Краткое содержание Распутин Век живи — век люби
Пятнадцатилетний Саня вдруг решил стать самостоятельным. Он был единственным ребенком в семье и родители не замечали, что он уже вырос и относились к нему как к маленькому.
Вскоре подростку представилась возможность попробовать эту самую самостоятельность: приехав из лагеря, где он находился весь июнь, Саня узнает, что его родители уезжают в отпуск, а его отправляют в деревню к бабушке на Байкал. Парень был рад избавиться от родительской опеки.
В деревне Сане еще раз повезло: бабушка получила телеграмму, в которой дочь просила приехать помочь с внучатами. Пожилая женщина была в растерянности – как оставить Саню? Но и отказать дочке она не могла. Внук заверил ее, что все будет в порядке и бабушка уехала.
Сане очень нравилась самостоятельная жизнь. Он ходил в магазин, готовил еду, рвал траву, полол и поливал грядки. И то, что его никто не заставлял это делать, что он сам видит и выполняет эти нелюбимые раньше обязанности, наполняло парня удовольствием.
Так продолжалось неделю, а потом к нему пришел Митяй – мужик, с которым отец Сани ходил каждый год в тайгу за ягодой. Митяй огорчился, что отец не приехал, потому что ягоды в этот год уродилось как никогда. И он предложил мальчику поехать с ним в тайгу.
Саня взял рюкзак, поставил в него ведро, также прихватил теплую одежду и еду, потому что предстояла ночевка в лесу. Наутро они с Митяем сели в поезд, в который погрузилось еще много охотников за лесными дарами. Но все ягодники вышли раньше, а наши герои уехали дальше всех.
В поезде к ним присоединился какой-то неприятный человек, дядя Володя, которого , оказывается, Митяй тоже взял с собой.
Приехав, компания долго и трудно добиралась до митяева ягодного места. Когда они уже валились с ног, их взору предстала великолепная поляна, вся усыпанная ягодными кустами, сгибающимися под тяжестью урожая. Там же был обустроенный шалаш.
Отдохнув, люди принялись собирать ягоду. Мальчик не отставал от бывалых ягодников, он мечтал, как наварит и надавит с сахаром свою добычу, как это лакомство будет есть его маленькая двоюродная сестра.
Переночевав в шалаше, товарищи продолжили собирать голубицу, а затем, нагрузившись, отправились в обратный нелегкий путь.
Когда они пришли на станцию, дядя Володя с усмешкой сказал, что Санину ягоду есть нельзя, потому что он собрал ее в оцинкованное ведро, и теперь она – отрава.
Митяй начал кричать на него, спрашивая, почему он не сказал этого с самого начала, но тот ответил, что мальчишке будет наука. Митяю пришлось высыпать санины ягоды.
Эта книга учит тому, что порой приходится сталкиваться с подлостью, но самостоятельный человек находит достойный выход.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание Пришвин Моя родина
Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока! Предварительно молоко мать кипятила в посуде из глины, в результате на нем появлялась нежная пенка.
Со временем это вошло в привычку. И я уже ни мог не выпить с утра любимого напитка! И по сей день, начинаю свою работу с ранних часов. В этот момент пробуждается природа: животные и растения.
Меня посещают мысли о том, а если бы весь мир делал так же! Все были бы полны жизни, радостного настроения и счастья. В лес на охоту, я отправлялся без ружья! Мне нужны были скворцы, бабочки, соловьи, зелёные кузнечики.
Целью охоты было желание найти, что – нибудь необычное, интересное, новое! Молодой соловей должен был исполнять трели лучше всех. Для его прикорма я собирал муравьиные яйца. Это требовало ни мало усилий: отманить муравьёв и набить сумку.
В моём распоряжении были огромные просторы.
Дорогие ребята! Сокровища природы надо охранять и знакомить с ними! Чтобы вода была чистая для рыбы, надо охранять водные богатства! Чтобы не иссякали богатства степей, гор и лесов – нужно беречь их!
Человек не может жить без Родины! Охранять природные богатства – означает любить и беречь свою Родину!
Так давайте будем: заботиться и охранять нашу природу, её обитателей! И не забывать, что рыбы не могут жить без чистой воды, различные животные без степей, гор, лесных просторов, а человечеству нужна своя Родина, где он родился, вырос, создал семью и каждая частичка природы – это малая Родина, которую нужно беречь, сохранять и преумножать! Не забывать, что сокровища природных ресурсов не безграничны, всё больше животных заносится в красную книгу и высыхают водоёмы и леса, нанося большой урон любимой Родине! Солнце, небо голубое – это всё твоё, родное.
Любите свою Родину и работайте на ее благо.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание Пришвин Моя родина
Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока! Предварительно молоко мать кипятила в посуде из глины, в результате на нем появлялась нежная пенка.
Со временем это вошло в привычку. И я уже ни мог не выпить с утра любимого напитка! И по сей день, начинаю свою работу с ранних часов. В этот момент пробуждается природа: животные и растения.
Меня посещают мысли о том, а если бы весь мир делал так же! Все были бы полны жизни, радостного настроения и счастья. В лес на охоту, я отправлялся без ружья! Мне нужны были скворцы, бабочки, соловьи, зелёные кузнечики.
Целью охоты было желание найти, что – нибудь необычное, интересное, новое! Молодой соловей должен был исполнять трели лучше всех. Для его прикорма я собирал муравьиные яйца. Это требовало ни мало усилий: отманить муравьёв и набить сумку.
В моём распоряжении были огромные просторы.
Дорогие ребята! Сокровища природы надо охранять и знакомить с ними! Чтобы вода была чистая для рыбы, надо охранять водные богатства! Чтобы не иссякали богатства степей, гор и лесов – нужно беречь их!
Человек не может жить без Родины! Охранять природные богатства – означает любить и беречь свою Родину!
Так давайте будем: заботиться и охранять нашу природу, её обитателей! И не забывать, что рыбы не могут жить без чистой воды, различные животные без степей, гор, лесных просторов, а человечеству нужна своя Родина, где он родился, вырос, создал семью и каждая частичка природы – это малая Родина, которую нужно беречь, сохранять и преумножать! Не забывать, что сокровища природных ресурсов не безграничны, всё больше животных заносится в красную книгу и высыхают водоёмы и леса, нанося большой урон любимой Родине! Солнце, небо голубое – это всё твоё, родное.
Любите свою Родину и работайте на ее благо.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Экранизация [ править | править код ]
Одноимённый телефильм по повести был снят Патриком Гарландом и показан на телеканале BBC в 1971 году в рамках программы «Зал славы Hallmark». Сценарий написал сам Гэллико, однако он имеет ряд отличий от повести (например, Фрита сразу показана уже взрослой, и действие разворачивается на протяжении всего лишь трёх лет, причём гусыня улетает только один раз и возвращается насовсем через три года). Рейэдера в экранизации сыграл Ричард Харрис, Фриту — Дженни Эгаттер. Фильм получил ряд наград, в том числе «Золотой Глобус» 1972 года за лучший телефильм, а Эгаттер завоевала «Эмми» за выдающуюся роль второго плана .
Касьян с Красивой мечи
Душным летним днём я возвращался с охоты в тряской тележке. Вдруг кучер мой забеспокоился. Взглянув вперёд, я увидел, что путь нам пересекает похоронный обоз. Это была дурная примета, и кучер стал погонять лошадей, чтобы успеть проехать перед обозом. Мы не проехали и ста шагов, как у нашей тележки сломалась ось. Между тем покойник нагнал нас. Кучер Ерофей сообщил, что хоронят Мартына-плотника.
Шагом мы добрались до Юдиных выселок, чтобы купить там новую ось. В выселках не было ни души. Наконец я увидел человека, спящего посреди двора на самом солнцепёке, и разбудил его. Меня поразила его наружность. Это был карлик лет 50-ти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых, курчавых, чёрных волос. Его тело было тщедушно, а взгляд необыкновенно странен. Голос его был удивительно молод и по-женски нежен. Кучер назвал его Касьяном
После долгих уговоров старик согласился проводить меня на ссечки. Ерофей запряг Касьянову лошадку, и мы тронулись в путь. В конторе я быстро купил ось и углубился в ссечки, надеясь поохотиться на тетеревов. Касьян увязался за мной. Недаром его прозвали Блохой: он ходил очень проворно, срывал какие-то травки и поглядывал на меня странным взглядом.
Не наткнувшись ни на один выводок, мы вошли в рощу. Я лёг на траву. Вдруг Касьян заговорил со мной. Он сказал, что домашняя тварь богом определена для человека, а лесную тварь грешно убивать. Речь старика звучала не по-мужичьи, это был язык торжественный и странный. Я спросил Касьяна, чем он промышляет. Он ответил, что работает плохо, а промышляет ловом соловьёв для удовольствия человеческого. Человек он был грамотный, семьи у него не было. Иногда Касьян лечил людей травами, и в округе его считали юродивым. Переселили их с Красивой Мечи года 4 назад, и Касьян скучал по родным местам. Пользуясь своим особым положением, Касьян обошёл пол-России.
Вдруг Касьян вздрогнул, пристально всматриваясь в чащу леса. Я оглянулся и увидел крестьянскую девочку в синем сарафанчике и с плетёным кузовком на руке. Старик ласково позвал её, называя Алёнушкой. Когда она подошла поближе, я увидел, что она старше, чем мне показалось, лет 13-ти или 14-ти. Она была маленькой и худенькой, стройной и ловкой. Хорошенькая девочка была поразительно похожа на Касьяна: те же острые черты, движения и лукавый взгляд. Я спросил, не его ли это дочь. С притворной небрежностью Касьян ответил, что она его родственница, при этом во всём его облике была видна страстная любовь и нежность.
Охота не удалась, и мы вернулись в выселки, где меня с осью ждал Ерофей. Подъезжая ко двору, Касьян сказал, что это он отвёл от меня дичь. Я так и не смог убедить его в невозможности этого. Через час я выехал, оставив Касьяну немного денег. По дороге я спросил у Ерофея, что за человек Касьян. Кучер рассказал, что сначала Касьян со своими дядьями ходил в извоз, а потом бросил, стал жить дома. Ерофей отрицал, что Касьян умеет лечить, хотя его самого он вылечи от золотухи. Алёнушка же была сиротой, жила у Касьяна. Он не чаял в ней души и собирался учить грамоте.
Мы несколько раз останавливались, чтобы смочить ось, которая нагревалась от трения. Уже совсем завечерело, когда мы вернулись домой.
Популярные сегодня пересказы
Произведение начинается с момента, когда наша героиня Поля Вихрова прибывает в столицу нашей Родины, чтобы учиться дальше. Ее мать продолжала работать в Пашутинском лесничестве
Недалеко от небольшого посёлка Гринсбург находилась маленькая долина. Она была окружена высокими холмами и считалась тихим и мирным уголком. Казалось, что даже воздух там наполне
Краткие пересказы Ивана Тургенева
М. Горький написал свое произведение «Бывшие люди» в 1897 году. В его основе лежат личные переживания автора. Он долгое время жил в ночлежке, когда был в Казани. В произведении Горький детально описывал всех персонажей
Источник
Популярные сегодня пересказы
- Ёлка — краткое содержание рассказа Зощенко В этом году автор отпраздновал сорокалетие, и конечно, новогоднюю елку он видел не меньше сорока раз за жизнь, но навсегда ему запомнилась одна.
- Алексин 03.08.1924 года появился на свет Анатолий. Родители мальчика жили в столице России. Папа участвовал в Гражданской войне, а также выпускался и работал в Экономическом институте
- Косточка — краткое содержание рассказа Толстого Рассказ повествует о маленьком мальчике Ване, который проявил нетерпение, затем солгал, и впоследствии его ложь вылезла наружу.
- Сколько стоит долг — краткое содержание рассказа Погодин Главный герой – Павлуха, мальчик 13 лет, живущий в ста километрах от пограничного поселка на севере. Он воспитывается в многодетной семье, где мать одна растит детей, работает по болезни на низкооплачиваемой работе
Три брата
Жил-был на свете человек, было у него три сына, и все имущество его состояло из одного только домика, в котором он и жил. И хотелось каждому из сыновей после смерти отца получить этот дом, но отец любил всех троих одинаково и не знал, как ему поступить, чтобы никого из них не обидеть. А продавать дома он не хотел, потому что дом тот достался ему еще от прадедов; а то можно было бы его продать, а деньги между ними поделить. И вот надумал он, наконец, как ему поступить, и говорит своим сыновьям:
— Ступайте вы странствовать по белу свету, попытайте счастья, и пусть каждый из вас научится какому-нибудь ремеслу. А когда вернетесь домой, то дом получит тот, кто окажется лучшим мастером.
Сыновья этим решением остались довольны; и порешил старший из них стать кузнецом, средний — цирюльником, а младший — фехтовальщиком. Сговорились они о сроке, когда должны вернуться снова домой, и двинулись затем в путь-дорогу.
Случилось так, что каждый из них нашел себе опытного мастера. у которого он и мог хорошо выучиться ремеслу. Кузнецу пришлось подковывать королевских лошадей, и он подумал: «Ну, уж теперь дом я получу наверняка». Цирюльник брил всех знатных господ и тоже думал, что дом будет его. Фехтовальщик не раз получал удары, но он все это переносил терпеливо и духом не падал, думая про себя так: «Если ты будешь бояться ударов, то дома ты никогда не получишь». И вот пришел назначенный срок, и все они снова вернулись к своему отцу, но они не знали, как найти им случай, чтобы показать свое мастерство. Вот сидят они раз и между собой советуются. Сидят они и видят — бежит по полю заяц.
— Э-э, — говорит цирюльник, — а он кстати явился!
Взял он чашку и мыло, повертел помазком, взбил пену и, когда заяц подбежал ближе, намылил его на бегу и на бегу же выбрил ему бородку, и при этом не порезал его, и сделал все это так ловко, что не причинил ему никакой боли.
— Это мне нравится, — сказал отец, — если братья твои не превзойдут тебя в мастерстве, то дом будет твой.
А тут вскоре проезжала на полном ходу карета, и сидел в ней какой-то господин.
— Вот вы, батюшка, сейчас увидите, что я умею делать, — говорит кузнец.
Кинулся он вслед за каретой, сорвал у лошади на полном ходу все четыре подковы и подбил ей тотчас на ходу четыре новых.
— Ты парень ловкий, — сказал отец, — дело свое ты исполняешь не хуже, чем твой брат; я уж и не знаю, кому мне дом отдать-то.
Тогда говорит третий:
— Дозвольте и мне, батюшка, доказать свое мастерство.
А тут как раз начал идти дождь. Вытащил он свою шпагу и стал ею размахивать над головой так, что ни одна капля не могла на него упасть; а когда дождь пошел еще сильнее и перешел, наконец, в ливень и целые потоки уже лили с неба, стал он размахивать своей шпагой всебыстрей и быстрей, и остался совершенно сухим, точно сидел он под крышей. Увидал это отец, диву дался и говорит:
— Ты показал самое большое мастерство, дом отдаю я тебе.
Братья, как и обещали друг другу, решеньем остались довольны, а так как они очень любили друг друга, то порешили жить в доме все вместе; и стали они заниматься каждый своим ремеслом, — а делу были обучены они хорошо, и мастера были опытные, вот и зарабатывали они много денег. Так жили они счастливо до самой своей старости все вместе, и когда один из них заболел и умер, то двое других стали о нем грустить, да так, что сами с горя заболели и вскоре умерли. А так как были они мастера опытные и крепко любили друг друга, то и похоронили их всех вместе в общей могиле.
***
Сказка из книги авторов Гримм Якоб и Гримм Вильгельм. Сказки. Пер. с нем. Г. Петникова. М., «Худож. лит.», 1978.
В переводе некоторых других авторов сказка «Три брата» заканчивается иначе. К примеру, перевод А Введенского: … «Увидел это отец, удивился и сказал детям:- Все вы искусные мастера — не знаю я, кому из вас дом оставить. Живите все вместе.Согласились с ним сыновья, да так с тех пор вместе и живут.»И если кто-то станет спорить с вами, что у сказки братьев Гримм «Три брата» счастливый конец, утрите ему нос своими знаниями. На самом деле, у многих европейских писателей 19-го века сказки заканчивались печально, поскольку писались по мотивам родного фольклора, а времена, которые описывал народ, были тяжелыми. Войны, социальные потрясения, эпидемии и природные катаклизмы на протяжении тысячелетий сотрясали Европу, это все не могло не отразиться в сказках и приданиях. Это нашло отражения и в некоторых сказках братьев Гримм.
Библиотека покойного барина
Ивлев решает заехать в поместье Хвощинского . Предварительно придумывает повод для столь неожиданного посещения: он скажет, что его заинтересовала библиотека покойного барина и он хотел бы приобрести несколько его книг. Встречает Ивлева миловидный молодой человек в гимназической форме. Нежданный гость понимает, что это сын легендарной Лукерьи.
Молодой человек не прочь продать книги отца. Он тут же начинает расписывать их ценность, уверяет, что ничего подобного нигде приобрести нельзя. Содержание библиотеки Хвощинского довольно необычное. Здесь больше встречаются издания о мистике, волшебстве. Одна, правда, заинтересовывает гостя. Но молодой человек говорит, что эту книгу он ни за что не продаст. Отец читал ее на протяжении двадцати лет каждый день. И даже клал под подушку.
Своеобразие соцреализма Л. Леонова
Творчество Леонова развивалось в период активного развития социалистического реализма как основного, «официального» метода литературы и искусства в целом, пропаганды в литературе социалистических и революционных ценностей.
Своеобразие соцреализма писателя:
✓ опора на традиции русской классики (прежде всего Достоевского) и реализация на этой основе принципов нового метода, особенно в изображении героя и его взаимоотношений со средой;
✓ отличие художественно воплощенного стереотипа поведения героя, который предстает всегда положительным и воплощает положительные с точки зрения революционных установок качества и авторского отношения к герою, в котором обычно присутствует едва уловимая добрая ирония;
✓ проступает скрытая рефлексия, в отсутствии которой упрекали авторов соцреализма, что ярко прослеживается в таких произведениях, как «Дорога на океан», «Нашествие», «Метель».
Сюжет
Бен был опытным пилотом, который успел налетать не одну тысячу миль. Долгое время проработав в Канаде, он перевёлся в компанию в Саудовской Аравии, которая занималась разведкой нефти на побережье Египта. Местность в тех краях была весьма специфическая, и задачей Бена была посадка самолета с точностью до дюйма. Спустя некоторое время компания отказалась от разведки нефтяных месторождений, и к сорока трём годам Бен оказался без работы. Все свои сбережения мужчина отдал супруге. Между ними не было особой близости, и жена без долгих раздумий отправилась на родину в Массачусетс, оставив Бену их десятилетнего сына Дэви.
Мальчик был довольно замкнутым ребёнком, свои эмоции и переживания держал в себе. Мать была довольно холодна с ним, а грубоватый и резкий в высказываниях отец пугал Дэви. Бен и рад бы наладить отношения с сыном, но не знал, как подступиться к нему.
Бен нашёл себе небольшую подработку – подводную съёмку акул по заказу одной из телекомпаний. Вместе с Дэви он отправился на небольшом самолёте в уединённую бухту Красного моря. Мальчик плохо переносил полет, и Бен был уже не рад, что взял его с собой. Он посадил самолет в бухте, оставил сына на берегу, а сам отправился снимать акул. Когда Бен вернулся, чтобы немного отдохнуть, он с досадой заметил, что взял только пиво и не захватил воды для Дэви.
Бен вновь погрузился в море. Когда он уже почти закончил съёмку, одна из акул напала на него. Собрав остатки сил, мужчина с трудом выбрался на берег – его ноги и руки были истерзаны острыми зубами акулы. Бен то терял сознание, то вновь приходил в себя. В его голове промелькнула мысль, что никто не знает, где они находятся, и на помощь рассчитывать не приходится.
Бен постарался приободрить испуганного сына. Он стал руководить мальчиком, чтобы тот смог поднять самолёт в воздух. Собрав всё своё мужество, мальчик чётко следовал инструкциям отца. Почти всю дорогу к Каиру Бен находился в беспамятстве. Лишь когда показался аэродром, он из последних сил помог Дэви посадить самолёт.
Бену ампутировали руку, но он очень быстро шёл на поправку, чем немало удивил врачей. Он уже не мог заниматься любимым делом, но для него теперь самым важным было то, что он нашёл общий язык с собственным сыном.
Л.Н.Толстой. Басни учебно-методический материал (7 класс)
Л.Н.Толстой
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
— Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец говорит:
— Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
ЛГУН
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает,— не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
1.Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?______________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?
1)___________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________
3. Какому жизненному правилу вы научились?_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
4. Раскройте транскрипцию, запишите фразу буквами _____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
5. Найдите и выпишите в прочитанных баснях диалектные слова, просторечья __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вспомните и запишите 3 пословицы о дружбе
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что такое «Норма»?
Как объясняет сам Владимир Сорокин, эту книгу даже нельзя назвать романом, в 80-е ее называли просто «Нормой». Она состоит из семи частей, написанных в жанрах от небольших зарисовок, сделанных почти в стилистике социалистического реализма, до эпистолярного (знаменитых «Писем Мартину Алексеевичу») или описания производственного совещания.
В истории российской литературы немного книг, в которых было бы продемонстрировано столь же кардинальное неприятие советской действительности, как в «Норме». Давящее на человека от детского сада (пропитанного, по выражению Сорокина, «сочетанием сюсюкания и насилия») до гробовой доски требование быть таким же, как все, нормальным, делать то, что от тебя хочет общество, метафорически превращается в романе в сцены организованного государством централизованного поедания фекалий, а блестяще стилизованные под официозную прозу или речь советских обывателей эпизоды заканчиваются гротескным насилием или сумасшествием.