Связь природных объектов
Без объектов неживой природы было бы невозможным существование живых организмов. Так, наиболее важны почва, вода, воздух и солнце.
Почва является крайне важной средой, так как защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя их, также в ней происходят значимые физические и химические процессы: умершие животные и растения разлагаются и образуют полезные ископаемые и естественное удобрение для растений.
Воздух необходим для дыхания живых организмов, а также для образования питательных веществ в других средах.
Вода также необходима для всего живого на Земле. Без нее жизнь на планете не могла бы появиться и существовать
Для некоторых животных и растений вода является домом, для других — неотъемлемой частью питания.
Солнце производит необходимые для появления и поддержания жизни тепло и энергию, а также является частью процесса фотосинтеза растений, позволяющего преобразовывать углекислый газ (продукт дыхания животных и человека) в необходимый для жизни и дыхания кислород.
Таким образом, объекты природы тесно связаны. Причем эта зависимость работает в обе стороны Так, гниение умерших существ обогащает почву необходимыми веществами и микроэлементами, наземные и подводные растения меняют состав сред за счет фотосинтеза, а рыбы, обитающие в водоемах, поддерживают физико-химические свойства воды.
Схемы взаимодействия объектов
Взаимодействие живых организмов между собой, с группами других земных существ, а также с их средой обитания изучает наука экология . Приведенные ниже схемы представляют собой модели взаимосвязей живых и неживых объектов на Земле.
Понятие явления природы
Понятие явления природы
Изменения в природе, происходящие самостоятельно, не по воле человека, называются явлениями природы. Большинство их зависит от смены времен года и называются сезонными погодными (природными) явлениями. Так как природа подразделяется на живую и неживую, то и явления подразделяются по тому же принципу.
Примеры явлений живой природы
Зимние
Казалось бы, зимой природа «спит». Однако большинство животных зимой обзаводится потомством в своих уютных, специально подготовленных домиках. К весне малыши подрастут и будут готовы вступить в новый для них большой мир.
Весенние
Весной природа «оживает» после зимы. Из своих норок выходят животные, воспитавшие новое поколение. Многие зверьки сбрасывают зимние «шубки» и меняют окрас с по-зимнему белого на летний — серый или коричневый.
Из-под сошедшего снега начинают появляться молодых растений, зеленая трава, на деревьях набухают и распускаются почки
Постепенно голые ветви деревьев «обрастают» ярко-зеленой листвой, а распустившиеся цветы начинают испускать приятные ароматы, тем самым привлекая внимание насекомых. Насекомые опыляют цветки, собирая пропитание для своих больших семей и позволяя завязаться первым плодам
Летние
Цветение и опыление, а также созревание плодов, начавшиеся весной, продолжаются в течение всего лета.
Осенние
Осень — пора урожаев и заготовок. Птицы и животные начинают запасаться созревшими плодами на зиму, устраивают свои домики, чтобы им было тепло и комфортно выводить потомство.
Растения засыхают, листья на деревьях становятся ярких красных и желтых оттенков, а затем опадают.
Примеры явлений неживой природы
Зимой
Зима всегда ассоциируется с понижением температуры. Это происходит за счет того, что солнечные лучи либо не поступают на землю за счет повышенной облачности, либо отражаются от снега и льда.
Наиболее характерными явлениями для зимы являются снегопад (падение на землю замерзших частичек воды в виде снега), метель (перенос падающего снега на большие расстояния за счет сильного ветра) и ледостав (покрытие поверхностей водоемов коркой льда).
Весной
Под воздействием солнечной энергии воздух и почва прогреваются, наблюдается повышение температуры. Снег и лед начинают таять, по земле текут ручьи, по рекам плывут отколовшиеся льдины, снегопад сменяется дождями.
Нередкое весеннее природное явление — гроза (разряды электричества в атмосфере).
Летом
Дождь и грозы встречаются на протяжении всего лета. К летним явлениям также добавляется жара (высокие температуры воздуха).
Самое яркое погодное явление — радуга, возникающая после дождя или ливня в результате преломления солнечных лучей в водяных каплях и разделении белого цвета на спектр.
Осенью
Самым примечательным осенним явлением можно назвать листопад (процесс, когда деревья сбрасывают листву в преддверии зимы).
Также осенью распространены затяжные дожди, туманы, снижение температуры и заморозки.
Ответы к стр. 24 — 25
Задания
1.
Вспомни, что относится к природе.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные — всё это объекты природы.
2.
Что необходимо растениям и животным для жизни?
Животные — живые существа. Они растут, развиваются, приносят потомство. Животные питаются, передвигаются, строят жилища. Животным необходимы для жизни пища, воздух, вода, тепло и свет. Растение — живое. Оно растёт, развивается, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходимы для жизни вода, воздух, свет и тепло.
Рассмотри фотографии на с. 24 — 25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них?
Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу.
С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой, а что — к живой природе.
Солнце, камень (полезные ископаемые), облако, сосульки
— это НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
.Дерево, человек, бабочка, медведь
— ЖИВАЯ ПРИРОДА
.
С помощью книги «Энциклопедия путешествий. Страны мира» приведи примеры объектов неживой и живой природы разных стран.
Венгрия:
Австрия:
Греция:
Объединённые Арабские Эмираты:
Аргентина:
Подумайте, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы.
ЖИВАЯ ПРИРОДА: растёт, питается, дышит, умирает, приносит потомс
тво.
Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.
Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?
Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.
Признаки живого организма:
- Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
- Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
- Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
- Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.
Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр
Живые существа бывают самых разных форм и размеров. Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.
Сегодняшний мир
За пару столетий Земля изменилась до неузнаваемости. Воздух стал буквально отравлен выбросами. Даже экологически чистые районы и регионы уже не такие, какие были несколько столетий назад. Примеси вредных веществ будут присутствовать практически везде. Может быть, исключение только в тех местах, где не могут ходить машины и работать заводы: горы, тундра, чащи. Но при помощи ветра частички вредных веществ могут оказаться и в таких зонах.
С водой тоже беда. Запасы чистой воды практически исчерпаны. Многие колодцы, родники и источники могут оказаться зараженными ядохимикатами, которыми и огороды. Пролитые масла автомобилей и крупногабаритной техники легко впитываются в почву.
Твердые вещества
Тела, которые имеют большую плотность, называют твердыми. Они прекрасно сохраняют свою форму в течение длительного времени. Перечислим самые распространенные вещества такого вида:
- горы;
- камни;
- минералы;
- полезные ископаемые;
- почва;
- ледники;
- песок;
- планеты;
- астероиды;
- драгоценные камни.
Многие ученики при вопросе: «Солнце и Луна — это живая или неживая природа?» — ответят правильно: «Неживая». Однако давайте поразмышляем, а к каким объектам эти небесные тела можно отнести. Как всем известно, Луна — это большущий камень, который от постоянного вращения превратился в объект круглой формы. А вот насчет Солнца многие дадут не столь уверенный ответ. В некоторых источниках его классифицируют как твердое тело, однако от огромной температуры все вещества, даже металлы, на его поверхности находятся в жидком состоянии. Да и в составе солнечной структуры ученые обнаружили много газов. Так что вопрос остается без точного ответа.
Что относится к живой природе
Природа — это окружающая среда, которая возникла и находится в развитии без человеческого вмешательства. В ней органично соседствуют живые существа и неживые тела.
К живым объектам относятся:
- человек;
- животные;
- птицы;
- рыбы;
- растения;
- микроорганизмы (бактерии, вирусы и грибы — выживают в любых условиях).
Важно отметить, что тела неживой среды имеют первичный смысл, потому что вся жизнь существует благодаря именно дарам неживой среды
Признаки
Чтобы разобраться, какие существа входят в состав живой и неживой среды, необходимо знать их сущность и отличительные признаки.
Все живое, обитающее на планете:
- рождается;
- дышит;
- растет и развивается;
- способно реагировать на воздействие окружающей среды;
- питается;
- размножается;
- стареет;
- умирает.
Все живое природа наделила органами дыхания: у человека и животных это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
Для питания растениям нужна вода и почвенные удобрения, животные едят траву, насекомых, некоторых других животных, человек нуждается в разнообразии рациона.
Все живое движется: человек передвигается посредством ног, животные ходят на лапах, а растения и цветы поворачиваются к солнцу.
Важный фактор для нормального функционирования всех видов объектов — комфортные условия обитания. Для каждого индивида важны определенные особенности в области климата. Например, особи тропических лесов не смогут выжить в арктическом поясе Земли, так как для комфортного существования им необходимо тепло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру II четверть 2 класс
Тест содержит задания по темам: «Где на Земле теплее? Погода и климат. План и карта. Глобус и карта. Материки и океаны. Реки и озера.» ( программа «Школа 2100»).
Вопросы и ответы для подготовки к тесту по окружающему миру II четверть 2 класс
Материал содержит вопросы и ответы по темам: «Где на Земле теплее? Погода и климат. План и карта. Глобус и карта. Что изображают на карте. Материки и океаны. Реки и озера».
Итоговый тест по окружающему миру( «Моё Отечество») з класс
Итоговый тест по окружающему миру (Моё отечество) для 3 класса.
Тесты по окружающему миру для 2 — 4 классах за 1 полугодие 2011-2012 учебного года
Тесты по курсу «Окружающий мир» разработаны по программе «Школа 2100».
Тест по окружающему миру «Ориентирование. Горизонт.» 3 класс
Тест — итог работы по теме «Ориентирование. Горизонт.» 3 класс УМК «Планета знаний».
Проверочные тесты по окружающему миру для учеников 3 класса
Проверочные тесты по окружающему миру для учеников 3 класса по системе Н. Ф.Виноградовой предназначены для проверки знаний и умений.
Тест по окружающему миру УМК «Гармония» 4 класс
Этот тест сделала в виде презентации, взят из методических разработок по учебнику О. Т. Поглазовой 4 класс.
Этот тест сделала в виде презентации, взят из методических разработок по учебнику О. Т. Поглазовой 4 класс.
Тест по окружающему миру «Живая и неживая природа» 2 класс
Тест по окружающему миру (2 класс)
6. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ.
дышат, питаются, двигаются растут, приносят потомство, умирают дышат, растут, общаются друг с другом
7. Продолжи фразу: «Живая и неживая природа…»
не связаны друг с другом иногда связаны друг с другом всегда связаны друг с другом
8. Подчеркните объекты живой природы зелёным карандашом, объекты неживой природы синим карандашом.
Стакан, снежинка, улитка, боровик, смородина, песок, кирпич, поросёнок, одуванчик, оса, ворона, звезда, человек, земля.
Тест «Живая и неживая природа»_______________________
1. Что такое природа?
1)всё, что окружает человека
2)всё, что создал человек
3)всё, что окружает человека и не создано им
2. Что относится к неживой природе?
1)куст 2) облако 3) мухомор 4) самолёт
3. Что относится к живой природе?
1) вулкан 2) звонок 3) дуб 4) звезда
4. Что не относится к природе?
1)гвоздь 2) камень 3) Луна 4) воздух
5. Без чего животные на Земле смогут обойтись?
1) без солнечного света 3) без воздуха
2) без воды 4) без зоопарка
6. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ.
1)дышат, питаются, двигаются
2)растут, приносят потомство, умирают
3)дышат, растут, общаются друг с другом
7. Продолжи фразу: «Живая и неживая природа…»
1)не связаны друг с другом
2)иногда связаны друг с другом
3)всегда связаны друг с другом
8. Подчеркните объекты живой природы зелёным карандашом, объекты неживой природы синим карандашом.
Стакан, снежинка, улитка, боровик, смородина, песок, кирпич, поросёнок, одуванчик, оса, ворона, звезда, человек, земля.
2)всё, что создал человек
Тест по окружающему миру «Ориентирование. Горизонт.» 3 класс
Поглазовой 4 класс.
23.12.2020 14:37:48
2020-12-23 14:37:48
Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные
Значение
Все неживые объекты имеют первичное значение, так как появились раньше
Важно также и то, что без неживых объектов будет невозможно существование жизни. Таким образом, все виды природы имеют тесную взаимосвязь между собой
Важную роль во всей жизни на планете играют четыре важных объекта неживого происхождения:
-
Солнце.
Без солнечных лучей ничего не сможет вырасти и созреть, следовательно, не сможет существовать ни один живой организм. -
Воздух.
Все живые организмы нуждаются в наличии воздуха. Если на планете произойдет массовое загрязнение воздуха либо окончательно нарушится озоновый слой, все живое погибнет. -
Вода.
Без воды также не будет жизни. Не сможет выжить человеческий организм, погибнут животные, высохнут растения, а для рыб это вообще основная среда обитания. -
Почва.
Это главная среда для произрастания растений, овощей и фруктов, зерна, всего, что необходимо для питания.
Со своей стороны все живые особи оказывают не менее важное влияние на неживые тела и явления. Обитатели водоемов, рек, морей, океанов способствуют поддержанию химического состава воды
Растения и животные после смерти, сгнивая, питают почву микроэлементами.
Все в мире тесно взаимосвязано, поэтому необходимо хранить и защищать окружающую нас среду, рационально использовать ее дары. Когда человечество будет жить в гармонии с природой, тогда она стократно отблагодарит его чистым воздухом, органически натуральными продуктами, и, как следствие, крепким здоровьем.
Зачем нужны ГДЗ по окружающему миру родителям
Родителям ГДЗ по окружающему миру для детей 2 класса могут помочь в следующих случаях:
-
Проверка домашнего задания: ГДЗ позволяют родителям проверить правильность выполнения домашнего задания и помочь ребенку исправить ошибки.
-
Понимание учебного материала: Если родители не знакомы с материалом, который изучает их ребенок, ГДЗ могут помочь им понять, что именно изучается в учебнике, какие темы были пройдены, и какие задания были даны для выполнения.
-
Подготовка к контрольным работам: ГДЗ содержат ответы на задания, которые могут быть использованы для подготовки к контрольным работам или экзаменам.
-
Экономия времени: Использование ГДЗ может сэкономить родителям время на проверке домашнего задания и объяснении материала ребенку.
-
Совместное обучение: Использование ГДЗ может стать прекрасным инструментом для совместного обучения ребенка и родителя. Родители могут проводить уроки с ребенком, объяснять материал, устранять ошибки и поддерживать мотивацию.
ГДЗ по окружающему миру для 2 класса к рабочей тетради Соколовой — это отличный помощник в решении домашнего задания.
Как можно определить живое существо
Таким образом, учёные нашли несколько признаков, помогающих понять, что относится к неживой природе, а что — к живой
. Существует пять признаков, которые есть только у представителей «жизни»:
- В любом живом организме происходит обмен веществ, или, по-научному, метаболизм
(который проявляется в дыхании, пищеварении, сне, росте). - Они имеют более сложную внутреннюю структуру
, чем предметы неживого мира. - В отличие от неживого, живая природа живо реагирует на любые изменения внешней среды, она способна эволюционировать
. - Любой живое существо проходит несколько обязательных этапов: эмбриональное (или иное, происходящее до отделения от «родителя») развитие
; рождение
; рост
; размножение
; и смерть
. Кстати, делиться на себе подобных могут даже простейшие одноклеточные организмы – например, вирусы
, амёбы
. - И, наконец, в живом организме всегда присутствует некоторая неравномерность в строении тела
— полоски на шерсти, родинки, неравное количество присосок на щупальцах… В то время как элементы неживой среды всегда идеально симметричны
(взгляните на снежинку, каплю воды или песчинку под микроскопом).
Мечта о будущем или ее воплощение
Учащиеся старших классов уже знакомы с экологией, представляют себе проблему. Но почему бы не включить детскую фантазию? Нужно уметь относиться к жизни просто, бережно. Скучно будет писать просто сочинение на тему «Экология природы». Какой смысл без конца говорить о масштабах катастрофы, если можно уже сейчас строить планы на будущее и воплощать их.
Начать нужно с малого. Наибольшую проблему создают автомобили: выхлоп газов, шум, грязь. Почему бы не пересесть на велосипед? Стоит он относительно недорого по сравнению с машиной, занимает мало места, и не требуется платить постоянно за бензин, налоги. А ведь он поможет и здоровье укрепить.
Ещё одно простое дело: не мусорить нигде, не устраивать свалку. Как утилизировать, например, сломанный холодильник? Если бы люди хотели, то давно придумали бы способ перерабатывать любую технику, а не выбрасывать на помойку.
Жизнь
Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.
Разнообразие живых организмов
Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.
Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.
Интересно: Нил — длина, исток, фауна
основные признаки живых организмов
Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.
Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.
Значение слова
В науке природой принято называть материальный мир, находящийся во вселенной. Она является основным предметом изучения и исследования естественных наук. Бытовое значение слова «природа» несколько упрощено и означает естественную среду обитания.
В естествознании выделяют несколько царств природы. Карл Линней, шведский естествоиспытатель и медик, в своей работе «Система природы» 1735 года выделил такие царства:
- минеральное, которое охватывает неживую природу: камни, воду, солнце;
- растительное, которое включает все растения (изучается ботаникой);
- животное, которое включает все живые организмы (изучается зоологией).
Докучаев В. В., геолог и почвовед, посчитал, что должно быть выделено еще одно царство — биокосное, которое включает знания о почвах, о чем и заявил в 1883 году.
Слово «природа» также можно рассматривать и в других значениях:
- Совокупность условий естественной среды обитания: рельеф, климат, растения и животные. Например, тропическая природа.
- Совокупность свойств и потребностей человеческого организма. Например, мужская и женская природа.
- Сущность чего-либо и его основные свойства. Например, природа света.
- В простонародии «природа» употребляется как описание качеств человека. Например, неторопливый по природе, остроумен от природы.
Жидкости
Это текучие вещества, которые не имеют своей формы, а принимают вид сосуда, в котором находятся. Это промежуточное состояние между твердыми телами и газами. Самой распространенной жидкостью на Земле является вода.
Без нее невозможна жизнь всех живых существ. Вода является средой обитания рыб и млекопитающих, беспозвоночных и моллюсков. Благодаря воде растут растения и вообще стала возможна жизнь на планете.
Для того чтобы жидкости сохраняли свое состояние, необходима определенная температура, причем отдельная для каждого вещества. Даже твердые металлы от жара доменной печи могут принять жидкое состояние. Для продажи газ тоже переводят в жидкость, так что все состояния неживой природы очень относительны и взаимосвязаны один с другим.
Заключение
Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.
Здравствуй, мой маленький дружок!
Посмотри вокруг. Посмотри на окружающий мир
вокруг тебя. Что-то, что ты видишь, например, дома, машины, книги – создал человек. Все остальное – то, что не создано руками людей – называется природой. Значит, природа
– это солнце, воздух, вода, звезды, растения
, животные
и люди.
Природа
бывает живой и неживой. Живая природа
– это то, что рождается и умирает, то есть растения, животные и человек. А неживая природа
– это воздух, вода и земля.
Растения
Как ни странно, растения – тоже живые существа. Они, как животные и люди, пьют воду, едят, дышат, болеют, растут и умирают.
Основные части растения
– это корень, стебель, листья, цветы и плоды с семенами.
Стебель
Стебли бывают разные. У цветов стебли тонкие и ломкие, поэтому цветы легко сорвать. Зато у деревьев стебли – это их стволы. Попробуй-ка их сломать! Очень интересный стебель у кактуса: он весь усеян колючками. Наверное, кактус не любит, когда его трогают.
Корень
Корень нужен растению для того, чтобы забирать воду т питательные вещества из почвы. А еще он помогает растению прочно удерживаться в земле. Ты, наверное, знаешь, как раскачиваются деревья при сильном ветре. Если бы у них не было корней, то они бы все повалились на землю.
Но некоторые корни очень вкусные. Например, корень моркови – это та самая сладкая морковка, которую ты ешь каждый день. А из корня свеклы мама варит тебе красный суп под названием борщ. А какие вкусные корни ты еще знаешь или кушаешь?
Листья
Листья растений очень разнообразны. Они отличаются по форме, размеру и даже на ощупь.
У березы, дуба, клена, липы и тополя листья широкие и мягкие. Осенью листья этих деревьев окрашиваются в желтый или красный цвет, а затем опадают. Всю зиму деревья стоят голые, но весной, когда начинает пригревать солнышко, у них вновь вырастают листочки.
У сосны и ели листья – это хвоинки. Они очень острые. За это их еще называют иголками. Сосна и ель целый год остаются зелеными, потому что иголки не боятся морозов.
Цветы
Цветы – самая красивая часть растений. К тому же многие цветы издают приятный запах. Люди с давних времен восхищались цветами и дарили их друг другу в знак любви и уважения. Красота цветов всегда притягивала художников и поэтов. Им посвящено огромное количество стихов и картин.
Плоды и семена
Семена нужны растениям
, чтобы создавать как можно больше таких же, как они, растений. Когда внутри плода созревают семена, их разносит ветер, вода или животные
.
Ветер разносит плоды-парашютики одуванчика.
Плоды клена имеют крылышки и могут долго кружится в воздуху. Ветер подхватывает их и разносит на новые места.
Птицы клюют семена разных растений и перелетают с одного дерева на другое. Через птичий помет такие семена вновь попадают в почву.
Животные
часто закапывают вкусные плоды, чтобы съесть их попозже, и забывают про них. Несъеденные семена могут прорасти.
У репейника на поверхности семян есть маленькие колючки. Они цепляются к шкуре проходящих мимо животных или к одежде людей и таким образом переносятся в другое место, гдe и могут прорасти.
Задание
Выйдите на прогулку и посмотрите и рассмотрите растения, которые растут около вашего дама, в парке или в лесу. Рассмотрите у растений стебель, листья, цветы и плоды с семенами. Сейчас осень. Можно набрать опавших листьев, последних цветов и составить из них букет или картину. Картину можно оформить рамкой под стеклом и она будет радовать вас много времени.
Мне кажется, я даже помню, когда впервые задалась вопросом, что можно считать живым существом
. Мне лет пять, я сижу на скамейке возле магазина и от скуки обдираю листья с растущего рядом самшитового куста. И моя мама, шлепающая меня по рукам: «Не трогай, куст живой, ему больно!». Правда, осмысленно разобраться, , я попыталась намного позже, лет так в двенадцать.