Слово и его лексическое и грамматическое значение

Понятие семантической и лексической структуры слова

Парадокс слова

В слове заключен известный парадокс, который и по сей день заставляет многих ломать голову. Дело в трудности определения понятия из самого себя. Что это значит?

Это значит, что в слове, в его понятии заложено определяемое слово. Чтобы понять что такое слова нам придется пользоваться другими словами. Но, как можно пользоваться тем, что до конца непонятно? Филологам приходится ломать голову и над этим вопросом. Спасает лишь то, что понимание того, что такое слова существует на интуитивном уровне. Все мы чувствуем, что такое слова и умеем ими пользоваться.

И, все же, этого недостаточно. Нужно научное понимание слова.

Слово — это единица речи, которая служит выражением определенного понятия.

Словари

Наш язык необычайно богат, в нем около 20 тысяч слов! А где найти все эти слова в одном месте? Конечно же, это словарь! Они бывают разные. В одних можно посмотреть правильное написание слов – орфографические словари. В других – узнать значение незнакомых слов.

Основные виды словарей:

  1. Толковые – указано значение всех русских слов. Если вы не можете понять, что обозначает неизвестное слово, то этот словарь непременно поможет. По алфавиту расположены почти все слова.
  2. Этимологические – происхождение. Эти книги помогают узнать, откуда появилось слово в русском языке.
  3. Орфоэпические – расстановка ударения, произношение. Такая книга очень нужна для подготовки выразительного чтения. Чтобы расставить правильно ударение в словах и произнести их правильно.
  4. Словообразовательные – способы образования слова. А вы знали, что многие понятия построены из других слов!? Словарь образования слов откроет вам удивительный мир, расскажет, откуда появляются новые слова.
  5. Словари синонимов и антонимов. Порой так сложно заменить слова в сочинении другим понятием. И пишем мы: «Я вижу картину. Картина на стене». Но книга синонимов поможет найти другие названия слова «картина», попробуйте, и вам непременно понравится!

Самыми известными во всем мире толковыми словарями являются:

  • Толковый словарь С.И. Ожегова;
  • Словарь великорусского языка В.И.Даля.
  • Словарь Д.Н Ушаков.

Что такое слово?

К нам в гости пожаловал Сказочный патруль!

Открываем портал в волшебный мир знаний!

Каждая волшебница знает, что волшебство совершается при помощи слов! Сегодня мы поможем девчонкам освоить магию русского языка!

Посмотрите вокруг! Что мы видим? Стол, окно, стул. Каждый предмет имеет свое название! А вы когда-нибудь думали о том, что все наименования в мире – это слова? Прочтите.

Это слово!

Ответим на вопросы

  1. Из чего оно состоит? (буквы, звуки, слоги)
  2. Что называет это слово? (жидкое вещество, то, что льется)
  3. Как вы думаете, что такое слово? (оно все называет, состоит из букв, звуков и слогов)

Молодцы!

Слово – названия всего в мире: предметов, явлений, необходимо для построения предложений.

Словно кирпичик, слово является строительным материалом, из которого можно составить любое «здание» (предложение, текст, произведение). Слова состоят из букв.

Отличить слово от других единиц языка довольно просто. Давайте вместе попробуем назвать на этой картинке из Сказочного мира все слова.

Ответ: дерево, ель, пень, чемодан, Аленка, сверток, сумка, рюкзак, поляна, трава, куст.

Классификация слов

Слова делятся на группы по различным критериям.

По значению

По лексическому значению слова бывают нескольких видов:

Однозначные Многозначные
Имеют единственное лексическое значение Лексических значений у одного слова может быть несколько
Пример
Компьютер – электронное устройство для ввода и вывода информации Лента – полоска из ткани.

Лента – памятный знак (георгиевская лента)

Лента – узкая часть дороги, примыкающая к шоссе.

Согласно лексическому значению, выделяют еще одну классификацию слов:

Прямое Переносное
Между словами есть прямая взаимосвязь Слова никак не связаны друг с другом по смыслу
Примеры
Золотые изделия Золотые слова

По происхождению

Происхождение слова – критерий, согласно которому лексемы бывают нескольких видов:

Исконно русские Заимствованные
Образовались в русском языке, имеют старославянские корни Перешли из других языков мира
Примеры
Жизнь, молодой, мать, голова Алфавит, масштаб, шедевр, ангел

Существует отдельная группа слов – архаизмы – слова, которые устарели и не употребляются в современном русском языке. Заменены другими лексемами: чело – лоб, глаз – око.

Еще одна группа слов – историзмы – слова, которые не существуют в современном языке из-за исчезновения самих предметов: кольчуга, граф, шушун.

По части речи

Раздел науки о частях речи называется морфология. По частям речи слова разделяют на:

Самостоятельные Служебные Междометия
Имеют лексическое значение и выполняют синтаксическую роль. Не имеют лексического значения, служат для связи самостоятельных слов в предложении или словосочетании. Выражают эмоции. Не несут смысловой нагрузки.
Примеры
Озеро, купаться, лазурное В, чтобы, и, на. Ах, о, ух ты, эх.

В русском языке 12 частей речи.

По составу

Морфологический разбор позволяет разделить лексему по составу. Алгоритм действий следующий:

  1. Определяют основу. Для этого лексему склоняют, чтобы найти неизменяемую часть: ветреный, ветреная, ветреные. Основа – ветрян.
  2. Обозначают окончание. Ветреный.
  3. Находят корень. Подбирают однокоренные слова и выявляют общую часть для всех лексем. Ветреный – ветер, безветренный, ветрище. Общая часть: ветр. Это и будет корень.
  4. Обозначают суффиксы. Все, что находится между корнем и окончанием, суффиксы. Может быть несколько разных суффиксов. Безветренный.
  5. Находят приставки. Все, что находится перед корнем, это приставка. Безветреный.

Получаем: Без-ветр-енн-ый

В некоторых словах может быть несколько корней: единомышленник, пароход, самовар.

По употреблению

Употребление слов изучает лексикология. Выделяют такие группы:

Общеупотребительные Необщеупотребительные
Используют в повседневной жизни. Не требуют дополнительного объяснения. Понятны любому человеку вне зависимости т социального статуса или профессиональной деятельности. Значение понятно только определенной группе людей, которых связывает единая профессия или хобби. Употребляют в конкретном регионе. Выделяют различные группы.

Например, Мы пригласили одноклассника Алеши в гости и угостили вкусным чаем.

Чай – общеупотребительное. Понятно для носителя языка.

Мама собрала папе тормозок на работу.

Тормозок – необщеупотребительное. Употребляют в единственном регионе (на Донбассе).

На СТО папе сказали, что запаска вышла из строя.

Запаска — необщеупотребительное. Употребляют автомастера.

Составьте и запишите три предложения о том, что вы не любите делать?

Составьте и запишите три предложения о том, что вы не любите делать.

Пиши понятно, так что я не пойму сорян.

Нераспространённое — Лисятки играют , распростран Под кустом шаловливые лисятки играют в прятки .

1. Письмо. 2. 2 3. Гора, пригорок. 4. Много конфет. 5. Мягкий. 6. Как красиво в лесу! 7. Красным шарфом. 8. Решать, считать. 9. — ать, — ять, — еть, — ыть, — оть, — уть. 10. Читаю. 11. Письмо. 12. Антонимами. 13. Пятидесятый. 14. Жук. 1..

Максим читает — кто? Игрок кидает мяч — что делает? Мячик резиновый — какой? Автор написал — кто? Автор пишет — что делает? Большой зал — какой.

1. Просторные, немые, облитые 2. Нету.

Вити был день рождения, он долго не мог заснутьломая голову, что же на этот раз ему подарят на праздник, но на ум ничего не приходило. Спросить тоже было неудобно, но сон всё — таки победил и он заснул. Утром, конечно проспал и не услышал, как папа..

Не знаю. Вопрос составлен некорректно. Предположу, что у них соласные отличаются(твёрдый — мягкий).

1)Весело сияет месяц над селом. (Распространённое, Грамм. Основа : месяц — подлежащее, сияет — сказуемое). Белый снег сверкает синим огоньком. (Распространённое, Грамм. Основа : снег — подлежащее, сверкает — сказуемое) 2)Крупный дождь в лесу зел..

1. )помощь товарищ смерч мелочь береч вещь полночь 2. ) изучаеш ландыш помниш багаж грустишь мышь брошь. Всё правельно тут 1 группа мягкая на конце слова согласная. 2 группа твёрдая на конце слова удачи в школе.

По — предлог сосновому — прилагательное бору — сущ отбивает — глагол дробь — сущ лесной — прил барабанщик — сущ Барабанщик отбивает. (Барабанщик — подлежащее, отбивает — сказуемое ).

Лексическое значение слова

В примерах с помощью слов мы обозначили предметы (ветки деревьев, снег, машина, дракон, карета, трамвай), действия этих предметов (снег лежит, машина едет, мальчик ждет, трамвай должен прийти), признаки предметов (снег пушистый) и признаки действий (едет быстро), количество (минут пять).

Это всё — значения классов слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий, числительных и др.). Но помимо значений, доставшихся словам от их принадлежности к определенному классу, у каждого слова есть еще и свое уникальное значение – лексическое значение слова.

Например, снег – это одновременно и слово, обозначающее предмет (так как это существительное), и слово, обозначающее «атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой» (лексическое значение).

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 18,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 19,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 30,
Канакина, Горецкий, Учебник

Страница 49,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 30,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 31,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение стр. 48,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 65,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 45,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

4 класс

Упражнение 58,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 274,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение Задачка стр. 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 126,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 127,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 129,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 130,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 143,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 147,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 318,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 374,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр. 88,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 27,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 66,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачки стр. 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 86,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 121,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 137,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 80,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 159,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 504,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение Задачки стр. 53,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 192,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Задачка стр. 161,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 223,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение ЗСП-9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 6,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 16,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 19,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 28,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 30,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

В словаре Синонимов

речение, выражение, название, термин, вокабула, речь, изречение, обещание, ответ; дисфемизм, словеса, этимон, мимема, какофемизм, партитив, ксенологизм, словцо, старославянизм, словечко, пароним, союз, существительное, глагол, прилагательное, предлог, выступление, сказуемое, вывод, тост, омограф, мнение, посулы, послелог, причастие, изоглосса, арготизм, обет, клятва, историзм, словоформа, логос, предложение, словечушко, пароль, нумератив, навареа, синоним, кустода, эллинизм, унитерм, лексема, антоним, вульгаризм, проклитика, омоним, омофон, энклитика, обязательство

§3. Происхождение слов

Основу лексического состава языка составляют исконно русские слова.К ним относятся слова, пришедшие из праязыков: индо-европейского, праславянского, древнерусского, а также слова, появившиеся в русском языке после XIV века (после распада Киевской Руси).Индо-европейский язык – это язык индо-европейских племен  в VI-V тысячелетиях до н.э. Он лёг в основу современных европейских языков. Слова, обозначающие степени родства, очень древние. И они сходны во многих современных европейских языках, т.к. пришли из общего индо-европейского языка. Мать, сын, дочь, брат, сестра и др.Праславянский язык – язык племен-предков славянских народов. До сих пор славянские языки во многом похожи, имеют много общих черт и большой пласт общей лексики: сердце, город, трава, пояс и др.Древнерусский язык – язык периода Киевской Руси. Многие слова есть во всех восточнославянских языках: русском, украинском и белорусском. Белка, собака, река, поле, ложка, вместе и др.Русский язык после периода Киевской Руси. Привычные всем слова бабушка и ребёнок – это собственно русские слова, появившиеся в русском языке не очень давно.

В результате контактов разных народов во всех языках есть заимствования из других языков. При заимствовании слово начинает осваиваться языком. Оно записывается, приобретает произношение и грамматические особенности того языка, которое его заимствует.

Примеры заимствований:

  • Из древнегреческого языка:  грамматика, алфавит, икона, фамилия, философия, аналогия, библиотека.
  • Из латинского языка: студент, экзамен, религия, аппарат, архитектура, атмосфера, окулист.
  • Из старославянского языка: град, злато, глас, чуждый, здравствуй, храбрость.
  • Из голландского: верфь, гавань, рейд, трюм, трап, каюта, боцман, матрос.
  • Из французского: балет, актёр, паркет, карусель, абажур, костюм, пальто, бульон, павильон, аппетит.
  • Из немецкого: бутерброд, шлагбаум,  штат, штурм, вахта, флюгер.
  • Из итальянского:  макароны, вермишель, пицца, тенор, бас, сопрано,  концерт, соната, опера.
  • Из английского:  клуб, митинг, футбол, волейбол, теннис,  айсберг, компьютер, файл, курсор, драйвер.
  • Из тюркских языков: диван, базар, халва, башмак, караван, сарай, курага, изюм.

Происхождение слов изучает этимология.

Значение и функции слов

Без определенного содержания набор звуков и букв не станет полноценной лексической единицей. Словам присущи следующие функции:

Номинативность

Называют предмет или явление.

Беседка, гамак, строить

Указательная

Указывают на предмет, признак, свойство или явление

Я, там, туда

Экспрессивно-оценочные

Увеличивают оценочное действие, усиливают эмоции

Ух, ах, умница

Связывающая

Объединяют части речи в единую конструкцию

В, на, и

Обобщающая

Группирует схожие предметы или явления

Существительные: язык, пламя, огонь, костер

Идентифицирующая

Группирует по конкретной характеристике

Термины: ангина, грипп, пиелонефрит

Строительная

Образуют словосочетания и предложения

Девичье сердце, известный прием

Определение слова к какой-либо группе возможно после выяснения его значения, которое указано в толковом словаре.

Общее понятие

Слово — это основная значимая (то есть имеющая своё значение) самостоятельная единица языка, которая служит для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т. д., а также обладает рядом фонетических, грамматических и семантических признаков

Слово не только называет, но и обобщает: называя столом предметы разного размера, формы, назначения, мы сосредотачиваем внимание на их основных чертах, которые позволяют отличать одно явление от другого (например, предметы, называемые словом стол, от предметов, называемых словом табурет).. Слово находится на центральном уровне (ярусе) языка и входит в иерархические отношения со всеми другими языковыми единицами.

Слово находится на центральном уровне (ярусе) языка и входит в иерархические отношения со всеми другими языковыми единицами.

Понятие слова чрезвычайно трудноопределимо, поэтому многие лингвисты не употребляют это понятие, а используют термины с более узким значением: лексема, вокабула, словоформа, лексико-семантический вариант. Очень часто в прикладных исследованиях термин «слово» часто используется в узком и чисто формальном смысле, когда понимается последовательность символов между двумя пробелами.

В большом толковом словаре русского языка выделяется десять лексических значений:

  1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Повторить слова.
  2. Речь, язык (в данном значении употребляется только в единственном числе). Культура слова.
  3. Высказывание, выражение, фраза. Цитировать чьи-либо слова.
  4. Мнение, решение, вывод (в данном значении употребляется только в единственном числе). Сказать своё веское слово.
  5. Пустая болтовня, разговоры, не подкреплённые делом (неодобрительная оценка, в данном значении употребляется только во множественном числе). Перейти от слов к делу.
  6. Обязательство сделать, выполнить что-либо; обещание (в данном значении употребляется только в единственном числе). Дать слово..
  7. Публичное выступление, речь, устное официальное заявление и т. п. (в данном значении употребляется только в единственном числе). Предоставить слово.
  8. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще (в данном значении употребляется только в единственном числе). «Слово о полку Игореве».
  9. Литературный текст (обычно к музыкальному произведению) (в данном значении употребляется только в единственном числе). Слова песни.
  10. Достижение в какой-либо области (в данном значении употребляется только в единственном числе). Новое слово в искусстве.

Части речи

В русском языке все слова делятся всего на двенадцать больших частей речи. Несмотря на огромное языковое богатство, а возможно, благодаря этому, специалистам удалось разделить слова на понятные категории и в дальнейшем работать с ними.

Посмотрим на эти слова в специальной таблице.

Часть речи Пример Описание Имя существительное Снег, холод, дядя, Леша, телефон Самостоятельная часть речи, указывающая на конкретный предмет. Отвечает на вопросы «Кто? Что?» Имя прилагательное Холодный, синий, красивый, мятежный Самостоятельная часть речи, указывающая на конкретный признак предмета. Отвечает на вопросы «какой? Какая? Какое?» Имя числительное Двадцатый, десятое, пятнадцатая Самостоятельная часть речи, которая показывает число, порядок счета. Отвечает на вопросы «Сколько? Который?» Местоимение Я, ты, мы, вы Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, при этом, не обозначает его существенные признаки. Способна заменять существительное, прилагательное, глагол, числительное Глагол Работать, отдыхать, учиться Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?» Наречие Кое-где, налево, направо, затем, умышленно, в шутку Самостоятельная и неизменяемая часть речи. Отсутствуют окончания. Отвечает на вопросы «Где? Когда? Зачем?» и тому подобные вопросы. В качественных наречиях, которые образуются от прилагательных встречаются окончания. Предлог В, под, благодаря, по Самостоятельная служебная часть речи. Даже древнейшие предлоги, состоящие всего из одной буквы относятся к самостоятельным словам. Служит для выражения связи между объектами, действиями. Союз А, и Служебная часть речи, служит для соединения однородных членов предложения. Частица Пускай, давайте, неужели, разве Служебная часть речи для внесения оттенков чувств или эмоционального окраса внутри предложения. По форме частица может выглядеть также как глагол

Обращайте внимание на роль в предложении Междометие Ого-го! Неизменяемые слова для выражения экспрессивной функции Причастие Слушавший, смотревший Форма глагола, выражающая признак предмета Деепричастие Присев Служит для выражения добавочного действия при основном действии

Виды слов по значению

Ни для кого не секрет, что все слова разные.

Аня, Маша, Иван, Евгений – имена.

Москва, Рязань, Кемерово – названия городов.

Собака, стол, человек – слова повседневного общения.

Звезда, планета, вселенная – космос.

Имена и названия являются собственными существительными, а все остальные – нарицательными. В дальнейшем мы еще поговорим о таких словах в разделе «Имя существительное».

Но слова также можно различать по их значению.

Обратите внимание на слова: кисть и бинт

Как мы видим у слова «кисть» три разных значения, но все-таки предметы имеют общий признак – множество, связанное вместе.

Такие слова называются многозначными.

Многозначные – это такие слова, которые имеют два и более значения.

Рассмотрим примеры.

Задание

Какие значения имеет слова шляпка?

Ответ: шляпка дамы, шляпка гриба.

Есть такие слова, которые имеют одно значение.Грач,бинт, гайка, простуда – эти наименования являются однозначными словами.Чаще всего однозначными являются научные термины. Например, программа, теорема, квадрат, геометрия и др.

Поможем нашей замечательной сказочнице! Слова можно разделить по значению еще на две группы.

Посмотрите на эти пары слов и сравните их. Чем они отличаются?

Молодцы! Слова со схожим значением, как в первой колонке, называются синонимами. А слова с различным, противоположным значением – антонимы.

Задание

Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к этим словам.

  • Маленький.
  • Холод.
  • Труд.
  • Друг.
  • Доброта.
  • Смелость.
  • Красота.
  • Дело.
  • Громадный.
  • Сильный.
  • Теплый.

Ответ: маленький-мизерный-большой; холод-мороз-жара; труд-работа-праздность; друг-товарищ-враг; доброта-милосердие-злоба; смелость-храбрость-трусость; красота-великолепие-уродство; дело-труд-безделье; громадный-огромный-маленький; сильный – мощный-слабый; теплый-горячий-холодный.

Пока к нам не вернулся злой Морок, идем вперед с добрыми волшебницами.

Значение слова

Всякий грамотный человек должен знать слово и его значение, если решится воспользоваться им для выражения собственный мыслей. Из таблицы сверху видно, что недостаточно знать слово и его значение «вообще». Надо понимать контекст употребления.

В противном случае, получится, что люди говорят на разных языках и о разном, хотя и используют один и тот инструмент. Просто собеседник не знает слово и его значение, хотя думает, что знает. Возможно, что оба собеседника не знают значения, вкладывая какой-то свой смысл в сказанное.

Чтобы этого избежать, посмотрите на слово определение в толковом словаре и укажите собеседнику на его ошибку и неправильное употребление слова. Возможно, впрочем, что это именно вы не знали определение слов. Тогда уже придется признать ошибку вам.

Это бывает сделать очень трудно. Но это необходимо, если вы хотите быть грамотными людьми и понимать смысл сказанного. Самое главное, если вы хотите, чтобы и другие вас понимали. Потому что нет ничего важнее человеческого общения, а чтобы разговаривать, нам надо знать русский язык.

Слово как объект лингвистики

Основной номинативной единицей является слово, которое выполняет важную функцию в языке и в речи. Слово находится в центре изучения нескольких отраслей языкознания, также оно является единицей, объединяющей несколько языковых уровней. Так, строение слова рассматривается на морфемном уровне, его образование – на словообразовательном, грамматические характеристики – на морфологическом, а лексическое значение и парадигматические связи с другими словами – на лексическом уровне. Кроме этого, слово выступает как базовый «строительный» материал для производства единиц коммуникативного уровня – предложений.

Слово отличается от единиц низших уровней наличием лексической и грамматической самостоятельности, а также способностью выполнять номинативную функцию, обозначая те или иные предметы, явления, действия, качества и состояния объектов.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В лингвистике до сих пор не решена проблема определения слова как категории языка. В основу определения кладутся различные критерии, но только их совокупность позволяет охарактеризовать слово в единстве всех его признаков. К основным свойствам слова можно отнести:

  1. Материальное выражение: слово предстает как звуковой комплекс, обладающий семантикой, которая соотносится с какими-либо предметами или понятиями. На письме этот звуковой комплекс передается с помощью принятых в данной системе письменности знаков. Для русского языка ими являются буквы (графемы).
  2. Дискретный характер: у слова есть границы, отделяющие его от других слов, в речи это проявляется в единстве звукового облика слова и наличии пауз, отделяющих одно слово от другого; на письме дискретность слов обеспечивается использованием пробела.
  3. Единство формы и содержания: за каждым словом закреплено определенное значение, позволяющее соотносить его с предметным или понятийным миром. Слова без значения не бывает. Даже выдуманным словам типа «куздра», «мамлына» и прочим свойственно некое грамматическое значение, проявляющееся в системе флексий, позволяющих идентифицировать их как лексемы, относящиеся к классу существительных женского рода.
  4. Знаковый характер: слово представляет собой языковой знак, характеризующийся определенным местом в системе других языковых знаков, а также набором свойств и признаков и отношениями с другими словами. Так, в лексической системе слова объединяются в семантические классы (группы), а также по типу выражаемого ими значения (однозначные / многозначные; употребленные в прямом или в переносном значении) и по связям с другими лексемами (омонимы, синонимы, паронимы, антонимы).

Признаки слова

В современной лингвистике не существует универсального критерия определения слова, поэтому следует опираться на комплекс признаков.

Графические признаки

На письме слова, как правило, отделяются друг от друга пробелами. Это условный и довольно ненадёжный критерий выделения слова, но для большинства случаев он работает.

Фонетические признаки

До и после каждого слова возможны паузы.

В каждом слове имеется ударение, причём только одно. В русском языке существует такое явление, как второстепенное ударение, которое имеет место в некоторых сложных, особенно длинных или плохо освоенных словах.

В языках с фиксированным ударением, таких, как французский, где ударение всегда падает на последний слог, или польский, где оно падает на предпоследний, ударение прямо указывает на границу между словами. В языках же типа русского, где ударение может приходиться на любой слог, точно провести границу между словами только на основании ударения невозможно, однако цельность слова обеспечивается другими фонетическими средствами.

Морфологические признаки

Слово характеризуется так называемой цельнооформленностью: грамматические показатели оформляют слово в целом, а не отдельные его части.

Синтаксические признаки

Слово является либо потенциальным минимумом предложения (то есть предложение может состоять из одного данного слова), либо минимальной синтаксической единицей (то есть данное слово в одиночку может образовать какой-либо член предложения).

Семантические признаки

Важнейшим признаком слова является наличие значения. Этим слово отличается от незначимых единиц языка, таких, как фонемы.

В словаре Ожегова

СЛОВО, -а, мм. слова, слов, словам, ср. 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего-н. (не в состоянии выразить что-н. от волнения, возмущения). С. за с. (о постепенном развитии разговора, спора; разг.). В одно с. (употр. в случаях, когда двое или многие сказали одновременно одно и то же; разг.). Слова не добиться от кого-н. (трудно вызвать на разговор). Словом не обмолвился кто-н. (не произнес ни слова, промолчал;разг.). Двух слов связать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг. неодобр.). 2. ед. Речь, способность говорить. Дар слова. 3. обычно мн. Разговор, беседа, что-н. сказанное. Понять друг друга без слов. Рассказать в немногих словах. Спасибо на Добром»>добром слове (за хорошие, добрые слова). Перейти от слов к делу. Передать что-н. на словах:(устно). Взять свои слова обратно (отказаться от сказанного). Добр только на словах (на самом деле не добр). Со слов кого-к. (как сказал кто-н.). На слове и на слове ловить кого-н. (требовать исполнения обещанного, а также подмечать ошибку, несообразность в том, что сказано). Рассказать своими словами (не буквально, передавая только содержание). По словам кого-н. (как говорит или как выражается кто-н.). С. ранит, с. лечит (поел.). 4. ед. Публичное выступление, речь. Вступительное с. Заключительное с. докладчика. Последнее с. подсудимого. 5. Речь на какую-н. тему, повествование, рассказ (устар. и высока. С. о пользе стеклам Ломоносова. С. о полку Игоревен. 6. ед. Право, позволение говорить публично. Свобода слова. Взять с. (выступить перед собравшимися). Дать с. кому-н. Лишить кого-н. слова. Прошу слова (заявление о желании высказаться). 7. ед.,с определением. Мнение, вывод (часто о достижениях в какой-н. области). Сказать свое веское с. С. за вами (вы должны высказать свое мнение, решить). Новое с. в технике. По последнему слову науки. 8, ед. То же, что обещание. Дать с. сделать что-н. Верить на с. Не сдержать слова. Взял с него с. молчать. Не давши слова крепись, а давши — держись (поел.). 9. мм. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова Пушкина. * Вначале было слово (книжн.) — утверждение примата мысли, разума, слова . Слово и дело! — в Русском государстве до 1762 г.:возглас в знач.: вот преступник против государя, знаю это, готов донести на него в сыскную службу. К слову пришлось (разг.) — о том, что сказано кстати, по поводу чего-н. К слову сказать, вводи, ел. — то же, что кстати (в 3 знач.). Не то слово! (разг.) — реплика, выражающая одновременно подтверждение и мысль о необходимости более сильной, категорической оценки. Устал? — Не то слово Я просто с ног валюсь. Нет слов! (разг.) — выражение крайнего удивления, одобрения или осуждения. Так поступать с друзьями! Просто нет слов! Одним словом, вводи, ел. — то же, что словом. Слов нет, вводи, ел. — конечно, это так, но… Слов нет, он красив, но не в моем вкусе. || уменьш. словечко, -а, ср. (к 1 знач.). || прил. словесный, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

Похожие вопросы

  • Все категории
  • экономические 43,277
  • гуманитарные 33,618
  • юридические 17,900
  • школьный раздел 606,312
  • разное 16,822

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Примечания

  1. . Словари онлайн. Дата обращения: 11 сентября 2023.
  2. ↑ Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. — М.: Советская энциклопедия, 1979. — 432 с.
  3. Пешковский А. М. . Дата обращения: 9 сентября 2023.
  4. . Грамота.ру. Дата обращения: 11 сентября 2023.
  5. . Грамота.ру. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  6. . Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  7. . Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка. Дата обращения: 9 сентября 2023.
  8. . Лексикографический интернет-портал: онлайн-словари русского языка. Дата обращения: 11 сентября 2023.
  9. . «Энциклопедия Кругосвет». Дата обращения: 9 сентября 2023.

Лексическое значение и способы формулирования значения слова

Одним из центральных понятий лексикологии является понятие лексического значения слова.

Лексическое значение – многокомпонентное понятие, включающее представление о знаковой природе слова, способного обозначать предметы или понятия объективной реальности. В соответствии с этим представлением у слова есть два аспекта значения – денотативное (предметное) и сигнификативное (понятийное). Например, существительное «дерево» имеет предметное значение, позволяющее соотнести его семантику с конкретным объектом действительности, а также понятийное значение, которое включает представление о целом классе деревьев безотносительно к их конкретной разновидности.

Вопрос о путях определения значений слов является важным с практической точки зрения, так как формулировка значения слова необходима при составлении толковых словарей, в преподавании, а также при редактировании текста и исправлении различных речевых ошибок.

Используются следующие методы формулировки семантики слов:

  1. Толкование через подбор синонимов: неизвестное слово определяется через обращение к близким по семантике лексическим единицам. Например, слово «колоссальный» можно определить через синонимический ряд «гигантский», «громадный», «огромный», «большой»; слово «превентивный» — через синонимы «предупреждающий» и «предохранительный».
  2. Толкование путем перечисления круга признаков, входящих в понятийную часть значения. Например: овощи – это морковь, кабачок, картофель, лук, тыква. Такой способ восходит к родовидовым отношениям: как правило, родовое понятие определяется через разновидности, входящие в него.
  3. Толкование путем обращения к родовому признаку объекта с указанием его индивидуализирующих признаков. Этот способ наиболее близок логическому определению и заключается в том, что значение определяемого слова раскрывается через его отнесение к более широкому классу объектов (явлений). Например: акция – разновидность ценных бумаг (родовой класс), которая дает право владельцу на получение прибыли от деятельности какого-либо акционерного общества (отличительные видовые признаки).
  4. Описательный способ толкования значения, заключающийся в передаче значения, при помощи атрибутивного оборота, присоединяемого чаще всего к указательным местоимениям: Цивилизация – это то, что отличает упорядоченную жизнь общества от дикости.
  5. Определения через отрицания: Ложь – высказывание, которое не соответствует истине; неправда. Болезнь – отсутствие здоровья.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: