Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Основные признаки:
- последовательность;
- завершенность;
- логичность;
- цельность;
- тематическое и стилистическое единство.
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Тексты могут описывать:
- реальные и выдуманные события;
- взаимоотношения между людьми;
- природные и иные явления;
- различные проблемы и пути их решения;
- мир чувств и многое другое.
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
- Тема обозначает область исследуемого вопроса, основная мысль — авторское отношение к проблеме.
- Тему обычно легко определить, она конкретна и однозначна. Основная мысль не всегда легко подается выделению. Над ней нужно хорошо подумать.
- Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.
Ответы к части №2
упр.1
упр.2
упр.3
упр.4
упр.5
упр.6
упр.7
упр.8
упр.9
упр.10
упр.11
упр.12
упр.13
упр.14
упр.15
упр.16
упр.17
упр.18
упр.19
упр.20
упр.21
упр.22
упр.23
упр.24
упр.25
упр.26
упр.27
упр.28
упр.29
упр.30
упр.31
упр.32
упр.33
упр.34
упр.35
упр.36
упр.37
упр.38
упр.39
упр.40
упр.41
упр.42
упр.43
упр.44
упр.45
упр.46
упр.47
упр.48
упр.49
упр.50
упр.51
упр.52
упр.53
упр.54
упр.55
упр.56
упр.57
упр.58
упр.59
упр.60
упр.61
упр.62
упр.63
упр.64
упр.65
упр.66
упр.67
упр.68
упр.69
упр.70
упр.71
упр.72
упр.73
упр.74
упр.75
упр.76
упр.77
упр.78
упр.79
упр.80
упр.81
упр.82
упр.83
упр.84
упр.85
упр.86
упр.87
упр.88
упр.89
упр.90
упр.91
упр.92
упр.93
упр.94
упр.95
упр.96
упр.97
упр.98
упр.99
упр.100
упр.101
упр.102
упр.103
упр.104
упр.105
упр.106
упр.107
упр.108
упр.109
упр.110
упр.111
упр.112
упр.113
упр.114
упр.115
упр.116
упр.117
упр.118
упр.119
упр.120
упр.121
упр.122
упр.123
упр.124
упр.125
упр.126
упр.127
упр.128
упр.129
упр.130
упр.131
упр.132
упр.133
упр.134
упр.135
упр.136
упр.137
упр.138
упр.139
упр.140
упр.141
упр.142
упр.143
упр.144
упр.145
упр.146
упр.147
упр.148
упр.149
упр.150
упр.151
упр.152
упр.153
упр.154
упр.155
упр.156
упр.157
упр.158
упр.159
упр.160
упр.161
упр.162
упр.163
упр.164
упр.165
упр.166
упр.167
упр.168
упр.169
упр.170
упр.171
упр.172
упр.173
упр.174
упр.175
упр.176
упр.177
упр.178
упр.179
упр.180
упр.181
упр.182
упр.183
упр.184
упр.185
упр.186
упр.187
упр.188
упр.189
упр.190
упр.191
упр.192
упр.193
упр.194
упр.195
упр.196
упр.197
упр.198
упр.199
упр.200
упр.201
упр.202
упр.203
упр.204
упр.205
упр.206
упр.207
упр.208
упр.209
упр.210
упр.211
упр.212
упр.213
упр.214
упр.215
упр.216
упр.217
упр.218
упр.219
упр.220
упр.221
упр.222
упр.223
упр.224
упр.225
Как определить смысловые части текста
Смысловые части текста представляют собой отдельные фрагменты текста, которые выражают определенную мысль или информацию. Их определение позволяет более полно понять и анализировать текст.
Определение смысловых частей текста можно выполнить следующими способами:
Прочитайте текст целиком. Попробуйте выделить основные идеи, которые автор хочет передать читателю
Обратите внимание на выделенные слова и фразы.
Разделите текст на абзацы или блоки. Каждый абзац или блок может выражать отдельную мысль либо являться составной частью более крупной идеи.
Изучите структуру текста
Обратите внимание на заголовки, подзаголовки, списки, выделенный текст и другие элементы оформления, которые могут указывать на смысловые единицы.
После определения смысловых частей текста можно приступить к их анализу и изучению. Это поможет лучше понять информацию, переданную в тексте, и выделить ключевые аспекты.
Примеры смысловых частей текста: |
---|
|
Определение смысловых частей текста помогает структурировать информацию, выявить главные идеи и легче усваивать прочитанное.
Онлайн-сборник приносит пользу
Многим второклассникам кажется, что у них еще достаточно времени, чтобы запомнить текущую программу, поэтому можно особо не стараться. Но на повторение материала дополнительных уроков не предусмотрено, так что все недопонимания ученики должны устранять дома в кратчайшие сроки. Практически на каждом занятии осваивается новая тема. Это обстоятельство способно еще больше увеличить разрыв в знаниях. С «ГДЗ по Русскому языку 2 класс Проверочные работы Канакина В.П. (Просвещение)» дети могут в кратчайшие сроки устранить пробелы.
Чтобы получить от пособия пользу, необходимо:
- прочитать теорию в учебнике;
- самостоятельно сделать упражнения по выбранной теме;
- сравнить свои результаты с ответами из решебника;
- устранить все недочеты;
- выполнить несколько аналогичных номеров.
Подобный подход позволит не только своевременно избавляться от ошибок и улучшить качество домашних заданий, но и детально разобраться в текущем материале. Понимание дисциплины облегчит восприятие более обширных и трудных тем в будущем. Кроме того, с решебником можно работать на опережение, т.е. не только заранее готовиться к тестированиям, но и осваивать программу на перед. На уроках такой школьник будет чувствовать себя уверенно и с легкостью заработает отличные оценки.
Задания и ответы с демоверсии
1. Отметь знаком верное суждение о звуко-буквенном составе слова.
- В слове гибкий все согласные мягкие.
- В слове рябина буква я обозначает два звука.
- В слове уют два согласных звука.
- В слове рожь буква ь обозначает мягкость звука .
2. Отметь знаком все слова, в которых два гласных звука находятся рядом.
- гуляют
- аист
- светает
- лилия
- какао
3. Вставь все пропущенные буквы в словах. Т..шина, к..льцо, в..сёлый, кр..чать.
4. Отметь знаком пару слов, которые противоположны по значению (антонимы).
- ароматный – душистый
- огонь – пламя
- бежать – стоять
- собака – пёс
5. Отметь знаком строку с ошибкой в доказательстве правильного написания выделенной буквы в словах.
- Гладкий – можно проверить словом гладить.
- Голубка – можно проверить словом голубь.
- Ногти – можно проверить словом ноготок.
- Мороз – можно проверить словом морозный.
6. Отметь знаком слово, в котором на месте пропуска нужно вставить букву.
- чудес..но
- ужас..ный
- вкус..ный
- грус..но
7. Куда белка спрятала лесные орехи и грибы перед осенью? Выпиши из предложения главные члены – подлежащее и сказуемое.
8. Отметь знаком верную характеристику для этого предложения.
- Предложение побудительное, восклицательное.
- Предложение вопросительное, восклицательное.
- Предложение повествовательное, невосклицательное.
- Предложение вопросительное, невосклицательное.
9. Отметь знаком слово из списка, которое одновременно соответствует трём грамматическим признакам: 1) имя существительное; 2) неодушевлённое; 3) женского рода.
- спрятала
- (перед) осенью
- белка
- орехи
10. Отметь знаком все строки, в которых написаны только однокоренные слова.
- солёный, соль, солёную
- гора, горка, пригорок
- полевая, полюшко, поле
- носиком, носик, нос
- шуметь, шумный, шумному
11. Ребята играли в слова. Им нужно было составить новое слово из частей разных слов: 1) приставка из слова побег; 2) корень из слова садовник; 3) суффикс из слова прогулка; 4) окончание из слова книга. Какое слово получилось у ребят? Запиши новое слово в ответ.
12. Отметь знаком все строки, в которых правописание мягкого знака (ь) в словах относится к одному и тому же правилу.
- карась, апрель, дочь
- пальто, альбом, грусть
- галька, мышь, осень
- семья, деньки, хлопья
- конь, уголь, мальчик
13. Отметь знаком предложение, в котором во всех скобках указаны только предлоги. Ребёнок (по)смотрел (на)небо.
- Шарик (по)летел (над)крышей.
- Мы были (на)море (до)сентября.
- Он (у)видел (за)домом радугу.
Прочитай текст и выполни задания 14–16.
Голубой зверёк
В густом лесу на горе было темно, как под крышей. У вершины старой осины чернела дыра – дупло. Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к осине тёмный длинный зверёк. Это была куница – охотница на маленьких лесных зверей.
Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверёк уже бежал по суку́ и легко прыгнул на ветку соседней сосны. Но как ни легко прыгнул голубой зверёк, ветка качнулась, – куница заметила. Она понеслась вверх по сосне – догонять зверька. Нет никого в лесу проворней куницы.
Голубой зверёк слышит погоню, ему некогда оглянуться: надо скорее спасаться. С дерева на дерево неслись голубой зверёк с куницей.
И вот на миг голубой зверёк остановился: лес прервался пропастью. Вдруг куница бросилась за зверьком. Однако зверёк не испугался. Он быстрым движением прыгнул. Полетел.
Это была полетуха, летяга – летучая белка: у неё между передними и задними лапками натянулась свободная кожа, которая парашютиком держала её в воздухе.
Куница щёлкнула острыми зубами со злости и спустилась с дерева. Голубой зверёк ускользнул. (По В. Бианки)
14. Отметь знаком часть речи, к которой относится выделенное слово в тексте.
- имя существительное
- глагол
- местоимение
- имя прилагательное
15. Прочитай предложение из текста. Куница щёлкнула острыми зубами со злости и спустилась с дерева. Отметь знаком все строки, в которых записанные пары слов из этого предложения являются словосочетаниями.
- спустилась с дерева
- куница щёлкнула
- куница зубами
- щёлкнула острыми
- щёлкнула зубами
16. После прочтения текста одноклассники Лиза, Маша, Федя и Вова поспорили между собой, какова основная мысль текста. Прочитай утверждения ребят.
Что мы знаем о тексте?
Несмотря на то, что под текстом мы можем подразумевать самые разные вещи, есть несколько важных особенностей, свойственных каждому тексту.
- К тексту можно подобрать заголовок, который будет отражать его основное содержание.
- К тексту можно составить план, отражающий развитие основной мысли, очередность описываемых событий и т.д.
- На протяжении текста мысль развивается, добавляется новая информация.
- Как правило, в тексте можно выделить вступление, основную часть и заключение.
- Текст состоит из множества предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Предложения в тексте бывают зависимыми и независимыми. Самый простой пример независимого предложения — это первое предложение в тексте. Такое предложение будет понятно по смыслу, даже если прочитать его отдельно от текста. Например: «Наступила осень.» Или: «Во вторник я заболел гриппом.»
Представим, что последующее предложение может быть такого содержания: «Поэтому в школу я не пошел и весь день пролежал в кровати.» Это предложение является зависимым, так как без предыдущего не имеет никакого смысла. На их связь указывает присутствие слова поэтому.
Другими сигналами зависимых предложений могут быть, например, союзы и, а, но, местоимения он, тот, этот, наречия там, туда, тогда и т.д. С их помощью образуются грамматические связи между предложениями.
Порядок зависимых предложений в тексте нельзя менять, ведь тогда отношения между ними нарушатся.
Каким бывает текст?
Текст бывает очень разным. Он не всегда выглядит как тот, что был приведен в предыдущей части параграфа. Книга, стихотворение, текст песни, заметка в газете, статья в журнале, документ, письмо — это все является текстом. То, что вы сейчас читаете, — тоже текст.
Текст может быть написан от руки или напечатан на компьютере. Может быть воспроизведен и в устной форме — например, если зачитать вслух какой-нибудь отрывок или рассказать выученное стихотворение.
Текст может существовать сам по себе, а может служить пояснением к схеме, рисунку или фотографии.
Текст может принадлежать к одному из стилей речи (художественный, разговорный, научный), а также к одному из типов речи (описание, повествование, рассуждение).
{"questions":,"items":,]}}}]}
Структура аргументативного текста
Поскольку аргументативные тексты стремятся убедить или продвинуть определенные идеи , их структура похожа на структуру аргументативных текстов, но с заметными отличиями. Такая структура будет выглядеть следующим образом:
- Диссертация. Начальный этап аргументативного текста начинается с прояснения позиции автора по данному вопросу. Для этого можно сделать очень краткий вводный этап, чтобы обеспечить некоторый контекст , но самым важным всегда будет изложение фундаментальных предпосылок , которые будут отстаиваться позже с помощью аргументов. Например, в случае антиправительственного материала автор может начать с изложения наиболее серьезного аспекта текущей политической ситуации, за который, по его мнению, полностью отвечает правительство и который заслуживает смены президента.
- Аргументация. После того, как основные положения точки зрения изложены, наступает этап, когда необходимо поддержать или защитить их. Это означает, что мы должны предложить читателю аргументы, которые поддерживают или демонстрируют то, что мы изначально сказали, чтобы попытаться заставить его разделить нашу точку зрения или опровергнуть возможные возражения против нашего первоначального подхода. Продолжая наш предыдущий пример, антиправительственная статья может отстаивать свою точку зрения, ссылаясь на соответствующие невыполненные обещания правительства, или ссылаясь на то, что говорит об этом закон, или объясняя, как подобные ситуации решаются в других странах или как их решали предыдущие правительства.
- Выводы. Заключительный этап аргументативного текста является ключевым для того, чтобы произвести правильное впечатление на читателя, и излагает логические выводы из предыдущих предпосылок, подчеркивая, как мы должны (по мнению автора) их интерпретировать. Это, как правило, короткий и точный текст, который дает читателю окончательную, четко выраженную точку зрения, с которой он стремится оставить его в конце чтения. Таким образом, в нашем примере статья с выражением мнения заканчивается объяснением читателю, что, увидев все вышесказанное, у него не остается сомнений в ответственности правительства и что, следовательно, лучшим решением было бы изменить его.
Другие материалы по теме: Аргументативный текст
Внутренняя и внешняя форма текста
Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.
Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.
Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.
Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.
Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.
С этой точки зрения тексту, как воплощенному единству внешней и внутренней формы, можно дать следующее определение:
Текст — это законченное высказывание в виде нескольких предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью грамматически.
Обычно текст имеет следующее строение (композицию):
- вступление
- основная часть
- заключение
По функции и строению различают три типа текста:
- повествование
- описание
- рассуждение
Каждый тип текста имеет свою структуру построения.
Средства связи в тексте
Предложения в тексте объединяются в единое смысловое целое с помощью лексических и грамматических средств связи:
лексический повтор
Итак, чтобы текст был единым смысловым отрезком речи, в нем используются лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами.
Примеры смысловых частей текста
Абзацы:
Текст может быть организован в абзацы, которые представляют собой группировку связанных мыслей или фактов.
Например:
- Приглашение на вечеринку:
Здравствуйте!
Хотим пригласить вас на нашу вечеринку, которая состоится в субботу вечером. Будет много вкусной еды и интересных развлечений. Мы будем рады видеть вас!
Описание картины:
На картине изображена красивая пейзажная местность. На переднем плане виден река, а на другом берегу стоит небольшой домик. Вокруг много зелени и цветов. В центре картины просматривается гора. Картина наполнена яркими цветами и создает ощущение спокойствия и гармонии.
Списки:
Текст может быть организован в виде списков, чтобы указать на последовательность или группу элементов.
Например:
- Список покупок:
- Молоко
- Хлеб
- Яйца
- Фрукты
- Список дел:
- Сделать уборку в комнате
- Закончить домашнее задание
- Позвонить бабушке
- Пойти в спортзал
Таблицы:
Текст может быть организован в виде таблицы, чтобы обеспечить более структурированное представление информации.
Например:
ФИО | Возраст | Город |
---|---|---|
Иванов Иван Иванович | 35 | Москва |
Петрова Ольга Александровна | 28 | Санкт-Петербург |
Приставка
Упражнение 142 — страница 23
Спиши, раскрывая скобки.
Все птицы улетели на юг. Малыши запели весёлую песню. Ученики написали диктант.
Часть слова перед корнем — это: предлог или приставка Обведи верный ответ.
Упражнение 143 — страница 24
Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.
Игра "Кто быстрее?" Писать - записать, переписать. Бежать - забежать, перебежать. Ехать - заехать, переехать. Везти - завезти, перевезти. Играть - заиграть, переиграть. Говорить - заговорить, переговорить. Кричать - закричать, перекричать. Прыгнуть - запрыгнуть, перепрыгнуть.
Чем различаются записанные вами родственные слова?
Записанные родственные слова различаются по смыслу.
Упражнение 144 — страница 24
Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
Нам объявили, что будет контрольная. В гору шёл крутой подъём. Машина съехала с горы и подъехала к пристани.
В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.
P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.
Упражнение 145 — страница 25
Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
Подъезд, въезд, отъезд, переезд, разъезд. Объявил, предъявил, заявил. Отъел, объел, поел, съел.
При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.
Какие существуют типы текста?
Когда мы говорим о тексте, мы, естественно, имеем в виду совокупность письменных текстов, то есть конечный набор слов, организованных в предложения и фразы, которые, в свою очередь, составляют отдельный набор упорядоченных абзацев. Все, что написано, является текстом, но не обязательно в одном и том же смысле. Таким образом, мы должны различать различные режимы, в которых может возникать текст, то есть различные типы текста, которые существуют:
- Экспозиционные тексты. Это тексты, цель которых – передать информацию читателю, посредством данных цитат и пояснений, не занимая открыто позицию по отношению к сказанному, то есть не высказывая своего мнения и не отдавая предпочтение какой-либо интерпретации или точке зрения. Это не означает, что они всегда являются объективными текстами, но они придерживаются той формы, в которой информация может быть понята. Примерами таких текстов являются газетные сообщения, записи в энциклопедиях и школьные учебники.
- Аргументативные тексты. Это тексты, в которых формируется точка зрения на рассматриваемую тему с помощью аргументов удобных примеров или фактической информации, все это ставится на службу убеждению читателя интерпретировать вещи так, как предлагается. Это тексты, которые стремятся убедить, продемонстрировать или доказать что-то. Примерами аргументативных текстов являются колонки мнений в газетах, газетные передовицы или политические речи
- Повествовательные тексты. Это те, в которых рассказывается история или сказка разной длины и характера, с использованием большего или меньшего количества стилистических или литературных ресурсов для ее приукрашивания или создания большего эффекта. Это означает, что одни истории более реалистичны, а другие – более образны, но это не вносит существенной разницы в структуру истории. Примерами такого типа текста являются романы журналистские хроники и детские рассказы.
Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)
Упражнение 124 — страница 12
Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Лес - бор, стужа - мороз, зной - жара, базар - рынок.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.
Упражнение 125 — страница 12
Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.
Месяц, месяц мой дружок, Позолоченный (золото), рожок (рог)! Ты встаёшь (встал) во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий (светло), И обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя.
Подбери к слову месяц слово, близкое по значению.
Синоним к слову месяц: луна, ночное светило.
Упражнение 126 — страница 13
Прочитай загадки.
Зимой греет, Поле бело, Весной тлеет, Семя чёрно. Летом умирает, Кто его сеет, Осенью оживает. Тот разумеет. (снег) (письмо)
Запиши выделенные слова парами.
Зимой - летом, умирает - оживает, бело - чёрно.
Это синонимы или антонимы? Верный ответ подчеркни.
Упражнение 127 — страница 14
Прочитай текст. В чём ошибся ученик? Устно исправь его ошибки.
Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.
Далеко (даль) на юге живот эвенки. Природа там очень суровая. Зима (зимы) короткая (короток) и жаркая. Лето длинное. Четыре месяца длится ночь. Люди привыкли к жаре (жар). Они носят меховую (мех) одежду.
Слова для выбора: на юге — на Севере, долгая — короткая, жаркая — морозная, длинное — короткое, к жаре — к холоду.
Запиши ответы на вопросы, правильно выбери слова.
Где живут эвенки? Эвенки живут на Севере. Какое на Севере лето, какая зима? Короткое лето и длинная зима. Как люди справляются с холодом? Люди носят меховую одежду.
Какова структура текста?
Структура текста это способ расположения его частей , то есть внутренний порядок, который он представляет и который регулируется двумя основными условиями:
- Coherence: Части текста должны быть понятными, разборчивыми и передавать ясную идею.
- DR491 сплоченность : Такие части должны гармонично сочетаться друг с другом, должны перетекать и составлять единое целое.
Написание текста – это почти всегда сложное дело, поскольку транскрипция наших идей в письменные слова требует процесса планирования и метода, сильно отличающегося от устной импровизации. Для этого необходимо хорошо владеть структурой текста, которую, с точки зрения связности и когезии, можно дифференцировать на следующие:
- Внутренняя структура текста , которая связана с распределением идей в соответствующих абзацах таким образом, чтобы сообщение было понятным и логичным.
- Внешняя структура текста , которая связана с расположением абзацев в узнаваемых сегментах текста, чтобы обеспечить читателю упорядоченный и методичный поток идей.
Внешняя структура, однако, почти всегда будет зависеть от типа текста, который мы создаем, учитывая, что у нас будет совсем другая конечная задача, если мы пишем рассказ, эссе или журналистский репортаж. Существуют даже очень специфические случаи текстов, которые обязательно подчиняются заранее определенному плану или схеме изложения
Структура экспозиционного текста
Экспозиционные тексты стремятся передать информацию как можно более объективно.
Поскольку в целом это информативные тексты, т.е. их задача – передать информацию как можно более подробно , то для разоблачительных текстов характерна следующая основная структура:
- Введение. Будучи начальным этапом текста, он стремится ввести читателя в интересующую его тему с помощью дополнительной информации, которая движется от самого общего к самому конкретному. Эта информация должна подготовить читателя к пониманию того, что последует дальше, создать основу и прояснить для него основные вещи, которые ему понадобятся в дальнейшем. Например, в энциклопедической статье о египетском искусстве введение, скорее всего, объяснит, кто такие египтяне, в какой период древности они переживали свой культурный расцвет и каковы были основные черты их культуры.
- Развитие. Это самый плотный этап текста, в котором представлены самые важные идеи и полностью раскрыта тема. На этом этапе принято использовать примеры, цитаты или даже графики и другие материалы, чтобы проиллюстрировать сказанное. Продолжая наш пример, на этом этапе мы подробно рассмотрим египетское искусство, от самого простого к самому сложному, опираясь на иллюстрации, фотографии и описания ключевых произведений.
- Выводы. Заключительный этап текста, который служит завершением ранее затронутой темы и в то же время предлагает дополнительную информацию, имеющую ценность, которая может связать эту тему с другими важными темами, или может занять те части сказанного, на которых стоит настоять, короче говоря, здесь представлены заключительные идеи, с которыми в итоге остается читатель. И в заключение примера, статья о египетском искусстве должна завершаться вопросом о значимости египетского искусства для западных канонов, со ссылкой на некоторых специалистов и обобщением некоторых его основных особенностей, которые могут объяснить это.
Другие материалы по теме: Изложение текста
Структура повествовательного текста
В случае с повествовательным текстом его основополагающей структурой является структура, предложенная Аристотелем (384-322 гг. до н.э.).до н.э.) в своих литературных исследованиях античности, которые с тех пор остаются актуальными. Согласно этому, каждое повествование состоит из:
- Подход . Начальный этап любого рассказа состоит из необходимого представления персонажей , то есть того, кто является главным героем рассказа, где происходит действие рассказа и другой информации, которая устанавливает отправную точку рассказа. Этот сегмент обычно состоит из изложения исходной ситуации, которая будет усложняться по мере продвижения к осложнению. В конце этого первого этапа мы должны знать все, что нам нужно знать, чтобы продолжить чтение, ничего не упустив. Например, рассказ о группе солдат, возвращающихся с войны, может начаться с представления рассказчика – солдата, а через него – его товарищей, путешествующих вместе с ним на корабле, возвращающемся из-за границы.
- Узел или осложнение. Середина любой истории характеризуется появлением препятствий на пути главного героя, то есть запутыванием или усложнением нити сюжета. Это момент, когда персонажу становится трудно, когда появляются антагонисты или когда события идут против него. Следуя нашему примеру, узел в солдатской истории может быть связан с неполадками на корабле по пути домой или с кажущейся неизбежной дракой между главным героем и одним из его спутников, которая может омрачить возвращение домой.
- Развязка. Наконец, развязка – это часть истории, в которой конфликт разрешается и сюжет подходит к концу. Обычно этот отрезок свидетельствует о переменах, постигших персонажа, – либо о трагическом конце, либо о счастливом. В заключение примера можно сказать, что история солдат может завершиться тем, что антагонист упадет из воды во время боя, что ознаменует трагический конец того, что должно было бы стать счастливым возвращением домой.
Ход урока
I, Организационный момент
П. Актуализация знаний. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.)
Сентябрь, з. ма, пр. щай, д. ревья, в. робей, л. сица.
Учитель показывает слово, дети — букву, которую нужно поставить.
— На какие две группы можно разделить слова по орфограммам? (Безударные гласные, которые можно проверить, и безударные гласные, которые нужно запомнить.)
— Какие слова мы запоминали? (Сентябрь, прощай, воробей.)
— Вспомните, какие еще словарные слова вы знаете. (Дети называют слова, которые учили в 1 классе.)
— Какими словами проверяли остальные слова? (Зима — зимы, деревья — дерево, лисица — лисы.)
— Составьте рассказ, используя эти слова. (Свои рассказы читают 2—3 учащихся.)
III. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах. На парте перед учениками 3 карточки с частями текста.)
— Текст рассыпался. Прочитайте и поставьте части так, чтобы получился текст.
Славная птаха!
Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у нее карие, грудка серая — снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам.
Однажды у меня на окне появилась птица.
— Какую часть поставите первой? (Однажды у меня на окне появилась птица.)
— Почему? (Рассказывает, с чего история началась.)
— Какая часть вторая? (Второй абзац.)
— Почему? (Рассказывается сама история.)
— Почему оставшуюся часть поставили последней? (Подводит итог, заканчивает рассказ.)
— Итак, у каждой части свое назначение.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 20, прочитайте тему урока. (Части текста.)
— На какой вопрос мы должны ответить? (Какие части можно
выделить в тексте) Упр. 18 (с. 20).
— Прочитайте задания. Какие задания нужно выполнить устно?
— Почему собака осталась ни с чем? (Пожадничала, хотела отобрать кусок мяса у другой собаки.)
— Назовите тему текста. (Собака увидела в воде свое отражение.)
— Назовите главную мысль текста. (Не жадничай. Погонишься за чужим, свое потеряешь.)
— Что отражает заголовок? (Тему текста.)
— Прочитайте начало, основную часть, концовку. (Дети читают части текста.)
— Прочитайте правило. (Самостоятельное чтение.)
— Для чего нужно начало? (Чтобы подготовить читателя к чтению.)
— Что пишут в основной части? (То главное, о чем хотел сказать автор.)
— Для чего нужна концовка? (Завершает текст.)
— Как отделить части на письме? (Писать каждую часть с красной строки.)
2. Работа с текстом
(Текст записан на карточках.)
— Прочитайте текст.
Пришла поздняя осень. Не шелестит листва деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы. Скоро станет тихо и пусто.
— Разделите его на части.
— Прочитайте начало. (Пришла поздняя осень.)
— Сколько предложений в основной части? Прочитайте их. (Не шелестит листва деревьев. Птицы улетают в теплые страны. Звери прячутся в норы.)
— Какое предложение завершает рассказ? (Скоро станет тихо и пусто.)
— Как отделить одну часть от другой? (Написать с красной строки.)
V. Физкультминутка
Шел козел по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем, занятье продолжаем.
VI. Продолжение работы по теме урока
(«Проверь себя» (с. 22). Пользуясь учебником, дети отвечают на вопрос).
— Оцените работу.
VII. Рефлексия
— Оцените себя.
Зеленый цвет — все понял, могу идти дальше.
Желтый цвет — еще ошибаюсь.
Красный цвет — стоп! Мне нужна помощь.
VIII. Подведение итогов урока
— На сколько частей можно разделить каждый текст? ( На три: начало, основная часть и концовка.)
— Вкакой части заключена главная мысль текста? (В основной части)
— Какие темы повторили? (Текст, тема текста, главная мысль текста.)
1. Выучить правило на с. 20.
2. Выполнить задание на карточке.
Карточка
Подчеркни зеленым карандашом начало. Красным карандашом подчеркни основную часть. Синим карандашом подчеркни концовку.
Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. Мы с бабушкой ходим в лес за земляникой и грибами. Целыми днями купаемся в речке с ребятами, ловим рыбу и играем в разные игры. По вечерам мы с бабушкой читаем интересные книги. На будущее лето я обязательно поеду к бабушке в деревню.