Персонажи рассказа и их краткая характеристика.
Главные герои
Оля Мещерская — гимназистка 16 лет из богатой семьи, рано развилась в красавицу. Она грациозная, легкая, весёлая, прекрасно танцует, её очарование не требует никаких усилий. Обворожительную Олю любят не только молодые люди, в ней души не чают ученицы младших классов. Ключевой особенностью гимназистки было так называемое «легкое дыхание», схожее с дыханием весны, её стихийностью.
Яркий образ Оли Мещерской, которому сам автор не даёт никакой оценки, вызывает противоречивые чувства. Ранний опыт она приобрела, пожалуй, по вине пожилого ловеласа. Символично, что, прогуливаясь по саду с юной Оленькой, Малютин сравнил себя с Фаустом, а её — с Маргаритой. Однако на этом жизнерадостная гимназистка не остановилась. Безусловно, Оля Мещерская порочна, в то же время она детски наивна и искренна. В этом противоречии она ещё обольстительнее.
Писатель ненавязчиво показывает, что в ней главное — живость. Глаза на кладбищенском медальоне радостные и «поразительно живые». Оля смотрит на начальницу «ясно и живо, но без всякого выражения». Она ни о чём не думает. Бунин признавался, что в этом «недуманье» и заключается главный секрет «лёгкого дыхания». В героине над нравственностью и разумом господствует некая стихийность, жажда жизни во всей её полноте. Расплата за эту жажду была страшной — Ольгу застрелил очередной любовник. Соединить пленительную Олю Мещерскую со смертью, с выстрелом на вокзале — мучительно трудно. Образ героини прелестен и трагичен одновременно.
Начальница гимназии — типичная директриса, женщина строгих правил. В её удивительно опрятном кабинете висит портрет царя — символ власти. Эта седая, но ещё моложавая дама бдительно следит за поведением вверенных ей гимназисток. Она не без оснований считает, что Мещерская ведёт себя недопустимо для воспитанницы гимназии. Образ начальницы контрастирует с главной героиней и оттеняет её.
Курьёзная ситуация в том, что родной брат начальницы соблазнил её подопечную, которой она периодически читает нотации. Поучения чиновной дамы Оля, однако, пропускает мимо ушей. Их диалог в рассказе похож на поединок. На выговор madame относительно туфель за двадцать рублей, дорогих гребней и причёски, как у женщины, Оля легко и спокойно парирует, что она уже женщина стараниями брата уважаемой madame. Этой лёгкостью и непосредственностью главная героиня противостоит правилам и приличиям, воплощённым в образе начальницы гимназии.
Классная дама — воспитательница в гимназическом классе Оли Мещерской, маленькая женщина. Это мечтательная старая дева, которая живёт выдумкой, заменяющей ей реальную жизнь.
Немолодая девушка привыкла жить ради кого-то в своём «выдуманном мире». Сначала она посвятила себя брату, обычному прапорщику, для которого придумала необыкновенное будущее. После его смерти она какое-то время воображала, что трудится за идею. Бледное личико Оли в гробу отозвалось новой мечтой для этой впечатлительной натуры. Каждое воскресенье классная дама стала ходить на могилу девушки. Она задаётся вопросом, как можно совместить этот чистый взгляд с тем ужасным, что связано с именем Оли Мещерской? Порой женщина думает, что отдала бы полжизни, только бы не видеть этой могилы. На самом деле она счастлива, как человек, преданный страстной мечте.
Этот персонаж тоже противопоставлен главной героине, которая не отличалась мечтательностью.
Алексей Михайлович Малютин — красивый 56-летний мужчина, брат начальницы гимназии. Он появляется в дневнике Ольги
Из него же читатель узнает, что персонаж одевается со вкусом, «держится кавалером», юной особе приятно его общество и внимание. Скоро отрывается, что это безответственный и безнравственный тип
В отсутствии родителей он совращает наивную пятнадцатилетнюю девушку, дочь своего друга.
Казацкий офицер — последний мужчина Ольги и её убийца. Персонаж описывается некрасивым, его вид назван плебейским. С кругом Мещерской этот человек не имеет ничего общего. Известно о нём немного: приехал из Новороссийска, собирался возвращаться. С Олей они совершенно разные, можно только догадываться, почему она вступила в связь с человеком не своего круга.
Офицер ревнив, страстен, груб и, похоже, с болезненным мужским самолюбием. Признание Ольги в нелюбви, её насмешка, записи в дневнике — всё могло спровоцировать казака схватиться за пистолет и оборвать жизнь этой девочки, пусть испорченной, но неотразимой.
«Легкое дыхание» жизни
Сущность героини в том, что она живет, а не просто исполняет роль в спектакле. В этом же и ее вина. Быть живым, не соблюдая при этом правил игры, — значит быть обреченным. Среда, в которой существует Мещерская, полностью лишена целостного, органического чувства прекрасного. Жизнь подчинена здесь строгим правилам, нарушение которых ведет к неизбежной расплате. Поэтому трагичной оказывается судьба Оли. Ее гибель закономерна, считает Бунин. «Легкое дыхание», однако, не умерло вместе с героиней, а растворилось в воздухе, наполнив его собою. В финале звучит таким образом мысль о бессмертии души.
ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ
ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ — героиня рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание» (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии Бунин уловил образ абсолютно естественной и раскованной юной женщины, рано и легко вступившей в мир взрослых. О.М. — шестнадцатилетняя девушка, о которой автор пишет, что «она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц». Дело отнюдь не в красоте, а во внутренней свободе, необычной и непривычной для человека ее возраста и пола. Обаяние образа заключается именно в том, что О.М. не думает о собственной жизни
Она живет в полную силу, без страха и осторожности. Сам Бунин сказал однажды: «Мы называем это утробностью, а я там назвал легким дыханием
Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недумание»«. О.М. не обладает ни ленивым шармом взрослой женщины, ни человеческими талантами, у нее есть только эта не скованная приличиями свобода и легкость бытия, а еще — редкое для ее возраста человеческое достоинство, с которым она отметает все упреки директрисы и все слухи вокруг ее имени. О.М. — личность именно фактом своей жизни.
Психолог Л.С.Выготский особо выделял в рассказе любовные коллизии героини, подчеркивая, что именно это легкомыслие «свело ее с пути». К.Г.Паустовский утверждал, что «это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя — эпитафия девичьей красоте». Кучеровский считал, что это не просто «эпитафия девичьей красоте», а эпитафия духовному «аристократизму» бытия, которому противостоит грубая сила «плебейства».
М.Ю.Сорвина
Литературные герои. — Академик
.
2009
.
Смотреть что такое «ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ» в других словарях:
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мещерская. Мещерская Кира Александровна … Википедия
Рунова (Ольга Павловна, рожденная Мещерская) романистка. Родилась в 1864 году. Окончила с. петербургские педагогические курсы. В Неделе с 1887 по 1900 год появились ее повести и рассказы: В ночь под Рождество, Как согрешил, так и покайся,… … Биографический словарь
— (урожденная Мещерская) романистка. Род. в 1864 г. Окончила С. Петербургские педагогические курсы. В «Неделе» с 1887 по 1900 г. появились ее повести и рассказы: «В ночь под Рождество», «Как согрешил, так и покайся»,… … Большая биографическая энциклопедия
— (рожд. Мещерская) романистка. Род. в 1864 г. Окончила С. Петербургские педагогические курсы. В Неделе с 1887 по 1900 г. появились ее повести и рассказы: В ночь под Рождество, Как согрешил, так и покайся, Голова Медузы, Лихие подарки, Плесень …
У этого термина существуют и другие значения, см. Питер FM (значения). Питер FM ООО «НОРД ЛАЙН» Город … Википедия
Мария Рыщенкова Дата рождения: 14 июня 1983(1983 06 14) (29 лет) Место рождения: Москва, РСФСР, СССР Профессия: актриса … Википедия
— (Ольга Павловна, урожденная Мещерская) романистка. Род. в 1864 г. Окончила С. Петербургские педагогические курсы. В Неделе с 1887 по 1900 г. появились ее повести и рассказы: В ночь под Рождество, Как согрешил, так и покайся, Голова Медузы,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
София Васильевна Орлова Денисова в фрейлинском платье и с шифром на банту Список фрейлин российского императорского двора Ежегодно список … Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай II (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Николай (значения). Николай II Николай Александрович Романов … Википедия
Москва Поварская улица, вид в … Википедия
Книги
Яблочко и яблонька. Или пособие по счастливой беременности и сопровождающим ее настроениям , Ольга Мещерская. Дневник беременности девушки с восторженной душой, заполняющийся на фоне итальянских пейзажей и реалий, полный оригинальных советов и рекомендаций по счастливойбеременности, станет вашей…
Вариант 2
Так проникновенно, ярко и полно, как Бунин, о любви не писал никто. Он был несомненным мастером описания всех оттенков и нюансов этого чувства. Первая любовь, поглощающая страсть, страдания от неразделённых чувств, безрассудная влюблённость – его перо не знало в этом равных.
Рассказ «Лёгкое дыхание» не исключение. Он описывает короткую, но яркую историю молодой девушки, которая наперекор всем правилам и устоям общества, вела бездумную, полную удовольствий жизнь и шла за своими страстями.
Весь рассказ построен на контрастах. Он начинается с описания могилы главной героини – Ольги Мещерской. Мрачное кладбище, тусклый день, голые ветки деревьев, свежая насыпь ещё больше подчёркивают безрадостность этого места. Поэтому портрет Оленьки на кресте вызывает противоречивые чувства. На нём беззаботная девушка, с весёлыми, полными жизни глазами.
Оля Мещерская рано расцвела, уже в 14 лет она из обычной девочки превратилась в настоящую красавицу. Это не могло не вызвать интереса у противоположного пола, и — неудовольствия у начальницы и учителей гимназии, в которой обучалась Оля. Поклонников было много, девушка не противилась соблазнам. Её беззаботная ветреная жизнь становится почти беспутной, но автор не осуждает героиню за это. Ему нравится Олечкина жажда жизни, смелость с которой она бросает вызов рутине и серости обывателей. В разговоре с начальницей гимназии Оля Мещерская она не скрывает, что ведёт безнравственный образ жизни. И виноват в этом Алексей Малютин, брат начальницы. Это он соблазнил Олю и стал её первым мужчиной. А ведь директриса хотела прочесть Мещерской лекцию о скромности, но нотация не удалась.
Совсем скоро выясняется, что у Оли были любовные отношения с человеком не её круга. Казачий офицер планировал жениться на девушке, но Ольга объявила ему, что её чувства были поверхностны. А в качестве доказательства даёт прочесть страницу из дневника, где описана связь с Малютиным. Становится понятно, что это правда, оскорблённый офицер одним выстрелом убивает Ольгу.
Не только рассказ, вся Олечкина жизнь состояла из противоречий. Красивая, но испорченная. Неглупая, но легкомысленная. Искренняя, но не заботящаяся о чувствах других. Она порхала, подобно бабочке, не думая о будущем и последствиях. Но даже такая короткая жизнь, по мнению автора, привлекательнее унылой и безрадостной жизни классной дамы, которая ходит на могилу Оли. У неё нет той дерзости и жажды жизни, что была у её воспитанницы. Именно там, на могиле, классная дама вспоминает разговор Оли с подругой. В нём девочка признаётся о своём секрете. У настоящей женщины должно быть лёгкое дыхание. Это она прочла в одной из книг отцовской библиотеки. И решила, что и у неё должно быть так же.
У Олечки Мещерской лёгким было не только дыхание. Она с лёгкостью относилась к самой жизни. Очарование и хрупкость красоты, простота восприятия мира, бездумность и легкомысленность – за всё это была заплачена высокая цена. Но Бунин не ставит в рассказе глобальных проблем. Он просто заставляет задуматься, для чего и как живёт человек в этом мире.
О чем произведение «Лёгкое дыхание» Ивана Бунина
Начало произведения омрачено тоской и унынием. Печальное настроение, созданное писателем, наталкивает читателя на мысль, что впереди случится непоправимое.
Оля Мещерская — умная и привлекательная гимназистка. Девушка уверенна в себе. Юная красавица не боится показаться глупой и нелепой. Ольга не зависит от мнения окружающих. Девушка влюблена в жизнь. Весёлая гимназистка стремится воплотить в реальность все, что задумано. Оптимистка по жизни готова бросить вызов каждому, кто осмелится посягнуть на ее идеалы.
Главная героиня — признанная красавица. Про неё ходят слухи, завистники собирают сплетни. Поговаривают, что девушка купается во внимании поклонников. Однако Ольга не спешит делать выбор в пользу одного из них. Гимназистка крайне жестока в общении с представителями сильного пола. Но это не мешает ей радоваться жизни, посещать балы и все вечера проводить на катке. Это была последняя зима в жизни весёлой красавицы.
Ольга всем своим образом старалась подчеркнуть, что она ухоженная и привлекательная девушка: причудливые украшения, дорогая обувь. Однако в гимназии было заведено носить форму. Оля просто не могла носить модную и интересную одежду.
Однажды директриса упрекнула девушку в том, что ее внешний вид не соответствует образу прилежной ученицы. По ее мнению туфельки и украшения, которые носит гимназистка, больше подходят для взрослой женщины. Однако Ольга не согласилась с выводами директрисы. Она заявила, что она сама будет решать, что ей носить. Ольга Мещерская открыто сказала директрисе, что она и есть женщина, поэтому менять свой внешний вид не собирается. Девушка подчеркнула, что причиной такого поведения является никто иной, как Алексей Михайлович Малютин. Он же брат самой директрисы.
Своим резким и правдивым ответом гимназистка бросила вызов всему обществу. Юная девушка одевается так, как взрослая женщина, аргументируя свой выбор личными, интимными вещами. Ольгу такое поведение нисколько не смущает.
Летом на даче случилось то, что случилось. Прекрасная девушка стала женщиной. Алексей Михайлович Малютин был другом семьи Ольги. Когда на даче не было родителей, он заглянул к гимназистке в гости. Под предлогом плохой погоды Алексей Михайлович остался в доме. Он вёл себя как галантный кавалер. Ему 56, Оле 15. Невероятные комплименты, которыми Малютин усыпал юную девушку, сделали своё дело. Ольга Мещерская хотела поскорее стать взрослой. Она этого добилась. Но сделало ли это событие ее счастливой?
В завершении романа случилась трагедия. Алексей Михайлович застрелил юную красавицу. До него дошла информация, что Оля испытывает лишь отвращение к нему. Он не смог этого пережить. В последствии Малютин утверждал, что на вокзале он находился в состоянии из аффекта.
Тема
Тема любви
является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает ее сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской — девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.
Для Бунина любовь — это, прежде всего, страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда идет смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани суицида от неразделенной любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.
Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель, все же, не подвергает критике ее поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, ее способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекает автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль
произведения.
Беспечность и некоторая поверхностность Мещерской — лишь обратная сторона медали ее естества. И главная проблема девушки в том, что никто из близкого окружения не смог научить ее балансировать между легкостью и «порханием» по жизни и ответственностью за свои поступки.
Подобное равнодушие становится причиной гибели девушки. Однако смерть не в состоянии забрать с собой в бездну очарование молодости — «легкое дыхание» рассеивается во вселенной, чтобы вскоре возродиться вновь. К такому выводу подводит писатель читателей, благодаря чему произведение не оставляет после себя тяжелый осадок.
История создания
Однако поводом для создания рассказа послужила вовсе не жизнь: Бунин задумал новеллу, гуляя по кладбищу. Увидев крест с портретом молодой женщины, писатель был поражен, как ее жизнерадостность контрастирует с окружающей печальной обстановкой. Какая это была жизнь? Почему она, такая живая и радостная, покинула этот мир столь рано? На эти вопросы уже никто не мог ответить. Но воображение Бунина нарисовало жизнь этой девушки, ставшей героиней новеллы «Легкое дыхание».
Сюжет внешне незатейлив: жизнерадостная и развитая не по годам Оля Мещерская вызывает жгучий интерес у противоположного пола своей женской привлекательностью, ее поведение вызывает раздражение у начальницы гимназии, которая решает провести для воспитанницы поучительную беседу о том, как важна скромность. Но этот разговор окончился неожиданно: девушка сообщила, что уже не девушка, женщиной она стала после знакомства с братом начальницы и другом отца Малютина. Вскоре оказалось, что это не единственная любовная история: Оля встречалась с казачьим офицером. Последний планировал скорую свадьбу. Однако на вокзале, перед отъездом любовника в Новочеркасск, Мещерская сообщила, что их отношения для ее незначительны и замуж она не пойдет. После чего предложила прочесть дневниковую запись о своем падении. Военный застрелил ветреную девушку, именно с описания ее могилки начинается новелла. На кладбище часто ходит классная дама, судьба ученицы стала для нее смыслом.
Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Легкое дыхание Бунина сочинение
Чарующая и загадочная новелла Бунина рассказывает об истории гимназистки Оли Мещерской. По замыслу автора читатель не должен испытывать интереса к сюжету.
- Анализ романа Тихий Дон Шолохова сочинение
Принося в литературу свой жизненный опыт, Шолохов обогатил традиции своих предшественников выявлением в «Тихом Доне» психологии трудящегося народа, участия и роста народных масс.
- Сочинение описание по картине Буря на Северном море Айвазовского
Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
- Сочинение Анализ рассказа Гриша Чехова
Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.
Иван Бунин, рассказы которого входят в школьную программу изучения русской литературы, начал творить еще в конце 19-го века, в 80-е годы. Он из плеяды писателей, выросших в дворянской усадьбе, тесно связанной с живописной природой среднерусской полосы. За работу над сборником лирики «Листопад», посвященным деревенской природе, ее естественной красоте, Иваном Алексеевичем Буниным в 1901 году была получена премия имени Пушкина.
Рассказы Бунина отличаются тем, что иногда имеют (например, рассказ об антоновских яблоках), описывающий не ряд происходящих событий, а воспоминания и впечатления лирического героя, касающиеся жизни в дворянской усадьбе.
Писателя можно назвать мастером поэтической прозы, он создает элегическую атмосферу при помощи впечатлений и ассоциативных воспоминаний лирического героя. В рассказе много описаний. Например, яркая картинка импровизированной ярмарки в саду, красочные пейзажные зарисовки утра, зимней охоты и многие другие.
Рассказы Бунина характеризуют его как наблюдательного, чувствующего автора. Он умел в самых будничных сценах быта найти яркую особенность, то, мимо чего люди проходят обычно, не замечая. Используя самые разнообразные приемы, рисуя при помощи деталей тонкими или фактурными штрихами, он доносит до читателя свои впечатления. Во время чтения можно почувствовать атмосферу и увидеть мир глазами автора.
Рассказы Бунина пленяют нас не внешней занимательностью и не загадочной ситуацией, они хороши тем, что отвечают требованиям, выдвигаемым к хорошей литературе: необычайно образный язык, в который вплетены разнообразные тропы. Многим своим главным героям автор даже не дает имени, но они заведомо наделены исключительностью, особой чувствительностью, присущей автору зоркостью и внимательностью.
Что касается оттенков красок, запахов и звуков, всего того «чувственного и вещественного», из чего созидается мир, то вся предшествующая Бунину и созданная его современниками литература не имеет образцов прозы, содержащей такие, как у него, тончайшие нюансы.
Анализ рассказа Бунина, например, об антоновских яблоках, дает возможность выявить средства, используемые им для создания образов.
Картина раннего осеннего утра в создана цепочкой определений, выраженных прилагательными: тихое, свежее. Сад — большой, золотой, поредевший, подсохший. К этой картине присоединяются запахи: яблок, меда и свежести, а также звуки: голоса людей и скрип движущихся телег. Зрительную картину дополняет образ прошедшего бабьего лета с летящими паутинками и перечислением народных примет.
Яблоки в рассказе едят с сочным треском, при упоминании об их отправке возникает небольшое отступление — картинка ночной поездки на возу. Визуальный образ: небо в звездах; запахи: дегтя и свежего воздуха; звуки: осторожный скрип обозных телег. Снова продолжается описание сада. Появляются дополнительные звуки — квохтанье дроздов, а сытое оно оттого, что птицы пасутся на деревцах коралловой рябины.
Рассказы Бунина зачастую полны грустным настроением увядания, запустения и умирания, обусловленным темой. Печаль пейзажа как бы иллюстрирует и создает с жизнью людей одно неразрывное целое. Автор использует в прозе те же образы, что и в своей пейзажной лирике. Поэтому элегические рассказы можно назвать стихами в прозаической форме.
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Толстого Кавказский пленник
Лев Николаевич Толстой – выдающийся писатель, общественный деятель и педагог. В 1859 году Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, а также помог организовать 20 школ в окрестностях.
- Сочинение по картине Богатырский скок Васнецова 4 класс
В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли
- Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души
Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести
- Сочинение Влияние книги на человека
Человек знакомится с книгой практически с рождения. Малыши познают мир, листая альбомы с яркими картинками. Милые зверюшки, герои мультфильмов, забавные истории приветствуют маленького первооткрывателя на бумажных страницах
- Философская лирика Тютчева 9 класс сочинение
Творения поэта Тютчева – постоянное присутствие идеи глубокой философии. При помощи философии своих строк он передает читателю скрытый от его глаз, но лежащий на поверхности смысл бытия
Сочинение Характеристика и образ профессора Преображенского
В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.
В центре повести стоит профессор Преображенский, истинный представитель интеллигенции, величина мирового масштаба. Филипп Филиппович живёт в квартире из семи комнат, и ему хотелось бы иметь ещё одну. В этом он прав, он в своей квартире не только живет, но и работает. Это нормальное желание нормального человека, иметь квартиру, удовлетворяющую своим запросам. Преображенский правильно делает, когда выгоняет представителей домкома, желающих отобрать квартиру. Они же даже не могут войти по-человечески, ни разуться, ни поздороваться. Профессор просто поставил их на место.
Доктор занимается врачебной практикой, зарабатывая себе на жизнь, и на содержание квартиры с прислугой. Филипп Филиппович считает, что человек должен нормально жить и питаться, иметь хорошие вещи и возможность культурного развития.
Если он профессор, значит, он получил достойное образование, к тому же он выходец из интеллигентной среды, и у него отличное воспитание. Его мастерство как врача позволяет ему совершать сложнейшие операции. Путём многих проб и опытов, Преображенский приходит к тому, что делает операцию на собаке, вживляя ей человеческий гипофиз. Операция проходит успешно, и собака постепенно превращается в человека. Единственное, чего не предусмотрел доктор, что новый человек, получившийся из собаки, вберет в себя все отрицательные качества донора. Не имея никакого педагогического опыта, профессор понимает, что Шарикова ему не перевоспитать. Доктор идет к обратному, снова делает операцию, возвращая Шарикова к начальному образу. Преображенский прав, что «говорить— это еще не значит стать человеком».
Но профессор очень трудолюбивый человек, он ведет кропотливую работу, экспериментируя и совершенствуясь, а его ум и уверенность вселяют надежду, что он сделает немало открытий в области медицины на благо общества. Трезвый и здравомыслящий человек, Преображенский прежде всего стремится к порядку, не только внешнему, но и порядку в мыслях. Представитель аристократии, доктор воплощает в себе символ русской культуры, над которой нависла угроза уничтожения.
Как обычно, в произведениях Булгакова, реальность сливается с фантастикой.