Виды предложений по интонации и цели высказывания

Гдз и решебник русский язык 4 класс канакина, горецкий - учебник

Упражнение 10.13

1. Вспомните, какими фразами начинается одна из «Повестей Белкина» А. Пушкина — «Станционный смотритель». Объясните постановку знаков конца предложения.2. Спишите, решая орфографические задачи.

Кто (н..)прокл..нал станционных смотрителей, кто с ними (н..)бра́нивался? Кто, в минуту гнева, (н..)требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бе..полезную жалобу на пр..теснение, грубость и неисправность? Кто (н..)поч..тает их извергами человеческого рода, равными покойным под(ъ/ь)ячим или по крайней мере муромским разбойникам?

3. Сравните иллюстрации художников М. Добужинского и Д. Шмаринова к повести «Станционный смотритель». Какой эпизод на них изображён? Чья иллюстрация оказала на вас большее эмоциональное воздействие? Почему? Поделитесь своими впечатлениями.

Виды предложений по интонации

По интонации и силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:

  • восклицательные
  • невосклицательные.

Невосклицательные предложения

Каждое предложение имеет интонацию конца предложения. Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.

Определение
Предложение, в котором не выражено чувство, называется невосклицательным.

Примеры невосклицательных предложений

Восклицательные предложения

Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего. Тогда произносятся они с особой интонацией восклицания.

Последнее предложение в этом сообщении является по интонации является восклицательным, так как выражает чувство восхищения.

В восклицательных предложениях используются местоимения и наречия в роли усилительных частиц:

Что такое интонация предложения?

Интонация является одной из важных характеристик предложения. Начнем с определения, что называется интонацией.

Это слово имеет латинское происхождение: глагол intonare буквально значит «громко произносить». В синтаксисе русского языка  термин «интонация» обозначает ритмико-мелодический строй предложения, как в устной речи оно произносится, с повышением или понижением тона.

Рассмотрим более подробно, с какой интонацией произносятся предложения и какую имеют эмоциональную окраску.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
Восклицательное Невосклицательное
Мне подарили котенка! Мне подарили котенка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Повествовательное Вопросительное Побудительное
На улице прекрасная погода. Почему вы сидите дома? Идите гулять.

Определи тип предложения по цели высказывания?

Определи тип предложения по цели высказывания.

1) В темном небе горят яркие звезды!

1. Предложение с обособленным обстоятельством : Б) Я думаю, что, |несмотря на свой возраст|, ты очень неплохая артистка. (обстоятельство уступки) 2. Предложение, в котором есть однородные члены : а) Он вдруг закричал, замахал ногами. (однородные с..

Согласные : м, р, н, с, л, н, с, к, р, п, з, д, д, м, с, к, в Гласные : а, и, а, е, а, а, о, ы, о, е, о, о, ы.

Согласные : М р н с л н с к о й п з д д М с к в Гласные а и а е а а о ы о е о о ы.

И. п, И. П, П. П, Р. П, И. П, Р. П, П. П если слова все отдельно и последнее считается как одно числительное.

ДобрЫЙ — муж. Р ДобрАЯ — жен. Р ЛеснОЙ — муж. Р ЛеснАЯ — жен. Р.

Это часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать.

Я не знаю что тебе именно надо но я думаю что тебе надо переставить слова : Дедушка подарил ежика детям.

Затаив — затаить(суффиксальный способ) приучились — приучить(суффиксальный способ).

Наблюдает — наблюдала. Это глагол. Он изменяется по времени : наблюдает — настоящее время, наблюдала — прошедшее время.

Источник

Упражнение 10.16

1. Прочитайте тексты. Определите их тему, основную мысль.

I. Авторская песня — тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза… И расчёт в авторской песне только на одно — на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, судьбы человеческие, одни и те же мысли. Короче говоря, всё рассчитано на доверие. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание — услышать.

Авторская песня, видимо, — это настолько живое дело, что вы сразу становитесь живым организмом с теми, кто сидит в зрительном зале. А вот какой у этого организма пульс — таким он мне и передаётся. Всё зависит от нас с вами (В. Высоцкий).

расчёт, но рассчи́тывать

II. — Булат Шалвович, что, на ваш взгляд, главное в авторской песне?

— Авторская песня — это прежде всего стихи (а не текст) под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи, которые можно и читать про себя, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает их доступнее.

Авторская песня заставляет людей задуматься о самих себе, собственном предназначении в жизни. Авторская песня возвышает Добро, Любовь, Человеческую личность и тем самым объединяет людей.

— Булат Шалвович, а когда у вас возникает песня, стихотворение, необходим для этого какой-нибудь внешний толчок?

— Конечно, бывает именно внешний толчок. Но главное — это то, что накопилось внутри. Я никогда песен специально не писал. Появились стихи, которые хотелось напевать под какую-нибудь мелодию. Потом происходило странное: мои стихи уже не жили как стихи без определённой музыкальной интонации. Поэтому возникла гитара. Она стала средством контакта с читателями, со слушателями (из книги «Поговорим… Поспорим…»).          

аккомпанеме́нт      деклами́ровать

В. Высоцкий (1938—1980)

Б. Окуджава (1924—1997)

2. Какой текст представляет собой монолог, а какой — диалог? Обоснуйте ответ.3. На примере реплик Б. Окуджавы, которые состоят не из одного предложения, а из нескольких, представляют собой развёрнутое высказывание, докажите, что диалог может «вбирать в себя» монолог.4. Какой жанр диалогической речи представлен в части II упражнения?5. Выскажите своё отношение к авторской песне. Кого из современных бардов вы знаете? Чьи песни вам нравятся? Почему?

Упражнение 10.17

1. Прочитайте. Какая форма речи представлена в тексте: монолог или диалог? Используются ли в тексте вопросно-ответные конструкции? Как вы думаете, с какой целью это сделано?

В. Распутин (1937—2015)

Наслаждение чтением прозы Валентина Распутина есть огромная радость. Но откуда же берётся энергия действия, радость бытия? Да прежде от того, что мы видим: нет ничего такого, что могло бы утаиться от писателя. Что не ради описания бед и несчастий задуманы и свершены страницы книг, но ради осознания себя. Ведь это свою, всё вмещающую душу исследует писатель, ведь это он на себя берёт заботы и тревоги дорогих ему людей.

Литература есть пропаганда мудрости тысячелетий. Если от такого её высокого назначения вести отсчёт, то кто есть пропагандист-писатель? Мудрец. Что составляет мудрость? Талант, доброта и знание.

Откуда же берёт силы талант Распутина? От родины. И это не просто от любви к родине, чувство это прекрасно и достижимо: как без матери не было бы нас, так без родины не было бы духовности. Но любовь к родине должна непрерывно подтверждаться делом помощи родине. Что и делает наш писатель (В. Крупин).

2. Как вы понимаете выделенные высказывания? Напишите небольшое сочинение, взяв в качестве темы одно из этих высказываний.

Определите каким по цели высказывания и по интонации является каждое из данных предложений?

Русский язык | 1 — 4 классы

Определите каким по цели высказывания и по интонации является каждое из данных предложений.

1 как осень хороша !

2 как чисты небеса !

3 смилуйся государыня рыбка !

4 куда мой мед деваться мог?

4 ведь был полнехонький горшок !

Крокодил солнце в небе проглотил !

6 никто меня не жалеет!

1) повествовательное, восклицательное2)повествовательное, восклицательное3)побудительное, восклицательное4)вопросительное, невосклицательное5) повествовательное, восклицательное6) повествовательное, восклицательное 7)повествовательное, восклицательное 8) повествовательное, восклицательное.

4 класс. Развитие речи. Урок 6

Практическое задание к уроку 6 по развитию речи в 4 классе.

Работа с текстом

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом.

Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей как будто помолодевшие ели и сосны. Они освежены холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами.

Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника. Но листья эти жёсткие и хрупкие в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов

1. Прочитай текст.

2. Определи тему текста. Найди ключевые слова и словосочетания, которые раскрывают тему.

Тема: Глубокая осень.

Ключевые слова: глубокая осень; низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны сады, рощи и леса; всё видно насквозь, деревья облетели; увядшие листья; холодным воздухом, мелкими дождями и влажными туманами; у стлана земля листьями; листья жёсткие и хрупкие в морозы.

3. Определи тип текста. Как ты думаешь, текст Сергея Аксакова – это описание осеннего леса или повествование о каких-то событиях из жизни леса?

Описание. Это описание осеннего леса.

4. Используя текст, допиши недостающие в схеме слова.

⇒ берёзы увядшие и желтоватые. листья ⇒ в сырую погоду мягкие и пухлые. ⇒ в морозы жёсткие и хрупкие.

5. Выпиши из первого абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.

Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

6. Запиши, с чем сравнивает автор мелкие осенние дожди.

Мелкие, как пар, дожди.

7. Составь словосочетания, используя текст.

ели (какие?) — помолодевшие

туманами (какими?) — влажными (какими?) — ночными

вскакивают (от чего?) от шороха

8. Образуй из двух слов одно. Выдели корни в словах.

9. Спиши предложение, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Разбери предложение по членам и частям речи.

По синему небу проплывают ни з кие т я жёлые о блака.

10. Впиши в клеточки имена прилагательные, используемые автором в тексте.

Листья разных цветов

Р А З Н О Ц В Е Т Н Ы Е

Листья светло-жёлтого цвета

Ж Е Л Т О В А Т Ы Е

Куда не проникал глаз…

Ч Е Л О В Е Ч Е С К И Й

11. Какая часть текста подтверждает, что рассказчик — хороший охотник?

Последняя часть текста подтверждает, что рассказчик – хороший охотник. Он наблюдательный человек.

12. Можно ли из текста понять, какой воздух в осеннем лесу? Какое там освещение? Какие краски?

Воздух холодный, прозрачный. Лес освещён лучами осеннего солнца. Краски осеннего леса: “желтоватые листья, блистающие золотом”, “яркая… красноватая сеть берёзовых ветвей”, вечнозелёные ели и сосны, “устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями”.

13. С каким живописным произведением можно сравнить этот текст: с пейзажем, с портретом, с натюрмортом?

14. Объясни значение слова «глубокая» (осень) в первом предложении.

Глубокая (осень) — поздняя.

15. Отметьте правильный ответ. Буква о пропущена в словах группы :

1) …сень, …блака;

Упражнение 10.22

1. Найдите в тексте стихотворения согласованные определения. Как они располагаются по отношению к определяемому слову? Какой порядок расположения согласованных определений является стилистически нейтральным, а какой — экспрессивным?

Погасло дневное светило;На море синее вечерний пал туман.Шуми, шуми, послушное ветрило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан.Я вижу берег отдалённый,Земли полуденной волшебные края.

А. Пушкин

2. Найдите в тексте фонетические и лексические архаизмы.

Нарушение обычного, стилистически нейтрального порядка слов называется инверсией. Так, нейтральный порядок слов предполагает постановку согласованного определения перед определяемым словом, а инверсионный — после него, например:

Люблю глаза твои, мой друг,С игрой их пламенно-чудесной (Ф. Тютчев).

Сравните: твои глаза, пламенно-чудесная игра.

Рассветает

Солнышко проснулось. Рассветает. Розовеет небо вдалеке. На ладошке неба Звёзды тают, Как зимой снежинки на руке. (С. Пшеничных)

Что вы представили, читая каждое предложение? Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении?
Подготовьтесь к письму по памяти данного стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

13. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.

  1. Золотая, наступает, осень.
  2. В, берёз, видны, жёлтые, листве, пряди, зелёной, и, лимонные.
  3. На, краснеют, рябины, гроздья, полянах, ярко, и, лесных, калины.
  4. Развесистый, роняет, на, дуб, жёлуди, землю, спелые.
  5. Стаи, к, готовятся, дроздов, на, отлёту, юг.
  6. А, лесу, в, грибов, появилось, сколько!
  • Составляют ли предложения текст? Какой темой их можно объединить?
  • Продолжите текст: составьте и запишите 1-2 предложения на эту же тему.

14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки?

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

(Г. Граник)

Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

Вспомните! По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

  • Повествовательное предложение содержит сообщение, повествование, рассказ о чём-либо: В хозяйстве и верёвочка пригодится.
  • Вопросительное предложение заключает в себе вопрос: Что ты сделал в жизни хорошего?
  • Побудительное предложение содержит побуждение (совет, просьбу, пожелание, призыв): Пусть будет мир во всём мире!

15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Упражнение 10.27

Прочитайте начало рекламного проспекта о Березинском биосферном заповеднике. Составьте туристический рекламный проспект, посвящённый какой-либо природной или архитектурной достопримечательности Беларуси, используя экспрессивные синтаксические конструкции.

Желаете побывать в уникальном* лесу, где в диких условиях обитает пятёрка самых крупных млекопитающих Европы — зубр, медведь, лось, волк и рысь, пройтись по медвежьимм тропам, послушать громкое токование тетеревов, познакомиться с любопытнейшимим персонажами белорусской мифологии? В таком случае вы просто обязаны посетить Березинский биосферный заповедник (из книги «99 знаменитых мест Беларуси»).

Упражнение 10.20

Сравните предложения. Какие слова выделяются логическим ударением? В каких словах заключена наиболее важная, новая информация? Какие конструкции информативно более ёмкие и обладают бо́льшими выразительными возможностями?

                                1. Кто-то поднял песню. Свою. Родную.                                                    1. Кто-то поднял свою родную песню.
                                         2. Поэтому буду сочинять. Про свою жизнь.                                                              2. Поэтому буду сочинять про свою жизнь.
                          3. Не везёт мне, дед. Крепко.                  3. Крепко не везёт мне, дед.
                                                    4. Надо будет поехать в сельсовет. Протокол составить.                                                           4. Надо будет поехать в сельсовет протокол составить.

                                                      5. А старик смотрел на него. Внимательно. Грустно (В. Шукшин).

                                                               5. А старик смотрел на него внимательно, грустно.

Упражнение 10.18

Прочитайте тексты. Определите стили речи. Используя данные тексты, подготовьте учебное сообщение об использовании вопросно-ответных конструкций в монологических текстах разной стилевой принадлежности.

I.Знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастьем — торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и эдак, прикидывать: может, и получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другомус? Ура, просвет! Неужели просвет? (С. Соловейчик).

II. Камчатка! Мне кажется, нет на земле ещё такого же, почти сказочногосл сундука с богатствами и диковинами природы. Горы? Есть, через весь полуостровсл тянется горный хребет. Равнины? Есть, великолепные тундровые равниныо с речками тихими и с покоряющими названиями (В. Песков).

III. Почему же он так недоволен собою? Почему, правильно решив свою задачу, он ощутил горький привкус ошибки и просчёта? Может быть, он говорил с мальчиками необдуманноо, поверхностно, не от всего сердца?

Нет, он говорил всерьёз, уважительно и требовательно.

И, однако же, нечего кривить душой — разговор не удался. Почему? Да потому, очевидно, что дело было не только в том, что Яковлев не приготовил урока, а Петровский написал за него контрольную. За историей с контрольной, несомненно, стояло, как это часто бывает в жизни, что-то ещё (С. Георгиевская).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: