Краткое содержание
Студент духовной академии Иван Великопольский возвращался домой с охоты. И если днём погода была хорошая и тихая, то к вечеру стало неуютно и мрачно. С востока подул пронизывающий ветер, по лужам протянулись ледяные иглы, запахло зимой.
Всё это навевало на студента невесёлые мысли: он думал, что такой же ветер дул и много лет назад, и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре, и что во все времена были такая же бедность, невежество, тоска и мрак. Так будет и в будущем, снова будет зима, в которую будут мести снега и дуть ветры. Оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. Его семья тоже бедна, родители голодают. Из-за тяжёлых мыслей ему не хотелось домой.
В это время он подошёл ко вдовьим огородам около реки, где светился огонь. Огороды имели такое название из-за того, что их содержали две вдовы — мать Василиса и дочь Лукерья. Они недавно отужинали и теперь мыли котёл и ложки. Иван подошёл, чтобы немного погреться у костра, поздоровался с ними и начал диалог.
Он вспомнил, что так же в одну из холодных ночей грелся у костра апостол Пётр. Тогда студент завёл пламенную речь о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу, что пойдёт за ним и в темницу, и на смерть. Но Иисус ответил ему, что не успеет пропеть сегодня петух, как он трижды отречётся от него. Скоро Иуда предал Иисуса: тот оказался в руках мучителей, которые стали его бить. Его повели к первосвященнику. А Пётр трижды отрёкся от Иисуса и, вспомнив его слова, предрекающие такой исход событий, горько заплакал.
https://youtube.com/watch?v=-cp7z5xKl7Y
На этом моменте рассказа Ивана заплакала и Василиса, но стала тереть лицо рукавом, словно стесняясь своих слёз, а на лице её дочери появилось такое напряжённое выражение, будто она сдерживает сильную боль. Всё это заметил студент. Однако ему пора было уйти и двигаться дальше, поэтому он попрощался с женщинами и отправился в путь.
Но теперь настроение молодого человека совершенно изменилось. Он задумался: если Василиса и Лукерья заплакали и прочувствовали боль, то это не только потому, что он умеет трогательно рассказывать, а ещё и потому, что рассказанное близко им, понятно и имеет к ним какое-то отношение. Значит, они всем своим существом заинтересованы в том, что почти девятнадцать веков назад происходило в душе апостола Петра.
Эта мысль стала для Ивана главным аргументом того, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны, а он сейчас стал свидетелем непрерывной цепи событий: дотронулся до одного её края, а дрогнул другой. Правда и красота, которые много веков назад направляли человеческую душу в саду и во дворе первосвященника, сохранились до настоящего времени и незримо присутствовали всегда и везде. Эти мысли заставили студента ощутить невыразимую радость, его сердце охватило сладкое ожидание счастия, а жизнь показалась ему чудесной и наполненной великим смыслом.
Можно выделить ключевые эпизоды для пересказа:
- Тяжёлые думы студента, навеянные хмурой природой и холодным ветром.
- Встреча с Василисой и Лукерьей.
- Воспоминание эпизода из Евангелия.
- Обретение студентом внутренней гармонии и понимание устройства мира.
Смысл произведения Чехова «Студент»
Главная идея
Главная мысль произведения состоит в том, что любой человек сможет обрести прозрение, невзирая на различные жизненные проблемы. Писатель хотел, чтобы каждый, кто прочтет произведение, смог обрести собственное призвание так же, как и главный герой, — через библейскую притчу. Этот рассказ учит верить, что жизнь изменится в лучшую сторону.
Суть произведения заключается в том, что любой сможет обрести счастье, без разницы, в каком социальном статусе человек и какие у него проблемы. Даже рассказ о Петре оборвался на трагической ноте, чтобы читатель мог вспомнить лишь радостный финал. Студент обрел счастье и умиротворение, когда до этого и не ожидал это получить. А сейчас жизнь для Ивана кажется прекрасной и удивительной.
Произведение учит не сдаваться, даже если в жизни начинается кромешный ад. Все время нужно помнить, что все сложности не являются постоянными. Чехов призывает верить в спасение. Люди должны чувствовать гармонию, поняв, что их дело полезно для остальных, и в этом состоит богатство человека — не внешнее, а внутреннее. Только так это может принести умиротворение.
Писатель призывает следовать примеру Ивана — смотреть на жизнь под другим ракурсом и отыскать в себе силы продвигаться дальше.
Краткий пересказ сюжета
Ранняя весна. Студент духовной академии Иван Великопольский с тяги держал путь домой. Дорога был неблизкая. День был теплым, но к вечеру подул холодный ветер, лужи стали затягиваться тонкой корочкой льда. Иван шел по тропинке заливного луга, пальцы у него совсем замерзли, настроение испортилось.
Внезапное похолодание будто нарушило всю гармонию мира. С грустью вспомнил Иван о том, как во время его ухода из дома, мать, босая на полу в сенях, сидя начищала самовар. Отец кашлял, лежа на печи. В страстную пятницу, во время поста, в доме еду не готовили, а чувство голода одолевало. И подумал Иван, что так же бедно и беспросветно жили и во времена Рюрика, и при Иване Грозном, и в эпоху Петра. И так же плохо и несчастливо будут люди жить дальше, хоть тысяча лет пройдет — ничего не изменится. Совсем не хотелось идти домой.
Ежась от холода, студент, вглядываясь в вечернюю мглу, разглядел огонек на «вдовьих огородах». Такое название огороды получили потому, что они принадлежали двум вдовам: матери и дочери. Костер горел весело и ярко освещал вокруг уже обработанную под посев землю.
Студент подошел к «вдовьему» костру погреться и отдохнуть
Вдова Василиса-мать, грузная женщина высокого роста, стояла у огня, грела руки и задумчиво смотрела на языки пламени.
Лукерья — дочь, низенького роста и некрасивая, сидя на земле, мыла кухонную утварь. Вероятно, они только что поужинали, предположил Иван.
С реки доносились мужские голоса. Местные работники привели лошадей на водопой. Иван подошел к костру и поздоровался. Василиса не сразу признала знакомого, затем приветливо заулыбалась: «Богатым быть!», проговорила она. Несмотря на близкое родство, женщины были разные. Василиса служила ранее у господ. Она была степенной, разговаривала уважительно и улыбалась. Лукерья – обычная деревенская баба, смотрела на студента, щурясь, и все время молчала.
Протягивая с удовольствием к огню окоченевшие руки, он рассказал женщинам о том, что такой же холодной ночью отогревался у огня апостол Петр. Иван заговорил о событиях Тайной Вечери, когда Петр пообещал Иисусу, что последует за ним всюду: «и в темницу и на смерть». В ответ Иисус мягко возразил Петру и заверил его, что не пропоет и первый петух, как он трижды отречется от него. В эту же ночь Иисуса предал Иуда. Связанного его вели к первосвященнику и по дороге били. А Петр, понимая, что происходит что-то ужасное, шел вслед. Искренне любивший Иисуса, он с горечью смотрел, как его бьют.
Безразличная ко всему Лукерья впервые пристально взглянула на студента. Иван рассказывал не останавливаясь. У первосвященника Иисусу устроили допрос. Работники точно так же собрались вокруг разведенного костра.
Вдруг одна женщина, указав на Петра, крикнула, что и он был там и его надо допрашивать так же. Когда взгляды работников устремились на Петра, он смущенно заявил, что незнаком с этим человеком. Через некоторое время в нем снова признали ученика, но он отрекся во второй раз. Затем Петру задали вопрос в третий раз, не он ли был с тем самым человеком. И преданный ученик отрекся. Трижды. Тут же пропел первый петух, и Петр вспомнил сказанное ему Иисусом.
В отчаянии Петр вышел со двора
Он ушел от вопрошающих и заплакал от горя.
Студент вздохнул и замолчал. Василиса всплакнула. Стыдясь своих слез, она закрыла лицо рукавом. А Лукерья, не отводя взгляда от студента, покраснела. Выражение лица ее передавало боль, которая сдерживалась внутри.
Студент простился и, пожелав спокойной ночи, двинулся в путь. И правда, зима вернулась, подумал Иван. Тем временем, послезавтра великий праздник Пасхи. По дороге домой студент вспоминал Василису и ее дочь. Одна заплакала, другая сильно смутилась. Значит, эта история близка для них. И поступок Петра, произошедший тысячу лет назад, растрогал их. Небезразличен он также Ивану и наверняка другим людям.
Иван ощутил радость и душевный подъем. Остановившись, он оглянулся. К студенту в голову пришла мысль: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого».
Студент переправился через реку, дорога шла в гору. Когда он увидел свою родную деревню, он думал о правде и красоте, управляющих человеческой жизнью — как тогда в саду у первосвященника, так и сегодня у костра. Они продолжаются вечно и образуют главное на земле.
Одухотворенный молодостью, полный здоровья и сил, окрыленный предвкушением счастья, Иван уверенно зашагал к дому. Жизнь уже представлялась студенту бесценным даром, осмысленной и полной добра.
Роль внешней среды в судьбе героя
Роль внешней среды в судьбе героя является одним из ключевых моментов в анализе рассказа Чехова «Студент». В произведении автор показывает, как внешние обстоятельства могут повлиять на жизнь и судьбу человека. Главный герой рассказа, Иван Чижиков, оказывается в сложной жизненной ситуации, когда ему необходимо сдать экзамен, чтобы продолжить учебу. Однако, из-за непредвиденных обстоятельств, он не может сдать экзамен и оказывается на улице без денег и жилья. В этот момент внешняя среда играет решающую роль в его судьбе. Бездомность, холод и голод приводят к тому, что Иван Чижиков начинает сомневаться в своих возможностях и перспективах. В конечном итоге, он принимает решение о продаже своих книг, что становится началом его пути к успеху. Таким образом, внешняя среда в рассказе Чехова «Студент» является неотъемлемой частью судьбы героя и определяет его дальнейшие действия и решения.
«Студент», анализ рассказа Чехова
Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «…все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».
К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?
Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.
Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.
Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.
Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.
Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.
«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса…
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
- «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «О любви», анализ рассказа Чехова
- «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
- «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
- «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
- «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
- «Каштанка», анализ рассказа Чехова
- Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
- «Хирургия», анализ рассказа Чехова
- «Палата №6», анализ повести Чехова
- «Ванька», анализ рассказа Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
Жанр и композиция
Жанр «Студента» Чехова – рассказ, так как произведение небольшое по объёму, повествует об одном эпизоде из жизни главного героя, а количество персонажей ограничено. Однако некоторые исследователи утверждают, что в нём присутствуют признаки притчи и проповеди, поскольку в текст мастерски вплетена глава из Евангелия, а Иван Великопольский посредством обращения к библейской истории и общения с вдовами обретает надежду и просветление. Но всё же текст далёк от церковной проповеди: герой всего лишь ведёт беседу на религиозную тематику.
Произведение имеет линейную композицию: повествование движется по порядку от экспозиции к развязке. Всё начинается с описания природы: хорошая весенняя погода быстро уступает место холоду зимы, которая пока ещё не хочет сдаваться. В дальнейшем композиция строится следующим образом:
- Студент замечает огонь и подходит к вдовам поговорить – завязка.
- Слёзы Василисы, впечатлённой рассказом – кульминация. С этого момента начинается духовное перерождение Ивана.
- Возвращение домой в приподнятом настроении – развязка.
Автор использует приём художественной выразительности – раскрытие настроения героя через описание природы. Сама атмосфера в тексте наталкивает на философские размышления о вечном. В начале и в конце рассказа эти описания очень отличаются: в начале читатель может почувствовать безнадёжность и мрачность через демонстрацию унылого леса, луга, села, холодного ветра, воспоминания о бедной семье героя. В конце же читатель вместе со студентом ощущает затаённое ожидание счастья, молодость, силу, радость и ждущий дом.
Краткий пересказ сюжета
Ранняя весна. Студент духовной академии Иван Великопольский с тяги держал путь домой. Дорога был неблизкая. День был теплым, но к вечеру подул холодный ветер, лужи стали затягиваться тонкой корочкой льда. Иван шел по тропинке заливного луга, пальцы у него совсем замерзли, настроение испортилось.
Внезапное похолодание будто нарушило всю гармонию мира. С грустью вспомнил Иван о том, как во время его ухода из дома, мать, босая на полу в сенях, сидя начищала самовар. Отец кашлял, лежа на печи. В страстную пятницу, во время поста, в доме еду не готовили, а чувство голода одолевало. И подумал Иван, что так же бедно и беспросветно жили и во времена Рюрика, и при Иване Грозном, и в эпоху Петра. И так же плохо и несчастливо будут люди жить дальше, хоть тысяча лет пройдет — ничего не изменится. Совсем не хотелось идти домой.
Ежась от холода, студент, вглядываясь в вечернюю мглу, разглядел огонек на «вдовьих огородах». Такое название огороды получили потому, что они принадлежали двум вдовам: матери и дочери. Костер горел весело и ярко освещал вокруг уже обработанную под посев землю.
Студент подошел к «вдовьему» костру погреться и отдохнуть
Вдова Василиса-мать, грузная женщина высокого роста, стояла у огня, грела руки и задумчиво смотрела на языки пламени.
Лукерья — дочь, низенького роста и некрасивая, сидя на земле, мыла кухонную утварь. Вероятно, они только что поужинали, предположил Иван.
С реки доносились мужские голоса. Местные работники привели лошадей на водопой. Иван подошел к костру и поздоровался. Василиса не сразу признала знакомого, затем приветливо заулыбалась: «Богатым быть!», проговорила она. Несмотря на близкое родство, женщины были разные. Василиса служила ранее у господ. Она была степенной, разговаривала уважительно и улыбалась. Лукерья – обычная деревенская баба, смотрела на студента, щурясь, и все время молчала.
Протягивая с удовольствием к огню окоченевшие руки, он рассказал женщинам о том, что такой же холодной ночью отогревался у огня апостол Петр. Иван заговорил о событиях Тайной Вечери, когда Петр пообещал Иисусу, что последует за ним всюду: «и в темницу и на смерть». В ответ Иисус мягко возразил Петру и заверил его, что не пропоет и первый петух, как он трижды отречется от него. В эту же ночь Иисуса предал Иуда. Связанного его вели к первосвященнику и по дороге били. А Петр, понимая, что происходит что-то ужасное, шел вслед. Искренне любивший Иисуса, он с горечью смотрел, как его бьют.
Безразличная ко всему Лукерья впервые пристально взглянула на студента. Иван рассказывал не останавливаясь. У первосвященника Иисусу устроили допрос. Работники точно так же собрались вокруг разведенного костра.
Вдруг одна женщина, указав на Петра, крикнула, что и он был там и его надо допрашивать так же. Когда взгляды работников устремились на Петра, он смущенно заявил, что незнаком с этим человеком. Через некоторое время в нем снова признали ученика, но он отрекся во второй раз. Затем Петру задали вопрос в третий раз, не он ли был с тем самым человеком. И преданный ученик отрекся. Трижды. Тут же пропел первый петух, и Петр вспомнил сказанное ему Иисусом.
В отчаянии Петр вышел со двора
Он ушел от вопрошающих и заплакал от горя.
Студент вздохнул и замолчал. Василиса всплакнула. Стыдясь своих слез, она закрыла лицо рукавом. А Лукерья, не отводя взгляда от студента, покраснела. Выражение лица ее передавало боль, которая сдерживалась внутри.
Студент простился и, пожелав спокойной ночи, двинулся в путь. И правда, зима вернулась, подумал Иван. Тем временем, послезавтра великий праздник Пасхи. По дороге домой студент вспоминал Василису и ее дочь. Одна заплакала, другая сильно смутилась. Значит, эта история близка для них. И поступок Петра, произошедший тысячу лет назад, растрогал их. Небезразличен он также Ивану и наверняка другим людям.
Иван ощутил радость и душевный подъем. Остановившись, он оглянулся. К студенту в голову пришла мысль: «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого».
Студент переправился через реку, дорога шла в гору. Когда он увидел свою родную деревню, он думал о правде и красоте, управляющих человеческой жизнью — как тогда в саду у первосвященника, так и сегодня у костра. Они продолжаются вечно и образуют главное на земле.
Одухотворенный молодостью, полный здоровья и сил, окрыленный предвкушением счастья, Иван уверенно зашагал к дому. Жизнь уже представлялась студенту бесценным даром, осмысленной и полной добра.
Раскрытие проблем
В произведении раскрыто несколько проблем, которые взаимосвязаны друг с другом. Чехов описывает следующую проблематику:
- Главная проблема — отчаяние. Любой человек приходит в уныние, если не может найти для себя места в мире. Тем более это относится к молодым людям, поскольку у них недостаточно терпения, чтобы достигнуть цели.
- Бедность. Непосредственно произведение начинается с того, что герой впал в уныние из-за своего финансового состояния. Отец заболел, а мать тянет на себе все хозяйственные дела. Охота для Ивана — не просто развлечение, а вынужденная мера для выживания.
- Разочарование. Герой потерял все надежды на лучшие изменения в жизни. Иван не хочет идти домой, поскольку уже ничего поменять не получится.
- Неуверенность в себе. Студент не верил в собственные силы и не понимал ценности его призвания. Но проповедь вдовам показала ему необходимость духовного развития для народа.
- Трусость. Библейский Петр казался малодушным, но не для студента. Герой как бы вынырнул из своих размышлений, происходящих в прошлых событиях. Он понял смысл жизни. С этого времени Иван перешел на новый этап понимания библейского рассказа. Петр являлся обычным человеком и боялся смерти, потому отрекся от Иисуса. Но затем он переборол страх.
Так, Чехов затронул в произведении ряд острых социальных и моральных проблем о понимании смысла жизни.
История создания
История написания рассказа «Студент» — это очень интересные факты, которые раскрывают замысел А.П. Чехова:
- «Студент» написан в Ялте в 1894 году и опубликован в журнале «Русские ведомости». Рассказ относится к позднему творчеству автора.
- Литераторы считают, что в основе сюжета лежат воспоминания самого автора о его детстве. На этом сказалось влияние отца Чехова — Павла Егоровича. Отец заставлял своих детей петь в церковном хоре, а также на постоянной основе работать в его лавке. На основе такого детства, помимо «Студента», Чехов написал еще такие рассказы, как «Святой ночью», «Святые горы», «Архиерей», «Убийство».
- Автор не раз говорил, что «Студент» — его любимое произведение. Он не раз приводил его в пример, когда получал упреки в пессимизме.
Проблема
Проблематика рассказа «Студент» не менее увлекательна. Если этот раздел нужно дополнить, напишите об этом Многомудрому Литрекону.
- Основная проблема — уныние . Каждый человек приходит к разочарованию, когда не находит своего места в мире. Особенно этому подвержены молодые люди, которым не хватает терпения для достижения целей.
- Эта проблема связана со следующей – отчаяние . Иван теряет всякую надежду на лучшее. Он не хочет возвращаться домой, ведь уже ничего нельзя изменить.
- Не менее важна проблема бедности . Сам рассказ начинается с того, что студент впадает в отчаяние из-за материального благополучия. Отец болен, а мать пытается тянуть на себе все хозяйство. Можно сказать, что охота для студента – это не развлечение, а нужда для выживания.
- Проблема малодушия . Евангельский Петр казался трусом, но не для Ивана. Студент словно вынырнул из своих раздумий, которые происходили в предыдущих событиях. Иван начинает понимать всю ценность жизни. С этого момента он переходит на новый уровень понимания библейского текста. Петр был обыкновенным человеком и боялся умереть, поэтому отрекся от Христа. Но потом он смог перебороть страх.
- Неувереность в себе . Иван не верил в себя и не видел ценности своего призвания. Но проповедь двум женщинам открыла ему необходимость духовного призвания для русского народа.
Таким образом, автор затронул в рассказе несколько остросоциальных и нравственных проблем о понимании жизни и ее ценности.
Композиция
Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.
Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.
Анализ мотивов и причин поведения главного героя
Анализ мотивов и причин поведения главного героя является важным этапом в изучении рассказа Чехова «Студент». Главный герой, Иван, представлен как молодой человек, который столкнулся с трудностями в жизни и вынужден был искать способы выживания. Его поведение и решения, которые он принимает, связаны с его мотивами и причинами.
Одним из главных мотивов Ивана является желание получить образование и стать ученым. Он стремится к знаниям и умению мыслить критически, что отражается в его увлечении философией. Однако, из-за финансовых трудностей, он вынужден бросить учебу и искать работу.
Другим мотивом Ивана является желание помочь своей матери, которая осталась без средств к существованию. Он чувствует ответственность за ее благополучие и готов на все ради нее.
Причиной поведения Ивана является его бедность и отсутствие возможностей. Он вынужден работать на низкооплачиваемой работе и жить в небольшой комнате, что приводит к его отчаянию и безысходности.
Анализ мотивов и причин поведения главного героя помогает понять его характер и действия в рассказе. Это позволяет читателю лучше понять и оценить персонажа и его поступки.