Божественная комедия

"божественная комедия" данте

Оценки и влияние

Первое время после написания, поэма, называвшаяся тогда просто «Комедия» итал. La Commedia, имела огромную популярность благодяря своей сложной системе построения образов, связанных с духовными понятиями. К 1400 году к поэме были сделаны не менее 12 комментариев других авторов с разбором философского смысла сюжета и других подробностей. В 1374 году Джованни Боккаччо прочитал публичные лекции о поэме, озаглавленные «Божественная комедия» (итал. La Divina Commedia) и к XVI веку поэма издавалась уже под этим названием. В период критики всего средневекового устами, в первую очередь, Петрарки поэма потеряла свои позиции. Интерес к поэме взродился только в период романтизма XVIII века. В XX—XXI веках поэма была переведена на множество языков и вошла в программу изучения средневекового искусства в большинстве стран.

В целом, «Божественная комедия», созданная на излёте средневековой литературы стала началом новой эры европейской литературы, так как напрямую подвела мыслителей, с одной стороны, к пониманию ценности стремления человека к познанию (в пику бытовавшим тогда понятиям о непознаваемом), а с другой — обращая понимание прекрасного от божественного (картины Ада, Чистилища и Рая) к земному (Беатриче). Вдобавок, произведение положило начало размытию позднесредневековых границ жанров трагедии и комедии; это достигнуто благодаря ведению в повествование оценочных суждений самого автора, относившихся до того к «глобальным» вопросам. К примеру, автор позволяет себе в подробностях описывать грешников и их грехи, что как бы даёт ему часть власти Бога, которому дозволено делить плохое и хорошее.

Отдельно поэму рассматривают как отражение личных переживаний Данте, который будучи изгнанным из Флоренции оставил там не только супругу с детьми, но и могилу любимой: в 1290 году в возрасте 25 лет скончалась Беатриче Портинари, супруга Симоне деи Барди, в которую поэт был безнадёжно влюблён. Беатриче была отражена в поэме, где тот изобразил её верхом своих стремлений и в то же время отражением абсолютной чистоты. Сведений о самой Беатриче осталось мало и Божественная комедия — чуть ли не самый подробный источник из сохранившихся.

Сюжет

Сюжет произведения разделён на три части: Ад (итал. Inferno), Чистилище (итал. Purgatorio) и Рай (итал. Paradiso), представляющие соответствующие части мироздания. Каждая часть содержит 33 песни, только первая — Ад — содержит 34, так как первая песня является вступлением ко всей поэме; также 34 песни вместо 33 символизируют дисгармонию. Поэмы написаны трёхстрочными строфами особой, перекрёстной рифмовки — терцинами; зарифмованы они так, что первая и последняя строчка в каждой терцине рифмуются между собой, а средняя — с первой и последней строчкой следующей терцины. Таким образом цепочка рифмовки тянется через всё произведение.

Действие комедии происходит весной, что соотносится с сотворением мира и начинается в тёмном лесу в долине, где автор заблудился и решил выйти на замыкающий долину холм. Холм изображён в поэме как цель человечества — царство справедливости и социальной гармонии — и поначалу кажется легко достижимым, но путь ему преграждает пантера, символизирующая ложь и предательство. Надеясь её обойти, автор натыкается на льва и волчицу, которые олицетворяют соответственно тиранию и алчность. Причём автора больше всего пугает последняя, тем самым он нызвает алчность главной проблемой человечества. Но во мраке долины автор видит античного поэта Вергилия, символизирующего воплощение человеческих знаний. Автор просит у него помощи и Вергилий показывает дорогу, ведущую через Ад, Чистилище и Рай.

Они проходят девять кругов Ада — гигантской многоуровневой ямы, где проводят вечность в мучениях грешники разного уровня. Пройдя мимо Люцифера на дне ямы они выходят на берег горы-острова: это Чистилище. На вершине этой горы, где грешники очищаются от грехов для попадания в Рай, Вергилий покидает Данте, так как человеческое знание не способно далее помочь. Далее, за порогом Рая, автор встречает Беатриче, которая олицетворяет знание божественных тайн и проводит его по восходящим уровням небес к Эмпиреям, где автору на секунду открывается слава Бога. Знакомство с Богом является лишь кульминацией, авторское познание этим не ограничивается: за время путешествия он познаёт все доступные градации проклятия, искупления и блаженства. При этом автор оставляет картины Рая воображению читателя, отказываясь их описывать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания Online
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: