Часть 2звуки и буквыразделительный мягкий знак ь

Выписать слова с разделительным мягким знаком 2 класс (5 видео) | история русского языка 📕

Звуки и Буквы. Слог. Ударение

Упражнение 112 — Страница 4

Покажи Ване, как изменить слова, чтобы в них появился разделительный мягкий знак (ь).
Выполненное задание:

    Лист - листья, крыло - крылья, 
дерево - деревья, брат - братья, 
полено - поленья, перо - перья.
    Соловей - соловьи, воробей - воробьи, 
муравей - муравьи, ручей - ручьи.

Упражнение 113 — Страница 4

Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком (ь).
Выполненное задание: Вспомним определение

Таким образом из слов представленных в упражнении следует подчеркнуть слова: Дарья, семья, житьё, пьеса, вьюга, шьют, пьют, друзья. Во всех остальных слова «ь» является показателем мягкости согласных. Таким образом, получим:  

Упражнение 114 — Страница 5

Допиши предложения, используя слова для выбора.
Слова для выбора: олени, оленьи, семья, семя, полью, полю.

Выполненное задание:
P.S. В слове грядки — вставили букву «д». Проверочное слово — гряда или грядочка. В этих словах  после согласного идет гласный.

Упражнение 115 — Страница 5

Допиши слова с разделительным мягким знаком (ь).
Выполненное задание:

    Ягоды, сваренные в сахарном сиропе - 
это варенье.
    Домики для пчёл - это  ульи.
    Снежная буря - это вьюга.

P.S. Тут может возникнуть сложность в названии домиков для пчёл. То есть как правильно улья или ульи? Если обратиться к словарем, то все встает на свои места.

  • Улья — это слово в родительном падеже.
  • Ульи — слово во множественном числе.

Упражнение 116 — Страница 6

Выпиши слова в две группы: сначала с разделительным мягким знаком (ь), а затем с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Выполненное задание:

Вылью, сошьёшь, медвежья, листья, Наталья.

Объехать, объявить, съязвить, съёжиться, подъезд.

Какие слова не попали в эти группы?

В эти группы не попали слова с мягким знаком, который является 
показателем мягкости согласного.

Упражнение 117 — страница 6

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

    Завьюжила зима. Закружилась белыми 
хлопьями. Потом вьюга затихла. Братья 
Саша и Илья достали лыжи.

Глагол

Упражнение 161 — страница 36

Рассмотри рисунок. Расскажите, что делают школьники.

Составьте и запишите два-три предложения, используя слова для выбора. Глаголы подчеркните.

    На детской площадке жизнь кипит ключом. Мальчишки играют в футбол. 
Вокруг поля весело бегает маленькая собачка Жучка. Одна девочка 
прыгает на скакалке. Вероника качается на качели. А Ирина с 
Верой разговаривают.

Слова для выбора: играют в футбол, бегает, прыгает, качается, разговаривают.

Упражнение 162 — страница 37

Угадай предмет по его действиям. Слово-отгадку запиши.

Светит, сияет, греет (что?) солнце.
Бегает, прыгает, лает (кто?) собака.
Поёт, клюёт, летает (кто?) петух.

Упражнение 163 — страница 37

Соедини стрелками существительные с глаголами. Глаголы подчеркни.

Получим:

Что у тебя получилось?

Обведи правильный ответ.

Упражнение 164 — страница 38

Прочитайте и отгадайте загадки. С помощью слов какой части речи описан предмет загадки? Подчеркни эти слова.

             Светит, а не греет. 
                          (Луна)

Летит - молчит,
Лежит - молчит.
Когда умрёт,
Тогда заревёт.
        (Снег)

                       И топчут её,
                       И режут её,
                       Она не серчает,
                       Добром отвечает.
                                (Почва)

Предмет загадки описан с помощью глагола.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):

Прочитайте.

     В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незаме́тный, коричнева́то-серый, как воробушек, но имел такой чудный голос, что не было ему равного певца.

Н. Богословский

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст. Подчеркните имена прилагательные.

№11 учебника 2023-2024 (стр. 9):

Прочитайте выразительно.

    …Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса…

А. Пушкин

  • Какую картину вы представили, читая поэтические строки А. С. Пушкина?
  • Какие слова помогли вам представить эту картину? Назовите эти слова.
  • Какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени?
  • Найдите в этих поэтических строках подтверждение мысли А.Куприна о русском языке.
  • Спишите поэтические строки. Проверьте себя.

Подсказка

№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):

Вспомним, что текст — это два или более предложений, связанных по смыслу и объединённых общей темой.

Ответ

№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):

Перед нами текст, поскольку предложения объединены одной темой, общей мыслью и написаны в одном стиле.

Тема: описание соловья.

Главная мысль: неприметная внешность не отражает достоинств соловья.

Соловей

    В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незамéтный, коричневáто-серый, как воробушек, но имел такой чудесный голос, что не было ему равного певца.

Н. Богословский

Пояснения:

     чтобы найти в тексте прилагательные, необходимо помнить, что они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и тому подобное.

№11 учебника 2023-2024 (стр. 9):

    …Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса…

Когда читаешь строки, то представляешь картину поздней яркой осени. Помогают её представить слова: в багрец и золото одетые леса.

Авторское отношение к золотой поре осени выражено в следующих словах: унылая пора, очей очарованье, приятна, люблю, пышное увяданье.

Мысль Куприна о русском языке подтверждается строками стихотворения Пушкина. Стихотворение звучит очень протяжно, певуче, красиво; поэт очень выразительно описал осень, так, что мы, читая, представляем себе осеннюю картину; вместительность русского языка зримо проявилась в стихотворении Пушкина, который в четырёх строках сумел воспроизвести картину осени. Красота русского языка проявилась в тех словах, которые использовал Пушкин — «очей очарованье», «прощальная краса», «пышное увяданье», «одетые леса».

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Имена собственные и нарицательные

Упражнение 119 — страница 8

Представь, что тебе подарили щенка и кошку. Как ты их назовёшь?

Я назову моего щенка Адам.
Я назову мою кошку Флешка.

С какой буквы ты напишешь их клички? Почему?

Клички животных пишутся с большой буквы, потому что это имена собственные.

Упражнение 120 — страница 9

Прочитай прибаутку.

Позовём соседей в гости:
коровку Матрёну, свинку Улиту, 
быка Мирона, боровка Микиту, 
овечку Пелагею, утку Варвару, 
барана Авдея, селезня Захара.

Из выделенных строчек выпиши сначала имена собственные, а затем нарицательные.

Имена собственные: Матрёна, Улита, Мирон, Микита, Пелагея, Варвара, 
Авдей, Захар.

Имена нарицательные: коровка, свинка, бык, боров, овечка, утка, 
баран, селезень.

Упражнение 121 — страница 9

Прочитай текст. Впиши имена собственные.

                       Мое село

    Сосновка - это моё село. Оно очень 
красивое и светлое. Село стоит на берегу 
реки Белой. По берегам реки растут высокие 
сосны.
    Около села просторные луга. На лугу 
утка Варвара с утёнком и корова
Матрёна. А вот боровок Микита да 
свинка Улита.
    А в доме кот Тимка. Он любит сметанку.
Тимка у нас лакомка.

Какие еще имена собственные есть в тексте? Подчеркни.

Запиши развёрнутые ответы на вопросы.

  • Как называется село?
  • На берегу какой реки оно стоит?
  • Кто пасётся на лугу?
  • Кто живёт в доме?
Село называется Сосновка. 
Село стоит на берегу реки Белой. 
На лугу пасется утка Варвара с утёнком и корова Матрёна.
В доме живёт кот Тимка.

Упражнение 122 — страница 11

Напиши о себе. Правильно оформи предложения на письме.

  • В каком городе (в деревне, в селе) ты живёшь?
  • На какой улице стоит твой дом?
  • Какая река протекает у вас?
    Я живу в Екатеринбурге. Мой дом стоит на улице Ленина. 
У нас протекает река Исеть.

Упражнение 123 — страница 11

Прочитай скороговорку. Вставь пропущенные буквы.

Собрала Маргаритка 
маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
маргаритки во дворе.
    (Н. Кончаловская)

Суффикс

Упражнение 146 — страница 26

Прочитай и спиши отрывок из сказки «Заяц-хваста».

    Жил-был в лесу зайка. Большой хвастунишка.
    - У меня не усы, а усищи, не лапы, а 
лапищи, не зубы, а зубищи.
    Я никого не боюсь!

Подчеркни родственные слова.

Подумайте, какие из слов передают хвастливость зайца, придают ему уверенность, приободряют его.

Зайцу придают уверенность следующие слова: усищи, лапищи, зубищи, 
образованные с помощью суффикса -ищ-.

Выделите в подчёркнутых словах корень, суффикс и окончание.

Упражнение 147 — страница 27

Образуйте слова с суффиксами -ик- и -ок-.

                   Игра "Кто больше?"
Домик, носик, глазик, цветик, мячик.
Ледок, домок глазок, листок, сынок.

Слова для выбора: глаз, нос, лист, цвет, сын, мяч.

Упражнение 148 — страница 27

Образуй ласковые имена с суффиксом -еньк-.

Даша - Дашенька
Коля - Коленька
Оля - Оленька
Саша - Сашенька
Маша - Машенька
Миша - Мишенька

Мягкий знак как знак мягкости

1.Буква ь пишется для обозначения мягкости согласного

в конце слов


Например: голубь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, насыпь, зверь, раскрась, нить.

2. Буква ь пишется для обозначения мягкости в середине слова
после мягких согласных перед твердыми согласными.

3.
Буква ь пишется ВСЕГДА после буквы Л
, которая обозначает мягкий звук

Например: ль
няной, боль
шой, маль
чик, сель
дь, паль
чик, галь
ка, ль
дина, валь
с, спаль
ня, вниматель
ный.

4.
В середине числительных на -десять, -сот

Например: пять
сот

5.
Буква ь пишется ВСЕГДА в суффиксах -оньк-, -еньк-
.

Например, махоньк
ий, маленьк
ий, рыженьк
ий, миленьк
ий, беленьк
ий.

Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)

Упражнение 124 — страница 12

Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.

Лес - бор, стужа - мороз, зной - жара, базар - рынок.

Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.

Упражнение 125 — страница 12

Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.

Месяц, месяц мой дружок, 
Позолоченный (золото), рожок (рог)!
Ты встаёшь (встал) во тьме глубокой, 
Круглолицый, светлоокий (светло), 
И обычай твой любя, 
Звёзды смотрят на тебя.

Подбери к слову месяц слово, близкое по значению.

Синоним к слову месяц: луна, ночное светило.

Упражнение 126 — страница 13

Прочитай загадки.

Зимой греет,                      Поле бело,
Весной тлеет,                     Семя чёрно.
Летом умирает,                    Кто его сеет,
Осенью оживает.                   Тот разумеет.
         (снег)                        (письмо)

Запиши выделенные слова парами.

Зимой - летом, умирает - оживает, бело - чёрно.

Это синонимы или антонимы? Верный ответ подчеркни.

Упражнение 127 — страница 14

Прочитай текст. В чём ошибся ученик? Устно исправь его ошибки.

Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.

    Далеко (даль) на юге живот эвенки.
Природа там очень суровая. Зима (зимы)
короткая (короток) и жаркая. Лето длинное.
Четыре месяца длится ночь. Люди 
привыкли к жаре (жар). Они носят 
меховую (мех) одежду.

Слова для выбора: на юге — на Севере, долгая — короткая, жаркая — морозная, длинное — короткое, к жаре — к холоду.

Запиши ответы на вопросы, правильно выбери слова.

Где живут эвенки? Эвенки живут на Севере.
Какое на Севере лето, какая зима? Короткое лето и длинная зима.
Как люди справляются с холодом? Люди носят меховую одежду.

Приставка

Упражнение 142 — страница 23

Спиши, раскрывая скобки.

Все птицы улетели на юг.
Малыши запели весёлую песню.
Ученики написали диктант.

Часть слова перед корнем — это: предлог или приставка Обведи верный ответ.

Упражнение 143 — страница 24

Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.

               Игра "Кто быстрее?"
Писать - записать, переписать.
Бежать - забежать, перебежать.
Ехать - заехать, переехать.
Везти - завезти, перевезти.
Играть - заиграть, переиграть.
Говорить - заговорить, переговорить.
Кричать - закричать, перекричать.
Прыгнуть - запрыгнуть, перепрыгнуть.

Чем различаются записанные вами родственные слова?

Записанные родственные слова различаются по смыслу.

Упражнение 144 — страница 24

Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.

Нам объявили, что будет контрольная.
В гору шёл крутой подъём.
Машина съехала с горы и подъехала к пристани.

В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.

P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.

Упражнение 145 — страница 25

Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?

Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд.
Объявил, предъявил, заявил.
Отъел, объел, поел, съел.

При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.

Состав слова

Упражнение 131 — Страница 17

Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выдели корень.

Выполненное задание:

Т.о. у слов родина, родители, родственники — общий корень — род; у слов родной и родня — общий корень — родн, а у слово родник — корень родник.

Упражнение 132 — Страница 18

Прочитайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима. Подчеркните имена собственные родственников артиста.

Кто не слышал об артисте
Тралиславе Трулялинском!
А живёт он в Припевайске, 
В переулке Веселинском.
С ним и тёлка - Трулялётка,
И дочурка - Трулялюрка, 
И сынишка - Трулялишка,
И собачка - Трулялячка.

Сравните эти слова. Обсудите, чем они похожи. Выделите и обозначьте дугой общую часть в этих словах.

Слова из стихотворения Бориса Заходера: Трулялинском, Трулялётка, Трулялюрка, Трулялишка, Трулялячка образованы от слова «тру-ля-ля», которое обозначает радость, веселье. Все эти слова являются образованными от одного корня путем добавления к ним различных суффиксов. Отметим общую в этих словах.

Упражнение 133 — Страница 18

Прочитай предложение. Выпиши родственные слова, вставив пропущенные буквы. Выдели корень.

Родственные слова: голубь, голубка, голубятни. 
У всех у них общий корень - голуб.

Упражнение 134 — Страница 19

Подбери к каждому слову родственное слово и запиши его.

Слова для выбора: телёнок, слонёнок, тигрица, грачонок, коровий, слоняться.

Слон - слонёнок, тигр - тигрица,
корова - коровий, грач - грачонок.

Какие слова нельзя назвать родственными?

Слон и слоняться не являются родственными словами, 
а также корова и телёнок не являются родственными.

Упражнение 135 — страница 19

Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы.

Найди и подчеркни родственные слова. Обозначь в них корень. Поставь знак ударения.

Вода - краса природы. Журчат и 
мчатся весенние воды. Тихо бьёт из родника 
чистая водичка. Красиво блестят на солнце 
водяные брызги.

А теперь выделим корень в подчеркнутых словах и поставим в них ударение:

Т.о. в словах: вода, воды, водичка и водяные — корень: вод.

Упражнение 136 — страница 19

Прочитай. Выдели предложения. Озаглавь текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы и правильно оформляя предложения на письме.

Выполненное задание:

               Холодная зима
    Стоит холодная зима. Белый пушистый 
ковёр накрыл поля и холмы. Деревья по 
ночам трещат от мороза. 
    Рыбы ушли на дно рек и озёр. Лиса 
укрылась в норе. Только голодный волк 
бродит по лесам, полям и дорогам.

Упражнение 137 — страница 20

Подберите к каждому слову родственное слово. Вставьте пропущенные буквы.

                        Игра "Кто  быстрее?"
Гладкий - гладок.
Скользкий - скользить.
Сладкий - сладок.
Хрупкий - хрупок.
Узкий - узок.
Робкий - робость.

Пропущенные буквы подчеркните. Объясните их правописание в корнях слов.

Упражнение 138 — страница 21

Прочитай. Подбери к выделенным словам однокоренные слова. Запиши пары родственных слов. Выдели корень.

Выполненное задание:

Мороз - морозец, морозилка, морозить, морозный, разморозка.
Снег - снеговик, Снегурочка.
Сад - высадка, садик, садовник.

А теперь выделим корень в однокоренных словах:

Упражнение 139 — страница 21

Выдели корень в родственных словах.

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни проверочные слова.

Травка - трава, травушка, травинка.
Дубки - дубок, дубочек.
Глазки - глазок, глазоньки.
Дорожка - дороженька.

И выделим корень в словах:

Упражнение 140 — страница 22

Прочитай народные пословицы и поговорки.

Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы.

Выполненное задание:

Рыбка мелка, да уха сладка.
Хороша кашка, да мала чашка.
Ложка дёгтя портит бочку мёду.
Зимой шубка не шутка.

P.S. Запишем проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Рыбка — рыба, сладка — сладок, чашка — чашечка, ложка — ложечка, шубка — шуба.

Упражнение 141 — страница 23

Запиши пары родственных слов. Выдели корень.

Запишем пары родственных слова:

Звезда - звёздное, ненастье - ненастный, счастье - счастливая.

Выделим корень у этих слов:

Есть ли среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками? Подчеркни буквы на месте этих звуков.

Среди выписанных слов слова с непроизносимыми согласными звуками следующие: звездное, ненастный, счастливая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: