Мягкий знак (ь) на конце Имен существительных после шипящих
Номер 51.
Прочитайте вслух имена существительные.
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.
- Произнесите звуки, которые вы услышали на конце каждого слова. Скажите, что вы знаете об этих звуках. А что необычного вы заметили в написании данных слов?
- Определите род имен существительных. Запишите слова в две группы.
Образец.
м. р. ж. р.
Ковш, … . Мышь, … .
Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак (ь).
Ответ:
Но,ро, вра, до, в’э,коф, мы, тав́ар’и.
Звук – всегда твердый, звук – всегда мягкий, звук – всегда мягкий.
Я заметила, что в именах существительных женского рода с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.
Таким образом, мягкий знак на конце после шипящих пишется в именах существительных женского рода.
Номер 52.
Отличается задание?
Переключите год учебника.
2021
2023
Прочитайте. Объясните смысл одной из пословиц.
1. Речь вести – не лапти плести. 2. Рожь1 поспела – берись за дело. 3. Умный товарищ – половина дороги. 4. Ложь человека не красит. 5. Всякая вещь1 хороша на своем месте.
- Объясните написание выделенных слов.
- Запишите любые две пословицы по памяти. Проверьте себя.
- Выполните звуко-буквенный разбор указанных слов.
Ответ:
Умный товарищ – половина дороги. Умный друг сможет многое дать, он – хороший пример. Глядя на него нужно стремиться к лучшему.
Речь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.Рожь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.Товарищ – существительное мужского рода. На конце существительных с шипящим на конце мягкий знак не пишется.Ложь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.Вещь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.
Речь вести – не лапти плести.
Рожь поспела – берись за дело.
Звуко-буквенный разбор1:
рожь – 1 слог
р – – согл.; зв. непарн.; тв. парн.;
о – – гласн.; ударн.;
ж – – согл.; глух. парн.; тв. непарн.;
ь – – не обозначает звука.
4 б., 3 зв.вещь – 1 слог
в – – согл.; зв. парн.; мягк. парн.;
е – – гласн. ударн.;
щ – – согл.; глух. непарн.; мягк. непарн.;
ь – – не обозначает звука.
4 б., 3 зв.
Прочитайте. Объясните смысл одной из пословиц.
1. Речь вести – не лапти плести.
2. Рожь1 поспела – берись за дело.
3. Ложь человека не красит.
4. Всякая вещь1 хороша на своем месте.
- Объясните написание выделенных слов.
- Запишите любые две пословицы по памяти. Проверьте себя.
- Выполните звуко-буквенный разбор указанных слов (см. Памятку 1, с. 140).
Ответ:
Ложь человека не красит. – Не надо обманывать, человека, который обманывает, никогда не будут уважать.
Речь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.Рожь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.Ложь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.Вещь – существительное женского рода. На конце существительных с шипящим на конце женского рода пишется мягкий знак.
Речь вести – не лапти плести.
Рожь поспела – берись за дело.
Звуко-буквенный разбор1:
рожь – 1 слог
р – – согл.; зв. непарн.; тв. парн.;
о – – гласн.; ударн.;
ж – – согл.; глух. парн.; тв. непарн.;
ь – – не обозначает звука.
4 б., 3 зв.вещь – 1 слог
в – – согл.; зв. парн.; мягк. парн.;
е – – гласн. ударн.;
щ – – согл.; глух. непарн.; мягк. непарн.;
ь – – не обозначает звука.
4 б., 3 зв.
На конце имен существительных женского рода после шипящих мягкий знак (ь) пишется:
мышь, печь, ложь, мощь.
Мягкий знак (ь) в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.
На конце имен существительных мужского рода после шипящих мягкий знак (ь) не пишется:
гараж, борщ, камыш, ключ.Памятка 1. Как выполнить звуко-буквенный разбор слова1. Произнесите слово. Определите, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.2. Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.3. Произнесите (выделите голосом) каждый звук в слове по порядку.4. Определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назовите букву, которой обозначается каждый звук.5. Сделайте вывод о количестве звуков и букв в слове.
Конец страницы
Переход на другие страницы
Информация на этой странице была полезной?
4
5
(
29
голосов
)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!