Однородные члены предложений: диктанты

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 12

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

что такое словосочетание;

  • определять словосочетание в предложении;
  • определять в словосочетании главное и зависимое слово;
  • приводить примеры словосочетаний.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

  • Пшеница (какая?) густая.
  • Созрела (где?) в поле.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Созрела (где?) в поле

Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

  • Листья (что сделали?) закружились.
  • Закружились (где?) в воздухе.
  • Листья (какие?) жёлтые.
  1. Прочитайте предложение.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

  1. Прочитайте. Укажи словосочетания.

2. солнце скрылось,

3. скрылось за тучами,

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

  1. Лес (какой?)густая

Проверочные диктанты с грамматическими заданиями

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Как много цветов! Цветы похожи на праздничный хоровод. На лугу белеют ромашки, синеет мышиный горошек, желтеют одуванчики. А лиловые колокольчики веселее всех. Они колышутся, кланяются от легкого ветерка. Так они приветствуют меня. Все лето цветут эти милые цветы. (По B. Соколову-Микитову)

Грамматические задания:

  1. Выпиши из текста предложение с однородными сказуемыми. Подчеркни их.
  2. Найди в тексте сложное предложение. Выполни его синтаксический разбор.
  3. Выпиши из текста существительные 2 склонения.

Цвет осени

Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный жёлтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Летом на её ствол, листья, ветви мы не обращаем внимания. Осенью осина превращается в красавицу. Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.

Грамматические задания:

  1. Выпиши из текста предложение с однородными второстепенными членами. Подчеркни их.
  2. Выполни фонетический разбор слова ясень.
  3. Выпиши из текста существительные 1 склонения.

Рассвет

Над полями, над лесами, над зелеными холмами поднималось красное солнышко. Наступал рассвет. Просыпалось солнце, потягивалось лучиками-руками, освещало окрестности. И так от этих тёплых, ласковых лучей становилось спокойно и радостно! Оживала природа, стряхивала с себя сон. И вот уже слышно пение птиц, жужжание пчёл, кваканье лягушек. Выкатилось солнце из-за горизонта во всей своей огненной красе. И деревенские петухи громко и дружно заголосили, перебивая друг друга. С добрым утром! (Наумова О.)

Грамматические задания:

  1. Выпиши из текста предложение с однородными второстепенными членами. Подчеркни их.
  2. Выполнифонетический разбор слова своей.
  3. Выполни морфологический разбор слова над лесами.

Презентация на тему: » Ответ: Слово Возят почту к..рабли, Сам..лёты п..езда Мчат во все конц.. з..мли В степи в горы в г..рода. Почту в дальн.. районы Дост..вляют п..чтальоны.» — Транскрипт:

5

Ответ: Слово

6

Возят почту к..рабле, Сам..лёты п..езда Мчат во все конц.. з..мли В степи в горы в г..рода. Почту в дальн.. районы Дост..влияют п..чтальоны. М. Белкина Объясните орфограммы и пунктограммы Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков, действий. Определите лексическое значение слов почта и почтальон

7

учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где помещается такое учреждение; пересылка, доставка средствами этого учреждения; то, что доставлено этим учреждением, а также вообще доставленные адресату письма, посылки, бандероли; в старину: такое учреждение, занимающееся одновременно перевозкой пассажиров в конных экипажах.

8

работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресам.

9

ПИСЬМА; ПОЧТОВО- ТЕЛЕГРАФНЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ; ПОСЛАНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.

10

На стук вышел один из братьев — Смелый Затем вышли братья Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный

12

Из квартиры вышли Высокий и Низкий Толстый и Тонкий Грустный и Веселый

13

Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, …

14

Почтальон Печкин принес сюда журнал «Мир»

15

Путник Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Очень хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать: — О, Боже! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, и когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный.

16

Квартира 4 Квартира 4 В то время, когда я пошёл на луг, где ел лук, мой друг Илья открыл замок замка. В замке пила кофе мадам Софи. Она такая пила! Илья убежал от неё. Мы стояли под дождём и думали: «Мы подождём». Телеграмма

17

Общество любителей образного слова

18

небольшое почтовое отправление в бумажной обертке

19

Найдите слова, использованные в переносном значении Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. А. Громова Полз состав. Он устал – От гудка до хвоста. Полз состав, полз и стал, И уснул у моста. В. Левин

20

Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: Гулял по лесу ветерок Бежал веселый ручеек Пришла красавица-весна

Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:

  1. Вид предложения по цели высказывания.
  2. Вид предложения по эмоциональной окраске.
  3. Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
  4. Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
  5. Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
  6. Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
  7. Разобрать каждое простое предложение.
  8. Составить схему предложения.

Выполним синтаксический разбор сложных предложений.

Примеры синтаксического разбора сложного предложения

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.

Схема:

, и

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

Схема:

Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.

Схема:

:

Выполнить синтаксический разбор предложения онлайн можно здесь.

Рубинчик Людмила Ивановна

Минидиктанты с однородными членами предложений

  1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  2. Растворились в темноте рощи, сады, поля.
  3. В саду поспели и яблоки, и груши, и сливы.
  4. Дождь стучал по крыше, трепал листья, плескался во дворе.
  5. Березы, клены и рябины нарядились в осенний наряд.

Задание: Подчеркнуть однородные члены и составить схемы к предложениям.

  1. Туристы прошли шестнадцать километров и не устали.
  2. Весной снег делается зернистым, темным и ноздреватым.
  3. В пенале лежат ручки, карандаши и ластик.
  4. Ребята работают быстро, аккуратно и весело.
  5. Я больше люблю сок, а не компот.

Задание: Подчеркнуть однородные члены и составить схемы к предложениям.

Голуби, вороны, галки, воробьи остаются зимовать.
Ваня не шёл, а бежал босиком по горячей дороге.
Рысь двигается быстро, осторожно и бесшумно.
Ручей подхватил кораблик и понёс его.
Лебеди летели низко над озером, но на воду не садились.

Задание: Подчеркнуть однородные члены и составить схемы к предложениям.

  1. Работа оказалась трудной, но интересной.
  2. Листья летели, усыпали дорожки, ложились под ноги золотым ковром.
  3. Ребята вернулись поздно усталые и голодные.
  4. На рассвете солнце просыпается, освещает и согревает оврестности.
  5. Ласточки, стрижи и дрозды летят стаями.

Задание: Подчеркнуть однородные члены и составить схемы к предложениям.

  1. Воробьи летали стайками и подбирали хлебные крошки.
  2. В питомнике живут и кошки, и собаки.
  3. Во время каникул мы побывали в музее, в театре, на выставке.
  4. Спелые, сладкие, сочные, душистые груши лежали в корзине.
  5. Дождь был сильный, но тёплый.

Задание: Подчеркнуть однородные члены и составить схемы к предложениям.

  1. Лебеди летели низко над озером, но на воду не садились.
  2. Над лесами и полями, над реками и озерами, над степями и пустынями, над бескрайними просторами морей летят перелетные птицы.
  3. Ночь уже давно вошла в свои права, но обещанный дождь так и не начался.

Задание: Подчеркнуть однородные члены и составить схемы к предложениям.

  1. На ночном небе появилась полная луна и озарила серебристым светом аллеи старого парка.
  2. Волк быстро бежал по полю, по болоту, через чащу, через овраг.
  3. При взлёте вертолёт не разгоняется по земле, а прямо поднимается вверх.

Задание: Подчеркнуть однородные члены и составить схемы к предложениям.

Канакина. 3 класс. Учебник №1, упр. 61, с. 37

61. Прочитайте стихи А.Громовой.

Усталое солнце по небу гуляет . 4 Ленивая туча над лесом скучает . На сонной берёзе щебечут синицы . 4 Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Какое настроение вызывают эти стихи?

Эти стихи вызывают сонное настроение.

Назовите слова, которые употреблены в переносном значении.

Усталое, гуляет, ленивая, скучает, на сонной, спит, игривый.

Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.

Усталое солнце по небу гуляет. Солнце (к а к о е?) усталое, гуляет (г д е?) по небу.

На сонной берёзе щебечут синицы. Щебечут (г д е?) на берёзе, на берёзе (к а к о й?) сонной.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№61 учебника 2011-2022 (стр. 37):

Вариант вопроса #1:

Прочитайте.

     Усталое солнце по небу гуляет.4

     Ленивая туча над лесом скучает.

     На сонной берёзе щебечут синицы.4

     Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                                          А. Громова

  • Какое настроение вызывают эти стихи?
  • Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.

Вариант вопроса #2:

Прочитайте стихи А. Громовой.

Усталое солнце по небу гуляет.4

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.4

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

  • Какое настроение вызывают эти стихи?
  • Назовите слова, которые употреблены в переносном значении.
  • Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.

№61 учебника 2023-2024 (стр. 36):

Прочитайте.

     1. Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул тяжко и сердито. (И. Тургенев) 2. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. (М. Пришвин) 3. Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (К. Паустовский)

  • Что обозначает слово заря? А что обозначает выражение заря горела?
  • Докажите, что вы прочитали сложные предложения. Запишите их.
  • Подчеркните грамматическую основу в каждой части сложных предложений.

Подсказка

№61 учебника 2011-2022 (стр. 37):

Не забудь сделать разбор первого и третьего предложений.

№61 учебника 2023-2024 (стр. 36):

В сложном предложении несколько грамматических основ (подлежащее и сказуемое).

Ответ

№61 учебника 2011-2022 (стр. 37):

Вариант ответа #1:

Стихотворение настраивает на спокойный лад, навевает сонное настроение.   

     Усталое солнце по небу гуляет.4

     Ленивая туча над лесом скучает.

     На сонной берёзе щебечут синицы.4

     Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Ленивая туча над лесом скучает. Словосочетания: ленивая туча, над лесом скучает.

      Усталое солнце по небу гуляет. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).

      На сонной берёзе щебечут синицы. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).

Вариант ответа #2:

Усталое солнце по небу гуляет.4 (повеств., невоскл., простое, распростр.) Солнце (какое?) усталое; гуляет (где?) по небу.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.4 (повеств., невоскл., простое, распростр.) Щебечут (где?) на берёзе; на берёзе (какой?) сонной.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

В переносном значении употреблены слова: усталое, гуляет, ленивая, скучает, сонной, спит, игривый.

№61 учебника 2023-2024 (стр. 36):

Заря:

  1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
  2. Начало, зарождение чего-либо нового, радостного.

Заря горела — небо было ярко-розовым, красным.

1. Молния вспыхнула красным огнём, и гром грянул тяжко и сердито. (И. Тургенев)

2. Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба. (М. Пришвин)

3. Была поздняя осень, но сирень ещё не пожелтела. (К. Паустовский)

Данные предложения являются сложными, потому что в каждом из них содержится по две части, две грамматических основы.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: