Характеристика предложения: виды и признаки предложений

Предложение

Типы предложений

Типы предложений дифференцируются в зависимости от принципа классификации:

  1. По цели высказывания:
    • Повествовательное (передаёт информацию о ком- или о чём-либо) — Снегопад ночью усилился. 
    • Вопросительное (содержит вопрос говорящего) — Вчера ночью в городе прошёл снегопад?
    • Побудительное (выражает какое-либо желание в форме просьбы, приказа или совета) — Давайте, ребята, лепить снеговика.
  2. По интонации:
    • Восклицательные (им характерна повышенная эмоциональность, которая и передаётся в речи. На письме они заканчиваются восклицательным знаком вместо точки) — Как здорово зимой кататься на санках с горки!
    • Невосклицательные (не содержат ярко выраженных эмоций, произносятся ровно, без особой интонации) — Вокруг нас был удивительно красивый зимний лес.
  3. По количеству основ:
    • Простые (имеют одну грамматическую основу) — С противоположного берега доносились голоса путников.
    • Сложные (имеют две и более грамматических основ) — Когда путники поднялись на гору, перед глазами открылся потрясающий вид на ущелье.
  4. По типу грамматической основы:
    • Двусоставные (в наличии есть оба главных члена – как подлежащее, так и сказуемое) — Дождь идёт.
    • Односоставные (представлено одним из предикативов предложения – либо подлежащим, либо сказуемым) — Послушайте, ребята, внимательно! — нет подлежащего. Поздняя осень. — нет сказуемого. 
  5. По наличию второстепенных членов:
    • Распространенные (содержит в своём составе как главные, так и второстепенные члены) — С утра идет мелкий и монотонный снег — есть второстепенные члены
    • Нераспространенные (в наличии только предикативные члены) — Идёт снег.
  6. По наличию вставных конструкций:
    • Осложнённые — В гостиной, сверкавшей огнями, к Дарье Ивановне неожиданно подошел человек, приятно улыбаясь — осложнено причастным и деепричастным оборотом. 
    • Неосложнённые — В гостиной к Дарье Ивановне неожиданно подошел человек. Отсутствуют однородные члены, причастные или деепричастные обороты, обращения, вводные слова или обособленные члены предложения.
  7. По наличию незамещённых членов в структуре:
    • Полные — Прелестницы смотрели друг на друга.
    • Неполные Джемма — с холодным презрением, Лючия — с вызовом, гневно сверкая глазами Неполное предложение, т.к. отсутствует сказуемое, восстанавливаемое из контекста: смотрели

Вопросительное предложение

Вопросительное предложение — это предложение, заключающее в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему:

  • Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном? (С. Есенин);
  • Как мне поступить, Петр Егорович? (А . Островский);
  • Печорин! Давно ли здесь? (М. Лермонтов).

Средствами выражения вопроса являются:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например:

Вы на Западном фронте были? (К. Симонов) (ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос):

Хотите воды со льдом? (В. Вересаев);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения:

Не лучше ли тебе отстать от них самому? (А . Пушкин);

Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (М . Лермонтов);

Зачем мы здесь стоим? (А. Чехов).

Общевопросительные и частновопросительные предложения

Вопросительные предложения в зависимости от типа заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа делятся на общевопросительные и частновопросительные.

Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом. Ответом на них будет «да» или «нет»:

Вам хочется скинуть туфли, снять рубашку — и так пройтись по селу? (В. Шукшин);

Есть ли у тебя дома деревья? (Ю. Куранов);

Ты спросишь, как его зовут? (Ю. Куранов).

Частновопросительные предложения требуют ответа о деятеле, о признаке, о тех или иных обстоятельствах, то есть они требуют в ответе сообщения новой информации:

«Ты отчего такой задумчивый?» — спросил мальчик;

Кто по речке плывет? Кто песню поет?;

Хорошее у тебя пиво, Меланья Васильевна. Как ты его варишь? (В. Шукшин).

По своему характеру вопросительные предложения делятся на следующие разряды:

  • Собственно вопросительные предложения. Они заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. В этих предложениях выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное:К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь? (М. Лермонтов);Что же это за люди, что за типы? (В. Белинский);Далеко ли вы отсюда живете? (А. Пушкин);
  • Вопросительно-утвердительные предложения. Будучи обращенными к собеседнику, они требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе:Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? (С. Есенин);Ну кто из нас весне не рад? (А. Жаров);Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (А. Блок);
  • Вопросительно-отрицательные предложения. Они заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается:Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин);Но тебя я разве позабуду? (С. Есенин);Дак на кой же шут тогда из себя жилы тянуть столько лет? (В. Шукшин);
  • Вопросительно-побудительные предложения. Они заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса:«Вы прекратите орать?» — опять спросила Софья Ивановна (В. Шукшин);«Давай попробуем кровь?» — предложил сын (В. Шукшин);«Молока не выпьете на дорогу?» — сказал Яков (М. Горький);
  • Вопросительно-риторические предложения. Они содержат утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе; употребляются они как средство выразительности:Желанья…Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов);Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (М. Лермонтов);Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И. Тургенев).По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): «Скажите, Степан, вы женились по любви?» — спросила Маша.«Какая у нас в деревне любовь?» — ответил Степан и усмехнулся (А. Чехов).

Публикация «Конспект урока русского языка во 2 классе „Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки“» размещена в разделах

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 2 класс
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Русский язык, 2 класс
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018

формировать умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в предложении, писать слова раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения;

развивать речевой слух при выделении в речи отдельных предложений;

формировать умения определять границы предложения в деформированном тексте;

развивать опыт монологической речи (умения высказываться).

— метапредметные :

познавательные:

• Уметь строить рассуждения;

• Уметь осуществлять анализ объектов;

регулятивные:

• Ставить цели;

• Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

• Уметь оценивать выполнение действий и вносить коррективы, уточнения;

• Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме (скажите, расскажите, объясните).

коммуникативные:

• Работать взаимодействуя со взрослым, сверстниками;

• Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

• Работать с текстом учебника (понимание, воспроизведение);

личностные:

• Принимать и осваивать социальную роль «Я-ученик», формировать личностный смысл учения;

• Формировать положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения :

• Формировать чувство гордости за свою Родину.

Учебная задача для учащихся

• Отличать предложения от группы слов;

• Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи;

• Ответить на вопрос: «Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?»

• Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Наглядность/ оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, оформленный кроссворд на каждого, цветок –ромашка для кроссворда.

Восклицательное предложение

Восклицательными называются предложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Невосклицательные предложения подобной эмоциональной окраски не имеют.

Восклицательными могут стать различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные:

Вечер такой славный! (А. Чехов);

Пустите меня поглядеть! (М. Горький);

И каких только не бывает чудес на свете! (Э. Казакевич).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

  • Интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном, с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию):Прощай, письмо любви, прощай! (А . Пушкин);Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (А. Пушкин);
  • Междометия:…И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (М. Лермонтов);Ух!., хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Горький);
  • Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой, что за и др.:Ну что за шейка! Что за глазки! (И. Крылов);То ль дело Киев! Что за край! (А. Пушкин);

    Как хороши, как свежи были розы! (И. Тургенев);

    Фу ты какая! Слова ей не скажи! (М. Горький).

Закон предложения

Данный закон демонстрирует, насколько цена продукта зависит от объема предложения. Соответственно, чем выше стоимость, тем больше величина предложения. Чем ниже стоимость, тем ниже этот объем.

И в таком случае не стоит путать изменение предложения с изменениями его величины. В первом случае большое влияние оказывают именно неценовые факторы, например: уровень дохода, тренды, ожидания и так далее. А вот объем предлагаемых товаров меняется именно из-за повышения или понижения стоимости на товар или услугу.

Вывод из вышесказанного – продавцам выгодно устанавливать высокую цену, так как это увеличит их доход. Поэтому, когда ценовые показатели на рынке растут, продавцы стараются продать как можно больше товаров.

Конспект урока по русскому языку 3 класс » Простое и сложное предложение»

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему

«Простое и сложное предложение»

Предмет: Русский язык

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема урока: Простое и сложное предложение

Цель урока: на основе формирования представления о простом и сложном предложении обеспечить развитие распознавания простых и сложных предложений.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное зацепление новых знаний и способов деятельности.

Методы обучения: методы системно-деятельностного подхода, метод развивающего и проблемного обучения, частично-поисковый метод, по организации учебной деятельности методы словесные, практические.

Чем владеют учащиеся:

Учащиеся владеют понятиями «предложение», знают названия и определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без дифференциации); владеют алгоритмом разбора предложения по членам и выделяют грамматическую основу предложения; умеют правильно произносить предложения с интонацией перечисления, видят в предложении однородные члены.

Формы работы учащихся:

— Карточки с дидактическим материалом на столах учащихся для групповой работы;

1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.

2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. М.:ВАКО, 2013

— Различать простые и сложные предложения,

— Разделять запятой части сложного предложения.

— Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

— Составлять из двух простых предложений одно сложное.

— Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.

Виды деятельности по формированию УУД

— осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

— осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

— осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям.

— принимать и сохранять цель и учебную задачу;

— планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

— оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

— оценивать свои достижения, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

— оформлять свои мысли в устной форме;

— принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

— работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

— проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию;

— развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

— развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

1. Мотивационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Ориентировочный этап.

4. Исполнительский этап.

6. Контрольный этап (первичное закрепление знаний).

∟ __ __ .

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Обозначьте ударение.

вéт е р д е жýрный с е нтя́брь рóд и на бы́стр о х о р о шó скóр о т е трá д ь к а р а ндáш

Проверьте написание слов по словарю.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.

Пословица — мудрость народная.

Мудрость — это опыт, знания, которые приходят с годами. Пословицы — мудрый учитель, который всегда даст мудрый совет. Стоит только к ним прислушаться, потому что это голос народа, доносящийся сквозь века.

Упражнение 20, с. 11

20. Прочитайте. Составьте из слов три предложения. Запишите их. Составьте устно продолжение текста.

Осеннее солнышко светило по-летнему. Миша и Дима удили рыбу в речке. Рыба хорошо клевала. Ребята наловили целое ведро краснопёрок и решили их поделить поровну. Рыбок оказалось девятнадцать, и ребята задумались — каждый хотел получить последнюю рыбку. Но вдруг Миша предложил забрать рыбку Диме. А Дима взял рыбку и отпустил её в речку. И друзья вместе с уловом побежали домой.

Упражнение 21, с. 11

21. Прочитайте. Вспомните сказки и письменно ответьте на вопросы.

1. Что поймал Емеля? 2. С кем подружилась лиса? 3. Кто сварил кашу из топора?

  1. Емеля поймал щуку.
  2. Лиса подружилась с журавлём.
  3. Солдат сварил кашу из топора.

Источник

Состав предложения

Члены предложенияподразделяются на:

  1. главные
  2. второстепенные

Главные члены — грамматическая основа предложения, его фундамент. Это подлежащее и сказуемое. 

Подлежащее Слово, определяющее тему высказывания или субъект действия. Отвечает на вопросы Кто? Что? Зима радует детей снегом.
Сказуемое Главный член предложения, обозначающий действие, признак или состояние подлежащего. Отвечает на вопросы 
  • «Что делает? Делали? Будут делать? и т.д. Яразговариваю. Мыразговариваем.Онибудут разговаривать.
  • «Каков? Какова? Каковы? И т.д. Осень прекрасна. Ночи длинны. Время бесконечно.

Подлежащее обозначает:

  • Лицо или лица: Левин расспросил о подробностях произошедшего.
  • Предмет или существо: Птицы щебетали в лесу
  • Явление: Дождь зарядил надолго.
  • Понятие: Правда побеждает ложь.

Сказуемое обозначает: 

  • Действие: Отряд переправился через реку
  • Состояние: Андрей счастливвпервые в жизни
  • Свойство: Брызги переливались на солнце цветами радуги.
  • Качество: Поступки брата неприятны и опасны.
  • Количество: Дважды двачетыре
  • Принадлежность: Этот подарок — твой.
  • Родовое понятие: Москва — удивительный город.

Второстепенные члены предложения поясняют основное значение главных членов, уточняют информацию. Эти слова грамматически связаны с подлежащим и сказуемым, связь выражается в форме вопроса. К второстепенным относятся:

Дополнение

— отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме Именительного):

Разговор шел о поиске работы. Ребята подтрунивали над малышом. Храм построен древнерусскими зодчими. 

Определение

— отвечает на вопросы Какой? Чей? и их варианты.

Над городом поднимался багряный рассвет. Великолепную игру нашей сборной отметил комментатор. 

Обстоятельство

— отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? и др.

Над морем стояла луна. Завтра отправимся в путь. Незнакомец зашел в дом. Из подворотни выбежала собака.

Восклицательные, невосклицательные предложения

Наша речь может выражать самые разные чувства, душевные переживания и волнения (радость, восторг, восхищение, гнев, страх, презрение, печаль и т.д.), иначе говоря, эмоции.

Восклицательное предложение – это предложение, которое выражает сильные чувства, произносится высоким, напряженным тоном голоса. Например: Как прекрасен май в саду! Какой интересный сегодня праздник!

В устной речи мы передаем эти чувства словами, мимикой, жестами и особой интонацией. В письменной речи восклицательную интонацию отмечаем восклицательным знаком в конце предложения.

Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные и побудительные предложения.

Невосклицательное предложение – предложение, произнесенное спокойным тоном.

Например: Хочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.

Теперь поработаем. Прочитай предложения. Укажи, какие предложения восклицательные, а какие – невосклицательные. (Знаки препинания не расставлены).

  1. Какое прекрасное утро 2. Птицы радостно встречают приход весны 3. Как же мне хочется поехать на море 4. Ура Наши выиграли 5. Я нашел удивительную полянку.

Проверь себя. Восклицательные предложения – 1,3,4; невосклицательные – 2,5

Молодец! А теперь проверь, все ли ты усвоил.

Закон спроса

Если стоимость товара или услуги будет расти, но при этом другие параметры останутся неизменными, то спрос начнет уменьшаться. Теоретическое обоснование этого явления основывается за счет трех параметров – уровня дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.

Эффект дохода показывает – когда стоимость продукта растет, покупательская способность потребителя снижается. За счет этого реальный доход сокращается, поэтому величина спроса на этот товар тоже падает.

Эффект замещения же демонстрирует, что при подорожании продукта люди пытаются найти более дешевый аналогичный продукт, что тоже приводит к сокращению величины спроса.

А закон убывающей предельной полезности подразумевает, что чем больше человек пользуется тем или иным продуктом, тем больше он ему «приедается». В результате удовлетворение от процесса пользования становится все ниже, человек теряет интерес и захочет вновь покупать его только в случае снижения ценника.

Есть четкая разница между изменениями спроса и его величины. В первом случае перемены происходят при воздействии неценовых факторов и сохранении стоимости на определенный товар. А его объем меняется в случае изменения цены и сохранении остальных, неценовых параметров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: