Сочинение на тему Феклуша
В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.
Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу. Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам
Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин
Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин
Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.
Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.
Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.
Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения. В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях
Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”
Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”
В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.
В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.
Сочинение Внутренний голос
С самого маленького возраста до самого большого мы ведем постоянный внутренний монолог. Обычно он строится из анализа происходящих событий, построения предложений, вспоминания слов и другой информации. Но иногда, этот монолог словно становится разговором с другим человеком. Человека этого, живущего в каждом из нас, называют внутренним голосом. В отличие от простого анализа данных и их внутренней обработки, наш голос может и поспорить с нами, и поддержать, и помочь найти выход из сложных ситуаций.
Наш внутренний голос – это наша индивидуальность, наше эго и лучший советчик. К большому сожалению, многие люди игнорируют его, полагаясь на слова и действия других, и со временем их внутренний голос пропадает. Нечем даже заполнить нагнетающую в тяжелые моменты ночную тишину. Становится грустно, страшно и одиноко. А самое главное – во время сильного стресса, человек не может найти отдушину. «Потерявшийся» человек вынужден все оставшееся ему время проводить в тяжелых раздумьях, ждать отклика от своих привычек и схем поведения, от других людей, пытаясь заполнить глубокую яму в самом себе. Внутренний голос спасает людей, пророча счастливую жизнь.
Таким образом, главный герой поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова сбегает, прислушавшись к своему внутреннему голосу – надежде, которую хранил он в глубине души. Однако это решение не показалось правильным другим, в конце концов, герой сбежал с монастыря, сразился с барсом, из-за чего он и погибает. Мцыри прислушался к своим истинным желаниям и потребностям и благодаря этому обрел свободу. И те дни, что он провел на воле, оказались самыми лучшими из всех, что когда-либо он проживал.
В подтверждению к вышесказанному, могу привести еще один пример: главная героиня пьесы Тануниной Ирины «Я вас всех люблю» — Нина, сбежав из детского дома, встречает себя маленькую, и эта встреча ничто более, как разговор с самим собой, своим внутренним голосом. Разговор с маленькой Ниной подталкивает героиню сделать первый шаг к примирению и любви.
Обоих персонажей внутренний голос спровоцировал на изменение жизни в лучшую сторону. К сожалению, в современных реалиях нельзя сказать, что многие люди слушают самих себя. Мы привыкли идти за кем-то, но это далеко не всегда является верным решением проблемы. Умение сохранять свою персону и слушать внутренний голос является одним из самых важных, что только можно освоить.
Характеристика Феклуши (Гроза)
Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности
Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный
Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно.
Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.
Феклуша – странница. Блаженная.
Образ и характеристика
Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.
В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.
Феклуша голосила:
«Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Она с нескрываемым восторгом восхваляла хозяйку дома и ее доброе сердце, не остающееся безучастным к сирым и убогим. Каждому даст на хлебушек и словом приголубит. Ее речь больше похожа на бред полусумасшедшей старухи. Она неискренна в словах, фальшива насквозь. Восхваляя купеческий уклад жизни, она беззастенчиво врет.
Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.
Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.
«Такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно». По земле ходят люди с «песьими головами». Глаша уши-то развесила поверив в ее россказни. Ничего удивительного, мир девушки, как и других горожан, сосредоточен в городе Калинове, а как за его чертой, она и не ведает.
Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.
Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.
«Далеко не ходила; а слыхать – много слыхала». Таких людей, как она в маленьких городах ждали. Странницы, подобные ей, являлись источником новых сведений для жителей «темного царства». Наивные, верили каждому слову и это неудивительно, ведь дальше родного города никто из них не бывал. Помимо рассказов о необыкновенной жизни она между делом пытается донести им правду о людях, живущих в Калинове, но жители этого предпочитают не слышать, потому что не хотят. Им вполне достаточно хвалебных речей об их городе. Это все что им надо. Феклуша же довольствовалась подаяниями в благодарность за «сказки», которыми она вдоволь кормила местное население. Ее жизнь заключается в обманах, воровстве, одурачивании доверчивого народа и оказанию помощи «грешникам», нуждающихся в замаливании грехов.
После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.
Сочинение Феклуша и её характеристика в пьесе Гроза
Пьеса «Гроза» Островского представляет идеализм «тёмного царства» вымышленных героев. Благословенные места, где разворачиваются действия, происходят в городе Калинов вдоль берега Волги. Красота здешних мест завораживает жителей этой местности и позволяет жить в неведении о внешнем мире. Положительные и отрицательные характеристики персонажей, описанные автором, освещают суть произведения.
Одним из таких героев является Феклуша, образ которой является второстепенным и несёт в себе одну их важных функций в произведении. Являясь странницей, Феклуша представляет собой женщину средних лет, чаще всего одетую в лохмотья. Героиня совмещает в себе определённые символы мудрости и истины, которые позволяют ей рассказывать различные байки о внешнем мире, расположенном за пределами города Калинов. Подчёркнутый автором инфантилизм, показывает уровень развития, который сравним с развитием маленького ребёнка. Спутником Феклуши является одержимый и деятельный механик – самоучка Кулигин.
Положительные качества данного героя постоянно остаются незамеченными в этом тёмном царстве. В противоположность Кулигину, Феклуша очень любит рассказывать о путешествиях, странствиях, а также о родном городе Калинове в превосходной степени, высмеивая негативные качества жителей. Лживость и слащавость, употребляемых фраз об образе жизни купеческого слоя совершенно не смущает её окружение. «Оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно» — повествует Феклуша.
Беззастенчивая ложь этого персонажа показывает ложные принципы жителей этого города. Эти реплики мало кто замечает, так как никто не желает этого слушать. Выдумывая очередные рассказы, Феклуша заставляет всех верить в несуществующий мир. Патриотизм и консерватизм данной героини позволяют её легко вращаться среди благочестивого слоя калиновцев. Пресмыкающийся характер и гипнотическая напевность при общении с людьми подтверждают её льстивость. Подчинение Кабанихи и поддакивание её мыслей отображают и укрепляют самодурство в данном произведении.
Таким образом, Феклуша в пьесе «Гроза» А.Н. Островского представляет собой странницу, жительницу города Калинов, постоянно рассказывающую различные истории жителям с употреблением высокопарных прилагательных и обращений к собеседникам. Её образ наполнен льстивостью, позволяющей фантазировать и убеждать калиновцев в том, чего не было и нет на самом деле.
Характеристика Феклуши в пьесе Гроза
Сейчас читают:
-
Смерть Остапа в повести Тарас Бульба сочинение
В повести Гоголя «Тарас Бульба», очень большое количество героев, но среди всех, можно отдельно выделить сына Тараса, Остап, это полная копия своего знаменитого отца, так как он с молоком матери усвоил все законы и обычаи этого непростого,
-
Жанр Мцыри Лермонтова. Какое это произведение?
О Кавказе Михаил Юрьевич Лермонтов написал достаточно, и одним из самых известных произведений этой тематики стал «Мцыри», напечатанный в 1840 году в сборнике стихотворений автора.
-
Сочинение на тему Неуверенность в себе 9 класс 15.3 ОГЭ
И так, что же такое неуверенность в себе? Во-первых, это некое чувство страха, которое возникает в результате принятий какого либо решения, ведь если ты не уверен в себе, не уверен в своём выборе то ты по сугубо адекватной логике будешь
-
Семья Болконских в романе Война и мир сочинение
Роман Толстого « Война и мир » стал одним из лучших произведений в мировой литературе. Толстой любил в своих произведениях соединять и объединять мысль не только семейную, а и народною, хорошо это все раскрылось в его романе.
-
Сочинение Родная природа рассуждение
Мы живем с вами в прекрасной стране где невероятные просторы, где можно найти красивейшие места, что аж захватывает дух. Как же хороша и прекрасна наша родная природа. Очень люблю путешествовать по стране и чаще всего провожу свое время в лесу.
-
Образ грозы в пьесе Островского сочинение
Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.
Характеристика Феклуши
Название драмы «Гроза» мало что говорило думающему зрителю или читателю. То ли речь пойдет о природных явлениях, а может, гроза назрела в обществе? Александр Николаевич Островский писал о том, что молодое поколение не хочет жить по Домострою, не хочет жить во лжи. В приволжском городке Калинов многие годы ничего не меняется: есть хозяева жизни, действующие от имени Бога и прикрывающиеся традициями, и есть их жертвы, вынужденные поступать не по своей воле, а подчиняться указам старших. Например: Кабаниха, Дикой явно хозяйничают в Калинове, а Тихон, Борис и даже образованный Кулигин и др. вынуждены жить по указке – нет у них своей воли!
Феклуша — второстепенный персонаж. Какую же роль играет она в пьесе?
Имя Фёкла в переводе с греческого значит «слава Бога». Феклуша – странница. Бродит она по городам и весям российским, поддерживая христианскую веру, как она считает. Все в ней кажется просто: и имя – Феклуша, и возраст, и одежда. Со всеми может поговорить, рассказать, что видела и слышала в других местах.
«Бла-а-лепие» – по словам Феклуши- царит в Калинове. А всё потому, что заправляют в городе такие праведные купцы, как Кабанова. Странница-противница всего нового: в поезде она видит огненного змея, на улицах городов – суета. В Калинове же все тихо и спокойно, все по старинке. Блюдут благочестие купцы.
Но так ли проста эта героиня? Вот Феклуша наблюдает, как собирают в путь Тихона , и ласковым голоском пытается посеять сомнения в честности другой убогой, которая нашла приют в доме Кабановой,призывая Глашу следить за ней, чтоб ничего не пропало. Впрочем, она не будет вступать в спор: всё должно быть благопристойно. А вот странница, собрав вокруг себя слушателей, рассказывает о других странах – где мусульманские правители и живут люди с песьими головами. Из ее слов следует: неправедная вера ведет к неправедной жизни. Христианство – единственно правильный путь развития. А потому надо верить и чтить традиции предков. И во всем подчиняться старшим. При встрече с Кабановой она кланяется купчихе: только в таких домах, как у Кабановой, и найдешь истинное благочестие – считает она. Ей необходимо заботится о себе: останавливаться в домах богатых купцов, получать хорошие подачки — вот и защищает своих покровителей. А если нет возможности найти управу на молодежь, можно и припугнуть геенной огненной, концом света. Ёе слушают и ей верят (других источников информации нет). Вот и получается, что, благодаря таким странникам, незыблема власть кабановых и диких. Феклуша зависит от богатых купцов и готова им служить. Однако она манипулирует простыми жителям Калинова: учит их, стращает, навязывает слухи. Значит, она также стремится быть одним из первых персонажей в этом городе. И считать ее второстепенным героем нельзя!
Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза»
Драма «Гроза» А.Н. Островского, помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.
Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова, его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.
В репликах, подводящих нас к образу Катерины и её монологу-характеристике, рисуется скромная молодая красивая женщина, о которой никто не может сказать ничего плохого.
Лишь внимательная Варвара разглядела её реакцию на Бориса и подталкивает к измене, не видя в том ничего дурного и нисколько не мучась чувством вины по отношению к брату. Скорее всего, Катерина б никогда не решилась бы изменить, но невестка просто вручает ей ключ, зная, что та не сможет устоять.
В лице Варвары мы имеем доказательство того, что любви в доме Кабанихи между близкими нет, и каждого интересует только его личная жизнь, его выгоды.
Образ и характеристика Феклуши в пьесе Гроза Островского сочинение
Старушка Феклуша это не такой значительный персонаж, как главные. Однако несмотря на это, она является довольно особенным образцом из так называемого «тёмного царства». Всевозможные блаженные и божьи люди были завсегдатаями в домах знатных купцов. К примеру, сама Феклуша рассказывает небылицы для Кабановых. Она повествует о странах заморских и невиданных, где у людей головы собак, а правители тех стран что ни сделают, всё выходит неправильно. А город же Калинов, в котором и живёт семья Кабановых, она во всю расхваливает и говорит, что жителям его приходится очень по нраву. Басни и враньё Феклуши только лишь ещё сильнее выделяют невежество и необразованность граждан города Калинова.
Любое обстоятельство или вещь, которую не в состоянии объяснить калиновцы, будет тотчас подвержено высмеиванию или бурному обсуждению. А Калинов всегда оценивается как лучший город, к которому не у кого никаких претензий нет. Он является как бы образцом нормальной жизни людей.
По правде говоря, как задумывал автор пьесы, Феклуша всего лишь жалкая карикатура старых странников, которые в древности разносили всевозможные легенды и россказни. Для барыни Кабановой и Глаши, которые являются необразованными и ни разу не бравшими в руки информационную вещь, будь то газета или книга, эти рассказы служат для удовлетворения любопытства. Также они способствуют увеселению серой и скучной будничной жизни этого тёмного семейства. А конкретно для самой Кабановой, данные рассказы Феклуши служат прямым аргументом того, что она ведёт абсолютно правильный образ жизни. Для неё порядок должен быть только исключительно патриархального типа и никак иначе.
Данный портрет Феклуши представляется читателям шутовским. Он служит только для высмеивания поверхностного лицемерия. Для людей такого типа излюбленным занятием приходится распространять нелепые слухи и бредни по всему белому свету. Вдобавок, ещё и перефразировать на свой лад, исходя из собственной фантазии ума. Так что в конечном итоге рассказы получаются такими бредовыми и несусветными, что им вполне охотно доверяют люди необразованные. Для них это и есть правда.
Сочинение Феклуша в пьесе Гроза (Образ и характеристика)
На первый взгляд кажется, что Феклуша является неприметной героиней в пьесе П. Н. Островского, но это не так. Несмотря на то, что Феклуша не является главной героиней, она введена в сюжет не случайно. Героиня олицетворяет обстановку в провинциальном городке, где и происходит действия произведения, а также раскрывает некоторые черты Кабанихи, одной из главной героинь пьесы
Сказать о внешности можно очень мало, так как автор не стал застрять внимание на внешних чертах героини, поставив на первое место внутренний мир женщины. Читателю лишь известно, что героиня чуть старше среднего возраста, одета бедно, в лохмотья
Первое знакомство с Феклушой происходит после повествования Кулибина о жизни в Калинове, о быту и нравах города. Феклуша воспевает свою хозяйку госпожу Кабанову, говоря о её доброте, ведь она подаёт милостыню бездомным и убогим. Речь Феклуши можно смело считать сумасшедшей, ведь все, что она говорит — наглая ложь. Восхваление героиней купечества можно объяснить лишь тем, что она боится Кабаниху, поэтому все, что ей остаётся — восхвалять хозяйку.
В следующий раз читатель встречается с Феклушой в доме Кабановой. Героиня разговаривает со служанкой Глашей и просит проследить её за убогой. Глаша девушка со своими взглядами, потому она отказывается от просьбы Феклуши. Однако, Феклуше все-таки удаётся переубедить Глашу с помощью своих фантастических рассказов о других странах. Далее происходит разговор героини с Кабановой. Она рассказывает хозяйке о том, что все люди куда-то спешат и торопятся, а это говорит о приближающемся конце света. Кабаниха верит каждому слову Феклуши и после разговора осознает, что её «тёмное царство» начинает разрушаться.
Роль Феклуши в пьесе такова, что она является источником информации для жителей тёмного царства, словно запертых от всего остального мира. Но героиня не только рассказывала небылицы жителям Калинова, порой она пыталась донести до них важные вещи, открыть глаза на настоящую ситуацию, но все это им было неинтересно.
Таким образом, Феклуша — это обманщица, одурачивающая жителей Калинова и пытающаяся нажиться на их подаяниях за те байки, которыми она кормила жителей. Сейчас имя Феклуша стало нарицательным. Так называют человека, который за благими речами скрывает байки и небылицы, то есть красиво врет.
Образ Демона
Образ Демона в знаменитой поэме Лермонтова — является брошенным героем, который посмел переступить правила добра. Он презирает ограничение человеческого проживания. Данный портрет взят автором из библейской легенды про изгнанного из рая. Михаил Юрьевич на свой манер переделал содержание. Наказание главного лица исходит из того, что он обречен до скончания веков блуждать абсолютно одиноким.
1 стр., 485 слов
Демон в поэме Лермонтова (Образ и характеристика)
… скитания и страдания от того, что несет людям погибель. ` Образ Демона в поэме Лермонтова Популярные сочинения Про Левшу можно рассказать подробнее, лишь поняв, как к нему относятся … что обманывается и обманывает княжну. Настоящая любовь готова на жертву, Демон же жертвуют жизнью девушки, зная, что его появление погубит Тамару. Для него собственные интересы превыше всего. …
Образ демона это причина зла, уничтожающего всё на пути перед собой. Но несмотря на это, он оказывается в сближенном взаимодействии с противоположным началом. Поскольку нечистый это обращённый ангел, то ему прекрасно вспоминаются прошедшие события. Герой словно выливает свою накопившуюся месть на весь мир. Стоит выделить тот факт, что данный образ демона очень сильно отличается от Сатаны или же Люцифера. Такое вот личное выражение российского поэта к образу.
Основной смысл поэмы состоит в том, что герой стремится найти способ перевоплотиться. Он весьма рассержен тем обстоятельством, что ему отведена участь рассеивать зло по всему людскому миру. По нежданному стечению событий он влюбляется в прекрасную девушку грузинку, которую зовут Тамара. Данным способом герой во что бы то ни стало желает победить Божью кару.
Образ героя в этом произведении выражается двумя главными особенностями. Это притягательность небес и таинственная загадочность. Поэтому женщина Земли не способна из-за своей слабости устоять перед искусителем. Он не итог человеческого воображения. Тамара может его почувствовать и осязать. Постепенно он начинает посещать её во сне. Демон походить на воздух и может вдохновляться чрез внутренний голос и дыхание. В поэме мы не найдём описания внешнего вида героя. В чувствах девушки он как светлый вечер, светится неслышно, подобно звезде, ускользает неслышно и бесследно. Грузинку заманивает зачаровывающий голос, притягивает её. После совершения убийства суженого Тамары, он приходит к ней, напускает золотые сны, избавляет ото всех земных беспокойств. Портрет перевоплощается с помощью колыбельную песенку. В этой песне присутствует воспевание мира в ночи, который столь характерен для романтической особенности.
Воспевания, которые воспроизводит Демон с течением времени отравляют сердце бедной девушки по миру, которого нет. Земные события и вещи её не привлекают. Доверяясь своему совратителю, грузинка покидает этот мир. Это происшествие приводит Демона к ещё большему отчаянию и сознанию в своей несостоятельности.
Характеристика взглядов Феклуши
Феклуша ничем не примечательна для читателя. Всё, что мы знаем о ней, кроется в одном определении — «странница». В русской художественной литературе образ странника тесно связан с православной верой и попытками найти Царство Бога на земле. Странники несли в массы духовные ценности, являлись проповедниками христианского учения, просвещали народ правдивыми рассказами о других землях, которые им довелось увидеть. На этом фоне образ жизни Феклуши выглядит как пародия на настоящее странничество. Она далеко не ходила «по своей немощи», а все её фантастические истории — либо плод её воображения, либо пересказ сплетен, услышанных от таких же недалёких людей. Она с пренебрежением рассказывает о Москве, где все куда-то бегут и запрягают «огненного змия». «Оттого-то они так и бегают <�…> как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко».
Здесь прослеживается отрицание Феклушей развития и прогресса и противопоставление ему закостенелых порядков Калинова как единственно правильной модели жизни. Нагляден в этом отношении её рассказ о странах, где правят «салтаны» и издают «неправедные законы», о людях «с пёсьими головами». Из её слов следует, что она не признаёт существование других культур. Феклуша — олицетворение убогого мира рабства и застоя, сторонница превосходства одних людей над другими. Беда в том, что неграмотные обыватели города Калинова её слушают и верят ей. Глаша даже говорит: «Ещё хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли».