Упражнение 260 — гдз русский язык 3 класс. канакина, горецкий. учебник часть 1

260 Прочитайте стихотворение Я Козловского Найдите слова, которые произносятся одинаково Что они обозначают Как узнать, что дано в скобках: предлог,

Предлог

Вспомните!

Как пишутся предлоги с другими словами?

148 Запишите словосочетания, меняя форму слов, данных в скобках. Определите падеж существительных (а также числительных и местоимений). Какая часть речи помогала вам в этом?

Вернулся из (деревня), был на (прогулка), работает на (ферма), живёт в (город), сражаться в (воздух), бежит по (опушка), шёл по (улица), домик на (взморье), наклонился к (он), бросился к (я), прибавить к (пять), отнять от (шесть).

Возьмите на заметку!

Предлоги служат для связи существительного, местоимения или числительного с другими словами.

В своей речи мы часто пользуемся предлогами, без них не обойтись. Нужно учиться правильно их употреблять.

149 1. Прочитайте шутливое стихотворение Ильи Сельвйнского. Запишите текст, вставляя вместо пропусков окончания имён существительных. Какова начальная форма слова (на) завалинк..? Что означает это слово?

              ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Гречка в печк..,
Валенки на завалинк..?
Валенки в печк..,
На завалинк.. гречка?

Гречка в валенк..,
Печка на завалинк..?
Валенки в гречк..,
Завалинка в печк..?

2. Подсчитайте, сколько слов используется в данном тексте. Как же удалось автору создать целое стихотворение с таким небольшим количеством слов?

150 Умеете ли вы отличать предлоги от приставок? Проверьте себя. Для этого запишите тексты, раскрывая скобки.

1) Сапоги мои — скрип да скрип
                    (под) берёзою,
сапоги мои — скрип да скрип
                    (под) осиною.
И (под) каждой берёзой — гриб
                    (под)берёзовик,
и (под) каждой осиной — гриб
                    (под)осиновик!

                    (Н. Рубцов)

2) Солнце спряталось (за) бор,
Чьи глаза сверкают?
Кот (за) брался
                    на (за) бор —
(Перед) сном гуляет.

3) Тили-бом, тили-бом!
(За) горелся кошкин дом.
(По) какому (по́) воду
Кот (по) мчался (по́) воду?

                   (Я. Козловский)

Предлог. Союз. Частица

146 1. Прочитайте текст. Кто быстрее найдёт в нём существительные (их семнадцать), прилагательные (их восемь), глаголы (их десять), наречия (их два)?

Наступила ночь.

По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается серебряный иней. В тёмном небе видимо-невидимо ярких зимних звёзд…

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мёрзлая ветка: это под деревьями пробежал заяц. Вот где-то закричал филин. Завыли и замолчали волки.

2. Подумайте, почему текст без выделенных слов невозможен или будет хуже. Можно ли поставить вопрос к этим словам?

Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Подготовьтесь к ответу на вопрос: «Какие части речи и почему называют служебными?»

Слова, которые выделены в тексте предыдущего упражнения, тоже части речи. Их принято называть служебными.

Служебные части речи — это предлог, союз, частица. Они не имеют собственного значения, так как не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, поэтому к ним нельзя поставить вопрос. Их основная роль — быть помощниками самостоятельных частей речи, служить им.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№260 учебника 2011-2022 (стр. 132):

Прочитайте стихотворение Я. Козловского.

Солнце (с)пряталось (за)бор.4

Галка села на (за)бор.

Мы (у)виделись (у)дачи,

(По)желали всем (у)дачи.

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

• Найдите слова, которые произносятся одинаково. Что они обозначают? Как узнать, что дано в скобках: предлог, приставка или часть корня?

• Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, в словах выделите приставки.

№260 учебника 2023-2024 (стр. 131):

Прочитайте. Озаглавьте текст.

   Из Москвы мне прив..зли неб..льшой перочинный ножич..к с к..стяной2 ручкой и двумя з..ркальными2 лезвиями. Одно лезвие п..больше, другое п..меньше. На каждом — ям..чка, чтобы з..цеплять но́гтем, когда надо о..крыть.

В. Солоухин

  • Определите, какой это текст: повествование или описание?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах приставки. Докажите, что задание выполнено правильно.
  • Составьте свой текст — описание предмета, который вам до́рог. Подготовьтесь рассказать составленный текст.

Подсказка

№260 учебника 2011-2022 (стр. 132):

Попробуй подставить слово в месте вопроса. Если слово вставить можно — это предлог, если нет — это приставка или часть корня (подбери однокоренные слова, чтобы понять, корень это или приставка):

  • спряталось, увиделись, пожелали, отмыла — при глаголах предлогов не бывает;
  • за (сосновый) бор, у (нашей) дачи, от (душистого) мыла — предлоги при существительных;
  • на забор (заборчик), всем удачи (удачный) — входит в корнеь.

№260 учебника 2023-2024 (стр. 131):

Подбери проверочные слова для безударных гласных в корне. Если буква пропущена в суффиксе или приставке, её надо запомнить.

Ответ

№260 учебника 2011-2022 (стр. 132):

Слова, который произносятся одинаково: за бор — забор, у дачи — удачи, от мыла — отмыла.

Значения слов:

  • бор — густой лес, забор — ограждение;
  • дача — загородный дом, удача — везение;
  • мыло — средство для мытья, отмыла — сделал чистым.

Рассуждение, как узнать, что дано в скобках: надо подставить слово в месте вопроса. Если слово вставить можно — это предлог, если нет — это приставка или часть корня (подбери однокоренные слова, чтобы понять, корень это или приставка):

  • спряталось, увиделись, пожелали, отмыла — при глаголах предлогов не бывает;
  • за (сосновый) бор, у (нашей) дачи, от (душистого) мыла — предлоги при существительных;
  • на забор (заборчик), всем удачи (удачный) — входит в корнеь.

     Солнце спряталось бор.

     Галка села на забор.

     Мы увиделись дачи,

     Пожелали всем удачи.

     Зависело б мыла,

     Веснушки я б отмыла.

Солнце спряталось за бор. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).

№260 учебника 2023-2024 (стр. 131):

Данный текст представляет собой описание.

Перочинный ножичек

       Из Москвы мне привезли́ (привёз) небольшо́й (бо́льше) перочинный ножичек (ножичка) с костяно́й (ко́сть) ручкой и двумя зерка́льными (зе́ркало) лезвиями. Одно лезвие побольше (приставки па- нет в русском языке), другое поменьше (приставки па- нет в русском языке). На каждом — ямочка, чтобы зацеплять (приставки за- нет в русском языке) но́гтем, когда надо открыть.

Костяной, зеркальными.

Пример своего текста 1

Часы с кукушкой

У нас дома висят старинные часы с кукушкой. Когда-то они принадлежали моему прадедушке. Часы деревянные, в форме избушки. У неё резная крыша, а внизу висят гири-шишки. Под самой крышей есть дверцы. Каждый час оттуда появляется маленькая фигурка кукушки. Она кукует звонко и чётко.

Пример своего текста 2

Любимое зеркало

     Мама подарили мне зеркало, не простое зеркало, а настоящее взрослое. Оно большое, на подставке, двустороннее. С одной стороны зеркало обычное, как все другие. С другой стороны оно увеличительное, посмотришь на себя и увидишь каждую точечку на своём лице. Зеркало можно переворачивать любой стороной к себе. Очень удобно.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: