В чем суть рассказа мальчики достоевского

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание «Мальчиков» Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна. В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

«Мальчики» Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы.

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная. Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. «Мальчики» Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы. Вспомним «Униженные и оскорблённые», «Неточку Незванова».

В сжатом изложении романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского краткое содержание «Мальчиков» составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть. Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания «Мальчиков» Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях. Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

Краткое содержание книги

Семь глав книги посвящены дружбе Алеши Карамазова и Коли Красоткина. Даже если читать Достоевского «Мальчики» в кратком содержании, то легко можно найти сходство между этими детьми. Благодаря Коле читатель лучше понимает Алешу.

Глава «Коля Красоткин»

События происходят в начале морозного ноября. Тридцатилетняя вдова Анна Федоровна Красоткина после смерти мужа всю любовь направила на тринадцатилетнего сына Колю. Его поначалу дразнили маменькиным сынком, но он отстоял себя: прослыл умным, сильным, ловким, хитрым, самолюбивым, однако другом был хорошим.

Для того чтобы завоевать расположение старших товарищей, сын вдовы соглашается на пари: залечь между рельсами под проезжающим поездом. Когда о происшествии узнает начальство прогимназии, ученику грозит исключение.

Мать вымаливает прощение, а также за Колю заступается учитель истории в его классе — Дарданелов, влюбленный в Анну Федоровну.

Глава «Детвора»

У Анны сложились приятельские отношения с докторшей и ее двумя детьми: Настей и Костей. Сын вдовы ласково называл детей «пузырями», чтобы не проявлять «телячьих нежностей». Катерина, служанка докторши, должна была вот-вот родить ребенка, а госпожа Красоткина отправилась вместе с девушкой в нужное заведение.

Слуга Агафья задерживалась на базаре, потому за «пузырями» приглядывал сын Анны. Он читает малышам сказки. Николаю необходимо было уйти, чтобы выполнить «свое дело».

Глава «Школьник»

Красоткин вместе с младшим приятелем Смуровым отправляются в городок. Коля узнает от друга, что их общий товарищ, Илюша Снегирев, болен чахоткой и, вероятнее всего, скоро умрет.

Смуров также упоминает об Алексее Карамазове, с которым давно хочет познакомиться старший товарищ. Смуров становится свидетелем того, как приятель задирается к народу и выходит сухим из воды.

Глава «Жучка»

Сын вдовы знакомится с Алексеем. Накануне подросток был очень взволнован предстоящей встречей. Он переживал, что Алеша не воспримет его, как взрослого, из-за роста и возраста. Николай даже дома отметил карандашом черточку на стене, чтобы смотреть, перерос ли он отметку. Карамазов на равных встречает Колю в одном сюртуке по морозу. Он слышит рассказ о причине ссоры Коли с Ильей, который Красоткину был «рабски предан».

Когда-то Снегирев сдружился со Смердяковым, научившим Илюшу «зверской шутке»:

  • взять булавку;
  • спрятать ее в хлебном мякише;
  • и скормить дворовым собакам.

Он так поступил с бродягой Жучкой и услышал, как она «бежала и визжала».

Коля, которому друг признался в содеянном, хотел проучить приятеля равнодушием. Старшие заметили, что Снегирев остался без защиты Коли, решили его поколотить, снова дразнили «мочалкой».

Сын Анны Федоровны стоял рядом, глядя на это, едва ли не бросился защищать Илюшу, но Снегирев решил, что друг смеется над ним, и пырнул ножом бывшего защитника в бедро, после чего заболел.

Глава «У Илюшиной постельки»

Тем временем все друзья Илюши собрались у его постельки. Отец обеспокоен, ведь если сын умрет, то отставной штабс-капитан не найдет себе места в жизни. В общую компанию врывается бывший друг больного без намерения мириться и вспоминает Жучку, отчего больной мальчик терзается муками совести. Ради утешения Николай зовет Перезвона, в котором Снегирев узнает Жучку. Он безумно рад тому, что собака выжила.

Глава «Раннее развитие»

Алексей Карамазов и Коля Красоткин ведут беседу о Боге, литературе, истории, философии. Николай хочет казаться умным, но не до конца понимает смысл фраз, произнесенных им же. Ему нравится учить других заимствованному мировоззрению.

Алексей не выдерживает и говорит: «Грустно, что прелестная натура, как ваша, еще и не начавшая жить, уже извращена всем этим грубым вздором».

Глава «Илюша при смерти»

Приезжает доктор и безжалостно говорит капитану Снегиреву о том, что сын умрет.

Коля специально обзывает доктора «лекарем», грозится спустить на него Перезвона. Это предотвращает Алексей Карамазов, который единственный имеет влияние на Николая.

Илюша понимает, что вот-вот умрет, утешает собравшихся, просит папу приходить к нему на могилу с Колей и Перезвоном.

Мальчик убегает под предлогом, что его ждет мать, в сени, там безудержно плачет вопреки убеждению не показывать «телячьи нежности».

Достоевский, “Мальчики”: краткое содержание по главам

В этой статье представлено краткое содержание ” Мальчиков ” Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа ” Братья Карамазовы ” . В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше – сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев – Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание ” Мальчиков ” Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна. В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

” Мальчики ” Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы .

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная. Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. ” Мальчики ” Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы. Вспомним ” Униженные и оскорблённые ” , ” Неточку Незванова ” .

В сжатом изложении романа ” Братья Карамазовы ” Ф. М. Достоевского краткое содержание ” Мальчиков ” составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть. Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания ” Мальчиков ” Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях. Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

Излагая краткое содержание ” Мальчиков ” Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание ” Мальчиков ” Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У Илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа ” Мальчики ” Достоевского.

Анализ произведения Мальчики Достоевского

Произведение «Мальчики» относится к целому циклу рассказов под названием «Братья Карамазовы». Главные герои – это Николай Красоткин и Илья Снегирев.

Николай и Илья были друзьями. Однажды Коля буквально спас младшего Илью от насмешек и издевательств других школьников. После этого случая Илюша всем сердцем привязался к Коле. Николай стал для него идеалом, старшим другом и спасителем. Коля не мог этого не заметить. Он именовал это рабской преданностью, потому что Илюша делал всё то, что он просил, вплоть до мелочей. Младший товарищ буквально во всем копировал Колю.

Красоткин тоже привязался к Илье, но проблема была в том, что Коля очень любил властвовать и влиять на других, творить всё, что вздумается. Парню нравилось быть господином, который вершит жизни других. Коля так увлекся, что начал играть чувствами младшего товарища. Он мог ни с того, ни с сего оттолкнуть его, потом снова подпустить. Такие моменты повторялись много раз.

Такое поведение близкого друга привело Илюшу в состояние отчаяния. Он не знал, что делать. В этот момент его встречает один мерзавец по фамилии Смердяков, который предлагает дать собаке хлеб со спрятанной внутри иглой. Он так и поступил. Собака мучилась, она бегала и отчаянно визжала. После этого случая и отвержения Николая ребёнок не выдержал и заболел смертельно.

Когда Коля увидел к чему привело его поведение, он был шокирован и раскаялся в своем поведении. Как же сильно он хотел всё сейчас исправить, вернуться назад и поступить по-другому. Однако, время уже ушло. Когда Коля пришел в гости к своему умирающему другу, он увидел страшную картину, которая чуть ли не довела его до слез. На постели лежал худой и бледный Илья. Красоткин нашел ту собаку, заклялся, что будет рядом с больным другом почти постоянно.

К сожалению, уже было поздно. Молодого Илюшу невозможно было вернуть к жизни. Коля осознавал, что во многом была его вина. А всё почему произошло? Потому что Коля Красоткин решил, что имеет право управлять другими людьми, что он вправе играться чувствами. И вот к чему это привело, теперь поздно что-то менять, осталось только пожинать плоды своих поступков, которые очень горькие.

Позже, благодаря Алёше Карамазову, читатель узнает, что Красоткин является социалистом, который отвергает Бога. У него почти нет образования, зато самомнение очень большое. Алексей очень своеобразно отзывается о герое, говоря, что он хорошо, да извращенный.

Это значит, что у мальчика имеются хорошие задатки, так как Коля обладает добротой, он не глуп, для него не чуждо такое понятие, как сила воли. Однако, помимо всех положительных качеств, у героя имеется извращенность, которая делает Красоткина страшным и опасным человеком. Именно это и убило Илюшу.

Автор негативно относится к социализму и показывает опасность неправильного отношения к людям.

Популярные сегодня темы

Свою работу над произведением «Замок» Франц Кафка начал, когда приехал на Чешский курорт Шпиндлерув Млын. Был 1922-й год. В начале автор вёл повествование от первого лица

Привет, дорогой друг. Я знаю, что давно не писал тебе, не спрашивал, как у тебя дела. Но, честно говоря, у меня совершенно не было времени!

Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.

Со страниц произведения «Тихий Дон» перед нами представлены образы женщин Дона – смелой и гордой Аксиньи, кроткой и трудолюбивой Натальи, величественной Ильиничны и юной Дуняшки.

Вокруг красоты языков часто разгораются споры. Носители защищают и восхваляют свои языки, приписывают им множество заслуг. Абсолютное же большинство голосов во все времена отдавалось русскому языку.

Взаимоотношения Печорина с Вернером

О докторе Вернере читатель узнает из записок Печорина. Григорий Александрович признается, что он и доктор сделались приятелями. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера показывает, что между этими литературными героями немало общего, хотя в чем-то они представляли противоположности друг другу. Они были умны, и у них всегда находилась тема для разговора. Они могли философствовать весь вечер, а потом рассмеяться друг над другом. Печорин не считал их взаимоотношения дружбой, потому что он, по собственному его признанию,

а Вернер жил своими знаниями, своим трудом.

Печорин и Вернер научились понимать друг друга с полуслова. Это заметно из диалога, который они ведут, когда автор впервые вывел доктора Вернера на сцену, когда Вернер пришел на квартиру к Печорину.

Только с Вернером Печорин делится своими мыслями и планами. Именно Вернера Печорин просит быть секундантом на дуэли, потому что уверен в его добропорядочности. Григорий Александрович, при всех своих недостатках, превыше всего ставил дворянскую честь и не мог потерпеть козней против себя. Печорин рассказал Вернеру о заговоре, заключенном Грушницким и драгунским капитаном. Дуэль с незаряженными пистолетами могла сойти за невинную шутку. Но Вернер случайно подслушал и узнал о той подлости, которую задумал драгунский капитан. Он решил зарядить пистолет, направленный против Печорина, при этом то оружие, которым должен был стрелять сам Печорин, хотел оставить не заряженным. Это было настоящей подлостью, недостойной дворянина.

Накануне дуэли Григорий не смог заснуть, но не от страха перед смертью. Его до глубины души возмутило людское коварство. Он решил проучить Грушницкого и капитана. Вернера Печорин попросил лишь не мешать ему. О себе он сам говорит:

Вернер не раздваивается. Противоречия сливаются в нем в единое целое. Во время дуэли Вернер беспокоится о Печорине, он порывался прекратить дуэль под предлогом обмана, но Печорин остановил его словами: «Какое вам дело? Может быть, я хочу быть убит…». Конечно же, Печорин не собирался погибать. Он позаботился об устойчивости, чтобы в случае ранения не улететь в пропасть.

Во время дуэли Печорин убил Грушницкого, и на следующий день, встретив Вернера, он ощутил холодность с его стороны.

Возможно, Вернер ждал, что Печорин не станет стрелять, или выстрелит в сторону. Но Печорин был возмущен до глубины души коварством Грушницкого. Он до последней минуты ждал от Грушницкого признания и отказа от дуэли. Печорин был уверен до последнего, что дуэль была надуманной, а Грушницкий был убежден в том, что Печорин ночью слезал с балкона княжны Мери. И поскольку считал княжну чуть ли не своей невестой, не мог простить коварства приятелю. Каждый был прав по-своему.

Вернер предсказал Печорину ссылку в дальний гарнизон, и в действительности так и случилось. Этой ссылкой стала крепость, в которой Печорин познакомился с Максимом Максимычем и Беллой.

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/sravnitelnaya-harakteristika-pechorina-i-vernera-iz-romana-geroj-nashego-vremenihttp://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/sravnitelnaya-harakteristika-pechorina-i-vernerahttp://lermontovm.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/pechorin-i-verner

голоса

Рейтинг статьи

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку. Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе «Детвора», по сути, не происходит каких-либо событий. Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной, отправилась на рынок. Гимназист не мог оставить «пузырей», как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется. Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела. Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Достоевский. «Мальчики»: главные герои

Десятая глава книги «Братьев Карамазовых» получила название «Мальчики». В ней Ф.М. Достоевский показывает отношение Алеши Карамазова с семьей Снегиревых и знакомство с другом Илюши – Колей Красоткиным.

Главные герои рассказа «Мальчики»:

Вдова Красоткина – 30-летняя женщина, весьма привлекательная собой. Жила на собственные сбережения, растила сына, которого очень любила и боялась потерять. Она боялась всего, и сама себя изводила. Она стала личным его репетитором, изучая те же предметы, что изучал он. Перезнакомилась со всеми учителями.

Коля Красоткин – сын вдовы Красоткиной. Несмотря на чрезмерную опеку матери, Коля не стал маменькиным сынком. Мальчишки попробовали дразнить его, но Коля сумел постоять за себя. «Был он смелый мальчишка, «ужасно сильный», как пронеслась и скоро утвердилась молва о нем в классе, был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого». Он хорошо учился, но не зазнавался, был хорошим, дружелюбным товарищем. Как и все мальчишки, он мог баловаться, шалить, но черту допустимого и дозволенного не перешагивал. Он был самолюбив и немного деспотичен. «Маму свою он очень любил, а не любил только «телячьих нежностей». Переживал из-за своего маленького роста, очень хотел поскорее вырасти.

Когда Коля вместе с матерью гостил за 70 верст от родного города, Коля познакомился с местными мальчишками. Он был младше их, и они всегда задевали его, уязвляли его самолюбие. Коля поспорил, что ляжет на рельсы и пролежит под проезжающим поездом. Пари Коля выиграл, хотя на рельсах лишился чувств, и потом немного заболел.

Когда Илюша рассказал Коле про Жучку, Коля нашел ее и привел домой. Он скрывал от всех, что нашел Жучку, переименовал ее в Перезвона. Тайком от всех он обучил ее всяким театральным представлениям и фокусам. И однажды привел Жучку-Перезвона Илюше.

Учитель Дарданелов служил в гимназии и был учителем Коли. Он был давно и безнадежно влюблен в госпожу Красоткину.

Смуров – левша. Он был товарищем Коли Красоткина и Илюши Снегирева, Хотя читатель знакомится со Смуровым в тот момент, когда он забрасывал Илюшу камнями. Сын зажиточного чиновника, румяненький мальчик 11 лет. Учился в подготовительном классе. Родители не разрешали мальчику дружить с Колей, поскольку он был известный шалун. История с рельсами наделала много шума в родном городке Коли.

Илюша Снегирев – был самый маленький и слабый. Ему было 9 лет. Он рос слабым и малорослым ребенком, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, большими темными глазами. Одевался он бедно. У него был довольно ветхий старенький пальтишко, из которого Илюша давно уже вырос. Илюша был гордым мальчиком. Он любил своего отца и не мог молча смотреть на то, как дети оскорбляли его отца.

Мальчишки обижали его, и однажды Коля заступился за Илюшу. С этого дня началась дружба. Маленький Илюша, как привязанный, везде ходил за Колей. Однажды кто-то подучил Илюшу бросить хлеб с булавкой голодной собаке. Собака схватила хлеб, но уколовшись булавкой, завизжала и убежала. Илюша понял, что причин ил страдание собаке и сильно переживал от этого. Он повинился в своем проступке перед Колей, тот в «воспитательных целях» начал попрекать и тиранить Илюшу. В ответ на это Илюша озлобился на всех, и вскоре заболел.

Отец Илюши, штабс-капитан Снегирев Николай Ильич – робкое, забитое, неуверенное в себе существо. Он заискивает перед мальчиками, навещавшими Илюшу, перед Алешей, доктором. Он безумно любит сына, и даже перестал пить, когда Илюша заболел.

Мать – тяжелобольная женщина. Она была больна и физически и душевно. Страдала слабоумием и плохо ходила.

Мальчики представляют собой в романе «Братья Карамазовы» молодое поколение России. Достоевский планировал писать 2-й том, где отводил им особую роль. Не случайно роман заканчивается похоронами Илюши и речью Алеши Карамазова о добре и зле.

Шалости Коли

В начале произведения подробно описывается внешний вид молодой вдовы Красоткиной, вышедшей замуж в довольно юном возрасте. С мужем она прожила чуть больше года и успела родить сына Колю. Когда младенец был еще совсем крохотным, женщина постоянно тряслась над ним. После поступления главного героя в гимназию мать стала учиться вместе с ним и помогала ребенку со всеми предметами. Колю часто дразнили, однако он был не из робких, поэтому мог защитить себя.

Мальчик прилежно учился и пользовался уважением среди одноклассников. Но ему не нравилась нежность, которую к нему проявляла родная мать. Женщине часто казалось, что сын ее совершенно не любит. Коля постоянно обожал пошалить. В один из дней он поспорил с товарищами, что сможет пролежать под паровозом, несущимся на огромной скорости.

Естественно, что он это сделал. Мальчик признался матери, что из-за сильного страха даже лишился чувств. За такой опасный поступок его собирались выгнать из гимназии, но преподаватель Дарданелов, симпатизирующий его маме, заступился за парня. Потом Коля принес в дом собаку и стал обучать ее различным трюкам.

В один из зимних дней героя оставили присматривать за соседскими детьми, потому что в доме не было взрослых. Мама с соседкой отправились на роды, а служанка ушла на рынок.

Однажды Коля встретился со Смуровым, который был сыном богатого купца. Дети решили проведать тяжелобольного приятеля Илюшу. По дороге они повстречали Алексея Карамазова. Мальчики никак не могли понять, как тот мог спокойно играть с малышами, когда скоро его сын может отправиться в тюрьму.

Смуров очень обрадовался, увидев Снигирева, а Коля рассказал ему историю знакомства с Илюшей. Мальчик попал в подготовительный класс очень слабым ребенком, поэтому главный герой начал его оберегать и защищать. В один из дней помощник Карамазовых попросил Снигирева дать бездомному псу кусок хлеба с острой булавкой внутри.

Собака быстро съела хлеб, а Коля с тех пор больше не разговаривал с Илюшей. Однако однажды одноклассники заметили, что мальчик остался без защиты, поэтому начали его снова дразнить. Его часто избивали, поэтому состояние здоровья Снегирева резко ухудшилось, и он серьезно приболел. Но товарищ ни разу не приходил его проведать.

Детвора

Стоял морозный ноябрь. Был выходной

Коля хотел выйти «по одному весьма важному делу», но не мог, так как из дому все разошлись, и он остался присматривать за детьми, — братом и сестрой, — которых очень любил и называл «пузырями». Дети принадлежали соседке Красоткиных, жене доктора, который бросил семью

Служанка докторши собралась рожать, и обе дамы повезли её к повивальной бабке, а Агафья, служившая Красоткиным, задержалась на базаре.

Мальчика сильно позабавили рассуждения «пузырей» о том, откуда берутся дети. Брат и сестра боялись оставаться дома одни, и Коле пришлось их развлекать — показывать им игрушечную пушечку, которая может стрелять, и заставлять Перезвона делать всякие трюки.

Наконец, вернулась Агафья, и Коля отбыл по своему важному делу, прихватив с собой Перезвона

Достоевский. «Мальчики»: главные герои

Десятая глава книги «Братьев Карамазовых» получила название «Мальчики». В ней Ф.М. Достоевский показывает отношение Алеши Карамазова с семьей Снегиревых и знакомство с другом Илюши – Колей Красоткиным. Главные герои рассказа «Мальчики»:

Вдова Красоткина – 30-летняя женщина, весьма привлекательная собой. Жила на собственные сбережения, растила сына, которого очень любила и боялась потерять. Она боялась всего, и сама себя изводила. Она стала личным его репетитором, изучая те же предметы, что изучал он. Перезнакомилась со всеми учителями.

Коля Красоткин – сын вдовы Красоткиной. Несмотря на чрезмерную опеку матери, Коля не стал маменькиным сынком. Мальчишки попробовали дразнить его, но Коля сумел постоять за себя. «Был он смелый мальчишка, «ужасно сильный», как пронеслась и скоро утвердилась молва о нем в классе, был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого». Он хорошо учился, но не зазнавался, был хорошим, дружелюбным товарищем. Как и все мальчишки, он мог баловаться, шалить, но черту допустимого и дозволенного не перешагивал. Он был самолюбив и немного деспотичен. «Маму свою он очень любил, а не любил только «телячьих нежностей». Переживал из-за своего маленького роста, очень хотел поскорее вырасти.

Когда Коля вместе с матерью гостил за 70 верст от родного города, Коля познакомился с местными мальчишками. Он был младше их, и они всегда задевали его, уязвляли его самолюбие. Коля поспорил, что ляжет на рельсы и пролежит под проезжающим поездом. Пари Коля выиграл, хотя на рельсах лишился чувств, и потом немного заболел.

Когда Илюша рассказал Коле про Жучку, Коля нашел ее и привел домой. Он скрывал от всех, что нашел Жучку, переименовал ее в Перезвона. Тайком от всех он обучил ее всяким театральным представлениям и фокусам. И однажды привел Жучку-Перезвона Илюше.

Учитель Дарданелов служил в гимназии и был учителем Коли. Он был давно и безнадежно влюблен в госпожу Красоткину.

Смуров – левша. Он был товарищем Коли Красоткина и Илюши Снегирева, Хотя читатель знакомится со Смуровым в тот момент, когда он забрасывал Илюшу камнями. Сын зажиточного чиновника, румяненький мальчик 11 лет. Учился в подготовительном классе. Родители не разрешали мальчику дружить с Колей, поскольку он был известный шалун. История с рельсами наделала много шума в родном городке Коли.

Илюша Снегирев – был самый маленький и слабый. Ему было 9 лет. Он рос слабым и малорослым ребенком, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, большими темными глазами. Одевался он бедно. У него был довольно ветхий старенький пальтишко, из которого Илюша давно уже вырос. Илюша был гордым мальчиком. Он любил своего отца и не мог молча смотреть на то, как дети оскорбляли его отца.

Мальчишки обижали его, и однажды Коля заступился за Илюшу. С этого дня началась дружба. Маленький Илюша, как привязанный, везде ходил за Колей. Однажды кто-то подучил Илюшу бросить хлеб с булавкой голодной собаке. Собака схватила хлеб, но уколовшись булавкой, завизжала и убежала. Илюша понял, что причин ил страдание собаке и сильно переживал от этого. Он повинился в своем проступке перед Колей, тот в «воспитательных целях» начал попрекать и тиранить Илюшу. В ответ на это Илюша озлобился на всех, и вскоре заболел.

Отец Илюши, штабс-капитан Снегирев Николай Ильич – робкое, забитое, неуверенное в себе существо. Он заискивает перед мальчиками, навещавшими Илюшу, перед Алешей, доктором. Он безумно любит сына, и даже перестал пить, когда Илюша заболел.

Мать – тяжелобольная женщина. Она была больна и физически и душевно. Страдала слабоумием и плохо ходила.

Мальчики представляют собой в романе «Братья Карамазовы» молодое поколение России. Достоевский планировал писать 2-й том, где отводил им особую роль. Не случайно роман заканчивается похоронами Илюши и речью Алеши Карамазова о добре и зле.

Моральные и этические вопросы в рассказе «Мальчики» Достоевского

Одним из главных моральных вопросов, затрагиваемых в рассказе, является проблема социального неравенства и его влияния на формирование нравственности личности. Судьба главного героя, Семена, показывает, как обстоятельства и статус в обществе могут определить моральные принципы и поступки человека. Семен, подвергаясь влиянию дурных компаньонов из нижних слоев общества, теряет свои прежние нравственные устои и погружается в мир преступности и безнравственности.

Другой важный этический вопрос, затронутый в рассказе, связан с воспитанием и влиянием семьи на развитие личности. Родители Семена, отдав его на воспитание к другим людям из-за своей несостоятельности, несут ответственность за трагические последствия его дальнейшей жизни. Кроме того, в рассказе моральное воспитание ребенка осуществляется не только родителями, но и обществом в целом. Диалоги героев отражают различные моральные ценности и установки, с которыми сталкивается Семен, и влияют на его сознание.

Еще одним важным этическим вопросом, затронутым в рассказе, является противоречие между индивидуальным и коллективным этическими нормами. Герой рассказа, преследуя свои собственные интересы и ставя их выше интересов общества, утрачивает связь с моралью. Это противоречие отображает внутренний конфликт и борьбу человека с собственными слабостями и страстями.

Все эти моральные и этические вопросы, затронутые в рассказе «Мальчики» Достоевского, актуальны и важны для современного общества. Произведение напоминает нам о необходимости нравственности и этики в наших действиях и выборах, а также о влиянии среды на формирование нашей личности и моральных устоев.

Семен
Герой рассказа «Мальчики»
Моральное разложение
Семен подвергается влиянию дурных компаньонов и погружается в мир преступности и безнравственности.
Воспитание
Судьба Семена подчеркивает важность семейного и общественного воспитания для формирования нравственности.
Индивидуальное и коллективное
Герой сталкивается с противоречием между личными интересами и интересами общества.

Раннее развитие.

Красоткин получил возможность поговорить с Алексеем Карамазовым наедине, в сенях. Стремясь показаться взрослым и образованным, мальчик выложил ему свои соображения о боге, Вольтере, Белинском, социализме, медицине, месте женщины в современном обществе и прочих вещах. Тринадца­тилетний Коля считал, что бог нужен «для мирового порядка», Вольтер в бога не верил, но «любил человечество», Христос, живи он сейчас, непременно примкнул бы к революционерам, а «женщина есть существо подчинённое и должна слушаться».

Очень серьёзно выслушав Колю, Алёша изумился его раннему развитию. Выяснилось, что ни Вольтера с Белинским, ни «запрещённой литературы», кроме единственного выпуска журнала «Колокол», Красоткин толком не читал, однако обо всём имел твёрдое мнение. В голове его была настоящая «каша» из недочитанного, прочитанного слишком рано и до конца непонятого.

Алёше стало грустно, что этот молодой человек, ещё не начавший жить, уже извращён «всем этим грубым вздором» и слишком самолюбив, впрочем, как и все русские гимназисты, основное свойство которых — «никаких знаний и беззаветное самомнение».

Алёша считал, что Колю исправит общение с такими людьми как Снегирёвы. Коля рассказал Карамазову, как порой мучает его болезненное самолюбие. Иногда мальчику кажется, что весь мир смеётся над ним, и в ответ он сам начинает мучить окружающих, особенно мать.

Алёша заметил, что «в это самолюбие воплотился чёрт и залез во всё поколение», и посоветовал Коле не быть таким как все, тем более, что он всё ещё способен к самоосуждению. Он предвидел для Коли нелёгкую, но благословенную жизнь. Красоткин же был восхищён Карамазовым, особенно тем, что тот разговаривает с ним как с равным, и надеялся на долгую дружбу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: