Страница 36
Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.
Скрипят, трещат, ломаются ветки деревьев от налетевшего урагана.
Жёлтые, оранжевые, золотистые листья покрыли дорожки старого парка.
Задание 6
Составить и записать предложение о листопаде, используя однородные члены предложения.
Ответ:
Золотые, багровые, пурпурные листья медленно кружились и падали с деревьев на землю, траву и тропинки.
Задание 7
Расставить знаки препинания в схемах предложений.
Ответ:
Примеры
1. Дети бегут, кричат, смеются.
2. Зимние каникулы начинаются, а не заканчиваются.
3. Спортсмен упал, но поднялся и побежал.
4. Улетели и аисты, и утки, и журавли, и лебеди.
5. Катя училась, занималась, а Оля ленилась и бездельничала.
Задание 8
Написать ответы на вопросы.
Какие птицы улетают от нас осенью?
Ответ:
Осенью от нас улетают журавли, лебеди, аисты, стрижи, ласточки, скворцы.
Какие птицы остаются зимовать?
Ответ:
Вороны, синицы, галки, воробьи, снегири остаются зимовать.
Задание 9
В данные предложения вставить однородные определения.
Ответ:
Густой, прохладный, тенистый лес манит человека в летнюю жару.
Стояла холодная, морозная, снежная зима.
Сквозь прозрачную, кристальную воду видны были гладкие камешки.
Задание 10
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения.
Ответ:
Вернуться к содержанию: Русский язык 4 класс тематический контроль Голубь
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№206 учебника 2019-2022 (стр. 101):
Прочитайте выразительно стихотворение М. Дудина. Определите его основную мысль. Найдите в тексте и выпишите однородные члены предложения. Укажите, чем они выражены.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
№206 учебника 2022-2024 (стр. 110):
Какие буквы вы напишете на месте пропусков? Обратитесь к любому орфографическому словарю. Кто быстрее найдёт в нём нужное слово? Это зависит от знания алфавита.
Вет..ран, вест..бюль, веыт..лятор, редк..ллегия, пор..зительный, на..з..ратель, декл..мировать, деп..ртамент, дир..ж..р.
№206 учебника 2011-2018 (стр. 95):
Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.
1. Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину задрал хвост и вз(?)ерошил3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро горячо отчётливо но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.
(А. Чехов)
Подсказка
№206 учебника 2019-2022 (стр. 101):
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
№206 учебника 2011-2018 (стр. 95):
Ставь запятые между однородными членами, если они соединены с помощью союзов а, но или интонацией.
Ответ
№206 учебника 2019-2022 (стр. 101):
Основная мысль: надо беречь нашу землю, каждого его обитателя.
Берегите жаворонка, бабочку, блики, краба, тень, ястреба, месяц, ласточку. (однородные дополнения выражены именами существительными в В. п.)
№206 учебника 2022-2024 (стр. 110):
Ветеран, вестибюль, вентилятор, редколлегия, поразительный, надзиратель, декламировать, департамент, дирижёр.
№206 учебника 2011-2018 (стр. 95):
Предложения с однородными главными членами: 1. Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть.
3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас.
4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскули-ла ещё жалостнее.
5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.
Предложения с однородными второстепенными членами:
2. Гусь заговорил о чём-то быстро, горячо, отчётливо, но непонятно.
6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса. (А. Чехов)
I. Взъерошил — глаг.
Кот (что сделал?) взъерошил.
II. Н. ф. — взъерошить; II спр.,
в прош. вр., в муж. р., ед. ч.
III. Кот (что сделал?) взъерошил — сказуемое.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Часть 2. Упражнения
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
733
734
735
736
737
738
739
740
741
742
743
744
745
746
747
748
749
750
751
752
753
754
755
756
757
758
759
760
761
762
763
764
765
766
767
768
769
770
771
772
773
774
775
776
777
778
779
Упражнение:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Упражнения:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
715
716
717
718
719
720
721
722
723
724
725
726
727
728
729
730
731
732
Тест по теме «Однородные и неоднородные определения»
1. Данный признак не является характерным для однородных определений:
1) характеризуют предмет с одной стороны; 2) произносятся с перечислительной интонацией;3) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью; 4) характеризуют предмет с разных сторон.
2. Укажите однородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) белые голубые шары; 2) старый дубовый пол; 3) новая шелковая блузка;4) большой чёрный камень.
3. Укажите неоднородные определения (знаки препинания не расставлены):
1) Мрачный угрюмый взгляд; 2) Глиняные деревянные игрушки; 3) Старый господский дом; 4) Красные синие флаги.
4. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:
1) Вечерний лёгкий свет алеет на полях. 2) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой. 3) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков. 4) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.
5. В каком предложении нужно поставить запятую?
1) Мимо станции промчался длинный товарный поезд. 2) Этот маленький карманный фонарик удобен для туриста. 3) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы. 4) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.
6. Какое слово надо подобрать к словосочетанию фарфоровая посуда, чтобы определения стали однородными?
1) старая;2) разбитая;3) фаянсовая;4) белая.
7. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Мы выезжаем на великолепную сияющую под солнцем поляну.2) Из деревни доносились торжествующие крики выпущенных на волю петухов.3) В дальнем углу комнаты стояло пузатое ореховое бюро.4) Пышно цвели холодной высокомерной красотой георгины.
8. В каком предложении есть неоднородные определения (знаки препинания не расставлены)?
1) Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.2) Вдруг конское тревожное ржание раздалось во тьме.3) Это был прекрасный хотя и несколько печальный город.4) Радостное праздничное лучезарное настроение охватило меня.
9. В этом предложении между однородными определениями надо поставить запятую.
1) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светящийся солнечный шар.2) Давно-давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.3) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет.4) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки.
10. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются.
1) Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон.2) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе.3) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.4) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей.
11.Однородными определениями осложнено предложение:
1) Настали темные, тяжелые дни. 2) Щеки румяны, и полны, и смуглы. 3) Желтые дубовые заросли стояли в росе. 4) На рейде стоял французский линейный корабль.
12.Неоднородные определения есть в предложении:
1) Рука была морщинистая, бледная, худая. 2) Был серенький, промозглый, ветреный день. 3) Вдали просека перерезалась высокой железнодорожной насыпью. 4) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум.
13. Укажите, где надо поставить запятые в предложении
Тут были (1) яркая гвоздика (2) и красные (3) оранжевые (4) и желтые лилии. (В. Арсеньев) 1) 3. 2) 1, 2. 3) 2, 3. 4) 2, 3, 4.
Страница 35
Задание 1
Восстановить текст.
Ответ:
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной и той же части речи, называются однородными.
Задание 2
Из каждой пары предложений составить предложения с однородными членами и союзами.
На озере зацвели лилии. На озере зацвели кувшинки.
Ветер загудел. Ветер сорвал крышу с сарая.
Ученик принёс ручку и краски. Ученик не принёс карандаши.
Ответ:
На озере зацвели лилии и кувшинки.
Ветер загудел и сорвал крышу с сарая.
Ученик принёс ручку и краски, но не принёс карандаши.
Задание 3
Дополнить предложения однородными членами. Указать (подчеркнуть), какими членами предложения они являются.
Ответ:
Задание 4
Вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
Ответ:
Сухой лист трепетал на ветках деревьев, опадал, кружился в воздухе. Он покрывал землю пёстрым, мягким, шуршащим ковром. Лес задумался и смотрел в бледное, но низкое и хмурое небо. Тишину нарушал и треск сухой ветки, и шумный полёт птицы, и сердитый крик вороны.
Задание 5
Распространить предложения.
Ответ:
Книги, газеты и журналы содержат много полезной информации.
Таблица
Члены предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу. На лугу цветут ромашки и незабудки. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? |
На речке дети плавают, ныряют и играют с мячом.
На зов хозяина прибежала собака и села у его ног. |
Определение | Какой? Чей? |
На столе в вазе стоят красные и белые цветы.
Налей мне не теплой, а холодной воды. Девочку закутали в мамин платок. |
Дополнение | Вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?) |
На огороде Света полила огурцы и помидоры .
Вечером не забудь покормить гусей и уток. |
Обстоятельство | Где? Когда? Как? Куда? Откуда? Зачем? Отчего? Почему? |
Слева и справа высятся хмурые ели .
Вглубь и вширь растут корни старой березы. |
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку
а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
Методические рекомендации для эффективной работы.. Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;• Развитие навыка понимания прочитанного;• Повышение уровня орфографической зоркости;• Развитие внимания и памяти;• Улучшение работы мозга;• Развитие навыка грамотного списывания текстов;• Увеличение словарного запаса;• Развитие навыка самоконтроля;• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика. Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Вариант 2
1. Выдели однородные члены предложения и слово от которого к ним можно задать вопрос.
- В живом уголке ребята кормят хомяков, кроликов и попугаев.
- Ночью заяц ходит по полям и лесам без страха.
- На день рождения друзья подарили мне книгу о природе, карманный фонарик и маленькую золотую рыбку.
- Мастер сделал работу быстро и качественно.
2. Найди и запиши предложения с однородными членами. Подчеркни однородные члены как члены предложения.
Грач строит гнездо из мха, соломы, тонких веточек. Грач ищет подходящие соломинки. Грачиха остаётся караулить постройку. Выстилают грачи свои гнёзда не хворостинками, а сухими пёрышками. Гнездо получается тёплым, уютным.
3. Составь схему предложений.
- В парке росли ели, сосны, дубы и берёзы.
- Цветы пахли не резко, а нежно.
- По озеру плыли лебеди, утки и селезни.
- В лесу мы видели следы зайцев, кабанов, лосей.
4. Подчеркни предложение с однородными подлежащими, которое соответствует схеме О, О и О.
Зима. Стоит чудесный денёк. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали зёрна и повесили её на берёзу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала. К кормушке подлетели снегири, воробьи и голуби. На ветку берёзы сели прелестные птички. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы.
5. Составь и запиши предложение к каждой схеме.
О , О , ОО и ОО, но О
6. Расставь недостающие знаки препинания.
Самое большое гнездо у орла. Он делает его из толстых веток. Самое уютное гнездо у синицы. Оно свито из пуха перьев и мха. Кукушка не вьёт гнёзда а подкладывает свои яйца в гнёзда зарянок трясогузок белой славки.
7. Отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.
- Подружки набрали полные корзинки черники и лесной малины.
- Вдоль забора папа посадил малину, а не цветы.
- Добрая старушка угощала детей пирогами да ватрушками.
- Ранней весной расцветают подснежники медуница мать-и-мачеха.
8. Продолжи предложения, добавляя однородные члены предложения.
- Девочка кормила котёнка ______________ и _________________ .
- Ёлка была украшена __________________ , _________________ ,______________ игрушками.
- __________________ , _________________ , __________________ , _________________ являются частями речи.
9. Найди и подчеркни грамматические основы предложения.
Выбежал ручеёк на широкий луг, и заблестела на утреннем солнце прозрачная вода.
На полях лежит снег, но уже показались первые проталины.
10. Запиши только сложные предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
- На сосне в гнезде хрустнула скорлупка, и появился на свет первый черноглазый птенец.
- Молодые дятлы ловко цепляются за стенки и вылезают из гнезда.
- Медленно продвигаются между рядами растений сборщицы чая, за спиной у них висят огромные корзины.
- Выручают зайца нос, чуткие уши, быстрые ножки и шубка.
- Мы шли по звериной тропе сквозь тайгу, вдруг до нас донеслись удивительные звуки.
Тестовая проверочная работа по теме «Однородные члены предложений. Сложные предложения»
Чтобы хорошо выполнить работу нужно знать:
- что такое однородные члены предложения;
- умение составлять схему предложения с однородными членами;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- что такое сложное предложение.
Сложное предложение — это предложение, в котором две или более грамматических основ. Между частями сложного предложения ставится запятая.
Например:
Налетел ветер, и полетели с деревьев разноцветные листья.
Из-за леса встало золотое солнце, послышались звонкие голоса птиц, ожила природа.
Сверкнула ослепительная молния, а затем раздался оглушительный удар грома.
Вариант 1
1. Выдели однородные члены предложения и слово от которого к ним можно задать вопрос.
- В заповеднике люди кормят тигров, рысей и оленей.
- С наступлением холодов лягушки прячутся на дно и зарываются в ил.
- Из окна мы увидели цветущий луг, край синего озера и кромку далёкого леса.
- Кошка замяукала тихо и жалобно.
2. Найди и выдели предложения с однородными членами. Подчеркни однородные члены как члены предложения.
- В лесу росли сосны, дубы и берёзы.
- Поезд летит стрелой по широким просторам.
- Подул сильный, тёплый ветер.
- На пристани теснилась толпа пассажиров.
- Бабушка купила в магазине плащ, а не пальто.
3. Составь схемы предложений.
- Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.
- Миша заболел, но быстро поправился.
- По утрам густой туман покрывал лес, скалы и ближайшие острова.
- Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.
4. Подчеркни предложение с однородными сказуемыми, которое соответствует схеме О, О и О.
Зима. Стоит чудесный денёк. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали зёрна и повесили её на березу. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала. К кормушке подлетели снегири, воробьи и голуби. На ветку берёзы сели прелестные птички. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы.
5. Составь и запиши предложение к каждой схеме.
- О, О и О
- О или О
- О, а О
6. Расставь недостающие знаки препинания.
Осенью у ежа мало добычи. Попрятались в землю черви жуки и улитки. В ясные осенние дни ёжик готовит себе норку таскает туда сухие листочки траву и мягкий мох. Зимой ёжик не охотится а спит в тёплой норке под снегом.
7. Отметь предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно.
- Под солнечными лучами запели и забурлили ручейки.
- Солнце выглянуло из-за туч, но скоро исчезло.
- Свежий ветер пахнет полынью васильками и мятой.
- Взяли с собой кота да петуха.
8. Продолжи предложения, добавляя однородные члены предложения.
- Яркая молния на мгновение озарила _________ и __________ .
- ______________ , ______________ , ______________ листва кружится в воздухе и ложится на землю.
- Главными членами предложения являются ___________________ и ____________________ .
9. Найди и подчеркни грамматические основы предложения.
Мы осторожно дышали на снежинки, и они превращались в чистые капли воды.
Справа виднелся лес, а слева мелькали огоньки деревни.
10. Запиши только сложные предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
Почки раскрываются, и на каждой висит большая прозрачная капля. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Мурка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Бобр осмотрел молодую осинку, обхватил передними лапами ствол и начал его грызть. Охотник подошёл к опушке, его сразу заметила болтливая сорока.
Часть 1. Упражнения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Что? капли
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
Что? шары
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Что делало? пахло
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Что делало? было
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.