Упражнение 5 — гдз русский язык 5 класс. ладыженская, баранов. учебник часть 1. страница 6

Готовые ответы - русский язык 5 класс ладыженская т.а.

Аргументы

Т. Толстая «Кысь». Своей безответственностью люди нанесли огромный урон языку. Утрачена его прежняя красота и певучесть, ведь все только и «кидаются» словами, не думая о последствиях. Неправильное произношение слов разрушает красоту языка. Произведение побуждает задуматься о последствиях такого отношения к языку. После прочтения книги хочется защитить, сохранить родной язык, исключив сленг и жаргон.Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». Размышляя о богатстве русского языка и отношении к нему людей, Дмитрий Сергеевич Лихачев говорит, что язык позволяет оценить человека при первой же встрече с ним. Язык дает возможность узнать об отношении кого-либо к окружающему миру и самому себе. Умный, воспитанный, интеллигентный человек не будет без надобности говорить слишком громко, эмоционально, употреблять неуместные и некрасивые слова. Научиться красивой, интеллигентной, грамотной речи непросто. Нужно учиться говорить, потому что речь — это основа поведения человека, то, по чему можно судить о нем в первую очередь. Эти мысли Дмитрия Сергеевича Лихачева очень точны. Они актуальны сейчас и будут так же верны спустя много лет.

И.С. Тургенев «Русский язык». Строки этого стихотворения в прозе известны каждому еще со школы. Удивительно, насколько точно всего в нескольких строках писатель оценил силу и могущество русского языка. Для И.С. Тургенева родной язык — это «поддержка и опора». Все стихотворение, пусть оно и небольшое, наполнено чувством гордости. Писатель оценивает русский язык по достоинству.

В.Г. Короленко «Без языка». Автор утверждает, что без языка каждый из нас «как слепой или малый ребенок». Люди, не умеющие грамотно и красиво писать и говорить, засоряют речь, нанося тем самым языку непоправимый урон. Родную речь нужно не только оценивать по достоинству, но и беречь, и стараться сохранить. Будущее русского языка зависит только от человека.

Если бы у людей не было языка, его стоило бы придумать

Я открываю глаза и не верю тому, что вижу… Куда я попала? Вокруг одна пустота и видны лишь отдаленные друг от друга лачуги и не менее одинокие люди… Стоит абсолютная тишина, нигде не слышны ни разговоры соседей, встретившихся на улице, ни говор торговцев, рекламирующих свой товар идущим мимо прохожим, ни веселые крики ребятишек, играющих во дворе, и только шелест осенних листьев нарушает это таинственное молчание…

Вдруг раздается страшный вопль, пронзающий меня до глубины души… Но кто кричал, и что случилось? Как помочь попавшим в беду людям? Ответа нет… Я закрываю глаза, теряясь в догадках, пытаясь не паниковать, и открываю их вновь… Опять тишина и спокойствие… Темнота… Тепло… Да ведь я у себя дома лежу в кровати! Это был всего лишь сон. Огромный поток мыслей не дает мне заснуть…

Перебирая сотни вариантов в голове, я понимаю причину того безмолвия… У людей в том мире, который мне приснился, нет языка! Почему же мне было так плохо? Чего я испугалась? А что бы все-таки было, если бы и на самом деле в нашем мире не было языка? Итак, еще раз закрываю глаза и представляю этот мир. В этом безмолвном пространстве было бы тихо, но разве тишина это плохо? Кругом гармония! Никто не страдает от того, что раскалывается голова из-за постоянной болтовни. В нашем стремительном мире иногда так хочется посидеть в тишине. Пожалуй, это даже хорошо, что исчезли звуки речи. Как общаться с людьми, когда захочется поделиться мыслями, настроением?

А языки живописи, музыки и жестов! Они помогут нам отобразить свои идеи, чувства, станут способами самовыражения и общения. Все это так, но насколько будет достоверной информация, переданная не с помощью языка? Вспоминаю наши споры в классе о том, что изображено на картинах Врубеля, Чюрлениса. А звуки музыки, взывающие к нашим чувствам? Восприятие музыкальных произведений ведь тоже неоднозначное. И остались ли бы у нас, людей, чувства, если б не было языка? Скорее всего, нет. Не случайно Р.Г.Державин писал, что «язык всем знаниям и всей природе ключ». Великий русский поэт открывает нам простую истину о том, что с помощью языка человек постигает все, что его окружает, может объяснить все, что видит, слышит, о чем думает, мечтает, что в языке есть слово для любого предмета во Вселенной. И эта Вселенная начинает разговаривать с нами.

Если бы не было языка, то не существовали бы книги, газеты, почта, телефон, радио и многое другое! Люди просто не могли бы не только слушать новости и читать, но и разговаривать между собой! Они бы медленно умирали от одиночества… В лету канула бы и история, ведь, как известно, только благодаря письменности человек знает о событиях, которых никогда не видел, может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не поговорит. Только язык может связать людей, разделенных тысячами километров. Исключительно он способен учить человека с помощью литературы и одновременно доставлять ему удовольствие от прочтения. Не стоит забывать и о заповедях, которые тоже возникли благодаря существованию языка. Скольким пришлось бы пожертвовать только из-за того, что нет языка! Кому-то это стоило бы жизни! Достаточно представить попавшего в беду человека, ведь без языка он не смог бы объяснить, что произошло, и не получил бы необходимой помощи! А сколько замечательных идей просто пропали бы впустую из-за того, что люди не смогли бы ими поделиться, так как только вместе мы можем чего-то добиться! Профессора не смогли бы рассказывать о своих открытиях и наблюдениях… А как же минуты счастья, когда ребенок говорит свои первые слова? Значит, и они исчезли бы?! А что тогда было бы с душой? Ведь человек даже не смог бы общаться с самим собой! Потерять свой внутренний мир? Не приоткрыть внутренний мир другого человека? Остаться без Пушкина, Лермонтова, Толстого? Не зажмуриваться от восторга, когда произносишь любимые строки? Как все-таки здорово, что у людей есть язык! Ему одному подвластны холодная логика рассуждений и порывы горячего сердца. Именно язык объединяет биологический вид Homo sapiens в единое сообщество — человеческое. И если бы у людей не было языка, его стоило бы придумать. Я это знаю точно. Я с радостью открываю глаза навстречу новому дню, новым впечатлениям.

Сочинение 15.3: Проблема сохранения языка по тексту Жаровой

Сочинение 15.3 на тему «Проблема сохранения языка» по тексту Жаровой (пример сочинения 15.3 ОГЭ из сборника Цыбулько 2017). Примеры из литературы и из жизни

В данном тексте журналист Таисия Жарова сформулировала проблему загрязнения и оскудения русского языка. Она проанализировала влияние криминального арго и иноязычных слов на развитие современной речи и выявила негативные тенденции. В предложениях 14-16 автор приводит примеры и находит источники, которые навязывают нам манеру определенно выражаться. Лично я считаю, что эта проблема преувеличена, так как заимствования из века в век обогащают наш язык, и многие «русские» слова, на самом деле, вовсе не русские, а заимствованные.

Автор говорит о проблеме употребления в речи криминальных жаргонизмов (предложение 13). При этом журналист не отвечает на вопрос, почему непереводимый фольклор становится неотъемлемой частью нашей речи (предложение 16)? Я думаю, дело не в том, что говорят по телевизору. Это, конечно, не красит нашу речь, но отражает очень важную особенность нашего менталитета, которая была всегда. Ее можно охарактеризовать поговоркой: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». То есть, наши люди привыкли к тому, что любой человек (даже невиновный) может оказаться нищим или заключенным. Эта несправедливость растянулась на века, поэтому прочно засела в народном сознании. Люди не видят в криминальном жаргоне ничего плохого, так как симпатизируют преступникам и даже сомневаются в их виновности. Таким образом, языковой сор – лишь следствие более глобальной проблемы, которую невозможно решить, даже запретив употребление жаргонизмов на законодательном уровне.

Журналистка полагает, что наш язык нельзя портить «чужим сором» (предложение 19). Однако многие обрусевшие слова, без которых мы себя не мыслим, заимствованы. Например, слово «церковь», как все, что относится к церковной утвари, относится к греческому языку, как, в принципе, и весь наш искусственно созданный греками алфавит, сформированный из устного славянского языка (письменного у нас не было) и письменного греческого. Почему же мы используем эти иностранные слова? Потому, что у нас нет отечественных аналогов. Никто же не станет называть «компьютер» кнопкотыком, лишь бы язык сохранить.

Приведу пример из жизни. Когда в 18 веке назрела реформа языка, за нее взялись Карамзин и Шишков: один предлагал построить язык на основе более благозвучных и уместных заимствований, другой усердно сочинял исконно русские слова. Поддержали, конечно, Карамзина, и благодаря его вкладу наша литература преобразилась: на место тяжеловесного и безвкусного слога Державина пришел легкий и певучий язык Пушкина.

Конечно, заимствуя, нельзя перегибать палку. Вспомним примеры из литературы: в комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий меняет обществу в вину «смешения французского с нижегородским». В романе Толстого «Война и мир» Анна Шерер и Анатоль Курагин употребляют французские выражения не к месту, выставляя напоказ свою глупость. Сейчас тоже встречаются такие люди, которых можно назвать англоманами: уж очень они любят говорить «меседж» вместо «сообщения». Но, опять же, это не проблема языка, это следствие извечного стремления людей набить себе цену.

Ответы на вопрос

Отвечает Мансуров Ислам.

Если бы человечество внезапно лишилось языка, это привело бы к масштабным и глубоким последствиям во всех аспектах общества и человеческих взаимоотношений. Язык не только средство общения, но и основа для передачи знаний, культуры, и личных взаимоотношений.

  1. Общественный хаос и путаница: На первых порах, самым непосредственным последствием отсутствия языка стала бы путаница и хаос. Люди не смогли бы выполнять свои повседневные задачи, поскольку большинство из них требует общения. Это затруднило бы координацию важных сервисов, таких как медицинская помощь, транспорт и снабжение продовольствием.

  2. Экономические трудности: Экономика пострадала бы из-за невозможности вести переговоры, заключать сделки и управлять рабочими процессами. Это могло бы привести к серьезному спаду во многих отраслях.

  3. Изменения в образовании и передаче знаний: Обучение и передача знаний зависят от языка. Без него система образования столкнулась бы с серьезными трудностями, что могло бы привести к замедлению технологического и научного прогресса.

  4. Влияние на культуру: Язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому его исчезновение привело бы к утрате культурного разнообразия и исторических знаний.

  5. Социальная изоляция и психологические проблемы: Люди могли бы ощутить сильную социальную изоляцию без возможности общаться с другими. Это могло бы привести к увеличению числа психологических проблем, включая депрессию и тревожность.

  6. Развитие альтернативных форм общения: В долгосрочной перспективе, возможно, люди начали бы разрабатывать новые формы невербального общения, такие как жесты, знаки или даже новый вид языка.

  7. Влияние на личные отношения: Без языка сложно было бы выражать эмоции, чувства и мысли, что могло бы ослабить личные связи и отношения.

  8. Изменение когнитивных функций: Язык играет важную роль в когнитивном развитии. Его потеря могла бы повлиять на способность людей к мышлению, памяти и решению проблем.

В целом, исчезновение языка оказало бы глубокое влияние на человеческое общество, вызывая не только краткосрочные трудности, но и долгосрочные изменения в структуре и функционировании общества.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№5 учебника 2019-2022 (стр. 6):

     Прочитайте текст. О чём он? Напишите о том, что могло бы произойти, если бы наш язык исчез и люди лишились общения. Какое ещё значение слова «язык» вы знаете?

     Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем каждый человек постоянно разговаривает с кем-то, читает, слушает, говорит. И во всех случаях используется язык.
     Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день-два. Что ожидает нас?

№5 учебника 2022-2024 (стр. 6):

      I. Прочитайте пословицы. В каких из них говорится о том, как по речи узнают человека?

     1. Хорошую речь хорошо и слушать. 2. Видна птица по перьям, а человек по речам. 3. Какова голова, такова и речь. 4. Хорошая речь слаще мёда. 5. От доброго слова язык не отсохнет.

     II. Прочитайте данные сочетания слов. Как они называются? Объясните их значение (вы можете воспользоваться справкой).

     Делить шкуру неубитого медведя, денег куры не клюют, лезть из кожи вон, лить бальзам на душу.

     Для справок: очень стараться; успокаивать, утешать; распределять прибыль от неосуществлённого дела; очень много денег.

№5 учебника 2011-2018 (стр. 6):

     Рассмотрите схему. Почему слова говорение — слушание, письмо — чтение соединены двойными стрелками?

Подсказка

№5 учебника 2019-2022 (стр. 6):

Обратитесь к теме «Язык и речь».

№5 учебника 2022-2024 (стр. 6):

Обратитесь к теме «Фразеологизмы».

Ответ

№5 учебника 2019-2022 (стр. 6):

     Текст о роль языка в жизни человека. 
     Именно язык отличает человека от всех остальных живых существ. . Если он исчезнет, люди потеряют способность общаться друг с другом. Возможно, самую примитивную информацию человек сможет передать жестами и мимикой, но передать свои мысли нельзя. Начнётся непонимание и путаница. 

№5 учебника 2022-2024 (стр. 6):

     I. О том, как по речи узнают человека, говорится в пословицах 2 и 3.
     II. Делить шкуру неубитого медведя — распределять прибыль от неосуществлённого дела; 
денег куры не клюют — очень много денег; 
лезть из кожи вон — очень стараться; 
лить бальзам на душу — успокаивать, утешать.

Эти устойчивые выражения называются фразеологизмами.

№5 учебника 2011-2018 (стр. 6):

     Слова говорение — слушание, письмо — чтение соединены двойными стрелками, потому что эти виды общения взаимосвязаны и адресованы другим людям. Они взаимосвязаны: мы слушаем, потом отвечаем, или читаем то, что написано.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: