Марина цветаева

Марина цветаева

Любовный многоугольник

Что должен был чувствовать Сергей Эфрон? Человек, который из мужа превратился в досадную помеху. Жена мечется между странной подругой и умирающим братом, пишет страстные стихи и отмахивается от Эфрона.

В 1915 году Эфрон принимает решение стать медбратом и уехать на фронт. Он идет на курсы, находит работу на санитарном поезде. Что это было? Сознательный, продиктованный убеждением выбор или жест отчаяния?

Марина страдает и переживает, она мечется, не находит себе места. Впрочем, творчество Цветаевой от этого только выигрывает. Стихи, посвященные ее мужу в этот период, одни из самых пронзительных и жутких. Отчаяние, тоска и любовь — в этих строках целый мир.

Страсть, разъедающая душу, выплескивается в стихи, в этом — вся Цветаева. Биография и творчество этой поэтессы формируют друг друга, чувства создают стихи и события, а события — стихи и чувства.

Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии

В 20 лет Цветаева создает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано», в котором дает оценку своим искрометным творениям, сравнивая с «фонтанными брызгами», «искрами ракет», «чертенятами», врывающимися в поэтическое «святилище», в котором «сон и фимиам», «драгоценными винами», для которых настанет свое время. Поэт верит, что не нужные никому сейчас, валяющиеся в пыльных магазинах, ее стихи будут востребованы будущими поколениями. Строчки стихотворения стали пророческими.

Особое место отведено русским поэтам в лирике Цветаевой. Темой творчества проникнуты стихотворения, посвященные Блоку, Ахматовой, Маяковскому и многим другим. С 1916 г. создается цикл «Стихи к Блоку», открывающийся стихотворением «Имя твое – птица в руке». Блок ни разу не назван по имени, оно обыгрывается в образах птицы, льдинки, мячика, пойманного на лету, серебряного бубенца. Имя осязаемо, его можно услышать в окружающих звуках, увидеть в движении губ, попробовать на вкус. В этих образах переданы особенности поэзии Блока: трепетность, восторженность, звонкость звучания, полет мысли. Весь цикл — это преклонение перед «святым сердцем» рыцаря Прекрасной Дамы, «Божьего праведника», «нежного призрака», «светоносного ангела», чья душа и талант несовместимы со «страшным миром». Последние стихотворения будут написаны после смерти поэта в 1921 г.

Во многом перекликается с темой творчества «Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.). Но это и философская лирика: поэт через самопознание, сравнивая себя с другими, осознает свое творческое начало как морскую стихию, свободную и неподвластную законам времени и человеческого бытия.

Философское и жизнеутверждающее размышление «Уж сколько их упало в эту бездну»(1913 г.) хотя начинается с воспоминания об ушедших из жизни и осознания своего неизбежного ухода, переходит к призывам веры и просьбам любви к «живым и настоящим». Смерть – напоминание о том, как нужно любить жизнь. Самих слов «смерть», «умру» нет в тексте, вместо этого – «упали в бездну», «исчезну с поверхности земли», но все равно «будет жизнь».

Уникальна любовная лирика Цветаевой, вершиной которой стала «Поэма горы». Любовь передана в образе горы, как символа огромного, высокого и чистого чувства. Цветаева часто обожествляла предмет своей влюбленности, о котором пишет с восторженным любованием, торжественно, упоительно, открыто и искренне. Одним из шедевров ее любовной лирики, ставшим романсом, является «Мне нравится, что вы больны …» (1915г.), в котором даже нелюбовь может стать выражением любви. Истинные чувства героини выражены одним словом — «увы».

Своеобразие лирики Цветаевой состоит в том, что она умела сочетать в поэзии «старомодную учтивость и бунтарство», архаизм и новаторство, ее творчество соткано из внутренних противоречий, содержит многоплановые смыслы. Она виртуозно обращалась со звукописью, звучание всегда согласуется с настроением текста и его содержанием. Используя особый синтаксис фраз — обилие тире, резких переносов, дробление слов на части создает музыкальность текстов смысловыми паузами. Ее поэзия афористична, одной фразой поэту удавалось выразить глубокий философский смысл.

Происхождение и становление

Иван Цветаев основал Музей Изящных Искусств, изучал филологию, работал в Московском Университете. Мама поэтессы занималась музыкой, увлекалась игрой на пианино, также учила этому дочь, сочиняла стихи. Именно от нее Марина унаследовала страсть к поэзии. Мария Александровна очень гордилась ею, но все же больше всего внимания уделяла младшей дочери Анастасии. Это немного обижало поэтессу. Родители Цветаевой воспитали четверых детей: трех девочек и одного мальчика.

В 9 лет маленькая писательница поступает в четвертую гимназию для девочек, там она проучится совсем недолго. Когда девочке исполнится 10, у ее мамы обнаружат туберкулез. В связи с этим семейство переедет на побережье между Лигурийским морем и горной грядой. Позже наша героиня сменит еще два места обучения. Летом 1905-ого семья Цветаевой приедет на родину. Поселятся в городе на берегу черного моря — в Ялте. Уже в следующее лето они переберутся в Тарусу – место, с которым так тесно переплетены жизнь и творчество Марины Цветаевой.

История

Марина Цветаева родилась в Москве, ее отец – профессор Иван Цветаев, известен нам как основатель музея, который сейчас называется музей изобразительных искусств имени Пушкина, мать – одаренная пианистка. Детство Марины было счастливым – среди любящих взрослых, красоты русской природы в Тарусе, где семья проводила лето. Но в 14 лет она потеряла мать, которая умерла от туберкулеза.

Марина начала писать стихи, когда ей было шесть лет, в 16 ее стихи впервые напечатали, в 18 вышла первая книга. Она общается в литературных кругах и в 19 лет знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. В 1912 году они венчаются, рождается их старшая дочь Ариадна. Их роман проходил в Крыму, в Коктебеле, в доме поэта и художника Максимилиана Волошина, куда они приезжали и в последующие годы. Коктебель, как и Тарусу, Цветаева вспоминала как место, где она была счастлива.

Годы революции оказались очень тяжелыми для Цветаевой: муж был призван на фронт, участвовал в Гражданской войне на стороне белых, несколько лет она не имела от него известий. Не имея средств, чтобы прокормить детей, Цветаева сдала их в приют, где младшая дочь Ирина умерла. Получив вести от мужа, Цветаева с дочерью в 1922 году уезжает в эмиграцию: в Берлин, Прагу и затем в Париж. В 1925 году родился сын Георгий.

Творчество Цветаевой сначала было благожелательно встречено в эмиграции, вышло несколько книг. Однако скоро ее стихи перестали печатать, и семья оказалась в нищете: «Мы медленно умираем от голода», — писала она. Стихи Цветаева пишет «в стол», однако некоторым успехом в это время пользуется ее проза.

Семья начинает думать о возвращении в СССР. В 1937 году на родину уезжает сначала дочь Ариадна, затем муж Цветаевой, а через два года и она сама с сыном. Однако через два месяца после ее возвращения была арестована дочь, а вскоре – муж. В жизни Цветаевой вновь начинается трагическая полоса: без семьи, постоянного жилья и работы.

После начала войны Цветаева была эвакуирована в Елабугу, где покончила с собой 31 августа 1941 года. Ее муж Сергей Эфрон был расстрелян в октябре 1941 года, сын Георгий погиб на фронте в 1944 году. Дочь Ариадна провела в лагерях и ссылках много лет, была реабилитирована в 1955 году и вместе с малдшей сестрой Марины, Анастасией, стала главным хранителем наследия своей матери.

Последние годы

Находясь за границей, Цветаевы жили в крайней нищете. Супруг не мог работать по состоянию здоровья, и им приходилось выживать на скудные гонорары, которые Марина получала за написание статей.

Позже, этот период своей биографии Цветаева назовёт «замедленной смертью от голода».

Члены семейства неоднократно обращались в советское посольство, чтобы им разрешили возвратиться на Родину.

В 1937 г. им наконец-то дали такое разрешение, однако радость обернулась трагедией. Сотрудники НКВД задержали мужа Цветаевой и ее старшую дочь.

В итоге Ариадна была отправлена на 15 лет в ссылку, а Сергея Эфрона, по решению советской власти, расстреляли осенью 1941 г.

С началом войны, Марина с сыном Георгием была эвакуирована в город Елабуга. Там она вновь столкнулась с крайней нуждой, в результате чего ей пришлось работать посудомойкой.

Европейские увлечения Цветаевой

По мнению некоторых современников, сын Цветаевой, Георгий — вовсе не ребенок Эфрона. Предполагают, что отцом мальчика мог быть Родзевич. Но точных сведений на этот счет нет. Те, кто сомневался в отцовстве Эфрона, не любили Марину, считали ее крайне неприятным, тяжелым и беспринципным человеком. А следовательно, изо всех возможных объяснений они выбирали самое неприятное, порочащее имя поэтессы. Были у них причины для такой нелюбви? Возможно. Следует ли доверять таким источникам? Нет. Предубеждение — враг правдивости.

К тому же не только Родзевич служил предметом увлеченности для Цветаевой. Именно тогда она вела скандальную переписку с Пастернаком, которую оборвала жена последнего, найдя возмутительно-откровенной. С 1926 года Марина пишет Рильке, и общение длится достаточно долго — до самой смерти легендарного поэта.

Жизнь в эмиграции Цветаевой неприятна. Она тоскует по России, хочет вернуться, жалуется на неустроенность и одиночество. Родина в творчестве Цветаевой в эти годы становится ведущей темой. Марина увлеклась прозой, она пишет о Волошине, о Пушкине, об Андрее Белом.

Муж в это время увлекся идеями коммунизма, пересмотрел свое отношение к советской власти и даже решился на участие в подпольной деятельности.

Особое место среди поэтов Серебряного века

Цветаева вошла в русскую литературу, когда все были увлечены символизмом, но уже зарождались и набирали популярность новые течения: футуризм и акмеизм. Но она обрела свой особенный путь, не желая поддаваться чужим влияниям, стараясь избегать заимствования и подражания, сама о себе говорила, что «ни в одну форму не умещается». Тем не менее высоко ценила талант своих литературных кумиров: Блока, Ахматовой, Маяковского, хотя не разделяла многих творческих или политических взглядов. Во времена повсеместного увлечения декадентской поэзией ее творчество выделялось своей «жаждой жить», которую она, несмотря на трагедии в своей судьбе, пыталась сохранить до конца жизни.

Образ Родины и Москвы в творчестве Цветаевой

Москва олицетворяла для Цветаевой патриархальную Россию, освященную божественным провидением. С этим городом связаны радостные и трагические периоды ее жизни: сказочное детство, замужество, разлука с мужем, рождение дочерей, голод во время гражданской войны, смерть младшей дочки. В цикле «Стихи о Москве», состоящим из 9 стихотворений, провозглашается первенство любимого города, в котором «сорок сороков церквей» смеются над гордыней Петра I, построившего новую европейскую столицу. Цветаева создала поэтический образ старинной Москвы, «странноприимного дома», с его привольным колокольным семихолмием, святынями, храмами.

Часто сравнивают творчество московского поэта Цветаевой и петербургского поэта Ахматовой. Лирика Ахматовой и Цветаевой тесно связаны с их любимыми городами. Если Петербург своим «строим и стройным видом» влиял на поэзию «златоустой Анны всея Руси», по выражению Цветаевой, то стихийность и святость Москвы определили ее собственное мировоззрение.

Тема России в творчестве Цветаевой определена, по ее выражению, не «условностями территории», а «принадлежностью к памяти и крови». В стихотворении «Лучина» (1931 г.), отзываясь о скучном чужом Париже, с тоской пишет: «Россия, моя Россия, зачем так ярко горишь?» Тяжелыми раздумьями о том, что прошлой России нет, а есть новая страна СССР, проникнуто стихотворение «Страна» (1931 г.) В стихотворении«Тоска по Родине»(1934 г.) содержание противоречит названию, звучит горечь утраты связи с родной землей, только последнее оборванное предложение и образ рябины передают ностальгические настроения.

Детство

Цветаева — коренная москвичка. Именно здесь 26.09.1892 г. она появилась на свет. Полночь с субботы на воскресенье, праздник Цветаева, всегда трепетно относившаяся к совпадениям и датам, особенно к тем, которые прибавляли экзотики и драматичности, часто отмечала этот факт, видела в нем скрытое знамение.

Семья была вполне состоятельной. Отец — профессор, филолог и искусствовед. Мать — пианистка, женщина творческая и восторженная. Она всегда стремилась разглядеть в детях ростки будущей гениальности, прививала любовь к музыке и искусству. Заметив, что Марина постоянно что-то рифмует, мать с восторгом писала: «Может, из нее вырастет поэт!» Восхищение, преклонение перед искусством — в такой атмосфере выросла М. Цветаева. Творчество, вся ее последующая жизнь несли на себе отпечаток этого воспитания.

Места Марины Цветаевой

В память о писательнице открыто несколько домов-музеев. Также есть памятные монументы на территории всей страны. В Праге существуют небольшие экскурсионные маршруты, где туристам предоставляется возможность посетить и осмотреть места, где когда-то писательница жила вместе со своей семьей.

Петршин холм является одним из любимейших мест Марины Цветаевой. Именно данный холм стал прообразом горы в произведении «Поэма Горы». Поэтесса довольно часто приходила на Еврейское кладбище в Старом городе и на смиховское Малостранское кладбище. Там она гуляла в полном одиночестве. Марина Ивановны говорила, что Прага – единственный город, который «врезался» ей в сердце.

Дом-музей есть и в Тарусе, где долгое время жила поэтесса. Там же проводятся знаменитые осенние фестивали в ее честь.

Любимым городом Марины Ивановны была Москва, где ей тоже отведено памятное место

Творчество Цветаевой

Марина начала писать стихи ещё в детстве. Её первый сборник Цветаевой «Вечерний альбом» вышел в 1910 году.

Семья Цветаевой и Эфрона жила очень бедно. Денег постоянно не хватало. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) Цветаева продолжает писать.

Её работы непонятны русским эмигрантам: она пишет про трагичность и обречённость жизни и любви, про вечную борьбу поэта с собственной судьбой и окружающими.

С момента возвращения на родину она практически не пишет, на жизнь зарабатывает переводами.

Основные темы стихов Цветаевой

  • борьба поэта с судьбой и окружающим миром
  • трагичность жизни, одиночество
  • безумство и жар души
  • романтический пафос
  • неразделённая любовь, любовь в разлуке
  • антифашистские настроения

История успеха

Еще в возрасте 6-7 лет будущая поэтесса начала свой неповторимый творческий путь, написав первые стихотворения. В 18 лет она издала дебютный сборник стихов под названием «Вечерний альбом» (1910 г). Спонсоров у нее не было, Марина Ивановна издала сборник своими силами и средствами. Реакция на ее работу была незамедлительной

Она тут же привлекла внимание известных людей. Гумилев Лев Николаевич, Валерий Яковлевич Брюсов и Волошин были заинтересованы юной писательницей

Знакомство с ними открывает ей новый литературный мир символистов, который состоит из множества кружков, где Цветаева так и не нашла себя. Ее стиль был настолько оригинален и свободен от посторонних веяний, что ему не удалось вписаться ни в одну эстетическую концепцию.

Поэтический мир Марины Цветаевой зиждется на ее жизненных принципах, которые она сама заботливо сохранила для потомков в своих записях:

В эмиграции

11 мая 1922 г. Марина Ивановна с дочерью покинула в Москву, в Риге они сели на берлинский поезд и после недолгого пребывания в Германии уехали в Прагу, где встретились с Сергеем. Три года жили они уединенно жили в чешских деревушках. Марина Ивановна активно переписывалась с Б. Пастернаком, а немного позднее – с австрийским поэтом Р. М. Рильке.

В 1923 г. у Цветаевой случился роман с белоэмигрантом К. Б. Родзевичем, приятелем С. Эфрона, которому Марина Ивановна посвятила два известных произведения – «Поэму Горы» и «Поэму Конца». До этого поэтесса неоднократно влюблялась, причём не только в мужчин, но и в женщин, хотя биографы уверены, что многие романы Марина Ивановна просто выдумала. Однако связь с Родзевичем была более, чем реальна. Сергей Яковлевич, который терпел и прощал жене былые увлечения, неожиданно сообщил о желании развестись. В ответ на это Марина Ивановна замкнулась в себе, перестала есть и спать, а потом заявила, что не находит в себе сил расстаться с мужем. Сергей к тому моменту уже поостыл и не настаивал. Последнюю точку поставил сам Родзевич, женившись на другой.

1 февраля 1925 г. у Эфронов родился сын Георгий, для домашних просто Мур (произв. от «мурлыга»). Знакомые шептались, что родным отцом мальчика был Родзевич, но Цветаева об этом никому ничего не рассказала, а сам Константин Болеславович предпочел думать, что Георгий – сын Сергея Эфрона. Такой вариант устроил всех. Летом 1925 г. семья перебралась в Париж.

Франция встретила поэтессу неприветливо. В эмигрантских кругах цветаевских стихов не любили и не понимали, а её саму за глаза звали большевичкой из-за деятельности супруга. Поговаривали, что Сергей – завербованных агент ГПУ, участвовавший в заговоре против Л. Седова, сына Троцкого. Некоторое время сочинения Марины Ивановны печатались в журнале «Версты», однако большинство стихов, написанных в эмиграции, осталось неопубликованным. Зато неожиданное признание Цветаева получила как прозаик. Её очерки «Мой Пушкин», «Мать и музыка», «Живое о живом», «Дом у Старого Пимена» и др. пользовались у русских эмигрантов большим успехом.

С начала 1930-х годов семья поэтессы влачила жалкое полунищенское существование. Муж Марины Ивановны тяжело болел, её произведения почти не печатались, и единственным добытчиком была Аля, зарабатывавшая вышиванием шляпок. Наконец, Сергей Яковлевич принял решение уехать в СССР, его горячо поддержала дочь, но Цветаева резко воспротивилась. Возвращение на родину страшило её: «Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна…».

Жизнь в эмиграции

В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922–1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928 г.).

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

  • в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;
  • в 1933 г. – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине;
  • в 1934 г. – «Пленный дух» в память об Андрее Белом;
  • в 1936 г. – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине;
  • в 1937 г. – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.

Творчество Марины Цветаевой

Сборники стихов

Перу Цветаевой принадлежит несколько сборников поэзии:

  • «Из двух книг»
  • «Стихи к Блоку»
  • «Разлука»
  • «Ремесло»
  • «Молодец»
  • «После России»и другие.

Основные черты лирики Марины Цветаевой, связаны с вечными темами русской литературы: свобода, смысл жизни, любовь, дружба, предназначение творчества, семья, доверие. Проникновенность, тонкость восприятия, уникальность выражения, самобытность языка присущи каждой строке поэтессы.

Поэмы

Марина любила не только малые художественные формы, но и такой вид произведений, как поэмы. Цветаеву волновали судьбы людей в исторических обстоятельствах, она писала посвящения отдельным личностям, дорогим ее сердцу и уму. Ею написаны следующие шедевры:

  • «Чародей»
  • «Поэма Горы»
  • «Поэма Конца»
  • «Крысолов»
  • «С моря»
  • «Новогоднее»
  • «Красный бычок»
  • «Сибирь».

Также в личном архиве поэтессы сохранились наброски, фрагменты, недописанные поэмы.Планы, безвременно скончавшаяся Марина Ивановна, строила на последующие годы обширные.

Проза

Творческий путь Цветаевой не ограничивался рифмами, она также являлась автором прозаических произведений, не менее ярких по изобразительным средствам и насыщенных по содержанию.

В отдельных произведениях излагаются события из жизни знаменитых современников, в других прослеживаются автобиографические мотивы, касающиеся не только внутреннего мира автора, но и ее родных. Начало работы в этом ключе приходится на годы эмиграции. В ее прозе становится заметно влияние поэзии

Цветаева и сама неоднократно обращала на это внимание

Марина Цветаева автор таких произведений, как:

  • «Мать и музыка»
  • «Отец и его музей»
  • «Дом у старого Пимена».

Эссеистская проза

Отношение поэтессы к себе нельзя назвать философским. Она с рождения требовательна к себе.Марина ежедневно заставляла себя идти к письменному столу и заниматься творчеством, даже в те дни, когда в доме не находилось ни корки хлеба, ни копейки денег, чтобы купить простейшие продукты.

Материнской и женской мудрости ей не дала природа. Тем не менее философские темы присутствуют и в лирике, и в эссе. Поэтесса видела мир по-своему и гениально отразила личные взгляды на определенные события, описала собственное отношение к известным людям. Наиболее известные эссе:

  • «Мой Пушкин»
  • «Поэт и время»
  • «Эпос и лирика современной России»
  • «История одного посвящения»

Личная жизнь поэтессы

В 1911 году она знакомится на море с Сергеем Эфроном. Через 6 месяцев они обвенчались и вскоре родилась дочь — Ариадна (Аля). Сергей был единственным мужем поэтессы, хотя она, как личность увлекающаяся, постоянно влюблялась с других мужчин. Также с 1914 года поэтессу связывали отношения с Софией Парнок. Этой женщине Цветаева посвятила цикл “Подруга”, который открыл их связь обществу. Эфрон знал об этом и ревновал, и Марина ушла к Софии. Жили они вместе недолго — в 1916 году поэтесса вернулась к Эфрону и родила еще одну дочку, названную Ириной. Когда Эфрон бежал из страны, ее семья оказалась в ужасной нищете. Марина не выдержала и отдала детей в приют. Ариадну она вскоре забрала, но Ирина не выдержала голода и умерла. Ей было всего 3 года.  Третьего ребенка Цветаева родила в эмиграции — это был мальчик Георгий. Он умер на фронте в 1944 году. Более 10-ти лет она поддерживала связь с Борисом Пастернаком, в Чехии развивается ее роман с Константином Родзевичем, который продлился примерно полгода. Он нашел отражение в “Поэме Горы”.
Рис. 2. Марина Цветаева с сестрой Анастасией. 1911 год

Популярные темы сообщений

  • Безработица (понятие и виды, ее последствиеи причины)

    Безработица – это отдельная составляющая позиция экономики страны. Часть или категория активных в экономическом плане граждан, одна из составляющих всего трудоспособного населения.

  • Достопримечательности Краснодарского края

    Красивых мест в Краснодарском крае довольно много и все их охватить невозможно. Кубань является древней территорией с давней историей. К замечательным местам Краснодарского края относится Кавказ, красивейший берег Черного моря

  • Город Новосибирск

    Новосибирск (или, как его называли до 1926 года – Ново-Николаевск) – третий по числу населения город России, центр Сибирского федерального округа, а так же крупнейший торговый, научный, экономический и транспортный центр Сибири,

  • Созвездие Овна

    Овен-одно из самых популярных созвездий, относящееся к зодиакальным. Так же занимает 39ое место среди всех 88ми созвездий. Никто точно не знает, кто придумал название этому созвездию, но история склоняется к тому, что созвездие было описано еще Клавдием

  • Северный ледовитый океан

    Самым маленьким из всех имеющихся океанов земного шара, является Северный Ледовитый океан. Конечно, от других вод его отличает только то, что он расположен в суровом климатическом поясе. Это существенно влияет на температуру воды в океане,

Детство и юность

Марина Ивановна Цветаева появилась на свет 8 октября 1892 года. Местом рождения поэтессы стал город Москва. Будущее девочки было частично предопределено ее происхождением.

Отцом Цветаевой был Иван Владимирович. Мужчина работал в Московском университете, активно преподавал. А также слыл известным и экспертным филологом, занимался искусствоведением. Происходил из среды интеллигенции. Любил читать, обладал хорошим литературным вкусом, который, впоследствии, передал своей дочери.

Мать девушки — Мария Мейн. Имела смешанное русско-польско-немецкое происхождение. Трудилась в качестве музыканта. Виртуозно играла на пианино. Ее наставником и преподавателем в свое время был Николай Рубинштейн.

Родители Марины Цветаевой

Марина Цветаева была не единственным ребенком в семье. В свое время отец ушел от первой жены. От этого брака на свет появились брат и сестра будущей поэтессы. А через 2 года, в семье появился младший ребенок, сестра Цветаевой по имени Анастасия.

Оба родителя были интеллигентного происхождения, трудились на лоне высокого искусства. Отчасти, этот факт обусловил дальнейшую судьбу девушки. С матерью она занималась музыкой, осваивала пианино. С отцом — изучала иностранные языки, много читала.

Именно родители привили ей чувство прекрасного, которое впоследствии помогло девушке в творческом становлении.

В 90-е годы по характеру работы родители девочки часто бывали за границей. Вместе с ними она ездила по Европе.

Сестры Цветаевы (Марина слева)

Первый творческий опыт юная Цветаева получила в 6 лет. Она пробовала писать стихи. Причем дебютные произведения девочка создавала на французском языке, под впечатлением от поездок.

В 1901-1902 году Марину Цветаеву определили в женскую гимназию. Затем в течение нескольких лет девушка ездит по разным городам. То в связи с обнаруженным у матери туберкулезом, то по другим делам. В итоге, примерно в 15 лет девушка заканчивает первичное обучение. Она получает общее образование.

Марина Цветаева в молодости

Какое-то время после окончания гимназии Марина Цветаева проводит в пансионах Германии и Швейцарии. Будучи за границей, она активно интересуется старофранцузской литературой.

Рвение в этом направлении становится настолько сильным, что девушка посещает лекции и занятия в Сорбонне. Несмотря на это интерес продлился недолго. Охладев к начинанию, будущая поэтесса бросает это дело и возвращается на родную землю.

По прибытии домой, Марина Цветаева начинает интересоваться творчеством поэтов-символистов. Знакомится с несколькими яркими представителями этого направления и даже посещает занятия при кружках, которые были организованы крупными литераторами.

Марина Цветаева с отцом

Все меняется в 1917 году. Октябрьская революция и грядущая за ней гражданская война приводят девушку в настоящий ужас. Она не может смириться с тем, что происходит в ее стране.

Наибольшее отвращение Цветаева питала к искусственному разделению всех граждан на красных и белых. Хотя симпатии самой поэтессы были на стороне последователей царизма.

В разгар гражданской войны, когда стало понятно, чьей будет победа, супруг Цветаевой, Сергей Эфрон был вынужден эмигрировать, чтобы не подвергнуться репрессиям.

Очень скоро, в 1922 году, поэтесса последовала за ним. Она добилась разрешения выехать за границу и перебралась к мужу в Чехию.

В течение нескольких ближайших лет супруги переезжали из одной страны в другую Из Праги Цветаева отправилась в Берлин.

Следом муж и жена уехали в Париж, где задержались надолго. Самого Сергея Эфрона обвиняли в шпионаже и подготовке государственного переворота, участии в незаконных организациях. Дорога домой для него была заказана.

В то же самое время, Цветаева тяжело переживала тяготы эмиграции, не могла находиться на чужбине и рвалась обратно.

Возвращение в Советский Союз

15 марта 1937 г. в Россию уехала Аля. Спустя полгода Францию спешно покинул Сергей Яковлевич. Он оказался замешан в политическом убийстве советского разведчика-«невозвращенца» и опасался ареста. После долгих допросов и обысков разрешение на выезд получили Марина Ивановна и Георгий.

Разбирая вещи и бумаги, Цветаева нашла своё старое письмо к Сергею. В далёком 1917 г. она писала: «Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака.» Теперь, спустя 20 с лишним лет, поэтесса перечитала своё послание и дописала на пожелтевшем от времени листке: «Вот и поеду. Как собака.»

12 июня 1839 г. в порту Гавра Марина Ивановна с сыном поднялась на борт теплохода «Мария Ульянова», который 18 июня прибыл в Ленинград. Вечером того же дня путники сели в поезд до столицы и наутро были уже в Москве, где их встречала Ариадна. Семья поселилась на даче НКВД в Болшеве. Друзья отмечали, что в Россию Цветаева вернулась какой-то надломленной и «серой»: рано поседевшие волосы, потухший взгляд сливались с тусклым поношенным платьем. Стихов Марина Ивановна уже почти не писала, занималась переводами. Она жила по инерции, будто в предчувствии неминуемой беды. И беда не заставила себя долго ждать: 27 августа 1939 г. по подозрению в шпионаже арестовали Ариадну, 10 октября пришли за Сергеем Яковлевичем. Поэтесса написала Л. Берии несколько писем, прося за мужа, но все они остались без ответа.

Заключение. Марина Цветаева – поэт всех времен

Поэт-мыслитель за 30 с небольшим писательских лет создала 29 поэм, 50 прозаических произведений, 8 пьес, более 800 стихотворений, сохранилось множество писем, похожих на стихи. Сама Цветаева говорила, что вся ее судьба – это «роман с собственной душой». Страстность, безмерность, неутолимая жажда любви и жизнелюбие звучат в каждом произведении.

К сожалению, для публикаций часто отбирались наиболее простые для понимания стихотворения Цветаевой. Она сама говорила, что ее творчество, как вода, которой кому-то хватит на стакан, а для кого-то она может стать морем. Многие тексты Цветаевой представляют собой интереснейшие загадки, для понимания которых необходимы определенные знания Библии, античной мифологии и истории, классической мировой литературы, фольклора. Чтение, по мнению Цветаевой, — это активное сотворчество автора и читателя. Иногда дается не образ, а только намек на образ. Остальное нужно домысливать, познавая глубинный смысл текста.

Только в конце XX в. Цветаеву стали издавать не выборочно, а полностью. В России было открыто 7 музеев, установлены памятники в местах, связанных с ее именем.

Словарь

1. Национализированный – переданный из частной собственности в общественное, государственное

2. НКВД – народный комиссариат внутренних дел

3. Эвакуация – выезд из мест, опасных из-за военный действий, в безопасную местность

4. Постой – проживание в нанятом помещении

5. Фимиам – благовония, используемые при богослужениях

6. Архаизм – устаревшее слово

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: