Отличие темы от основной мысли текста

Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу

Как определить тему текста и главную мысль

Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:

Вдумчиво и внимательно прочитать текст.
При наличии незнакомых слов выяснить их значение и снова перечитать содержание, пока смысл не станет ясен полностью.
Затем следует приступить к выделению ключевых слов. Это главные слова, которые описывают основной посыл произведения. Чаще всего они бывают в заголовке, начале и конце текста

Автор иногда преднамеренно повторяет их, чтобы обратить на них внимание читателя.
Выделить микротемы. Их может быть несколько в зависимости от сложности произведения

В простых текстах они часто совпадают с абзацами.
Кратко пересказать прочитанное, стараясь уложиться в несколько предложений.

Подсказки, по которым можно определить тему:

  1. Заглавие. Довольно часто именно в нем отражается тема и содержание всего произведения. Особенно это актуально для научных статей, текстов информационного и публицистического характера. Заглавия художественных произведений часто имеют образный характер. Они не всегда могут напрямую подсказать название темы. В случае художественных текстов нужно не спешить, а вдумчиво прочитать произведение и поразмыслить над связью между названием и темой.
  2. Подзаголовки. Часто тексты разбиты на отдельные фрагменты, снабженные подзаголовками. Они связаны между собой и помогают определить тему произведения.
  3. Ключевые слова. Главные или опорные слова помогают лучше разобраться с тематикой текста. Особенно легко это сделать, если они носят специальный характер. Например, это могут быть слова из строительной или медицинской сферы. Но и в художественных произведениях также можно выделять главные слова и словосочетания. Анализ ключевых слов играет важную роль во всех видах текстов.

Подсказки, по которым можно определить основную мысль:

  1. Поразмышлять над заголовком. Часто он связан с главной мыслью.
  2. Попробовать кратко ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор своим произведением?». Лучше всего, чтобы ответ укладывался в одно-два предложения.
  3. Из краткого пересказа текста убрать всё лишнее, сократив его до нескольких предложений.

Если после прочтения и пересказа всё равно не получается определить основную мысль, можно применить анализ текста по абзацам:

  1. Подчеркнуть в каждом абзаце наиболее важную мысль.
  2. Перечитать подчеркнутое и сократить до нескольких предложений или словосочетаний.
  3. Соединить выбранные словосочетания в одно-два предложения, используя знакомые средства связи.
  4. При необходимости откорректировать полученную главную мысль, чтобы она соответствовала лексическим и грамматическим нормам.

Чаще всего учащиеся совершают две распространенных ошибки при определении основной мысли:

  1. Попытка найти главную мысль, дословно сформулированную в тексте. Это приводит к простому переписыванию одного или нескольких предложений, что часто бывает ошибочным, поскольку не всегда основная мысль точно сформулирована автором.
  2. Попытка создать полностью самостоятельное суждение. При этом учащиеся пытаются сформулировать главную мысль, но в конечном итоге неверно передают мнение автора. Это происходит за счет подмены слов, близких по смыслу, но приводящих к смысловым искажениям.

Для того чтобы избежать этих ошибок, нужно прежде всего тщательно и вдумчиво читать текст. При формулировании основной мысли необходимо опираться на ключевые слова, а не заменять их синонимами.

Тема и основная мысль: связь и различие

Существуют разные определения понятия «текст».

В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.

В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.

Основные признаки:

  • последовательность;
  • завершенность;
  • логичность;
  • цельность;
  • тематическое и стилистическое единство.

Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Тексты могут описывать:

  • реальные и выдуманные события;
  • взаимоотношения между людьми;
  • природные и иные явления;
  • различные проблемы и пути их решения;
  • мир чувств и многое другое.

Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.

Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.

Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.

Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.

Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.

Разница между основной мыслью и темой:

  1. Тема обозначает область исследуемого вопроса, основная мысль — авторское отношение к проблеме.
  2. Тему обычно легко определить, она конкретна и однозначна. Основная мысль не всегда легко подается выделению. Над ней нужно хорошо подумать.
  3. Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Для того чтобы поставить нужный суффикс в причастиях и отглагольных прилагательных, нужно проверить, выполняется ли в слове одно из четырех условий. 

Ставим «НН», если: 

  1. В слове есть приставка. 

ВыброшеННый (приставка ВЫ) на свалку кубик Рубика был найден Валл-и. 

Мама Эрена, съедеННая (приставка С) титаном, старалась уберечь своих детей. 

СломаННый (приставка С) «Тысячелетний сокол» придется починить, он стоит сто тысяч! 

  1. У слова есть другие зависимые слова.

КипячеННая (где?) в кастрюле вода была предназначена для лучшего в мире блюда — доширака.

ВареННая (где?) в котелке каша заполонила весь двор, до школы придется плыть на лодке! 

Первые два правила можно запомнить так: зависимое слово и приставка будто тянут за собой еще одну букву «н». 

  1. Слово образовано от глагола совершенного вида.

Мне пришлось вернуть куплеННый телефон, так как он был с браком. («купить» — что сделать?)

В шкафу прятался подарок, приготовлеННый мне на день рождения. («приготовить» — что сделать?)

ПолучеННая грамота «Русского медвежонка» так и не пригодилась.(«получить» — что сделать?)

  1. В слове есть суффиксы -ОВА- или -ЕВА-. 

Мне нужно эмалироваННое стекло, чтобы сделать подводную лодку в Subnautica. 

АсфальтироваННая дорога уже покрылась трещинами. А заливали ее вчера!

В парке было множество корчеваННых пней.

Кто такая Овальная Ева и чем она полезна?Одно из условий постановки НН в причастиях и отглагольных прилагательных — наличие суффикса -ОВА- или -ЕВА-. Для запоминания можно представить ОВАльную ЕВУ, которая всегда притягивает с собой «НН».

Соответственно, если в слове не выполняется ни одно условие, то в нем пишется одна «Н». Однако и в этом правиле есть несколько исключений, которые можно запомнить, выучив небольшое стихотворение.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Невиданный, негаданный, нежданный,Он поселился у меня под ванной.Себя считал священным и желанным,А был-то он — нечаянным и чванным!И подвывал — неслыханный, жеманный,Из ванной жутким голосом чеканным.Нет, этот случай — правда несказанный!Кот Васька оказался хулиганом!

Еще ИСКЛЮЧЕНИЯ:Слова кованый, жеваный, клёваный пишутся с одной буквой «Н», так как -ОВА- и -ЕВА- не являются суффиксами.

А если мы сократим прилагательное или причастие, будет что-то происходить? Конечно же, будет.

Н и НН в наречиях

Для всех наречий, оканчивающихся на -О или -Е, действует одно правило. В них пишется столько «Н», сколько в слове, от которого они образованы. 

Например: умиротвореННо (от слова «умиротвореННый»), спокойНо (от слова «спокойНый»).

Однако часто можно спутать наречие с краткой формой причастия или прилагательного. Для того, чтобы верно определить часть речи, необходимо задать вопрос. 

Например:

Он делал все рассеяННо  — делал (как?), наречие, образованное от прилагательного «рассеяННый».

Семена рассеяНы по грядке — семена (что с ними сделано?), краткое причастие, полная форма которого образована от глагола «рассеять».

Его лицо было рассеяННо — было (каково?), краткое прилагательное, образованное от слова «рассеяННый».

На сегодня всё. Мы разобрали все правила в мире, связанные с Н и НН. Мы узнали, сколько Н пишется в существительных, прилагательных, наречиях, причастиях, узнали, от чего зависит написание одной Н или двух НН

Такое важное знание пригодится для верного написания слов, для заданий ЕГЭ и ОГЭ.  

Конечно же, суффиксов в русском языке гораздо больше, и их мы тоже не обошли стороной. Например, из статьи «Сложные суффиксы существительных» вы узнаете, как Человек-паук поможет в запоминании суффиксов, а также сможете потренироваться решать задание 11 ЕГЭ по русскому языку.

Простые прилагательные

Начнем с простого. Как же себя ведут прилагательные, образованные от существительных?

  1. Основа, оканчивающаяся на Н + суффикс -Н-.

«НН» ставятся в прилагательных, образованных от существительных, основа которых заканчивается на букву Н. Приклеиваем одну Н к другой Н и получается НН! Чудо инженерной мысли:

Лунная (от слова «луна») призма, дай мне сил!  

Длинный (от слова «длина») путь пришлось пройти Наруто.

В стратегической игре моя конная (от слова «конь») армия сразу пала. Надо было задонатить.

  1. Суффиксы -ОНН-, -ЕНН-.

«НН» также пишется в прилагательных с суффиксами -ОНН- и -ЕНН-. Если вы видите в слове такой суффикс, то можете смело писать две буквы Н. 

Это был революциОННый продукт Apple.

КлюквЕННый морс очень понравился Анне.

Движение глаз в игре выглядит очень естествЕННым.

ИСКЛЮЧЕНИЕ:

Слово ветреНый пишется с одной буквой Н, однако если к слову добавляется приставка, то добавляется вторая Н — безветреННый. Ветер сдувает одну Н в первом случае. Появление приставки ставит стенку — сдуть букву Н уже не получится.

  1. Суффиксы прилагательных, образованных от существительных на -МЯ.

Прилагательные тесно дружат с существительными, оканчивающимися на -МЯ. Их всего 10 штук. Это слова бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя.

Как мы будем образовывать от них прилагательные? Слово на -МЯ мы поставим в другой падеж. Нам нужно, чтобы у него появился суффикс -ЕН- (о том, зачем нам это нужно, мы расскажем в разделе «Н и НН в существительных»). Теперь возьмем одну Н для образования прилагательного и само наше существительное суффиксом -ЕН-. Вот такой нехитрой математикой мы получим прилагательное с НН.

Примеры: 

Промежуток, занимающий некоторое количество времЕНи + Н = времеННой.Стильную именную (имя → имЕНи + Н = имеННой) вещь разработали для Ивана.

  1. Суффиксы -АН-, -ЯН-, -ИН-.

Одна Н ставится в прилагательных с суффиксами -АН-, -ЯН- и -ИН-. Как правило, такие прилагательные обозначают, кому принадлежит предмет или из чего он сделан. 

СоловьИНый (чей?) свист разбудил меня. Зачем я заводил будильник? 

В глинЯНом (из чего?) горшке рос хищный цветок, подаренный Уэнздей Аддамс.  

Эх, сейчас бы на песчАНый (из чего?) пляж Бали, а не вот это всё.

Что потерял ослик Иа кроме хвоста?Один из пунктов в правиле постановки -Н-/-НН- связан с суффиксами -ЯН-, -ИН-, -АН-. Запомним!Гласные этих суффиксов складываются в приветствие одного известного персонажа: «Я Иа!» Поэтому помимо хвоста, ослик потерял вторую «Н». Эти суффиксы всегда пишутся с одной буквой.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: деревянный, оловянный, стеклянный.

Эти слова не подчиняются общему правилу и пишутся с двумя буквами Н. 

Что можно построить из трех слов-исключений?Представьте дом: его фундамент — оловянный, крыша и стены — деревянные, а окна — стеклянные. Все материалы дома должны быть прочными и надежными, поэтому им необходимы две буквы Н. 

Также к исключениям относятся притяжательные прилагательные. Это разряд прилагательных, которые указывают на принадлежность к какому-либо живому существу/лицу. Эти прилагательные всегда пишутся с одной Н. 

Так, слово бараний образовано от существительного «баран» с основой на «Н», однако пишется с одной буквой. 

5. Одна Н в первообразных прилагательных.

Первообразные прилагательные — что это такое? Иначе они называются «исконные непроизводные прилагательные» — и это определение уже немного помогает понять их суть. Так вот, это прилагательные, которые не образованы от других слов. Откуда они взялись?Берут свое начало эти слова из древности. Первобытный человек изучал мир и начинал называть то, что видит: небо синее, трава зеленая, пламя красное.

Так как эти прилагательные ни от чего не образовывались и ничего к себе не присоединяли, они содержат в основе только корень с одной буквой Н: багряный, единый, зеленый, красный, свиной, синий, пряный, румяный, юный.

С простыми разобрались. Идем на новый уровень!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: