Упражнение 89 — гдз русский язык 4 класс. канакина, горецкий. учебник часть 1

Часть 1звуки и буквыгласные звуки

Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова

Сложные орфограммы в корне слова обычно безударные. Приведем алгоритм правописания безударных корневых гласных.

Чтобы правильно написать такие орфограммы, нужно подобрать проверочные слова. Причем сомнительный гласный звук в этом слове должен стоять под ударением. Например, закрепить — кре́пкий, река — ре́ки.

Как найти проверочное слово

Чтобы найти проверочное слово, нужно:

  1. Вспомнить все однокоренные слова (лесник — ле́с, проле́сок; зеленый — зе́лень, подарить — да́р.).
  2. Попробовать изменить грамматическую форму слова: поменять падеж и число, если это существительное. Или изменить время, если это глагол (зима — зи́му, письмо — пи́шет, большой — бо́льше).

Получается, что в безударном положении в корне слова пишется та гласная, которая стоит в проверочном слове под ударением:

  • лесной – ле́с;
  • дождливый – до́ждь;
  • смешной – сме́х;
  • весна – ве́сны;
  • письмо – пи́шет;
  • ковер – ко́врик.
  • шаги – ша́г;
  • зима – зи́му;
  • гора – го́ры.

Чтобы найти проверочное слово, нужно смотреть, где это слово находится. Например, развивать тему — проверочное слово разви́тие, но развевается на ветру — проверочное слово ве́ять.

​​​​​​​

Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

В корнях , клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением  и «а», и «о», например:

  • гореть, горелка, загореть, загорелый, загоревшийся, загорать, угореть, угорелый, подгореть, подгорелый, подгоревший, погорелец, сгореть, несгораемый, выгорать, выгореть, выгорание, возгорать, возгорание, перегореть;
  • загар, угар, угарный.
  • поклонение, поклониться, поклонись, поклоняться, склонение;
  • кланяться, уклон, поклон, Поклонная гора;
  • творить, творение, творец, сотворить, сотворение;
  • тварь, тлетворный, затвор, притвор.

Правило
В корнях кас/кос, написание буквы «а» диктует суффикс -а-, находящийся после корня.

Примеры:

  • касаться, касание, касательная, прикасаться;
  • прикосновение, прикоснуться, коснись;
  • излагать, прилагать, прилагаю, предлагать, налагать;
  • изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.

Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.

Правило
В корне скак-/скоч- написание букв «а» или «о» без ударения зависит от последующей согласной.

Примеры:

  • проскакать, скакание, обскакать, скакун, скакалка;
  • подскочить на месте, выскочить из дома, заскочить на минуту, перескочить через лужу, выскочка.

Безударные гласные а/о чередуются в корне раст-/ращ-/рост-/рос-.

Примеры:

  • растение, расти, растительность, росток, выращенный;
  • водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.

Чередование букв а/о отметим в словах с корнем плав-/плов-.

  • плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
  • пловец — пловцы, пловчиха — пловчихи.

В корнях мак-/моч- написание чередующихся гласных а//о является смысловым.

Примеры:

  • макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
  • смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.

Звонкие и глухие согласные

Все согласные звуки русского языка можно разделить на звонкие, в которых участвует голос, и глухие, которые состоят только из шума и без участия голосовых связок.

При этом некоторые из них образуют пары и потому называются «парными».

Когда мы произносим любую из этих пар, звучит один и тот же звук, но в одном случае — с участием нашего голоса (звонкие), а в другом — без него (глухие).

Другая группа согласных звуков, которая нам сегодня пригодится, это сонорные согласные: л, м, н и р.

На первый взгляд они совсем разные, однако всех их объединяет одно: при их произнесении задействовано намного больше голоса, чем шума. Другими словами, из всех согласных они максимально близки к гласным. Их даже можно пропеть!

Итак, как же все это поможет нам при правописании проверяемых согласных в корне слова?

Дело в том, что зачастую парные звонкие и глухие согласные имеют склонность «маскироваться» друг под друга

Это касается только устной речи, и именно поэтому так важно следить за грамотным написанием слов с данной орфограммой

При произношении парные звонкие и глухие согласные заменяются друг на друга следующим образом:

  • звонкие оглушаются перед глухими и на конце слова;
  • глухие озвончаются перед звонкими.

Например: мы пишем круг, а говорим . При произношении звонкий согласный г на конце превратился в глухой к. Однако на письме ничего не меняется.

Или, допустим, существительное молотьба. Если произнести его вслух, перед звуком б будет явно слышаться , а не . Это происходит именно потому, что звук б — звонкий, и глухой т «подстраивается» под него.

{"questions":,"items":}}}]}
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}

Закрепим материал

На этом уроке мы выучили, что звонкие согласные могут оглушаться, а глухие — озвончаться, а потому так важно уметь подбирать проверочные слова, чтобы не ошибиться на письме. Теперь пройдите небольшой тест, выбирая букву, которая должна стоять на месте пропуска

Теперь пройдите небольшой тест, выбирая букву, которая должна стоять на месте пропуска.

{"questions":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"Эта тропинка слишком У_КАЯ.`choice-8`","widgets":{"choice-8":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"Пожалуйста, не кладите ТРУ_КУ.`choice-23`","widgets":{"choice-23":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"С утра было морозно и туманно, и ИЗМОРО_Ь покрыла ветви деревьев. `choice-50`","widgets":{"choice-50":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"Ученик не сделал ни одной ОШИ_КИ. `choice-98`","widgets":{"choice-98":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}}]}

У Черного моря

Задание 1 (стр. 54)

Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 30–31) зону субтропиков. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведенным ниже «ключом».

Ответ

Для наглядности обвели синим зону субтропиков на юге (в левой части контурной карты).

Задание 2 (стр. 54)

Мама Сережи и Нади интересуется, знаешь ли ты растения Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма. Вырежи рисунки из приложения, и помести их в соответствующие окошки. Попроси соседа по парте или учителя проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

Ответ

магнолия, грецкий орех, кипарис, пальма, инжир

Задание 3 (стр. 55)

С помощью учебника заполни таблицу.

Ответ

Животные Чёрного моря и его берегов
Обитатели суши Обитатели суши, добывающие пищу в море Обитатели моря
Косуля Баклан Дельфин
Цикада Чайка Медуза
Богомол Краб
Жужелица кавказская Морской конёк
Ящерица кавказская Морская игла

Задание 4 (стр. 55)

Составь схему цепи питания, характерной для Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи о сложившихся здесь экологических связях.

Ответ

Водоросли —> рачки —> рыба —> дельфин

Нектар растений —> муха —> богомол —> чайка

Рачки питаются водорослями, рыба поедает рачков, а дельфины охотятся на рыбу.

Мухи питаются нектаром (соком) растений, богомол ловит и поедает мух и других насекомых, а чайки охотятся на богомолов и рыбу.

Задание 5 (стр. 56)

Подумайте, какие экологические проблемы Черного моря и его берегов выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Ответ

Меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем:

  • Загрязнение воды: модернизация очистных сооружений и канализации.
  • Отлов редких насекомых и животных: не ловить ради забавы бабочек и других насекомых, медуз и других морских обитателей.
  • Загрязнение мусором: убирать за собой мусор, а не выбрасывать в море и прибрежной зоне.
  • Вырубка деревьев: ограничить вырубку леса в субтропиках, высаживать новые деревья взамен вырубленных для компенсации.
  • Бесконтрольный сбор редких растений: бережно относится к растениям, не срывать цветы и не ломать кустарники.

Задание 6 (стр. 56)

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растения и животных Черного моря и его берегов. Подпиши их названия.

Ответ

Растения и животные Чёрного моря и его берегов из Красной книги России: и́глица колхи́дская, самши́т колхи́дский, тис ягодный, черноморская афали́на, жужелица кавказская

Задание 7 (стр. 57)

Мудрая Черепаха предлагает тебе задание. Используя текст учебника (с. 98–99), составь памятку, которая поможет сделать отдых у моря безопасным. Если будешь отдыхать у моря, обязательно выполняй эти правила.

Ответ

Как отдыхать у моря:

  1. Купайся только под присмотром взрослых.
  2. Не заплывай за буйки.
  3. Не купайся в шторм.
  4. Не находись на солнце без головного убора.
  5. Загорай только в утренние или вечерние часы, когда солнце не так активно.
  6. Тщательно мой руки, а также овощи и фрукты.
  7. Не причиняй вред обитателям моря и его берегов (а такую живность как, например, медуза лучше вообще не трогать).

Задание 8 (стр. 57)

По заданию учебника (с. 102) нарисуй Черное море и его берега.

Ответ

Как я представляю себе Чёрное море и его берега

Чёрное море мы себе представляем с песчаными (или с галькой, т.е. мелкими камешками) пляжами, пальмами (в России на юге в субтропиках тоже растут пальмы). Можно добавить белую яхту на воде и дельфинов (черноморских афалин).

Задание 9 (стр. 57)

Здесь ты можешь записать свои вопросы к другим ребятам (по заданию учебника с. 102).

Ответ

Какие виды дельфинов водятся в Чёрном море?Ответ: афалины

Почему жуки-светляки так называются?Ответ: потому что светятся в темноте

Растут ли на черноморском побережье кокосовые пальмы?Ответ: Нет, в наших субтропиках для кокосовых пальм слишком холодно (зимой), но у побережья Черного моря (в Сочи, например) растут другие, более морозоустойчивые виды пальмовых растений.

Предыдущая страница Следующая страница

Сильная и слабая позиция для согласных звуков

Слабыми позициями для согласных являются положения:

  • на конце слова для парных по звонкости-глухости согласных (луг и лук, согласная на конце этих слов слышится одинаково из-за оглушения);
  • перед другим согласным (просьба — перед звонким согласным глухой С озвончается и звучит как ; трубка — перед глухой согласной происходит оглушение );
  • в группе трёх и более согласных (звёздный, тростник, в обоих случаях одна из трёх рядом стоящих согласных выпадает, становится непроизносимой , ).

Написание проверяемых согласных в корне слова нужно уточнять подбором однокоренного слова, в котором согласный находился бы в сильной позиции и хорошо бы слышался. Сильная позиция для согласного — это:

  • перед гласным звуком (дуб — дубы);
  • перед сонорным согласным (рубка — рублю, топка — топлю).

Позиция перед сонорным согласным является сильной только для звуков, подвергшихся оглушению-озвончению В случае с непроизносимым согласным сонорная не помогает распознаванию (солнце, хрустнуть).

Что мы узнали?

Правописание гласных и согласных в слабой позиции нужно проверять подбором слова, в котором эти звуки были бы отчётливо слышны.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Орфограммы в корне

Орфограммы в корне являются многочисленными и могут быть разделены на ряд групп:

  1. Написание безударных гласных, причем как проверяемых с помощью ударения, так и непроверяемых.
  2. Правописание гласных, которые относятся к чередующимися (гласных е/и и а/о).
  3. Употребление в слове удвоенной согласной.
  4. Написание слов с непроизносимыми согласным.

Существуют также ряд случаев написания, которые обусловлены позиционными изменениями согласным звуков, например, оглушением или смягчением. Так, в словах «коа», «молоа», «воал» имеет место озвончение, а в случаях со словами «дуи, уий, скольий – оглушение.

Опознавательными признаками данных типов орфограмм выступают следующие:

  1. Положение по отношению к ударению (для большинства корней с гласными).
  2. Вид корня и наличие в нем чередования, не обусловленного фонетически (для чередующихся гласных).
  3. Стечение согласных звуков.
  4. Фонетические признаки заимствования (наличие удвоенных согласных в корне).
  5. Позиция звонкого согласного перед глухим либо в конце слова, а глухого – перед звонким.

Статья: Правописание гласных и согласных в корне

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).

Написание чередующихся гласных зависит от одного из условий: ударения, конечных согласных корня, наличия суффикса -а-, смыслового значения. Данное правило отрабатывается в 5 классе.

Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»

  1. Поставь в слове ударение.
  2. Выдели корень (подобрав однокоренные слова).
  3. Найди гласную, нуждающуюся в проверке.
  4. Подбери проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, то возможно это непроверяемая безударная гласная (словарное слово).

Словарные диктанты

  • Гора, скала, река, пора, трава, вода, зима, плита, сестра, село, весло, число.
  • Сады, поля, леса, дрозды, цветы, столы, ряды, мячи, листы, края, дела, хлеба.
  • Коза, овца, трава, вода, спина, страна, волна, бревно, моря, рога, следы, шары.
  • Осень, зима, вечер, старик, тепло, холод, народ, жара,  паруса, мячи, дворы.
  • Лесок, цветок, стожок, рожок, зверёк, снежок, пенёк, грибок, часок, денёк, свисток, медок, ледок.
  • Ночной, большой, деревня, вершина, площадка, крольчата, смельчак, сторожка, селёдка, голубка, бежит, дрожит.
  • Вишневые, сады, спелые плоды, широкие поля, сосновые леса, белые грибы, медвежьи следы, весёлые чижи, густая трава, частые дожди.
  • Гостил, дарил, платил, ласкал, сорил, возил, шагал, свистел, светил, кормил, бежал, читал, сказал, стоял, написал, очищал, заплатил, звонил.
  • Ворота, голова, голод, голос, волосок, дорогой, молодой, болотный, молоко, борода, морозный, город, берег, сторона.
  • Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер,  летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
  • Родная сторона, ржаной колосок, городской житель, дорогой подарок, золотой гребень, птичьи голоса, большие холода, степной цветок, домашний котёнок, кленовый листок, скалистый берег, лосиный остров, зелёные поляны.
  • Валить деревья, бежать по дороге, зарядить ружье, держать молоток, висит картина, мирить друзей, спешить на берег, замерзать от холода, скрипят сапоги.

Правописание согласных в корне

Согласные звуки, подвергающиеся позиционным чередованиям, на письме в одной и той же морфеме обозначают одинаковыми буквами: косить – косьба, узость – узкий.

Если в слове имеется удвоенная согласная, необходимо смотреть, в какой именно части слова она находится. В русских словах, как правило, удвоенных согласных в корне нет, они появляются только на стыке морфем: рас-сказ, от-тепель, длин-ный, туман-н-ость и др.

Удвоенные согласные в корне – признак того, что слово было некогда заимствовано: троллейбус, хоккей, терраса, перрон, пассажир и др. Написание таких слов не регулируется правилами, поэтому для уточнения количества согласных необходимо пользоваться орфографическим словарем.

В словах, где имеются непроизносимые согласные, наблюдается стечение согласных звуков. Как правило, в соответствии с принципами русского произношения звуки, которые сложно вписать в артикуляцию всего сочетания в целом, подвергаются выпадению как находящиеся в слабой позиции: сее, сое, праик, гиганий, прелеый, меый и проч. Для их «проявления» необходимо, чтобы они вновь оказались в фонетически сильной позиции, где их звучание наиболее отчетливо: сердечко, солнышко, празден, гиганты, прелесть, место.

От таких слов необходимо отличать те, которые не содержат непроизносимых согласных, но фонетически похожи на указанные сочетания: словесные игры, чудесные игрушки, искусный мастер, участвовать в конкурсе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: