2 вариант рассуждения
Рассказ А. И. Солженицына заставляет задуматься о многих важных вещах. Главная героиня произведения всю свою жизнь бескорыстно помогала другим, но судьба оказалась к ней жестока. Жениха Матрены, Фаддея, забрали на войну, три года не было о нем известий. За это время она успела выйти замуж за Ефима, брата Фаддея, так как у их семейства не хватало рабочих рук. Спустя несколько месяцев вернулся с войны Фаддей, он очень рассердился на невесту и брата.
У Ефима и Матрены родилось шестеро детей, но все они умерли во младенчестве. Мужа героини забрали на войну, откуда он так и не вернулся, и женщина осталась одна. Никто не скрашивал одиночество Матрены, даже родные сестры продолжали общаться с ней только ради получения наследства. Соседи не одобряли образа жизни героини, завидовали ей и часто использовали как бесплатную рабочую силу.
Единственным лучиком света в ее жизни стала девочка-воспитанница Кира. Ей она отдавала всю накопленную любовь и нежность, и девочка отвечала взаимностью. Кира выросла и вышла замуж. Матрена отдала ей в наследство горницу, которую необходимо было перевезти на участок молодых. Во время этого события героиня трагически погибает под поездом.
На долю Матрены выпало огромное количество горя и страданий, но невзгоды и лишения не сломили ее. Героиня нашла в себе силы жить дальше и радоваться каждому новому дню, оставалась доброй и отзывчивой женщиной. Никогда никого не осуждала и никому не завидовала. Пыталась помочь каждому, кому нужна помощь. Именно за это автор называет героиню праведницей.
Матрена это та героиня, с которой следует брать пример. В наше время лишь малое количество людей способны найти в себе силы не сдаться после неудачи в жизни, потому книга была и будет актуальна во все времена. Перечитывая рассказ вновь и вновь, каждый раз можно отыскать для себя что-то новое, потому что он наталкивает человека на множество важных мыслей. В произведении затрагиваются такие проблемы как: «Стоит ли быть добрым к людям? Как быть после смерти дорогих людей? Как отыскать в себе силы жить дальше?» На все эти рассуждения можно найти ответы в этом произведении, оно поможет сформировать свой собственный взгляд на мир, научит противостоять жизненным препятствиям, не сдаваться и двигаться только вперед не смотря ни на что, как это делала главная героиня рассказа.
Жанровые особенности
Проведем анализ произведения «Матренин двор» в контексте жанровой специфики. Рассказ о жизни сельского человека в российской глубинке. Солженицын описывает взаимоотношения правительственной власти и обычного человека. Автор отмечает высокую идею работы без поисков какой-либо личной выгоды, когда вокруг алчность.
Была поставлена задача раскрыть проблематику труда. Главная героиня работает для всеобщего благополучия и не хочет ничего себе. Ее недооценивают окружающие. Матрена проживает ежедневную драму: утрата жениха, тяжкая работа, плохое самочувствие. Труд ее утешает и помогает жить дальше. Любовь к другим — это главная черта, которую автор хотел показать в своем рассказе.
Проблематика рассказа
Эта работа Солженицына учит многому. Проведя краткий анализ произведения, читатель понимает, что автором в рассказе поднимается большое количество проблем. Вот некоторые из них:
- Тяжелая жизнь русской женщины.
- Проблема эгоизма и жадности людей.
- Отношения простого народа и власти.
Каждая из них — это беда не только станции Торфопродукт. Солженицын повествует о всеобщей трагедии страны, а эта история является собирательной. Читатель видит, что Матрена всю жизнь трудилась за «палочки», и за всю свою многолетнюю работу она не получает пенсии.
В произведении видна вся мерзость бюрократии. Читатель наблюдает за людьми — рабочими конторы, которым абсолютно все равно на проблемы простого народа. Они позволяют относиться к своей работе халатно: могут поставить неправильно печать, даже не задумываясь, что таким образом губят простого человека. Ведь последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор бумажек, чтобы выбить себе хоть небольшие копейки на существование.
Какими же в рассказе представлены обитатели деревни? Они думают только о своем достатке и им все равно друг на друга. У них нет понятия о нравственных ценностях. А ведь Матрена как раз и нуждалась в этом понимании, женщина не жила, она существовала, каждый день сталкиваясь с трагедий.
Юность — потеря любимого человека и боль от этой утраты, которая повлекла за собой ошибку. Потом надрывный труд, болезни и смерть. Смысл ее жизни заключался только в том, чтобы быть нужной. Деятельная любовь к своим ближним — такая тема также является одной из основных в произведении.
Краткая история создания
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» увидела свет в январе 1865 года. Ее опубликовал под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» журнал «Эпоха». Согласно первоначальной задумке, произведение должно было стать первым в цикле, посвященном характерам русских женщин. Предполагалось, что за ним последуют еще несколько историй, но Лесков эти планы так и не реализовал. Вероятно, не в последнюю очередь из-за закрытия журнала «Эпоха», который намеревался опубликовать весь цикл. Окончательное название повести появилось в 1867 году, когда она вышла в составе сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» (М. Стебницкий – псевдоним Лескова).
Вариант 2
В рассказе, Солженицын погружает читателя в непростое послевоенное время. Главный герой после утомительных поисков находит свой уголок России. Измученному тюрьмой Игнатьичу вдруг попадается двор и дом старушки Матрены, в который он влюбился с первого взгляда. Игнатьич преподавал математику в школе, за это ему выдавали деньги и торф – он был выгодным квартирантом.
Хозяйка большой избы Матрена – была одинокой пожилой женщиной, муж ее пропал в войну, а шестеро детей умерли еще в детстве. Она много работала, чаще всего абсолютно бесплатно. Матрена обладала уникальным истинно русским характером: она была беззлобной, искренней, совестливой, умела подарить душевное тепло и никогда не жаловалась. В молодости она мечтала выйти замуж за Фаддея, но он долго не возвращался с Первой мировой войны, и невеста посчитала, что он погиб. Ей сделал предложение брат Фаддея, и она согласилась. После свадьбы с войны вернулся Фаддей и сказал, что убил бы обоих, если бы не любовь к брату. За свой поспешный поступок Матрена ощущала вину до конца жизни. Поэтому она сразу согласилась отдать часть своего большого дома в пользу Фаддея — раньше дом принадлежал отцу пропавшего супруга.
Часть дома разобрали и повезли в другой поселок, и Матрена помогала мужчинам в перевозке. Она мало чего боялась в жизни, но именно поезда она боялась всегда. При переезде через железнодорожные пути Матрена и еще несколько человек погибли. Из-за шума трактора и темноты они не заметили поезд, который ехал задом с выключенными огнями. Так нелепо, из-за жадности Фаддея прервалась жизнь Матрены. И погибла она, помогая перетащить часть дорогого ей дома – частицу себя. Автор дает четкое указание на взаимосвязь смерти героини с разрушением дома. Этот дом, пожалуй, и был тем, на чем держалась вся сущность Матрены.
Перед смертью жизнь у Матрены наладилась – ей выплатили долгожданную пенсию, она купила себе красивое пальто, новую телогрейку и валенки. Игнатьичу она сказала, что теперь она «покой повидала», после всех прошлых тягот. Как мало оказалось нужно Матрене для счастья!
Солженицын раскрывает в рассказе тему неблагодарности государства и людей. С героиней никто не считается, прося о помощи, а пенсию ей приходится буквально выбивать. Для односельчан она – чудачка, ведь она не ставит своей целью нажить побольше добра. Подруг у нее не было, но ее добротой пользовались все.
После смерти Матрены Игнатьич понимает, насколько ее не ценили. Он видит в ее личности чистые и светлые черты праведников, без которых невозможно ни маленькое село, ни огромная земля.
Другие сочинения:
Может ли любовь изменить человека
25 предложений/ 327 слов
Любовь — это великое чувство, способное порой творить настоящие чудеса. Но под силу ли ему изменить человека? Об этом размышляет И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» (1862).
Главный герой произведения Евгений Базаров — нигилист, отрицающий любые проявления романтики. Но затем он неожиданным для себя образом влюбляется в богатую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Чувство к этой женщине заставляет молодого человека по-новому взглянуть на окружающий его мир.
Базаров сам удивляется тому, какой он стал «смирненький» в разговорах с Одинцовой. Нет уже тех кипучих желчных речей, изобилующих цинизмом и презрением к окружающим. Они уступили место душевному диалогу двух умных и уважающих друг друга людей.
Чувства к Анне Сергеевне невольно заставляют Евгения стать тем самым романтиком, которых он еще не так давно с легкостью высмеивал. Герой неожиданно для себя начинает ощущать «раздражительную свежесть ночи» и любоваться красотой природы. Он чувствует, что постепенно утрачивает контроль над эмоциями. Но становится ли он от этого другим человеком?
Думаю, что нет. Любовь не меняет героя, она лишь открывает новые грани его души. Романтик всегда сжил где-то внутри Евгения, просто не имел шанса проявить себя, а чувство к Анне Сергеевне выпустило его на свободу.
Тем не менее по натуре своей Базаров остался все тем же «хищным» человеком, неспособным идти на жертвы ради любви и смирять свою гордость. Вероятно, именно это заметила в нем Анна, что и отпугнуло ее: «Одинцова раза два… посмотрела на его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте, и подумала: «Нет… нет… нет…»»
В тот момент героиня поняла, что Базаров никогда не сможет отдать ей всего себя, без остатка, а ведь именно это необходимо было ей в отношениях — «жизнь за жизнь». Она также знала, что всегда он будет считать ее «изнеженным, избалованным существом», холодной аристократичной натурой.
Именно невозможность перемены Базарова заставила Одинцову отступить и уберечь себя от ненужных переживаний. Героиня видела, что этот человек, несмотря на всю незаурядность своего ума и величие натуры, вряд ли сможет когда-либо понять ее и сделать счастливой.
см. также:Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев
Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев
Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев
Все темы в одном произведении Солженицын А.И. «Матрёнин двор»
Рассказ «Матрёнин двор» был написан в 1959г., напечатан в 1963 году в журнале «Новый мир».Рассказ достоверен, автобиографичен.
Матрёна Васильевна Григорьева — главная героиня рассказа, хозяйка дома, в которой живёт автор , приехавший в глубинную деревню Тальново( ближе к Москве его просто не брали на работу : 10 лет отсидел в сталинских лагерях).
Трагична личная судьба: любимый человек – Фаддей, пропал без вести на фронте в Первую мировую. По настоянию родственников вышла замуж за нелюбимого брата Фаддея — Ефима. А потом вдруг и Фаддей вернулся ( был в венгерском плену) , женился на женщине с таким же именем- Матрёна( уж очень он любил героиню)
Все шестеро детей Матрёны умерли во младенчестве. Тогда она взяла на воспитание одну из дочек Фаддея ( у того тоже было шестеро детей) – Киру. Но та выросла, вышла замуж и уехала в соседний посёлок.
Трагичен конец произведения: Матрёна завещала свою избу Кире. Но Фаддей не захотел дожидаться смерти Матрёны, решил избу ещё при её смерти перевезти на новое место. Матрёна помогала ему в этом, но , перетаскивая по рельсам брёвна, попала под поезд и погибал.
О чём же рассказ « Матрёнин двор»? Какие проблемы поднимает в нём автор? О чём заставляет задуматься читателей?
При всей простоте сюжета, в произведении подняты очень многие важные проблемы. Разберёмся в них.
Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения
Ссылка на основную публикацию
Художественное своеобразие «Матренин двор»
История рассказа А. И. Солженицына, которая имеет место в произведении «Матренин двор» — это отношение автора к тому, что происходила в представленную эпоху. Через систему его образов читателю представлен уклад России со всеми его последствиями.
На примере нескольких героев автор показал, как губительна для нравственности вся та несправедливая система, которая существовала в те времена.
Главные герои рассказа – яркие личности, без которых читатель не получил бы четкого представления об устройстве государства, его насущных вопросах мировоззрении самого А. И. Солженицына.
Игнатьич (рассказчик)
С первых строк внимание привлекает Игнатьич, являющийся рассказчиком и несущий в себе элементы автобиографии писателя. Именно его глазами представлена Матрена, так как он становится на определенное время ее постояльцем
Он представлен неторопливым, образованным мужчиной, который согласен на все условия проживания в доме, не требуя к себе внимания. Он внимательный, чуткий, так как замечает в Матрене всю душевную красоту и проявляет к ее судьбе необыкновенную жалость и сострадание, готовность помочь.
Матрена. Женщина, которая воспринимается местными жителями как помощник, но уважения к ней не проявляет никто. Матрена лишилась близких. Она имеет тяжелый недуг. Ее жизнь давно пошла под откос. Однако женщина не умеет жаловаться на жизнь, трудится за десятерых, старается думать об окружающих людях, а не о себе.
Родственник Матрены – Фаддей. Основное его качество – жажда наживы. Человек семейный, расчетливый. Несмотря на отношения с Матреной, пытается лишить ее дома и до смерти, и после ее гибели.
Приемная дочь Матрены – Кира. Положительный образ, она старается на протяжении многих лет помогать приемной матери.
Особой корыстью, жестокостью обладают сестры Матрены, которые делят имущество и на поминках.
Темы и проблемы. Тема рассказа – несправедливость в конце жизненного пути трудолюбивых людей, которые могут гордиться внутренней душевной красотой. Однако жесткая государственная система является препятствием для нормального их существования.
Автор предлагает читателю сразу несколько проблем, которые актуальны во все времена. Проблема отрешенности и одиночества, всепоглощающей любви к близким людям. Проблема непонимания между государством и простым человеком.
Народный характер в произведении. Благодаря образам, событиям, представленным Солженицыным в произведении «Матренин двор», читатель имеет полную характеристику на примере единичных героев характера народа в целом. Он подчеркивает, что, несмотря на несчастья, человек поднимается и идет дальше к цели.
Таким образом, душа человека – это цель исследования автора. Женщина, которая страдает от физической и душевной боли, становится настоящим героем, примером для подражания для представителя любого поколения, так как способна показать истинную любовь к близким, терпение и проявленное милосердие.
Матрена как показатель ценителя природы, приверженца религии, становится гордостью автора.
Характеристика главных героев рассказа Левша Лескова
О мудрости русского народа рассказывают многие писатели, говорится об этом и в рассказе Лескова «Левша»
Главные герои и их характеристика напомнят о важности патриотизма и связей с родиной. Повесть напоминает сказку, у нее добрый сюжет, повествующий о реальности тех лет
Люди, не отличающиеся образованностью, все равно превосходили других своим единством, смекалкой и находчивостью.
Основные участники повествования
В рассказе присутствуют очень интересные персонажи. Ниже перечислены описания главных героев произведения «Левша»:
- Александр I. Русский правитель, портрет которого был составлен с одноименного реального исторического деятеля, отличающегося умом и впечатлительностью. Он очень любознателен, всегда в курсе новых открытий, западные изобретения приводят его в восторг. Однако это человек, которого легко обмануть, чем и пользуются мошенники-англичане. Александр — фанат Запада, он не верит в могущество русских людей.
- Николай I. Брат Александра, истинный патриот, любящий свою родину. Мудрый, рассудительный человек, стремящийся постигнуть всю суть вещей. Посылает Платова к тульским мастерам, чтобы они продемонстрировали, каким может быть русский народ. У Николая прекрасная память, он запоминает каждую деталь и никогда ничего не забывает. Отличается терпением и справедливостью.
- Платов. Бывший атаман, казак, умный, воинственный человек. Вместе с Александром отправляется в Европу и следит за тем, чтобы государь не принижал заслуги русского народа. Уважает родных мастеров и ученых, всеми способами доказывает Александру их превосходство. Косвенно повинен в гибели Левши, ведь он не поспособствовал тому, чтобы мастер был устроен в больницу, из-за чего тот был отправлен к государю, не имея на руках бумаг.
- Левша. Тульский мастер, специалист своего дела с золотыми руками. Этого героя стали звать таким именем потому, что даже крестился он левой рукой. Будучи необразованным, смог прославиться как прекрасный оружейник с неподражаемым талантом. Левшу приглашали работать в Англию, но он не согласился покинуть родную землю. Любит свою семью, предан православию. Человек простой, поэтому не всегда бывал рассудительным. Согласился на пари по пути домой, много пил и умер в неказистой больнице. Перед смертью рассказал государю секрет сохранности оружия, заимствованного им у англичан.
- Подшкипер. Владеет русским языком и мечтает выведать, каким секретом владеет Левша и что он намерен передать своему государю.
Второстепенные персонажи
В книге «Левша» в жанре художественного произведения нет главных героинь, но есть другие персонажи. Это умелые тульские мастера, которым удалось подковать металлическую блоху и нанести свои имена на подкову. Они продемонстрировали, какой находчивостью и смекалкой обладают русские мужики.
Если кратко провести анализ, можно понять, что автор хотел показать в своей работе. Даже талантливейшие люди неспособны во всем являться образцом для подражания. Каждый человек может иметь пороки.
Англичане обещали ему сказочную жизнь за границей, но он остался верен отечеству. Главные герои рассказа — простые русские люди, верящие в Бога и преданные государю.
Сочинение на тему Мышление
Человек — самое развитое существо на планете. Таковым его сделала уникальная способность мыслить и анализировать. Именно, мышлением и речью человек отличается от животного.
Мышление – важная нейропсихологическая функция мозга. Когда в мозг поступает информация, он дает сигнал на принятие этой информации, и ее обработку, анализ. После чего с помощью логической цепочки, человеческий мозг выдает результат. Без процесса мышления жизнь человека в современном мире была бы невозможной. Он бы не мог работать и учиться, принимать решения, заниматься спортом, и воспитывать детей. Человечество бы погибло. Конечно, у животных тоже есть мышление на грани физиологии. Они понимают, что необходимо принять пищу и добыть ее, они также воспитывают потомство и спят. Однако такое мышление считается примитивным. Древний человек не зря имел мозг, в два раза больше, чем сегодня. Это происходило оттого, что у него были плохо развиты функции мозга. С развитием труда и совершенствованием орудий, развивалась информация, которую поглощал человек. Из этого можно сделать вывод о том, что человеческий мозг развивается с получением большого объема информации и способностью ее переработки.
Мышление бывает разное. Разделяют критическое мышление, негативное мышление, оптимистическое мышление, мышление взрослого и ребенка. Видов огромное множество. Потому что каждому социальному кругу принадлежит определенный вид мышления. Например, креативное мышление творческих людей абсолютно не понятно людям с математическим складом ума. Степень мышления зависит от способности человека воспринимать информацию и делать определенный вывод. Не зря говорят: «Он негативно мыслит». Значит, человек привык любую полученную информацию принимать только негативно. С плохой стороны. На это также влияет и окружение человека, и его образ жизни. Но при рождении каждому человеку дана способность мышления. Он сам распоряжается полученной информацией и вправе делать выводы. Бываю случаи, когда у людей сложная жизнь. И они не могут познать другого мышления. Такое мышление называют узким. Человек ежедневно видит одно и тоже и выполняет одинаковые задачи, его мозг не получает другой информации. Это процесс равен деградации.
Чтобы этого не происходило, ребенку с малых лет развивают мышление с помощью логический игр и головоломок. Чтобы ребенок мог мыслить в разных направлениях, и не считал единственную точку зрения правильной. Мышление для человека – это основа его жизнедеятельности. Без мышления невозможно благополучно справляться с проблемами, строить карьеру, любить и общаться с другими людьми. Если бы у человека не было мышления, он бы жил как животное. Мир был бы совершенно другим, и неизвестно существовало бы такое понятие «человек».
История создания и критика
Солженицын в рассказе четко передаёт говор Курловского района, особенности быта деревенских обитателей, обряд похорон и народные плачи.
Автору понадобился один год для написания рассказа (1959). Потом Солженицын сталкивается с проблемой публикации, потому что первоначальное название — «Не стоит село без праведника» — цензура сочла слишком религиозным. Вскоре работа получила имя «Матренин двор». В жанре значилось — «монументальный рассказ».
Однако опубликовать сразу его не получилось, так как Твардовский, который был на тот момент редактором журнала «Новый мир», сомневался в возможности выхода в свет подобной работы. Но как только огромный успех получило другое произведение Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича», все опасения пропали и рассказ был напечатан. Только вот люди смогли прочитать его лишь в момент перестройки в 1989, когда в СССР вступил принцип гласности.
Произведение очень оценили современники. Рассказ удивил сюжетом и своим содержанием (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд). Он поразил всех и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста мгновенно по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.
Проблемы и аргументы произведения
Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.
Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.
Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.
Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.
Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.
Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.
https://youtube.com/watch?v=wDXU5zRwRBg
Работа в «шарашке»
Первый арест случился в конце войны, в феврале сорок пятого года. Армейский капитан, комбат звуковой разведки Солженицын был отправлен на Лубянку. В июле того же года приговорен к восьми годам лагерей и пожизненной ссылке. Как специалиста по звукометрическим приборам, его определили в «шарашку» — закрытое КБ (конструкторское бюро).
За два года, с сорок пятого по сорок седьмой, его пять раз переводили из одного заведения в другое. Особенно интересно КБ, расположенное в Марфино. Это одна из самых закрытых страниц биографии Солженицына: марфинская «восьмая лаборатория» разрабатывала секретные коммуникативные системы. Считается, что именно здесь создали президентский «ядерный чемоданчик». Здесь же работал и прототип Рубина («В круге первом») — Лев Копелев, занимаясь техническими переводами иностранной литературы.
В это время юношеская идея писать о революции преобразовалась: если удастся выйти, серия его романов будет посвящена жизни в лагерях.
Есть ряд публикаций, в которых упоминается то, что Солженицын в лагере был осведомителем. Однако вразумительных доказательств или опровержений тому не представлено.