Ответы к стр. 4 — 9
1. Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?
Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы. Природу делят на живую и неживую.
2. На какие царства делят живую природу? Нади их представителей на рисунке.
В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.
Царство животных: олень, ястреб
Царство растений: деревья, ятрышник, ромашка.
Царство грибов: белый гриб, лисички, подберёзовик.
Царство бактерий: бактерии
3. Раскрой ценность природы для людей.
Природа — источник воздуха, пищи, воды. Природа — это источник красоты. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища — всё это залог здоровья.
Природа – это источник доброты. В лесу мы подвяжем надломленную ветку дерева. После отдыха в лесу мы заберём с собой пустые коробки из-под сока, банки, пакеты и выбросим в мусорные баки.
Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. Значит, природа — источник познания.
Природа также является источником материалов для хозяйственной деятельности.
Задания для домашней работы.
3. В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Объясни почему грибы раньше относили к царству растений а потом выделили в отдельное царство.
Учёные нескольких веков не могли решить: что это вообще такое — грибы? Куда их отнести? Долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы всё-таки отнесены были к растениям. Казалось бы, вопрос решён. Но… Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Ещё в XIX веке один специалист по грибам предложил выделить грибы в особое, самостоятельное царство. Сейчас уже большинство учёных считают, что грибы вполне достойны такой чести. И следовательно, грибы — это и не растения, и не животные. Грибы — это грибы!
Не растения и не животные(рассказ из книги «Зелёные страницы»)
Грибы — любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Это всё, конечно, так, но это не самое главное. Главное в том, что учёные нескольких веков не могли решить: что это вообще такое — грибы?
Надо сказать, что учёные объединили все растения в одну большую группу — царство растений. Животных — в царство животных. А куда отнести грибы?
К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное — не зелёные. К животным? Но на животные они тем более не похожи!
К тому же долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы.
Наконец, грибы всё-таки отнесены были к растениям. Так и стали писать в книгах: грибы — растения.
Казалось бы, вопрос решён. Но… Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать растениями!
Ещё в XIX веке один специалист по грибам предложил выделить грибы в особое, самостоятельное царство. Сейчас уже большинство учёных считают, что грибы вполне достойны такой чести. И следовательно, грибы — это и не растения, и не животные. Грибы — это грибы!
Следующая → |
Проверь себя
1) Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?
Это значит делить их на группы по схожим признакам. С помощью этого разделения люди могут лучше понять и изучить окружающий мир.
2) На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке.
Её делят на царства бактерий, животных, растений, грибов.
Смотреть готовый проект «Царства природы»
3) Раскрой ценность природы для людей.
Её ценность для человека в том, что она кормит и одевает его, даёт ему воду, воздух. Дарит хорошее настроение, закаляет организм. От созерцания её чудес человек получает эстетическое наслаждение.
Страницы 5, 6, 7, 8.
«Как устроен мир»
Природа
Задание
1. Подумай и расскажи, что значит для тебя природа. Что ты больше всего любишь в природе? Напиши.
Ответ:
Леса, поля, океаны, моря и реки, животные, деревья и растения – все это природа, ее роль очень важна для человека, чтобы жить. В природе больше всего я люблю ее разнообразную, безграничную красоту, которая постоянно радует и удивляет меня.
Задание
2. Прочитай первый абзац текста, помещенного на этой странице. Подчеркни одной чертой то, что относится к неживой природе; двумя чертами то, что относится к живой природе.
Ответ:
Разнообразие природы. Величественное, сияющее Солнце и пестрые бабочки, порхающие над цветами; тысячи таинственных звезд на ночном небе и зеленая трава на склоне холма; огромный, необозримый океан и маленькая ящерица на горячем камне … Все это природа!
Обратите внимание, что трава и цветы, также относятся к живой природе!
Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
Задание
3. Прочитай второй абзац текста на с. 6. Папа Сережи и Нади изобразил признаки живых существ с помощью забавных рисунков. Догадайся, какие признаки он имел в виду, и напиши их под соответствующими номерами.
Ответ:
Живые существа (организмы)
1. Дышат 2. Питаются 3. Растут 4. Развиваются 5. Приносят потомство 6. Умирают
Задание
4. По символическим рисункам определи названия царств и впиши их в схему.
Ответ:
Задание
5. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» приведи примеры представителей царств (не менее трех в каждом пункте).
Ответ:
а) Растения: роза, тополь, орхидея, сирень,пальма. б) Животные: лев, собака, лось, жираф, медведь. в) Грибы: белый гриб, подберезовик, лисичка, опята, подосиновик.
Задание
6. Расшифруй схему (пронумеруй предложения).
Ответ:
Ценность природы для людей
Природа:
2 — восхищает нас своей красотой. 3 — дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу. 1 — охраняет наше здоровье. 5 — дарит нам радость открытий. 6 — учит нас доброте. 4 — дает нам разные материалы для хозяйства.
Задание
7. Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Пронумеруй листья от самого маленького к самому большому. Получится слово, которое мы часто произносим, когда общаемся с природой. Впиши его в клеточки.
Ответ:
КРАСОТА
Задание
8. Перечисли способы изучения природы. Расскажи (устно) о каждом из них.
Ответ:
1) наблюдение 2) эксперимент 3) измерение
Наблюдение — это один из самых доступных методов наблюдения за природой. Когда человек, постепенно накапливает информацию об окружающем нас мире. И ищет в собранной информации какие-то связанные закономерности.
Эксперименты — это опыты воспроизведенные учеными природных явлений в лабораторных условиях. Данный метод наиболее сложный, однако одних наблюдений в природе не всегда достаточно. В ходе исследований ученые сами воспроизводят разнообразные условия и природные явления.
Основными различиями наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает само явление, а второй объясняет его.
Измерение — это метод вычисляющий какие либо значения. Используется при наблюдениях и экспериментах.
Задание
9. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажи стрелками.
Ответ:
Измерение длины (справа) — линейка Измерение времени (слева) — часы Измерение температуры (справа) — градусник Измерение массы (слева) — весы
Настоящее готовое домашние задание, подготовлено Ю.М. Коваленко специально для сайта gdzniki.net
3) Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Докажи.
Человек — не может жить вне природы, потому что он её часть. Он дышит воздухом, пьёт воду, ест мясо животных и плоды растений. Не будь всего этого, человек бы умер, не смог бы дышать, ему нечего было бы есть и пить.
3) Прочитайте в рабочей тетради первый абзац текста «Разнообразие природы». Что относится к неживой, а что — к живой?
К неживой относятся: Солнце, звёзды, небо, холм, океан, камни.
К живой относятся: бабочки, трава, ящерица.
4) Вспомните, что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы. Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого.
Живое — движется, дышит, ест, пьёт, размножается. Неживое — практически не изменяется со временем.
Кошка — живая, потому что она бегает, лазает, мурлыкает. Она ловит мышей, пьёт молоко. У кошки могут быть котята.
Камень — неживой, потому что лежит на одном месте, ему не нужны еда и питьё, он не дышит воздухом, и он не размножается.
5) Придумайте задание к рисунку на с. 4—5 и предложите другим ребятам выполнить его.
Пример задания к рисунку на с. 4—5 для 3 класса
Найдите на картинке представителей царства животных и назовите их.
Ответ: бурундук — млекопитающее, бабочка — насекомое, птица.
6) К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник?
Что относится к живой природе
Для начала дадим определение того, что такое просто природа. Так вот природа – это окружающая среда, которая образовалась и функционирует без вмешательства человека, и в ней органично соседствуют, как неживые тела, так и живые существа.
В свою очередь к живой природе относится:
- человек,
- животные,
- птицы,
- рыбы,
- насекомые,
- растения,
- микроорганизмы (бактерии, вирусы, микробы)
- грибы (порой их относят к микроорганизмам, но мы не считаем, что грибы правильно относить к ним).
Признаки
Все представители живой природы имеют ряд общих признаков, который и отличает их от объектов природы неживой. Что же это за признаки? Давайте разберем:
Все живые организмы:
- рождаются,
- дышат,
- растут и развиваются,
- реагируют на изменение окружающей среды,
- питаются,
- размножаются,
- стареют,
- умирают.
Аксиомой является то, что все живое дышит, а дыхание – основа жизни. У людей и животных для этого служат легкие, у рыб есть жабры, растения имеют специальные клетки, поглощающие углекислый газ, даже простейшие одноклеточные организмы, вроде амебы дышат при помощи цитоплазмы.
Живое не может существовать без питания, растениям необходимо вода и почвенные удобрения, животные и насекомые питаются либо травой, либо другими животными и насекомыми, ну а человек, пожалуй, обладает самым разнообразным в мире рационом питания.
Также почти все живое движется, даже растения и цветы поворачиваются в сторону Солнца. Исключением тут, пожалуй, являются лишь грибы, а ведь и они относятся к живой природе.
Многие живые организмы имеют свои комфортные условия обитания, так теплолюбивая пальма не приживется в наших умеренных широтах, зимние холода для нее будут непереносимы. Но тут уже множество исключений, главным из которых будет сам человек, способный жить, как в тропических лесах, так и в арктической тундре. А некоторые виды бактерий могут жить и вовсе в самых неожиданных местах, например в жерле вулканов.
Задания для домашней работы (на выбор)
Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Устно объясни значение этих слов.
Организмы – совокупность множества клеток, которые образуют органы и системы органов, также наделенные всеми чертами живого существа.
Биология – наука о живых организмах и их жизнедеятельности. Царства – таксономические разделы, которые объединяют различные организмы в группы за счет особенностей их строения.
Бактерии – группа микроорганизмов, которые имеют в составе своих клеток ядра. Микроскоп – приспособление, которое позволяет увеличивать видимое изображение в несколько тысяч раз. С его помощью можно увидеть микроорганизмов.
Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царем в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой о мог бы обратиться к своим подданным.
Царем в царстве растений был бы баобаб – одно из древнейших и величайших растений. Царем в царстве животных был бы лев – гордый хищник, контролирующий свою стаю на территории огромного прайда.
Царем в царстве грибов был бы белый гриб – один из съедобных и полезных для человека представителей этих организмов.
Речь: «Мои подданные, мои верные слуги и сородичи! Оглянитесь вокруг, как наш мир прекрасен и разнообразен! Мы все должны жить в согласии и взаимном уважении, ведь иначе природа вокруг придет в упадок. Земля – наш дом! Так давайте же строить симбиотические отношения, а не разрушать их!»
Грибы раньше относили к растениям, потому как их свойства и особенности не были известны ученым до конца. Из-за своей неподвижности, сред обитания и распространенности они были похожи на растения, однако споровый способ размножения, разница в химическом составе и умение заражать другие организмы для выживания – то, что отличает их от всего остального животного мира.
Задания для домашней работы
1) Запиши в словарик: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп. Объясни устно значение этих слов.
2) Если представить живую природу в виде сказочных царств, кто, по твоему мнению, был бы царём в царствах растений, животных, грибов? Приготовься выступить на уроке в роли одного из этих царей. Для этого сделай его маску и придумай речь, с которой он мог бы обратиться к своим подданным.
Речь Дуба, царя растений
Дорогие мои растения!
Я ваш мудрый и добрый правитель, который знает, как важны вы для всей планеты в целом. Именно вы даёте кислород для дыхания всем другим живым существам. Именно вы даёте им пищу и кров. Без вас не было бы ничего живого на нашей доброй планете.
А потому мой вам наказ — растите, расцветайте, размножайтесь и делайте нашу землю ещё прекрасней!
Речь Медведя, царя животных
Дорогие животные, большие и совсем маленькие! Вы выбрали меня своим царём и постараюсь оправдать ваше доверие.
Мы живём в единстве с другими существами, мы питаемся растениями и дышим воздухом, который они насыщают кислородом. Мы не должны наносить вред растениям и прочим живым существам. Но мы не будем забывать и о той великой роли, которую играем в мире.
Без нас существование растений стало бы невозможным. Мы помогаем им размножаться и распространяться.
Без нас, животных, не выжил бы и человек. Потому что мы кормим и одеваем его. Некоторые из нас стали его верными друзьями и это их право. Другие предпочли жить сами по себе, и я уважаю их выбор.
Но все вместе мы украшение нашей планеты. А потому живите счастливо и долго!
Речь Боровика, царя Грибов
Милые мои грибочки, лисички и опята, сыроежки и волнушки, рыжики и маслята! И даже мои милые поганки и мухоморы!
Мы кажемся незаметными и незначительными, но вы знаете, что это не так. Именно мы помогаем жить многим растениям, ведь без нас они бы засохли, они не смогли бы получать ценные для них минеральные вещества из почвы.
Мы нужны этой планете, потому что у каждого живого существа есть своя задача. И поэтому не будем обижаться на тех глупых людей, которые пинают нас и ругают. А тех, кто относится к нам уважительно будем потчевать и угощать.
Ведь мы самые вкусные обитатели леса и пусть кто-то посмеет сказать, что это не так!
3) В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные»
Обрати внимание на то, что раньше учёные относили грибы к растениям, а потом стали считать самостоятельным царством. Найди в рассказе объяснение этому
Поэтому грибы и выделили в отдельное царство.
Биология
Вспомните
- Что вы знаете о растениях?
- По каким признакам растения отличают от других организмов?
Разнообразие растений. Царство Растения объединяет более 350 тыс. видов и представлено самыми разнообразными формами — от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных деревьев, возвышающихся над землей более чем на 100 м (рис. 21).
Рис. 21. Размеры растений
Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды. Различна продолжительность жизни растений. Существуют дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней.
Все растения в зависимости от строения традиционно подразделяют на низшие и высшие.
Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос — молодая ветка, росток). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.
Ткани появляются у высших растений. Ткань — это группа клеток, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.
У высших растений тело расчленено на органы — листостебель-ные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.
Орган (греч. органон — орудие, инструмент) — это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции.
Характерные признаки растений. Растения имеют преимущественно зеленую окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, желтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей — пигментов (от лат. пигментум — краска). У растений наиболее распространен зеленый пигмент — хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фо-тос — свет и синтезис — соединение) — процесса образования органических соединений из неорганических за счет энергии света.
Итак, главной характерной особенностью представителей царства Растения является их способность к фотосинтезу.
Ответьте на вопросы
- Какие признаки присущи представителям царства Растения?
- Что такое ткани и органы?
- Чем отличаются представители низших и высших растений?
Моя лаборатория
К царству Растения относят все фотосинтезирующие ядерные организмы. Низшими растениями являются водоросли. Само название этих растений указывает на их обитание в воде. Следует отметить, что это название не совсем точное, так как и среди высших растений многие обитают в воде. К водорослям относятся очень разные организмы, но их объединяет относительно простое строение и то, что их тело не расчленено на органы.
Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. Как считают ученые, от них произошли высшие растения. Их появление связано с выходом растений на сушу. Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоемов риниофиты (рис. 22). Их строение еще напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Но риниофиты уже имели примитивную проводящую систему и покровную ткань, предохранявшую их от высыхания.
Рис. 22. Выход риниофитов на сушу
В воде условия жизни относительно стабильные. Питательные вещества, растворенные в воде, могут поглощаться всей поверхностью тела. Условия жизни на суше более суровые. Приспособление к этим условиям привело к значительному усложнению строения наземных растений. У них появились специализированные ткани и органы. Наличие большого числа тканей и расчленение тела на органы — отличительная черта высших растений.
От риниофитоподобных растений произошли древние мхи, плауны, хвощи и папоротники. Древние папоротники дали начало голосеменным, а от них произошли покрытосеменные растения (рис. 23).
Рис. 23. Схема происхождения высших растений
В процессе длительного развития одни растения на Земле бесследно исчезли, другие неузнаваемо изменились. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но ученые доказали, что все современные виды растений произошли от более древних форм. Современный растительный мир нашей планеты удивительно многообразен.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Гёте И.В. Метаморфоз растений
Ты смущена, подруга, смешеньем тысячекратным
Этих, заполнивших сад, густо растущих цветов;
Множеству ты внимала имен, в твой слух беспрестанно
Диким звучаньем они входят – одно за другим.
Образы все – и подобны, и каждый от прочего все же
Разнится: в их кругу тайный заложен закон,
Скрыта загадка святая. О, если бы мог я любимой
В проникновенных словах тайну немедля открыть!
Пусть наблюдает теперь, как исподволь, мало-помалу
Вверх растение шло, цвет образуя и плод.
Произрастает оно из семян, лишь тихие недра
Плодотворящей земли в жизнь отпускают его,
Чтобы лучам светила, святого в извечном движенье,
Вверить нежнейший состав листьев, начавших расти.
Скромно сила спала в семенах; и прообраз начальный,
Замкнут в себе, лежал, под оболочкой согбен.
Корень, лист и росток бесцветны и полуразвиты;
Так незаметную жизнь холит сухое зерно,
Пухнет, кверху стремясь, доверясь благостной влаге,
Вот внезапно встает из окружающей тьмы.
С виду прост еще появленья первого облик,
Так означает себя между растений дитя.
Вскоре затем пробившись, дальнейший побег обновляет,
Узел к узлу выводя, образ, возникший сперва.
Все ж он неодинаков; родится, разнообразно
Скроен – видишь ли ты, – каждый дальнейший листок:
Шире, либо зубчатей, раздельней в конце или в долях,
Сросшись, гнездились досель в органе нижнем они.
Определенное так выступает впервой совершенство,
Коим у многих пород милая изумлена.
В частых жилках, в зубцах, на тучно упитанной плоти,
Кажется, пышный побег волен расти без конца.
Здесь-то могучей рукой сложенье сдержит природа,
Чтоб к совершенству его нежно направить потом.
Меньше соку она по суженным гонит сосудам,
Нежность хлопочущих сил формой запечатлена.
Медленно ток от краев развитых прочь отступает,
Жилка у черенка обрисовалась полней.
Но, безлиствен и скор, вздымается стебель нежнейший
Образ дивный возник, взоры влекущий к себе.
Вкруг кольцом один к другому расположился
В большем иль меньшем числе листиков сходственных строй
Плотная, вкруг оси, образуется чашечка тайно,
Выпустит венчик цветной, жаждая высшей красы.
Так природа цветет в высоком полном явленье,
Член за членом творя в строгой чреде степеней.
Снова ты в изумленье, когда над постройкой из листьев
Разнообразных встает, зыблясь на стебле, цветок.
Роскошь, однако, хранит зарок творенья другого:
Да, окрашенный лист чует Всевышнего длань.
Вот сжимается он проворно; нежнейшие формы
Силятся парно расти, чтоб сочетаться затем.
Друг подле друга стоят в обнимку нежные пары,
Много строится их перед святым алтарем.
Резвый парит Гимен, и дивные благоуханья,
Густо и сладко струясь, все оживляют вокруг.
Пухнут врозь теперь ростки, несметные счетом,
Бережно в чреве сокрыв плод набухающий свой.
3десь замыкает природа кольцо из сил вековечных,
Но приобщиться спешит новое тотчас к нему,
Так что крепкая цепь до скончания века продлится,
В целом все оживит так же, как всякую часть
Взор, любимая, кинь теперь на пестрые сонмы,
Их мелькание впредь с толку тебя не собьет.
Каждое нынче растенье твердит о вечных законах,
Внятней и внятней с тобой каждый цветок говорит.
Если ж твой взор искушен в письменах священных богини,
Их ты признаешь везде и в измененных чертах.
Робко ль ползет червячок, деловито ль бабочка вьется,
Сменит ли сам человек образ, каким наделен.
О, припомни тогда, как первый зародыш знакомства
Вырос невидимо в нас, милым обычаем став,
Как в глубинах душевных окрепшая дружба раскрылась,
Как, наконец, Амур создал цветы и плоды
Вспомни, как в разных чертах, раскрывшись тихо, природа
Поочередно дала образы чувствам живым.
Радуйся также и дню настоящему! Близко святая
Наша любовь к плоду высшему – общности чувств,
Общности взглядов, чтобы, в воззренье, согласном и стройном,
Связь упрочив, чета мир высочайший нашла.*
1798
* В пер. Н. Вольпин. – Гёте И, В Собр. соч., т. 1. М.,1975. С. 460.