Гомер «одиссея»: описание, герои, анализ поэмы. особенности сюжетной линии «одиссеи»

Анализ поэмы одиссея гомера

Краткое содержание

Прочитав пересказ, можно сделать запись в читательском дневнике.

Эпическая поэма начинается через десять лет после захвата Трои. Во дворец на острове Итака (родина главного героя) прибыла большая группа женихов, которые поселились во дворе Пенелопы (жена Одиссея).

Пенелопа и женихи, худ. Д.У. Уотерхаус

Однако Пенелопа не хочет вступать в повторный брак и заставляет всех ждать, пока ее сын Телемах ищет веские причины изгнать из дома нежданных гостей. Все это время Антиной (самый неприятный из женихов Пенелопы) пытается убить Телемаха.

Тем временем Одиссей, потерянный в Средиземном море, старается вернуться домой. Пойманный в ловушку на острове Огигия нимфой Калипсо, ключевой персонаж хочет вернуться к своей семье, но не имеет возможности, поскольку потерял свою команду и корабль. Боги Олимпа продолжают обсуждать, что они будут делать с главным персонажем.

Афина берет на себя инициативу помочь Телемаху. Богиня прибывает и убеждает осудить поклонников за их поведение и поехать в Пилос и Спарту. Там Телемах узнает, что отец все еще жив и пойман Калипсо. Пока Телемах готовится к возвращению, Антиной пробует реализовать план убийства.

Зевс решает спасти героя с острова и отправляет Гермеса убедить Калипсо отпустить его. После этого Одиссей отправляется в плавание домой, но вскоре снова терпит кораблекрушение из-за Посейдона. Главный герой ослепил сына Посейдона (циклопа Полифема) и тем самым разозлил Бога.

Афина решает спасти главного персонажа и приводит его на остров Схерия, где его находит Навсикая (принцесса Феаков). Ключевой персонаж объясняет королю и королеве Феаков кто он, и Феаки сразу же соглашаются помочь ему вернуться домой. Но взамен просят кратко рассказать всю историю путешествия.

Таким образом, ключевой персонаж описывает месяцы путешествий, которые привели на остров Калипсо, а затем в Схерию. Рассказ начинается с поездки в страну Пожирателей Лотоса, за которой следует путешествие и битва умов с Полифемом. Ключевой персонаж описывает время, проведенное с Цирцеей, их любовную связь, а также путешествие мимо сирен и их соблазнительные песни.

После, герой вспоминает о Кирке, волшебнице, которая держала в плену его спутников, превратив их в свиней. Продолжается рассказ о странствии в подземный мир, чтобы поговорить с пророком Тиресием и сражаться со Сциллой (морское чудовище, сожравшее шесть товарищей главного героя). Наконец, после того, как рассказ был завершен, герой возвращается на Итаку.

Когда ключевой персонаж впервые прибывает в Итаку, он разыскивает своего верного слугу и свинопаса Евмея. Они находят Телемаха и начинают заговор, с целью освобождения дворца и убийства женихов.

Странствующий герой прибывает во дворец как нищий и немедленно подвергается плохому обращению. Няня Эвриклея узнает его, но не сообщает об этом никому. Пенелопа также отмечает внешность нищего и считает, что это может быть ее давно потерянный муж.

Возвращение Одиссея, худ. Николаев Н.Г.

Однако Пенелопа не уверена, поэтому решает устроить соревнования по стрельбе из лука, победителю которых будет разрешено жениться на ней. Тот, кто сможет натянуть лук и выстрелить через двенадцать топоров, будет объявлен победителем. Только Одиссей мог сделать это. Все поклонники терпят неудачу. Затем главный герой нацеливает лук на поклонников и убивает каждого.

Наконец, главный персонаж раскрывает свою личность и воссоединяется со своей семьей. После этого прибывает Афина, и мир возвращается на остров ожиданий – Итаку.

7 Остров Эя (У Цирцеи)

Устремившись по морю на восток, Одиссей вскоре достиг острова Эя, где жила колдунья Цирцея, дочь бога солнца Гелиоса. Друг Одиссея Эврилох и с ним еще 22 человека пошли осмотреть остров. В центре его, на широкой поляне, они увидели дворец Цирцеи, вокруг которого бродили волки и львы. Хищники, однако, не напали на людей Эврилоха, а стали ластиться к ним, махая хвостами. Греки не знали, что эти звери на самом деле были людьми, заколдованными Цирцеей.

Сама Цирцея тоже вышла к грекам и, приветливо улыбаясь, предложила им трапезу

Все согласились, кроме осторожного Эврилоха. Он не пошел в дом Цирцеи, а стал подглядывать в окна за тем, что там происходило

Богиня поставила перед путешественниками вкусные яства с добавленным в них волшебным зельем. Когда греки отведали его, Цирцея прикоснулась к ним волшебным жезлом, превратила их в свиней и загнала в свинарник.

Эврилох вернулся к Одиссею и рассказал о произошедшем. Одиссей бросился выручать товарищей. По пути ему явился бог Гермес и дал средство, которое могло предохранить от колдовства Цирцеи. Это был пахучий белый цветок «моли» с черным корнем. Когда Одиссей добрался до дома Цирцеи, она и его пригласила к столу. Однако, поедая ее угощенье, герой, по совету Гермеса, все время нюхал волшебный цветок. Затем Цирцея прикоснулась к Одиссею своим жезлом. Но колдовство не подействовало. Одиссей вскочил и занес над Цирцеей меч. Колдунья стала просить пощады, суля, что будет хорошо обращаться с Одиссеем. Цирцея превратила спутников Одиссея обратно в людей. После этого путешественники провели на острове Эя целый год.

Тоскуя по Итаке и по своей жене Пенелопе, Одиссей все же решил покинуть Цирцею. Та посоветовала ему вначале побывать в подземном царстве мертвых бога Аида и вопросить живущую там тень знаменитого предсказателя Тиресия Фивского о своей дальнейшей судьбе. Одиссей побывал в царстве мертвых, побеседовал со многими героями, погибшими в Троянской войне, видел свою покойную мать и услышал пророчество об исходе своего путешествия: «Будешь в Итаке, хотя и великие бедствия встретишь».

История и язык поэмы

Считается[кем?

], что пра-Илиады или пра-Одиссеи не было, однако перед созданием поэм существовал некий набор мифологических и героических сюжетов, песен, которые стали материалом для создателей гомеровских поэм. Кроме ранней греческой поэзии у Гомера встречаются отголоски минойской культуры, и даже связь с хеттской мифологией. Но главный материал для него — микенский период.

Язык «Илиады» и «Одиссеи» не соответствует ни одному региональному диалекту или какому-либо этапу развития греческого языка. По фонетическому облику язык Гомера ближе всего стоит к ионийскому диалекту, но демонстрирует множество архаических форм, которые напоминают о греческом языке микенской эпохи (известном благодаря табличкам с линеарным письмом В). Также часто встречаются флективные формы, никогда не употреблявшиеся одновременно в живом языке. Много элементов, свойственных эолийскому диалекту, происхождение которых не выяснено.

В 2020 году археологи из экспедиции, занимавшейся раскопками на Олимпии, сообщили, что обнаружили глиняный черепок с записью тринадцати строк из XIV песни «Одиссеи», предварительно датирующийся III веком до н. э. Если эта датировка подтвердиться, это возможно будет старейшим, на данное время, из известных фрагментов гомеровского эпоса.

Влияние на европейскую литературу

Средневековая Европа, в V в. потерявшая знание древнегреческого языка, с «Илиадой» и «Одиссеей» знакома не была. Лишь только после падения Константинополя, в конце XV в. византийские учёные познакомили ренессансную Италию с гомеровскими произведениями (первое издание «Одиссеи» в 1488 году).

В позднейшей судьбе гомеровских поэм «Одиссея» играла значительно меньшую роль, чем «Илиада», вокруг которой главным образом и разыгрывались литературные споры об эпической поэме. Неизвестная в средние века и оказавшая воздействие на европейскую литературу лишь через посредство «Энеиды» Вергилия (мотив нисхождения в преисподнюю), «Одиссея» вызвала заметный интерес в —XVI века. Ганс Сакс драматизировал её в своем «Странствии Улисса», а поскольку «чудесное» входило почти обязательной составной частью в европейскую поэму, сказочно-фантастическая сторона «Одиссеи» неоднократно использовалась поэтами этого времени (Боярдо, Ариосто, Спенсер), пока идеология католической реакции не отдала и здесь предпочтения христианскому чудесному элементу (merveilleux chrétien).

Но, вообще говоря, нравоописательный («этический», по античной терминологии, в отличие от «патетической» «Илиады») характер «Одиссеи» сближал её в литературном сознании нового времени скорее с романом, чем с эпопеей. Сравнительная простота гомеровских нравов (например царевна Навсикая, стирающая белье), жанристско-идиллический интерес к простолюдину («божественный» свинопас Эвмей) и т. п. — эти «низменные» элементы (bassesse) делали «Одиссею» ещё менее приемлемой, чем «Илиада», для поэтики французского классицизма. Зато «естественность» и «невинность» нравов, изображенных в «Одиссее», вызвала восхищение теоретиков нарождающейся буржуазной литературы XVIII века (предшественником их является Фенелон как в теоретических работах, так и в моралистическом романе «Похождения Телемаха»), и материал «Одиссеи» был широко использован наряду с «Илиадой» для построения теории буржуазного эпоса (Гёте, Шиллер, Гумбольдт).

Переносное значение после этой поэмы приобрели имена собственные: одиссея, лотофаги, циклопы (латинская форма имени киклопов), Пенелопа, Цирцея, Телемах, Ментор, Сцилла и Харибда и проч.

Переводы на русский язык

Классическим переводом «Одиссеи» на русский стала работа В. А. Жуковского (1849, с немецкого подстрочника), известны также переводы Викентия Вересаева (1953), Павла Шуйского (1948, Свердловский университет).

Перевод Исраэля Шамира выполнен с перевода поэмы на английский язык Лоуренсом Аравийским. Этот современный перевод лишён архаизмов и написан не гекзаметром, а прозой. В 2013 году была опубликована первая песнь «Одиссеи» в переводе Максима Амелина, вызвавшем критику. Сам Амелин о предыдущих переводах отзывался так:

В 2014 году опубликованы первые три песни «Одиссеи» в переводе А. А. Сальникова, автора переводов «Илиады» (2011) и «Одиссеи» (2014—2015) на современный русский язык.

На островах киконов и лотофагов

По завершению войны корабли Одиссея отправились в обратный путь. Казалось бы, теперь они должны были увидеть на горизонте долгожданный берега Итаки, однако не всё было так просто. Боги, выступавшие на стороне троянцев, разгневались на греков и, в частности, на Одиссея.

Флотилия не успела отойти от троянских берегов, как в море разразилась страшная буря. Суровый ветер Борей не желал униматься, бросая корабли в стороны и погружая их в морскую пучину. Тогда среди отряда Одиссея произошли первые потери. Понимая, что команда измучена, а люди нуждаются в отдыхе и пополнении запасов пищи и воды, Одиссей остановился у острова киконов. Там греки взяли штурмом город Исмар, однако вскоре подверглись нападению фракийцев.

Грекам пришлось продолжать путь, а новая остановка произошла на острове лотофагов. В этих землях произрастал волшебный цветок – чудесный лотос, попробовав лепестки которого, человек навсегда забывал родину. К счастью, Одиссей вовремя остановился, не став вкушать ароматное подношение местных жителей.

Часть французской гравюры XVIII века с изображением Одиссея (Улисса) на острове лотосоедов, XVIII век

ИЗ «ИЛИАДЫ». ПОЕДИНОК АХИЛЛА И ГЕКТОРА


Во время боя греков с троянцами богиня Афина, помогавшая грекам, приняла вид брата Гектора. Она коварно уговорила Гектора сразиться с Ахиллом, обещая ему свою помощь.

Ахилл первый бросил копьё в Гектора, но тот приник к земле, и копьё пролетело над ним. Бросил копьё Гектор и попал в щит Ахилла. Выкованный богом Гефестом щит выдержал удар. В это время Афина подала Ахиллу копьё. Тщетно звал Гектор своего брата: некому было подать ему новое копьё. Тогда он устремился на Ахилла с мечом.

  • «… выхватив меч свой, остро отточенный,
  • Крепкий, огромный, который висел на бедре его мощном,
  • Ринулся, сжавшись в комок, как орёл, на высотах парящий,
  • Если сквозь тёмные тучи он падает вдруг на равнину,
  • Нежного чтобы ягнёнка схватить иль трусливого зайца,
  • Так же ринулся Гектор, мечом отточенным махая.
  • А Ахиллес устремился, наполнивши бурною силой Дух свой.
  • Сработанным прочно щитом прикрывал себе грудь он, Дивным на вид.
  • На его голове колебался блестящий Четырёхгребённый шлем,
  • золотые над ним развевались Волосы, в крепких гребнях укреплённые густо Гефестом».

Ахилл копьём поразил Гектора. Затем, чтобы опозорить тело врага, он привязал его за ноги к колеснице и погнал коней в лагерь под громкие крики торжествующих греков.

Список персонажей «Одиссеи»


Афина в облике Ментора сопровождает Телемаха

  • Одиссей Псевдонимы Одиссея Никто (для Полифема)
  • сын критянина Кастора, которому Афина придала вид старика (для свинопаса Эвмея)
  • критянин Эфон, сын Девкалиона и брат Идоменея (для Пенелопы)

Спутники Одиссея

  • Антиф, съеден Полифемом
  • Элпенор, заснул пьяным на крыше дворца Кирки, упал и разбился
  • Перимед
  • Тримед
  • Эврилох, родственник Одиссея (по схолиям — муж сестры), погиб вместе с кораблем во время бури, насланной Зевсом по просьбе Гелиоса

Обитатели островов на пути следования Одиссея

  • Алкиной, царь феаков
  • Антифат, царь лестригонов
  • Арета, царица феаков
  • Демодок, слепой аэд в доме Алкиноя
  • Калипсо
  • Навсикая, дочь Алкиноя
  • Полифем, циклоп
  • Кирка (у Жуковского Цирцея)

Тени умерших, с которыми общается Одиссей в Аиде

Одиссей спускается в подземный мир

  • Агамемнон
  • Антиклея, мать Одиссея
  • Антиопа, мать Зета и Амфиона, Эпикаста, мать и жена Эдипа, большое количество других прославленных женщин
  • Ахилл
  • Аякс Теламонид
  • Геракл (человеческая сущность — в то время, как божественная — на Олимпе)
  • Элпенор, спутник Одиссея
  • Патрокл
  • Тиресий
  • Тиро

Жители Итаки

  • Ноемон, дал корабль Телемаху
  • Алиферс(Галиферс), гадатель
  • Певсенеор
  • Египтий
  • Икарий
  • Ир, нищий
  • Лаэрт
  • Ментор
  • Эвмей, свинопас

Домочадцы Одиссея

  • Евринома, ключница
  • Меланфий, раб, козий пастух
  • Меланфо, рабыня, любовница Евримаха, жениха
  • Пенелопа, жена Одиссея
  • Телемах, сын Одиссея и Пенелопы
  • Филойтий, коровник
  • Эвриклея, няня Одиссея
  • Аргус, пёс Одиссея

Женихи Пенелопы

Всего 116 человек (108 женихов и их слуги), но по имени в поэме названы далеко не все:

  • Антиной
  • Евримах
  • Еврином, сын Антифа
  • Леод, предсказатель
  • Ктесипп

Также:

  • Медонт, вестник
  • Фемий, кифаред

Боги

  • Афина Люди, чей образ принимает Афина: Ментор
  • Мент, сын Анхиала, царь тафосцев
  • Ифтима, сестра Пенелопы, посещающая её в виде призрака
  • дочь морехода Диманта, подруга Навсикаи
  • девушка, несущая воду, в городе феаков
  • вестник царя феаков Алкиноя
  • пастух на Итаке

Гелиос
Гермес
Зевс
Ино, дочь Кадма, морская богиня
Посейдон
Эол

Одиссея в Викитеке
Одиссея на Викискладе

В Викитеке есть тексты по теме Ὀδύσσεια

  • Елена
  • Менелай
  • Нестор
  • Писистрат — сын Нестора
  • Феоклимен, прорицатель

Гибель Трои.

О конце Троянской войны рассказывают другие песни и сказания.

Вскоре после Гектора погиб и Ахилл. По греческому сказанию, богиня — мать Ахилла — выкупала его ребёнком в подземной реке. От этого его тело стало неуязвимым, кроме пятки, за которую его держала мать. Ахилл и погиб от отравленной стрелы, вонзившейся ему в пятку. Отсюда происходит выражение ахиллесова пята, что означает «уязвимое место».

По совету «хитроумного» Одиссея греки сделали огромного деревянного коня. Внутри коня спрятались лучшие воины, а остальное войско ночью отплыло на кораблях к ближайшему острову. Троянцы втащили коня в город.

Ночью греческие воины вышли из коня. .В то же время и греческое войско, тайно вернувшееся с острова, ворвалось в город. Греки перебили в Трое мужчин, взяли в плен женщин, разграбили и подожгли город. С богатой добычей они направились в Грецию.

Билет 10. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи»

Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи» Записаны поэмы Гомера были впервые только во второй половине VI века до н.э.,следовательно, отражают они еще более древние периоды греческой или, может быть, даже догреческой истории.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Троя и область, где этот город был столицей, Троада находились в северо — западном углу Малой Азии и были заселены племенем фригийцев. Греки, населявшие Балканский полуостров, в течение многих лет вели в Малой Азии войны.Одна такая война, именно с Троей, особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений и, в частности, несколько специальных поэм. В них рассказывалось о троянской войне, о причинах ее вызвавших , о взятии Трои и о возвращении победителей — греков на родину. Ближайшим же поводом к войне было то, что Парис, сын троянского Приама, похитил Елену, супругу спартанского царя Менелая. Чтобы отомстить за это похищение и вернуть Елену обратно, брат Менелая и царь соседней со Спарты Арголиды Агамемнон советует Менелаю собрать всех греческих царей с их дружинами и начать войну с Троей.Среди привлеченных греческих царей особенно выделяются — поражающий своей мощью быстроногий Ахилл, царь Фтии, и Одиссей, царь острова Итаки.Все греческие племена посылают свои войска и своих вождей в Авлиду, откуда общегреческое воинство движется через Эгейское море и высаживается около Трои, которая отстояла от берега на несколько километров. Верховным вождем всего греческого воинства избирается Агамемнон.Война ведется с переменным успехом в течение 10 лет. И только по истечении 10 лет грекам удается пробраться в самый город, сжечь его, перебить мужчин, а женщин забрать в плен.

В «Илиаде» и «Одиссее» разбросаны только намеки на войну в целом.Но в поэмах нет специального повествования ни о причинах войны,ни о первых ее 9 годах,ни о взятии Трои. Обе поэмы посвящены каждая специальному сюжету, а именно, «Илиада» — одному эпизоду их десятого года войны, и «Одиссея» — сказаниям о возвращении Одиссея после войны на родину. .Действие «Илиады» отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причины,ни ход ее в поэме не излагаются.Содержанием поэмы является лишь один эпизод,в пределах которого сконцентрирован огромный исторический и мифологический материал и выведено большое количество троянских и греческих героев.Тема поэмы объявлена в первом же стихе : «Гнев,богиня,воспой Ахиллеса,Пелеева сына.»Изображенная у Гомера культура в общем является т.н. микенской культурой(бесформенный кожаный щит, бронзовое оружие при нападении; мотивы быка и льва,перешедшие в гомеровские сравнения,возможно, из микенского изобразительного искусства; различного рода художественная промышленность, вроде кубка Нестора, серег Пенелопы, перевязи Геракла и.т.д.).Но Гомеру известна и более поздняя культура: обрабатывается у него не только бронза, но и железо. Дворцы у него не только роскошные микенские, но и довольно простые.

Такое же стремление к концентрации обширного материала в рамках короткого действия наблюдается и во второй «гомеровской» поэме — «Одиссея», но материал этот не столько героический, сколько бытовой и сказочный.Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного» Одиссея, царя Итаки,возвращающегося из троянского похода; в это время к его жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца.Муж возвращается домой и изгоняет женихов из дворца.С этим сюжетом объединена часть другого сюжета — «о сыне, отправляющемся на поиски отца».Отец и сын,встречают друг друга и ,не зная друг друга, вступают в бой, заканчивающийся в одних вариантах трагически,а в других — примирением сражающихся.В греческих сказаниях об Одиссее поэма дает лишь часть сюжета, не доводя до боя отца с сыном.

«Одиссея» в известной мере является продолжением «Илиады»; действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих лиц упоминаются те эпизоды,время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи».Все важнейшие герои греческого стана «Илиады»,живые и мертвые, выведены в «Одиссее».

О народе в романе «Война и мир»

«Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью», – высказывается сам Л.Н.Толстой в романе. Искреннее отношение к русскому народу писатель показывает и через своих героев. Главнокомандующий Кутузов восклицал: «Чудесный, бесподобный народ!» Его единение с народом подчеркивается Толстым в его характеристике, в отеческом отношении к своим солдатам, в слезах, которым Кутузов часто давал волю в различных ситуациях.

Николай Ростов признает силу «нашего русского народа», без которого он уже себя и не мыслит. Андрей Болконский объясняет Безухову, отчего зависит успех военной кампании: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции…От того чувства, которое есть во мне, в нем, в каждом солдате». И это чувство истинного патриотизма, а не чувство «своего Тулона» (о чем изначально думает князь Андрей), приходит к Болконскому с пониманием силы народа, веры в народ, единения с народом.

Вариант 2

Поэма Гомера Одиссея – это одно из самых известных произведений древнегреческой литературы. Она была написана в VIII веке до нашей эры и рассказывает о приключениях героя Одиссея, который после победы в Троянской войне отправляется домой, но на пути его ждут множество опасностей и испытаний.

Одна из главных тем поэмы – это тема верности и преданности. Одиссей ждет дома жена Пенелопа, которая верит в его возвращение и не желает выходить замуж за другого. Одиссей также предан своим спутникам и борется за их жизнь и свободу. Он не бросает своих товарищей в беде и готов рискнуть своей жизнью ради их спасения.

Еще одна важная тема – это тема мужества и отваги. Одиссей не боится столкнуться с монстрами и богами, он готов рискнуть своей жизнью ради своих целей. Он также умеет использовать свой ум и хитрость, чтобы преодолеть трудности. Например, он придумывает план, как победить циклопа Полифема, и благодаря этому спасает своих спутников.

Поэма Одиссея также отражает древнегреческую культуру и обычаи. В ней описываются боги и герои, которые играли важную роль в жизни древних греков. Также в поэме присутствуют описания обычаев и традиций, которые были распространены в те времена

Например, описывается гостеприимство, которое было очень важно для древних греков

Одна из главных проблем, с которой сталкивается Одиссей – это противостояние богам. Он не раз оказывается в конфликте с богами, которые пытаются помешать ему добраться до дома. Например, бог Посейдон наказывает Одиссея за то, что он слепил его сына Полифема.

В поэме Одиссея также присутствует мотив путешествия. Одиссей отправляется в долгое и опасное путешествие, чтобы добраться до дома. На его пути он сталкивается с множеством испытаний и опасностей, но он не сдаётся и продолжает двигаться вперёд.

Одна из главных героинь поэмы – это жена Одиссея Пенелопа. Она ждет своего мужа дома и не желает выходить замуж за другого. Она также умна и хитра, и использует свой ум, чтобы защитить свою честь и сохранить верность мужу.

В поэме Одиссея присутствуют множество символов и мотивов. Например, мотив дома и семьи, который является одним из главных в поэме. Одиссей стремится вернуться домой и воссоединиться со своей семьей, и это является его главной целью.

В целом, поэма Гомера Одиссея – это удивительное произведение, которое до сих пор вдохновляет людей на поиск приключений и борьбу за свои цели. Она отражает важные темы, которые актуальны и сегодня, и является настоящим шедевром древнегреческой литературы.

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема чести главным образом раскрывается через противостоящих воинов Гектора и Ахилла, а смерть Троянского предводителя является предзнаменованием падения Трои. Поступок Ахилла по отношению к телу Гектора является бесчестьем, поэтому наказывается богами. Зато к троянскому воину были обращены должные почести, ведь он, по мнению Гомера, был человеком чести до конца.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

Возвращение на родину

На построенном плоту герой снова вышел в море. На острове феаков он встретился с красавицей Навсикаей, дочерью местного царя Алкиноя. Она привела его во дворец, где Одиссей поведал свою долгую и печальную историю странствий царю и его супруге Феаки, тронутые рассказом героя, доставили его спящего на Итаку, после чего уплыли на родину.

Потрясённый Одиссей наутро не сразу смог понять, где находится. Но даже поняв, что перед ним – родная Итака, он чувствовал: главные испытания ещё впереди. За все долгие годы странствий Одиссея его супруга Пенелопа хранила верность пропавшему супругу, хотя многие итакийцы считали его погибшим.

К моменту появления Одиссея на родном острове во дворце собралось множество женихов, претендующих на красавицу Пенелопу и трон Итаки. Однако от царицы они получали лишь отказ.

Пенелопа заявила, что только тот, кто сможет натянуть тетиву на знаменитом луке Одиссея станет её супругом. Удивлению царицы не было предела, когда какой-то бродяга, облачённый в лохмотья, сумел правильно натянуть лук и пустил из него стрелу. И тогда потрясение сменилось безграничной радостью – это и был Одиссей, переодетый под нищего странника.

Бела Чикош-Сесия «Убийство женихов», 1931 год

Прогнав всех женихов, Одиссей вернулся к спокойной и счастливой семейной жизни. В дальнейшем у него появилось ещё двое сыновей, которые продолжили славный род Лаэртидов. Мудрым старцем Тиресием было предсказано, что Одиссей умрёт в преклонном возрасте, мирно и спокойно уйдя из жизни. Так оно и произошло.

Одиссей – поистине великий герой Древней Греции, оставивший после себя множество историй, которые античные авторы пересказывали в разных вариантах, с различными дополнениями и домыслами. Неизвестно, существовал ли такой человек на самом деле, но для эллинов он находился практически на одном уровне с богами. И если Геракл прославился своей силой, то Одиссей вошёл в историю мифов как самый ловкий, решительный и находчивый авантюрист своего времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: