Этнографизм и творчество н.в. гоголя

Человек и дьявол в повести н. в. гоголя «пропавшая грамота»: бытие в унисон | статья в журнале «филология и лингвистика»

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Начинается повесть с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на слушательниц, которые просят рассказать страшную сказку, а потом всю ночь дрожат от страха. Затем он рассказал о том, что случилось с его дедом.

Дед Фомы Григорьевича был не из простых казаков, знал грамоту. Однажды гетман дал ему грамоту и велел отвезти царице. Тот зашил её в шапку, оседлал коня и на другое утро доехал уже до Конотопа, где была ярмарка. Хотел дед купить там табак и огниво да ехать дальше, но встретил гуляку запорожца и за разговорами забыл, что ему нужно ехать. Началась у них попойка, а после неё решили дед, запорожец и ещё один гуляка держать путь вместе. В дороге запорожец рассказывал разные байки, но к вечеру притих, а затем признался, что душа его продана нечистому, что этой ночью срок и попросил попутчиков не спать, караулить, чтобы нечистый его не утащил. Казаки согласились.

Остановились они ночевать в шинке. Дед долго караулил запорожца, а другой казак и запорожец заснули. Но и дед, в конце концов, заснул, а утром увидел, что запорожец пропал, только свитка его осталась. И кони пропали: деда и запорожца. Хватился дед за шапку — и её нет. Вспомнил он, что вчера поменялись шапками с запорожцем, значит, нечистый её утащил вместе с запорожцем. Как добыть грамоту для царицы, зашитую в шапке, не знает. Спросил совета у людей, остановившихся в шинке. Никто не знал, что делать. Только шинкарь за пять золотых надоумил деда, как добыть грамоту. Рассказал, как дойти в лесу до того места, где найдёт «кого нужно».

Нашёл дед то место, а там у огня расположились люди со страшными рожами и что-то сыпали в огонь. Сидели молча, на приветствие не ответили. Дед рассказал им за чем пришёл. Они протянули руки, кинул дед им деньги. Тут земля задрожала, и попал он «чуть ли не в самое пекло». Кругом черти и ведьмы отплясывают трепака. Посадили его за длиннющий стол, заставленный едой. Дед подцепил кусок и отправил не в свой рот, а в чужой. Во второй и в третий раз — опять в чужой рот. Рассердился дед, стал угрожать расправиться с ведьмами, если они не отдадут его казацкую шапку. Захохотали они, а одна из них провизжала, что отдадут шапку, если три раза сыграет дед с ними в дурня.

Пришлось сесть за карты. Первый раз остался он дурнем. Второй раз тоже проиграл: на руках у него были одни козыри, вдруг превратившиеся в простую масть. В третий раз изловчился он перекрестить карты под столом и выиграл. Загремел гром, и откуда ни возьмись появилась шапка.

Расхрабрился дед и потребовал своего коня, пригрозив перекрестить нечисть святым крестом. Появились перед ним конские кости, заплакал дед, жалея старого друга. Потребовал другого коня, чтобы выбраться из чёртова места. Появился перед ним конь и понёс деда через болото и провалы, не слушаясь ни поводов, ни крика. Под ногами была пропасть, перескочил конь через неё, а дед, не удержавшись, полетел вниз.

Очнулся он на крыше своей хаты. Перекрестившись, увидел, что руки в крови, посмотрел в бочку с водой — и лицо в крови. Обмылся, чтобы детей не испугать, и зашёл в хату. Увидел там испуганных детей и жену, заснувшую с веретеном в руке и подпрыгивающую на лавке. Дед разбудил её, и жена рассказала, что снилось ей, будто печь по хате ездила. Понял дед, что нужно хату освятить, но сейчас ему некогда было, поскакал он на коне с грамотой к царице.

Привели гонца во дворец, дивился он на роскошь высоких палат, видел разряженную царицу. Велела она насыпать деду полную шапку денег.

Об истории с чертями дед не вспоминал, а когда кто-нибудь просил его рассказать об этом, долго не соглашался. И, наверно, в наказание, что сразу не освятил хату, каждый год в этот день ноги жены его затевали танцы.

Краткое содержание

Чтобы лучше понять суть повести Гоголя, нужно изучить краткое содержание. Действие происходит в ночь перед светлым праздником Рождества. Черт пытается совершить как можно больше пакостей. Он ворует месяц, преследуя цель испортить торжество. В небе знакомится с ведьмой Солохой, которая по совместительству является матерью его врага — кузнеца.

Вакула без памяти влюблен в первую деревенскую красотку — Оксану. Гордая девушка не испытывает недостатка внимания со стороны мужчин, чем только задевает кузнеца. Отец героини, Чуб, тем временем отправляется к Солохе. У последней уже гостит черт, который от страха прячется в мешок. Вскоре к женщине приходят и другие поклонники.

На улицы выходит молодежь, начинаются гулянья. Оксана при людях заявляет, что станет женой кузнеца, если он достанет для нее черевички царицы. Вакула отправляется домой, берет мешки и идет к девушке, однако она лишь высмеивает его.

Кузнец решает утопиться. На счастье, он встречает Пацюка. Последний подсказывает герою, кто сидит в мешке. Он седлает черта и наказывает ему лететь в Петербург. Влюбленный кузнец рассказывает Императрице свою историю любви, женщина дарит ему башмачки. Вернувшись домой, он женится на Оксане.

Исчезновение запорожца , По дороге к ним прибился еще один хлопец, и дальше по полю они поехали вместе

Когда уже совсем стемнело, рассказчик притих и стал вздрагивать при малейшем шорохе. Гонец намекнул запорожцу, что наверно тот уже хочет быстрее домой да на печь. На его слова попутчик неожиданно ответил, что его душа давно продана нечистому. Как ни странно, это признание не удивило смелого деда, который заметил, что на своем веку почти каждый знался с нечистым.

Запорожец сказал, что сегодня последний день, когда он может гулять по свету, и попросил друзей спасти его, не поспав одной ночи. Попутчики согласились помочь ему, не дав черту загубить христианскую душу. Между тем стало совсем темно, и троица решила остановиться на ночлег.

По пути они встретили небольшой, правда, весь покосившийся на одну сторону шинок, в котором решили переночевать. Не успели они расположиться втроем в сарае, как дед заметил, что его друзья спят уже крепким сном. Тогда он разбудил приставшего попутчика и напомнил ему про данное запорожцу обещание, но казак только протер глаза и опять уснул.

14 стр., 6990 слов

Краткое содержание Шмелев Как я стал писателем для читательского дневника

… Как я стал писателем» И. Шмелёва Рассказ «Как я стал писателем» Шмелев краткое содержание с цитатами: Рассказчик вспоминает, как стал … написал рассказ «У мельницы». Я увидал мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод, деда… Живые, — они пришли и взяли. Что делать со своим сочинением, рассказчик … в третьем классе рассказчик создал свое первое произведение о …

Пришлось деду караулить друзей одному, а чтобы не уснуть, он пошел прогуляться и проведать коней. Но ближе к утру сил у него практически не осталось и он повалился, словно убитый. Спал он довольно долго и проснулся, когда солнце стало припекать ему голову.

Примечания

  1. ↑ Гоголь : Энциклопедия / Борис Соколов. — Москва : Алгоритм, 2003. — 538 с. — ISBN 5-9265-0001-2
  2. ↑ Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — : Изд-во АН СССР, 1937—1952
  3. ↑ Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского . — Москва : Гослитиздат, 1959
  4. Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
  5. . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
  6. Вечера на хуторе близ Диканьки : / Н. В. Гоголь. — Москва : АСТ ; Владимир : Астрель, 2012. — 248 с. — ISBN 978-5-17-044129-7
  7. Полевой Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки» / Московский телеграф. 1831. № 17. С. 91-95.
  8. Булгарин Ф. Петербургские записки. Письма из Петербурга в Москву к В. А. Ушакову. Окончание второго письма / / Северная пчела. 1831. № 288. 18 декабря
  9. Аксаков С. Т. История моего знакомства с Гоголем / / Аксаков С. Т. Собрание сочинений: в 4 т. T. III. М., 1956. С. 153
  10. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. VI. М.; Л., 1955. С. 661.

Вариант 2

Когда Гоголь работал в Санкт-Петербурге он подрабатывал сочинительством, которое было популярным заработком того времени. В 1831 году он отдает первый том произведения в типографию, но сильно переживает, однако, что его никто не будет читать, но его переживания было напрасно так как произведение читался легко, и он всем был понятен. В 1832 он пишет второй том произведения. В феврале его приглашает на обед Александр Пушкин хорошо отзывается о произведении Гоголя, поэтому предлагает не бросать писать.

Основной темой в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки» является борьба добра со злом в котором добро побеждает зло.

Один из жителей деревни отправляется на ярмарку со своей женой и дочерью, чтобы продать пшеницу. На мосту они встречают парней, один из них увидев дочь, влюбляется в нее. Прибыв на рынок они узнают, что это проклятое место, потому что здесь когда-то черт потерял красную свитку. Мужчина увидел, как его дочь обнимается с другим парнем который предлагает его дочери свадьбу, но отец против свадьбы. Парень просит помощи у цыган чтобы те украли кобылу у мужчины. Мужчина согласился на свадьбу при условии, что те отдадут кобылу.

Дьяк рассказывает, что когда-то на месте села был бедный хутор по которому ходил дьявол Басаврюк. Который очень любил погулять и даже девушкам дарил украшения. В селе жил казак Корж, у которого была дочь. Она хотела выйти замуж за бедного соседа, но казак был против. Тогда к бедняку пришел Басаврюк, который предложил дать ему богатство, но он должен был зарезать младшего брата своей возлюбленной. Выполнив просьбу дьявола он получил богатство и женился на дочери казака. Однако у них не было счастья, однажды он напивается и сгорает в своем доме. Люди узнав, что богатство ему дал Басаврюк, не гуляют с ним, а тот закрывает кабак у дороги.

Сын сельского головы Левко хочет жениться на Анне, но отец против. С горя сын приходит к пруду возле дома, где должно быть винница. В полночь в доме открываются окна. Оттуда выходит русалка, которая может помочь Левко при одном условии, он должен найти ведьму среди других русалок. Утром он просыпается и находит письмо, в котором комиссар приказывает голове женить своего сына и починить дороги в селе.

Однажды дьяк рассказывает о своем деде казака. Дед служил в запорожском войске, и дал ему гетман поручения, отвести грамоту царице. Казак спешил, но встретив по дороге двух товарищей, решил выпить с ними в кабаке. Один из его друзей сказал, что отдал душу дьяволу, поэтому сегодня он забирает его душу. Козак предлагает ему сегодня не засыпать, товарищ пытается не заснуть, однако засыпает. Утром казак выявляет, что грамота исчезает. Хозяин предлагает ему выход. Дед попадает в ад где играет карты с дьяволом, где проигрывает дважды, а на третий раз выигрывает. Дьявол дает ему коня, который выводит его из ада, и он доставляет грамоту.

В Рождественскую ночь черт и ведьма воруют месяц, чтобы помешать Вакуле дойти до дома Оксаны. Вакула хочет жениться на Оксане, но и против. Она согласна только при условии, что тот принесет красные сапоги. Вакула расстроен, уходит из деревни, встретив черта. Тот просит у Вакулы его душу дав ему богатство. Он заставляет с помощью креста черта на услуги. Он садится на черта и летит к царице по сапоги. Вернувшись в деревню. Он узнает, что Оксана его любит, и он просит ее отца согласия на свадьбу.

Однажды есаул Даниил со своей женой, и сыном едут с охраной, потому что боятся ляхов. Тесть Даниила против его брака с дочерью, поэтому постоянно готовит ему козни. Отец оказывается колдуном, он убивает мужа и сына дочери. Мертвецы, которых убил колдун грызут его поднявшись с земли. Поэтому он получает отместку за свои поступки.

Иван Шпонька хорошо учился в школе пошел на службу. После смерти отца он приезжает домой, где за домом ухаживала его тетя. Тетушка хочет женить Ивана, поэтому отправляет его к соседу, у которого есть две дочери. Она хочет, чтобы он женился на старшей дочери, однако он не хочет вообще жениться.

Однажды поехал отец с сыновьями в Крым, а деда оставил ухаживать за внуками. Вечером к деду пришли его товарищи. Они начали танцевать, и только они дошли до конца города, там, где дед искал клад. у него судорога свела ноги. Добыв сокровище, которым был большой котел, он обрадовался, но оказалось, что в нем было мусора.

Главные герои: Оксана, Вакула, Иван, Даниил, Тесть Даниила, Черт, Ведьма, Анна, Левко, цыгане, казак Корж, Басаврюк.

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из четырех произведений в каждом томе. Произведения является ареной в которой борется добро со злом, в котором добро всегда побеждает

В какие годы писалось произведение?

Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата Гоголем в 1828 году. Об этом свидетельствует его письмо матери, датируемое маем 1829 года. В нём Николай Васильевич просит в подробностях описать ему различные карточные игры, которые были популярны в то время на Украине.

Доказательством того, что «Пропавшая грамота» была закончена не позже весны 1831 года, может служить тот факт, что впервые она была напечатана в первой книге «Вечеров…», а цензурное разрешение на её издание получил 26 мая 1831 года Николай Васильевич Гоголь.

«Пропавшая грамота» написана в виде рассказа от лица некого Фомы Григорьевича, который рассказывает своим слушательницам, постоянно просящим у него «яку-нибудь страховинну казочку», такие истории, что те, по его же словам, «всю ночь потом дрожат под одеялом».

Он начинает рассказывать об одном интересном случае, якобы произошедшем с его собственным дедом, которому однажды гетман поручил задание доставить грамоту к царице.

Попрощавшись с семьей, дед отправился в путь. На следующее утро он уже был на конотопской ярмарке. Царская грамота в это время была в надежном, безопасном месте — зашита в шапку. Не боясь её потерять, главный герой рассказа решил раздобыть здесь «огнива и табаку».

Прогуливаясь по ярмарке, он подружился с неким гулякой-запорожцем. Вместе с ним и ещё одним казаком, увязавшимся за приятелями, дед отправился дальше.

В ходе разговора, запорожец рассказывает много интересных диковинных историй из своей жизни. Увлекшись разговором, он ведает друзьям о том, что продал душу дьяволу, а срок расплаты наступит совсем скоро (ночью того дня). Наш герой, чтобы помочь запорожцу, дает ему обещание не спать ночью. Приятели решают устроить привал в ближайшем питейном заведении.

Новые друзья деда быстро засыпают, и по этой причине ему приходится находиться на страже одному. Однако как ни старался главный герой, сон, в конце концов, одолевает его, и дед засыпает.

Наутро, проснувшись, он обнаруживает, что рядом нет ни нового товарища-запорожца, который продал душу дьяволу, ни коней, ни шапки с вшитой в неё грамотой.

Находясь в подобном, не самом лучшем положении, дед решает спросить совета у чумаков, которые в тот момент также находились в шинке. Один из них поведал герою о том, где можно найти чёрта.

На следующую ночь, следуя указаниям шинкаря, дед идет в лес, где он, минуя различные преграды, находит костер с сидящими вокруг него «страшными рожами».

Сразу же после того, как герой рассказал им о своей ситуации и заплатил, он оказался в «пекле» за столом, за которым сидели различные чудища, существа и злые ведьмы.

Одна из сидящих за столом ведьм предложила деду сыграть в карточную игру «дурень» три раза: если тот выиграет, ему вернут шапку с грамотой, а если проиграет — навечно останется здесь.

Два раза подряд главный герой проигрывает, однако в третий раз, прибегая к хитрости, он всё-таки выигрывает. После того, как сработал план, пропавшая грамота вернулась обратно в руки деда, герой решает выбраться из «пекла».

Очнулся он на крыше своего собственного дома, весь в крови. Практически сразу же он немедля отправляется с грамотой к царице.

Навидавшись различного рода «диковин», главный герой временно забывает о произошедшем, но теперь раз в год в его доме начинает происходить «разная чертовщина»: например, жена пускалась в пляс против своей воли.

II.

Сюжетным стержнем повести „Пропавшая грамота“ является рассказ о путешествии деда к чертям за украденной шапкой. Рассказ этот по своей конструкции напоминает одну из широко распространенных (в частности, у украинцев) легенд — о кумовой кровати или о разбойнике Мадее (Н. П. Андреев. „Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне“. Л., 1929, стр. 53, № 756 В).

Легенда (в полном ее виде) повествует о том, как человек, душа которого отцом его запродана чорту, отправляется в ад, проникает туда с помощью страшного разбойника и выручает „запись“. Так и у Гоголя мы видим путешествие деда в „пекло“ и возвращение украденной шапки. Само изображение путешествия деда к чертям отчасти напоминает путешествие в ад в „Кумовой постели“ В. Олина („Карманная книжка для любителей русской старины и словесности на 1829 год. Издана В. Н. Олиным“. СПб., 1829, стр. 289—337. На это сходство впервые указал В. Гиппиус. „Гоголь“, Л., 1924, стр. 29). Повидимому, известны были Гоголю и устные рассказы о кумовой кровати или о великом грешнике.

Торжественно-религиозный характер легенды снят Гоголем и заменен шутливо-комическим. Уже то обстоятельство, что дед идет в пекло не за душой, а за шапкой, придает рассказу иной, не-религиозный характер.

534

Изложение у Гоголя напоминает скорее народные рассказы о шабаше ведьм, о пребывании у чертей музыкантов, сапожников, портных и т. п. Народные рассказы подобного рода многочисленны; см. например: Б. Д. Гринченко. „Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях“, II. Чернигов, 1897, стр. 57, 58; В. Н. Добровольский. „Смоленский этнографический сборник“, I. СПб., 1891, стр. 133—156 (три рассказа); М. П. Драгоманов. „Малорусские народные предания и рассказы“. Киев, 1876, стр. 52, 54, 393; В. В. Иванов. „Жизнь и творчество крестьян Харьковской губ.“. Харьков, 1898, стр. 408; И. Я. Рудченко. „Народные южно-русские сказки“, I. Киев, 1869, № 41; „Сборник Харьковского историко-филологического общества“, III. Харьков, 1891, стр. 166. Сюда же относится и „Гусар“ Пушкина (написанный в 1833 году).

Самое изображение „нечисти“ у Гоголя напоминает некоторые народные тексты, но Гоголь придает своим картинам более сложный литературный характер, — ср., например, В. Гнатюк. „Знадоби до галицько-руської демонольогії, I — „Етнографічний Збірник“, XV. Львів, 1904, № 13.

Игра деда в карты с ведьмами частично напоминает рассказы об игре солдата в карты с чертями (см., например, А. Н. Афанасьев. „Народные русские сказки“, I. М. — Л., 1936, №№ 153, 154).

Чудесный конь, полученный дедом, в народных рассказах обычно оказывается затем кочергой и т. п. (ср. „Гусар“: „Не конь — а старая скамья“); у Гоголя же конь этот просто пропадает. Частично этот эпизод напоминает вторую часть белорусской сказки „Болотные паны“ (П. В. Шейн. „Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края“, II. СПб., 1893, стр. 270—271, № 130). Ср. также рассказ о том, „Як ведьма салдату падделала, што ион на липинки за тысичу верст слитаў и сваю родину пувидаў“ (Добровольский, назв. соч., I, стр. 136, № 67).

Заключительный эпизод с танцующей бабой и сном ее можно сопоставить с народными рассказами о танце против воли и о различных скачущих предметах, см., например, Гнатюк, назв. соч., I, стр. 86, № 54; Б. Д. Гринченко. „Из уст народа“. Киев, 1900, стр. 99.

Для образов запорожца и чертей Гоголь воспользовался частично материалами вертепной драмы (См. В. А. Розов. „Традиционные типы малорусского театра XVII—XVIII вв. и юношеские повести Н. В. Гоголя“ — „Памяти Гоголя. Сборник речей и статей“. Киев, 1911, стр. 103—115, особ. 108—111. Ср. также Евген Марковський. „Український вертеп“, I. У Києві, 1929, стр. 19, и рисунок № 93). Особенно характерен костюм запорожца.

Весь разнообразный традиционный материал Гоголь сплавляет в одно целое и оформляет по-своему, создавая подлинное литературное произведение. Характерно в этом отношении уже вступление рассказчика (дьяка Фомы Григорьевича), выдержанное в бытовых тонах, затем подробное и красочное изображение ярмарки, описание ночлега в шинке, изображение

535

мудрого шинкаря, описание дороги к чертям, подробности пребывания деда в пекле, подробности в изображении игры в карты, изображение визита деда к царице. Опираясь на народный материал, Гоголь вместо кратких сюжетных формул народных рассказов дает детально нарисованные картины отчасти в духе романтической литературы, отчасти уже и в духе реалистической описательной манеры юмористического характера.

Игра в карты с ведьмой

Хотя дед был и смелым человеком, но зайдя темной ночью в лес, он почувствовал некоторый страх. Среди деревьев стало так холодно, что путник вспомнил про свой овчинный тулуп. Наконец он добрался до речки, увидел огонь на противоположной стороне и по ненадежному мостику быстро перебрался на другой берег.

Здесь он увидел нечистых, которые сидели вокруг костра. Но делать было нечего, и гонец присоединился к ним. Как ни пытался он завести с ними разговор, ничего не получалось. Тогда, как советовал шинкарь, он бросил им деньги, и вся нечисть приобрела свое истинное обличие. Они подскочили к деду и посадили за огромный стол, который ломился от еды.

Но что бы он ни захотел съесть, попадало мимо его рта. Дед разозлился и потребовал от них свою шапку. Главная ведьма согласилась отдать шапку только после игры в дурака. Причем из трех партий он должен был выиграть хотя бы одну. Казаку деваться было некуда, и он согласился.

Проиграв два кона, дед понял, что ведьма его обманывает, и тогда он незаметно перекрестил свои карты и выиграл третью партию. Тут же прилетела шапка прямо ему в лицо, но дед стал требовать от нечисти вернуть своего коня. Когда казак узнал, что его четвероногий друг съеден, потребовал другого, чтобы побыстрее выбраться из этого пекла.

Смыслы и символы

Произведение «Пропавшая грамота» Николая Гоголя обладает глубокими смыслами и символами, которые учат нас о сущности человека и его отношении к мирским ценностям.

Одним из главных символов произведения является сама «пропавшая грамота»

Она символизирует пропажу важной информации, но также имеет более глубокий смысл. Грамота в данном случае может быть рассмотрена как символ знания, образования и разума

Ее потеря говорит о незрелости и невнимательности героев, они не осознают ценность знаний и недооценивают важность образования.

Другим важным символом является характер самого героя – Чуба. Он предстает перед нами как необразованный и наивный человек, у которого нет стремления к самообразованию. Однако, в его безмятежности и жизнерадостности также есть свой смысл. Гоголь показывает, что человек может быть счастливым и без глубоких знаний, что счастье не зависит от уровня образования. Вместе с тем, герой Чуба является неким наивным отражением обывателя, у которого нет способности критически мыслить и обдумывать свои поступки.

Завершением произведения служит обнаружение грамоты внутри сабантуя Чубы. Этот момент отражает крушение и комичность всей ситуации

Он указывает на то, что недоразумения и ошибки были вызваны неосторожностью героев и незрелостью их поступков. Этот финал является некой моральной поучительностью и призывом к ответственности

Таким образом, почитая произведение Гоголя «Пропавшая грамота» мы можем увидеть его глубокую учебность

Пропажа грамоты символизирует пропажу знаний, а герой Чуба напоминает нам о важности наивного счастья и независимости от образования. А финал произведения говорит о необходимости быть внимательными и ответственными

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.

Год написания – 1829-1832 годы.

История создания – К написанию «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь был вынужден прибегнуть из-за тяжелого финансового положения. Первый том цикла был издан в 1831 году, а второй – год спустя. Произведения Гоголя сразу же приобрели большую популярность.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух томов, каждый из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм.

Второстепенные персонажи

Следует отметить, что в сборнике Гоголя были и второстепенные герои. Краткое описание каждого поможет читателю лучше узнать их:

  1. Чуб — уважаемый и богатый казак в хуторе. Он выступает против того, чтобы дочь Оксана выходила замуж за кузнеца, ведь главным критерием для мужчины является достаток, которого у Вакулы нет. Ведет праздную жизнь, гуляет с друзьями, гостит у Солохи, которая очень нравится ему. Узнав обо всех ее проделках, оценивает изощренность женщины.
  2. Дьяк — местный священнослужитель, который не лишает себя мирских забав: выпивает, ходит к Солохе, когда жена уходит из дома. Общается только с богатыми односельчанами. Хочет казаться солидной персоной, но вместе с остальными ухажерами вдовы оказывается в мешке. Выбравшись, пытается сохранить собственное достоинство.
  3. Солоха — деревенская ведьма, мать кузнеца. Коварная, хитрая и обольстительная женщина, умеет привлечь поклонников. Мечтает выйти замуж за Чуба и стать хозяйкой его владений.
  4. Пацюк — живет на хуторе, однако никто из односельчан не знает, откуда герой появился. Лечит местных жителей от любых болезней, раньше был казаком. Помог Вакуле отыскать черта. Все в деревне считают, что мужчина связан с нечистью.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: