Упражнение 238 — гдз русский язык 4 класс. канакина, горецкий. учебник часть 1

Впр по русскому языку за 4 класс — комплект 2 вариант 1

Происхождение пословицы

Наши предки испокон веков жили большими семьями. Это было экономически выгодно. Пища готовилась с утра на весь день и обеспечивала потребности всех обитателей хозяйства. Труд в основном был коллективным: сев, покос, жатва требовали многих рук.

Вместе росли и дети, за которыми присматривали старики. Они помогали взрослым выполнять посильную работу и всегда имели товарищей для игр. Ребятишек рождалось немало. Над современным явлением «многодетности» тогда могли бы посмеяться. Нормой в деревнях считалось наличие не трёх, а 6-10 детей.

Конечно, в таком большом семействе существовали чёткие правила, регламентирующие поведение старших и младших. Необходимо было слушаться «большуху» и «большака» (бабушку и дедушку, либо старшего брата и его жену), почитать родителей, заботиться о слабых.

Лень была недопустима и жёстко порицалась. Ясно, что в таких семьях люди не чувствовали себя одинокими и забытыми. Вот почему идиома имеет ярко выраженный положительный оттенок.

Синонимы

Далеко не все пословицы о большой семье столь прекраснодушны. Есть, например, народная мудрость: «В большой семье клювом не щёлкай», «Кто первый встал – того и ложка». Не идиллической выглядит и поговорка «Семеро по лавкам».

В качестве же синонимов можно вспомнить несколько пословиц о согласии:

Не то важно, что …
С милым рай в шалаше.

В наше время, когда лучшей формой любви считается любовь на расстоянии, искусство уживаться на одной территории почти позабыто. Хорошо ли это? Покажет время.

Тест на знание пословиц

Оцените выразительность своей речи! Пройдите тест на знание пословиц.

Пройти тест » Другие тесты

Пословицы на букву «В»Пословицы о дружбе

Значение выражения

Когда произносят фразу «В тесноте да не в обиде», это означает, что людям хорошо находиться рядом, несмотря на скромные жилищные условия. Самое ценное в такой ситуации – дружба, любовь, душевная теплота.

Этой пословицей можно охарактеризовать жизнь большинства многодетных семей в России. Построить отдельный большой дом могут далеко не все, поэтому приходится вшестером-всемером ютиться в небольших квартирках. Но мудрые родители понимают: главное – не отдельная комната для каждого члена семьи, а умение ладить, договариваться, уживаться под одной крышей.

Другой пример – уютное купе поезда, в которое набивается человек двадцать студентов. Они играют в настольные, поют песни, общаются, и никого не смущает необходимость свешиваться чуть ли не с третьей полки. В хорошей компании тесноту можно и потерпеть – никто не в обиде.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Вопрос

№238 учебника 2011-2022 (стр. 126):

Прочитайте пословицы. Определите главную мысль одной из них.

      1. Лучше жить1 в теснот.., чем в обид.. . 2. При солнышк.. тепло, при матер.. добро. 3. Кошк.. — игрушки, а мышк.. — слёзки. 4. Без букваря3 и грамматики не учатся и математик.. . 5. Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасност.., мудрость в гнев.., дружба в нужде. 6. По капельк.. — море, по былинк.. — стог.

  • Спишите, вставляя окончания имён существительных.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Подсказка

№238 учебника 2011-2022 (стр. 126):

Окончание существительного зависит от падежа и склонения. Определи их, чтобы доказать правильность выполнения задания.

Ответ

№238 учебника 2011-2022 (стр. 126):

Вариант ответа #1:

     Главная мысль пословицы «По капельке — море, по былинке — стог» сводится к тому, что большое начинается с малого, если каждый внесёт свою малую лепту в общее дело, то можно совершить нечто великое, большое.

    Лучше жить в тесноте, чем в обиде. При солнышке тепло, при матери добро. Кошке — игрушки, а мышке — слёзки. Без букваря и грамматики не учатся и математике. Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасности, мудрость в гневе, дружба в нужде. По капельке — море, по былинке — стог.

     Жить  — 1 слог.

ж — — согл., звон. парн., твёрд. непарн.;

и — — гласн. ударн.;

т — — согл., глух. парн., мягк. парн.;

ь звука не обозначает.

__________

4 б., 3 зв.

     (Без) букваря — сущ. (без чего?), н. ф. — букварь, нариц., неодуш., м. р.. 2-е скл., в Р. п., в ед. ч., вт. чл.

     Докажем, что верно выполнили задание: в тесноте — П. п., ж. р., 1-е скл.; в обиде — П. п., ж. р., 1-е скл.; кошке — Д. п., ж. р., 1-е скл.; мышке — Д. п., ж. р., 1-е скл.; математике — Д. п., ж. р., 1-е скл.; в опасности — П. п., ж. р., 3-е скл.; в гневе — П. п., м. р., 2-е скл.; по капельке — Д. п., ж. р., 1-е скл.; по былинке — Д. п., ж. р., 1-е скл.

Вариант ответа #2:

1. Лучше жить в тесноте (П. п., 1 скл.), чем в обиде (П. п., 1 скл.) .

2. При солнышке (П. п., 2 скл.) тепло, при матери (П. п., 3 скл.) добро.

3. Кошке (Д. п., 1 скл.) — игрушки, а мышке (Д. п., 1 скл.) — слёзки.

4. Без букваря и грамматики не учатся и математике (Д. п., 1 скл.). (значение: без знания русского языка и математику нельзя освоить, даже задание не прочитаешь)

5. Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасности (П. п., 3 скл.), мудрость в гневе (П. п., 2 скл.), дружба в нужде.

6. По капельке (Д. п., 1 скл.) — море, по былинке (Д. п., 1 скл.) — стог.

   Жить  — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж  — зв. согл., звон. парн., твёрд. непарн.;

и  — звук гласный. ударный;

т  — зв. согл., глухой парн., мягкий парн.;

ь 

   (Без букваря) — сущ., без чего? Н. ф. — букварь, неодуш., нариц., м. р.. 2 скл., ед. ч., Р. п., вт. чл.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: