу, где ты боишься даже поднять глаза? Как это – ходить зимой в ветхой одежде, которую нет возможности заменить? Или бояться заговорить с людьми, потому что постоянно чувствуешь себя «маленьким человеком»? Маленьким – значит недостойным, ниже рангом, второсортным. Вот, какая психология у главного героя. Хотя чего ему стыдится? Он зарабатывает на жизнь честным трудном. Разве он чем-то хуже богатых людей? Он в тысячу раз богаче Быкова, несмотря на то, что денег у него совсем нет. Его богатство – духовное. Именно это – богатство внутреннего мира «маленьких», незаметных людей, их достоинства и особый, только им присущий взгляд на мир, хотел показать Достоевский.
  1. В романе есть противопоставление деревни и города. Петербург – это город, в котором хорошо живут люди обеспеченные, и очень тяжело в нём приходится тем, кто не имеет достатка. Маленькие полунищенские квартирки или даже комнаты, в которых ютятся главные герои, – символизируют и то небольшое место в жизни, на которое может претендовать «маленький человек» в большом городе. Деревня же – это простор, природа и свобода. Лучшие дни своей жизни Варенька провела именно в деревне. О ней она вспоминает с большим теплом. Что дал Варе город? Нищету, скитания по чужим домам и вечное чувство неустроенности.
  2. Тема семьи также исследуется Достоевским. Одинокий и очень неуверенный в себе человек Макар Девушкин, встретив Варю, – обретает в ней новый смысл своей жизни. Необходимость заботиться о ком-то и возможность поделиться сокровенным вдохновляют его и на устроение собственной жизни. Мы не знаем, разрешил бы он себе всерьёз задуматься о литературном труде без Вари? Ведь сначала он сомневается, говорит, что у него нет таланта. И всё же, после нескольких писем Варваре, он решается пробовать. Его одинокая жизнь, благодаря ей, озаряется теплом. Варе, потерявшей семью, и человека, к которому потянулась её душа – Петра, также остаётся только этот искренно любящий её человек. Они поддерживают друг друга, становясь как бы отцом и дочерью. Семья же, которую создают Варя с Быковом, изначально построена на обмане и унижении. Быков не сделает Варю счастливой, его беспокоят только корыстные цели. Есть в романе ещё один пример семейных отношений: это отношения отца и сына Покровских. Для Покровского его сын, как и для Девушкина – Варвара – единственный дорогой человек, и он готов многое для него сделать. Несмотря на то, что в романе есть намёк на то, что Пётр – не родной сын Покровского.
  3. Тема любви. В романе «Бедные люди» есть примеры любви не только между мужчиной и женщиной, но примеры милосердной и сострадательной любви одного человеческого существа к другому. В книге показано даже не столько наличие этой любви, но скорее отсутствие её. Будто её не хватает на такой большой город. И как раз в бедных людях читатель находит примеры такой деятельной и сострадательной любви. Девушкин любит Варю как дочь, хочет для неё счастья и всеми силами старается устроить её судьбу. Такая любовь помогает и самому Макару. Варя отвечает ему тем же. Девушкин искренно сочувствует всей семье Горшковых. Главу семьи незаслуженно обвинили, и Макар, сам нуждающийся в сочувствии и помощи, отдаёт ему последние деньги, ведь у Горшкова – дети.

Читательский дневник №6 (6 «Г» К. Г. )

Я прочитал повесть Э. Хемингуэя «Старик и море», где повествуется о суровой жизни одинокого рыбака.

На Кубе жил один старик по имени Сантьяго. На жизнь себе он зарабатывал рыбной ловлей — других занятий в его краю не было. Старик был одинок, но за ним ухаживал мальчик, которого звали Манолин. Он любил Сантьяго, как родного и всячески ему помогал.

Однажды у Старика настали плохие времена. Он не мог поймать рыбу аж восемьдесят четыре дня подряд. Родители Манолина запретили своему сыну ходить с Сантьяго в море, считая его неудачником. Мальчику пришлось послушаться родителей, но он продолжал помогать Старику, ведь кроме него он не нужен был никому.

85-ый день походов в море начинался, как обычно, Манолин помог Старику донести оснастку судна. Но запрет был в силе и Сантьяго вышел в море один. Через некоторое время начало клевать и тут старик обнаружил, что к нему попался огромный марлин. Рыба была настолько сильна, что потащила лодку далеко в море, но Сантьяго решил во что бы то не встало поймать эту рыбу и прервать серию неудач.

Рыба не уставала и продолжала тянуть лодку в открытое море, но это не пугало опытного моряка — он умел ориентироваться в водном пространстве. Два дня продолжалась борьба между моряком и рыбой. Марлин был настолько огромный и сильный, что Сантьяго совсем выбился из сил. В течении двух дней у него сводило руку, было несколько ран и леска буквально въедалась в плечи рыбака. Но опыт победил! После двух дней упорной борьбы марлин сдался и мучения Сантьяго закончились — он поймал рыбу!

Рыба была поймана, но она очень далеко отплыла от берега и доплыть было трудно. Бедный изможденный Сантьяго, который питался одной сырой рыбой, собрал все силы в кулак и двинулся в обратный путь.

След от марлина оставался кровавый и на него напали акулы. Всеми средствами отбивался от них Сантьяго, но причалив к берегу от марлина остался лишь скелет. Обескровленный, весь в ранах, потерпевший неудачу Сантьяго, побрел домой.

На утро к нему пришёл Манолин. Увидев порезы на его руках и узнав о его неудаче, мальчик заплакал. Так ему было жалко пропавшие даром труды бедного рыбака.

Порой жизнь и судьба бывают несправедливы к тем, кто трудится изо всех сил. Эрнест Хемингуэй в своём произведении показывает простую жизнь деревенского народа. Показывает искреннюю заботу, доброту и свойственное простым людям трудолюбие.

Источник

Превращение

Грегор Замза, проснувшись утром, обнаружил, что превратился
в насекомое. В большого отвратительного жука. При этом он сохранил возможность
мыслить и понимать происходящее.

Так начинается повесть Франца Кафки «Превращение». Это медленное сюрреалистическое повествование, затрагивающее целый спектр различных социальных установок и комплексов. Типичная для Кафки демонстрация человеческих отношений в их истинном обличии.

Ельке Редер «Иллюстрации к Кафке»

Грегор – удачливый коммивояжер, любимый сын и брат. Близкие люди любят его искренне, и его есть за что любить – Грегор очень хороший человек. Он обладает прекрасными личными и деловыми качествами. Легок в общении, успешен в работе, заботлив дома.

А еще он содержит всю семью… Но не это главное, его ценят
не за это. Его ценят, исключительно, за личные качества.

И вот, утром, Грегор Замза не может вылезти из кровати. Он
лежит на спине и судорожно шевелит своими тонкими лапками. Он теперь не может
ходить на работу, не может себя обслуживать, он даже перевернуться
самостоятельно не может.

Метаморфоза, произошедшая с Грегором, одномоментно
превратила его из кормильца семьи в неприятную обузу, с которой непонятно что и
делать. «Оно», как стали называть бывшего Грегора Замзу, начало
доставлять семье ненужные и гнетущие волнения. Близкие люди начинают его люто
ненавидеть. Его внешний вид приводит в ужас и может отпугнуть постояльцев
(квартира частично сдается в наем). Огромное насекомое запирают в комнате и не
дают выползать наружу.

Полностью открытый мир коммивояжера (эта профессия связана с многочисленными переездами и частым переговорами) сужается до размера хитинового панциря, запертого в четырех стенах. Но только в новых условиях Грегор начинает понимать мир. Только лишившись всего, он осознает правду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: