Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого понятия.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы, дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
В русском языке антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):
Прочитайте.
В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незаме́тный, коричнева́то-серый, как воробушек, но имел такой чудный голос, что не было ему равного певца.
Н. Богословский
- Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте его.
- Запишите заголовок и текст. Подчеркните имена прилагательные.
№11 учебника 2023-2024 (стр. 9):
Прочитайте выразительно.
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А. Пушкин
- Какую картину вы представили, читая поэтические строки А. С. Пушкина?
- Какие слова помогли вам представить эту картину? Назовите эти слова.
- Какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени?
- Найдите в этих поэтических строках подтверждение мысли А.Куприна о русском языке.
- Спишите поэтические строки. Проверьте себя.
Подсказка
№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):
Вспомним, что текст — это два или более предложений, связанных по смыслу и объединённых общей темой.
Ответ
№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):
Перед нами текст, поскольку предложения объединены одной темой, общей мыслью и написаны в одном стиле.
Тема: описание соловья.
Главная мысль: неприметная внешность не отражает достоинств соловья.
Соловей
В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незамéтный, коричневáто-серый, как воробушек, но имел такой чудесный голос, что не было ему равного певца.
Н. Богословский
Пояснения:
чтобы найти в тексте прилагательные, необходимо помнить, что они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и тому подобное.
№11 учебника 2023-2024 (стр. 9):
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Когда читаешь строки, то представляешь картину поздней яркой осени. Помогают её представить слова: в багрец и золото одетые леса.
Авторское отношение к золотой поре осени выражено в следующих словах: унылая пора, очей очарованье, приятна, люблю, пышное увяданье.
Мысль Куприна о русском языке подтверждается строками стихотворения Пушкина. Стихотворение звучит очень протяжно, певуче, красиво; поэт очень выразительно описал осень, так, что мы, читая, представляем себе осеннюю картину; вместительность русского языка зримо проявилась в стихотворении Пушкина, который в четырёх строках сумел воспроизвести картину осени. Красота русского языка проявилась в тех словах, которые использовал Пушкин — «очей очарованье», «прощальная краса», «пышное увяданье», «одетые леса».
- ← Предыдущее
- Следующее →
Дополнительные комментарии и объяснения:
«ГДЗшник.ru» не только предлагает готовые ответы, но и дает дополнительные комментарии и объяснения к решениям. Это позволяет лучше понять материал, исправить ошибки и запомнить правильный подход к задачам. Таким образом, сервис становится не только инструментом для проверки, но и обучающим ресурсом.
Итак, если вам нужно быстро и бесплатно найти решения домашних заданий, обратитесь к сервису «ГДЗшник.ру». Удобство использования, бесплатность, актуальность информации и дополнительные комментарии делают этот ресурс отличным помощником для школьников. Не теряйте времени на поиски — «ГДЗшник.ру» поможет вам успешно справиться с учебными заданиями!
На ГДЗшник.ru вы найдете не только готовые ответы, но и подробные разъяснения к ним, что поможет вам глубже понять учебный материал и успешно справиться с домашними заданиями. Не забывайте использовать ГДЗ как инструмент для обучения и развития, а не как способ легкого пути к решению задач.
Часть 1:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проверь себя
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
Проверь себя
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
Проверь себя
Наши проекты
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
Проверь себя
Наши проекты
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
Наши проекты
Проверь себя
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
«Глагол». Расширить знания учащихся
— так какова же роль глаголов в речи?
|
2
96f57613ebac4098ea0437a375744b38
- Bu sahifa navigatsiya:
— так какова же роль глаголов в речи?
Все, что мы сейчас с вами вспомнили о глаголе, поможет выполнить следующее задание.
Задание 2 «Исключи лишнее слово» 1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (дружим — это глагол II спряжения, а остальные — I) . 2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (отвечаем — это глагол II спр., а остальные — I) . 3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют — будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени). Задание 3 Работа с перфокартами по вариантам. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, потом проверяют по вариантам.
Задание 4. Деформированный текст. Ребята, перед вами несколько предложений. Ваша задача-расположить их так, чтобы мы смогли прочесть связный текст. Запишите текст и вставьте пропущенные –тся или –ться. 1)Борей дует несколько дней и может внезапно стихнуть, затаи_ся для следующей атаки. 2)Обычно он скрывае_ся3 за горными хребтами, собирае_ся с силами и обрушивае_ся ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда. 3)Борей – это северный и северо-восточный порывистый, холодный ветер . 4)Для спасения надо срочно снима_ся с якоря и уходить в открытое море. Борей – это северный и северо-восточный порывистый, холодный ветер . Обычно он скрывае_ся за горными хребтами, собирае_ся с силами и обрушивае_ся ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда. Борей дует несколько дней и может внезапно стихнуть, затаи_ся для следующей атаки. Для спасения надо срочно снима_ся с якоря и уходить в открытое море. Задание 5 . Выполните морфологический разбор слова скрывается( у доски)
Непост.призн.: изъяв. наклонение., наст.вр.,ед.ч., 3 лицо
Задание 6: Составьте словосочетания с глаголами, определите их вид. |
2
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Русский язык — Проверочные работы 2 класс — 2017 год
Глагол — Части речи
1*. Прочитай. Найди в тексте глаголы.
Жаркий час
В полях тает снег. Пришёл жаркий час. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Вот другая ветка освободилась от снега и подпрыгнула. Зайцу стало страшно.
(М. Пришвин)
• Выпиши из предложений глаголы, которые отвечают на данные ниже вопросы.
Что делает? ______________________________________________________
Что сделал? ______________________________________________________
Что сделала? ______________________________________________________
2. Прочитай. Впиши пропущенные слова и вопросы.
Глаголы — это слова, которые обозначают ___________________ и отвечают на вопросы __________________________________________.
3. Прочитай. Впиши в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок.
На небе _________________ тучи. _________________ гром. _________________ молния. _________________ тёплый дождь. _________________ солнышко.
Дождь _________________. Трава _________________. В небе радуга _________________.
Слова для справок: загремел, сверкнула, полил, появились, горит, блестит, прошел, выглянуло.
• Найди распространённые предложения. Подчеркни в каждом из них грамматическую основу.
4. Прочитай. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово. Укажи над ним часть речи.
Повторил, повторение, повторить.
Звонить, звонил, звонок, позвонит.
Клеить, клеит, наклеить, наклейка.
• Обозначь в словах ударение. Проверь правильность постановки ударения в глаголах по орфоэпическому словарю в учебнике (часть 2, с. 133).
• Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?
5*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь ударение в словах. Подчеркни глаголы.
Ск__рей, с__стра, на ры__ взгляни,
Попались на крючок они.
В в__дёрко руку окуни,
Не бойся: это окуни!
(Я. Козловский)
• Укажи над выделенными словами часть речи.
• Найди глагол с частицей не и обведи её в кружок.
6*. Прочитай. Догадайся, какую загадку про часы сочинил автор. Запиши её.
Идут — _______________,
_______________ — _______________.
(Г. Ладонщиков)
Слова для справок: молчат, стоят, стучат.
7. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи число глаголов.
кр__чúт ___________________
льют ______________________
м__лчúт ___________________
п__ щúт _____________________
тр__ щúт ____________________
жужжат _____________________
• Запиши каждый глагол в форме другого числа. Укажи число записанных глаголов.
• Найди и подчеркни среди глаголов антонимы.
8. Прочитай стихотворение.
В яркой шляпе
Золотой
Ходит солнце
Над землёй,
А потом
Снимает шляпу
И прощается со мной.
(В. Орлов)
• Подчеркни слова, которые говорят о солнце как о человеке. Укажи над этими словами часть речи.
• Определи и отметь самый точный заголовок к этому стихотворению.
Солнце
Золотая шляпа .
Вежливое солнце
9. Прочитай. Обозначь ударение в глаголах.
Саша уже понял задачу, а Вера не поняла.
Маша ждала подружку у школы.
10. Прочитай. Определи количество предложений в записи. Запиши, правильно обозначая начало и конец каждого предложения.
Скоро пойдёт дождь пчёлка торопится домой а улитка не спешит она свой дом всегда с собой носит.
(В. Зотов)
11. Прочитай. Запиши текст, выбирая из скобок подходящий по смыслу глагол. Запиши свой заголовок к тексту.
Котята
На столе (стояла, лежала) кружка с молоком. А возле стола (ходили, резвились) котята.
Вдруг один котёнок (схватил, взял) салфетку и потащил. Кружка (упала, свалилась) на пол. Молоко (разлилось, вытекло).
(Котята, озорники, шалуны) и рады. Они стали (лакать, пить) молоко.
__________________________________
ПредыдущаяСледующая