Анализ повести «ася» тургенева

Персонажи повести

Внимание читателя в первую очередь привлекают главные герои повести. Это обусловлено тем, что в них воплощен замысел писателя, они являются основными образами, на которых построено повествование

Краткая характеристика каждого персонажа:

Ася (Анна) — диковатая, но в то же время очень тонкая натура, способная по-настоящему любить. Характер героини сильно изменился после встречи с Н. Н.: брат наблюдал у нее перепады настроения

Меняя образы, девушка неосознанно пыталась привлечь внимание возлюбленного. От переполнявшего душу чувства она даже заболела.
Гагин — брат Аси, который всячески заботится о ней

Герой очень отзывчивый, милый и добрый. Он чтит семейные ценности, беспрекословно выполняет волю отца, принимает Анну, как родную. Ради спокойствия девушки он увозит ее как можно дальше от Н. Н. Это большой души человек, который без труда жертвует ради других собственными интересами.
Н.Н. — повествователь, который спустя много лет после указанных событий берет в руки перо для облегчения собственной души. Мужчина не в состоянии забыть потерянную любовь. Это образованная, интеллигентная личность, для которой характерно непостоянство. Герой любит природу, хорошо разбирается в искусстве, однако у него не получается найти применение этим знанием. Любовь к Асе обнажила не лучшие качества его характера: любовь к себе, трусость и т. д.

Благодаря глубине содержания, произведение «Ася» является жемчужиной в наследии величайшего отечественного писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Автор сумел отразить собственные переживания и философские размышления о человеческих судьбах, демонстрируя, как поступки могут изменить жизнь в лучшую или худшую сторону.

Анализ повести «Ася»

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Первая любовь.

Проблема:

Отсутствие опыта. В любви не бывает «завтра».

Для человека важно ответственно относиться к чувствам, которые зародились, вовремя распознавать их. Счастье – это не то, что падает с неба

Его нужно защищать и отстаивать, отбросив всякие условности и чужое мнение, иначе «прекрасное завтра» так никогда и не наступит.

Когда молодой человек или юная девушка влюблены впервые, то не так просто сохранить любовь. Нет еще опыта, может не быть понимания, уверенности, доверия. Это все сформируется в будущем, но пока главные герои то радуются, то грустят, не могут разобраться в себе и в чувствах другого человека. Они не понимают, любят ли сами, и не могут разобраться, любят ли их или нет.

Так произошло с главными героями повести. Ася – честная и искренняя, она стесняется своего происхождения, но девушка выросла в простой среде. Для нее не играют большой роли светские условности, надуманное чувство долга. Тургеневская героиня любит – и этим сказано все. Ася назначает свидание и идет навстречу своему счастью.

И Н.Н., и Гагин – люди другого типа, на их воспитание наложил отпечаток светский этикет. Они благородны и честны, но не так, как Ася. Они хуже знают себя и саму жизнь, следуют чувству долга, искаженного светской моралью. Н.Н

нерешителен, он не понимает важности для себя чувств к Асе. Им движут условности – мнимое чувство долга

Он считает сумбурный вечер неподходящим для предложения руки и сердца и теряет любимую.

Их взаимное чувство обречено. Главные герои еще не окрепли, еще не того жизненного опыта, который не позволит умереть любви.

2. Тема:

Тема лишних людей, жизнь без цели.

Проблема:

Все главные герои не имеют определенной цели. Гагин был военным, но подал в отставку. Он хочет стать художником, но сомневается в себе. Любое слово, сказанное в адрес его творчества, воспринимает, как абсолютную истину. Складывается впечатление, что он не верит в себя, как в художника, да особо и не стремится к этому. И ему не понятно, что именно он хочет.

Н. Н. – человек без определенных занятий. Не понятно, чего он хочет, к чему стремится.

У Аси есть и стремления, и цели. Она хочет вырастить из себя особенную женщину, примеряет на себя различные образы, но еще не знает, как это сделать. Она ищет себе наставника, хочет, чтобы кто-то направил ее.

Я думаю, что дворяне 19 века – несчастные люди. Их богатство позволяло вести праздную жизнь долгие годы, а это приводило к деградации. В современном мире по-другому — у богатых людей, как правило, есть дело, они работают, реализовывают себя, радуются жизни.

3. Тема:

Утраченные возможности.

Проблема:

Необходимость сделать сложный выбор, уверенность, что «завтра я буду счастлив».

Главный герой влюблен в боязливую девушку с неопределенным положением в обществе. Н.Н. испытывает к ней чувства, но дружит с ее братом, который ставит жестко вопрос – собирается ли Н. Н. жениться на ней. Он ведет себя нерешительно и жестоко в момент свидания. Чувствуя, что теряет Асю, Н.Н. ярко осознает свою любовь к ней. Думая, что вечером признание будет неуместным, он откладывает этот важный вопрос на завтра. «Завтра я буду счастлив», но «завтра» не наступает и не наступит уже никогда. Он лишь будет свято хранить ее записочки и цветок, издающий до сих пор нежный запах любви.

Почему повесть так называется?

Повесть названа в честь главной героини, которой довелось испытать муки первой любви. Тургенев видел свою задачу в том, чтобы максимально полно раскрыть женский образ, который в дальнейшем получил название «тургеневская барышня». По мнению писателя, понять женщину, увидеть ее истинную сущность можно только сквозь призму чувств и эмоций, которые она испытывает. Ведь, как известно, женщины – существа эмоциональные,  и их природа раскрывается лишь благодаря душевным переживаниям. Именно поэтому Куприн приготовил для своей юной героини весьма непростое испытание, дав ощутить всю прелесть и горечь неразделенной первой любви. И если до встречи с Н. Н. Ася была наивным ребенком, чувство, испытанное ею впервые, раскрыло в ней женщину – мудрую и зрелую.

Именно этой задачи и добивался Тургенев – показать, как сильное чувство способно изменить женскую натуру. Да, опыт первой любви оказался для Аси не слишком удачным, однако он позволил ей морально вырасти, превратив вчерашнюю девочку в сильную, уверенную в себе женщину, не готовую размениваться по мелочам. Увидев, что ее избранник не готов полностью отдаться сильному чувству и заметив его слабость, Ася нашла в себе силы навсегда покинуть его: сердце девушки было разбито, но только не чувство собственного достоинства. При этом автор намеренно называет произведение детским именем главной героини – Асей. Таким образом он отдает дань счастливому и безмятежному детству Анны Гагиной.

1857

Оглавление

I 149
II 151
III 156
IV 157
V 162
VI 163
VII 165
VIII 167
IX 173
X 177
XI 178
XII 179
XIII 179
XIV 179
XV 179
XVI 179
XVII 179
XVIII 179
XIX 179
XX 179
XXI 179
XXII 179
XXIII 179

О произведении

В «Асе» реализован классический тургеневский сюжет: герой совершает ошибку и оказывается недостойным любви доверившейся ему женщины. Главный герой Н. Н. знакомится за границей с братом и сестрой Гагиными, которых связывают странная семейная история и не вполне обычные отношения; несмотря на то что Ася ведёт себя очень непоследовательно, именно Н. Н. оказывается виноват в разлуке с ней. Ещё один постоянный мотив тургеневской прозы, работающий здесь, — «русский человек за границей»: поведение соотечественников всегда выделяется на общем фоне.

— Тургенев. Лирический реализм // Полка

…повесть… прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она — чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. Даже Чернышевский в искреннем восторге от этой повести.

— Н. А. Некрасов И. С. Тургеневу, письмо от 25 декабря 1857 г.

«Ася» Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал.

— Л. Н. Толстой — Н. А. Некрасову, письмо от 21 января 1858 г.

Кто ищет в повести поэтически-цельного впечатления, действительно должен осудить автора, который, заманив его возвышенно сладкими ожиданиями, вдруг показал ему какую-то пошло-нелепую суетность мелочно-робкого эгоизма в человеке, начавшем вроде Макса Пикколомини и кончившем вроде какого-нибудь Захара Сидорыча, играющего в копеечный преферанс.

— Н. Г. Чернышевский. Русский человек на rendez-vous (1858)

Цитаты

Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выражению их лица

Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости… Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал..

«Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», — казалось, говорил этот уторопленный взгляд… Проходило мгновенье — и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем.

Я прыгнул в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду.

— Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, — закричала мне Ася.

Я опустил глаза; вокруг лодки, чернея, колыхались волны.

Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле… И я сам — что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека.

И.С. Тургенев. Ася // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1980. Т. 5. С. 149—196.
Электронная публикация РВБ, 20102024. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.

Тест по повести И.С. Тургенева «Ася»

Голубева Алла Альбертовна

ГКОУ школа-интернат для детей с ОВЗ по слуху

учитель русского языка и литературы

Тест«И. С. Тургенев «Ася»Класс:10, глухие дети (учебник литературы 8 класс, под ред. В.Я. Коровиной)Вопросы на знание текста

1. Действие произведения «Ася» происходит:

а) в Петербурге; б) во Франции; в) в Германии; г) в Дании.

2. Кто такой господин Н. Н.?

а) русский врач, живущий за границей; б) русский студент; в) богатый интеллигентный дворянин; г) русский художник.

3. Чей это портрет?

«Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У … было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами»?

_________________________________

4. О каком персонаже идет речь:

«…в первый раз хорошенько рассмотрел… лицо, самое изменчивое лицо… Несколько мгновений спустя оно уже всё побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты… мне показались больше, строже, проще»?

__________________________________

5. Назови героя:

«…был человек весьма добрый, умный, образованный – и несчастливый».

__________________________

6. Какой персонаж произведения «Ася» сказал:

« Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?»

а) Гагин; б) Н.Н.; в) фрау Луизе; г) Ася.

7. Сколько Асе лет?а) 15; б) 18; в) 17; г) 21.8. Укажите качества, присущие Асе:

а) очень чувствительная; б) всегда недовольная; в) грустная; г) честная, искренняя.

9. Что интересовало Н.Н. в путешествии?

а) музеи; б) прекрасные пейзажи; в) памятники архитектуры; г) новые лица.

10. Чем привлекал Н.Н. маленький немецкий городок?

а) возможностью встречи с молодой вдовой; б) возможностью уединения; в) с этим городом было связано много воспоминаний; г) в этом городке можно было развлекаться.

11. Что помешало господину Н.Н. жениться на Асе?

а) её молодой возраст; б) нежелание этого брака со стороны Н.Н.; в) собственная нерешительность, страх; г) боязнь испортить жизнь девушке.

Обобщающие вопросы

12. Произведение «Ася» — это…

а) рассказ; б) повесть; в) драма; г) трагедия

13. Допишите части композиции:

1. Экспозиция. Рассказ господина Н.Н. о его путешествии в немецкий город.
2.
3. развитие отношений Н.Н. и Аси.
4.
5.
6. Эпилог.

14. Почему счастье героев невозможно?_________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

15. Закончи предложение «Произведение И.С. Тургенева посвящено теме_________________»

Мнения о повести «Ася»

  • —«Если б мне сказали, что «Ася» вышла отличная вещь — я бы удивился — зная, в каком душевном расстройстве я находился, когда я писал ее — но я бы поверил; а теперь я верю и даже как будто вижу, что она неудачна и плоха» (письмо Тургенева Толстому из Вены 27 марта (8 апреля) 1858) —««Ася» Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» (Толстой — Некрасову, 21 января 1858 года) —«Повесть имеет направление чисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черных стоpон жизни. Вот, думал я, отдохнет и освежится душа. И действительно, освежилась она этими поэтическими идеалами, пока дошел рассказ до решительной минуты. Но последние страницы рассказа непохожи на первые, и по прочтении повести остается от нее впечатление еще более безотрадное, нежели от рассказов о гадких взяточниках с их циническим грабежом….» (Чернышевский «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»)

Описание и характер Аси

Ася (Анна Гагина) — молодая семнадцатилетняя фрейлина, многим она кажется необычной и загадочной. Это девушка худощавого телосложения и невысокого роста. На изменчивом лице выделяются большие светлые глаза. Еще одна особенность, которую дает автор — это темные слегка вьющиеся волосы.

Юной особе свойственно непостоянство, она может быть живой и непокорной или, наоборот, скромной и робкой. Барышня появилась на свет в результате любовной связи барина и горничной, но после их смерти вынуждена жить с братом.

Автор дает героине следующее описание:

  • своенравна и неподвластна;
  • тиха и скромна;
  • легка и жизнерадостна;
  • спокойна и прилежна;
  • горда и честолюбива;
  • капризна.

Каждый раз она представала перед господином Н. в новом образе, показывала себя с разных сторон. По большому счету ее поведение можно объяснить влюбленностью. Именно это чувство вызвало бурю эмоций, которую неопытная девушка просто не могла контролировать. Она не может их сдерживать, поэтому открывается сначала перед братом, а затем перед главным героем.

Ася приглашает его на свидание, признается в любви, но тот не отвечает взаимностью, после чего барышня исчезает из его жизни навсегда. В самом конце образ героини кардинально меняется, из робкой и наивной девушки вырастает мудрая, самодостаточная и уверенная в себе женщина. Она уже не юная фрейлина, а Анна Николаевна Гагина — дама, которая никогда не идет на компромиссы.

История создания

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Популярность повести «Ася» и переводы

Сам Иван Сергеевич Тургенев был недоволен своей повестью: работа над ней шла достаточно сложно, а результат он считал откровенно слабым. Однако, сразу же после выхода в свет, «Ася» обрела популярность, повесть высоко оценили ведущие российские литераторы. Более того, книгу вскоре перевели на английский, немецкий, шведский и другие европейские языки, и за рубежом она также не осталась незамеченной.

Конечно же, было выполнено и несколько переводов на французский язык, но их качеством Иван Тургенев было совершенно не удовлетворен, поэтому вскоре сам написал французский вариант повести (писатель свободно владел латинским, древнегреческим, французским, немецким и английским языками). 

Место, где происходят события повести Тургенева «Ася»

Образ Аси

Ася представляется нам особенной и необычной девушкой. Она много читает, красиво рисует и близко к сердцу принимает происходящее. У нее обостренное чувство справедливости, но что касается характера — она переменчива и даже несколько сумасбродна. Порой ее тянет на безрассудные и отчаянные поступки, что видно из ее решения бросить отношения с Н. Н., в которого она сильно влюбилась.

Однако анализ повести «Ася» показывает, что душу девушки легко ранить, она очень впечатлительная, добрая и ласковая. Конечно, такая натура привлекла господина Н. Н., который стал много времени проводить со своими новыми друзьями. Он ищет причины ее поступков и порой недоумевает: осуждать ему Асю или любоваться ей.

Жанр: повесть или рассказ?

«Ася», безусловно, написана в жанре повести. На это указывает и довольно внушительный объем произведения, разбитый на главы. Отрезок из жизни главных героев, описанный в произведении, короче, чем в романе, но гораздо длиннее, нежели в рассказе. Следовательно, литературный жанр «Аси» — это повесть. Такого же мнения придерживался и сам Иван Сергеевич.

То, что произведение относится к жанру повести, указывает и еще ряд признаков. Так, в нем гораздо больше событий и персонажей, нежели в рассказе, но меньше, чем в романе. Все события изображены в хронологическом порядке, что позволяет читателю не терять нить повествования. В них автор раскрывает причинно-следственные связи, и это, в свою очередь, наталкивает на полное осмысление финала повести.  Поначалу герои знакомятся, начинают испытывать друг к другу  симпатию, Н. Н. узнает о происхождении своей возлюбленной, которая, в силу своей эмоциональности и неискушенности, первая признается ему в любви. Однако Н. Н. боится полностью отдаться своим чувствам, и его сомнения Ася принимает на свой адрес. Она разрывает отношения, и навсегда расстается с Н. Н. Поначалу Куприн интригует читателей загадочным поведением главной героини, но вскоре все странности проясняются ее происхождением.

Характеристика главных героев

Главными героями этого повествования являются:

  1. Ася (Анна) – незаконнорожденный отпрыск барина и его служанки Татьяны. После того, как ее матушка, а после и отец скончались, ее воспитанием занялся родной брат отца, Гагин.
  2. Н. Н. – главный герой повести и возлюбленный Аси. Он – несерьезная личность с присущими ему юношескими метаниями, живущая в своих фантазиях и испытывающая сильные чувства привязанности к Асе.
  3. Гагин – брат героини, военный. Как только его уволили со службы, он вместе с Асей уехал за границу.
  4. Молодая вдова – о ней становится известно после некоторых воспоминаний Н. Н..
  5. Фрау Луиза – пожилая вдова, которая проявляет глубокую привязанность к Асе.

Проблемы

  1. Мотив России. В начале произведения, когда Н. Н. ни о чём не думал и направлялся домой, он был поражён редким для Германии запахом. Рядом с дорогой он увидел грядку конопли. Запах был ему знаком и напомнил родину. Внезапно для него же самого, его пронзила тоска по родной земле. Возникло желание вернуться обратно, чтобы вновь ходить по русским просторам и наслаждаться этим воздухом. Н. Н. стал спрашивать себя, зачем он тут и почему. После этого даже Ася стала напоминать ему абсолютно русскую девушку, и это ощущение усилило влечение героя к ней. В этом отрывке заключены личные переживания И. С. Тургенева. Хоть и проживал он за границей, тоска по родине всё равно одолевала писателя.
  2. Трагедия Аси заключается в первую очередь в её происхождении. Девушка совершенно не умеет вести себя в обществе и застенчива в общении с незнакомыми людьми. Хотя главной трагедией повести всё-таки является то, что Ася позволила себе полюбить того, кто не смог ей дать тех чувств, которые она заслуживает. Юная, искренняя и гордая девушка не смогла подавить в себе трепетную любовь и привязанность. Трагедия Аси связана с темой лишнего человека в произведениях Тургенева. Н. Н. был беззаботным и не целеустремлённым юношей. Из-за страха стать счастливым он сделал несчастной главную героиню.

Проблематика произведения довольно многогранна, поэтому, помимо вышеперечисленных проблем, в повести «Ася» Тургенев задает читателю и другие, не менее важные проблемные вопросы.

К примеру, описывая судьбу Аси, писатель поднимает проблему внебрачных связей

Он обращает внимание читателей на то, что это ненормально, и от этого больше всего страдает ребёнок. Подобные союзы общество принять не готово, поэтому не стоит обрекать детей на непризнание и отчуждение.
С этим же и связана проблема переходного возраста

По сути, Ася ещё подросток, ей только семнадцать лет, и её поведение для Н. Н. не всегда понятно. Тургенев показывает, что она совсем ещё юна и не сформирована как личность, поэтому она приняла достаточно заурядного и бестолкового человека за свой идеал.

Проблема трусости и нравственного выбора также ярко отражена в повести. Главный герой ошибся из-за страха совершить решительное действие, также он боялся реакции общества на его брак с незаконнорожденной девушкой. Он слишком зависим от мнения со стороны, от общепринятых канонов, и даже любовь не смогла освободить его от социального рабства.

Чему учит повесть?

На примере главного героя Иван Сергеевич Тургенев показывает, что праздный образ жизни, бесцельное существование не способны сделать человека счастливым. Будучи зрелым человеком, Н. Н. с горечью осознает, что прожил свою молодость совершенно бесцельно, впустую потратив лучшие годы. Судьба подарила ему шанс круто изменить жизнь, однако он не понял, что Ася – это его единственная возможность придать своему существованию смысл. Если бы он это вовремя понял, то был бы счастливым человеком: любил и был любимым, создал крепкую семью, растил детей. Однако его страх ответственности разрушил эту надежду на счастье.

Также Тургенев в своем произведении дает понять, что не стоит бояться своих чувств. Ася полностью отдалась любви, которая переполняла ее изнутри. Для девушки первый опыт оказался не слишком удачным: любовь обожгла ее, но при этом научила многим важным и полезным вещам. Ася раскрыла в себе умную, зрелую женщину с чувством собственного достоинства. Неудачный опыт помог ей лучше понять себя, свои желания, и в будущем не совершать ошибок при выборе суженого. Не стоит бояться искренних душевных порывов: так или иначе они обязательно сослужат добрую службу.

Вариант 2

Пылкий нрав, сердце с перчинкой, непреодолимая робость и страх, едва уловимая нежность — все это объединяется в семнадцатилетней героини одноименной повести Тургенева “Ася”

Само появление на свет этой девушки — это незаконная вспышка между барином и горничной Татьяной. С ранних лет девочка находилась с матерью, получала так называемое крестьянское воспитание. Поэтому манеры, которые присущи девушкам высокого происхождения, у неё хромают.

В девять лет девочка потеряла мать и очутилась в доме отца, свои тринадцать осталась на попечении брата. Все эти события оставили неизгладимый след на жизни девушки. Она одна против всего мира, поэтому и защищается от всего бойким характером. Она твердо возражает: “ если я странная, то я не виновата”. Обучение в пансионате даётся очень сложно. И дело не в том, что она не умеет играть на фортепиано или вышивать, со своим дерзким нравом она не подчиняется учителям. Некоторые их них, даже жалуются её брату на скверное поведение.

Ей тяжело даётся новая светская жизнь, но она достаточно талантливая особа

Автор обращает внимание на то, что Ася хорошо танцует и знает иностранные языки

Шалости, самолюбие, ребячество имеют место в жизни девушки

Однако Тургенев обращает внимание на глубину её души. Автор характеризует её такими словами: “бедное, честное дитя”

Она благодарна брату, который предоставляет ей возможность учиться, заботиться о ней. Ася настолько чувствует всех, что страдает от этого сама.

Особое внимание стоит обратить на внешний вид девушки: соломенная шляпа с запутанными, кудрявыми волосами, простенькое платье. Автор с помощью образа пытается описать идеал искренней любви и чистой привязанности

Тургенев вкладывает в юную, ещё не сформированную личность — человечность, способность любить, ждать, верить.

Интересным остаётся тот факт, что когда Ася облачается в красивую, дорогую одежду, она не теряет свою непосредственность. Перед нами стоит, все та же девочка: простая, наивная, но внимательная и чуткая.

И когда юная особа находит своё счастье, свою любовь, то готова отдать все, лишь бы быть счастливой. Господину Н. нравится и взбалмошный характер, и чуткость девушки. Его пугает лишь её возраст.

И хотя счастливого конца не предвиделось, автор подчеркивает одну деталь: Ася навсегда осталась в сердце этого господина. Её чистота и глубина души остались у господина Н. в памяти как идеал искренней любви.

Проблемы

Мотив России. В самом начале повествования, когда главный герой направляется домой, то его поразил редкий и несвойственный для Германии запах — у дороги росла грядка конопли. Этот запах он знал и он напоминал ему о родине. В тот момент он испытал чувство ностальгии, и даже захотел вернуться обратно и снова ходить по русской земле. Герой начал задаваться вопросом зачем он здесь находится? Ася также напоминала ему русскую девушку, что стало причиной еще большего влечения к ней. Здесь мы отчетливо видим чувства самого писателя, который, находясь вдалеке от родины, не переставал скучать за ней и переживать. 

Трагедия Аси. В первую очередь стоит отметить происхождение девушки. Она совершенно не знает, как правильно вести себя в обществе, поэтому достаточно застенчива при общении с незнакомцами. 

Но основная трагедия заключается в том, что Ася влюбилась в того человека, который не мог дать ей желаемого. Здесь отчетливо прослеживается тема лишнего человека в произведениях Ивана Сергеевича. 

Еще одна проблема произведения — это проблема внебрачных связей. Автор делает акцент на том, что подобные связи не являются нормой, и зачастую приводят к страданию именно детей. 

Проблема переходного возраста отчетливо прослеживается на примере Аси, которая, по сути, является еще подростком. Девушке на момент встречи с любимым едва исполнилось семнадцать лет, поэтому главный герой не всегда понимает ее, местами детское, поведение. Писатель показывает то, что девушка еще не созрела как личность, поэтому влюбляется в совершенно неподходящего человека. 

Еще одной немаловажной проблемой произведения можно назвать проблему трусости и нравственного выбора. Здесь сразу на ум приходит главный герой произведения, который из-за собственной трусости и страха так и не решился совершить решительный поступок

Его очень напрягала реакция общественности, с которой он мог бы столкнуться в случае женитьбы на незаконнорожденной девушке. Герой очень переживает из-за мнения общественности, из-за общепринятых канонов. Даже столь великое чувство как любовь, не смогло заставить его действовать решительно. 

Литература[править]

  • Полное собрание сочинений И. С. Тургенева : в 12 т.: с портр. автора, гравир. на стали Ф. А. Брокгаузом и 2-мя автогр. — Санкт-Петербург : Изд. А. Ф. Маркса, 1898.
  • Ася : Повесть / И. С. Тургенев ;  ; . — Москва : Дет. лит., 1979. — 47 с.
Романы

Рудин • Дворянское гнездо • Накануне • Отцы и дети • Дым • Новь

Повести и рассказы

Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • После смерти • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь • Песнь торжествующей любви • Конец

Драматургия

Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя  • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка

Прочее

Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания

Персонажи

Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий

Связанные статьи

Тургеневы • Спасское-Лутовиново • Полина Виардо • Юлия Вревская

Главные герои и их характеристика

При помощи главных героев произведения писатель передает свой авторский замысел и строит свое повествование. 

Ася (Анна Гагина) — девушку можно смело назвать типичной «тургеневской барышней». С одной стороны она может показаться диковатой, но при этом она умеет очень тонко чувствовать и любить по-настоящему. Девушка ненавидит трусость и слабость. 

Ее брат дает ей такое вот описание:

Ася выросла на природе, а свое образование получила в пансионе. Изначально воспитанием девочки занималась мать, которая была горничной в доме отца. Когда женщина умерла, Асю забрал к себе барин. В дальнейшем воспитывать Асю стал законный сын барина — брат Аси.

Ася можно охарактеризовать как скромную, наивную девушку с достаточно неплохим образованием. Ее еще нельзя назвать взрослой женщиной, поэтому она с радостью дурачится и шалит, а жизнь для нее не кажется чем-то серьезным. С момента ее влюбленности в Н.Н. харктер девушки резко меняется: она становится непостоянной и странной, она то радовалась, как ребенок, до начинала беспричинно грустить

Постоянными переменами в своем образе она неосознанно старалась привлечь внимание своего возлюбленного, но при этом в своих порывах она была абсолютно искренней. Подтверждением этому является тот факт, что из-за переполнявших сердце девушки чувств, она слегла с лихорадкой

В дальнейшем Анну можно охарактеризовать как сильную и волевую женщину, которая способна пойти на жертву ради сохранения чести. 

Н.Н. — рассказчик, который через 20 лет после произошедших событий, решает изложить свои чувства и и мысли на бумаге, тем самым облегчая свою душу. Его по-прежнему терзает чувство того, что он сам потерял свою любовь. Мы знакомимся с эгоистичным и состоятельным молодым человеком, который отправляется в путешествие, чтобы как-то скоротать свое время. Он одинок, но очень боится собственного одиночества. Но при всем этом он совершенно не желает знакомиться с русскими, поскольку не хочет нарушать свой покой. Как замечает сам герой — «почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству». Отсюда можно сделать вывод, что молодой человек рисуется аде сам перед собой, тем самым обнажая свои слабые стороны, такие как: фальшь, поверхностность, он постоянно старается оправдать свое безделье, придумывая различные страдания. Так же стоит отметить, что молодой человек достаточно впечатлителен: думы о родине его рассердили, в то время как встреча с Анной сделали его счастливым. Он имеет хорошее образование, знатен, проживает собственную жизнь как ему хочется, но при этом является очень непостоянным. Отлично разбирается в искусстве, любит природу, но совершенно не знает куда применить собственные знания и чувства. Людей анализирует при помощи ума, но совершенно не чувствует их сердцем. Именно это и становится причиной того, что он долгое время не может понять поведение Аси. Любовь к девушке раскрыла в нем далеко не самые лучшие качества — трусость, нерешительность и себялюбие. 

Гагин — старший брат Аси, который постоянно проявляет заботу по отношению к своей сестре. Со слов автора:

Он отличается добротой и отзывчивостью, с уважением и почтением относится к своей семье, примером тому является факт, что молодой человек честно выполняет последнюю волю своего отца и любит Асю, как родную. 

Он очень сильно любит свою сестру и даже жертвует собственной дружбой ради ее спокойствия. Для этого он уезжает от Н.Н. и увозит Асю с собой. Стоит отметить, что Гагин жертвует собственными интересами ради своей сестры. Для того, чтобы полноценно заняться ее воспитанием, он уходит в отставку и уезжает со своей Родины. Ко всем людям он относится положительно и каждому из них старается найти оправдание. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: