Что такое антонимы в русском языке? примеры слов

Глагол презентация, доклад

Понятие об антонимах

Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».

Дадим точное определение этого понятия.

Определение

Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

А вот какое определение, что такое антонимы, дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:

  • умный — глупый;
  • день — ночь;
  • радушно — неприязненно.

В русском языке антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):

Прочитайте.

     В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незаме́тный, коричнева́то-серый, как воробушек, но имел такой чудный голос, что не было ему равного певца.

Н. Богословский

  • Докажите, что вы прочитали текст. Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст. Подчеркните имена прилагательные.

№11 учебника 2023-2024 (стр. 9):

Прочитайте выразительно.

    …Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса…

А. Пушкин

  • Какую картину вы представили, читая поэтические строки А. С. Пушкина?
  • Какие слова помогли вам представить эту картину? Назовите эти слова.
  • Какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени?
  • Найдите в этих поэтических строках подтверждение мысли А.Куприна о русском языке.
  • Спишите поэтические строки. Проверьте себя.

Подсказка

№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):

Вспомним, что текст — это два или более предложений, связанных по смыслу и объединённых общей темой.

Ответ

№11 учебника 2011-2022 (стр. 12):

Перед нами текст, поскольку предложения объединены одной темой, общей мыслью и написаны в одном стиле.

Тема: описание соловья.

Главная мысль: неприметная внешность не отражает достоинств соловья.

Соловей

    В старой роще над тихим озером жил соловей. Был он маленький, незамéтный, коричневáто-серый, как воробушек, но имел такой чудесный голос, что не было ему равного певца.

Н. Богословский

Пояснения:

     чтобы найти в тексте прилагательные, необходимо помнить, что они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и тому подобное.

№11 учебника 2023-2024 (стр. 9):

    …Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса…

Когда читаешь строки, то представляешь картину поздней яркой осени. Помогают её представить слова: в багрец и золото одетые леса.

Авторское отношение к золотой поре осени выражено в следующих словах: унылая пора, очей очарованье, приятна, люблю, пышное увяданье.

Мысль Куприна о русском языке подтверждается строками стихотворения Пушкина. Стихотворение звучит очень протяжно, певуче, красиво; поэт очень выразительно описал осень, так, что мы, читая, представляем себе осеннюю картину; вместительность русского языка зримо проявилась в стихотворении Пушкина, который в четырёх строках сумел воспроизвести картину осени. Красота русского языка проявилась в тех словах, которые использовал Пушкин — «очей очарованье», «прощальная краса», «пышное увяданье», «одетые леса».

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Дополнительные комментарии и объяснения:

   «ГДЗшник.ru» не только предлагает готовые ответы, но и дает дополнительные комментарии и объяснения к решениям. Это позволяет лучше понять материал, исправить ошибки и запомнить правильный подход к задачам. Таким образом, сервис становится не только инструментом для проверки, но и обучающим ресурсом.

   Итак, если вам нужно быстро и бесплатно найти решения домашних заданий, обратитесь к сервису «ГДЗшник.ру». Удобство использования, бесплатность, актуальность информации и дополнительные комментарии делают этот ресурс отличным помощником для школьников. Не теряйте времени на поиски — «ГДЗшник.ру» поможет вам успешно справиться с учебными заданиями!

   На ГДЗшник.ru вы найдете не только готовые ответы, но и подробные разъяснения к ним, что поможет вам глубже понять учебный материал и успешно справиться с домашними заданиями. Не забывайте использовать ГДЗ как инструмент для обучения и развития, а не как способ легкого пути к решению задач.

Часть 1:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Проверь себя

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

Проверь себя

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

Проверь себя

Наши проекты

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187

188

189

190

191

Проверь себя

Наши проекты

192

193

194

195

196

197

198

199

200

201

202

203

204

205

206

207

208

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

278

279

Наши проекты

Проверь себя

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

«Глагол». Расширить знания учащихся

— так какова же роль глаголов в речи?

bet 2/2
Sana 24.02.2022
Hajmi 25,5 Kb.
#233579
Turi Учебник

  2
96f57613ebac4098ea0437a375744b38

  • Bu sahifa navigatsiya:

— так какова же роль глаголов в речи?
— как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? Какова тема урока?

  1. Что мы называем глаголом?
  2. Что такое инфинитив? Какими свойствами он обладает?
  3. Какие морфологические признаки глагола мы изучили?
  4. Какие глаголы называются переходными?
  5. Как определить вид глагола? Что обозначают глаголы сов.и несов. вида?
  6. Как могут изменятся глаголы?
  7. Что такое спряжение глагола?
  8. От чего зависит написание личных безударных окончаний глагола?
  9. Какие наклонения глагола вам известны?
  10. Какие глаголы называются безличными?

Все, что мы сейчас с вами вспомнили о глаголе, поможет выполнить следующее задание.
Работа с текстом.
Каждый ученик получает карточку с текстом и таблицу
.
Дуб и ветер.
Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос.
Определить стиль и тип речи. Все глаголы вписать в таблицу и разобрать их

глагол вид спряжение возвратность наклонение число род лицо


Задание 2
«Исключи лишнее слово»
 
1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (дружим — это глагол II спряжения, а остальные — I) . 
2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (отвечаем — это глагол II спр., а остальные — I) . 
3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют — будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).
Задание 3
Работа с перфокартами по вариантам. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, потом проверяют по вариантам.

6 класс. Перфокарта. 1 вариант.
Е –и в окончаниях глаголов 3-го лица ед.ч.
6 класс. Перфокарта. 2 вариант.
Е –и в окончаниях глаголов 3-го лица ед.ч.
вар  т Верт  т
показыва  т держ  т
рису  т пил  т
бор  тся ненавид  т
плач  т кол  т
терп  т гон  т
се  т жал  т
обид  т та  т
кле  т смотр  т
ве  т стро  тся
хвал  т ед  т
круж  т растоп  т
открыва  т стел  т


Задание 4.
Деформированный текст. Ребята, перед вами несколько предложений. Ваша задача-расположить их так, чтобы мы смогли прочесть связный текст. Запишите текст и вставьте пропущенные –тся или –ться.
1)Борей дует несколько дней и может внезапно стихнуть, затаи_ся для следующей атаки.
2)Обычно он скрывае_ся3 за горными хребтами, собирае_ся с силами и обрушивае_ся ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.
3)Борей – это северный и северо-восточный порывистый, холодный ветер .
4)Для спасения надо срочно снима_ся с якоря и уходить в открытое море.
Борей – это северный и северо-восточный порывистый, холодный ветер . Обычно он скрывае_ся за горными хребтами, собирае_ся с силами и обрушивае_ся ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда. Борей дует несколько дней и может внезапно стихнуть, затаи_ся для следующей атаки. Для спасения надо срочно снима_ся с якоря и уходить в открытое море.
Задание 5 .
Выполните морфологический разбор слова скрывается( у доски)

  1. Скрывется(что делает?) глаг.обозначает действие
  2. Н.Ф.-скрываться. Пост. призн.: несов.в., возвратный, непереходный. 1 спрж

Непост.призн.: изъяв. наклонение., наст.вр.,ед.ч., 3 лицо

  1. Он (что делает?) скрывается.

Задание 6: Составьте словосочетания с глаголами, определите их вид.
Убирать, соберу.
Вытирать, растереть.
Зажигать, разожгу,
Выращивать, подрасти,
Загорать, сгореть.
Задание 7 .
Впишите подходящие по смыслу слова из списка, вставьте пропущенную букву.
Обессилил, обезлюдил, обессилел, обезлюдел, обезглавил.
Ужасный трехголовый змей прилетел в тридевятое царство и почти ______ его: бежали прочь и стар и млад, целые деревни _________. Иван крестьянский сын долго бился с трехглавым змеем и, казалось, совсем ______ и изнемог, но в конце концов он _______, а потом и ________ страшное чудовище.
Ребята, давайте вернемся к целям нашего урока и подведем итоги.
Do’stlaringiz bilan baham:

  2

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Русский язык — Проверочные работы 2 класс — 2017 год

Глагол — Части речи

1*. Прочитай. Найди в тексте глаголы.

Жаркий час

В полях тает снег. Пришёл жаркий час. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Вот другая ветка освободилась от снега и подпрыгнула. Зайцу стало страшно.

(М. Пришвин)

• Выпиши из предложений глаголы, которые отвечают на данные ниже вопросы.

Что делает? ________________­________________­______________________

Что сделал? ________________­________________­______________________

Что сделала? ________________­________________­______________________

2. Прочитай. Впиши пропущенные слова и вопросы.

Глаголы — это слова, которые обозначают ___________________ и отвечают на вопросы ________________­__________________________.

3. Прочитай. Впиши в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок.

На небе _________________ тучи. _________________ гром. _________________ молния. _________________ тёплый дождь. _________________ солнышко.

Дождь _________________. Трава _________________. В небе радуга _________________.

Слова для справок: загремел, сверкнула, полил, появились, горит, блестит, прошел, выглянуло.

• Найди распространённые предложения. Подчеркни в каждом из них грамматическую основу.

4. Прочитай. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово. Укажи над ним часть речи.

Повторил, повторение, повторить.

Звонить, звонил, звонок, позвонит.

Клеить, клеит, наклеить, наклейка.

• Обозначь в словах ударение. Проверь правильность постановки ударения в глаголах по орфоэпическому словарю в учебнике (часть 2, с. 133).

• Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?

5*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Обозначь ударение в словах. Подчеркни глаголы.

Ск__рей, с__стра, на ры__ взгляни,

Попались на крючок они.

В в__дёрко руку окуни,

Не бойся: это окуни!

(Я. Козловский)

• Укажи над выделенными словами часть речи.

• Найди глагол с частицей не и обведи её в кружок.

6*. Прочитай. Догадайся, какую загадку про часы сочинил автор. Запиши её.

Идут — _______________,

_______________ — _______________.

(Г. Ладонщиков)

Слова для справок: молчат, стоят, стучат.

7. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Укажи число глаголов.

кр__чúт ___________________

льют ______________________

м__лчúт ___________________

п__ щúт _____________________

тр__ щúт ____________________

жужжат _____________________

• Запиши каждый глагол в форме другого числа. Укажи число записанных глаголов.

• Найди и подчеркни среди глаголов антонимы.

8. Прочитай стихотворение.

В яркой шляпе

Золотой

Ходит солнце

Над землёй,

А потом

Снимает шляпу

И прощается со мной.

(В. Орлов)

• Подчеркни слова, которые говорят о солнце как о человеке. Укажи над этими словами часть речи.

• Определи и отметь самый точный заголовок к этому стихотворению.

Солнце

Золотая шляпа .

Вежливое солнце

9. Прочитай. Обозначь ударение в глаголах.

Саша уже понял задачу, а Вера не поняла.

Маша ждала подружку у школы.

10. Прочитай. Определи количество предложений в записи. Запиши, правильно обозначая начало и конец каждого предложения.

Скоро пойдёт дождь пчёлка торопится домой а улитка не спешит она свой дом всегда с собой носит.

(В. Зотов)

11. Прочитай. Запиши текст, выбирая из скобок подходящий по смыслу глагол. Запиши свой заголовок к тексту.

Котята

На столе (стояла, лежала) кружка с молоком. А возле стола (ходили, резвились) котята.

Вдруг один котёнок (схватил, взял) салфетку и потащил. Кружка (упала, свалилась) на пол. Молоко (разлилось, вытекло).

(Котята, озорники, шалуны) и рады. Они стали (лакать, пить) молоко.

______________­____________________

ПредыдущаяСледующая

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: